Особняк Румянцева в Санкт-Петербурге

Коллекция музея

Граф Николай Петрович Румянцев был государственным канцлером, много путешествовал как по работе, так и по личной инициативе. В своих поездках он собирал редкие книги и древние грамоты, этнографический материал, связанный с историей народов России, карты и минералы.

Богатое собрание ценных предметов разместилось в новом особняке, который коллекционер приобрел в 1802 году. При этом, Николай Румянцев не прекращал пополнять ее. Многие этнографические материалы он получил из кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна, спонсором которого выступил граф. Произведения искусства он тоже не обходил стороной. В его коллекции были портрет императора Николая I от художника Джорджа Доу и скульптура «Мир» авторства Антонио Кановы.

chvm2006

В 1826 году неженатый и бездетный Николай Румянцев скончался. Коллекция по завещанию отошла к его брату — Сергею Румянцеву. Сергей Петрович решил сделать коллекцию брата достоянием страны и передал собрание Министерству народного просвещения. Двумя годами позднее император Николай Первый подписал указ об учреждении музея имени Румянцева.

История Румянцевского музея в Москве

Начнем с самого начала. Румянцев Николай Петрович всю свою жизнь увлекался искусством, природой и историей России. Он долгое время собирал книги и рукописи по истории, изучал обряды народов, занимался изданием летописей старинных русских городов, оказывал помощь в организации кругосветной экспедиции. Это все позволило собрать обширную коллекцию частного музея семьи Румянцевых. Но, главным его увлечением были рукописи, поэтому самым большим собранием в его коллекции была библиотека, в которой насчитывалось около 28 тысяч томов. Рукописи и книги приобретались в России и Европе. Иногда, покупались целые частные библиотеки, например, библиотека Лерберга. После смерти Румянцева Н.П., коллекция перешла по завещанию его брату. В 1826 году вся библиотека и коллекция дома Румянцевых была передана государству.

22 марта 1828 года указом Императора Николая Первого был учрежден Румянцевский музей.

Открыт музей Румянцева был в 1831 году в семейном особняке Румянцевых в Санкт-Петербурге. Чтобы уберечь его от развала, так как его почти никто не посещал, было принято решение о его переводе.

В 1861 году музей был переведен в Москву, где он разместился в доме Пашкова. В Москве он был объединен с Московским публичным музеем. Делами музея стал заниматься Исаков Николай Владимирович. Именно в это время его коллекция стала стремительно пополняться: были приобретены картины Брюллова, Бремена, Левицкого, Вильмеера, гравюры и книги из Эрмитажа, столешница из малахита и другие работы уральских мастеров.

Для посетителей музей был открыт уже через год после перевода. Он стал очень популярным как среди народа, так и у императора. Александр Второй, очень полюбил его и стал его меценатом, именно он приобрел ценные картины, такие, как «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Явление Христа народу» и многие другие.

Новообразованный музей состоял из трех отделов: гравюрный, Дашковский и живописный. Библиотека, которая входила в его состав, получила статус публичной.

До революции Румянцевский музей в Москве постоянно пополнял свои коллекции за счет меценатской поддержки. Например, Солдатенков давал денежные средства на приобретение книг, и завещал свою личную библиотеку, и коллекцию полотен русских живописцев, скульптуры.

Князь Долгорукий, пополнял коллекцию драгоценными камнями, изделиями из благородных металлов.

Все экспонаты могли увидеть обыкновенные люди, он работал ежедневно, а в воскресенье посещение было вообще бесплатным. Так, он превратился в народный. На старых фото Румянцевского музея в Москве можно увидеть, как выглядели залы в то время, какие хранились там экспонаты.

Вскоре многочисленные экспонаты стали не помещаться в доме Пашкова, было принято решение о переносе коллекций в другое здание.

В 1863 году в Библиотеке музея был открыт первый читальный зал, вместительностью – 20 мест, в 1870 году открыт новый читальный зал на 80 мест, который позже расширили до 120 мест.

В 1913 году Румянцевский музей переименован в «Императорский Московский и Румянцевский музей».

В 1915 году была произведена реконструкция центральной части дома и открыт читальный зал, вместительностью 300 мест. Зал занимал пространство второго и третьего этажей. В годы советской власти он стал главным читальным залом в Библиотеке имени Ленина.

Фонд музея, по состоянию на 1917 год, насчитывал около 1 миллиона 200 тысяч экспонатов.

Парадные залы особняка Румянцева

Я выбрал посещение особняка с концертом. Мероприятия проходят в дубовом кабинете на первом этаже, в который с обычной экскурсией не попасть. Было немного тесновато, сидели плечом к плечу, но в остальном впечатления остались самые наилучшие. Акустика отличная.

Дубовый кабинет в особняке Румянцева, где проходят концерты

Дубовый кабинет в особняке Румянцева, где проходят концерты

Рядом находится кабинет с красивой старинной мебелью. Тоже не для экскурсий, кабинетом пользуется администрация, там переодеваются артисты.

Старинная мебель в особняке Румянцева, кабинет на первом этажее

Старинная мебель в особняке Румянцева, кабинет на первом этажее

Экскурсия же проходит по второму этажу особняка и начинается традиционно с парадной лестницы. Её называют мраморной.

Здесь особое внимание стоит обратить на “висячий” вид лестницы, как будто она без опор. В Петербурге таких было три, в особняке Румянцева единственная из сохранившихся

Парадная лестница

Парадная лестница

На лестнице внимание на себя обращает гипсовая копия скульптуры “Венера, снимающая сандалию”. Мраморный оригинал находится в Русском музее

А ещё такая, но только бронзовая была в усадьбе Лейхтенбергских, но сильно пострадала во время войны. Как я понял отреставрировать её не удалось и была сделана бронзовая копия для комплекса “Ольгин остров” в Петергофе. А особняку Румянцева подарили гипсовую копию, которую использовали для изготовления бронзовой.

Далее наш путь следует в большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, оформленный в духе историзма – музыкальный зал. Надо отметить, что особняк Румянцева – это смешение стилей. Залы часто переделывались под задачи разных хозяев.

Музыкальный зал

Музыкальный зал

Далее идёт парадная гостиная

Здесь обратите внимание на уникальное зеркало во всю стену площадью 18 кв. метров, выполненное цельным стеклом

На то врем это было самое большое зеркало в Петербурге. В советское время его хотели вынести, но специалисты сказали, что это возможно только тем же способом как вносили, то есть когда ещё не было стен. Сносить дворец никто не решился, поэтому зеркало и сохранилось.

Парадная гостиная

Парадная гостиная

Из парадной гостиной проходим в зал, посвященный истории владельцев особняка. Самое интересное – это история самого графа Румянцева и семьи Лейхтенбергских.

Зал, посвященный истории владельцев особняка Румянцева

Зал, посвященный истории владельцев особняка Румянцева

Через этот зал проходит дубовая лестница, украшенная затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа.

Экскурсия заканчивается в Белом зале. Потолки в 8,5 метра с кессонами. Раньше здесь проходили балы и музыкальные вечера. Сейчас иногда проводятся временные выставки. Также зал можно арендовать для частных торжеств.

Белый зал

Белый зал

После одной из выставок остались зеркала с имитацией под старину. Дирекция решила их оставить. Они сюда неплохо вписались.

После экскурсии я погулял по остальным этажам особняка Румянцева, где размещены несколько временных выставок. Особенно меня впечатлила выставка интерьеров коммунального Петербурга – “Коммунальный рай, или близкие поневоле”.

Выставка “Коммунальный рай, или близкие поневоле”

Выставка “Коммунальный рай, или близкие поневоле”

Другая выставка посвящена обороне Ленинграда в Великую отечественную войну.

Выставка “Оборона Ленинграда в Великую отечественную войну”

Выставка “Оборона Ленинграда в Великую отечественную войну”

Ещё одна выставка посвящена периоду НЭПа. Образ города и человека в 1930-х годах.

Выставка “НЭП. Образ города и человека в 1930-х годах”

Выставка “НЭП. Образ города и человека в 1930-х годах”

Курсируя между выставками обнаружил ещё одну красивую лестницу.

В заключении отмечу, что граф Николай Петрович Румянцев был при Александре I на должности канцлера, правой рукой государя. Но после начала войны с Наполеоном, ему тяжело было оставаться на службе, так как он внутренне очень симпатизировал Франции. Уйдя в отставку он занялся меценатством, организовал исторический кружок, стал собирать исторические документы вместе с командой. А в своём особняке организовал первый публичный музей. Хоть от этого музея ничего и не осталось, большая часть коллекции переехала в Москву, всё равно спасибо этому человеку, он много сделал для России.

Возможно Вам также будет интересно:

Здание Двенадцати коллегий – что посмотреть, как попасть на экскурсию, история
p24p.ru

Музей Академии Штиглица в Санкт-Петербурге – экскурсия по залам
p24p.ru

Наследие перестройки

В 1988 году началась масштабная реконструкция здания, но, в 90-е годы наступил совсем мрачный период для дома Пашкова. Стала протекать крыша, были выбиты стекла на окнах. Здание было в очень плачевном состоянии.

Но, в конце концов, нашлись деньги на его реконструкцию, и в 2007 году дом Пашкова открыл свои двери для посетителей.

Надо отметить, что здание является историческим. Построено оно в 1788 году, по проекту архитектора Баженова В.И.. Здание расположено рядом с Кремлем в историческом центре столицы. Дом имеет очень интересную историю, он неоднократно менял владельцев, но самым значимым событием в его истории является размещение в его стенах Румянцевского музея.

История особняка

Коллекция была не просто огромной, она была уникальной по подбору и качеству. Кстати, все убранство особняка — русская работа. Интересно, что личные покои графа располагались только в одном месте на втором этаже, во всех других комнатах и залах особняка размещались его уникальные собрания.

Особняк Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге

Исторический факт! Перед кончиной Румянцев поручил своему младшему брату Сергею передать дом и коллекции под музей. Его открыли в мае 1831 года, сделав бесплатным для всех без сословных ограничений.

Но государственное финансирование было недостаточным, поэтому начались переговоры о переводе музея в Москву. В 1861 году это событие состоялось. Знаменитые петербуржцы возмущенно писали тогда: «Румянцевский музей, известный всей Европе, в один день стерт, словно резинкой».

Публичный музей Румянцева, 1831 г.

Но московский музей в итоге тоже расформировали, и 28 тысяч томов его книг легли в основу Российской государственной библиотеки, которая так и называлась «Румянцевская» (прежде чем стать им. Ленина). А все остальное составило фонд им. Пушкина.

Залы особняка Румянцева

Музей после Румянцева

Исполняя волю покойного брата, Сергей Голицын устраивает перепланировку дома под музей. Покупает новую мебель. Для особо ценного помещения – Большого зала, где должна была располагаться минералогическая коллекция, – выполняются фигурные шкафы, столики, стулья из карельской берёзы и другие элементы декора. Кстати, император повелел назвать музей Румянцевским, отдав должное не только собраниям Николая Румянцева, но и хлопотам, финансовым вложениям и пополнениям коллекций произведениями искусства его брата.

В 1831 году музей был открыт. И не просто музей, а первый в России частный публичный музей. Это стало важнейшим событием в научной и культурной жизни Петербурга, о чём написали все газеты.

В доме располагалась огромная библиотека, составленная из собраний русских и славянских рукописей, русских книг церковной и гражданской печати, иностранных изданий и карт. Весь Большой (Белый) зал занимал минералогический кабинет. Музей хранил коллекции монет и медалей, собрание одежд и вещей островитян, привезённых из кругосветного путешествия капитаном Отто Коцебу. В особняке работали учёные-историки, лингвисты, археографы. Здесь проводились не только научные изыскания, но и публичные лекции, чтения, концерты.

Спиноза для комсомольцев

Увы, некоторым произведениям не повезло: например, лишь малая часть мебели попала в музейное собрание. Стулья и столы приглянулись кому-то еще. Например, комсомольцы из Ленинского клуба, не дожидаясь, пока официальная комиссия распределит ценности, сами вывезли мраморный стол, стулья, канделябры и даже бюст Спинозы. И оставили объяснительное письмо — мол, забрали для благоустройства клуба. А полотно Рембрандта «Христос со сложенными руками» из коллекции графов Орловых-Давыдовых в 1927 году украли, варварски вырезав из рамы. Спустя пять лет картину (накануне революции ее оценивали в 200 тысяч рублей) нашли и после реставрации продали за рубеж. Сегодня она находится в Музее Хайдов в американском Гленс-Фоллcе.

Каждый новый владелец – отдельная жизнь особняка

Затем опустевшим домом на Английской набережной владело множество почитаемых личностей: журналист и писатель Альберт Старчевский (при нём здание снова перестраивается в доходное, появляется третий этаж, производится капитальный ремонт внутри и снаружи особняка); купец Иоганн Шумахер, купивший здание за 250 тыс. рублей; почётный потомственный гражданин Егор Дрябин, его вдова и сын; супруга Его императорского величества Евгения Романовского (при ней дом находился уже совсем в аварийном состоянии, укрепляется и перестраивается внутри и снаружи, становится богаче); дворяне Евгений Лейхтенбергский и Зинаида Богарне; Дарья Евгеньевна – представитель династии Романовых; князь Лев Кочубея.

В 1918–1921 годах парадные залы со стороны набережной Красного флота (так называлась Английская набережная с 1918 года) пустовали. В помещениях с улицы Галерной располагались жилые квартиры.

С 1921 по 1938 год в здании располагались: Союз металлистов, Петропрофобр, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, облсобес, школа пионервожатых, промкомбинат предприятий инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений и областное управление кинофикации.

С 1938 года в особняке начал размещаться музей истории и развития Ленинграда. Располагавшиеся здесь учреждения съезжали до 1946 года. Жильцы квартир были расселены лишь в начале 1990-х годов.

Особняк был не готов к окончательному переезду музея: требовался капитальный ремонт и масштабная реставрация, сотрудникам необходимо было исследовать здание и проложить экскурсионные маршруты, денег не хватало, а музейные фонды и имущество насчитывали более 100 тыс. единиц хранения.

В марте 1941 года исполком Ленсовета выделил дополнительные средства, обязав коллектив музея завершить работу к 25-й годовщине Октябрьской революции. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда нарушили эти планы.

Экспозиции

Большая часть музея — это четыре постоянные экспозиции:

  • История здания и его владельцев. В музее несколько залов посвящены владельцам особняка, и тому культурному и просветительскому вкладу, который они оставили после себя. Здесь же можно узнать о многочисленных перестройках здания, архитекторах и мастерах, создавших столь изысканные и богатые интерьеры.
  • НЭП. Образ города и человека. В экспозиции представлены интерактивные зоны: сапожная мастерская, ателье модистки и ресторан, где во всем ощущается дух революции и эпохи.
  • От будней к праздникам, этюды из 30-х годов. Здесь отображено интереснейшее время в истории СССР — завоевание Арктики и штурм стратосферы, первые пятилетки и подлинный трудовой энтузиазм. В экспозиции представлены образцы продукции, которую выпускали многочисленные заводы и предприятия города. Здесь можно увидеть плакаты, посвященные производству в 1932 году первых дирижаблей, а также модель первого троллейбуса, который был пущен по улицам города.
  • Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция была создана в 1964 году и посвящена трагическим страницам истории Ленинграда — 900-дневной героической обороне города во время Второй мировой войны. Здесь собрано более 2000 интереснейших экспонатов: подлинные документы и фотографии, знамена, предметы блокадного быта и личные вещи жителей и защитников города. Музейная экспозиция построена по хронологическому принципу и отражает основные события, связанные с героической обороной и повседневной жизнью Ленинграда в годы войны.

Выставки

Выставка «Коммунальный рай…»

Кроме постоянных экспозиций, большое внимание в особняке Румянцева в Санкт-Петербурге уделяется выставочной деятельности. Каждый год здесь проходит от 10 до 15 выставок, посвященных уникальным шедеврам архитектуры, скульптуры и живописи, к примеру:

  • Русская икона XVII — начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Здесь можно полюбоваться произведениями великих мастеров иконописи, а также увидеть уникальные иконостасы: из Екатерининского придела Петропавловского собора и походный иконостас Александра I.
  • Коммунальный рай или близкие поневоле. Выставка открыта в помещениях бывшей «коммуналки»: общей кухне, коридоре и четырех комнатах. Она представляет собой реконструкцию «уплотненной» квартиры, в которой проживали разные люди (бывшая хозяйка всего помещения, деревенская семья, молодой «неформал» и петербургский художник). Здесь можно увидеть предметы быта, личные вещи, электроприборы, а также фрагменты документальных и художественных фильмов, описывающих будни «коммуналок».
  • Петроград, киноплакаты 1914-1919 годов. На выставке представлены более 50 уникальных плакатов, афиш, документов, а также фрагментами кинохроник и выдержками из воспоминаний современников начала 20 века. Большая часть экспонатов ранее нигде не публиковалась и не представлялась.
  • Несбывшийся Петербург. Выставка демонстрирует нереализованные копии проектов обустройства Санкт-Петербурга, архитектурную уникальную графику, которая смогла бы изменить привычный образ города. На выставке представлены проекты перестройки как отдельных зданий, так и целых кварталов.

Фото и описание

В 1740-х годах на участке Английской набережной между Ново-Адмиралтейским и
Крюковым каналами, был построен первый каменный дом. Для строительства
собственного особняка князь Михаил Васильевич Голицын был вызван из Москвы
специальным указом императрицы Анны Иоанновны. Двухэтажное здание, построенное
согласно общему плану застройки набережной, ничем не выделялось из окружающих
его построек.
После того, как в 1749 году владелец здания скончался, особняк перешел к его
бездетному сыну Александру. Александр Михайлович Голицын умер в 1774 году. После
этого участок принадлежал английским купцам, что не было редкостью для того
района города. Именно поэтому набережная и получила название Английской.

В 1802 году особняк купил граф Николай Петрович Румянцев, сын русского
полководца, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и
Екатерины Михайловны Голицыной. На противоположном берегу в сквере Невы
установлен памятный обелиск “Румянцева победам”, посвящённый отцу Николая
Петровича.

В 1808 году будучи министром коммерции граф получил одновременно еще
назначение на должность министра иностранных дел. Он стал государственным
канцлером за заключение им Фридрихсгамского договора, согласно которому России
отошла Финляндия. В 1814 году граф Румянцев ушел в отставку, но будучи человеком
деятельным, он занялся организацией научных исследований в области русской
истории. В его доме образовалась богатая коллекция письменных памятников,
медалей, монет, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь имелась
библиотека из почти тридцати тысяч книг, в том числе русских летописей, трудов
русских учёных XVIII – начала XIX века, работы русских исследователей и
путешественников. Более трети книг было на иностранных языках. Под хранение этих
коллекций был отдан весь третий этаж особняка.
Хозяин же обитал в парадных помещениях второго этажа. Здесь располагались три
роскошных зала с золотой лепниной на стенах, с наборным паркетом, с изразцовыми
печами.

Высоко и по достоинству оценивая свою коллекцию, граф Румянцев решил передать
её государству вместе с особняком под музей. Для постоянного финансирования нужд
музея было решено превратить в доходные дома жилые корпуса по Галерной улицы. В
1824 году Румянцев пригласил молодого еще тогда архитектора Василия Алексеевича
Глинку для перестройки здания под музей. Зодчий постарался сохранить объём и
пропорции здания, но полностью преобразил фасад. Теперь особняк был украшен
двенадцатиколонным портиком. В тимпане размещён барельеф “Апполон-Мусагет на
Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины”, выполненный скульптором
И. П. Мартосом. Рядом с ним размещены атрибуты наук и искусств, которые
символизируют увлечения владельца дома. За этот проект молодому архитектору было
присвоено звания академика.

Перестроили внутренние помещения, приобрели специальную музейную мебель. В
одном из залов разместили галерею портретов родственников Румянцева, в том числе
и портрет основоположника музея графа Румянцева, кисти английского художника Доу.
28 мая 1831 года музей был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без
различия сословий и званий. Но после смерти младшего брата основателя музея
финансовые дела его пошли всё хуже и хуже. Вследствие чего музей был перевезен в
Москву и размещен в доме Пашкова.

В конце 19 века архитектор Александр Александрович Степанов переустроил
особняк для семьи Богарне, тогдашних владельцев особняка. Необходимо было делать
срочный ремонт из-за деформации цокольного этажа. Для укрепления его нижняя
часть дома была существенно усилена, был сделан крытый каменный подъезд. Две
боковые двери превратились в окна, а центральную дверь расширили. В доме была
установлена мраморная лестница, для чего архитектор Степанов придал стене
здания, выходящей во двор, полукруглую форму. В стиле историзма были оформлены
парадные залы особняка: Белый (Танцевальный) зал, Дубовый кабинет, Концертный
зал.

После революции в особняке размещались различные конторы и коммунальные
квартиры. В 1938 году особняк Румянцева передали Музею истории и развития
Ленинграда, который тогда размещался в Аничковом дворце. Здание снова
подверглось реконструкции, поэтому музей открыт был тут только в 1955 году.
Сейчас “Особняк Румянцева” является отделением Государственного музея истории
Ленинграда.

Пополнение фондов музея

Московский генерал-губернатор Павел Алексеевич Тучков и Николай Васильевич Исаков призывали всех москвичей поучаствовать в пополнении и становлении вновь создаваемого «Музея наук и искусств». В результате в фонд Московского публичного и Румянцевского музеев вошло более 300 книжных и рукописных коллекций и отдельных бесценных даров.

Дарения, пожертвования стали важнейшим источником пополнения фонда. Недаром писали, что Музей создавался путём частных дарений и общественного почина. Через полтора года после основания Музеев фонд Библиотеки уже составлял 100 тысяч единиц. А на 1 января 1917 года в Библиотеке Румянцевского музея было уже 1200 тысяч единиц хранения.

Одним из главных дарителей был император Александр II. От него поступило много книг и большое собрание гравюр из Эрмитажа, более двухсот живописных полотен и другие раритеты. Самым крупным даром стала знаменитая картина художника Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» и этюды к ней, специально для Румянцевского музея приобретённые у наследников.

В «Положении о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме» было записано, что директор обязан «наблюдать» за тем, чтобы в Библиотеку Музеев попадала вся изданная на территории государства литература. И с 1862 года в Библиотеку стал поступать обязательный экземпляр. 80 процентов фонда до 1917 года составляли поступления по обязательному экземпляру.

В настоящее время

Сейчас в доме Пашкова расположены:

  • Научно-исследовательский отдел рукописей. Фонд составляет около 610 тысяч экземпляров. Самые старинные рукописи относятся к 6 веку. Здесь есть фонды Петра Первого, Державина Г.Р., Кутузова М.И., Грибоедова А.С., Лермонтова М.Ю., Тютчева Ф.И. и других деятелей русской литературы и истории. Здесь присутствуют собрания на древнегреческом и древнерусских языках, на славянском и на латыни.
  • Отдел картографических изданий. Это один из крупнейших в мире фондов. Насчитывает около 250 тысяч экземпляров карт, планов, атласов, глобусов и картосхем. Самые старинные карты – 15 века. Здесь есть атласы Мекарта, и современные интерактивные карты. У самого входа в отдел расположена коллекция минералов и камней.
  • Отдел звукозаписей и нотных изданий. Здесь расположен крупнейший в мире фонд нотных изданий, в котором хранится около 400 тысяч зарубежных и отечественных нот, и около 30 тысяч звукозаписей. Прижизненные издания нот Моцарта, Генделя, Баха, Глюка, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шостаковича, Бетховена, Вагнера, Штрауса, Верди и многих других композиторов. Здесь можно увидеть и услышать первые пластинки и подпольные самодельные пластинки, созданные на рентгеновских снимках.
  • Культурно-выставочный комплекс РГБ (Российская Государственная библиотека). Здесь организуются различные выставки, балы, музыкальные вечера, различные презентации и церемонии вручения премий.

16 ок­тяб­ря 2020 го­да, например, от­кры­лась вы­став­ка «Пер­вое уче­ние от­ро­ком», на которой представлены уни­каль­ные бук­ва­ри из на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла рукописей и редких книг.

Как добраться до дворца Румянцевых-Паскевичей

Дворцовый парк раскинулся на живописном берегу Сожи в восточной части Гомеля. Пешая прогулка к главной достопримечательности города по проспекту Ленина от железнодорожного или автовокзала займёт около 20-30 минут. Можно добраться городским транспортом (расстояние около 2 километров) до остановки Площадь Ленина, расположившейся в непосредственной близости от входа в музейный комплекс. Маршруты автобусов № 17, 18, 34, троллейбусов № 16, 15, 20.

Парк открыт для посетителей круглый год. Сюда приезжают сотни тысяч туристов из Белоруссии, России, Украины, других стран Европы. До Гомеля можно добраться по железной дороге или на автомобиле. Расстояние от Минска 300 километров, от Москвы около 600 км.

Дворец Румянцевых и Паскевичей сегодня

В наше время бывшая резиденция аристократов в Гомеле – один их интереснейших и наиболее посещаемых музеев Беларуси, крупный историко-культурный и просветительский центр.

Первый этаж центральной части дворца – историческая реконструкция помещений дворянского имения. Как и в давние времена, здесь расположены Колонный зал, Белая гостиная, Красная гостиная, зал торжественных приемов (бывшая «золотая столовая»).

Сегодня эти залы – не только часть экспозиции, но и место проведения балов и концертов, встреч и переговоров с участием первых лиц государств. В Гомельском дворце часто проходят выставки (картин и других предметов искусства, фотографий), интересные образовательные проекты.

Собрание музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля – одно из богатейших в Беларуси: археологическая, этнографическая, нумизматическая коллекции, собрания картин, рукописных и старопечатных книг, икон и культовых предметов, морских организмов, мемориальные комплексы выдающихся людей (авиаконструктора Павла Сухого, министра иностранных дел Андрея Громыко)…

В башне, перестроенной по замыслу Ивана Фёдоровича Паскевича, размещена экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». В ней представлены подлинные картины, скульптуры, оружие и личные вещи князей.

В 2012 году Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей получил Гран-при прошедшего впервые конкурса «Музеи Беларуси – третьему тысячелетию».

Расписание, билеты, стоимость

Режим работы Музея истории Петербурга: с 11:00 до 18:00, среда — выходной. Кассы закрываются на час раньше.

Цена единого билета (руб.*):

  • учащиеся — 100;
  • взрослые — 250;
  • пенсионеры — 100.
Учащиеся (руб.)Взрослые (руб.)Пенсионеры (руб.)
Лекции100150100
Лекции-концерты200300200
Мастер-классы200300200

Экскурсия-квест проводится для групп в 200 человек, билеты заказываются по телефону.

Обслуживание экскурсий:

  • стоимость для групп от 4 до 20 человек при наличии у всех входных билетов — 1000 руб.;
  • обслуживание посетителей от 1 до 3 человек — 500 руб. с каждого.

Билеты можно оплатить картой, предоставляется аудиогид.

Льготы

Бесплатно посетить музей могут следующие категории граждан:

  • участники и ветераны ВОВ;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и медалью «за оборону Ленинграда»;
  • бывшие узники гетто и концлагерей;
  • инвалиды РФ;
  • военнослужащие-призывники;
  • дети дошкольного возраста и сироты;
  • сотрудники других музеев;
  • члены ИКОМ;
  • одно лицо, сопровождающее инвалида;
  • сопровождающий группу учащихся более 15 человек.

Льготы не распространяются на услуги по обслуживанию экскурсий.

Дворец при Паскевичах

Башня дворца Румянцевых-Паскевичей, вид со стороны реки Сож В 1834 году дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем И. Ф. Паскевичем. При нём в 1837—1851 годах под руководством польского архитектора Адама Идзковского была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк.

Перестройку дворца Идзковский начал с флигелей. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, с фасада убраны портики ионического ордера. Южный флигель дворца был разобран до основания — на его месте Идзковский возвёл четырёхэтажную башню (с 1850 по 1851 годы). Башня высотой 32 метра имела часовой механизм на последнем этаже, а также веранду с балконом. Это сооружение, которое несколько выбивается из общей архитектуры здания, создавалось как личная резиденция Паскевича. Здесь располагалась библиотека хозяина дома, хранилась богатая коллекция произведений искусства.

Идзковский также внес изменения в архитектуру главного здания: были переделаны полукруглые окна бельведера, изменён фронтон выходящего на реку Сож семиколонного портика. Кроме того он пристроил к этому фасаду здания веранду. В ходе реконструкции на карнизах главного здания дворца и галерей были установлены статуи.

Работы по оформлению интерьеров дворца курировал итальянский архитектор Винценто Винценти.

В 1842—1922 годах на террасе парка дворца находился памятник князю Юзефу Понятовскому работы Бертиля Торвальдсена, предназначавшийся для Варшавы и вывезенный Паскевичем из крепости Модлин. В 1921 году после Рижского мирного договора, предусматривавшего возвращение Польше культурных ценностей, увезенных из неё после 1772 года, памятник был возвращён в Варшаву.

Последние владельцы усадьбы — сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После отказа от предложения сына родственника Румянцевых графа Андрея Васильевича Рубана о покупке дворца за 1500000 мл. рублей[источник не указан 2174 дня

] дворец был конфискован революцией и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея, а Ирина Паскевич была переселена в небольшую квартиру.

В воскресенье вход бесплатный

На основе музея было решено создать публичную библиотеку — по примеру петербургской. Важную роль в этом сыграл попечитель Московского учебного округа Николай Исаков. Он убедил передать коллекцию из Санкт-Петербурга в Москву и нашел здание, которое смогло вместить внушительное собрание графа. Выбор пал на расположенный напротив Кремля дом отставного офицера и предпринимателя Петра Егоровича Пашкова, иначе говоря — Пашков дом. Пока шли подготовительные работы, в залах на Моховой развернулась выставка даров новому музею: от Академии художеств — полотна Дмитрия Левицкого и Карла Брюллова, картины от немецких живописцев Вильмеера и Майера. А от главного покровителя музея — императора Александра II — картины из Эрмитажа, гравюры и работы уральских камнерезов.


Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857. Государственная Третьяковская галерея


Дмитрий Левицкий. Портрет Н.А. Сезёмова. 1770. Государственная Третьяковская галерея


Иван Айвазовский. Морской вид при лунном свете. 1878. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

Торжественное открытие нового московского музея состоялось в 1861 году. Публика могла посещать его четыре дня в неделю, заплатив 10 копеек, а в воскресенье музей работал бесплатно. В Москве он не знал недостатка в дарах: художественная коллекция пополнялась постоянно. Главным дарителем стал император. Благодаря ему в Доме Пашкова появилось более двухсот живописных произведений из Эрмитажа и самая масштабная работа Александра Иванова — «Явление Христа народу», которую вместе с этюдами к полотну приобрели специально для Румянцевского музея. Сюда же поступила обширная коллекция Федора Прянишникова, в которой были полотна выдающихся российских живописцев — Айвазовского, Тропинина, Венецианова и других. Музею помогали и финансово. В течение сорока лет предприниматель Козьма Терентьевич Солдатенко жертвовал ему по тысяче рублей на закупку книг, а после завещал свою библиотеку (она насчитывала 8 тысяч томов) и коллекцию русской живописи.

Вскоре музей так разросся, что потребовались новые помещения. Отдельное здание получила картинная галерея, причем для картины Иванова обустроили персональный зал. А в Доме Пашкова осталась обширная библиотека — более 700 тысяч томов, а также нумизматический и этнографический отделы, которые постоянно пополнялись. Музей жил насыщенной научной жизнью: организовывались экспедиции, в фонды поступали коллекции. Однако после революции в жизни Румянцевского музея произошли перемены.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий