Ивановская область – родина российского текстиля и лаковой миниатюры

Инфраструктура Гжели

Дабы окунуться в атмосферу старины, стоит остановиться в Гжели на несколько дней. Здесь мало гостиниц, но они все же есть. Например, отели «Акварель» и «Кристина». В первом всего девять номеров. Стоимость аренды – 1500 рублей. «Кристина» — комплекс гостевых домов. Стоимость размещения в одном из них – 4000 рублей.

Шикарных ресторанов в этом старинном населенном пункте, конечно же, нет. Но поскольку Гжель нередко посещают туристы, все же здесь имеются небольшие предприятия общественного питания. Одно из них, самое популярное среди экскурсантов, расположено на территории . Здесь, согласно отзывам, можно вкусно пообедать. Вдоль Егорьевского шоссе находится несколько придорожных кафе. Одно из них называется «Семь пятниц».

Стоит сказать еще об одной достопримечательности Гжели. Здесь находится Кунай-колодец, а рядом с ним — небольшая купель. Эти места паломники посещали еще до революции. Считается, что вода из Кунай-колодца обладает целебной силой.

Развитие гончарного производства

Прежде чем рассказать о том, что входит в экскурсионную программу, стоит вспомнить, с чего начинается история гжельской посуды.

Почти все обитатели тридцати окрестных деревень уже в XVIII веке были задействованы в гончарном деле. Они изготавливали чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, блюда. На Гжельском фарфоровом заводе сегодня производят различную продукцию. Не только кухонную утварь, но и различного рода сувениры. Но гжельская посуда ранее не была предметом роскоши. Она предназначалась для трактиров, постоялых дворов, домашнего обихода.

Примерно в 1800 году был основан первый фарфоровый завод. К концу столетия таких предприятий появилась более ста. В начале XIX века мастера начали наносить на посуду причудливые узоры кобальтовой краской.

Гжель знавала всякие времена. Были в ее истории и взлеты, и падения. После революции народный промысел исчез полностью. Возродился он лишь в послевоенные годы. Тогда и появилась та самая гжель, которую сегодня узнают во всем мире.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери

Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.

  Историческая справка п.г.т. Нахабино

Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары. Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.

Местоположение: улица Центральная — 154.

Компания ООО “Русская Лаковая Миниатюра” основана в 2004 году

На протяжении всего времени, мы являемся производителями продукции народных художественных промыслов в категории лаковая миниатюрная живопись.

Распоряжение губернатора Ивановской области

Предприятие имеет собственные производственные цеха для изготовления изделий из папье-маше и последующей их передаче художникам-миниатюристам для нанесения живописи, темперными красками, в селе Холуй и Палехе.

Расположение предприятия (село Холуй) позволяет подключить к производственному процессу, в части нанесения живописи, художников села Холуй и Палеха, который расположен в близком (30км) соседстве с производством. Тем самым предлагая продукцию ручной работы высочайшего качества. 

Предприятие не занимается подделкой разных видов промысла, имеет отличную репутацию на рынке НХП и предлагает НАСТОЯЩУЮ лаковую миниатюру, которая будет радовать Вас долгие годы.

Палехские и Холуйские изделия с ручной миниатюрной росписью, традиционно занимают верхние строчки в рейтинге самых популярных российских подарков и сувениров.

У нас ВЫ можете приобрести, или придумать и заказать:

– эксклюзивные и VIP-подарки;

– юбилейные и памятные подарки для Ваших близких;

– представительские подарки и сувениры;

– оригинальные и недорогие сувениры для корпоративных событий и праздников.

 Собственная производственная база, соблюдение древних традиций, высокий потенциал высококвалифицированных специалистов и художников, позволяют выпускать: иконы, ларцы, шкатулки, настольные приборы, новогодние игрушки и многие другие изделия с лаковой миниатюрной росписью.

Каждое изделие имеет собственный идентификационный номер, защищено фирменным знаком и сопровождается сертификатом подлинности, заверенным печатью.

Качественная подарочная упаковка позволит Вам сделать вручение подарка торжественным и незабываемым.

 Основной задачей ООО “Русская Лаковая Миниатюра”  является – производство и распространение доступной и качественной продукции  изделий народных художественных промыслов с лаковой миниатюрной живописью.

Вопрос № 21

Происхождение какого топонима города Иванова исследователи связывают с местами игрищ во время праздника Ивана Купалы, с малоплодородными песчаными участками, перелесками или холмами, а В. Даль соотносил с кокошником?

  1. Кохма
  2. Молочная горка
  3. Кокуй (Кокуев ручей)
  4. Колодники

Распространена версия о том, что изначально ручей назывался Потоком или Потекушей. Кокуем же называли территорию вдоль правого берега ручья. Своей формой она напоминала кокошник, который по-другому называется кокуй.

Впоследствии Кокуем стали именовать уже сам ручей. Кроме того, Кокуй – название места, где отмечались древние языческие праздники, связанные с водой, например, праздник Купалы.

Накануне праздника Ивана Купалы девушки плели венки, а потом в день Купалы бросали их в реку и гадали о своей участи. Предполагают, что венок из молодых береговых веточек назывался кокуй, а позднее головной убор кокуй стал называться кокошником.

В.И. Даль в Толковом словаре пишет, что словом кокуй в старину называли девичий убор кокошник, а еще кокуй — день, праздник Купалы, игрища.

Артель бывших лукутинских мастеров в 1910-1945 годах

В 1902 году Николай Александрович Лукутин скончался. Производство перешло к его вдове, Любови Герасимовне. В это время продукция выпускалась под маркой «Фабрика наследников Лукутина», повторяя в основном старые сюжеты. Еще при Лукутине производство не давало никаких доходов, и потому в 1904 году Любовь Герасимовна закрыла его.

Оставшиеся без работы мастера были вынуждены искать себе новое пристанище. Кто-то ушел в соседнее Жостово, другие — в Осташково, расположенное в 10 км от Данилково, в одну из мастерских В.О.Вишнякова.

В 1910 году оставшиеся работники на деньги, выделенные Саввой Морозовым Московскому губернскому земству, создали «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Большую помощь в этом им оказала сельская учительница Любовь Дмитриевна Державина.

Организатор Федоскинской артели Державина Любовь Дмитриевна

Первая партия продукции Федоскинской артели была отправлена в основанный Саввой Морозовым Кустарный музей (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства; Москва, Леонтьевский переулок, 7с1Б). В артели насчитывалось 14 мастеров и 9 учеников, которые выпускали около 160 наименований продукции, по качеству не уступавшие лукутинским и превосходящие вишняковские.

То было время возрождения национальных традиций, обращения к русскому народному творчеству, широкого распространения неорусского стиля. Вспомним, к примеру, абрамцевские мастерские в Подмосковье, Талашкино (Фленово) на Смоленской земле, Федоровский городок в Царском Селе. Изделия Федоскинской артели стали пользоваться большим спросом в Москве и Петербурге, поступали заказы и из-за границы. Федоскинские мастера копировали лучшие произведения из «Музея образцов» при Кустарном музее.

В 1913 году продукция артели получила Малую золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве. Эту медаль даже стали штамповать на оборотной стороне продукции.

Свидетельство о присуждении Федоскинской артели Малой золотой медали на Всероссийской выставке 1913 года в Киеве

Тяжелый период для федоскинцев начался после революции. В новых политических и экономических реалиях их продукция не пользовалась спросом, новые власти несколько раз предпринимали попытки закрыть артель. Тем не менее, в 1923 году изделия из Федоскино были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Появились новые революционные сюжеты: коллективизация, индустриализация. Сохранялись и старые традиции.

Продукция Федоскинской артели 1930-40-х годовШкатулки 1930-х годовШкатулка, середина XX векаШкатулка «В семье», 1949 год

В 1931 году была создана Федоскинская профтехшкола, выпускники которой успешно работали не только в Федоскино, но и в Жостово, в других центрах народных промыслов. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже продукция Федоскинской трудовой артели живописцев получила Большую золотую медаль и Диплом за высокое качество изделий из папье-маше и за сохранение традиций русского народного искусства.

Витрина Федоскинского училища миниатюрной живописиМастера за работой, 1930-е годы

Памятники природы

Земли Ивановской области лежат на низменной, слегка всхолмленной равнине, где протекает много рек, а также есть масса небольших озер, оставшихся после последнего оледенения.

Церковь Воздвижения Креста Господня в городе Палех

На территории области находится Клязьминский республиканский заказник, в котором охраняется несколько видов животных, и в частности, бобры и выхухоль. Кроме него, туристы и местные жители любят бывать на больших и малых Асафовых островах, образованных Горьковским водохранилищем. Это удивительный по красоте природный уголок, где растут сосны и можжевельники. Песчаные берега, хорошая рыбалка и масса водоплавающих птиц сделали острова любимым местом отдыха тех, кто предпочитает проводить отпуск вдали от городов в палаточном лагере.

Еще одна природная достопримечательность области расположена в городе Родники. Здесь на площади 2,5 га создан великолепный ботанический сад, в котором собрана богатая коллекция растений со всего мира – более 270 видов деревьев и кустарников. При саде существует несколько дендрологических участков, и акклиматизированные растения успешно приживаются на улицах областных населенных пунктов.

Николо-Тихонов Лухский монастырь в с.Тимирязево

Федоскинская фабрика в 1980-2000-х годах

В конце 1970-х годов в Федоскине была организована молодежная творческая группа. Ослабли жесткие рамки, и художники получили большую свободу самовыражения. В это время появляются шкатулки новых, необычных форм, захватывающие сюжеты. Одновременно сохранялась преемственность: то было время самой тесной связи между фабрикой и училищем, где преподавали высококвалифицированные мастера. Придя на производство, молодые художники попадали к мастеру-наставнику, который передавал им свое мастерство, опыт и секреты. Работы этого времени отличаются необыкновенным внутренним светом.

90-е годы XX века были непростыми в истории фабрики. С одной стороны — рост популярности русского искусства во всем мире, интерес к народному творчеству. Художники получили возможность продавать свои произведения за границу. С другой стороны — тяжелая экономическая ситуация внутри страны, неплатежи. Тем не менее, мастера смогли пережить это время. Как и в прежние времена, кто-то трудился непосредственно на фабрике, другие работали на дому, сдавая на фабрику готовую продукцию.

В конце 1990-х годов я впервые попала с экскурсией на Федоскинскую фабрику. В мастерских было весьма пустынно. Выяснилось, что большинство заняты уборкой урожая — стояла ранняя осень. «Как соберут картошку, так придут на работу», — был лаконичный ответ одной из сотрудниц. Рядом с фабрикой были целые «развалы», где можно было купить авторские работы за весьма скромную цену.

Мастер с ученикамиПродукция молодежной творческой группыНеобычный дизайн шкатулокИзделия молодежной творческой группыОбразцы продукции Федоскинской фабрики 1980-2000-х годов

Многие изделия отличает особый, идущий изнутри свет. Такой эффект дает, в первую очередь, перламутр. Где-то вставлены лишь отдельные кусочки перламутра, а есть картины, полностью выполненные на раковине. Также используется металлическая фольга. К сожалению, фотография не способна передать это удивительное внутреннее свечение.

Шкатулка с росписью по раковинеМузыкантыШкатулка с пейзажемСказочный сюжетСказочный сюжетМоскваШкатулка с перламутромШкатулка с перламутромШкатулка с перламутромВосточные красавицыШкатулки

Успенский храм

Церковь в том виде, в котором есть сейчас, была воздвигнута в 18-м веке. Ранее здесь стояла деревянная святыня, которая пострадала от пожара, на ее месте воздвигли каменный храм. Спустя два века храм становится благочинским центром. 19-й век внес изменения в его убранство — появились две новые каменные часовни.

Автором современного строения является Казимир Гриневский — золотой медалист Высшего строительного училища в Санкт-Петербурге. По его эскизам храм был перестроен в 1859 году.

Эту местность в городе Гжель еще называют Кунай-колодец. До революции местные жители обнаружили здесь источник с водой, которая имеет целительную силу. Люди, которые искренне верили в это, приходили сюда за избавлением от болезней. Сюда также приводили детей, раздевали, окунали в воду, а потом наряжали во все новое. Старую одежду складывали возле источника. Потом сжигали. К Кунай-колодцу за исцелением едут и сейчас. Вода в источнике достаточно жесткая (много накипи), поэтому местные жители пьют ее редко, хотя вкус у жидкости приятный.

Туристические возможности

Большое развитие Ивановской области получил паломнический туризм. Путешествующие по православным святыням любят заезжать в Николо-Шартомскую обитель в селе Введение и Свято-Николо-Тихоново Лухский обитель, расположенную неподалеку от поселка городского типа Лух. Много туристов также приезжают в Шую, чтобы побывать в старинном Воскресенском соборе и полюбоваться его огромной 106 м колокольней.

Николо-Шартомский мужской монастырь в с. Введенье

Подавляющее большинство путешественников приезжают в Ивановскую область на один день – в составе экскурсионных туров. Но в последнее время за счет жителей Москвы и Московской области стал активно развиваться автотуризм, и туристы стараются задержаться в ивановских городах и селах на 2-3 дня. В летнее время много путешественников совершают круизы по Волге. А зимой – приезжают покататься в расположенный под Плесом горнолыжный комплекс «Милая гора».

Для услуг туристов в области выстроено много отелей, гостевых домов, баз отдыха, санаториев, хостелов и турбаз. Конечно, большинство из них находятся в областном центре и Приволжском районе. Но гостиницы есть также в Кинешме и ее окрестностях, в Шуйском районе, в Палехе, в Заволжском и Гаврилово-Посадском районах – местах, наиболее посещаемых путешественниками.

Церковь Воскресения Христова в г. Плёс

Путешествие по городам и селам Ивановской области интересно и познавательно. Это – возможность прикоснуться к истокам уникальных художественных промыслов и увидеть знаменитые исторические памятники. К тому же, область входит в состав одного из экологически благоприятных регионов России. Здесь с успехом можно совмещать познавательный туризм и рыбалку, посещение народных фестивалей и отдых в лесном санатории.

← РОССИЯЕВРОПА →

Из истории села

Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.

В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.

С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.

В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.

О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.

Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.

На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.

Экскурсия: Гжель Код экскурсии: 5420

Гжель

– старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более, что и в топливе недостатка не было – вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».

Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX в. слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами.

Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII в., когда её мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью, в России называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно. В Европе майолика была известна как фаянс. Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность. Однако потребность в нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы.

Полуфаянс – такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Появился он в Гжели в самом начале XIX в., хотя попытки создать белый керамический материал, более прочный, чем майолика, не столь грубый и трудный в обработке, гжельцы предпринимали ещё в конце XVIII в. В полуфаянсе просматривается стилевое единство гжельского промысла: постоянство ассортимента, приверженность к определённым формам, преобладание кистевой росписи и орнаментальных мотивов в ней, выполненых исключительно синей краской. Сочетания белого фона черепка и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса.

Тонкий фаянс Гжели, в отличие от майолики и полуфаянса, не является оригинальной страницей в истории керамики. Не поражают фаянсовые изделия спецификой формы или новым художественным языком. Напротив, они составляют единое целое со всем русским и западноевропейским фаянсом своей эпохи. В то же время в них удивительно уживаются западноевропейский характер с «ароматом русской деревни».

Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Новое в магазине

Панно 55х30 см

23 250 ₽

19 065 ₽

Панно “Соколиная охота” 55х30 см, арт. 1346-1

Шкатулка 13х9 см

13 140 ₽

10 775 ₽

Шкатулка “Тройка” 13х9 см, арт. п1167, Палех

Шкатулка 15х10 см

13 170 ₽

10 799 ₽

Шкатулка “Тройка” 15х10 см, арт. п2331, Палех

Шкатулка 10х10 см

10 170 ₽

9 153 ₽

Шкатулка “Иван-Царевич” 10х10 см, арт. п2289, Палехская роспись

Шкатулка 12х12 см

14 835 ₽

12 165 ₽

Шкатулка “Косари” 12х12 см, арт. п2248, Палехская роспись на папье-маше.

Панно 50х40 см

24 750 ₽

20 295 ₽

Панно “Сивка бурка” 50х40 см, арт. 198-4,

Панно 58х33 см

20 250 ₽

16 605 ₽

Панно “Тройка” 58х33 см, арт. 1481, с.Холуй

Шкатулка 20х15 см

20 970 ₽

17 195 ₽

Шкатулка “Тройка” 20х15 см, арт. п2444, Палех

Шкатулка 20х6 см

17 250 ₽

14 145 ₽

Шкатулка “Переславль залесский” 20х6 см, арт. 709, с.Холуй

Шкатулка 7х7х7 см

29 775 ₽

23 820 ₽

Шкатулка “Санкт-Петербург” 7х7х7 см, арт. с169, Холуйская лаковая миниатюра

Шкатулка 7х7 см

6 480 ₽

6 156 ₽

Шкатулка “Суздаль” 7х7 см, арт. р748,

11 850 ₽

10 665 ₽

0 ₽

52 500 ₽

42 000 ₽

2 625 ₽

2 494 ₽

93 375 ₽

71 899 ₽

Экскурсии

Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.

Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.

Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».

Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:

  • как изготовить фарфоровую массу;
  • как правильно высушить и обжечь изделия;
  • почему необходимо два или даже три обжига;
  • что представляет собой процесс глазуровки.

Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.

В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.

Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.

Старинные города и поселения

Земли, входящие сегодня в состав Ивановской области, еще до прихода славянских племен заселяли финно-угорские народности. Именно от них сохранились звучные названия Палех, Пурих, Южа, Кохма, Вигчуга, Сезух, Люлех и Лух.

Музейно-выставочный комплекс “Присутственные места” в городе Плёс

Самый большой интерес для путешествеников представляет старинный волжский город Плес, упоминающийся в русских летописях с 1141 года. Плес, а также областной центр и поселок Палех являются составной частью «Золотого кольца» России. С 2010 года Плес включен в государственный список исторических российских поселений. Он известен старинными храмами и интересными музеями, исторической набережной и тесно связан с российскими знаменитостями – художником-пейзажистом И.И. Левитаном и певцом Ф.И. Шаляпиным.

Главный город области славится архитектурными памятниками XVII-XIX веков, музыкальными фестивалями и неплохими отелями. Иваново стоит на пересечении 57° с.ш. и 41° в.д. Городов, которые расположены на стыке целочисленных меридиана и параллели, в России всего два.

Свято-Введенский женский монастырь в Иваново

В 170 км от областного центра раскинулся небольшой городок Юрьевец. Его основали в начале XIII века как крепость на Волге. От старых построек до наших дней дошел Белый город, появившийся здесь в 60-е годы XVII века. Кроме того, в городе можно увидеть несколько православных храмов, возведенных в первой половине XIX века. Больше всего поражает архитектурное чудо – церковь Георгия Победоносца в пятиярусной колокольне.

Еще ближе к Иваново расположен Гаврилов Посад, который был основан в XIII веке, а статус города получил при Екатерине II. Место это всегда было удобным для торговли, и поэтому в городе работает несколько предприятий легкой промышленности. Здесь интересно побывать на конном заводе, где занимаются разведением владимирских тяжеловозов, а также осмотреть Ильинское подворье и богатую коллекцию местного краеведческого музея.

Троицко-Успенский собор в Кинешме

На правом берегу Волги лежит второй по размерам областной город – Кинешма. Первые упоминания об этом поселении относят к началу XV века. В городе сохранилось немало гражданских построек, возведенных в конце XIX – начале XX века.

Здесь также открыто 10 музеев, наибольшей популярностью среди которых пользуются музей «Кинешемского валенка» с самым большим валенком в мире, необычный ресторан-музей «Русская изба», а также музей «Советский автопром». Маршруты паломнических туров проходят по хорошо сохранившимся храмам и часовням Кинешмы. Самой древней из них является Крестовоздвиженская часовня, которую построили в честь победы над польско-литовскими войсками в 1609 году.

Воскресенский собор в городе Шуя

Город Шуя известен с первой половины XVI века и находится в 30 км от областного центра. Раскопки, проведенные здесь, показали, что поселения людей существовали возле Шуи еще в X веке, когда через территорию современной Ивановской области пролегал большой Волжский торговый путь. В Шуе родился известный российский поэт – Константин Бальмонт.

К другой литературной достопримечательности Ивановской области нужно ехать в село Ново-Талицы. Здесь находится родина Марины Цветаевой, и расположен мемориальный музей знаменитой поэтессы.

Народные ремесла и промыслы

Традиционные промыслы сделали Ивановскую область известной не только в России, но и во всем мире. И, пожалуй, самым известным из них является лаковая миниатюра, создаваемая палехскими мастерами. Палех и Холуй – одни из четырех российских центров искусства лаковой росписи. Своими уникальными иконописными промыслами эти села были известны издавна. Сегодня здесь работают несколько художественных мастерских и объединений, члены которых создают удивительные по красоте произведения искусства. Через лаковую миниатюру сохраняются традиции древнего иконописания темперными красками, а также способы декорирования изделий сусальным и твореным золотом. Палехские и холуйские шкатулки, иконы и пасхальные яйца высоко ценятся коллекционерами и стоят недешево.

В Ивановской области также существует несколько современных предприятий, на которых производятся изделия народных промыслов. Их товары давно стали желанными сувенирами и пользуются большим спросом у всех туристов, приезжающих в область.

Церковь Воскресения Христова в г. Вичуга

В поселке Перстяки на строчевышивальной фабрике изготавливают украшенные красивой вышивкой скатерти, постельное белье, полотенца и детские уголки. У профессиональных музыкантов и любителей популярны инкрустированные звучные гармони, баяны и аккордеоны, которые делают на фабрике города Шуя. Сразу несколько галантерейных фабрик в области занимаются художественной росписью по ткани. А ювелирный завод в городе Приволжске прославился высококачественными изделиями из драгоценных и цветных металлов. В его ассортименте удивительные по красоте столовые наборы, украшения, медальоны, кресты и иконки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий