Пленительная красота Тадж Махала

Отели в Агре

Кто работал над созданием Тадж-Махала?

В исламском мире было не принято прославлять имена архитекторов, которые разрабатывали проект. Можно было указывать только имя покровителя строительства. Поэтому часть имён мастеров и архитекторов не дошла до наших дней. Известно, что работы по инкрустации выполнялись могольскими мастерами, которые в свою очередь научились у итальянцев. Каллиграфы были из Персии и Сирии, скульпторы – из Бухары, резчики по камню – из Балуджистана.

Также до наших дней дошёл небольшой список архитекторов, которые руководили строительством и участвовали в создании самого проекта Тадж-Махала:

  • Исмаил Эфенди из Оттоманской империи (он же Исмаил Кхан) создал чертёж мечети.
  • Устад Иса из Персии работал над созданием архитектурного образа Тадж-Махала.
  • Пуру из Персии выполнял роль главного архитектора.
  • Казим Кхан из Лахора создал золотой шпиль.
  • Чиранджилал из Дели был главным специалистом по мозаике и скульптуре.
  • Аманат Кхан из Ирана был главным каллиграфом.

Тадж-Махал был построен из полупрозрачного белого мрамора, который доставляли из Раджастана и Макраны. Этот уникальный камень позволяет комплексу выглядеть по-разному в течение дня: на восходе солнца и на закате он кажется розовым, при солнечном свете днём – мавзолей белый, а при лунном свете – серебристый.

Для строительства комплекса также использовались драгоценные и полудрагоценные камни. Нефрит доставляли из Китая, яшму – из Пенджаба, бирюзу – из Тибета, лазурит – из Афганистана, сапфиры – из Шри-Ланки, сердолик – из Аравии.

Любовь Шаха Джахана увековеченная в камне будет жить в веках.

Тадж Махал: интересные факты об архитектуре мавзолея

Мавзолей возведен на мраморной платформе, благодаря которой он будто парит над долиной реки. Каменная ограда защищает сад от речной сырости и эрозии.

Декор усыпальницы

  1. , так это чаш, полных драгоценностей на могиле Мумтаз-Махал, персидских ковров на полу, серебряных дверных проёмов и нависающих люстр, которые когда-то составляли внутренний декор.
  2. Потолок украшен цветочными узорами, пол — геометрическими рисунками.
  3. Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.
  4. Купол зала внутри украшен в виде солнца.

Другие строения комплекса

  1.  4 башни-минарета чуть отклонены в сторону на случай землетрясения. На них арабской вязью запечатлены Священные стихи Корана.
  2. Все декоративные элементы дизайна минаретов украшены позолотой.
  3. С трёх сторон комплекс окружён зубчатыми стенами из красного песчаника. Сторона вдоль реки осталась открытой.
  4. Комплекс содержит дополнительные мавзолеи для других жён Джахана и один для любимого слуги Мумтаз.
  5. Главные ворота повторяют сводчатые проходы усыпальницы, арки украшены тем же декором. Первоначально они были сделаны из серебра и назывались «Ворота в Рай».

Мистическое воздействие архитектуры Тадж Махала

Взаимодействие декора, геометрии, материалов, акустики влияет на ум, чувства и дух человека. Мавзолей уникален комбинацией своей простоты и великолепия. Неограниченная щедрость Джахана в совокупности с изысканной работой лучших мастеров производят гипнотизирующее впечатление. Больше об этом читайте в на канале Дзен Архитектура.

В интерьере мавзолея есть время реверберации (время, затрачиваемое на погашение эхо) — 28 секунд. Это сделано специально для того, чтобы слова молитвы о душе любимой Мумтаз задерживались в воздухе.

Внутренний зал Тадж Махала имеет форму идеального восьмиугольника и окружен восемью комнатами с проходами. Этот приём создаёт ауру торжественной безмятежности.

Со всех сторон Тадж Махала расположены водоёмы, в которых при определённом ракурсе полностью отражается здание.

История строительства Тадж-Махала

Индийский мавзолей Тадж-Махал — самый долговечный памятник архитектуры, возведенный в период царствования Великих Моголов. Его строительство началось в 1632 году по инициативе императора Шах-Джахана.

В камне он захотел увековечить память о своей любимой жене, которая умерла, рожая четырнадцатого ребенка. Согласно многочисленным легендам, она покорила сердце правителя не только красотой, но и своим умом, став советником в государственных делах.

По замыслу Шах-Джахана возводимый мавзолей должен был превосходить все имеющиеся на Земле постройки. Для этого он нанял лучших мастеров своего дела. Архитекторов, каменщиков, скульпторов и каллиграфов искали в империи, приглашали из Венеции, арабского Востока, Персии.

Материалы для возведения усыпальницы также привозили из разных уголков планеты. Сапфиры доставили со Шри-Ланки, мрамор — из Раджастхана, жад — из Китая.

Особенности строительства:

  • для транспортировки материалов использовали слонов и быков;
  • для сбора и доставки воды к месту строительства была разработана канатно-ведерная система распределительных резервуаров;
  • вместо бамбуковых лесов возвели кирпичные;
  • для поднятия мраморных блоков соорудили пандус из утрамбованной земли длиной 15 км;
  • грунт на рабочей площадке был перекопан и заменен.

Историки утверждают, что за 22 года в строительстве Тадж-Махала в Индии приняло участие более 20 000 человек!

Особенность архитектуры

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Почему Тадж-Махал считают чудом света?

Высота пятикупольного строения с четырьмя минаретами достигает 74 метров. Благодаря этому, Тадж-Махалу долго не находилось конкурентов в Индии. Главный купол, выполненный в виде огромной жемчужины, увенчанной мусульманским полумесяцем, является символом Неба. Четыре купола поменьше располагаются чуть ниже. Сама мечеть установлена на квадратном постаменте, длина каждой стороны которого около 100 метров. Он символизирует Землю. Таким образом, Тадж-Махал расположен словно между «небом» и «землёй». Его мощная конструкция совсем не выгладит тяжёлой и грубой, она словно парит в воздухе. Это магическое явление можно наблюдать ранним утром, когда сооружение словно выплывает из белой дымки. Полупрозрачность мраморных плит создаёт невероятные визуальные эффекты. На заре и поздним вечером стены приобретают розовый и фиолетовый оттенок, а ясной лунной ночью – мягкий серебристый. Каменные кружева и расписанный причудливыми цветами фасад подчёркивают гармоничный образ строения. До наших дней не сохранились отделанные серебром двери, золотой парапет, ткань с россыпью жемчуга на гробнице Мумтаз Махал утрачена. Но это не уменьшает величия усыпальницы. Всё в её интерьере прекрасно и незабываемо. Стены отделаны дорогой драгоценной мозаикой из агата, бирюзы, яшмы, а мраморная резьба тонкой работы придаёт внутреннему убранству лёгкость и изящество. Резные колонны с многочисленными арками, изображения геометрических фигур и ярких цветов, шикарные люстры передают богатство и роскошь обстановки. Всего разнообразия деталей не перечесть.

В центре мавзолея находится погребальная камера, внутрь которой можно пройти по специальным порталам. Здесь молчаливо устроились два надгробия, украшенные цветочной росписью и окружённые ажурной оградой. Саркофаг Мумтаз купается в лучах солнца, пробивающихся в камеру через окно. Кенотаф Шах-Джахана ютится в тени и ловит солнечный свет, отражающийся от Мумтаз. Архитектурный комплекс окружён бесподобным садом, в центре которого разместился пруд, облицованный мрамором. На глади водоёма отражается величественное сооружение.

Немного истории

Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.

История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.

После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.

Факт из истории! В создании комплекса принимали участие в общей сложности свыше 22 000 мастеровых из Империи Великих Моголов, Персии, Средней Азии и Ближнего Востока.

Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.

Интересно! Обычно при строительстве в Индии использовали леса из бамбука, а вокруг гробницы возвели кирпичные леса. Поскольку они были слишком масштабными и прочными, руководившие работами мастера переживали, что разбирать их придётся не один год. Но Шах-Джахан приказал объявить, что каждый желающий может взять любое количество кирпичей – в результате буквально за ночь всю вспомогательную постройку разобрали.

Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1943 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.

Факт из истории! Строительные и отделочные материалы свозились практически со всего мира: белый мрамор – из земель Раджастхана, яшма – из Пенджаба, жад – из Китая, карнеол – из Аравии, хризолит – с побережья Нила, сапфиры – из Цейлона, сердолик – из Багдада, рубины – из королевства Сиам, бирюза – из Тибета.

Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.

В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.

Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.

Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.

Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.

Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.

Интересный факт! Ежегодно эту достопримечательность посещает от 3 000 000 до 5 000 000 туристов, из которых более 200 000 – иностранцы.

Тадж Махал — строительство и архитектура

В истории нет ответа на тот вопрос, кто был строителем Тадж Махала. Тогда всю славу получали не рабочие или архитектор, а человек, по чьему приказу и был построен дворец. Сегодня автором проекта считают Устада Ахмад Лахаури.

Если верить истории, то в конце 1631 года началось строительство этого легендарного дворца. Через семь лет был возведен центральный мавзолей, и только еще через пять лет можно было считать строительство законченным. Больше двадцати тысяч человек трудились над ним, чтобы мир увидел этот чудесный символ настоящей любви.

Слоны помогали перевозить строительные материалы из разных точек планеты. В основном все поставлялось из Азии или находилось в самой Индии. Над колоннами и другими частями мавзолея, которые потом были щедро инкрустированы самыми дорогими камнями, работали мастера со всего мира.

Они сделали свою работу действительно на века. Каждый мастер занимался только своим участком, поэтому людей действительно было задействовано много.

Луковый купол венчает величественный Тадж Махал, его можно считать национальным достоянием и главной достопримечательностью Индии. Купол, который так сильно восхищает многих, был увенчан месяцем из золота, но в XIX веке драгоценный металл заменили обычной бронзой.

В садах расположено такое множество фонтанов и бассейнов, что невозможно перестать ими восхищаться. Если смотреть на дворец при полной луне, он весь светиться серебром, Это потому, что сделан из самого качественного мрамора.

Потенциальные проблемы

Сегодня Тадж-Махал является одной из крупнейших туристических достопримечательностей в мире, число посетителей которого превышает 1 млн человек в год. Хоть этот неповторимый шедевр архитектуры был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году и в настоящее время находится под защитой Министерства культуры Индии, количество гостей является лишь одним из многих факторов, которые угрожают сохранению этого уникального места в хорошем состоянии.

Одной из самых больших опасностей для сооружения является загрязнение воздуха, из-за которого белый мрамор становится желтым. Некоторые эксперты даже считают, что из-за проблем с экологией в местности выпадают кислотные дожди, которые разрушают этот великолепный белый камень. Загрязнение воздуха вызвано многими факторами, включая промышленность, выбросы выхлопных газов и сжигание бытовых отходов. Правительство Индии установило вокруг памятника трапециевидную область площадью 10 400 км², называемую Тадж-Трапеция. Она объединяет:

  • защитную зону вокруг той области Агры, где расположен дворец;
  • Форт Агры;
  • историческое поселение моголов — Фатехпур-Сикри.

Также введен запрет на автомобильное движение возле дворца, установлены приборы для определения качества воздуха, а Министерство культуры предложило ввести ограничения для посетителей. Плата за входные билеты тоже увеличена, чтобы ограничить негативное влияние туристического трафика на состояние памятника.

Другая потенциальная угроза памятнику старины — высыхание реки Ямуны, которая течет в глубине исторического комплекса. Одним из «побочных эффектов» этой меры могут быть изменения в структуре почвы из-за понижения уровня грунтовых вод. Это может повлиять на структуру стен мавзолея.

Райский уголок

Только в Дели я поняла, что значит выражение «буйная растительность». Такого количества садов, парков, такой яркой зелени, такого количества экзотических деревьев я, привыкшая к отдыху в Европе, не встречала нигде. Даже перекрёстки дорог выглядят как сады, а цветочные поляны разделяют магистрали города.

И всё это зелёное разнообразие в буквальном смысле цветёт и пахнет. В воздухе, особенно вечером, стоят совершенно необычные запахи, как будто кто то рассыпал несколько мешков со специям и благовониями.

Но Дели – райский уголок далеко не для всех. Грязные рынки, улочки и куча желающих «развести» туриста на деньги могут быстро испортить настроение. С другой стороны, именно в Дели лучшие цены на всевозможные сувениры и товары, производимые на экспорт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий