Штурмовик ЯК-130: фото кабины, ТТХ

Производство

Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц.

Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На Нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны), самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок).

4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам, «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утверждён Минобороны, 62 самолёта будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году.

19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России. В декабре 2009, по сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам, главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130».

16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолётов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков.

В конце января 2012 Минобороны сообщило, что планируется увеличить число заказанных Як-130 на 10 единиц.

В связи с разрывом производственной кооперации с Украиной в начале 2015 года НПЦ «Салют» заявил о завершении полной локализации производства авиадвигателей АИ-222-25.

Планируется в будущем заменить двигатели на разрабатываемые двигатели СМ-100 тягой до 3000 кг.

Поставки

В 2010—2011 гг. в ВВС России было поставлено 12 Як-130 (1 самолёт потерпел катастрофу) и 15 единиц было поставлено в 2012 году по новому контракту. В 2013 году корпорация «Иркут» поставила ВВС РФ 18 Як-130. До конца года поставили Минобороны дополнительно 2 машины в счёт заказа 2014 года. В 2014 году были переданы 20 машин. С учётом сданных ВВС в начале 2015 года двух самолётов, общее количество сданных Як-130 по этому контракту должно достичь 55 единиц и контракт должен быть закрыт. Всего в ВВС с 2012 по начало 2015 года получено 65 Як-130, в том числе 55 — построенных «Иркутом» по контракту 2011 года и 10 самолётов постройки «Сокола». 9 октября 2015 года 4 машины были поставлены в состав учебной авиационной базы Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (Армавир). К началу августа 2018 года, Иркутский авиазавод сдал в общей сложности 11 Як-130, доведя общее количество до 106 единиц.

Особенности конструкции учебного самолета Як-130

Важнейшее качество учебных версий Як-130 – возможность имитировать поведение абсолютного большинства боевых самолетов. Особые аэродинамические свойства обеспечивают Як-130 высокую маневренность на предельно низких скоростях, большую скороподъемность. Этот учебный самолет может точно работать по целям как в воздухе, так и на земле.

Имитация динамики и поведения самолетов обеспечивается системой КСУ-130. Благодаря этой уникальной разработке на Як-130 отрабатываются маневры истребителей и штурмовиков:

  • российских: МиГ-29, Су-30;
  • зарубежных: F-15, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», JSF.

На самолете можно имитировать воздушный бой, а также работу по наземным мишеням. Функционал Як-130 дает возможность на одной машине совершать до 80% программы практики молодых пилотов. Иными словами, летчики могут получать как азы управления боевым самолетом, так и более продвинутые знания.

Но по мере профессиональной закалки, обучение становится все более приближенным к реальности, что обеспечивает хорошую подготовку. Система управления хорошо защищена от ошибочных действий в управлении. На Як-103 используется цифровые инструменты анализа действий пилотов.

Як-130 наиболее точно имитирует запуск ракет и бомб. При этом сам процесс происходит виртуально, но фиксирует все неточности и ошибки в работе пилота.

Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. В ходе предсерийных испытаний были случаи, когда на Як-130 отказывало управление и пилоты успешно покидали самолет.

Пилоты покидают кабины через передний фонарь. Отличительная черта Як-130 – возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).

История создания

В 70-е годы прошлого столетия основным учебным самолётом для стран социалистического лагеря была машина чехословацкого производства L-39 с двигателями из Советского Союза. Не одно поколение будущих пилотов прошло обучение на этом весьма надёжном и простом в пилотировании самолёте. Но с появлением таких самолётов, как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что L-39 устарел и совершенно не пригоден для подготовки лётчиков современных авиационных комплексов.

Маршал авиации Ефимов в 1990 году поставил задачу перед ОКБ им.Микояна — создать учебно-тренировочный самолёт пригодный для подготовки курсантов и переучивания пилотов на машины четвёртого и пятого поколения. Позднее в 1991 году на конкурсной основе такую задачу поставили перед всеми ведущими КБ страны, выиграли конкурс ОКБ им. Микояна и КБ А.С. Яковлева.

Як-130 в небе

В связи с распадом Советского Союза и недостатком финансирования конструкторских бюро и Министерства Обороны в 90-е годы, ОКБ А.С. Яковлева разрабатывала машину совместно с итальянской фирмой Aermacchi и в процессе определения проекта итальянцы настояли на создании не учебного, а учебно-боевого самолёта, способного нести 3 тонны вооружения.

К 1996 году были построены три самолёта демонстратора технологий Як-130Д и уже 26 апреля демонстрационная машина впервые поднялась в воздух. В 1999 году итальянцы отказались от дальнейшего сотрудничества, сосредоточившись на разработке своего самолёта М346, который взял блестящие аэродинамические качества российской машины, но оборудование получил от западных фирм.

Предсерийный экземпляр Як-130 впервые испытал в небе Герой России Р. Таскаев в 2004 году после выбора его российскими ВВС в качестве учебно-боевой машины. В строевые части Як-130 начал поступать в 2010 году. Серийный самолёт немного отличался от Як-130Д, размах крыла стал на один метр меньше и корпус короче на 41 см.

Самолёт Як-130

Задачи

Основной задачей самолета Як-130 является обучение курсантов летных учебных заведений. На нем можно отработать такие упражнения: взлет и посадка, навигация, пилотирование, маневрирование, работа в придельных режимах, полет в сомкнутом боевом порядке, освоение систем вооружения и многое другое. Примечательно, что машина подготавливает курсантов к пилотированию российских самолетов 4-го и 5-го поколений, а также их зарубежных конкурентов.

УБС снабжен системой, имитирующей режимы боевого применения. Она позволяет без использования настоящих боеприпасов отработать навыки воздушного боя и ракетно-бомбовой атаки наземных целей, в том числе с имитацией противовоздушной обороны врага.

В случае войны технические характеристики Як-130 дают возможность использовать его как легкий штурмовик, то есть самолет может ликвидировать низкоскоростные воздушные цели и наземные объекты. Фюзеляж машины имеет 9 точек подвески, на которые можно крепить пушки, ракеты и топливные баки. При поставке за границу модель позиционируется как учебно-тренировочный комплекс (УТК) для освоения истребителя Су-30МК.

Примечания

  1. Андрей Фомин, Андрей Юргенсон. Многоликий Як-130 // Авиация и время : журнал. — 2007. — № 1. — С. 22—33.
  2. name=”vedomosti.ru”
  3.  (недоступная ссылка)
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июня 2008.
  5.  (недоступная ссылка). Военный паритет.
  6. ↑  (недоступная ссылка). NEWSru.com (25 января 2012). — Минобороны планирует заключить контракт на поставку ещё десяти Як-130. Дата обращения 25 января 2012.
  7. . vpk-news.ru. Дата обращения 29 июня 2017.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 декабря 2017.
  9. .
  10. . militaryreview.ru. Дата обращения 6 октября 2019.
  11. . militaryreview.ru. Дата обращения 6 октября 2019.
  12. The Military Balance 2020. p.201
  13. The Military Balance 2020. p.342
  14. The Military Balance 2016. p.-236
  15. The Military Balance 2020. p.188
  16. The Military Balance 2020. p.297
  17. The Military Balance 2020. p.291
  18. The Military Balance 2015. p.-296
  19. Thomas Newdick.  (англ.). The National Interest (5 September 2015). Дата обращения 4 февраля 2020.
  20. Abraham Ait Tahar. . Military Watch Magazine (24 января 2020). Дата обращения 4 февраля 2020.
  21. T. N. I. Staff.  (англ.). The National Interest (7 June 2018). Дата обращения 4 февраля 2020.

Летные происшествия

По состоянию на осень 2017 года ВВС России потеряли 5 экземпляров Як-130. Узнаем, как это происходило:

  1. В июне 2006 года в Рязанской области из-за отказа системы управления разбился прототип самолета. Обоим летчикам удалось уцелеть.
  2. В мае 2010 года в Липецке разбилась предсерийная версия Як-130. Авария случилась при выполнении планового задания во время взлета. Летчики вовремя катапультировались и выжили.
  3. В апреле 2014 года в Астрахани разбилась серийная машина Як-130. Причиной катастрофы называют неисправности системы управления. Экипаж успел катапультироваться, но выжил только один летчик.
  4. В июле 2017 года в Бангладеш потерпел крушение экспортный Як-130. Пилоты не пострадали.
  5. В сентябре 2017 года серийный Як-130 разбился в Воронежской области. Прежде чем катапультироваться, члены экипажа успели увести самолет от расположенных поблизости построек.

Происшествия без весомых повреждений:

  1. 21 июня 2017 года в городке Борисоглебске Воронежской области во время тренировочного полета у УБС вышла из строя передняя стойка шасси. Пилоты, управляющие машиной, приняли решение выработать все горючее и посадить самолет на две оставшиеся стойки. Благодаря их профессионализму посадка прошла практически идеально.
  2. 21 июня 2017 года недалеко от города Армавира (Краснодарский край) во время тренировочного полета Як-130 у самолета отказала передняя стойка шасси. Удивительно, что за сутки это был второй случай отказа гидравлической системы на этой модели летательного аппарата. На этот раз все закончилось менее позитивно – летчикам пришлось посадить машину прямо в поле на фюзеляж.

ОКБ-рекордсмен

Сегодня в активе ОКБ − свыше 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1927 года самолеты «Як» находятся в непрерывном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 тысяч машин – это самая высокая цифра для российских фирм. Из них до Великой Отечественной войны − около 3 тысяч, в 1941-1945 годы − более 40 тысяч, после войны − 27 тысяч. Было выпущена 41 тысяча боевых машин, гражданских − 29 тысяч.

Коллектив отличается наибольшей широтой тематики среди отечественных ОКБ. Под руководством генерального конструктора, академика А.С. Яковлева и его преемников создавались самолеты, вертолеты, планеры, БЛА военного и гражданского назначения и даже скоростные поезда.

На авиетке АИР-1 в 1927 были установлены первые советские мировые рекорды, а всего на 20 типах легких, пассажирских и военных самолетов «Як» − 95 рекордов.

Обсуждение новой пассажирской тематики в КБ, 1960-е годы. Фото: ОКБ им.Яковлева

Самолеты «Як» получили широкое распространение внутри страны и за рубежом, а в ряде стран (Китай, Польша, Чехословакия, Румыния) строились по лицензии. Сотни легких самолетов «Як» летали во многих странах. В Великобритании, Италии, Германии их использовали пилотажные группы. Во Франции на самолетах Як-54 была создана единственная в мире женская пилотажная группа. С 2008 года Международная авиационная федерация (ФАИ) проводит чемпионаты мира для самолетов Як-52. Продолжается серийный выпуск Як-130 для ВВС РФ и на экспорт. Проходит летные испытания самолет первоначального обучения Як-152.

ОКБ им. А.С. Яковлева является единственным в России предприятием, имеющим международный опыт совместного проектирования, испытаний и сертификации самолетов.
 

Экспортный потенциал и малайзийские планы

Самолеты Як-130 эксплуатируются ВВС России с февраля 2010 года, а с 2011 года они поставляются на экспорт. Универсальные летно-технические характеристики делают эту машину привлекательной для иностранных заказчиков. На сегодняшний день за рубежом в эксплуатации находятся более 160 таких самолетов, законтрактовано порядка 100 машин.

В марте этого года Як-130 стал главной изюминкой российской выставочной программы на LIMA 2019. Здесь, в Малайзии, может быть открыт региональный сервисный центр по обслуживанию Як-130. Кроме того, обсуждается возможность локализовать производство этого самолета.

Как стало известно в ходе презентации самолета на авиасалоне LIMA 2019, Россия примет участие в тендере на поставку легких боевых/учебно-тренировочных самолетов в Малайзию и предложит Як-130. Официально тендер еще не объявлен, но уже сейчас можно отметить, что российский Як-130 весьма близок к требованиям малайзийской стороны. Кстати, в борьбе за малайзийский тендер, по-видимому, примет участие и Италия с М-346.

Но уже сегодня можно выделить одно из существенных отличий Як-130 от будущих конкурентов по малайзийскому тендеру – отечественная машина хорошо приспособлена для эксплуатации с аэродромов не самого высокого качества.

«Еще одно его важное качество – самолет неприхотлив: он способен садиться и взлетать с неподготовленных полос. Особенность Малайзии в том, что там сотни небольших грунтовых аэродромов, и такие самолеты, как Су-30, нуждаются в длинных подготовленных взлетно-посадочных полосах

А Як-130 они не нужны, и это расширяет его возможности базирования и применения, причем многократно», – прокомментировал директор по международному сотрудничеству и региональной политике Ростеха Виктор Кладов в интервью РИА Новости.

Работы по совершенствованию Як-130 не останавливаются. Проходит испытания самолет, модернизированный для установки лазерного дальномера. В перспективе предполагается интеграция оптико-локационной прицельной системы, установка бортового комплекса обороны и радиолокационной станции, которая позволит превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями.

Особенности Як-130

Самолет имеет КСУ-130 (цифровая комплексная система управления), которая была разработана в МИЭА. На нее ложатся функции системы безопасности полета и автоматического управления, которая позволяет на учении имитировать характеристики управляемости и устойчивости других самолетов. Позволяет вести подготовку пилотов на самолеты четвертого и пятого поколения (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, F-22, F-35, Eurofighter Typhoon и Rafale). Самолет обладает электронной индикаций, в основе которой лежат три жидкокристаллических МФЦИ размером 15х20 см. В передней кабине на лобовом стекле есть индикатор.

Як-130 видео

https://youtube.com/watch?v=yg-X8orZ-Sg

Для увеличения ремонтопригодности пришлось отказаться от композитов, все составляющие планера делают из легких алюминиево-литиево-магниевых сплавов (как известно, на Aermacchi M-346 эти композиты присутствуют). Як-130 может взлетать с малоподготовленных аэродромов.

За все время полета от Армавира до Иркутска Як-130 расходует меньше 7,6 т авиационного топлива. Данный показатель меньше по сравнению с любым самолетом, который состоит на вооружении ВВС РФ.

Перспективы Як-130

Потребность ВВС РФ в Як-130 оценивается 250 единиц, в свою очередь потребность мирового рынка составляет 2500 единиц. Самолет позиционируется в качестве учебно-тренировочного комплекса, предназначенного для освоения истребителей Су-30МК во время поставок на экспорт.

Данные самолеты в перспективе должны заменить устаревший парк машин чехословацкого производства L-39. По мнению экспертов, это должно произойти через 10-13 лет.

Большинство из L-39, используемых в РФ в качестве самолетов для обучения и тренировки курсантов, давным-давно отлетали свой ресурс. Поэтому в СССР в конце 1980-х был объявлен тендер на создание учебно-тренировочного самолета. В 1999 году было завершено серийное производство L-39, а современную версию самолета L-159 Министерство обороны в результате изменения геополитической ориентации Чехии, а также ее переходов в лагерь вероятного противника.

После того как в 2011 году было решено передать производство в Иркутск, предприятие решило создавать легкий штурмовик с высокоточным вооружением и РСЛ на основе Як-130. Самолет будет иметь РЛС «Барс-130».

Як-130 характеристики:

Модификация  Як-130
Размах крыла, м  9.72
Длина самолета,м  11.49
Высота самолета,м  4.76
Площадь крыла,м2  23.52
Масса, кг 
  пустого самолета  4500
  нормальная взлетная  6350
  максимальная взлетная  9000
Топливо, кг 
  внутренние топливо  850-1750
  ПТБ  600
Тип двигателя  2 ТРД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S)
Тяга, кгс  2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч  1000
Практическая дальность, км  1850
Боевой радиус действия, км  1315
Практический потолок, м  12500
Макс. эксплуатационная перегрузка  8
Экипаж, чел  2
Вооружение:  Боевая нагрузка – 3000 кг на 6 узлах подвески
  Возможна подвеска:
 454-кг и 227-кг бомбы (Mk.83 и Mk.82 на АЕМ-130),
 УР воздух-воздух Р-73 (AIM -9L/M на АЕМ-130),
 УР воздух-земля (AGM-65 на АЕМ-130),
 ПКР (Marte Mk-2A на АЕМ-130),
 контейнеры с 23-мм или 30-мм пушками, ПУ НУР,
 контейнеры с разведовательной аппаратурой (для АЕМ-130 – VICON-601) или аппаратурой РЭБ (для AEM-130 ELT-55)

Тактико-технические характеристики Як-38

– Главный конструктор: С.Г. Мордовин- Первый полёт: 22 сентября 1970 года- Начало эксплуатации: 11 августа 1977 года- Конец эксплуатации: 2004 год- Единиц произведено: 231, в том числе: Як-38У — 34, Як-38М — 52

Экипаж Як-38

– 1 человек

Размеры Як-38

– Длина, м (включая ПВД): 16,37- Размах крыла, м (в сложенном/развернутом положении): 4,45 / 7,022-  Высота, м: 4,25- Площадь крыла, м²: 18,41- Коэффициент удлинения крыла: 2,58- Угол стреловидности: 45°- База шасси, м: 6,06- Колея шасси, м: 2,75

Вес Як-38

– Масса пустого, кг: 7 020- Максимальная взлётная масса, кг (при разбеге/вертикальном взлете): 11 300 / 10 300- Масса топлива, кг: 2 750

Двигатель Як-38

– Силовая установка: 1 × Р27В-300, 2 × РД-36-35ФВР- Тяга на взлётном режиме, кгс: 1 × 6 100, 2 × 3 050

Скорость Як-38

– Максимальная скорость, км/ч (на высоте/у земли): 1 100 / 1 210- Боевой радиус, км (на малой высоте при вертикальном взлёте): 195- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 6 g

Практический потолок Як-38

– 11 300 метров

Вооружение Як-38

– Стрелково-пушечное: ВСПУ-36 и до 4 УПК-23-250- Точек подвески: 4 + 1 под ВСПУ-36- Боевая нагрузка, кг (при разбеге/вертикальном взлете): 1 500 / 1 000- Ракеты «воздух-воздух»: Р-3С, Р-60М- Ракеты «воздух-поверхность»: Х-23М, Х-25МР- НАР: С-5, С-8, С-24Б

Авиабомбы- Практическая бомба П-50Ш- Бомбы ОФАБ-100-120; ОФАБ-100НВ; ОФАБ-250-270; ОФАБ-250-М54; ФАБ-250-230- Кассетные бомбы РБК-250 ГПАБ-2,5М; РБК-500 ЗАБ-2,5СМ; РБК-500 ШОАБ-0,5М- Зажигательный бак ЗБ-500- Спецбоеприпасы РН-28; РН-40; РН-41

Итальянский образец

Как уже упоминалось, в начале девяностых годов новый проект УТС от ОКБ Яковлева заинтересовал итальянскую компанию Aermacchi, имевшую свои интересы на европейском рынке. Вскоре этот интерес вылился в договор о сотрудничестве, предусматривавший совместное продолжение работ с созданием самолета для ВВС, как минимум, двух стран. Благодаря этому соглашению, российское предприятие получило необходимое финансирование, а итальянское – доступ к чужим наработкам.

При прямом участии итальянских конструкторов была создана первая версия проекта Як-130. Впоследствии они приняли участие в строительстве и испытаниях самолета-демонстратора Як-130Д. Тем не менее, к концу девяностых годов авиастроителям двух стран пришлось прекратить сотрудничество. В первую очередь, причиной такого разрыва стали отличия в требованиях ВВС России и Италии. Две компании попросту не могли построить самолет, одновременно устраивающий обоих заказчиков. Кроме того, российские военные с подозрением относились к зарубежным комплектующим, а их итальянских коллег не вполне устраивало использование агрегатов из СНГ.

M-346 Master в полете. Фото Alenia Aermacchi / Leonardo / leonardocompany.com

В итоге в 1999 году было решено разделить общий проект и продолжить разработку техники самостоятельно. В результате этого на базе «общего» Як-130 был создан итальянский Aermacchi M-346 Master. Переработка исходного проекта заняла несколько лет, и потому первый полет «Мастера» состоялся только в 2004 году. В дальнейшем итальянская промышленность продолжила доводку самолета, на которую потребовалось еще несколько лет.

Проекты Як-130 и M-346 в их финальном виде имеют не слишком много общих черт. Их объединяет сходство экстерьеров и общие особенности конструкции планера. Однако, уже на уровне планера проявляются отличия в виде разных материалов и технологий изготовления. Оснащение самолетов тоже имеет самые серьезные отличия. БРЭО УТС M-346 построено на основе западноевропейских и американских комплектующих. Используются двигатели фирмы Honeywell.

В итальянском проекте была сохранена и реализована идея «цифрового борта» с возможностью имитации других самолетов, облегчающая подготовку пилотов. Как и в случае с Як-130, M-346 может принимать участие в боевых действиях. Он способен нести до 3 т полезной нагрузки в виде того или иного вооружения либо подвесные топливные баки.

«Мастер» M-346 на взлетной полосе. Фото Wikimedia Commons

УТС Alenia Aermacchi M-346 был принят на вооружение ВВС Италии в 2015 году; машина получила новое обозначение T-346. К настоящему времени итальянская армия располагает 18 такими машинами. Еще три десятка отправились в Израиль. ВВС Сингапура и Польши эксплуатируют 12 и 8 самолетов соответственно.

Перспективы Як-130

На детище конструкторского бюро Яковлева в Российской Федерации возлагаются большие надежды. Удачный учебно-тренировочный самолет Як-130 по характеристикам заменяет устаревший чешский L-39, который планируется вывести из состава частей к концу 2020-х годов. Хоть новый российский Як дороже в цене, чем чешский учебный самолет, он ориентирован для далекого будущего. Поэтому руководство страны отдало предпочтение Як-130.

Кстати, новая модель чешского производителя (L-159) не рассматривалась российскими военными, так как Чехия перешла в стан вероятного противника, вступив в НАТО. Поэтому Як-130 нашел поддержку в среде военного руководства и теперь выпускается на двух заводах.

В планах работа и на зарубежный рынок, так как у самолета есть преимущества по сравнению с конкурентами: универсальность, многозадачность, простота конструкции, относительно низкая цена.

Машина учит пилотов работать на самолетах таких поколений, которые только поступаются на вооружение. Иными словами, необходимость в этой учебной машине будет ощущаться еще довольно долго.

Кроме основного профиля, машина включена и в некоторые секретные разработки. Так, пока не использующаяся широко технология радиоэлектронной борьбы, устанавливается на самолет, что дает ему возможность «ослеплять противника». При должной сноровке пилотов, Як-130 может бороться с превосходящими силами противника и оставаться неуязвимым. Один самолет способен причинить неудобства даже кораблям вероятного противника.

Еще одно вероятное направление, в котором есть применение для Як-130 – это беспилотные полеты. Эта технология постоянно развивается, а легкость Як-130, маневренность и способность нести вооружение делают его подходящей базой для развития беспилотного пилотирования.

Главные конкуренты России в военном деле – США. Они серьезно развили собственные беспилотные проекты. России приходится срочно наверстывать упущенное, а Як-130 — готовая площадка для установки дистанционного управления.

Як-130 стал первым серийным самолетом в России после распада СССР

Вооружение и оснащение

На шести узлах подвески самолет может нести корректируемые и обычные авиабомбы, управляемые ракеты “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”, контейнеры с пушками калибра 23 и 30 мм, контейнеры с разведывательной аппаратурой и аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

На авиасалоне МАКС-2015 был представлен опытный образец Як-130, оснащенный лазерным дальномером (позволяет обеспечить боевое применение в горных условиях, повысить точность определения координат цели).

По желанию заказчиков на самолет устанавливается бортовой комплекс обороны “Талисман-НТ”, существенно повышающий выживаемость самолета при выполнении ударных миссий.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали о намерении российского концерна “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) превратить Як-130 в ударный беспилотник.

Як-130 – видео

https://youtube.com/watch?v=SfEb3E6Ivpg

Интерес к проекту проявила одна из старейших итальянских авиационных фирм — «Аэрмаки», которая имеет огромный опыт в создании, продаже и сопровождающей эксплуатации двух поколений учебно-тренировочных самолетов МВ-326 и МВ-329. С итальянцами заключено долгосрочное соглашение о сотрудничестве, одним из важнейших результатов которого уже явилось сближение технических требований ВВС РФ и международного рынка. Конструкторы должны были решить две основные задачи: удовлетворение потребностей отечественного заказчика и успешный выход самолета на международный рынок.

Современная аэродинамическая компоновка самолета Як-130 позволяет получить максимально приближенные характеристики полета современных самолетов. Высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный стабилизатор и расположение воздухозаборников позволяют выполнять маневры на больших углах атаки

Это очень важно для овладения полным потенциалом боевых маневренных возможностей таких, например, самолетов, как Су-27 и МиГ-29. Дает возможность безопасно возвращаться к нормальному режиму полета при случайном выходе на большие углы на реж^ах взлета и посадки, что является довольно частой курсантской ошибкой

Совершенная аэродинамика сочетается с применением полностью дистанционной, по трем каналам четырехкратно резервируемой системы управления полетом с ограничением опасных режимов, которая не позволяет выходить за пределы разрешенных параметров полета.

Принципиально новым для УТС является предварительная репрограммированность характеристик устойчивости и управляемости — можно имитировать поведение более тяжелой машины (например, штурмовика) или легкого высокоманевренного истребителя.

Двухместная кабина летчиков Як-130 достаточно просторна, в ней установлены облегченные катапультные кресла с аппаратурой предупреждения о резерве времени для пилотов. Катапультирование возможно на нулевых высоте и скорости. Осуществляется оно, как на самолете вертикального взлета и посадки Як-141 (где и опробовано), через фонарь.Силовая установка состоит из двух двигателей РД-35 и является модификацией серийно выпускаемого двигателя ДВ-2, разработанного по заказу российских ВВС запорожским КБ «Прогресс» и переданного для производства в Словению. В государственных интересах вернуть этот двигатель в Россию, для чего к работе по его дальнейшей модификации и производству привлечено КБ им. В.Я. Климова.

Первый полет самолета состоялся 25 апреля 1996 г. после контрольной скоростной пробежки, совершенной с защитными сетками на воздухозаборниках, пилотировал машину летчик-испытатель А. Синицын. Полет продолжался 32 минуты при достигнутой скорости 350 км/ч и высоте полета 2000 м с имитацией захода на посадку, с выпуском тормозного щитка, а также проходом на высоте 200 м над аэродромом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий