Фото самолета Let L-410

Планировка салона Л-410

Как отмечают пассажиры, салон самолета небольшой, но довольно комфортный с хорошей шумоизоляцией. Здесь обычно семь рядов кресел, большая часть – в компоновке 1+2.

Санузел расположен в хвосте самолета. Ширина пассажирского салона – чуть менее двух метров. Так что центральный проход довольно узкий. Впрочем, учитывая количество пассажиров, очереди здесь вряд ли будут.

Багажные полки в салоне имеются, но они совсем небольшие – здесь поместятся разве что небольшие сумки и верхняя одежда. Более громоздкие чемоданы отправляются в один из двух багажных отсеков.

Другая особенность салона в том, что пассажирский салон отделен от кабины пилотов небольшой перегородкой, так что пассажиры первых рядов могут наблюдать за всем, что происходит в кабине пилотов. Крылья находятся выше иллюминаторов, так что всем пассажирам, вне зависимости от места, открываются отличные виды.

Историческая справка

Разработка самолета L-410 началась в середине 1960-х годов чехословацким авиастроительным заводом Let Kunovice по чертежам таганрогского ОКБ Бериева. Советская авиакомпания «Аэрофлот» искала замену устаревшим турбовинтовым моделям «Антонов» Ан-2. Новые воздушные суда должны были осуществлять связь с региональными населенными пунктами, расположенными в различных климатических зонах – от тундры до субтропиков. Важнейшими условиями были компактность (вместимость до 20 пассажиров), высокая экономичность, короткая полоса разгона, возможность приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Турбовинтовая схема подходила для этих целей как нельзя лучше.

Производство доверили фирме Let как члену Совета экономической взаимопомощи социалистического блока. Прототип XL-410 осуществил тестовый полет 16 апреля 1969 года под управлением заводских летчиков Владимира Влка и Франтишека Свинки. Первые экземпляры комплектовались двигателями Pratt Whitney Canada PT6-A27 и трехлопастными пропеллерами Hamilton Standard.

Когда была завершена разработка двигателей чехословацкого производства Walter M601, силовые установки PT6 были заменены на M601A (позже M601B), а на самолете появился трехлопастный пропеллер Avia V508. Образец с новым оборудованием был подготовлен в 1973 году, а в 1974-м совершил первый полет. Модель получила маркировку L-410M. В 1975 году начались поставки в СССР.

Модификации

Чешским авиапроизводителем Aircraft Industrie за все время созданы следующие модификации Turbolet:

  • L-410A. Базовая версия с двигателями PT6A-27 и пропеллерами Hartzell HC-B3TN-3D.
  • L-410AS. Имеет обновленный салон.
  • L-410AB. Оснащена четырехтактным винтом Hartzell HC-B4TN-3.
  • L-410AG.
  • L-410AF. Фотограмметрический вариант. Поставлен в Венгрию в 1974 году.
  • L-410FG. Фотограмметрический вариант.
  • Прототип L-410M 1974 года. Оснащен двигателями Walter M601A и пропеллерами Avia V-508.
  • L-410MA. Оснащен моторами Walter M601B и пропеллерами Avia V-508B.
  • L-410MU. Оборудован устройством для автоматической регулировки снижения при отказе одного из двигателей.
  • Прототип UVP. Впервые испытан 1 ноября 1976 года.
  • L-410 UVP-E. Первый полет осуществлен 15 августа 1989 года экипажем Франтишека Срнека и Милослава Тошовского.
  • UVP-Е9.
  • UVP-E20, в США сертифицирован как L-420.
  • L-410T. Транспортная/санитарная модификация.
  • L-410LW с уменьшенной массой.
  • L-420XXL. Транспортная версия с грузовым отсеком для 3 контейнеров MD3 (FEDEX) или 2000 кг груза.
  • L-410NG. Мдернизированная версия UVP-E20.

Особенности производства нового турбовинтового двигателя

В рамках программы импортозамещения Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) разработал проект и готовит производство турбовинтового двигателя ВК-800С для самолёта чешского производства L-410UVP-E20, который изготавливают на этом же предприятии. Ранее эта машина была оснащена силовыми установками М601 и Н80, изготовленными в Чехии.

Инженер-конструктор, созданного в Санкт-Петербурге обособленного подразделения по импортозамещению, подтвердил, что в научно-производственном (НПЦ «ЛКТ») в мае уже будут собраны три опытных мотора ВК-800С, летом начнутся их стендовые испытания, а осенью их тестируют в воздухе.

НПЦ «ЛКТ» выбрано неслучайно для сборки этих силовых установок, поскольку изготовление лопаток турбин и роторного колеса – это и так высокие технологии, а организовать на таком центре дополнительное производство не стало большой проблемой. Поставлена задача добиться использования для производства двигателей ВК-800С комплектующих только из России.

Это становится возможным, поскольку агрегаты и основные узлы для этих моторов стали производить в Омске, Перми, Самаре и других российских городах, где расположены заводы и предприятия соответствующего профиля. Минпромторг уже сделал заказ на производство двух самолётов L-410UVP-E20 с российскими двигателями, а серийный выпуск ВК-800С начнётся сразу после процедуры сертификации, которую планируют закончить в течение двух лет.

Новый турбовинтовой двигатель ВК-800С для лёгких многоцелевых самолётов.

В сущности мотор ВК-800С – это версия вертолётного турбовального двигателя ВК-800В, который был создан в одном из подразделений объединённой двигателестроительной корпорации «ОДК-Климов» и предназначен для многоцелевых самолётов грузоподъёмностью до 1.5 тонны. Это весьма компактный двигатель, имеющий длину около одного метра, весом не более 140 кг и развивающий мощность на взлёте порядка 900 л.с.

Общее описание и характеристики

В основу легла аэродинамическая схема свободнонесущего высокоплана. Модель имеет фюзеляж круглого сечения типа “полумонокок” и цельнометаллическую конструкцию. Самолет оборудован трёхопорным убирающимся шасси с носовой стойкой. Что касается крыльев, то они являются прямыми и трапециевидными в плане. Модель собирается чешским предприятием по полному циклу. Другими словами, здесь оборудованы линии для производства и сборки всех элементов и узлов, начиная от проведения поверхностной обработки материалов и заканчивая испытаниями в собственном аэропорту.

Серийная версия авиалайнера, которая пользуется большой популярностью в наше время, оснащена двумя турбовинтовыми силовыми установками GE H80-200. Максимальная дальность полёта модели составляет чуть более 1,5 тысячи километров, в то время как наибольшая продолжительность полёта – около пяти часов. Самолет способен одновременно перевозить на борту 19 пассажиров, без учёта членов экипажа.

Эксплуатация

В настоящее время модель L-410 успешно эксплуатируется на территории более чем пятидесяти государств, расположенных на пяти континентах. За всё время производства самолета в общей сложности было собрано около 1100 его экземпляров. Наибольшей популярностью он пользуется на территории стран бывшего Советского Союза. По состоянию на сегодняшний день чешский авиазавод выпускает модификацию UVP E20, которая считается самой современной и продвинутой в линейке.

Зачастую самолёты Let L-410 эксплуатируются авиакомпаниями, которые предоставляют услуги авиатакси. Кроме этого, модель весьма популярна во многих мировых правительственных агентствах. Нельзя не отметить и тот факт, что завод-производитель всегда своевременно предоставляет своим клиентам всю необходимую сервисную поддержку. Самолет также выпускается в десантной, амбулаторной, медицинской, грузовой и представительской версиях.

Объём салона L-410 составляет 632 кубических фута. Благодаря этому даже в его стандартном варианте пассажирам обеспечен довольно высокий уровень комфорта. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что нередко его интерьер дорабатывается и дополнительно оборудуется с целью дальнейшего применения в виде корпоративного либо частного самолета, где есть всё необходимое для отдыха и работы.

Технические характеристики

Параметры самолетов L-410 различных модификаций представлены в таблице.

Параметр

UVP

L-410M

UVP-E

UVP E-20

Вместимость

1,3 т/15 чел.

1,43 т/17 чел.

1,71 т/17-19 чел.

1,8 т/19 чел.

Мотор

M601D

M601A

M601E

M601E/H80-200

Мощность, л.с.

2×725

2×690

2×750

2×750/800

Тип винтов

2×V508D

2×V508B

2×V510

2×V510/AV725

Скорость, км/ч

320

300

335

335

Потолок, м

4200

4000

4200

4200/4250

Дальность, км

1040

990

1380

1410/1500

С 2014 года разрабатывается специальная версия Let-410 E20 с лыжами на шасси. В апреле 2017 года состоялось успешное испытание этой модификации на российской полярной станции в 100 километрах от Северного полюса, развернутой на дрейфующих льдах.

История создания

В советское время он широко использовался, наряду с  самолетом Ан-24 . В середине 60-х годов прошлого века, в странах СЭВ, встал вопрос о создании небольшого  ближнемагистрального самолета для местных воздушных линий. Он должен был вмещать 15-20 человек и обслуживать авиалинии протяженностью до 500-600 км. Эксплуатировавшиеся, в то время, советские Ан-2 и Ан-14 физически и морально устарели. Всестороннее изучение требований к новой машине, показало, что она должна быть многоцелевой, не прихотливой и очень надежной. Перспективный самолет предназначался для перевозки пассажиров, грузов, почты, транспортировки больных, геологоразведки, картографирования и многих других задач. Эксплуатироваться новая машина должна будет с неподготовленных грунтовых, травяных, снежных и размокших  аэродромов. Фактически, по эксплуатационным и взлетно-посадочным характеристикам,  это должен быть Ан-2, но более современный и комфортабельный. Несколько авиационных КБ, в том числе и чехословацкое LET, в инициативном порядке, начали проектирование соответствующих машин. Работы по созданию новой машины чехи начали  в 1966г. Первый из четырех опытных L-410 поднялся в воздух в апреле 1969г. Из-за неготовности чешского двигателя М-601, он был оснащен, схожими по характеристикам, канадским моторами Pratt&Whitney of Canada PT 6A-27. В 1971г. чешская компания «Слов Эйр» начала эксплуатацию L-410A «Turbolet». В 1973г двигатели M-601 прошли полную программу испытаний и были запущенны в серию. Оборудованные этими двигателями самолеты, второй серийной модификации, получили обозначение L-410M.  В 1973г. в Советский Союз были переданы 5 самолетов  L-410AS, с канадскими двигателями РТ 6А-27. После прохождения полного объема летных испытаний по программе ГосНИИ ГА  и устранения недостатков, машины были переданы на эксплуатационные испытания в Якутское Управление гражданской авиации. Самолет  L-410 прошел сертификацию в СССР и был взят в эксплуатацию «Аэрофлотом». С 1975г. начались массовые поставки Л-140 в Советский Союз. До конца 1978г. СССР получил около 100 самолетов L-410 «Turbolet». В 1979 в серию пошла новая модификация машины L-410UVP (укороченный взлет-посадка). Он был разработан по заказу советской стороны с целью снижения взлетно-посадочных характеристик. Самолет отличался от предыдущих модификаций увеличенным крылом и вертикальным оперением, удлиненным фюзеляжем. L-410UVP стал основной серийной версией машины.  На базе Л-410 было создано еще много различных модификаций, серийно он производился с 1971 по 1991гг. За это время было построено более 1100 машин различных модификаций, из них более 850 было поставлено в СССР. После развала Советского Союза и СЭВ, спрос на Л-410 значительно упал. Уровень производства упад  до 2-5 машин в год. Ситуация несколько улучшилась в 2008г, после приобретения 51% акций предприятия Let Kunovice российским обществом «Уральская горно-металлургическая компания». Сейчас планируется довести годовой темп выпуска до 16-18 машин.

Эксплуатанты

Turbolet эксплуатируется ВВС и гражданскими авиакомпаниями более чем двумя десятками стран Европы, Центральной и Южной Америки, Южной Азии, Северной и Центральной Африки. Среди коммерческих авиаперевозчиков наибольшим парком самолетов Let L-410 обладают следующие компании (по данным за 2006-2016 годы):

  • «Универсал-Авиа» – 13 единиц (Украина);
  • Atlantic Airlines de Honduras – 10 (Гондурас);
  • SEARCA – 9 (Колумбия);
  • «Оренбужье» – 7 (Россия);
  • Heli Air – 7 (Греция);
  • «КрасАвиа» – 6 (Россия);
  • NHT Linhas Aéreas – 6 (Бразилия);
  • South East Asian Airlines – 6 (Филиппины);
  • Петропавловск-Камчатское авиапредприятие – 5 (Россия);
  • Kin-Avia – 5 (ДР Конго).

По данным за 2012-2016 годы, военные модификации находятся на вооружении армий России (27 экземпляров), Ливии (15), Словакии (8), Чехии (6), Туниса (3), Болгарии (2), Гондураса (2), Коморских островов (2), Эстонии (2), Бангладеша (1), Джибути (1), Латвии (1), Литвы (1), Словении (1).

Модификации Л-410

Одним из таких типов является L-410UVP. Последние три буквы обозначают одну из характеристик самолета Л-410 этой модификации — “укороченная взлет-посадка”. Это ближнемагистральный самолет. Он взмыл в небо в 1976 году первый раз. На нем была установлена авионика советско-чешского производства.

Вторая распространенная модель — L-410NG. У него установлены интегральные крыльевые баки. Это позволило увеличить емкость топливной системы, что в свою очередь повлияло на дальность перелетов.

Двигатели развивают больше мощности, а кабина пилотов оборудована авионикой по новым стандартам. Объем переднего отсека для багажа также был увеличен.

К 2017 году эту модификацию снова хотят запустить в массовое производство.

История создания и производства

В 60-х годах в гражданском воздушном флоте СССР возникла необходимость создания компактного ближнемагистрального пассажирского самолёта нового поколения способного вмещать около двух десятков пассажиров и взлетать и приземляться на сельские аэродромы с грунтовой ВПП. Причём, ставка делалась на высокую экономичность такого самолёта, поэтому в качестве силовых установок выбирались турбовинтовые двигатели. Такой самолёт был разработан в ОКБ Бериева и получил обозначение Бе-30. Однако, работу над аналогичным самолётом поручили по линии СЭВа авиационным предприятиям ЧССР, как стране соц. лагеря с наиболее опытным и развитым авиастроением.

Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный самолёт, оснащённый ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л.с.), начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 года. Регулярную эксплуатацию самолётов L-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии — к началу 1974 года она получила 12 самолётов. Всего был построен 31 самолёт. Пять самолётов (зав. № 720103-06 и № 720201) L-410А с двигателями РТ 6А-27, построенных к концу 1972 года под обозначением L-410АС, в следующем году были переданы в СССР. Самолёты получили советские регистрационные номера с СССР-67251 по СССР-67255. Первый из них привёл на аэродром ГосНИИ ГА чешский лётчик-испытатель Франтишек Свинка.

В 1973 году начались лётные испытания самолёта L-410M, оснащённого чешскими ТВД Вальтер М 601А. L-410M стал второй серийной модификацией «Турболета». Всего до конца 1978 года для Министерства гражданской авиации СССР поступило 100 самолётов L-410М/МУ.

В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации L-410UVP, которая стала основной серийной моделью. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М 601 В (2 х 730 л.с.). Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию «Аэрофлотом». Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными ТВД М 601 Е. Первый полёт этого самолёта состоялся 30 декабря 1984 года. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине. В марте 1986 года был сертифицирован в СССР. Разработана модификация L-420 с более мощными ТВД М601 °F (2 х 778 л. с.), увеличенной взлетной массой (6,8 т) и улучшенными лётными характеристиками (лётные испытания самолёта начались в ноябре 1993 года).

Начиная с 1969 года, было построено 1104 L-410 различных модификаций, 862 из них были поставлены в Советский Союз. К началу 1992 года в СССР оставалось около 750 самолётов L-410.

Используется в гражданских и военных летных училищах для предварительной подготовки будущих лётчиков дальней авиации и военно-транспортной авиации.

В 1990-х годах, после распада СССР и СЭВ, спрос на самолёты L-410 упал, и темп их производства снизился более чем в 10 раз (с 50 машин в год до 2—5). Ситуация значительно улучшилась с 2008 года, когда 51 % акций предприятия Let Kunovice (Aircraft Industries) купило принадлежащее узбекскому миллиардеру Искандеру Махмудову ОАО «Уральская горно-металлургическая компания». В 2010—2012 годах темп выпуска составил 8—10 машин в год, а за 2013 года выпущено 11 машин. Было заявлено о намерении довести темп выпуска до 16—18 машин в годК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 930 дней]. Но это не было реализовано. В настоящий момент завод концентрируется на ремкомплектах и вторичном рынке, так как большая часть парка самолётов этого типа в очень плохом состоянии в силу их значительного возраста и длительного отсутствия снабжения запчастями и комплектующими. С 2003 года было утеряно в катастрофах около 20 самолётов этого типа.

По состоянию на 2013 год производится модификация L-410UVP-E20, оборудованная цифровой или аналоговой авионикой (на выбор), автопилотом, системой TCAS. L-410 UVP-E20 имеет сертификат типа ар мак.

В сентябре 2013 года ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» приобрело 49 % акций компании Let Kunovice (Aircraft Industries). Таким образом, УГМК стала единственным собственником Aircraft Indistries, доведя свой пакет акций до 100 %.

В 2016 году на базе Уральского завода гражданской авиации (Екатеринбург) планируется развернуть серийное производство Л-410.

Описание

Turbolet относится к классу негерметичных цельнометаллических самолетов, по этой причине высота полета ограничена 4200 км над уровнем моря. Воздушное судно способно подниматься выше 6000 км, но в этом случае требуется использование кислородных масок.

Два 3/5 лопастных турбовинтовых двигателя обладают высокой экономичностью и достаточной тягой для осуществления взлета с короткой дистанции. Однако пришлось пожертвовать скоростью – 300-335 км/час в старых версиях и 417 км/час в новой модификации NG. Впрочем, для региональных перелетов это не критично.

Пассажирский салон компактный, 5-7-рядный. Справа от прохода размещаются по 2 кресла, слева – по одному. Сиденья достаточно удобные. В задней части размещены туалет с умывальником и мини-гардероб. Существуют VIP-исполнения с диваном (спальным местом), мягкими креслами, журнальным столиком, телевизором, кухней-баром и холодильником.

Безопасность полетов обеспечивается двойным гидравлическим контуром (основным и аварийным) и автоматической системой снижения (наличие зависит от модификации) в случае поломки одного из моторов. Основная электрическая система работает с напряжением 28 В постоянного тока. Защита от обледенения обеспечивается передними пневматическими антиобледенителями, а также электрическим нагревом гребных винтов, ветровых стекол кабины и приемников воздушного давления.

Что еще нужно знать

Подведя итог, можно сказать, что лайнер Л-410 надежный, неприхотливый и маневренный вид воздушного транспортного средства, у которого сокращена дистанция как для взлета, так и для посадки. Удобно эксплуатировать транспорт в таких условиях, где затрудняется взлет и посадка транспорта. Благодаря достаточному запасу прочности, который был вложен производителями, самолет с легкостью может садиться и взлетать с неподготовленных и даже с грунтовых площадок. В просторном салоне, оснащенном большими иллюминаторами, хорошая звукоизоляция, кресла для пассажиров расположены в положении 1+2.

Данная модель способна преодолеть около 1300 км, перевозя при этом 19 пассажиров, а качественные шасси, изготовленные по особому методу, позволяют садиться самолету даже на влажном травянистом грунте. Лайнер хорошо себя показал при эксплуатации в суровых климатических условиях, отличные тяговые характеристики двигателя позволяют использовать самолет как при высоких температурных показателях, так и при очень низком атмосферном давлении.

Отменные параметры безопасности позволяют безопасно перевозить пассажиров, доставлять груз в целостности и без повреждений. На протяжении всей истории своего существования лайнер постоянно модернизировался производителем, в настоящее время выпуск самолетов продолжается.

Совместными усилиями производители планируют в ближайшие годы создать более усовершенствованные модели, двигатели которых имеют повышенную мощность, площадь багажного отделения увеличится, кабина пилотов будет оснащена самым последним оборудованием, включая и авионику.

Примечания

  1. 9 августа 2012 года.
  2. 24 октября 2013 года.
  3. ↑ flugzeuginfo.net: Retrieved on 20 January 2009
  4. 9 августа 2012 года.
  5. 1 2
  6. ↑  (недоступная ссылка)
  7. 19 апреля 2012 года.
  8. ↑  (рус.) (недоступная ссылка — ). — Страница не доступна. 14 июля 2008 года.
  9. ↑ Взлетел модернизированный L-410NG (рус.) // Взлёт. — М., 2015. — № 8-9. — С. 51.
  10. ↑ The Military Balance 2016, p. 195
  11. ↑ The Military Balance 2016, p. 236
  12. ↑ The Military Balance 2016, p. 83
  13. ↑ The Military Balance 2016, p. 402
  14. ↑ The Military Balance 2016, p. 442
  15. ↑ // DELFI.LT от 23 марта 2012
  16. ↑ The Military Balance 2016, p. 137
  17. ↑ The Military Balance 2016, p. 138
  18. ↑ The Military Balance 2016, p. 356
  19. ↑ The Military Balance 2016, p. 88
  20. ↑ The Military Balance 2016, p. 117
  21. ↑ от 23 октября 2013 на Wayback Machine (укр.) — Отчёт о состоянии авиационной безопасности на Украине за 9 месяцев 2012 года.
  22. 6 июля 2015 года.
  23. ↑  (недоступная ссылка — ). Проверено 14 января 2017. 16 января 2017 года.
  24. 13 января 2012 года.
  25. 24 февраля 2011 года.
  26. 13 сентября 2012 года.

История создания и производства

В 1960-х годах у гражданской авиации СССР возникла необходимость создания компактного ближнемагистрального пассажирского самолёта нового поколения, способного вмещать около двух десятков пассажиров и взлетать и приземляться на сельские аэродромы с грунтовой ВПП. Ставка делалась на высокую экономичность такого самолёта, поэтому в качестве силовых установок выбирались турбовинтовые двигатели. Такой самолёт был разработан в ОКБ Бериева и получил обозначение Бе-30. Однако работу над аналогичным самолётом поручили по линии СЭВ авиационным предприятиям ЧССР.

Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный образец, оснащённый ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л. с.), начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 года. Регулярную эксплуатацию самолётов L-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии — к началу 1974 года она получила 12 машин. Всего был построен 31 самолёт. Пять самолётов (зав. № 720103-06 и № 720201) L-410А с двигателями РТ 6А-27, построенных к концу 1972 года под обозначением L-410АС, в следующем году были переданы в СССР. Самолёты получили советские регистрационные номера с СССР-67251 по СССР-67255. Первый из них привёл на аэродром ГосНИИ ГА чешский лётчик-испытатель Франтишек Свинка.

В 1973 году начались лётные испытания самолёта L-410M, оснащённого чешскими ТВД Вальтер М601А. L-410M стал второй серийной модификацией «Турболёта». Всего до конца 1978 года для Министерства гражданской авиации СССР поступило 100 самолётов L-410М/МУ.

В 1977 году началась эксплуатация L-410 в условиях Крайнего Севера и советской части Арктики. По мнению Артура Чилингарова, в настоящее время L-410 — самый перспективный самолет для работы в российской Арктике. В 2013 году были произведены испытания L-410 с посадкой на лыжи.

В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации L-410UVP, которая стала основной серийной моделью. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М601В (2 х 730 л. с.). Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию «Аэрофлотом». Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными ТВД М601Е. Первый полёт этого самолёта состоялся 30 декабря 1984 года. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине. В марте 1986 года был сертифицирован в СССР. Разработана модификация L-420 с более мощными ТВД М601 °F (2 х 778 л. с.), увеличенной взлётной массой (6,8 т) и улучшенными лётными характеристиками (лётные испытания самолёта начались в ноябре 1993 года).

В 1990-х годах, после распада СССР и СЭВ, спрос на самолёты L-410 упал, и темп их производства снизился более чем в 10 раз (с 50 машин в год до 2—5). Ситуация значительно улучшилась с 2008 года, когда 51 % акций предприятия Let Kunovice (Aircraft Industries) купила принадлежащая российскому миллиардеру Искандеру Махмудову «Уральская горно-металлургическая компания». В 2010—2012 годах темп выпуска составил 8—10 машин в год, а за 2013 год выпущено 11 машин. Было заявлено о намерении довести темп выпуска до 16—18 машин в год[источник не указан 1057 дней]. Но это не было реализовано. В настоящий момент завод концентрируется на ремкомплектах и вторичном рынке, так как большая часть парка самолётов этого типа в очень плохом состоянии в силу их значительного возраста и длительного отсутствия снабжения запчастями и комплектующими.

По состоянию на 2013 год производится модификация L-410UVP-E20, оборудованная цифровой или аналоговой авионикой (на выбор), автопилотом и системой предупреждения столкновения самолётов в воздухе. L-410UVP-E20 имеет сертификат типа АР МАК.

В сентябре 2013 года «Уральская горно-металлургическая компания» приобрело оставшиеся 49 % акций компании Let Kunovice (Aircraft Industries). Таким образом, «УГМК» стала единственным собственником Aircraft Industries, доведя свой пакет акций до 100 %.

В 2016 году заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский объявил о планах развернуть серийное производство Л-410 на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге. В марте 2018 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о начале сборки на указанном предприятии первых Л-410. В ноябре 2018 года выпущен первый локализованный в России L-410, всего в 2018 году выпущено 5 машин. В 2019 планируется еще 18.

Есть ли будущее у самолета

В последние годы принимаются меры к возрождению малой авиации в России. Это касается и самолета L-410. Цеха для его производства монтируются в «Титановой долине», куда их решено разместить УЗГА. Ввод производственных мощностей должен произойти в 2018 году. Предусматривается выпуск самолетов не только для гражданской авиации, но и способных выполнять ряд других задач. В том числе будут выпускаться машины, предназначенные для вооруженных сил.

Во всех случаях при производстве будут применяться новейшие технологии, что сделает самолет более безопасным и комфортабельным. Пассажирский вариант L-410 будет использоваться на внутрирегиональных линиях, а также для связи между городами различных регионов при незначительном пассажирском потоке между ними.

Характеристики L-410 Длина: 14,487 м. Высота: 5,83 м. Размах крыльев: 19,478 м. Площадь крыльев: 34,86 кв.м. Ширина фюзеляжа: 1,92 м. Крейсерская скорость: 310 км/ч. Максимальная скорость: 395 км/ч. Дальность полета 1500 км. Число пассажирских мест: 19. Экипаж: 2 ч.

Технические характеристики самолета Л-410

Его аэродинамическая схема является классической. Это высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями. Хвостовое оперение у него однокилевое.

Фото самолета Let L-410 вы можете увидеть ниже.

Let L-410.

Длина Л-410 достигает 14,4 метра. Размах крыльев — 20 м. Высота самолета — 8 м. Его максимальный взлетный вес — 6 600 кг, а посадочный — 6 400 кг. Вес пустого воздушного судна — 4 150 кг.

Он может летать на маршруты дальностью до 1 540 км, а с максимальной нагрузкой — до 1 040 км. Его крейсерская скорость — 310 км/ч, а максимальная — 400 км/ч.

Л-410 управляют два пилота. В салон могут уместиться от 15 до 19 (точное количество зависит от модификации).

Заключение

Имеющаяся информация говорит о том, что самолет L-410 не исчерпал возможностей для продолжения эксплуатации и дальнейшего усовершенствования. Особым его достоинством является способность взлетать и садиться, там, где другие авиалайнеры это делать не могут. Возможность летать при высоких и низких температурах воздуха позволяют использовать его в самых разных климатических условиях.

Число перевозимых пассажиров, хоть не столь большое, как у более крупных лайнеров, однако в большинстве случаев его достаточно для запросов пассажиров, поскольку обычно самолет используется на внутрирегиональных линиях, или на маршрутах между не столь далеко отстоящих друг от друга городов. При перелетах пассажиры находятся в условиях, почти не уступающих существующим в больших авиалайнера. Дальнейшие усовершенствования дадут возможность сделать эти условия более комфортными.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Полезные ссылки для туристов

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий