Литературная жизнь индусов

Традиция смрити

Эпос

Индийский эпос колоссален по объему и уникален по своему значению для индуизма, сопоставимому с ролью Нового Завета в христианстве. «Махабхарата» и «Рамаяна» почитаются индусами как священные книги («Махабхарату» называют иногда «пятой Ведой»), Каждая из них может быть названа энциклопедией жизни Древней Индии. Эпос содержит сведения о стране и обычаях людей, о государственном управлении и культуре.

В «Махабхарате» повествование нередко сопровождается отступлениями, содержащими религиозно-философские или этические доктрины, постулаты ортодоксальных школ и сведения о некоторых неортодоксальных взглядах. Собственно философские тексты «Махабхараты», запечатлевшие разные грани древнеиндийской религиозно-философской мысли, — «Мокшадхарма», «Нараяния», «Анугита», Книга Санатсуджаты.

Главный из сюжетов «Махабхараты» повествует о борьбе царских родов Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре побеждают, при содействии высших сил, братья Пандавы. Накануне великой битвы на поле Курукшетра полководец Арджуна, один из пяти братьев Пандавов, беседует со своим возницей Кришной. Этой беседе посвящена «Бхагавадгита» («Песнь Господня», входящая в состав 6-й книги «Махабхараты») — самая священная часть «Махабхараты» и одно из наиболее значительных религиозно-философских произведений эпического периода.

«Бхагавадгита», созданная в конце I тысячелетия до н. э. и кодифицированная в III-IV веках н. э., развивает учение поздних упанишад.

За скромной внешностью возничего скрывается могучий бог Вишну, сошедший на землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму (священный закон). Идею дхармы воплощают воины Арджуны, в то время как их противники Кауравы символизируют адхарму (преступление, ложь, хаос). Перед сражением воин испытывает двойственные чувства. Стремление исполнить ратный долг борется в нем с нежеланием пролить кровь родичей и бывших друзей. Чувства берут верх — Арджуна готов отказаться от сражения. Но Кришна убеждает его в необходимости взяться за оружие: «Ты говоришь как мудрец, а твои действия обнаруживают в тебе труса… встань и иди в бой!»

Прежде всего, говорит Кришна, необходимо научиться правильно действовать, то есть соблюдать законы карма-йоги (йоги действия). Действие не должно быть корыстным, предусматривающим какое бы то пи было вознаграждение или преследующим какую-либо цель. Самым «чистым» из действий может быть признано все, что совершается во имя долга. Непривя-заппость к результатам, незаинтересованность в итоге своих трудов, отказ от какого бы то ни было целепола-гапия — путь к освобождению от сансары.

Эпическая поэма «Рамаяна», автором которой считают поэта Вальмики, — единое и стройное произведение, повествующее о драматичной судьбе царевича Рамы, старшего сына царя Дашаратхи. Из-за ненависти одной из царских жен Рама вместе с братом Лак-шманом и верной супругой Ситой вынужден уйти из родного дома. Изгнанники находят пристанище в лесу и питаются кореньями и плодами. Но беды для них только начинаются. Царь демонов, злобный Равана, похищает красавицу Ситу и уносит ее к себе. Разгневанный Рама вступает в военный союз с божественной обезьяной Хануманом, убивает Равану и возвращает свою жену, а затем, вернувшись в столицу, становится царем.

Социальный контекст

Брахманизм был переходной религией между периодом Вед и урегулированием индуизма. Однако некоторые из его постулатов будут иметь большой резонанс в индуистской литературе.

В то время (примерно в I веке до нашей эры) была установлена ​​кастовая классификация, которая сохраняется и по сей день.

Эта категоризация сделана следующим образом: священники и литературоведы (брамины), воины, бизнесмены и крестьяне (включая рабов) и невидимые, считающиеся недочеловеками.

Социальная динамика уступила место созданию новых текстов, которые указывали бы на функционирование и поведение членов каждой из каст.

Эти заповеди были раскрыты в так называемом Дхарма-шастры, которые представляют собой книги социальных норм и законов.

Несмотря на то, что страна пострадала от исламских вторжений (которые также способствовали обогащению искусства) и британских, эта социальная система продолжала бы быть частью национальной и культурной идентичности, отвергая, в свою очередь, присутствие других, более западных моделей.

Основные религии зародившиеся в Древней Индии

В древней Индии зародилось несколько национальных религий: индуизм (а также предшествующий ему ведизм), джайнизм, буддизм и сикхизм, в том числе все, связанные с ними религиозные школы, течения и традиции. Особенностью этих религий является то, что они обладают схожей системой базовых понятий, методов поклонения и религиозных обычаев, связанных и общим историческим развитием, и взаимным влиянием, это и объединяет все религии древней Индии.

3.1 Ведизм – древнейшая религия Индии кратко

Одна из самых древних религий, возникших в древней Индии, называется ведизм. По сути, ведическая религия – первая религия в Индии, это ранний этап индуизма. Большая часть религиоведов, сходится во мнении что основу религии древней Индии в те далекие времена поставили арийские племена, передвигавшиеся на Восток примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Хотя в наше время остается точно неизвестным, откуда именно мигрировали эти племена и где обосновались в последствии. Арии, народ со светлыми волосами и светлыми, синими или голубыми глазами, ассимилировались с локальными, почти чернокожими народностями, и образовали новые племена.

Адепты религии древних ариев обожествляли природные явления, животных, растительным мир, горы, социальные феномены и отдельные события. Не обходилось и без человеческих жертвоприношений. После себя арии оставили Веды – собрания священных гимнов и песен – складывавшихся из 4-х частей. На протяжении многих столетий был наложен запрет на записывание Вед. Систематизацию Вед, а также комментарии к самхитам написал лишь Вьясадев. Три центральные произведения называются: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Четвертая книга «Архартваведа» стала причисляться к священным писаниям позднее

Ведические священные тексты позволяют проследить, как внимание религии древней Индии переходило с природных явления на мир человека и всей общности. Веды и по сей день считаются священными и продолжают влиять на индуистские философские школы и религиозные течения.

Это интересно! Один из особо примечательных отделов Вед называется Веданта (Конец Вед) – богословские тексты, которые описывают сочетание души человека – Атмана, с душой мира – Брахмой. Для финального соединения души человека с душой мира, требуется понять всю информацию, сообщенную в Ведах и исполнить ритуалы.

Считается, что ведизм – древнейшая религия в Индии – большей частью был распространен в Уттаре и Восточном Пенджабе.

3.2. Мировая древнейшая религия, возникшая в Индии

Мировая религия, зародившаяся в Индии – это буддизм. Несмотря на широкое распространения индуизма, а также число последователей превышающем 1 миллиард человек, индуизм остается национальной религией, так как большая часть его исповедующих проживает на территории республики Индии.

3.3. Религия и философия в Индии в Средние века

В южной части Индии в VIII в., и в северной к XII в. происходит «индуистский ренессанс» и индуизм становится доминирующей религией в средневековой Индии. Это популярное вероисповедание не является единой религией, скорее это система религиозных, мифологических, философских, правовых и этических принципов, соединенных с культом трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Помимо прочего, индуизм проповедует кастовую систему, как божественную установку. А рождение человека в той или иной касте, зависит от его поступков, плохих и хороших, в прошлой жизни. Другими словами, если вести порочную жизнь, есть не малый шанс в следующей жизни родиться неприкасаемым (представителем низшей касты) или каким-либо мерзким существом.

Феодализм, также упрочил позиции индуизма в Индии. Буддизм, который отвергал кастовое деление, окончательно был вытеснен к XI—XII вв.

С религиозными понятиями были связаны и философские течения в Индии в Средние века. К Х вв. сформировались традиционные брахманские концепции философии: ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Современная индуистская литература

Нынешнее течение представляет собой значительное изменение по отношению к древней литературе. Одной из характеристик является потребность в независимости и восстание против британцев, возглавляемое пацифистскими заповедями, предложенными Махатмой Ганди.

На этом этапе есть свидетельства возрождения индуизма и буддизма, религий, у которых до сих пор есть миллионы верующих.

Также, благодаря влиянию Запада, индуистская литература открылась для новых выражений и стилей.

Он не только ограничится поэзией, но также расширится на научную литературу, драму, сатиру и реализацию коротких рассказов.

Традиция шрути

Древнейшим источником и главной сокровищницей ведической мудрости считается Ригведа (время создания — приблизительно 1200 год до н. э.). Согласно преданию, несколько десятков тысячелетий тому назад Брахма передал ее великому риши (мудрецу) на берегу озера Мансоравара.

Развивают традицию шрути брахманы и араньяки, составленные в разные периоды многовековой истории брахманизма. Тексты брахманов регламентируют ритуальное поведение и дают разъяснения к ведам, различные наставления и практические «инструкции». Самое значительное из произведений этого ряда — Шатапатха-брахмана (примерно IX-VIII века до н. э.) — содержит сюжеты, важные для становления древнеиндийской философии. Его автор стремится уяснить глубинный смысл ритуальной деятельности, исследовать структуру ритуала в его мистическом аспекте.

В ранних брахманах вселенскую творческую энергию и первооснову всего сущего персонифицирует Праджапати. В более поздних текстах Праджапати или отождествляется с Брахмой, или упоминается как один из эпитетов-ипостасей последнего. Семантически примыкают к брахманам араньяки — «лесные книги». Эти тексты описывают практику духовного, «внутреннего» жертвоприношения, дают развернутое толкование различных ритуальных деталей, а также содержат сюжеты космологического характера и глубокомысленные теософские рассуждения о сущности обрядности.

Упанишады («тайное учение») создавались в течение длительного периода. Слово «упанишады» буквально означает «сидящий у ног» и указывает на особый характер отношений между гуру (мудрецом-брахманом) и его учеником. В Индии всегда считали, что передача подлинного знания представляет собой мистический процесс, немыслимый без личного контакта с Учителем. Живое общение с ним требовалось и при изучении священных книг.

К нашему времени сохранилось более 200 упанишад. Самыми древними и авторитетными из них признают Брихадараньяку и Чандогью — тексты-наставления, адресованные ученикам и построенные в форме диалога. Такая форма позволяла моделировать перестройку сознания тех, кто вставал на путь философского поиска. Как и другие произведения ведийского канона, упанишады анонимны, хотя некоторые из них освящены именем того или иного авторитета. Наиболее значительные из мудрецов — Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.

Упанишады рассматривают важнейшие для индуизма и индийской культуры в целом понятия Брахмана и Лтмапа, пуруши и пракрити, кармы и сансары, излагают учения о стихиях, о посмертной судьбе человека, исследуют понятие дхармы (закона) и т. п.

Эпическая литература

Язык поздней
ведической литературы значительно отошел от архаического языка Ригведы и
приблизился к классическому санскриту. Темы двух санскритских эпосов в
зачаточной форме встречались и в ведах, где любой сюжет – будь то религиозный
миф, историческая легенда, волшебная сказка, притча или анекдот – излагался в
сжатом виде. Из двух санскритских эпосов Махабхарата – народный эпос,
родившийся из разных по времени материалов и преобразованный в единое целое.
Рамаяна – меньший по размеру придворный эпос, приписывается одному автору,
Вальмики, хотя и подвергался последующим изменениям. Формирование эпосов
происходило приблизительно с 4 в. до н. э. по 4 в. н. э. Наряду с пуранами оба
эпоса представляют собой наиболее влиятельные и представительные произведения,
оказавшие огромное воздействие на средневековый и современный индуизм. В состав
Махабхараты входит Бхагавадгита – самый популярный текст девоционалистского
(благочестивого) теистического индуизма.

Население: численность, народности, плотность, грамотность, занятия, культура, менталитет

В Индии живет огромное количество людей. Сегодня это второе государство по численности населения в мире после Китая. Здесь проживает более 1,3 млрд человек. А плотность населения равна 364 чел./км². Здесь проживают представители разных наций и народностей, среди которых –  бенгальцы, джат, тамилы и другие. Есть переселенцы из соседних азиатских государств и Европы. По отзывам, местное население плохо образовано. Средний уровень грамотности – около 65%. Нежелание учиться объясняется и низким достатком, и нежеланием менять что-то в своей жизни. Подавляющее большинство жителей Индии занимаются веками сельским хозяйством и не собираются уезжать из деревни, поэтому не считают нужным получать образование. Меньшая часть населения занята в промышленности и туристическом бизнесе. Многие работают на предприятиях по производству одежды, которая пользуется спросом во всем мире.

Особенность местного менталитета – уважительное отношение к древним традициям. Здесь носят национальную одежду, говорят на хинди, чтят старших и гуру, до сих пор делят общество на касты. Индусы не стремятся изменить свое социальное положение и заработать больше. Они уверены, что происходящее в жизни человека определяется высшими силами, и он над этим не имеет власти. Здесь не принято торопиться, а слово «стресс» индусам неведомо.

Литература Индии XVI –XVIII веков

Индусы и мусульмане во времена Моголов стали понимать друг друга и осознавать принадлежность к общей культуре, что в наибольшей степени отражено в литературе. В учрежденной при дворе Акбара специальной палате переводов на персидский язык, понятный образованным мусульманам, лучшие ученые и поэты переводили священные книги индуизма («Махабхарату», «Рамаяну», «Атхарваведу») и трактаты по математике, астрономии и медицине. Многие переводы отличались высокими научными качествами и литературными достоинствами. Если хронисты Делийского султаната начинали историю Индии с прихода ислама, описывая все, что было до этого, как «темный период неверия», то историки могольской эпохи, в своих сочинениях повествовали об истории Индии с древних времен, соединив домусульманский период и последующие времена в единый исторический поток.

С эпохой Акбара связан небывалый взлет культуры. Император окружил себя талантливыми высокообразованными людьми.

Литературу на персидском языке, давшую Индии множество блестящих образцов прозы и поэзии, читать могли лишь представители образованных кругов. Среди простого народа популярностью пользовались произведения, написанные на местных языках. XVI век дал индусской литературе два великих имени:

  • Тулсидас, создавший на сюжет «Рамаяны» поэму «Море подвигов Рамы»;
  • Сурдас, написавший «Океан Сура» —масштабное произведение о жизни Кришны.

Яркую картину жизни народа рисует в поэме «Песнь о благодарении Чанди»бенгальский поэт XVI века Мукундорам, рассказывая о том, как охотник Калокету нашел клад с помощью богини Чанди, построил город и в нем стал справедливым правителем. В этом произведении с достоверностью описана жизнь крестьян, горожан и лесных охотников, а боги ничем не отличаются от смертных.

Литература бхакти в разных частях Индии дала блестящую плеяду поэтов. Таковы писавшие на маратхском языке Экнатх (1548—1599) и Тукарам (1608—1649) — их произведения до сих пор играют важную роль в культуре и самосознании маратхов. Богатейшая литература создана сикхами: все гуру были поэтами. Создано немало произведений на светские сюжеты — басни, любовные поэмы, истории о приключениях ловких и умных людей.

В литературе XVIII века отражены чувства горечи и тревоги, характерные для переломного времени. Крупнейшими литераторами этого периода были:

  • Мир Таки Мир (1725—1810);
  • Мир Хасан (1727—1787);
  • Мухаммад Рафи Сауда (1713—1781).

Основы индуизма и его философия

Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.

Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр, песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.

Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.

Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.

Арийское нашествие

Индоарии в Средней Азии

Конец дравидийской цивилизации положили выходцы из евразийской степи, которых называют арийцами или индоевропейцами.Родственники всех европейских народов, в том числе славян, они в бронзовом веке придумали колесо, приручили лошадь, научились делать бронзовое оружие и обрушили все эти новшества на головы менее развитых народов.Одна часть, как кельты или греки ушла на запад Европы, другие, как скифы или славяне, остались на местах, а на юго-восток двинулись будущие индийцы и персы.Еще единым народом они пересекли Среднюю Азию (а по другой версии через Кавказ) и вторглись в нынешний Иран.

Там они уничтожают местную цивилизацию дравидов, занимают ключевые роли в экономике и политике, устанавливают жесткие законы.

Женщина из Северной Индии высокой касты

Брахманы – правители и священники, были высшей кастой, их цветом был белый и попадали туда только не смешанные потомки арийцев.Кшатрии – воины, с красным цветом в качестве символа, могли иметь более смешанное происхождение, но все равно преимущественно арийское.Шудры – торговцы и ремесленники, были низшим сословием, преимущественно из местного население, темнокожим с черным цветом касты.

Конечно же, за тысячи лет, смешения происходили постоянно, сейчас едва ли найдется индиец имеющий только арийских предков.Но кастовая система сохраняется и по сей день! Каст насчитывается более тысячи, но в целом их можно разделить на три указанные части, которые полностью определяют статус, а также касту неприкасаемых, в которую попадают наиболее “первобытные” народности Индостана.Высшие классы Индии зачастую значительно более светлокожие, чем низшие, а отношение к блондинам в Индии до сих пор, как к чему-то священному!

Ритуальные обряды

До сих пор основным способом погребения считается сжигание тела умершего с последующим развеиванием праха над Гангом, а в дальних селениях по-прежнему остается в силе требование самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. По мнению индусов, это помогает супругам духовно возвыситься и попасть в рай.

Строго соблюдается обряд приема еды только правой рукой, независимо от того, едят руками или приборами: держать вилку или ложку можно только в правой руке. Левая считается у индусов грязной, потому что ею совершают омовение после посещения туалета: у них не принято пользоваться туалетной бумагой, как и в других азиатских странах с жарким климатом.

Самым главным ярким, красочным и торжественным ритуальным праздником является в Индии свадьба, к которой очень долго готовятся, придерживаясь всех канонов, выработанных многовековыми древними и более современными традициями местного населения.

Пожалуй, свадебный обряд приравнен по значимости только рождению, потому что браки здесь заключаются один раз, не подразумевая разводов ни в этой жизни, ни в семи последующих, о чем трактуют ведические поверья жителей Индии, поэтому с такой ответственностью и широтой подходят здесь к проведению свадебной церемонии, не жалея ни сил, ни средств.

Главное требование накануне свадьбы, предъявляемое невесте – ее целомудрие. Девушка должна быть девственницей, согласно древневедической трактовке союза мужчины и женщины, по которой невеста – «поле», а жених — «сеятель» и единственный владелец его, и только ему позволено бросать семена на это поле.

В случаях, когда мужчина вступает в брак с женщиной, утратившей девственность до свадьбы, их семья подвергается всяческим унижениям, а дети становятся изгоями. Такое же отношение испытывает к себе женщина, вышедшая замуж второй раз или живущая с мужчиной в неофициальном браке.

Выбор будущей жены и мужа – важнейший этап в жизни индийцев, поэтому для влюбленных составляются специальные гороскопы, по которым делается вывод об их физиологической и психологической совместимости; предсказывается, насколько удачным и счастливым будет их союз. Обряд обручения новобрачных обычно проводится у Священного Жертвенного огня брахманом – родовым жрецом.

За несколько дней до свадебной церемонии происходит помолвка-тилак, совершаемая в доме жениха отцом невесты и его родственниками-мужчинами, подчеркивая этим важную роль настоящего мужчины, каким является будущий зять. Потенциальный тесть украшает его лоб особым знаком – симолом согласия принять этого мужчину в свою семью, брахман проводит обряд поклонения Богам, все пришедшие родственники ставят на лбу жениха знак-тилаки и вручают подарки.

Веселая церемония — сангит (своего рода девичник) проходит в доме невесты, в которой участвуют в основном женщины обоих родов. Они усаживаются за праздничным столом с разнообразными вкусными угощениями, а потом танцуют, поют песни и наперебой желают счастья и радости в предстоящей семейной жизни. Также в доме невесты проводится сугахин – ритуал произнесения молитв, восславляющих женщин, ушедших из жизни раньше своих мужей и почитаемых святыми. Будущей жене все собравшиеся желают тоже стать «сугахин», муж которой жив и здоров.

За день до свадебной церемонии осуществляют ритуал-халди, заключающийся в нанесении на руки, ноги и лицо новобрачных пасты из куркумы, придающей, по мнению индусов, праздничное сияние коже.

Перед началом торжества комнаты жениха и невесты украшают специальной свастикой – символом их будущего счастья, успеха и благополучия: «сваст» означает «хорошо». Невесте внушается мысль, что муж подобен божеству, ради которого она будет жить и преданно служить после свадьбы.

Ритуал священнодействия у Жертвенного огня закрепляет согласие девушки считать будущего мужа высшим божеством. А мужчина после этого уверен, что именно она послана ему Богом и принимает жену, как драгоценный дар.

Раньше обычно жених приезжал к нареченной на богато украшенном слоне, сейчас – в автомобильном кортеже. Его встречает теща, поклонившись и поставив на лоб зятю тилак – оберег от злых сил. Встретившись в роскошном шатре, молодые обмениваются гирляндами из цветов в знак любви и верности.

В противовес европейским традициям, все расходы на свадьбу ложатся на семью невесты, поэтому нелегко приходится родителям, у которых несколько дочерей. Только на традиционные свадебные наряды, требующие 16 обязательных элементов украшений, уходит уйма денег, не говоря обо всем остальном. Но вековые обряды для жителей этой удивительной страны дороже денег; как говорил известный герой советского киношедевра: «Восток – дело тонкое.»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий