В окрестностях реки Ганг

География

Ганг является обычной равнинной рекой, характеризующейся медленным течением. Впадают в неё бесчисленные притоки, текущие с Гималаев. На пути река несколько раз меняет направление своего течения. Сначала она располагается в юго-западной части страны, где находятся небольшие деревушки и города, находились в древности здесь центры паломничества, находятся в Индии рядом с рекой Ганг крупные храмы.

Затем меняет направление на юго-восточное. Через определённое расстояние начинает течь в южном направлении. Недалеко от конечного пункта назначения происходит сливание индийского Ганга с речной артерией Брахмапутрой, затем вместе несут воды к Бенгальскому заливу.

Географами условно разделяется священная река на несколько частей:

  1. Продолжительность верхнего течения равна 800 километрам. Начинается с истока до крупного духовного центра Канпур.
  2. Длительность среднего течения составляет около полутора тысяч километров. Начинается от Канпура до индийско-бангладешской границы.
  3. 300 километров длится нижнее течение. Завершается в месте впадения в Бенгальский залив.

Формирование бассейна Ганга

В ходе продолжающегося столкновения Индийского субконтинента с Евразийской плитой Индийская плита погружается , что приводит к образованию обширной передней глубины перед складками Гималаев в виде фронта столкновения. Он постоянно пополняется отложениями из Гималаев. Речная система Ганга развита в восточной части низменности.

Формы долин в верховьях характеризуются сильной речной эрозией из-за продолжающегося сильного подъема Гималаев и, следовательно, образуют узкие профили долин с склонами, подверженными скольжению, некоторые из которых имеют вид ущелий. Верхние истоки ручьев текут в желобах , ледники ледникового периода ушли. Пройдя последнее ущелье через краевые цепи молодых осадочных пород, река разветвляется, постоянно смещая русла ручьев и накапливая обширные площади из гравия и песка. В дальнейшем преобладают более мелкозернистые, более пригодные для использования в сельском хозяйстве отложения. Города желательно строить на высоких устойчивых берегах.

В плоской нижней части низменности тектонические волнения также могут привести к значительным сдвигам курса. До конца 12-го века Бхагиратхи был главным течением Ганги, но частично он протекал иначе, чем сегодня

Затем рука падма стала более важной; с 16 века оно было примерно равным, а с 18 века было основным потоком. Эти сдвиги, а также несколько более позднее смещение Брахмапутры на запад, то есть через сегодняшнюю Джамуну к Падме, объясняется тектоническими поднятиями в западной дельте Ганга и Старой Брахмапутре, особенно после землетрясения в 1782 году и наводнения в 1787 г., когда Тиста также сместила свой курс от Ганга к Джамуне, которая только формируется

После недавнего переселения Ганг был только частью более крупной системы электроснабжения; ранее это была независимая река.

Согласно мифу, Ганг был создан от омовения стоп Вишну

Кристально чистые воды священного Ганга.

В древних индийских текстах асуры описывались как могущественные полубоги. Согласно индийскому мифу, Бали Чакраварти был царём асуры и горячим преданным Верховному божеству Вишну, который является одним из трёх самых важных богов в индуистской религии наряду с Брахмой и Шивой. Бали стал невероятно могущественным, и, чувствуя угрозу, Бог Индра, царь небес, обратился за помощью к Вишну, чтобы сохранить своё господство над небесами. Бали приготовился провести ягью (ритуал). Во время таких церемоний цари часто жертвовали браминам всё, что они просили.

Верховное божество Вишну.

Вишну спустился на землю как карлик-брамин в царстве Бали. Хотя он был предупреждён об истинной природе этого карлика, Бали хотел сдержать своё слово и дать Брахману всё, что тот хотел, и это было три шага, измеренные его ногой. Затем карлик-брамин вырос в гиганта. На первом шаге он измерил землю, а на втором – небо. Для третьего шага ничего не оставалось. Смиренный царь предложил свою голову, а брамин поставил ногу и подтолкнул Бали к Патала Лока (низшему миру). Омыв стопы, Вишну собрал святую воду в горшок, который находился в Брахмалоке, высшем Небесном Царстве. Из-за этого мифа Ганг также известен как Вишнупади, что означает «происходящий от лотосных стоп Вишну».

Загрязнение Ганга

Загрязнение Ганга является одной из главных проблем, которую Индия должна решить. Когда индийское правительство осознало серьёзность проблемы в 1970-х годах, участки, протяженностью более шестисот километров вдоль Ганга, уже были признаны фактически экологически мёртвыми зонами. Загрязнение Ганга обусловлено несколькими причинами, включая человеческие отходы и результаты деятельности промышленных комплексов. Продолжающееся земледелие с широким использованием химических пестицидов и инсектицидов, поступающих непосредственно в воды из-за неправильно сформированного сельскохозяйственного стока, стало причиной, почему воды Ганга со временем всё больше и больше загрязняются, и становятся непригодными для существования. Однако не только промышленность вредит общим показателям качества воды в этой реке.

Канпур — один из крупнейших центров промышленности в Индии, и многие производства сбрасывают отходы в Ганг без всякой очистки.

Купание и стирка грязных вещей также приводят к тому, что речные жители, а также мелкие ракообразные и другие представители флоры и фауны, постепенно вымирают. Например, в зоопланктонах развиваются опухоли, что кормят крошечных рыбок. В свою очередь, эти мелкие рыбы потребляются более крупными хищниками, что образует замкнутую пищевую цепь. Учёные насчитывают около десяти разновидностей живой формы жизни, которые, обитая в Ганге десятилетиями, сегодня находятся на грани вымирания. С тех пор как Нарендра Моди стал премьер-министром Индии, он подтвердил, что будет работать над очисткой реки. По оценкам, до июля 2016 года на различные мероприятия по очистке реки было потрачено 460 миллионов долларов США (2958 кроров рупий).

Праздник Кумбха-мела

Праздник Кумбха-мела проводится раз в 12 лет на берегах Ганга. Десятки миллионов паломников участвуют в самом большом религиозном фестивале мира.

Также есть Велика Кумбха-мела, который проводится раз в 144 года, через двенадцать обычных праздников. Последний раз это было в 2013 году. Проводится это торжество в городе Аллахабад у слияния рек Ганг и Ямуна.

В Кумбха-меле в 2013 году приняло участие рекордное количество человек – 80 миллионов, что является рекордом по количеству собравшихся в одном месте в истории.

Суть праздника в том, что верующие полагают, что они смывают с себя грехи, таким образом. Легенда гласит, что во время битвы богов с асурами за кувшин Амриты несколько капель упало на землю в Аллахабаде, Харидваре. Уджайне и Нашике, и именно в этих четырех городах собираются паломники. Амрита — нектар бессмертия и мудрости, выпивший его получает божественность.

Реальное положение

Совсем недавно Верховный суд Индии принял постановление о необходимости бороться с загрязнителями священного символа страны и очистить ее. Ганг – место погребения и паломничества, одна из самых полноводных рек на земном шаре, от нее зависит жизнь сотен миллионов человек.

Читайте еще: Новые факты и разоблачение Греты Тунберг

Есть несколько причин, активно способствующих загрязнению священного символа индусов, – промышленные предприятия, увеличение населения в геометрической прогрессии, деятельность религиозных людей, паломников, и просто проживающих на берегах.

Факт! 

ВОЗ сообщает, что каждый год цифра детской смертности на 30-40 % состоит из отравившихся водой Ганга. А это примерно 750 тысяч человек, не достигших взрослого возраста.

Предпринятые усилия пока не дают ожидаемых результатов, ведь невозможно добиться закрытия всех работающих предприятий, запретить хоронить в водах реки незамужних, беременных, детей и бедных (остальных можно распылить над Гангом только после кремации).

Нельзя запретить город Варанаси, священный для миллионов людей, которые приезжают туда умирать, чтобы после смерти попасть в Ганг даже в виде пепла от кремации.

Читайте еще: Как выглядел Максим Фадеев в молодости

Туризм и достопримечательности

Индия – страна паломничества. Миллионы туристов ежегодно приезжают сюда именно для этого – поклониться и очиститься. К слову сказать, обслуживание туристов, это основной заработок для местного населения.


Храм Дхари Деви

В городах на побережье открыто для посещения множество древних храмов:

  • Лакшман Джхулу;
  • Гита Бхаван;
  • Дхари Деви;
  • Рам Жжулу;
  • Ступени Биас Гхэт.

Ступени к Гангу сделаны в каждом городе. На них проводятся религиозные обряды и ритуалы. Например, турист за небольшую плату может посмотреть похороны. Они проводятся на берегу у воды. Тело покойника сжигают на костре, а все что не сгорело опускают в реку. А так как дрова в стране стоят очень дорого, то плывущий покойник для Ганга не редкость.

В верховьях туристам предложат рафтинг, трекинг и прохождение горных маршрутов. В среднем течении и дельте – туры по реке. Главное для приехавшего в страну – это обзавестись чистой питьевой водой.

Обряды и церемонии на реке Ганг

Омовение

Индусы убеждены, что воды Ганга снимают с окунувшегося в них человека все его грехи, т.к. обладают божественным происхождением. В Ганге течет святая вода, способная из грешника сделать праведника.

Индусы, живущие в Варанаси и окрестностях, приходят купаться на реку по нескольку раз в день. Каждый индус хотя бы раз в жизни должен совершить омовение в святой воде на рассвете, поэтому ежедневно со всей страны для омовения прибывают паломники.

Аарти

На набережной Варанаси во время этого обряда зажигаются лампадки с фитилем, окунутым в топленое масло. Индусы молятся и поют песни своим богам с просьбой об исполнении желаний. Если лампадка долго горит, желание исполнится.

Вода реки

Паломники обязательно набирают воду Ганга в кувшины и отправляются с ней домой. В каждом доме индуса должна быть эта вода, чтобы омыть ею новорожденного или умершего, использовать в церемониях. Широко налажен бизнес по поставке воды из Ганга в другие регионы страны.

Флора и фауна реки

Еще несколько сотен лет назад здесь произрастали густые, не тронутые человеком тропические леса, водились слоны, носороги и тигры. На берегах Ганга жили многочисленные виды водоплавающих птиц, животных, рыб, пресмыкающихся.

Здесь и сейчас обитает довольно много животных: медведей, лис, леопардов, барсов, оленей и пр. Пойма Ганга знаменита уникальными тропическими бабочками и насекомыми.

Река известна крокодилами, черепахами, гангскими пресноводными дельфинами, коих здесь два вида, акулами и пр. В нижнем течении можно найти малоизученную биологами флору. Здесь же живут бенгальские тигры.

Бактериофаги Ганга

Бактериофаги – природные враги микроорганизмов. Своеобразные вирусы-хищники. Они безвредны для человека, поскольку обладают высокой штаммоспецифичностью и нацелены на бактерии, вызывающие смертельные заболевания. В водах Ганга содержится больше бактериофагов, чем в любой другой реке мира, благодаря чему его вода обладает самоочищающимися свойствами. Впервые к такому выводу пришел британский бактериолог Эрнест Ханкин в 1896 году.

Он изучал загадочные антибактериальные свойства священной реки Ганг. И сделал вывод, что существует агент, который растворяет бактерии сибирской язвы и холеры после их пропускания через бактериальный фильтр. Первую научную работу о фагах через 20 лет после исследования Ханкина опубликовал другой английский микробиолог – Фредерик Туорт

Работы ученых привлекли внимание людей в годы Первой мировой войны и стимулировали дальнейшее изучение бактериофагов

Флора и фауна

Вдоль побережья несколько веков назад росли густые леса. Бассейн Ганга являлся местом обитания слонов, тигров, львов, буйволов, носорогов. В 19 веке популяция животных сильно уменьшилась. Сейчас власти ведут работу по восполнению численности диких зверей. Под страхом смертной казни никто не может их трогать.

В лесах можно встретить бурого медведя, лисицу, снежного барса, дикобраза, леопарда и других. В большом количестве распространены вдоль береговой линии водоплавающие птицы, пресмыкающиеся, черепахи.

Адская Индия. Город мертвых Варанаси. Сжигание трупов на реке Ганг

Воды священного Ганга изобилуют рыбой. Здесь можно встретить два вида дельфинов, речную и гангскую акул.

Речная артерия Ганг играет большую роль для жителей Индии. Здесь водится немало животных и птиц, не встречающихся нигде больше. Река относится к священным объектам. На берегах проводятся церковные ритуалы, воды используются для погребения индусов и крупных животных.

Владимир Привет! Меня зовут Владимир. Я закончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет. В свободное время веду блог, в котором рассказываю о водных объектах нашей планеты, увлекаюсь охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Присоединяйтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы.

Нирвана на реке

Воды Ганга считаются священными для каждого индуиста, независимо от школы – каждая использует Ганг в своих ритуальных целях. Согласно легендам, река Ганга в древние времена текла на небе, омывая берега рая. Каждый бог черпал из нее силы, молодость и бессмертие. Для человека же испить воды из небесной Ганги было наивысшей милостью в этой жизни – ведь Ганга смывала с души все грехи и разрушала Колесо Сансары, избавляя человека от перерождений после смерти, позволяя войти в Нирвану.

Так, раджа Бхагиратха, увидев, что народ погряз во грехе, призвал богов с просьбой покарать грешников и воздать праведникам. Шива поступил не в пример мудрее Яхве – он не стал уничтожать Индию, как тот – Содом и Гоморру, а излил священные воды Ганги на землю. Так в мире смертных появилась река Ганг. С тех пор люди, ведущие праведный образ жизни, могут смывать с себя грехи в водах священной реки, получая шанс войти в рай.

Ганг упоминается во всей древнеиндийской литературе

Рамаяна. \ Фото: vedic-culture.in.ua.

Ведическая эпоха (примерно 1500 – 500 гг. до нашей эры.) была периодом в истории индийского субконтинента, начавшегося к концу цивилизации долины Инда и до второй урбанизации в центральной Индо-Гангской равнине. Он назван в честь четырёх Вед, старейших писаний индуизма. Цивилизация долины Инда, одна из четырёх великих древних цивилизаций, была основана на реках Инд и Сарасвати. Ригведа, один из древнейших дошедших до нас текстов на любом индоевропейском языке, таким образом, делает больший акцент на Инде и Сарасвати, хотя Ганг также упоминается.

Шантану встречает богиню Гангу — изображение Уорика Гобла, 1913. \ Фото: kn.wikipedia.org.

Упадок цивилизации долины Инд в начале второго тысячелетия до нашей эры отмечает точку, в которой вся существующая в то время индийская община перемещается в бассейн реки Ганг, покидая местообитания рядом с Индом

Именно поэтому три Веды делают акцент на особой важности этой реки. Сама же история этого места, которое, как верили индусы, было создано Бхагиратхой, была описана в нескольких главных манускриптах древних времён, а именно в Рамаяне, Махабхарате и Пуране. В эпосе Махабрата указывается, что главной богиней Ганга является жена Шантану, которая приходится матерью известному воину Бхишме

В древнеиндийской литературе существует множество других историй, связанных с богиней Гангой

В эпосе Махабрата указывается, что главной богиней Ганга является жена Шантану, которая приходится матерью известному воину Бхишме. В древнеиндийской литературе существует множество других историй, связанных с богиней Гангой.

Рождение

Ганг родился в Уттаракханде, индийском штате, расположенном на севере страны, особенно в его западной части, известной как Гарвал в городе Девпраяг. Таяние ледника Ганготри порождает две реки: Алакананда и Бхагиратхи, которые сливаются в Девпраяге, получив имя Ганг.

Другая теория упоминает, что источник находится не в этом месте, а в Гомукхе, пещере, покрытой льдом, которая формирует потоки Алакананды и Бхагиратхи, а затем также сливается в упомянутом городе и образует священную реку.

Поскольку это место, где рождается его вода, это также наименее загрязненный пункт его путешествия, где все еще можно найти голубой поток. Его происхождение окружено горами высотой около 6000 метров.

С этого места, где река носит имя индуистской богини, она начинает свое путешествие в северо-юго-восточном направлении индийского субконтинента, в котором она теряет горный ландшафт, уступая место равнине Ганг. На этой карте вы можете увидеть рождение:

Индусы считают, что купание в Ганге смывает человеческие грехи

С незапамятных времён Ганг считается священной и самой святой из всех рек в индуизме. Она олицетворяется как богиня Ганга и считается, что купание в реке приносит удачу, вызывает отпущение грехов и облегчает мокшу (освобождение от цикла жизни и смерти). Богиня Ганга часто изображается в индийской культуре с четырьмя руками и установленной на ней своей ваханой (колесницей), Макарой, животным с головой крокодила и хвостом дельфина. Есть много священных мест вдоль реки Ганг, включая Ганготри, Харидвар, Аллахабад, Варанаси и Кали Гат.

Кумбха Мела – это массовое индуистское паломничество веры, которое отмечается сразу в нескольких точках: так, сюда входят Прайаг, Нашик, Удджайн и, конечно же, Харидвар. Однако только две паломнические точки связаны с этой священной рекой. Одна из них располагается с Харидваре, а другая – там, где воды Ганга соединяются с Ямуной в Алла хабаде. Согласно последним данным, собранным на период 2013 года, примерно 120 миллионов людей посетили Кумбха Мелу. Также отмечается, что был установлен местный рекорд – свыше 30 миллионов людей за день. Сегодня эта точка считается самым большим в мире местом, куда могут приехать религиозные паломники со всех частей света.

Праздник кувшинов. \ Фото: golosislama.com.

Река, текущая с небес

Далеко от Земли, за пределами этой вселенной, простирается Причинный океан. Вселенная напоминает яйцо, покрытое оболочками, и проникнуть сквозь эти оболочки, чтобы выйти за пределы материального мира и попасть в мир духовный, не так-то легко. В Причинном океане плавает бесчисленное количество таких вселенных, похожих на пузырьки, и в каждой из них обитает множество живых существ.

Однажды, в древние времена, на Земле жил очень могущественный царь демонов Бали Махараджа. Он был таким могучим воином, что захватил всю вселенную и даже райские планеты, на которых живут полубоги, обладающие большой силой. Мать полубогов, Адити, как и любая мать, пеклась о благополучии своих детей, поэтому она стала поклоняться Верховному Господу, чтобы тот вернул полубогам их царство. Она поклонялась Ему так усердно, что Он согласился стать ее сыном и спасти полубогов.

Через какое-то время у Адити родился мальчик, ставший впоследствии брахмачари, послушником. Долг послушников – просить подаяние; так они получают то, что им необходимо для жизни. Однажды этот прекрасный мальчик пришел во дворец царя, который, восхитившись красотой ребенка, спросил: «Что я могу для тебя сделать?» «О царь, – сказал Он, – дай мне столько земли, сколько Я смогу отмерить тремя Своими шагами». Вначале царь не мог поверить, что у него, повелителя всей вселенной, просят такой ничтожный подарок! Он решил, что это дитя не очень смышленое. Но через какое-то время сдался под натиском аргументов и согласился подарить желаемое. Учитель Бали, Шукрачарья, отговаривал царя делать этот подарок. Он понял, что ребенок – Верховная Личность Бога, и скоро отберет у его ученика все сокровища, а значит, и сам учитель потеряет свое почетное место. Однако Бали бы непреклонен.

Вдруг этот маленький мальчик, который был к тому же очень невысокого роста, стал расти на глазах! Невероятно быстро Он принял весьма внушительные размеры. Первым Своим шагом Он покрыл Землю, вторым – все остальные планеты, а вот третий шаг…

«Куда мне сделать третий шаг?» – спросил Он царя. И царь ответил: «Сделай третий шаг мне на голову!» Так как Бали был воином, для него не было позора страшнее, чем не сдержать свое слово.

Чем закончилась эта история – тема отдельного рассказа, но вот когда Господь делал свой второй шаг – и появилась Ганга. Перешагивая через всю вселенную, Он немного задел ее оболочку большим пальцем ноги, оболочка потеряла свою герметичность, и сквозь брешь хлынула вода Причинного океана – Ганга. Она потекла через райские планеты на Землю, а оттуда на низшие, так называемые подземные, планеты. То есть Ганга – это река, которая протекает не только по Земле, но и по всей вселенной.

Теперь становится ясным, почему эта река священна. Вод этой реки коснулась стопа Самого Господа! Считается, что каждый, кто омывается в этой реке, очищается от грехов. Поэтому каждый верующий индиец старается искупаться в Ганге хотя бы раз в жизни.

Из этой истории мы можем понять, что Верховный Господь не только самый могущественный, но и самый умный. И если Он хочет у кого-то что-то забрать, а кому-то, наоборот, что-то дать, то Его никто не остановит и не обхитрит.

Легенда

У индуистов существует легенда, что давным-давно река Ганг протекала в небесном раю, даруя богам, испившим из неё, вечную молодость и бессмертие. Если когда-либо простому смертному удавалось сделать глоток священной воды, то это считалось наивысшей благосклонностью богов – Ганг очищал душу от грехов, ломая Колесо Сансары, и дарил вечную Нирвану. Однажды раджа Бхагиратха обратился к богам с просьбой избавить мир от грешников, которых развелось слишком много и они мешали мирной жизни праведников. Тогда Шива решил подарить людям Ганг, спустив его на землю. С того времени у людей появился шанс попасть в рай, ведь теперь они могли очиститься от грехов, смыв их в сакральных водах.

Река Ганга в роли кладбища

Многим известно, что у индийцев принято кремировать трупы, и развеивать прах над водой.  Ганг в этом случае является самым почетным приютом сожженных тел индусов. Можно, конечно, удивляться тому, что кремацией занимаются не только многочисленные крематории в округе, которые не прекращают свою работу ни на час.

Прямо на берегу у самого известного места в Варанаси, на гхатах, лежат рядами трупы, ожидая своей очереди быть сожженными тут же. Костры пылают здесь день и ночь. Зрелище это не для слабонервных.

А индийцы просто делают свое дело, соблюдая традиции и обряды, как это все происходило многие столетия подряд.

Однако, религия индусов не позволяет сжигать трупы священных коров, монахов, детей и беременных женщин. Их «погребение» происходит по другому способу: привязывается камень и тело умершего погружается в реку. Воды принимают тела умерших в любом виде, так повелевала небесная Ганга.

Вдоль реки расположены гхаты

Гхат – каменное сооружение с большим количеством ступеней, которое служит для ритуального омовения. Гхаты принимают паломников, которые стремятся искупаться в водах Ганги, чтобы очиститься духовно, умственно и физически. И освободиться от всех грехов. Самый известный гхат — Маникарника. Именно здесь проводят кремацию верующих, а затем отправляют останки по течению, а тех, у кого не хватило денег на кремацию, сбрасывают после смерти прямо в реку. Также не поддаются кремации – незамужние девушки, беременные и дети. Их тела тоже просто скидывают в реку. Самыми известными гхатами в Варанаси называют: гхат Дасасвамедх и гхат Харисчандра.

Водохранилища, ГЭС и каналы

Население Индии составляет 1 404 763 500 человек. Вы не поверите, но на главной водной артерии государства нет ни ГЭС, ни водохранилищ. Из гидросооружений построено 2 плотины:

Плотина Фаракка. Запущенна в 1975 г. с целью водоотведения в водоток Хугли. Находится гидросооружение практически на границе с Бангладеш. С запуском плотины бангладешцы стали страдать от нехватки и засоления воды. Между странами то и дело возникают споры по этому поводу. Споры поутихли, когда решили совместными усилиями прорыть канал между Брахмапутрой и Гангом. Но он так и не был реализован.


Плотина Фаракка

Плотина “Бхимгода” у Харидвара. Построена для водоотвода в Гангский канал. Сооружение отрицательно сказалось на течении реки и серьезно ограничило рамки судоходства.


Плотина Бхимгода

Еще 1 плотина, сооруженная по образцу дамбы в штате Теннесси (США) на р. Дамодара и еще одна на одном из истоков Ганга. Что до планов, то в проектном виде дамба Панчешвар. Планируется, как высочайшая дамба в мире. Проект продвигается под индо-непало-американской эгидой.

webmandry.com

Река Ганг играет особую роль в истории и современной жизни Индии. Эти плодородные равнины населены и обрабатываются уже тысячи лет. Сегодня здесь живут и пользуются ресурсами Ганга миллионы людей. В дельте Ганга находятся знаменитые мангровые леса, где создан Национальный парк Сундарбан — место обитания бенгальского тигра.

Ганг на карте:

На фото изображен город Варанаси (иначе — Бенарес) на реке Ганг в индийском штате Уттар-Прадеш — один из важнейших центров паломничества как для последователей индуизма, так и для буддистов и джайнов.

На берегах Ганга есть несколько особо чтимых мест паломничества, привлекающих верующих со всей Индии. Одно из них — город Харидвар.

Верующие спускаются к Гангу, чтобы в его водах очиститься от грехов и защитить себя от напастей.

Длина реки: 2700 км.

Площадь бассейна водосбора: 1 060 000 км. кв.; вместе с бассейном Брахмапутры (с ней Ганг формирует общую дельту) 1 643 000 км. кв.

Площадь дельты: 105 640 км. кв.

Средний сток: 12 000 м3/с

Река Ганг с давних времен является центром индийской цивилизации. Сегодня в ее бассейне проживает более полумиллиарда человек. Здесь находятся такие памятники человеческой культуры как мавзолей Тадж-Махал в Агре. Именно Ганг является колыбелью Буддизма, так как в его долине бродил Будда, рожденный примерно в 563 году до н.э., в состоянии полного отрешения, в окружении немногочисленных друзей, пока не достиг просветления.

Примерно за 2 тысячи лет до нашей эры началось перемещение активной политической и религиозной жизни из долины Инда в более плодородную долину Ганга. Это было вызвано тектоническими изменениями на полуострове Индостан в результате которых Инд изменил русло, и обмелел.

Где протекает: Ганг берет начало в месте слияния реки Бхагиратха с рекой Алакнандой возле селенья Девпраяг. Выстоа истока над уровнем моря равна 636 метров. Река Бхагиартха в свою очередь берет начало из ледника Ганготри на высоте 7 756 метров выше уровня моря. Здесь же расположено одноименное с ледником селенье, являющееся центром паломничества индуистов. Они верят, что здесь живет богиня Ганга — воплощение священной реки Ганг. Богиня является символом материнства, связью между мирами и средством для очистки.

Ледник Ганготри — место, где обитает богиня Ганга.

В среднем течении Ганг замедляется и медленно течет по равнинной местности в юго-восточном направлении. Здесь расположены такие большие города как: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш).

В нижнем течении река начинает делиться на множество рукавов. Главный из рукавов Ганга – Падма, возле городка Раджбари принимает в себя Джамуну. Джамуна, в свою очередь, также является рукавом другой большой реки Брахмапутры.

Соединившись, воды обеих рек мощным потоком изливаются в Бенгальский залив. Ганг и Брахмапутра образуют самую большую и самую запутанную на земном шаре дельту. На ее территории расположен самый большой мангровый лес в мире — Сундарбан. Это невероятно запутанный лабиринт из топей, рукавов и бухт длинной в 265 км и шириной в 350 км. Этот участок постоянно изменяется. Острова, покрытые мангровыми лесами, могут возникать и исчезать под воздействием наводнений и морских приливов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий