Западно-Сибирская железная дорога

Западно-Сибирская железная дорога сегодня

Сегодня Западно-Сибирская магистраль протянулась на 1152 км от станции Называевская (Омская область) до станции Мариинск (Кемеровская область) и на 1125 км от станции Локоть (Алтайский край) до станции Белый Яр (Томская область).

ЗСЖД обслуживает 5 субъектов Федерации: Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области, а также северо-восточные районы Павлодарской области Республики Казахстан, где для грузовых операций открыта станция Валиханово. После сооружения линии Бийск — Горно-Алтайск к ним добавится Республика Алтай. Сейчас грузы для Республики Алтай перегружаются в Бийске на автомобильный транспорт.

По ЗСЖД проходит центральный участок Транссибирской магистрали, к ней примыкают линии из Казахстана. ЗСЖД является лидером среди дорог России по объемам отправления грузов. Кроме угля на дороге грузят нефть и продукты её переработки, руду, кокс и черные металлы. Это объясняет двойную специализацию дороги: транзитную и погрузочную.

Из-за активного строительства в Кемеровской области автодорог, обеспечивающих более быстрое сообщение, на нескольких участках дороги прекращено пригородное сообщение. В их числе Плотниково — Ленинск-Кузнецкий I, Тогучин — Белово, Кемерово — Анжерская.

Современные технологии

Для повышения качества управления эксплуатационной работой на дороге в Новосибирске и Кемерово организованы 2 автоматизированных диспетчерских центра управления (ЕЦДУ) перевозками. Диспетчерский аппарат находится в Новосибирске и Кемерово; в систему ЕЦДУ включено 557 автоматизированных рабочих мест. В диспетчерских центрах отменено ручное ведение графика исполненного движения. Число диспетчерских участков за счет укрупнения сократилось с 36 до 24, а их средняя протяженность достигла 270,66 км. В промышленную эксплуатацию введена диалоговая информационная система ДИСПАРК; компьютерной техникой оснащены и подключены к системе 774 рабочих места работников, участвующих в передаче исходной информации. Расширен опытный полигон перевозок грузов по безбумажной технологии: в прямом сообщении – на 5 полигонах (с Восточно-Сибирской, Красноярской, Южно-Уральской и Свердловской железными дорогами), в местном сообщении – с 33 станциями дороги по отправлению и с 28 станциями по прибытию грузов. Введены в эксплуатацию АСУ: «Оперативный контроль дислокации локомотивов» во всех основных и оборотных депо, «Оперативный контроль дислокации локомотивных бригад» во всех основных, оборотных депо и 12 домах отдыха. Введена в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы ДИСКОН на 42 станциях. Разработаны и внедрены программы комплекса информационных технологий управления безопасностью движения: «Автоматизированная система сбора и обработки книги замечаний машиниста», «Анализ состояния безопасности движения поездов» и др. Разработаны и внедрены задачи «Дорожная отчетность по маршруту машиниста», «Анализ использования локомотивов», «Анализ графика исполненного движения». На дороге разработана и с 1998 г. эффективно используется АСУ учета, которая обеспечивает анализ объемных и качественных показателей работы хозяйств дороги, эксплуатационных расходов, состояния расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами, выплаты заработной платы, движения денежных средств, запасов товарно-материальных ценностей, непроизводительных расходов и потерь и т. д.

Строительство дороги

Строительные работы начали в Челябинске в мае 1892 года. Ответственным за стройку был назначен инженер К. Я. Михайловский. Строители работали в основном на равнинной местности, где было развито сельское хозяйство. Однако вблизи рек Ишима и Иртыша пришлось преодолевать гористые участки, покрытые смешанными лесами и богатые озерами.Но леса были не везде, а для строительства железнодорожного полотна требовалась древесина. Ее сплавляли на баржах из Уфы и Подольска, а далее везли к местам стройки на лошадях.

Дорога строилась по упрощенным техническим стандартам. Это решили на Совете министров еще в 1877 году, задолго до начала работ. Ширина земляного полотна и толщина балластного слоя были ниже, чем на железных дорогах в центре России. Это было необходимо для более быстрого строительства дороги.

Однако на пути железной дороги были два серьезных препятствия – полноводные реки Обь и Иртыш. По мнению министра путей сообщения С. Ю. Витте, строительство паромных переправ через них не могло решить проблему, так как сильно снизило бы пропускную способность дороги. Поэтому было необходимо проектирование постоянных мостов.

Так в 1893- 1897 году был построен один из первых в нашей стране консольных мостов. Работой руководил известный специалист Г. М. Будагов, а проект готовили ученые Н. Б. Богуславский и Н. А. Белелюбский. Мост через Обь проходил возле села Кривощеково и сразу после окончания строительства был введен в эксплуатацию.

А 17 марта 1896 года был введен в эксплуатацию новый мост через Иртыш.Железная дорога была торжественно сдана в эксплуатацию 18 октября 1896 года. Эта дата считается рождением всей Транссибирской магистрали, так как участок, проложенный через Обь и Иртыш, была одной из самых главных ее частей и самых сложных в строительстве.

Дорога проходит по Омской, Новосибирской, Томской и Челябинской областям, а ее протяженность на момент постройки составляла 1408 км. Сегодня к магистрали добавлены новые участки, и ее протяженность составляет около 6000 км. Долгое время она относилась к Министерству путей сообщения. К ОАО РЖД железная дорога присоединилась в качестве филиала только в 2003 году.

Пригородный пассажирский комплекс

Пригородному сообщению уделяется большое внимание со стороны руководства компании. Кроме того, что подобные перевозки считаются наиболее безопасными, так еще пассажир может на них неплохо сэкономить

Правила переезда на поездах ЗСЖД, ничем не отличаются от остальных правил, которые используются на Российских железных дорогах.

Льготы на покупку билета на пригородное сообщение получает следующая категория граждан:

  • Лица, приравненные к участникам войны, узники концлагерей, инвалиды войны;
  • Лица, участники боевых действий с предъявлением необходимого подтверждающего документа;
  • Все, кто имеет право на бесплатный или льготный проезд, указанный в законе «О ветеранах».
  • Льготы предоставляются детям, студентам,

При обращении в кассу для покупки льготного билета, необходимо сообщить о льготной принадлежности к той или иной категории и предъявить соответствующие документы.

Новосибирское отделение пригородных поездов

Важно! Все пригородные поезда, которые передвигаются по территории Западной Сибири, отличает высокая техническая характеристика, высокое качество. Оснащены согласно всем требованиям, предъявляемым к железнодорожному транспорту

Внутри электропоездов комфортно, в зимний период времени составы отапливаются для удобного переезда пассажиров.

Воспользоваться электропоездами можно по разным направлениям, среди наиболее востребованных являются поезда, отправляющиеся с основных станций, в частности с Новосибирска-главного и других городов. Можно добраться в Сокур, Тогучин, Буготак. Подробная информация движения электропоездов расположена на официальном сайте РЖД. Также можно воспользоваться дополнительным ресурсом для поиска электрички по ссылке.

Контактная информация

Главный офис Сибирской дороги расположен по адресу: Новосибирская области, город Новосибирск, Вокзальная магистраль до 14

Отделение в Москве, располагается по адресу — Новая Басманная дом 2. При возникновении вопросов, претензий на обслуживание сотрудниками поезда, всегда можно обратиться по контактному номеру телефона 8 800 755 00 00. Звонок на номер бесплатный, работает горячая линия круглосуточно.

Кроме того, своим пассажирам руководство компании предлагает воспользоваться контактным номером телефона, по которому можно уточнить всю интересующую информацию. Номер для связи +7 (383) 229 44 52, +7 (383) 229 48 48

Компания занимается осуществлением не только пассажирских перевозок, но и возможны перевозки грузовыми составами.

Обратите внимание! Учитывая вековую историю развития, на территории Сибири существует множество музеев, посвященных истории развития железнодорожного транспорта. Одним из популярных, является музей, расположенный в городе Новосибирск, Шамшурина 39

Что немаловажно, вход в музей свободный, а предоставляемая экскурсия бесплатная. 

Типы поездов

Отправляясь в поездку, каждый пассажир, оставляет за собой право выбрать тот тип поезда, в котором ему будет находиться комфортно. Сибирская дорога предлагает воспользоваться поездами следующих типов:

  • Фирменный поезд— оправление происходит на длинное расстояние. В поезде высокий уровень сервиса, а также пассажирам предоставляется возможность воспользоваться дополнительным спектром услуг. Всего на ЗСЖД формируется 12 таких составов и все они имеют собственные названия. Среди них: «Сибиряк», «Кузбасс», «Томич», «Алтай», «Омич», «Сибирская Нива», «Зимняя сказка», «Восток», «Просторы Алтая». Информация о фирменных составах расположена по ссылке.
  • Скоростной поезд. Первый такой состав отправился по маршруту Барнаул — Бийск и он имеет красивое название «Калина Красная». Такой состав достаточно быстро преодолевает расстояние, так как движется со скоростью 14 км/час.
  • Скорый поезд. Например, состав, отправляющийся по направлению Новосибирск-Москва.
  • Кроме того, широко применяются пассажирские составы.

Выбор поезда, на котором пассажир планирует отправиться в путешествие, возможен при обращении в кассу железнодорожного вокзала, а также при проведении покупки с использованием электронной кассы или терминала.

Поезд «Калина Красная»

Эксплуатационная характеристика

Объем отправления грузов на Западно-Сибирской железной дороге составляет 168 938 тыс. т; в общем объеме 43% составляет каменный уголь, 4,4% черные металлы, 5% нефтегрузы, 6,7% строительные материалы. Грузооборот дороги 143,0 млрд. т-км (11,9% от сетевого объема). Средний вес поезда 3775 т, участковая скорость 42,9 км/ч. Пассажирооборот составил 10,8 млрд. пасс.-км, отправление пассажиров за 1999 г. 111,1 млн. чел.

Эксплуатационная длина дороги (01.01. 2020 г.) 5676 км, около 74% линий электрифицировано, 88% оснащено автоматической блокировкой, протяженность двухпутных участков 3168,8 км, трехпутных и более 45,5 км. В состав дороги входят 4 отделения: Омское (Омск), Алтайское (г. Барнаул), Кузбасское (г. Кемерово), Новосибирское (Новосибирск). Дорога обслуживает крупные промышленные узлы Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Новокузнецка, Томска, крупнейшие угольные разрезы, рудники и шахты Кузбасса, Западно-Сибирский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Омский нефтеперерабатывающий и Алтайский коксохимический заводы, Томский нефтехимический комбинат, тепловые электростанции и предприятия других отраслей промышленности. В Омском, Новосибирском, Барнаульском и Томском речных портах осуществляется перевалка грузов с ж. д. на речной транспорт и обратно.

Развернутая длина главных путей дороги составляет 9237,2 км, протяжение пути на щебне 3903,4 км, на гравии 11,7 км, на асбестовом балласте 5220,1 км. Электрифицировано 4131,5 км ж-д линий, в т.ч. на переменном токе 951 км, на тепловозной тяге 1733,6 км. Стыкование контактной сети переменного и постоянного тока осуществлено на трех станциях дороги: Черепанове, Артышта-И, Иртышское и на ст. Мариинск Красноярской дороги. Автоблокировкой оборудованы 4969,8 км путей, диспетчерской централизацией 857,6 км, полуавтоматической блокировкой 798,8 км.

К направлениям общесетевого (федерального) значения отнесены ж.-д. линии: Называевская-Омск-Новосибирск-Тайга-Мариинск (сортировочные ст. Инская, Московка); Исилькуль-Омск-Иртышское-Карасук-Среднесибирская-Алтайская-Артьпнта (сортировочные ст. Входная, Алтайская); Новосибирск-Тогучин-Мереть-Артышта-Новокузнецк-Томусинская (сортировочные ст. Белово, Новокузнецк-Восточная ), Артыша-Бардино-Томусинская-Междуреченек. На дороге 343 раздельных пункта; подвижной состав обслуживают 9 эксплуатационных и 9 ремонтных локомотивных депо, в т. ч. 3 электровозных, 8 смешанных, 1 тепловозное, 18 грузовых вагонных, 6 пассажирских вагонных депо. Работу инфраструктур обеспечивают 34 дистанции пути и 7 путевых машинных станций, 17 дистанций сигнализации, связи и вычислительной техники, 15 дистанций электроснабжения, 9 дистанций гражданских сооружений, 3 механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ.
Пригородное сообщение обеспечивается силами следующих пригородных компаний: «Экспресс-пригород», «Алтай-пригород», «Кузбасс-пригород», «Омск-пригород».

Длина дороги

Длина дороги по проекту составляла 1322 версты (1410 км) с ответвлением до пристани на реке Иртыш длиной около 2,5 версты. Окончательные изыскания по трассировке линии определили необходимость удлинения ее протяженности на 6,5 версты (около 7 км) из-за изменения места пересечения реки Тобол, строительства обходов болотистых участков и перетрассировки, вызванной смягчением профиля пути. В июне 1893 г. началось сооружение дороги. Материалы и конструкции для строительства готовили Усть-Катавский, Златоустовский, Симский и другие предприятия Южного Урала. Значительно увеличились потребности в топливе, металлах, лесе, что способствовало ускоренному развитию Южно-Уральских металлургических и каменноугольных предприятий, лесозаготовительных пунктов.

Основной рабочей силой стали крестьяне из близлежащих губерний. Они охотно соглашались работать на строительстве, поскольку из-за плохого урожая краю грозил голод. Условия работы были тяжелыми. В газете «Екатеринбургская правда» за август 1891 г. написано, что постройка дороги «приводила к страшному понижению платы за труд и сильному поднятию цен на хлеб». Для подвозки строительных материалов сооружались подъездные гужевые пути, а также дороги к дальним каменным и балластным карьерам. Были построены кирпичные и известковые заводы. При строительстве моста через Иртыш камень доставляли по железной дороге из районов Челябинска. Или на баржах по Иртышу. Песчаный и гравийный балласт также доставлялся из карьеров. Которые располагались от трассы за 50 км и более. Из-за трудностей в доставке материалов металлические мосты с каменными фундаментами строились только через большие реки: Тобол, Иртыш, Ишим и Обь, остальные мосты были деревянными.

Руководство

Грицай Александр Валерьевич – Начальник дороги

Иванов Олег Сергеевич – Первый заместитель начальника дороги по экономике, финансам и корпоративной координации

Черевко Андрей Иванович – Главный инженер дороги

Жмакин Федор Евгеньевич – Заместитель начальника железной дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов

Теслевич Александр Михайлович – Заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам

Кузьмин Сергей Анатольевич – Заместитель начальника дороги по безопасности и режиму

Варющенков Алексей Анатольевич – Заместитель начальника железной дороги по взаимодействию с органами власти

Шапуленко Евгений Викторович – Заместитель начальника дороги по Омскому территориальному управлению

Манаков Георгий Борисович – Заместитель начальника дороги по Новосибирскому территориальному управлению

Макаренко Сергей Иванович – Заместитель начальника дороги по Кузбасскому территориальному управлению

Вейде Евгений Владимирович – Заместитель начальника дороги по Алтайскому территориальному управлению

Филичев Григорий Андреевич – Начальник службы корпоративных коммуникаций

История

Дорога организована в 1961 г. в результате объединения Омской и Томской железных дорог, в 1997 г. реорганизована путем присоединения Кемеровской железной дороги, а также слияния трех отделений (Тайкинско-го, Беловского, Новокузнецкого) в одно Кузбасское, что позволило внести ряд существенных изменений, направленных на совершенствование структуры управления и организации перевозочного процесса на укрупненной железной дороге.

Ряд участков дороги – старейшие линии Транссибирской магистрали. Один из первых участков Челябинск-Обь-Иркутск построен в 1892-1895 гг. Линия Исилькуль-Омск-Болотная была сдана в эксплуатацию в 1898 г. Дорога проходила по территории Оренбургской и Тобольской губерний, Акмолинской обл., Томской и Иркутской губерний. Протяженность (1899 г.) – 1328 верст (одноколейный путь). Окончательными изысканиями и строительством руководил К. Я. Михайловский. Линия проходила по Барабинской, Ишимской, Кулундинской степям; в основном построена на невысоких насыпях, поднимающихся на подходах к мостам через большие реки – Иртыш, Тобол, Ишим, Обь (проекты мостов Н А Белелюбского). На дороге возведено 274 искусственных сооружения, построены 31 станция, 10 депо, 38 пунктов водоснабжения, в т.ч. 8 артезианских скважин. В 1899 г. дорога вошла в состав Сибирской железной дороги.

В начале 20 в. были построены участки Называевская-Омск в 1913 г. , Новосибирск-Алтайская-Бийск и Алтайская-Локоть в 1915 г. В 1913 г. начата постройка Кольчугинской линии между ст. Юрга и Кузнецк-Сибирский (ст. Новокузнецк с 1931 г. ) и закончена в 1925 г. В 1917 г. построен участок Татарская-Славгород, в 1924 г. начала эксплуатироваться линия Славгород-Павлодар В 20-е гг. закончено сооружение начатой в 1917 г. линии Кузнецк-Тельбес, в 30-е гг. проложены участки Новосибирск-Ленинск, Кузнецк-Темиртау и вторые пути Проектная-Усяты, начато сооружение линии Мундыбаш-Таштагол (сдана в эксплуатацию в 1941 г. ), введена в строй ветка Кемерово-Барзас В 1934— 1936 гг. ж.д. соединила Новосибирск со ст. Тогучин и ст. Обь со
ст. Инская и Сокур. Сданные в эксплуатацию в 1952 г. участки Барнаул-Артышта-Пасс и Барнаул-Кулунда открыли второй выход из районов Сибири в западном направлении, т.н. Южсиб, для грузопотоков между районами Сибири и Урала. Первый в Сибири ж-д участок Бедово-Новокузнецк был электрифицирован в 1937 г.

История дороги богата замечательными традициями и начинаниями. Известна инициатива мастера вагонного депо Инская Ф. С. Лыкова, который в кон. 30-х гг. предложит проводить укрупненный безотцепочный ремонт вагонов, что позволило сократить их простой на станциях. В годы Великой Отечественной войны железнодорожники формировали составы для фронта, организовывали боевые бригады. Машинист локомотивного депо Новосибирск Н. А. Лунин усовершенствовал стахановские методы, взяв на себя текущее обслуживание локомотивов. В 1959 г. локомотивные бригады депо Барабинск и Московка впервые на ж.-д. сети предложили ввести эксплуатацию локомотивов на удлиненных тяговых плечах с обслуживанием их без закрепленных бригад. Смены дорожных диспетчеров организовали руководство работой локомотивов из единого центра. В Барабинском отделении дороги увеличена полезная работа локомотивов, в результате чего их производительность возросла на 20-25%. В 1963 г. в Новосибирском отделении дороги поездные диспетчеры организовали эксплуатационную работу служб дороги, что позволило увеличить производительность вагона более чем на 25%. На дороге активно совершенствуются формы и методы производственно-финансовой деятельности, направленные на повышение эффективности работы на основе информатизации, внедрения новых технологий, использования совершенных средств связи. Создана социальная инфраструктура. Подготовка специалистов ж.-д. транспорта ведется в Новосибирском институте инженеров ж.-д. транспорта.
В 1967 году был сооружен самый длинный тоннель на дороге Томусинский длиной 1157 м. Он находится на участке Артышта-Томусинская.

Дорога награждена орденом Ленина (1966 г.) и другими правительственными наградами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий