Штурмовик Су-25: фото, технические характеристики, вооружение

Тактико-технические характеристики Су-25К

Экипаж: 1 пилот

Габаритные размеры Су-25 Длина: 15,36 м (с ПВД); Размах крыла: 14,36 м; Высота: 4,8 м; Площадь крыла: 30,1 м²; База шасси: 3,57 м; Колея шасси: 2,51 м Масса пустого: 9315 кг Масса снаряжённого: 11 600 кг Нормальная взлётная масса: 14 600 кг Максимальная взлётная масса: 17 600 кг Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН) Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой) Крейсерская скорость: 750 км/ч Практическая дальность (с норм. боевой нагрузкой): на высоте без ПТБ 640 км; у земли без ПТБ 495 км Перегоночная дальность: 1950 км Практический потолок: 7000 м Максимальная высота боевого применения: 5000 м Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг) Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе) Максимальная эксплуатационная перегрузка: с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g Авионика Лазерная станция подсвета: «Клён-ПС» Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)

Примечания

  1. Приведена высота для серийного Су-25.
  2. Приведена площадь крыла для серийного Су-25.
  3. Приведена масса пустого самолёта для серийного Су-25.
  4. Приведён радиус действия с полной боевой нагрузкой и при маловысотном профиле полёта.
  5. Не следует смешивать проект палубного штурмовика Су-25К 1977 года с реально строившимися позже на экспорт штурмовиком наземного базирования с тем же названием; также следует отметить, что невооружённый учебный самолёт для тренировки палубных лётчиков Су-25УТГ, состоящий сейчас на вооружении авиации ВМФ России, к проекту палубного штурмовика Су-25К имеет лишь отдалённое отношение.

Модификации Су-25

Су-25 — Боевой одноместный штурмовик.

Су-25К — Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта

Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.

Су-25УБ — Учебно-боевой двухместный штурмовик.

Су-25СМ — Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД.

Су-25СМ3 — Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Добавлена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать летчику при «нулевой» видимости. Оснащается подсистемой СВП-24-25 (он же «Гефест»). СВП-24 создана для Су-24М, но адаптирована для Ту-22М3 (СВП-24-22) и Су-25 (СВП-24-25)). СВП-24 позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.

Су-25КМ — Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.

Су-28 — Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.

Су-25УТГ — Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.

Су-39 — Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.

Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В настоящее время завершён первый этап ГСИ самолёта в 2011 году. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также комплексом БКО

Двигатели

Силовая установка Су-25 комплектуется двумя ТРД Р-95 без форсажных камер. На ранние версии самолёта устанавливались Р-95Ш (тяга — 4100 кгс, расход топлива — 1,28 кг/кгс*час). Сопло двигателя не регулируется. Воздухозаборник имеет косую форму.

Для обеспечения силовой установки керосином на самолёте установлено 4 основных бака (2 внутри фюзеляжа, 2 — в полукрыльях), и 2 подвесных. Максимальное количество топлива на борту — 5340 л.

Турбореактивный двигатель Р-195

В конце восьмидесятых годов прошлого века в серию пошли Су-25, снабжённые двигателями Р-195 с тягой 4300 кгс. ТРД продолжает работать после попадания снаряда калибром до 23 мм. Доработки потребовались из-за частых массированных обстрелов с применением зенитных установок ЗУ-23.

Кроме того, двигатель сделали менее подверженным попаданиям ракет с ИК-головками наведения.

Критически важно, что конструкторам удалось добиться возможности полёта и посадки при одном работающем двигателе

Мнение экспертов

Су-30СМ и Су-35 предназначены для решения фактически идентичных боевых задач. Главное отличие Су-30 — в наличии дополнительного места (Су-35 является одноместным). Су-30СМ удобен для длительных перелетов, когда второй пассажир выполняет роль штурмана, значительно облегчая работу пилота. Модернизированный двигатель разрабатывался для истребителей пятого поколения, максимальная скорость более 2,5 тысяч км/ч считается непревзойденным показателем.

Су-30СМ

Сергей Богдан, летчик-испытатель КБ «Сухой», утверждает, что Су-35 обладает сверхманевренностью, позволяющей снять все ограничения, касающиеся угла атаки. Самолет способен взлетать с короткой либо поврежденной полосы, и ему требуется не более трех сотен метров для того, чтобы оторваться от земной поверхности. Истребитель может выполнить крутой вираж на 360 градусов с целью отыскать противника, после чего продолжить полет.

Заместитель главкома ВКС России генерал-лейтенант Андрей Юдин член пилотажной группы “Русские витязи” объяснил, почему они предпочитают истребитель Су-30СМ, хотя могли бы выбрать Су-35:

“- По сути Су-30СМ и Су-35 выполняют одни и те же задачи. Но Су-30 двухместный, что более удобно в длительных перелетах, которые часто совершают «Русские витязи». Это больший комфорт для летчиков, они очень часто летают. В дальних перелетах один может пилотировать, второй — выполнять обязанности штурмана.”

А вот одноместный Су-35 — истребитель в чистом виде. Между прочим, американское аналитическое издание The National Interest при составлении рейтинга самого смертоносного оружия России отдала самолету первое место.

Описание самолета и его конструкции

Основные летно-технические характеристики самолета Су-25УТГ практически не отличаются от соответствующих характеристик учебно-боевого самолета Су-25УБ. Установленное на самолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает отработку взлета и посадки, обучение и контроль при всех метеоусловиях проведения учебно-тренировочных полетов.

Самолет Су-25УТГ имеет максимальную преемственность с серийным самолетом Су-25УБ в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки и ее систем, конструкции планера (включая конструкцию опор шасси), оборудования и самолетных систем.

Конструктивные отличия заключаются лишь в отсутствии боевой части самолёта.

При перебазировании самолета сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 литров каждый (4хПТБ-800), по два бака под каждой консолью крыла, с обеспечением возможности их аварийного сброса.

Двигатели

Силовая установка Су-25 комплектуется двумя ТРД Р-95 без форсажных камер. На ранние версии самолёта устанавливались Р-95Ш (тяга — 4100 кгс, расход топлива — 1,28 кг/кгс*час). Сопло двигателя не регулируется. Воздухозаборник имеет косую форму.

Для обеспечения силовой установки керосином на самолёте установлено 4 основных бака (2 внутри фюзеляжа, 2 — в полукрыльях), и 2 подвесных. Максимальное количество топлива на борту — 5340 л.


Турбореактивный двигатель Р-195

В конце восьмидесятых годов прошлого века в серию пошли Су-25, снабжённые двигателями Р-195 с тягой 4300 кгс. ТРД продолжает работать после попадания снаряда калибром до 23 мм. Доработки потребовались из-за частых массированных обстрелов с применением зенитных установок ЗУ-23.

Кроме того, двигатель сделали менее подверженным попаданиям ракет с ИК-головками наведения.

Двигательная установка и топливная система

Двигательная установка самолета состоит из двух бесфорсажных одноконтурных турбореактивных двигателя Р-195 тягой по 4300 кгс каждый. Между внешней поверхностью сопла двигателя и мотогондолой находится кольцевой зазор для выхода продуваемого воздуха. Холодный воздух смешивается с выхлопными газами, снижая их температур и, соответственно, уменьшая ИК сигнатуру самолета.

При разработке Су-25 особое внимание уделялось живучести двигательной установки. Двигатели самолета экранированы с таким расчётом, чтобы одним попаданием невозможно было вывести из строя оба двигателя

При выводе из строя одного двигателя самолёт может продолжать полёт на другом.

Топливные баки самолета — протектированные. Для обеспечения взрывобезопасности внутренние объемы баков заполнены пористым заполнителем — пенополиуретаном. Суммарная емкость топливных баков составляет 3600 л. На Су-25 могут подвешиваться ПТБ-800 и ПТБ-1150, позволяющие существенно увеличить дальность полета самолета.

Модификации

За 35 лет эксплуатации было выпущено несколько различных модификаций самолёта. Коротко остановимся на фото и характеристиках наиболее известных:


Су-25УБ, Су-25УБМ, Су-25УБК

Двухместный вариант Су-25 выпускается для осуществления обучения курсантов лётных училищ и переподготовки лётчиков строевых частей ВВС. Машина имеет минимальные отличия от серийного Су-25: Кабина – двухместная, для чего в средней и передней части фюзеляжа переработана конструкция планера и фонаря.

Уменьшено количество закачиваемого топлива.

Продублирована сигнализация, система кондиционирования и основные элементы управления.

Установлено два катапультируемых кресла К-36Л.

УБМ от УБ отличается установкой нового ПНК «Барс». Боевой радиус самолёта – 300км. Количество узлов подвески – 10. Боевая нагрузка — 4,4 т.

Продавался на экспорт в варианте УБК


Су-25УТ (Су-28)

Учебно-тренировочный самолёт взамен L-39 чехословацкого производства (1987 г.). С планера демонтированы все боевые системы. В нос самолёта вмонтирован балласт (Су-28М). Экипаж — 2 человека. Серийно не выпускался


Су-25УТГ

Модификация, созданная для отработки корабельных взлётов/посадок. Оборудован аэрофинишёром


Су-25Т, Су-25ТК

Усовершенствованный противотанковый вариант Су-25. В гаргрот вместо кресла второго пилота установлен усовершенствованный радиоэлектронный комплекс (И-251 «Шквал»).

Кабина пилота герметизирован.

Изменена номенклатура используемых боеприпасов.

Поставлялся на экспорт


Су-25ТМ (Су-39)

Всепогодный вариант штурмовика. Усовершенствовано навигационное оборудование. Тактико-технические характеристики штурмовика СУ-25 и вооружение самолета соответствуют серийному Су-25


Су-25СМ, Су-25СМ2, Су-25СМ3

Наиболее усовершенствованный вариант серийного самолёта. Установлена система ГЛОНАСС. Лётчик может действовать, если видимость из кабины штурмовика близка к нулю.

Произведено обновление бортового радио-электронного оборудования.

Произведено оснащение ПНК СВП-25-25 (повышает уровень точности бомбометания)

Кроме описанных выше модификаций производились малыми сериями самолёты Су-25М, Су-25УБМ, Су-25БМ.

Су-35С – видео

https://youtube.com/watch?v=yu_lMsMFqzs

«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.

Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация). В 2006 году начато производство установочной партии Су-35. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.20 февраля 2008 года самолёт был представлен президенту Российской Федерации В. В. Путину и первому вице-премьеру В. И. Зубкову во время их посещения города Жуковский. 7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольска-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец, совершивший 20 полётов.

В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России. 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С.

ВВС России в 2013 году получили 12 новых истребителей Су-35С. Об этом 25 декабря заявил главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. С учетом уже поставленной партии общее количество самолётов такого типа в авиапарке России составило 22 единицы. 12 февраля 2014 года боевой состав военно-воздушных сил России пополнился 12 истребителями Су-35С, которые были формально переданы ВВС в декабре 2013 года. Самолёты поступили на вооружение 23-го истребительного авиационного полка (аэродром Дземги, Хабаровский край) из состава третьего командования ВВС и ПВО России. Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, где были произведены самолёты.

В ходе учений ВВО Приморского края 8—11 апреля 2015 года лётчиками Су-35 были произведены пуски ракет воздух-воздух. 9 мая 2015 4 Су-35 ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне. 16 июля 2015 «Сухой» передал 2 Су-35 Минобороны. 4 Су-35 были переданы ВКС России. По две машины 27 октября и 2 ноября 2015 (с красными бортовыми номерами “03”, “04”, “05” и “06”). На 10.02.2016 изготовлено 46 истребителей, из них 6 принимают участие в испытаниях в 929 Государственном лётно-испытательном центре в Ахтубинске, 6 находятся в 4 Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в Липецке, 23 находятся на вооружении 23-го истребительного авиационного полка (Дзёмги, из них 4 в Сирии) и ещё 11 переданы 22-му истребительному авиаполку (Центральная Угловая).

Защищенность машины

Все летно-технические характеристики штурмовика СУ-25 стоили бы немного, если бы не степень защищенности машины. А степень эта высока. Взлетная масса «Грача» более чем на 7 % состоит из элементов бронирования и прочих защитных систем. Вес этого добра составляет более тонны! Все жизненно важные полетные системы не только максимально защищены, но и продублированы

Но основное внимание разработчики из ОКБ Сухого уделили защите топливной системы и кабины пилота

Вся ее капсула сделана из титанового сплава АБВТ-20. Толщина брони составляет (в разных местах) от 10 до 24 мм. Даже лобовое остекление представляет собой монолитный блок ТСК-137 толщиной в 65 мм, который предоставляет летчику защиту от пуль, в том числе и очень крупного калибра. Толщина бронеспинки пилота – 10 мм. Голову защищает 6-миллиметровая пластина. Неплохо, не так ли? Но ведь и это еще не все.

По всем направлениям пилот надежно защищен от обстрела из оружия калибром до 12.7 мм включительно, а лобовая проекция предотвращает его поражение из ствольного оружия, калибр которого составляет до 30 мм включительно. Словом, самолет СУ-25, технические характеристики которого выше всяких похвал, способен постоять не только за себя, но и за жизнь летчика, который им управляет.

история создания

Очередным подтверждением в необходимости специализированных военных самолётов стали крупномасштабные войсковые учения «Днепр» проводимые в 1967 году. Роль поддержки сухопутных войск была возложена на реактивные сверхзвуковые истребители Су-7Б и МиГ-21. Результат показал непрактичность воздушной защиты из-за слишком высоких скоростей самолётов.

Лётчики не успевали обнаружить цель, что вынуждало заходить на второй круг атаки. В быстроменяющейся боевой обстановке повторный заход на цель означает потерю времени и как следствие невыполнение задания. К тому же средства ПВО успевают взять под контроль сектор атаки самолётов.

Прошедшие войсковые учения заставили многих военных специалистов задуматься. Было очевидно, армии нужен специализированный самолёт-штурмовик. При обсуждении результатов образовалась группа единомышленников, которая нащупала плодотворную дебютную идею и взялись за её реализацию на добровольных началах.

Для более детальной проработки штурмовика был приглашён конструктор «ОКБ Сухой» Юрий Викторович Ивашечкин.

В начале 1968 года была разработана предварительная система боевого самолёта, она включала в себя необходимые пункты:

  • надёжная защита экипажа и основных узлов и агрегатов от бронебойных пуль и осколков ракет;
  • размещение на аэродромах с грунтовой ВПП;
  • непринуждённость механизмов и деталей корпуса с применением доступных материалов;
  • короткое время для подготовки к боевому вылету;
  • простота в управлении для пилотирования лётным составом средней квалификации.

Прежде чем приступит к разработке проекта, молодые конструкторы внимательно ознакомились с чертежами, описанием и техническими характеристиками штурмовых самолётов времён Великой Отечественной войны. Их интересовал вопрос, что же было создано?

Изучение чертежей дало пищу для способов бронирования и на что обращать внимание в первую очередь. В мае 1968 года Павлу Сухому впервые представили предварительный проект штурмовика

Генеральный конструктор с интересом отнёсся к проекту и дал указание продолжать разработку и строить полноразмерный макет. Прототип приобрёл артикул СПБ — самолёт поля боя

В мае 1968 года Павлу Сухому впервые представили предварительный проект штурмовика. Генеральный конструктор с интересом отнёсся к проекту и дал указание продолжать разработку и строить полноразмерный макет. Прототип приобрёл артикул СПБ — самолёт поля боя.

Павел Осипович Сухой информировал о существовании проекта министра авиационной промышленности СССР Петра Васильевича Дементьева, который без энтузиазма встретил идею молодых конструкторов. Однако информация была принята к сведению и передана для ознакомления министру обороны СССР Андрею Антоновичу Гречко. Узнав о столь интересном факте А.А.

Гречко попросил П.В. Дементьева организовать конкурс, в котором бы могли принять участие не только ОКБ «Сухого» но и «Ильюшин», «Яковлев», «Микоян».

Рассмотрение проектов состоялось в июне 1969 года. Военная комиссия внимательно ознакомилась со всеми предоставленными материалами. Единогласным решением министерской коллегии был признан победитель в лице ОКБ «Сухой», как самый перспективный проект.

Несмотря на положительное решение комиссии, создание самолёта растянулось на несколько лет. Между военными и конструкторами возник спор о скоростных качествах штурмовика. Первые требовали, чтобы самолёт мог развивать скорость до 1200км/ч, что равнялось отметке скорости звука у земли. Аргумент основывался на необходимости быстрого вызова штурмовика сухопутными войсками.

Конструкторы считали достаточной скорость 900км/ч для хорошей манёвренности на небольших высотах. Компромисс был достигнут на отметке 1000 км/ч.

22 Февраля 1975 года опытный самолёт, индексированный Т-8, впервые взлетел в небо, пилотируемый лётчиком испытателем Владимиром Илюшиным. Это прообраз будущего штурмовика СУ-25. Полёт продолжался 30 минут и закончился благополучно.

Дозаправка топливом от воздушного танкера KC-135

Отдельная мотогондола двигателя Дает плюсы при модернизации самолета – новая силовая установка от размеров мотогондолы не зависит, можно воктнуть, что нужно. Так же, вероятно, такое расположение двигателя дает возможность возможность его быстрой замены при повреждении. Хороший обзор из кабины Форма носовой части бородавочника и фонарь кабины обеспечивают летчику хороший обзор, что дает лучшую ситуативную осведомленность. Но не решает проблем с поиском целей невооруженным глазом, таких же как и у летчика Су-25. Об этом подробнее – ниже. Превосходство “Грача” Скорость и маневренность Тут вперед выходит Су-25. Крейсерская скорость “Бородавочника” (560 км/ч) почти в полтора раза меньше скорости “Грача” (750 км/ч). Максимальная, соответственно – 722 км/ч против 950 км/ч. По вертикальной маневренности, тяговооруженности (0,47 против 0,37) и скороподъемности (60 м/с против 30 м/с) Су-25 тоже превосходит американца. При этом в горизонтальной маневренности американец должен быть лучше – за счет большей площади крыла и меньшей скорости на вираже. Хотя, к примеру, летчики пилотажной группы “Небесные гусары”, пилотировавшие А-10А, говорили, что разворот с креном больше 45 градусов у А-10А идет с потерей скорости, чего не скажешь о Су-25. Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, летавший на А-10 подтверждает их слова: “Су-25 более маневренный, у него нет ограничений как у А-10. К примеру, наш самолет может полностью выполнять сложный пилотаж, а «американец» не может, у него ограниченные углы тангажа и углы крена, вписаться в каньон А-10 не может, а Су-25 может…” Живучесть Принято считать, что живучесть у них примерно равная. Но все же «Грач» более живуч. А Афганистане штурмовикам приходилось работать в очень суровых условиях. Помимо всем известных поставленных террористам американских ПЗРК «Стингер»… в горах Афганистана Су-25 встретили интенсивное огневое воздействие. Стрелковка, крупнокалиберные пулеметы, МЗА… причем «Грачей» зачастую одновременно обстреливали не только снизу, но и сбоку, сзади и даже… сверху! Хотелось бы посмотреть на А-10 в таких передрягах (с его большим фонарем кабины с “отличным обзором”), а не в условиях преимущественно равнинного Ирака. Оба бронированы, но конструктивно… бронекабина А-10А из титановых панелей скрепленных болтами (которые сами становятся вторичными элементами поражения при прямом попадании), у Су-25 – сварная титановая “ванна”; тяги управления на А-10А – тросовые, на Су-25 – титановые (в хвостовой части фюзеляжа из жаропрочной стали), выдерживающие попадания крупнокалиберных пуль. Двигатели тоже разнесены у обоих, но у Су-25 между двигателями фюзеляж и бронепанель, у А-10 – воздух.

Модификации Су-25

  • Су-25 – Боевой одноместный штурмовик.
  • Су-25К – Коммерческий — экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
  • Су-25Т- Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, в гаргроте на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
  • Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
  • Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД.
  • Су-25СМ3 – Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Добавлена системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров, позволяет автономно действовать летчику при «нулевой» видимости. Оснащается подсистемой СВП-24-25 (он же «Гефест»). СВП-24 создана для Су-24М, но адаптирована для Ту-22М3 (СВП-24-22) и Су-25 (СВП-24-25)). СВП-24 позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.
  • Су-25КМ – Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
  • Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
  • Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
  • Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
  • Су-25УБМ – Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. В самолёте реализованы все наработки предыдущих модификаций. Основой для нового самолёта стал двухместный Су-25УБ. Радиоэлектронное оборудование пополнено комплексом бортового оборудования «Барс-2», а также планировалось дополнить РЛС «Копьё» (на прототипе РЛС отсутствует). Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы. Причём в последнем случае Су-25УБМ сможет проводить разведку, наведение и координацию действий своих одноместных собратьев, превращаясь в воздушный командный пункт. Первый полёт новый самолёт совершил 6 декабря 2008 года в подмосковной Кубинке. В настоящее время завершён первый этап ГСИ самолёта в 2011 году. Впервые самолет будет оборудован мощной системой РТР и РЭБ, а также комплексом БКО
  • Су-25М1 – Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей — спутниковая навигация, новая система СВС, модернизированная радиостанция, современные счетчик прицела. Аналоговый прицел заменен на цифровой. Это позволяет повысить точность прицеливания приблизительно на 30%. Самолет способен теперь использовать штатное вооружение по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости и не выходя из-за облаков. Существенно, почти в 3 раза, повышена высотность применения вооружения. Установлен модуль воздушных параметров и бортовой регистр цифровых параметров БРЦП. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25М1 получают новый «цифровой» камуфляж. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье, на аэродроме Государственного предприятия «Запорожский государственный авиаремонтный завод».
  • Су-25УБМ1 – Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены самые значимые характеристики самолёта СУ-25

Тип лётной машиныСу-25
Размах крыла, м14,30
L корпуса машины, м15,50
H корпуса машины, м4,80
S крыла33,70
Масса самолёта, кг
Без нагрузки9500
Средняя допустимая к взлёту14600
Максимальная для взлёта17600
Горючее, кг5000
АвиадвигательТРД Р-195 или Р95Ш/2
Сила тяги, кН2 х 44,13 (40,2)
Наибольшая скорость у поверхности земли км/ч951
Наибольшая скорость на высоте, 1мах=1 198.801км/чМ=0,82
Максимальная дальность полёта, км515
Радиус действия в бою, км
на высоте1260
у земли755
Максимальная высота, м8000
Боевое применение при максимальной высоте, м6000
Перегрузка, g6,5
Численность экипажа, человек1
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий