Мумтаз – муза знаменитого дворца

Тадж-Махал внутри и снаружи — описание достопримечательности

В истории возведения Тадж-Махала много неизвестного, даже загадочного. Однако результат работы тысяч людей поражает воображение даже тех, кто не особо стремится к познанию его тайн.

Архитектура мавзолея

Тадж-Махал — это величественное сооружение из белого, полупрозрачного мрамора. Особенность материала заключается в том, что здание меняет цвет в зависимости от освещения, времени суток. В ясный день оно сверкает белизной, в закатных лучах как будто излучает розовое сияние, а лунной ночью — серебристый свет.

Мавзолей — пятикупольное сооружение, окруженное четырьмя минаретами. Они слегка отклонены в стороны, чтобы в случае разрушения не повредить усыпальницу. На минаретах можно увидеть опоясывающие их рабочие, а не служащие украшением балконы.

На фасадах главного здания прорезаны пологие стрельчатые арки. Они визуально облегчают знаменитую достопримечательность Индии, делают ее как будто парящей в воздухе.

Стены мавзолея украшают инкрустации из драгоценных камней, нанесенные каллиграфом строки из Корана. Для создания декоративных элементов также были использованы различные штукатурки, краски.

На территории Тадж-Махала есть мечеть, гостевой дом, мавзолеи двух других жен Шах-Джахана и служебные постройки.

Знаменитый мавзолей удивителен не только своей красотой, но и габаритами, строгой геометрией, симметрией построек. Некоторые цифры для понимания масштабов строительства:

  • высота равна ширине и составляет 74 м;
  • площадка под главным куполом и четырьмя минаретами — квадрат со сторонами 95,4 м;
  • весь комплекс сооружений имеет форму прямоугольника со сторонами 300 и 600 м, соответственно;
  • высота главного купола — 35 м;
  • высота минаретов — 40 м.

Обратите внимание! Тадж-Махал — это тесное переплетение персидского, индийского, арабского архитектурного стиля

Тадж-Махал внутри

При входе в мавзолей туристы и жители Индии попадают в большой внутренний зал. Он имеет форму правильного восьмиугольника. Высота стен составляет около 25 м, а потолок повторяет форму внешнего купола.

Не менее чем снаружи Тадж-Махал красив и внутри. Площадь стен поделена на части многочисленными арками. Поверхность мраморных блоков украшена барельефами, узорами, инкрустациями из драгоценных камней.

В центре внутреннего зала, за двумя резными ширмами из мрамора, стоят два кенотафа — надгробных камня Шах-Джахана и его супруги. Сами могилы находятся глубоко под полом.

Парковая зона

Вокруг мавзолея разбит роскошный парк, работа над которым завершилась через 5 лет после строительства усыпальницы. Попасть в него можно через ворота из красного камня с одиннадцатью куполами и боковыми башнями.

Через весь парк к Тадж-Махалу ведет дорога, вдоль которой проложен искусственный канал с зеркальной гладью воды, посажены кипарисы. Историки утверждают, что когда-то в этом саду гуляли павлины и другие экзотические птицы, а в водах канала плавали красивые рыбы. Однако и без них Тадж-Махал не перестает быть новым чудом света.

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). Добраться до г. Агра можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) — 57 км, Дели (Delhi) — 204 км, Джайпур (Jaipur) — 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) — 400 км, Лакхнау (Lucknow) — 369 км

Полезные советы

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

Архитектура Тадж-Махала

Сегодня беломраморный памятник великой любви, «жемчужина индийской архитектуры» является одной из важнейших достопримечательностей Индии. В 2007 г. Тадж-Махал вошёл в список Новых семи чудес света, составленный после опроса более 100 млн. голосов. Величественный пятикупольный мавзолей с 4-мя минаретами по углам возвышается на 74-х-метровую высоту на беломраморной платформе и, отражаясь в неподвижных гладях искусственного водоёма, словно парит над землёй подобно сказочному миражу.

Тадж-Махал с противоположного берега реки Джамна

Его стены, выложенные из полированного мрамора, в яркий солнечный день сияют белизной, на закате излучают лилово-розовое сияние, а в лунную ночь — серебристое. Этот мрамор везли для строительства за 300 км из Раджастхана. В инкрустации стен использованы драгоценные камни и самоцветы; из чёрного мрамора выполнен декор с цитатами из Корана. Малахит везли из России, сердолик — из Багдада, бирюзу — из Тибета, сапфиры и рубины — из Сиама, ляпис-лазурь — из Цейлона, хризолит — с берегов Нила. В архитектуре ансамбля безупречно соблюдается симметрия. Её нарушает лишь гробница Шах-Джахана, которую строили после его смерти, значительно позднее надгробия Мумтуз-Мазал, располагавшегося строго посередине мавзолея.

Гробница шаха и его супруги

Внутри усыпальница разделена на две части. Одна из них посвящена земному пути, а вторая – загробной жизни. К первой относятся базарные улицы и дворы, ко второй – мавзолей и сад. Между ними находится особая арка и пруд, которые символизируют переходное состояние.

Шах Джахан решил пойти на хитрость, чтобы прах любимой жены был надежно защищен. Поэтому под главным куполом разместили пустую гробницу, а тело супруги императора спрятали в секретном зале. Останки правителя после его смерти были погребены рядом с возлюбленной.Туристы посещают место, где выполнены копии с надгробий. Ложные гробницы размещены за резной ширмой из мрамора. В зале всего одна небольшая лампа, но естественного освещения достаточно, чтобы разглядеть все убранство помещения.

Ширма из мрамора

Восточные наложницы сто лет тому назад и сейчас

АРД предлагает своим читателям лишь взглянуть и почувствовать разницу… Как сказал по этому поводу известный поэт, а один известный блогер российского ЖЖ его процитировал: «Ночной зефир струит эфир…»

Полнота — главный критерий красоты того времени. Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха — все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Недавно невероятная «красота» поразила интернет. В Сети появились фото иранской принцессы, которую звали Анис аль Долях. Известно, что четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Шах Каджар фотографировал своих жен с открытым лицом и благодаря этому до наших дней дошла информация о красоте того времени.

В последнее время по социальным сетям прокатилось много фотографий иранских принцесс, которые сопровождаются поясняющим текстом, в котором говорится, что это символ красоты Ирана тех лет.
И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему.
Но неужели восточные красавицы выглядели именно так?

Что известно о биографии принцессы
Анис аль-Долях была любимой женой четвертого шаха Ирана Насера ад-Дина Шаха Каджара, правившего в период с 1848 по 1896 годы. У Насера был огромный гарем жен, которых он, вопреки законам Ирана той поры, фотографировал с открытыми лицами. Именно благодаря увлечению Насера ад-Дина фотоделом и его легкому отношению к строгим правилам современный мир узнал о том, какими были идеалы красоты в Передней Азии в XIX веке.

Анис аль-Долях считалась самой красивой и сексуальной женщиной той эпохи. У тучной дамы со сросшимися бровями, густыми усами и уставшим взглядом исподлобья было почти 150 поклонников. Однако Анис принадлежала только шаху. Почитателям неземной красоты аль-Долях оставалось лишь мечтать о ней, стало известно comandir.com. Некоторые мужчины, кстати, не смогли смириться со злой судьбой и наложили на себя руки из-за безответной любви, терзавшей их сердца.
В Иране XIX века женщина считалась красивой в том случае, если у нее была обильная растительность на лице и она была очень толстой. Девушек из гарема специально много кормили и практически не разрешали двигаться, чтобы те набирали вес. Анис аль-Долях отвечала всем стандартам привлекательности того времени.

Любопытный факт. Однажды Насер ад-Дин Шах Каджар во время визита в Санкт-Петербург побывал на русском балете. Шах был настолько впечатлен балеринами, что по приезду домой приказал сшить всем своим многочисленным женам юбки, напоминающие пачки. С тех пор супруги Насера ходили исключительно в коротких пышных юбчонках, круглосуточно открывающих взору их мужа аппетитные ножки в складочки.

В чем подвох?
почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра.

В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.

Тадж-Махал сегодня

Не так давно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. Специалисты начали сразу же устанавливать причины их возникновения. После тщательных исследований ученые пришли к заключению, что трещины могли появится вследствие обмеления соседней реки Джамны.

Дело в том, что исчезновение Джамны приводит к оседанию грунта, что приводит к медленному разрушению сооружения. Кроме этого, в последнее время Тадж-Махал стал утрачивать свою знаменитую белизну вследствие загрязнения воздуха.

Чтобы предотвратить это, власти распорядились расширить парковую зону и остановить работу всех загрязняющих атмосферу предприятий в Агре. Здесь запретили использовать уголь, предпочтя этому виду топлива экологически чистый газ.

Однако не смотря на предпринятые меры, мавзолей продолжает принимать желтоватый облик. В результате, чтобы максимально отбелить стены Тадж-Махала, работники постоянно чистят их посредством отбеливающей глины.

Положением на сегодня каждый день мавзолей приезжают посмотреть десятки тысяч туристов (5-7 млн в год), за счет чего заметно пополняется госбюджет Индии. Поскольку здесь запрещено ездить на автотранспорте с двигателями внутреннего сгорания, посетителям приходится добираться от автостанции до Тадж-Махала либо пешком, либо на электроавтобусе.

Интересен факт, что в 2019 г. в целях борьбы с чрезмерным туризмом были введены штрафы для посетителей, остававшихся в комплексе более 3-х часов. Сейчас мавзолей является одним из Новых 7 чудес света.

Перед посещением достопримечательности, туристы могут зайти на официальный веб-сайт Тадж-Махала

Там можно найти информацию о часах приема и продаже билетов, узнать, что можно делать, а что нет и ознакомиться с другой не менее важной информацией

Лалла Сальма (Lalla Salma )

Принцесса Марокко Лалла Сальма. Фото: instagram.com/lalla_salmafp

Со своим будущим мужем — ныне действующим монархом МароккоМухаммедом VI бен аль-Хассаном — Сальма познакомилась, когда он был еще наследным принцем. В 2002 году, после королевского бракосочетания, Сальма получила титул Ее Королевское Высочество принцесса Лалла Сальма. «Лалла» означает высокий статус женщины, созвучно британскому «леди». К сожалению, по законам Марокко Лалла Сальма никогда не сможет стать королевой. Не влияет на это даже то, что она — единственная жена действующего правителя и мать наследника престола.

Гардероб первой леди насчитывает невероятное количество нарядов. Фото: instagram.com/lalla_salmafp

Как и положено первой леди, Лалла Сальма, помимо посещения различных светских мероприятий, занимается благотворительностью, курируя фонды борьбы с такими заболеваниями, как рак, СПИД и ВИЧ не только в Марокко, но и во всей Африке.

Свадебная фотография принцессы Лаллы Сальмы и шейха Мухаммеда VI бен аль-Хассана. Фото: instagram.com/yalwahkw

Лалла Сальма славится на весь мусульманский мир своими нарядами: по слухам, гардероб жены марокканского правителя насчитывает несколько сотен платьев, расшитых золотом и настоящими драгоценными камнями, стоимость которых может быть сопоставима со стоимостью качественного автомобиля. Для стиля Лаллы характерно сочетание европейской классики иафриканской этники , но с соблюдением многочисленных предписаний. Ее платья отличает свободный крой, длинный подол, свободные рукава, полностью закрывающие руки, и отсутствие глубокого декольте. Благодаря своему необычному стилю одежды, принцесса Лалла Сальма неоднократно попадала в различные рейтинги самых стильно одетых женщин исламского мира.

4. Амира аль-Тавил (Ameera al-Taweel)

Принцесса Амира аль-Тавил. Фото: instagram.com/ameerahaltaweel

Принцесса Амира аль-Тавил — еще одна Золушка: девушка из простой семьи среднего класса, ставшая женой принца, как и Илинка в сериале «Мои восточные ночи» .

И Амира, и ее супруг отличаются очень либеральными взглядами. Она выступает за права женщин: за право управлять автомобилем, получать образование и трудоустраиваться без необходимого разрешения на это родственника-мужчины — так называемого «опекуна».

Также Амира отказывается носить абайю — длинное традиционное арабское женское платье с рукавами, предпочитая ему чуть более закрытые версии классических европейских вечерних нарядов.

Амира умеет быть элегантной и не боится ярких оттенков в одежде. Фото: instagram.com/ameerahaltaweel

В отличие от многих арабских знатных особ, она выходит в свет в платьях средней длины. Она обладает непревзойденным чувством стиля, в котором европейский шик сочетается с исламской традиционностью. Именно поэтому Амиру уже называют иконой стиля: ее наряд на свадьбе принца Уильяма иКейт Миддлтон попал в список лучших образов мероприятия.

Фатима Кульсум Зоар Годабари (Fathima Kulsum Zohar Godabari)

Королева Саудовской Аравии Фатима Кульсум Зоар Годабари. Фото: facebook.com/fathima.zohargodabari

В отличие от Амиры аль-Тавил, Фатима — жена действующего короля Саудовской Аравии Абдуллаха ибн Абдул-Азиза аль-Сауда, поэтому ее внешний вид строго регламентирован мусульманскими нормами. Информации о Фатиме очень мало, известно лишь то, что она — одна из четырех жен главы Саудовской Аравии, которых он держит в собственном доме. Чтобы понять, насколько это высокая привилегия, надо иметь в виду, что Абдуллах вступал в брак более тридцати раз, но большинство жен монарха проживают вдали от его личных покоев .

Арабские медиа называют Фатиму красивейшей женщиной мусульманского мира — ее огромные зеленые глаза и кожа молочного цвета снискали ей славу первой красавицы. Фатима стала популярной совсем недавно, первые фотографии ее лица появились в Интернете на ее личной страничке в Facebook и Twitter в январе 2012 года. Именно тогда, по слухам, она стала женой короля Абдуллаха. После этого никаких новых снимков Фатимы журналистам раздобыть не удалось.

Стиль Фатимы можно угадать даже по немногочисленным фотографиям: королева Саудовской Аравии, безусловно, носит традиционную национальную одежду и ходит с покрытой головой. Но это не мешает ее нарядам быть интересными! В коллекции жены короля Абдуллаха насчитывается не один десяток разноцветных шелковых вариантов паранджи, украшенных причудливой вышивкой с разнообразными камнями.

Сколько ещё простоит Тадж-Махал?

Не так давно на стенах великой усыпальницы были замечены трещины. Учёные утверждают, что Тадж-Махал в ближайшие десятилетия ждёт печальная участь – он разрушится вследствие обмеления реки Ямуны, вызванного ухудшением экологической обстановки в городе. По замыслу архитекторов, именно река должна обеспечивать необходимую влажность почвы, на которой установлен фундамент. Пошатнувшаяся экосистема Ямуны может привести к оседанию грунта, в результате чего мечеть обвалится. Некогда идеально белые стены мавзолея сегодня также подверглись изменениям – загрязнённая окружающая среда Агры привела к желтению мрамора. Раз в три года стены подвергают очистке белой глиной, которая имеет хорошие отбеливающие свойства. Памятник занесён в список культурно-исторических объектов и охраняется ЮНЕСКО.

Старые фотографии

Насер ад-Дин с юношества увлекался фотографией. У него была своя лаборатория, где он собственноручно печатал снимки. Он фотографировал сам, у него был фотограф-француз, который снимал его. В конце шестидесятых годов XIX века в Тегеране открывают свою студию братья Севрюгины, один из них — Антон — становится придворным фотографом.

Снимал шах все, в этом ему помогал Севрюгин. Фотографии жен, приближенных, артистов театра, своих поездок, торжественных встреч, военных действий он хранил в сейфе дворца. После иранской революции все его архивы были рассекречены, и снимки попали в руки журналистов. Кто на этих фотографиях изображен, сейчас сказать трудно. Полагаться на интернет не стоит. Подписи к одним и тем же фотографиям на разных сайтах отличаются кардинально. Достоверность их весьма сомнительна.

На одном немецком сайте к статье о Насере ад-Дине встретился интересный комментарий, который прислал житель Ирана. Он пишет, что хан не любил женщин, поэтому, чтобы быть похожими на мужчин и тем самым угодить шаху, они подрисовывали себе усики. Насколько это верно, сказать трудно, но это частично объясняет явно мужские лица в женской одежде и то, что посторонний мужчина (фотограф) снимает хана в кругу мужеподобных женщин.

Мавзолей

В каком именно городе строить мавзолей Тадж Махал («тадж» означает «венец», «махал» – «дворец») было решено практически сразу: пригород Агры, один из красивейших и развитых городов Индии, расположенный на берегу реки, подходил для этого наилучшим образом. Чтобы иметь возможность построить мечеть на выбранной территории, шаху Джахану пришлось обменять этот участок на дворец, расположенный в центре Агры.

Об этом жалеть ему не пришлось: местность эта возле города была не только чрезвычайно красивой и живописной, но и оказалась сейсмически устойчивой – за годы, прошедшие после завершения строительных работ землетрясениям нанести сооружению серьёзный ущерб не удалось.

Главное здание было спроектировано турецким архитектором Исмаилом Афанди из Османской империи, а создателем архитектурного образа памятника считают его соотечественника Усатада Ису – именно их проекты понравились Джахану больше всего. Выбор правителя оказался удачен: возведённый Тадж Махал (Агра) оказался одним из самых выдающихся памятников мира, удачно сочетавший в себе стили индийских, персидских и исламских направлений, и недавно был признан одним из чудес света.

Шах-Джахан: биография падишаха

«Повелитель мира» – таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.

Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.

Строительство и архитектура Тадж-Махала

Внутри Тадж-Махал можно увидеть 2 гробницы – Шаха-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Высота этого 5-купольного сооружения достигает 74 м, имея на каждом углу по одному 41-метровому минарету.

Интересен факт, что все минареты специально отклонены в обратную сторону от мавзолея, чтобы в случае разрушения не повредить его. Стены Тадж-Махала выложены из полупрозрачного мрамора, который добывали на расстоянии 600 км от строительной площадки.

При этом на стенах можно увидеть инкрустацию из десятков самоцветов, включая агат и малахит

Важно отметить, что в разное время суток мрамор изменяет свой цвет: на заре – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый

Для доставки мрамора и других стройматериалов использовался 15-километровый пандус из укатанного грунта. По нему 30 быков тащили по одному блоку, возложенному на специальную повозку. Когда блок доставлялся на стройку он поднимался на нужный уровень с помощью уникальных механизмов.

Само собой разумеется, что для строительства такого масштабного сооружения требовалось много воды. Для обеспечения полноценного водоснабжения, архитекторы использовали речную воду, которая доставлялась на строительную площадку посредством канатно-ведерной системы.

На возведение гробницы и платформы ушло около 12 лет. Остальные части Тадж-Махала, среди которых минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота, строились в четкой последовательности еще 10 лет.

Строительные материалы доставлялись с разных регионов Азии. Для этого было задействовано свыше 1000 слонов. В общей сложности, для инкрустации белого мрамора были использованы 28 видов самоцветов, которые везли из соседних государств.

Кроме десятков тысяч рабочих, за художественный облик Тадж-Махала отвечали 37 человек, каждый из которых был мастером своего дела. В результате, строителям удалось построить невероятно красивое и величественное здание.

Общая территория всего комплекса Тадж-Махал, вместе с другими постройками, имела прямоугольную форму 600 х 300 метров. Прекрасно отполированные беломраморные стены мавзолея, украшенные самоцветами, отражали как солнечный, так и лунный свет.

Напротив сооружения находится крупный мраморный бассейн, в водах которого видно отражение Тадж-Махала. Во внутреннем зале в 8-гранной погребальной камере располагаются гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана.

Усыпальницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана

Ислам запрещает тщательно украшать места захоронения. Поэтому тела супругов были помещены в относительно простой склеп под внутренним помещением.

В проектировании комплекса скрывается множество символов. К примеру, на воротах, ведущих в парк, окружающих мавзолей, высечены стихи из 89-й суры Корана: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!».

В западной части усыпальницы можно увидеть мечеть, параллельно которой располагается гостевой дом (джаваб). Весь комплекс Тадж-Махал имеет осевую симметрию, за исключением гробницы Шах-Джахана, которая была возведена уже после его кончины.

На территории комплекса находится сад с фонтанами и продолговатый бассейн площадью в 300 м². В южной стороне размещен закрытый двор с 4 воротами, где построены мавзолеи еще 2-х жен падишаха – Ак­ба­ра­ба­ди и Фа­тех­пу­ри.

Строительства Тадж-Махала.

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана — главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) — один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи — строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) — как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) — контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора — отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели — главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) — главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) — главный управляющий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий