Александрийский театр — Санкт-Петербург

Здание Александринского театра

Территория , на которой сейчас находится театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, автору моста, названного его именем. Эта территория (сад) была у него куплена казной. В 1801 г. архитектор Бренна перестроил в театр большой деревянный павильон, где А. Казасси организовал оперную труппу, но вскоре это помещение стало недостаточным для растущего города, однако построить новое здание театра не удавалось в связи с обстановкой в России (Русско-турецкая война, Отечественная война 1812 г.). И только в 1828 г. началось строительство, которое продолжалось 4 года. В сентябре 1832 г. состоялось торжественное открытие нового здания театра.

Театральная (Александринская) площадь. Литогр. Иванова по рисунку Садовникова

Построено оно было по проекту Карла Росси в стиле ампир.  (Ампир — от фр. empire — «империя») — это  стиль позднего (высокого) классицизма в искусстве. Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века. В Российской империи этот стиль особенно развился при Александре I (К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин, О. Бове, Д. Жилярди, В. Стасов, скульпторы  И. Мартос, Ф. Щедрин).

Фасад театра оформлен глубокой лоджией. Боковые фасады  выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая ансамбль с театром улица, перспективу которой замыкает задний, богато декорированный фасад театра.

Окаймляет здание  скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона (скульптор  В. И. Демут-Малиновский).

Карл Росси (1775-1849)

Б. Митуар “Карл Росси”

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился  в 1775 г. в Неаполе в семье балетных танцоров. С 1787 г. жил в России, куда был приглашен его отчим. Учился в России. Архитектуре обучался у Бренна, был его помощником во время строительства Михайловского замка. К ранним работам Росси в Петербурге относятся реконструкция Аничкова дворца, павильоны и библиотека в Павловском дворце, Елагин дворец с оранжереей и павильонами.  Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо и превратился в столицу империи. Его работы: ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовая площадь с дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринская площадь со зданиями Александринского театра (1827—1832), новый корпус Императорской публичной библиотеки и два однородных протяжённых корпуса Театральной улицы ( теперь улица зодчего Росси). Одна из последних его работ – колокольня Юрьева монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Умер Росси в 1849 г. Похоронен на Волковом лютеранском кладбище, перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Капитальный ремонт

В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.

Обновление фасада и интерьера

Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.

Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.

Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.

Новая сцена

15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.

Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.

В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.

https://youtube.com/watch?v=BsL2c1CMklg

Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.

Некоторые театры Санкт-Петербурга

Этот раздел отражает субъективную точку зрения автора и может не совпадать с реальностью. Кроме того, здесь будут описаны только интерьеры и атмосфера, ибо спектакли раз от раза отличаются и меняются со временем.

Театр Русская антреприза имени Андрея Миронова

Театр «Русская Антреприза» им. Андрея Миронова

[Большой пр. П. С., 75/35 на карте]

Расположен в восхитительном «доме с башнями» на пересечении Большого проспекта Петроградской стороны и Каменноостровского проспекта, недалеко от метро «Петроградская». Театр занимает лишь часть здания. Художественный руководитель тетра — Рудольф Фурманов, роль которого сложно переоценить, но все же это сделано.

Театр «Русская Антреприза» им. Андрея Миронова

Стены театра увешаны фотографиями актера, в том числе в компании с известными представителями власти.  Отдельная комната посвящена Андрею Миронову, который, надо заметить, в этом театре никогда не играл. Зрительный зал маленький и ступеньками поднимается ряд за рядом.

Театр «Русская Антреприза» им. Андрея Миронова

Но головы впереди сидящих персон почему-то все равно мешают

Обратите внимание, что крайне правый ряд состоит из табуреток. В целом интерьер спектакля очень уютный

Театр Балтийский дом

Театр «Балтийский дом»

Расположен в Александровском парке, недалеко от Петропавловской крепости и зоопарка. Здание театра просто огромное. Интерьер в стиле сталинского ампира с огромными лестницами и колоннами. Ощущение, что попал не в театр, а в Дом Пионеров или на заседание ЦК КПСС.

Театр Приют комедианта

[ул. Садовая, 27/9 на карте]

Расположен, пожалуй, в самом грязном и непривлекательном месте в центре Санкт-Петербурга — на Садовой улице около рынка Апраксин двор. Однако это не мешает ему быть популярным и любимым. Репертуар театра — в основном комедии для молодежи, которые играет молодежь. Впрочем, многие критикуют спектакли этого театра за низкопробные шутки в стиле «Комеди Клаба».

Театральный центр на Коломенской

Театральный центр на Коломенской

Небольшой, но приятный театр с претензией на элитарность.

Театр Лицедеи

Театр «Лицедеи»

Театр находится на верхних этажах торгового комплекса «Толстой Сквер». Репертуар театра — спектакли в жанре клоунады и пантомимы. Часто рекомендуется для посещения с детьми, однако, на мой взгляд, их представления весьма неоднозначны и не всегда понятны даже взрослому человеку с нормальной психикой, а развитие детей после такого спектакля вообще может пойти в обратную строну, хотя смешарики и телепузики производят похожее впечатление.

ДК им. Ленсовета

ДК им. Ленсовета

Расположен напротив метро Петроградская. Огромный зал, который не ремонтировался много лет. Часто проводятся выступления рок-музыкантов и звезд эстрады, а также гастроли театров из других городов.

Театр Комедии имени Акимова

Так называемый «театр в магазине» получил своё название из-за входа, который расположен в здании Елисеевского магазина. Несмотря на удачное расположение многочисленные отзывы говорят, что постановки совсем не смешные и ходить туда не стоит даже бесплатно.

Драмтеатр им. Пушкина[править]

Социальная революция вывела Александринский театр из императорской структуры — как и всё императорское, поскольку Российской империи больше не существовало. Для системы императорских театров это обозначало, что все театры, входившие в эту структуру, получили самоятоятельность, то есть свою администрацию, свою актерскую труппу и т. д. Правда, самостоятельность была очень относительной. Театры продолжили быть государственными, только государства другой системы — социалистической, то есть они находились на содержании этой государственной системы и должны были подчиняться ей.

Первое время новому правительству было не до театров.

Но через некоторое время после революции 1917 года всё русское театральное искусство подверглось жесточайшим нападкам со стороны революционно настроенных деятелей Пролеткульта, требовавших полной ликвидации «старого мира» и «прошлого искусства». Взамен пришло новое искусство, одним из основателей которого был В. Э. Мейерхольд. Собственно, он работал на сцене Александринского театра начиная с 1908 года, когда революционные идеи — и социальные, и эстетические — уже охватывали всю Россию. Первым послереволюционным представлением на Александринской сцене в самом конце 1917 года стал спектакль «Веселые расплюевские дни» («Смерть Тарелкина») А. В. Сухово-Кобылина в постановке В. Э. Мейерхольда. Но в целом репертуар был еще прежний. Даже по неполному списку спектаклей видно, что первое время после Октябрьского переворота Александринский театр играл на своей сцене спектакли прошлого, дореволюционного, репертуара (см. ст. Репертуар Александринского театра (Драмтеатра им. Пушкина) с октября 1917 по 1963 гг.).

В 1919 году Александринский театр вошел в объединение академических театров, а в 1920 году Александринский театр, названный в честь императрицы, был переименован в Петроградский государственный академический театр драмы, по-другому: «Акдрама» (академический театр драмы).

В 1924 году — новое название: Государственный академический театр драмы, а 9 февраля 1937 года (к столетию великого Пушкина) получил в свое название имя Пушкина. Были добавлены и необходимые для его сана регалии в виде ордена Трудового Красного Знамени.

https://youtube.com/watch?v=MC6pDo1WXj0%3F

Занавес Александринки. Фильм рассказывает о советском периоде в истории театра Санкт-Петербурга, носившего имя А.С.Пушкина.

Театр по-прежнему был драматическим.

Требования власти были просты и лаконичны: все театры, как и всё искусство, должно было служить — или, что вернее, прислуживать — государственному режиму. Советская власть знала один жанр — социалистический реализм, то есть пьесы должны были рекламировать советский образ жизни.

Постепенно время менялось, и позиции власти тоже менялись. Менялся и репертуар.

А на сцене и за сценой менялись поколения выдающихся и не очень артистов, режиссеров, музыкантов, художников, осветителей, бутафоров, костюмеров — всех тех, кто продолжал творить для сцены.

Александринский театр сегодня

На данный момент руководителем знаменитого и старейшего театра является народный артист России и режиссёр Валерий Фокин. На сцене идут постановки спектаклей классического репертуара. В отреставрированном здании театра можно наслаждаться игрой актёров, ведь он имеет современное техническое оснащение вкупе с талантливой труппой и держит марку уже столько веков.

Режиссёр Валерий Фокин, с 2003 года возглавляющий Александринский театр, хочет сохранить традиции русской театральной школы и предполагает это миссией театра. Под его руководством была проведена масштабная реконструкция, появилась вторая сцена, каждый год проходит театральный фестиваль; таланты здесь развиваются, а классика остаётся основой репертуара.

Новейшая премьера, о которой сейчас известно, — постановка легендарного спектакля «Король Лир». Завершается один сезон и начинается новый, перед открытием которого у театра существует ритуал: сбор труппы на основной сцене, где объявляются предстоящие планы, затем встреча руководителей театра с прессой, и обязательно — мемориальные мероприятия: возложения цветов на Серафимском и Новодевичьем кладбищах в память о служивших в театре актёрах.

Об Александринке всегда слышны лишь восторженные отзывы, она стала ни много ни мало достоянием Санкт-Петербурга и всего русского театра и сегодня собирает в своих стенах ценителей искусства. Труппа сохранила плеяду ветеранов и старых мастеров сцены, а театральные подмостки пережили все трудности и сохранили уникальный реквизит и декорации. Сейчас Александринский театр сверкает в своём великолепии.

Где находится Александринский театр

Петербургский Александрийский театр или как его чаще всего называют горожане «Александринка» входит в число трех самых ценных театров северной столицы наряду с Михайловским и Мариинским театрами. Кроме того именно актеры этого театра участвовали в первых спектакля в середине 18 века. Здание театра, правда, появилось гораздо позже актерской труппы. Но обо всем по порядку.

Театр «для представлений трагедий и комедий театр» был открыт по высочайшему указу Елизаветы Петровны. Вплоть до 1832 года выступали артисты на импровизированных площадках в королевских резиденциях. Естественно посмотреть спектакли могли только члены императорского двора.

На протяжении всего 19 века Александрийский театр был ведущим театром страны. Тут ставили самые разные произведения, как русских писателей, так и зарубежных. Из числа последних можно выделить комедии Бомарше и Мольера. «Мещанин во дворянстве», к примеру, неизменно собирал полные залы.

Легенды Александринки

Ни для кого не секрет, что вокруг культовых зданий Петербурга ходит множество легенд. Чего только стоят легенды Исаакиевского собора. Александрийский театр в этом плане не исключение.

  • По словам помощников Карла Росси, театр во многом напоминает православный храм. Только вместо алтаря находится сцена.
  • Со дня открытия театра прошло уже почти 2 века. Актеры прошлого и настоящего отмечают, что здание построено в месте энергетического разлома. Одним артистам театр придает заряда сил, другие же чувствуют себя во время спектаклей подавленными.
  • Александринка – это огромный лабиринт. Здесь могут заблудиться не только зрители, но и работники. За примером далеко ходить не нужно: в свое время Леонид Вивьен (режиссер театра) на пару с одним из своих подчиненных пытался найти выход несколько часов. Кстати, лабиринтное устройство театра неслучайно. Театр в 19 веке посещали не только дворяне, но и простой люд. Дабы представители разных сословий не пересекались друг с другом, Росси сделал коридоры запутанными.

Александрийский театр в наши дни

В Александрийском театре есть даже свой собственный музей. Посетить его, нужно сказать, захочет не каждый, ведь экспонатами музея является… пыль. Да, да, театральная пыль. Образцы середины 19 века отличают от современных «экспонатов» по цвету и структуре. В соседнем зале хранятся костюмы, в которых играли артисты 19-20 веков, а также используемый реквизит. Посетить театр можно за символическую плату, как перед спектаклем, так и в антракте.

В наше время Александрийский театр популярен не только из-за своего репертуара и богатой истории, но и по более простой причине: с 13 до 14 билеты в кассах стоят на 10% дешевле (скидка действует только на билеты от 300 рублей и выше).

Долго искать Александрийский театр не придется, поскольку он расположен в самом центре города – на площади Островского. Билетный кассы работают каждый день без выходных с 12:00 до 14:00 и с 15:00 до 19:00. Более подробную информацию можно узнать на официальном сайте театра.

Лучшие театры для туристов

В Санкт-Петербурге работает несколько сотен театров, которые показывают постановки на любой вкус и кошелек. Например, я бы рекомендовал посетить небольшие театры, где играют молодые артисты, которые выкладываются «на все 100». Обычно такие спектакли проходят в небольших залах с авторскими интерьерами и незабываемой атмосферой, а билеты стоят не дороже 500 рублей. Среди таких театров: «Театр Приют комедианта», «Театр на Васильевском», «Молодежный театр на Фонтанке», «Театр На Литейном».

Театр «Приют комедианта»

Также в театрах Питера много выступают известные артисты советского и российского кино. Есть большая вероятность что Вы сможете попасть на спектакль со своим любимым актером. Но цена билетов на такие спектакли обычно автоматически становится выше в 3–4 раза, а сами знаменитые актеры часто играют хуже некуда, либо данный актер играет очень небольшую роль, либо на сцену выходит дублер.

Подобрать постановку можно здесь: www.bileter.ru

На сайте можно посмотреть наличие мест и стоимость билетов (ссылка “купить” напротив названия спектакля).

Кассы данного агентства находятся почти у каждой станции метро.

Отзывы о спектаклях можно посмотреть здесь:

Театр в XIX-ХХ веках

Свое название театр получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая I. В течение всего XIX столетия этот театр был одним из главных очагов культуры не только северной российской столицы, но и всей страны. Сначала труппа ориентировалась на традиции европейских постановок, но постепенно, год за годом, стал складываться свой оригинальный стиль, собственная школа.

Самыми популярными жанрами в первой половине XIX века являлись комедийные постановки, также зрители охотно раскупали билеты на водевили. Возможно, причина была в том, что позади осталась тяжелая война с Наполеоном, после ужасов которой людям хотелось положительных эмоций, легкости и веселья. Кстати, именно тогда на сцене театра были поставлены ранние комедии Александра Грибоедова.

Поскольку зрители предпочитали водевили, петербургским актерам пришлось совершенствовать пластику, уметь сочетать движение и пение. Именно тогда критики стали противопоставлять театральные школы Москвы и Петербурга. Считалось, что в северной столице делается больший упор на внешнее мастерство, чем на подлинный актерский талант. Впрочем, обе школы оценивались весьма высоко.

Театр пользовался особым вниманием российских императоров, особенно в первой половине XIX века. В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий

В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий.

– Сразу после революции 1917 года деятельность театра была прекращена: это было сделано в качестве протеста против новой власти. Впрочем, этот «саботаж», продолжавшийся около четырех или пяти месяцев, не имел каких-либо масштабных последствий. Через некоторое время представления в театре возобновились.

– В 20-е годы XX века театр стали называть «меккой режиссеров». К тому времени Всеволод Мейерхольд уже поставил несколько спектаклей на его сцене. «Дон Жуан» Мольера и «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова произвели на зрителей неизгладимое впечатление.

– В начале 30-х годов состоялось торжественное празднование столетия здания театра. Оно стало важным событием культурной жизни не только города, но и всей страны. Впрочем, этот юбилей как бы вычеркивал из истории труппы те семьдесят шесть лет, когда она не имела собственного здания. Это было сделано по идеологическим соображениям, ведь иначе пришлось бы вспомнить о том, что театр был основан русской императрицей, а его труппа изначально являлась придворной.

– В конце 30-х годов театру было присвоено имя Александра Пушкина. Кстати, в первые десятилетия XX века театр порой называли «Ак-драмой» (слово «ак» является сокращением от прилагательного «академический»).

– В военное время труппа была эвакуирована по Ладожскому озеру (покрытому льдом). Театр продолжил работу в Новосибирске.

– В начале 90-х годов знаменитому санкт-петербургскому театру было возвращено его историческое название.

Труппа театра

Постепенно сложилась труппа театра, в которую  всегда входили известные актеры своего времени:  В. Каратыгин, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, М. Г. Савина, П. М. Свободин, В. В. Стрельская, В. П. Далматов, М. В. Дальский, П. А. Стрепетова, затем В. Ф. Комиссаржевская и позднее Е. Корчагина-Александровская, Н.Симонов, Н. Черкасов, В. Меркурьев, И. Горбачев, Б. Фрейндлих, Е. Тиме, Н. Ургант.

Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903)

И. Репин “Портрет актрисы Стрепетовой”

Жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой  была трудной и яркой, как и ее игра на сцене, на которую она впервые вышла в семь лет. А в пятнадцать она уже стала профессиональной актрисой. Спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре  распространились по всей России.

Уже первые выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга ошеломили театральную публику, породив как искреннее преклонение одних, так и искреннюю неприязнь других: Стрепетова была не просто талантливой актрисой, она ломала старые представления об актерской игре, наполняла сценические образы живым чувством и жизненной правдой.

Вот как писал художник М. Нестеров об игре Стрепетовой: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном „чувстве“, была неровна в игре. Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – ее тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна. И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отчаянием.

В репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. В „Грозе“ она была поразительной Катериной.

Немало и других ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка… Звук ее голоса, простота, естественность – тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто – вот этот реализм был у Стрепетовой в минуты ее высочайшего вдохновения».

В Александринском театре работали великие режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов.

Режиссер Леонид Сергеевич Вивьен (1887-1966)

Режиссер Л.С. Вивьен

С 1911 г. состоял в труппе Александринского театра, а в 1937 г. стал главным режиссером. Спектакли, поставленные Л. Вивьеном, отличались глубиной раскрытия авторского замысла и тщательной психологической разработкой характеров. Репертуар театра был разнообразным: русская и зарубежная классика и спектакли современных авторов. Активно занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников – известные актеры  народные артисты СССР Николай Симонов, Василий Меркурьев, Рубен Агамирзян, Юрий Толубеев и др.

С театром сотрудничали великие художники Н. Альтман, А. Бенуа, А. Головин, К. Коровин, а также выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)

А. Бенуа. Эскиз декораций к балету И. Стравинского “Петрушка”

По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.

Художественные вкусы и взгляды молодого художника формировались в соответствии со временем в оппозиции к его семье, которая придерживалась консервативных «академических» взглядов. Стать художником решил еще в детстве, но после пребывания в Академии художеств разочаровался и предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете, а художественное образование получил по своей собственной программе.

А. Бенуа проявил себя во многих жанрах: в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре, он писал прекрасные пейзажи, иллюстрировал произведения многих писателей,  но более известен как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Его декорации и костюмы открывают исключительную способность воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и настроений.

В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин.

Театральные маски

Михайловский театр

Михайловский театр

Михайловский театр,
также, как и Мариинский, специализируется на опере и балете. Он не настолько знаменит, но очень успешно конкурирует с ним. Здание Михайловского театра не настолько помпезно как здание Александринского театра. Зато зрителя поразит роскошь его интерьеров и сами постановки. Большой плюс для туриста в том, что он расположен на Площади Искусств, в самом центре Санкт-Петербурга. Рядом находятся Спас-на-Крови и Русский музей. Станция метро «Невский проспект» в 5 минутах ходьбы, поэтому добраться сюда не составит труда. Билеты на спектакли летом и в новогодние праздники также необходимо покупать заранее.

Литература[править | править код]

  • В. Ф. Петрушевский. Александринский театр // Энциклопедический словарь, составленный русскими учёными и литераторами. — СПб., 1861. — Т. 3. — С. 73—74.
  • Санкт-Петербург. 1703—1917.: Кн. для чтения. / Авт.-сост.: А. В. Даринский, Д. Н. Мурин, Т. Г. Браже, А. Г. Бойко; под ред. А. В. Даринского. — СПб.: Свет, 1997. — С. 242. — ISBN 5-88729-029-3
  • Теляковский В. А. Дневники директора императорских театров. 1901—1903. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. Подготовка текста С. Я. Шихман и М. А. Малкиной. Коммен/ М. Г. Светаевой и Н. Э. Звенигородской при участии О. М. Фельдмана. — М.: «АРТ», 2002. — 702 с.
  • Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903—1906. / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. — М.: «АРТ», 2006. — 928 с.
  • Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906—1909. / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. В. Хализевой и М. В. Львовой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. — М.: «АРТ», 2011. — 928 с.
  • Сто лет Александринский театр — театр Госдрамы 1832—1932 / Под общ. ред. О. Я. Боярский. — Л.: «Дирекции Ленинградских государственных театров», 1932. — 536 с.
  • Репертуар Александринского театра. 1917—2012 / Автор-сост. Ю. П. Рыбакова; Сост. О. В. Мокина, С. Ю. Спирина, Е. Г. Федяхина; Вступ. ст. А. А. Чепурова. — СПб.: Чистый лист, 2013.

Репертуар Александринского театра

В XIX веке это был флагман русской театральной и культурной жизни в Северной столице. Ориентируясь на образцы европейские, театр вырабатывал свою, особую школу. С самого начала своей жизни его труппу возглавил Фёдор Волков, которого называют «отцом Русского театра», а его директором был А. П. Сумароков. В стенах театра побывали выдающиеся актёры и люди своего времени.

Кстати, про последнюю можно сказать, что это была действительно нашумевшая постановка: чеховскую «Чайку» ждал оглушительный провал. Её автор Антон Павлович Чехов даже дал слово больше ничего не писать для театров. Успех получили комедии Грибоедова «Притворная неверность» и «Молодые супруги». Сцену театра украшали талантливые актёры: Варламов, Давыдов, Дальский, Стрепетова, Комиссаржевская…

Отмечалось различие московской школы театра и петербургской: в последней присутствовало больше пластики и акцентов на отточенность движений и техники актёров. В начале XIX века главное место в репертуаре театра занимают водевиль и комедия, которые играли замечательные актёры, в числе которых И. И. Сосницкий и М. И. Вальберхова. Затем настроения сменились в сторону романтического репертуара, в театре начали ставить поэмы Жуковского, Пушкина, романы Скотта.

После революции в ходу была классика, как русская, так и европейская. Это были пьесы революционного и исторического содержания: «Пугачёвщина», «Штиль», «Иван Каляев»… А в 1955 году прогремела постановка пьесы «Оптимистическая трагедия» режиссёра Товстоногова. Творческий дар и игра актёров Александринского театра в разные времена заставляли трепетать его верных поклонников.

Особенности архитектуры и интерьера Александринского театра

Здание театра, выполненное в стиле ампир, является жемчужиной и гордостью Северной столицы. Вся улица, на которой находится Александринский, спланирована талантливым архитектором К. Росси таким образом, чтобы строение Александринки выделялось пышностью и великолепием архитектурной мысли и формы. Его боковые фасады имеют портики из 8 колонн, а парадный фасад обращён к Невскому проспекту.

На окаймляющем здание фризе расположились изображения театральных масок и лавровых гирлянд. В центре фасада находится лоджия из колонн, в нишах которой покоятся музы: величественные статуи Клио и Терпсихоры соседствуют с Талией и Мельпоменой. Простота и торжественность, сочетание лёгкости и грациозности. Венчает аттик главного театрального фасада внушительная квадрига Аполлона. Стоящий в красивой колеснице, покровитель искусств облачён в ниспадающие одежды и держит лавровый венок и кифару.

Высота архитектурного сооружения Александринского театра составляет 33 метра, а площадь составляет более 10 тысяч квадратных метров, точно рассчитанная архитектором как соотношение 1:6. Театральный ансамбль являет собой образец великолепного творения мирового зодчества. Здание прямоугольной формы, с колоннадами, выглядит торжественно и вызывает восхищение.

Внутреннее убранство театра также было тщательно и кропотливо прорисовано Карлом Росси. По замыслу архитектора, оно должно сиять и ослеплять своим великолепием. Последние достижения технической мысли сочетаются с внутренним пространством изысканной, утончённой красоты. По зарисовкам Росси выполнены и декоративные элементы центральной и боковых лож. Тонкий орнамент окружает композиция из мастерски оформленных атрибутов.

Поистине Росси был единственным мастером, который мог так филигранно расположить пространство улиц. Создав грандиозный ансамбль театра, возвышающегося на тщательно организованной архитектором уличной площади, Росси увековечил свой талант в здании Александринки. Пропорции как наружного оформления, так и интерьера соблюдены так искусно, что при каждом взгляде они вызывают восхищение.

Предыстория[править]

В XVIII веке императорская казна выкупила у полковника Аничкова (строитель моста, названного его именем) часть его земли.

На этом участке размещалась некая деревянная постройка.

В 1801 году на этом выкупленном участке архитектор Винченцо Бренна перестроил деревянное здание, стоявшее там, в театр, который занял итальянский антрепренёр Антонио Казасси (ит. Antonio Casassi) со своей итальянской труппой — это было время, когда Россия истово принимала всех европейцев-специалистов, ибо стремительно европеизирующейся России нужны были все: от инженеров до медиков, от биологов до музыкантов… Прибывшая труппа итальянского импресарио тоже была достойно принята в Санкт-Петербурге (к слову сказать, именно с этой труппой прибыл в Россию и остался в ней навсегда будущий главный капельмейстер императорской труппы Катарино Кавос, оказавший огромное влияние на создание русского оперного искусства). Оперный театр Антонио Казасси был частным, и дела в нем шли далеко не блестящим образом. Однако искусство театра было в России делом важным — оно поднимало культуру России и сближало с Европой, что было насущной политической необходимостью времени. В конце концов труппа Казасси вместе с его театром в 1803 г. была принята в структуру русских императорских театров, а театр, построенный для Казасси архитектором В. Бренной, получил в новом качестве название «Малого».

Этот театр просуществовал какое-то время, однако помещение требовало материальных вложений и ремонта. Петербург рос и желал всё большего приобщения к европейской цивилизации, в том числе и к театру. К этому времени Петербургская императорская труппа насчитывала несколько театральных зданий для публичного — зрительского — показа: помимо названного Малого театра (театр Казасси), существовали Большой Петербургский (он же Большой Каменный театр), еще один театр располагался у Симеоновского моста (ныне мост Белинского) и после перестройки в 1828 году получил название «Новый театр», 1 января 1825 года был открыт театр у Чернышева моста (ныне мост Ломоносова), но он сгорел через несколько месяцев после открытия, но потребности зрителей росли. Театральное искусство становилось насущной необходимостью русской культуры. В 1811 году было принято решение о строительстве на месте Малого театра (бывший театр Казасси) другого театра, каменного и большего по размеру, оснащённого современной техникой. Был даже проведен конкурс проектов, на котором главным претендентом стал архитектор Тома де Томон, первой работой которого в России была перестройка Большого Каменного театра в 1805 году

Однако осуществление планов затянулось, а потом императорское внимание Александра I было отвлечено другими важными мероприятями: военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года. Александру I так и не хватило времени заняться новым театром.

https://youtube.com/watch?v=rm5qdOchWsM%3F

Александринский театр / The Alexandrinsky Theatre – 2012 г. (Надо учесть, что благодаря Большой Советской Энциклопедии, специально поднимающей дух русского патриотизма путем фальсификаций, создательница императорской труппы императрица Елизавета Петровна выглядит какой-то Кассандрой, предвидевшей постройку Александринского и Мариинского театров. Это, конечно, не так. Она издала Указ о создании императорской труппы, а уж следующие императоры строили новые театры для императорской труппы. Благодаря БСЭ первые деятели русского театра названы деятелями Александринки – хотя не успели и дожить до её открытия)

Лишь в самом конце 1820-х годов, уже при Николае I, известном любителе не только театра, но и театральных актрис, Петербург вернулся к планам строительства нового большого театрального здания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий