Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом

Форт Шанц

Береговой форт «Шанц» находится в западной части острова Котлин, на территории государственного природного заказника «Западный Котлин». Здесь еще в годы Северной войны было выстроено земляное укрепление «Александр-шанец», а в конце XIX века были сооружены несколько долговременных батарей — это позволило усилить оборонное значение форта. В Великую Отечественную войну Шанц занимала железнодорожная артиллерийская батарея, поддерживающая связь Кронштадта с крепостью Риф.

Сегодня северная часть форта используется для своих нужд войсками связи, а вторая разграблена и пустует. Но, несмотря на это, она продолжает привлекать любителей истории и искателей приключений, тем более, что добраться до форта можно пешком. Непосредственно за Шанцем есть длинная песчаная отмель. Финский залив очень холодный даже летом, но не в этом месте. Вода в жаркие дни здесь быстро прогревается до температуры, пригодной для купания, поэтому можно заходить в море без риска простыть.

Как добраться? Экскурсии и морские прогулки на теплоходе с высадкой

Чтобы добраться до фортов, необходимо доехать до Кронштадта, воспользовавшись любым подходящим видом городского транспорта или личным автомобилем. Перед поездкой стоит узнать, доступны ли форты для посещения, некоторые из них закрывают в определенное время года.

Форты Константин, Шанец, Риф и Северный №7 можно посетить самостоятельно, добравшись до них по дамбе на собственном автомобиле, такси и иногда на автобусе из Кронштадта.

Для посещения остальных фортов стоит воспользоваться групповой экскурсией на катере, пароме или теплоходе , которые отправляются из Санкт-Петербурга и Крондштадта. Интересно совершить индивидуальную поездку с гидом, где Вы узнаете исторические факты о фортах.

Также морскую прогулку по фортам можно осуществить, направляясь из Кронштадта в форт Константин или обратно (посетите форты Милютин, Павел I, Чумной, Петр I и Кроншлот). Летнее расписание туров можно посмотреть здесь.

Зимой можно добраться до некоторых фортов пешком по льду, но этот способ не является безопасным.

Многие экскурсии проводятся в фиксированное время

Важно учитывать это при подготовке к поездке

Форт «Кроншлот»

Впереди по курсу показался форт «Кроншлот», что переводится как «Коронный замок». Он — первое сооружение Кронштадта. Его строительство началось в 1703 году. Петр I лично разрабатывал проект. Строили форт на искусственном острове. Для этого на льду Финского залива над мелководьем соорудили ряжи из сосновых бревен, которые под действием силы тяжести проломили лед и опустились на дно. Их засыпали камнем, и на этом фундаменте возвели настил, на котором построили трехъярусную башню из дерева и самана. Подобная технология в усовершенствованном виде использовалась и для строительства других фортов Кронштадта.

Форт неоднократно перестраивался, возводились новые постройки. В 1783-1798 годах его перестроили в камне. «Кроншлот» серьезно пострадал во время наводнения 1824 года. В 1850-1863 годах форт был снова перестроен по проекту инженер-полковника Иосифа Альбертовича Заржецкого.

К концу XIX века, в связи с развитием артиллерии, «Кроншлот» потерял своё боевое значение и в 1896 году был выведен из состава оборонительных сооружений. Здесь разместили склад боеприпасов. Одно время тут даже планировалось устроить тюрьму, но затем отказались от этой идеи, посчитав, что как-то неловко, если тюрьма будет первой встречать гостей Кронштадта.

В годы Великой Отечественной войны в «Кроншлоте» установили зенитные орудия, а после войны — лабораторию размагничивания кораблей. Сейчас форт «Кроншлот», несмотря на весьма заброшенный вид, по-прежнему строго охраняется.

Внутри «Кроншлота» расположена защищенная гавань. Вокруг неё на искусственном основании сооружено несколько построек: Эллинг, Дом маячника, Восьмигранная башня (1750-е годы, это перестроенная в камне 10-гранная 3-ярусная башня «Кроншлот»), Западный (Николаевский) бастион (1850-1863), маяк и другие.

Форт «Кроншлот»Форт «Кроншлот»Эллинг и Восьмигранная башня «Кроншлота»Западный (Николаевский) бастион форта «Кроншлот»Западный (Николаевский) бастион «Кроншлота»Западный (Николаевский) бастион «Кроншлота»МаякСтарый двигатель

Как строили форты Кронштадта

Чтобы окунуться в другую эпоху и почувствовать мощь крепостей, нужно посетить их с экскурсией. Турфира «Кронштадские Истории» — организует как автобусные экскурсии в Кронштадт из Петербурга, так и индивидуальные и групповые прогулки по фортам Кронштадта на катере и теплоходе. Подробнее на сайте: kronstory.comВсего было построено 19 крепостей, на сегодняшний день их осталось 17. Это единый оборонительный комплекс, который на протяжении двух веков защищал Санкт-Петербург от вторжений врагов.

Форты строили в разное время, поэтому внешне они отличаются. По местоположению различают 3 группы сооружений:

  • северные;
  • островные;
  • южные.

Первая группа создана для защиты Санкт-Петербурга с северной стороны залива. Раньше на этом участке было мелководье. Экскурсии в эту часть комплекса не проводятся, но самостоятельно можно добраться до них на общественном транспорте или автомобиле.

Южную часть строили основательно, поскольку это место было наиболее опасно из-за глубоководности. Здесь и был возведен первый форт Кроншлот в 1704 году.

Для посещения крепости открыли недавно, поскольку многие из них использовали как объекты военного назначения. Также вызывало затруднения добраться до комплекса, ведь сделать это можно было только по воде.

Характеристика КЗС Санкт-Петербурга

Комплекс защитных сооружений имеет длину 25,4 м и способен выдержать подъем воды до 5,4 метра.

Технические моменты

Защитная дамба состоит их 2 частей – северной и южной. Она соединяет остров Котлин с берегами Невской губы.

Современный КЗС Санкт-Петербурга состоит:

  • из 11 каменно-земляных дамб,
  • 6 водоупорных сооружений для свободного стока воды,
  • 2 судопропускных сооружения для пропуска речных и морских судов,
  • автомагистрали в 6 полос, включающей7 автодорожных мостов, уникальный автомобильный тоннель под водой и две транспортные развязки.

Водные сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время открыты и свободно пропускают воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря.

Защитные сооружения способны выдержать до 5,15 м воды. Комплекс может быть закрыт только на 48 часов: в Неве копится вода, которую надо выпускать в залив, иначе она зальет город.

Размеры пропускных сооружений внушительны, пролеты 200 метров с глубиной 16м.

Защитная дамба Санкт-Петербурга защищает город от наводнений и служит автомагистралью, являясь частью КАД – кольцевой автодорожной трассы А-118.

Часть этой дороги проходит по огромному тоннелю, расположенному под водой (на верху – судоходный путь). Путешествие по нему напоминает кадры из фантастического фильма.

Длина тоннеля 1361 м. Внутри он облицован жаропрочными керамическими плитами, способными выдержать даже горящий бензовоз. Но плитки очень хрупкие и неустойчивы к удару.

Система работы КЗС

О приближении наводнения узнают заранее, минимум за 60 часов до волны. Гидрометцентр сообщает дирекции КЗС, которая предупреждает администрацию порта о прекращении навигации. Закрываются затворы судопропускных и водопропускных сооружений.

За ситуацией на дамбе с центрального пульта следит целая бригада диспетчеров. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.

Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением

Объект имеет важное стратегическое значение. По дамбе проходят кабели связи подача электричества в Кронштадт, там же – пульт управления затворами дамбы

Завершение строительства КЗС обеспечило защиту города от наводнений, наладило наземную транспортную связь Кронштадта с материком. За время существования дамба спасла Петербург от трех сильнейших наводнений.

Кроме того, был создан участок кольцевой дороги вокруг Санкт- Петербурга, за счет вывода транзитного транспорта из центра оздоровилась воздушная среда города.

Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта. Много заболоченных территорий. Здесь садятся на отдых стаи перелетных птиц. Их никто не беспокоит, охота в этих местах запрещена.

Первый Северный Форт

Форт основан в 1866 году. Расположен на севере от Котлина, добраться до него удобнее, чем до остальных. На его месте сначала располагались оборонительные деревянные постройки. Внешне он схож с остальными крепостями Кронштадта — со множеством резных элементов на фасаде для украшения, как дворец.

Сооружение эксплуатировалось как оборонительное до конца Отечественной войны. Затем там оборудовали военные склады. Когда необходимости в них не стало, крепость забросили.

Экскурсии на Первый не проводятся, посетить его можно только самостоятельно. Но сейчас это место выглядит непривлекательно — отсутствуют двери и металлические элементы, повсюду мусор, исчерченные стены.

Форт Константин

Форт Константин — один из крупнейших в системе фортификационных укреплений Кронштадта. Он начал строиться в начале XIX века, когда Российская Империя стояла на пороге так и не состоявшейся войны с Англией. Времени на строительство было немного, поэтому, с целью его экономии, сооружение было выполнено из дерева, и лишь спустя полвека перестроено из камня.

Название крепости дал царь Николай I — посетив ее в 1834 году, он повелел называть ее Великий князь Константин в честь своего сына.

В годы ВОВ с Константина велся обстрел подступов к Ораниенбаумскому плацдарму. В 60-е годы форт был разорен, а в 80-е здесь организовали автобазу. В конце 90-х — начале 2000-х в крепости регулярно проводился фестиваль «FORTDANCE».

С 2006 года Константин существует в качестве центра туризма. Здесь функционирует яхт-клуб, каток, доступны экскурсии по помещениям.

Кронштадтский Гостиный двор

Кронштадтский Гостиный двор — это уменьшенная копия Петербургского Гостиного  Двора. Старинный торговый центр, построенный в центре города по приказу Николая І на месте торговых рядов. Двора.

В завершении статьи, хотим ответить и дать совет на возможно еще не заданный вопрос, что посмотреть в Кронштадте за 1 день самостоятельно

Форт «Император Павел I» («Рисбанк»)

Далее по левому борту следует форт «Император Павел I», или «Рисбанк». Сейчас, глядя на его руины, трудно поверить, что некогда это был самый большой из фортов Кронштадта. Первый, деревянный форт был построен на этом месте в 1807-1812 годах по проекту военного инженера Ивана Кондратьевича Герарда (1720-1808). Он получил название «Рисбанк», что в переводе с немецкого означает «Отметка на мели».

В 1845 году началась перестройка «Рисбанка» по проекту инженер-генерал-лейтенанта Василия Ивановича Маслова (1787-1861). В 1854 году по указу императора Николая I форт «Рисбанк» был переименован в форт «Император Павел I». Строительство было завершено в 1859 году.

Он представлял собой казематированную батарею. Сначала было сооружено свайно-ряжевое основание, на котором под водой залили бетонную площадку. Затем на ней из кирпича и камня были возведены стены, облицованные по всему периметру гранитом.

Однако вскоре форт утратил свое фортификационное значение. В 1896 году в нём разместилась морская следственная тюрьма, затем — склад минно-артиллерийского вооружения.

В 1919 году, когда Гражданская война подошла вплотную к Кронштадту, здесь прогремело два взрыва, которые должны были стать сигналом к началу антибольшевистского восстания. Форт получил серьезные разрушения, но выстоял.

20 июля 1923 года форт потряс новый страшный взрыв. По официальной версии, он произошел по причине небрежного обращения с огнём: после шлюпочных учений моряки решили здесь отдохнуть. В результате взрыва почти все погибли, а форт был почти полностью уничтожен.

В дальнейшем на обломках стен форта «Император Павел I» обучали взрывному делу, а в годы Великой Отечественной войны здесь разместили три 100-мм орудия, участвовавшие в защите Ораниенбаумского плацдарма.

Форт «Император Павел I» («Рисбанк»)Руины форта «Император Павел I»РуиныРуины форта «Император Павел I»

По правому борту по ходу судна также видны несколько интересных фортов.

Западный Котлин

Западный Котлин — государственный природный заказник регионального значения на острове Котлин (Остров Кронштадт) в Финском заливе. Уголок дикой природы, в котором каждую весну и осень останавливаются тысячи птиц, среди которых ряд редких и немногочисленных видов: лебедь-кликун, серая утка, шилохвость, большой и средний крохали, галстучник, клуша, полярная и малая крачки». Молодые осиновые леса, песчаные побережья, мелководья с тростниковыми и камышовыми зарослями. И это далеко не всё что можно здесь увидеть.

Если вы думаете, как добраться в заказник на автомобиле – отвечаем: по кольцевой автомобильной дороге до г. Кронштадта, далее по Кронштадтскому шоссе в сторону таможенного терминала «Корунд» и форта «Шанц»;

Также можно отправиться в поездку на общественном транспорте от ст. м. «Старая Деревня», «Беговая», «Чёрная речка» на автобусе либо маршрутке до г. Кронштадта (остановка «Кронштадтское шоссе, 38»), далее автобусом № 2КР до конечной остановки «Форт «Шанц».

Особенности морских нагонных наводнений

Среди особенностей морских нагонных наводнений можно отметить следующие:

  • Внезапность подъема и спада уровня воды (предсказать наводнение можно, в среднем, за 24 часа до его начала)
  • Кратковременность — длительность наводнения, как правило, составляет от нескольких часов и не превышает суток
  • Большая интенсивность подъема и спада уровня воды. Этот показатель колеблется от нескольких сантиметров до 1 метра в час
  • Чаще всего нагонные наводнения сопровождаются штормовым ветром, скорость которого достигает 30–40 метров в секунду. При этом образуются волны огромной разрушительной силы, такие, что в зимний период происходят подвижки льда, при этом на отмелях и берегу образуются торосы высотой до 6–8 метров.

На протяжении всей истории Северной столицы наводнения создавали угрозу затопления городу, в опасности находились жилые помещения и промышленные предприятия, памятники и музеи.

Для предотвращения затоплений была построена защитная дамба Санкт-Петербурга.

Форты Кронштадта — участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23–24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788–1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

Форт «Обручев», подъемник снарядов

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

 Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939–1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957–1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех её укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса. Непоправимый ущерб был нанесен укреплениям Константин, Северная батарея №3 и 7 при строительстве комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Форт «Константин»

История строительства защитной дамбы Санкт-Петербурга

Еще до начала XVIII века, то есть до основания города на Неве, люди знали о коварстве Балтийских вод, способных затопить устье Невы и поэтому строили свое жилье выше дельты, в районе реки Охты, куда наводнения не доходили.

По легенде, когда Петр I решил построить город в районе Заячьего острова, к нему пришел финский мудрец и предостерег царя, что вода в этих местах может подняться до кроны высокого дуба, указав на дерево, которое росло на берегу. Но Петр не прислушался к доброму совету и приказал предсказателя повесить, а дуб спилить.

Но уже через три месяца, в ночь с 19 на 20 августа 1703 года, произошло наводнение, при котором вода поднялась более чем на 2 метра. А через три года, в 1706 году, произошло самое настоящее стихийное бедствие, когда в течение трех часов люди на лодках ездили по улицам и как писал царь Александру Меншикову «было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям, будто во время потопа, сидели».

Это событие, хотя и вызвало веселье Петра, но и заставило его задуматься о защите города от наводнений.

При разработке проекта застройки Васильевского острова в 1716–1717 годах архитектор Доменико Трезини планировал поднять его уровень на три метра, а также построить систему дамб и каналов, отводивших поднимающуюся воду. Но проект реализован не был.

Затем Петр решил превратить Васильевский остров в свою Венецию, перерыв его каналами-линиями, но и этот план Петра так не был осуществлен. Строительство Екатерининского и Обводного каналов также не уменьшили затопляемость города.

Во время наводнения 1824 года уровень воды в Неве поднялся на 4,1 метра и стало ясно, что необходимо принимать срочные меры по защите Петербурга от наводнений. Такой проект, включающий строительство каменной дамбы поперек Финского залива с проходами для судов, шлюзами и водосливами разработал инженер Пьер Доменик Базен. Также он первым указал, что циклоны являются одной из главных причин наводнений.

Проект Базена был гениальным, но опередившим свое время на 150 лет, поскольку технологии той эпохи не позволяли решить такие сложные задачи.

В результате проект Базена рассматривался 30 лет, но ничего, кроме насыпки территории Васильевского острова сделано не было.

Северные

Обручев

Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.

В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.

Дорога по воде до форта Обручев от Кронштадта займет 1,5 часа

Тотлебен

Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.

До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.

Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.

Северные с №1 по №7, включая Зверев

Северные форты были созданы для преграждения Северного фарватера, чтобы защищать территории империи с моря во время войны со Шведами. Первый, второй, третий, пятый, шестой и седьмой форты строились в 1855-1856 годах , а четвёртый – в 1864-1869 годах.

Форт Северный №1

Четвертый Северный, он же Зверев является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.

Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.

О других достопримечательностях Кронштадта читайте здесь

Южные

Александр I ,Чумной или русский Боярд

Форт Александр I располагается на искусственном острове. Строился с 1838 по 1845 годы.

В боевых действиях форт не участвовал. Название Чумной получил за то, что эксплуатировался в качестве лаборатории во время Третьей пандемии чумы, пережил две вспышки данного заболевания на своей территории. В начале двухтысячных участвовал в съёмках сериалов «Морские дьяволы» и «Фаворский».

Самостоятельно посетить Александр I нельзя. Это можно сделать в составе организованной экскурсии на теплоходе в период навигационного сезона.

Кроншлот: история, как строили первый

Кроншлот – первый форт Кронштадта, был создан по эскизу императора Петра I в 1704 году для обороны во время Северной войны.

СПРАВКА: Северная война – военные действия между Швецией и европейскими государствами, в которых участвовала и Российская империя. Длилась с 1700 по 1721 год.

После перестройки, которая закончилась в 1853 году, Кроншлот участвовал в Крымской войне. Перестал использоваться по назначению после изобретения дальнобойных орудий. Во время Великой Отечественной войны Кроншлот служил хранилищем для зенитных орудий и базой «Малых охотников».

Сегодня охраняется государством, в хорошем состоянии. Посмотреть на форт можно только с воды.

Батарея Князь Меншиков

Решение о её создании было принято в 1826 году, но строительство началось почти двадцать лет спустя, в 1843 году, и продолжалось семь лет.

Батарея Князь Меншиков активно использовалась вплоть до 1896 года, когда стала бесполезной из-за модернизации орудий. После этого служила хранилищем. После Великой Отечественной войны была разобрана.

Недоступна для посещения. На экскурсиях её предлагают рассмотреть с моря.

№3 Южная батарея (Граф Милютин)

Форт Граф Милютин построен в 1855-1856 годах, назван в честь соратника Александра II, графа Дмитрия Алексеевича Милютина. Другое название – Башенная батарея.

Внутри раньше располагались казематы и склады, фасад его напоминал замок, а не военную постройку. Перед Первой мировой Граф Милютин был обновлён. Принимал активное участие и во Второй мировой войне.

На фото: вид на Граф Милютин с форта Константин

Форт №3 Южная батарея разрушен в советское время, однако постепенно восстанавливается и доступен для туристов. Добраться можно на экскурсионном теплоходе.

Император Павел I

Император Павел I – cамый крупный форт Кронштадта, по своим размерам не сравнится ни с одной крепостью. Другое его название – Рисбанк. Построен в 1801 году. После наводнения в 1824 году увеличен и обрёл второй этаж. Двадцать лет спустя был перестроен в камне, тогда же по приказу Александра I, был переименован в честь отца императора.

Император Павел I практически стёрт с лица земли в 1923 году, однако его уцелевшую часть использовали как укрытие во время блокады Ленинграда. Сегодня от него осталась одна башня в полуразрушенном состоянии. Экскурсии в форт совершаются.

Добраться можно на водном транспорте в теплое время года

Южные №1 и №2 (Дзичканец)

Оба форта Южный были созданы в 1855-1856 годах на искусственном острове. В №2 Южный (его еще называют Дзичканец) сохранились предметы XIX века: пушка, котёл.

Форт Дзичканец

Оба форта сейчас заброшены, не рекомендуются для самостоятельного посещения. Добраться до них можно только, используя водный транспорт.

В форме поиска ниже можно подобрать вид жилья, который вас устроит:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий