Принципы йоги в Индии

Основные асаны для новичков

Самыми безопасными упражнениями в практических занятиях йогой считаются стоячие асаны. Они подходят для новичков и наиболее детально описаны в Айенгара-йоге.

Но важно учитывать, что уровень физической и духовной подготовки у всех разный. Именно поэтому существует несколько вариаций у одного и того же упражнения

Например, пять поз Триконасаны:

  • Вирабхадрасана 1;
  • Вирабхадрасана 2;
  • Вирабхадрасана 3;
  • Триконасана;
  • Париврита Триконасана.

Или упражнения, направленные на проработку баланса, концентрации внимания, успокоения умственной активности, повышения стрессоустойчивости:

  • Врикшасана;
  • Гарудасана;
  • Уттхита Хаста Падангуштхасана.

Польза физических упражнений

Хорошего результата можно достичь, только если заниматься упражнениями регулярно. Для занятий нужно уделять несколько часов каждую неделю. В этом случае эффект от тренировок наступит довольно быстро. Уже через две недели занятий человек ощущает прилив жизненной энергии, а через 1-2 месяца наступает улучшение самочувствия.

С каждым годом растет количество любителей йоги. Благодаря регулярным тренировкам каждый может изменить в положительную сторону свое психофизическое состояние:

  • нормализовать работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы (избавиться от болезней бронхов и легких, укрепить сердечную мышцу);
  • повысить выносливость своего организма через выполнение простых, а затем и более сложных асан;
  • укрепить позвоночник и всю костно-мышечную систему (исправить осанку, избавиться от болезненных ощущений в области спины, повысить эластичность мышц);
  • повысить обмен веществ и иммунитет, стабилизировать работу лимфатической системы (даже занятия у себя дома помогают решить проблему избыточного веса, а медитативные практики повышают иммунитет);
  • снижается эмоциональная напряженность, становится выше серотонин (гормон счастья), что само по себе помогает не допускать депрессивных состояний, улучшает настроение и эмоциональный фон.

Еще йога способствует омоложению организма, улучшению двигательной координации, снижению давления, а также уровня сахара в составе крови.

Старик и сотовый

С этим стоит согласиться. Например, один из старейших людей в мире, житель Калькутты Свами Шивананда, недавно отметил 120-летие, что подтверждено документами. Йог ест только варёную пищу («никакой соли и специй») и является девственником — он даже не целовался с женщиной. Шивананда называет молоко и фрукты вредной едой, советует засыпать на голодный желудок (Свами дремлет на полу на циновке), не пользуется электричеством и мобильным и начинает утро с двухчасового занятия хатха-йогой.

Но главная вещь, фигурирующая в рассказах про индий­ских йогов, — это лагхима (способность передвигаться в воздухе). Сиддха в Ришикеше периодически демонстрируют свои умения: они сидят, скрестив ноги, после чего резко поднимаются вверх (оставаясь в позе лотоса) примерно сантиметров на 10. Предположительно настоящим искусством левитации йог овладевает после 20 лет тренировок, и для перелёта на расстояние в несколько метров ему требуется пятичасовая подготовка.

— Специалист по левитации йог Суббайях Пуллавар 6 июня 1936 г. смог подняться в воздух на 4 минуты при 150 свидетелях, — объясняет гуру йоги Ачарья Винай. — Старец находился в трансе, отключив сознание. После завершения экс­перимента врачи измерили температуру тела Пуллавара: она упала до 25 градусов, мускулы стали твёрдыми, как железо. Трое известных в Индии сиддха умеют становиться невидимыми. Они концент­рируются на форме тела: излучение, идущее из него, перестаёт контактировать со зрительными органами окружающих людей, и те больше не видят йога. На юге живут старики, которые могут голыми руками поднять автомобиль или выдерживают на груди слона, не говоря уже о сиддха, способных бежать без остановки несколько часов. Соблазн овладеть таким искусством велик. Но надо знать — ты достигнешь высшей степени совершенства, занимаясь хатха-­йогой по 16 часов в день три десятка лет подряд. А жить всё время на что?

Статья по теме

В офис на слоне. Почему Индия и в XXI веке остаётся «другой планетой»?

Большинст­во йогов Ришикеша живут в пещерах — по их мнению, цивилизация только отвлекает: единение с природой помогает управлять энергией человеческого тела. И в Европе, и в России сиддха всегда воспринимались скептически. Тем не менее уже официально подтверждено: йоги из Индии действительно в состоянии контролировать своё тело, у­правлять дыханием, сердце­биением и нервной системой. Любое тщательное исследование самых серьёзных учёных всегда заканчивается определением: «Такое физически невозможно, и мы не знаем, как именно они это делают». Конечно, в циничном XXI в. многие считают индийских сиддха шарлатанами и мистификаторами, но доказать этот факт опять-таки не могут.

«Один человек принял позу лотоса, а потом его три массажиста разгибали». Советы от ведущих гуру Ришикеша, как правильно практиковать настоящую индийскую хатха-йогу с целью поправки здоровья и долголетия, читайте в следующем номере «АиФ».

Теория освобождения и карма

Карма в йоге — это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, — чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Философия классического учения

В основе философии йоги лежит древнее восточное учение о самосовершенствовании человека в духовной сфере, которое уже более 2000 лет помогает людям постигать мудрость жизни и добиваться поставленных целей.

Йога относится к одной из 6 индийских ортодоксальных философских школ (даршан), согласно которой в мире существует 2 субстанции:

  • Пракрити (материальная);
  • Пуруша (духовная).

Пракрити олицетворяет все материальное, что окружает нас в этом мире. Ее можно осязать, видеть, слышать, фиксировать при помощи различных приборов и пр. Все материальное претерпевает постоянные изменения, оно не статично, не стабильно, переменчиво.

Пуруша же представляет собой духовное начало, дух, который живет вечно. Он никогда не меняется и существует вне пространства и времени. Он неосязаем, но при этом ему присуще сознание. Пуруша одновременно выступает в роли стороннего наблюдателя, который следит за всеми существами и событиями, происходящими в мире.

Материальным в человеке является:

  • тело;
  • эмоции;
  • мысли;
  • память и т. п.

Нематериальное — это его сознание, которое является вечным и неизменным.

Пуруша осознанно направляет Пракрити, т. к. у первого нет ног, а у второго — глаз, но, объединившись вместе, они могут достичь больших целей.

Буддхи — восприятие окружающего мира, которое порождает Пракрити. Благодаря этому возникает Карма, представляющая собой причинно-следственные связи.

Избавиться полностью от страданий невозможно, но можно прийти к осознанному отношению к тому, что происходит. Для этого необходимо выполнять телесные и духовные практики, размышлять, искать философский подход к решению проблем.

Расхождения с другими направлениями

Классическая йога делится на разные направления, между которыми имеются небольшие расхождения (йога шивананда, тантра, гуру-йога, хатха, аштанга-виньяса и пр.).

Несмотря на это, все направления имеют в себе общие принципы:

  1. Не применять насилие к живым существам.
  2. Не обманывать других людей и себя.
  3. Не воровать.
  4. Воздерживаться от излишеств во всех сферах жизни.
  5. Избегать чувственных соблазнов и т. п.

Тем не менее, смысл сообщений, которые несут эти учения, отличается. Некоторые практики пропагандируют вегетарианство, различные дыхательные техники и пр. Разновидность йоги — тантра — призвана пробудить и раскрыть сексуальную энергию, а гуру-йога имеет своей целью объединение разума ученика с разумом его духовного наставника.

Учение Йоги в Индии

Преследуемые цели и задачи

Йога преследует множество задач и целей, основными среди которых являются:

  1. Восстановление физического и душевного здоровья, а также их поддержание.
  2. Развитие тела, улучшение гибкости.
  3. Устранение вредных привычек.
  4. Лечение болезней.
  5. Усиление работоспособности.
  6. Повышение жизненного тонуса.
  7. Достижение расслабленного состояния.
  8. Восстановление сил и энергии.
  9. Приобретение долголетия.
  10. Восстановление гармонии с собой и окружающим миром.
  11. Устранение негативных эмоций и мыслей, развитие позитивного мышления.
  12. Спокойный ум и психологическое равновесие.
  13. Познание себя как способ самосовершенствования.

Практикуя йогу, не следует ориентироваться на результат. В таких занятиях важен сам процесс, желание осуществлять его.

Занятия йогой помогают лучше познать способности своего тела.

Цель йоги

Согласно йоге, обычный человек находится в неведении относительно своей природы. Это означает, что он отождествляет себя со своим физическим телом. Но на самом деле он не ограничен телом, а является бессмертным сознанием, которое не подвержено страданиям, болезням и смерти. Тело доставляет людям как удовольствия, так и страдания. Для одержимого страстями человека тело является тюрьмой.

Цель йоги – достижение высшего состояния осознания. Избавление от неведения и обретение знания о том, что его сознание – это и есть божественное, бесконечное, вселенское сознание. Благодаря различным практикам, йогин сначала разотождествляется с телом, а затем и с разумом. То есть приходит осознание разницы между ним самим и его телом и разумом. Согласно йоге, тело – это инструмент для самопознания. Тогда достигается состояние высшего блаженства и счастья.

Теперь можно немного упростить. Цель йоги – это достижение свободы от желаний и страстей, ограничений тела и ума, познание самого себя. Состояние, в котором нет страданий и неудовлетворённости. В этом состоянии нет ограничений тела, нет несовершенств этого мира. После достижения этого состояния йогин может продолжать жить в теле и радоваться бытию или может по своему желанию оставить тело и слиться с бесконечным космическим сознанием (при этом это слияние не будет означать исчезновение).

Что такое хатха-йога

Это слово не изменилось за последние тысячи лет. Однако наше мышление и восприятие понятия хатха-йога безусловно уже не то, что тысячу лет назад. Язык – сложная штука и в разных культурах одно и то же слово может иметь множество значений. На протяжении всей эволюции йоги слово «хатха» означало разные вещи.

В западном мире наиболее популярно мнение, что в название хатха-йога заложен смысл баланса между умом и телом. Слог «ха» означает энергию солнца, а слог «тха» означает энергию луны. И практика хатха-йоги направлена на гармонию и баланс двух энергий.

На самом деле буквальный перевод слова «хатха» с санскрита означает «усилие» и более традиционно в Индии под хатха-йогой понимают йогу силы, то есть средство достижения состояния йоги силой. Таким образом, под хатха-йогой можно понимать все, что мы делаем со своим телом для достижения здоровья, гармонии и баланса.

  • Асана – поза йоги
  • Пранаяма – дыхательное упражнение
  • Мантра – повторение звуковых сочетаний
  • Мудры – жесты рук
  • Шаткармы – способы очистки тела и ума
  • Визуализации

РИСКИ

Хотя йога Айенгара может быть полезна для общего здоровья и хорошего самочувствия, есть некоторые риски, которые следует учитывать перед началом практики этого вида йоги. Один из рисков заключается в том, что неправильное выравнивание в позе может привести к травме.

Чтобы снизить риск травм, важно посещать занятия с квалифицированным инструктором по йоге Айенгара, который может подсказать и скорректировать. Кроме того, студентам с определёнными состояниями здоровья, такими как высокое кровяное давление или глаукома, следует избегать некоторых поз или использовать реквизит для их модификации

Как и при любом виде физической активности, всегда важно прислушиваться к своему телу и делать перерывы, когда это необходимо

Соблюдая эти меры предосторожности, ты сможешь насладиться всеми преимуществами йоги Айенгара и при этом минимизировать риски

Виды йоги

Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т. д.).

Здесь же будут рассмотрены именно объёмные подразделы йоги, отличающиеся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

Карма йога

Как уже было упомянуто выше, «карма» – это действие. Следовательно, такой вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или иного активного труда без привязки к его результатам.

Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

Бхакти-йога

Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму). Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов. Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

Джняна йога

Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы. Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

Раджа-йога

Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ? достижение состояния самадхи и освобождение.

Основы хатха-йоги

Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

Термин Хатха состит из двух корней:

«ха» – силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

«тха» – гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

Таким образом, Хатха-йога ? это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: книга основы йоги скачать.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов читать.

Йога в России сегодня

За последние 20 лет в нашей стране появились сотни йога-школ. Индийская физкультура сейчас соседствует с круговыми тренировками и стретчингом едва ли не в каждом фитнес-клубе. А множество видеоуроков позволяет самостоятельно заниматься дома.

Для тех, кто хочет более основательного погружения в практику, существуют отдельные йога-студии. Одни специализируются на конкретных направлениях (например, кундалини-йоге и бикрам-йоге). Другие объединяют сразу несколько (популярны в России классическая хатха-йога, йога Айенгара, аштанга-виньяса йога). Такое изобилие позволяет каждому выбрать направление, максимально подходящее его целям и степени подготовки.

Будущее не предскажешь, но можно сказать наверняка, что система духовного и физического совершенствования, включённая ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия, стремящаяся ориентироваться на современные достижения науки и медицины, приносящая столько пользы людям по всему земному шару, ещё долгие годы будет оставаться востребованной и популярной.

 Влада Исакова, инструктор йоги

Иллюстрации: Анастасия Леман

Что такое хатха йога?

Название хатха-йога состоит из двух частей – ха – означает солнце, тха – луна. Солнце символизирует жизнь, энергию, движение, а луна их отражение. В занятиях хатха-йогой это реализуется посредством упражнений на напряжение и расслабление.

Это отражает первый принцип физических тренировок йогов – противоположное воздействие на тело.

Второй важный принцип йоги – это чередование асан с дыхательной гимнастикой. Немаловажная роль в хатха-йоге уделяется большому количеству асан и их статичности – это можно считать третьим принципом.

Четвертым принципом йоги можно считать ее универсальность – независимость от внешних факторов, йогой можно заниматься где угодно, для этого ничего не нужно кроме коврика.

Занимаясь хатха-йогой нужно соблюдать последовательность выполнения упражнений. Нельзя сразу браться за сложные асаны, так как при недостаточной растянутости мышц можно получить травму.

Процесс хатха йоги

В йоге есть такое понятие как суперкомпенсация, то есть с каждым разом после тренировки и последующего расслабления уровень энергии будет увеличиваться

Важно контролировать интенсивность тренировок – найти золотую середину, так, чтобы не преобладали процессы истощения и не было недостатка нагрузки. Если все правильно рассчитать, то каждая следующая тренировка будет начинаться с точки суперкомпенсации, то есть каждый раз энергетические затраты будут начинаться с более высокого уровня и силы организма также будут восстанавливаться до более высокого уровня

Большое значение в процессе занятий йогой имеет расслабление после физических упражнений, которое также является переходной ступенью к концентрации. Полная релаксация предполагает полное расслабление всех мышц. Для этого лучше всего подходит положение лежа на полу, на коврике. Кроме полного расслабления бывает также и частичное – например сидя или стоя.

Чтобы полностью расслабиться, нужно лечь на пол, положить руки вдоль тела и сделать несколько глубоких вдохов. После этого окиньте внутренним взглядом все тело – руки, ноги, спину, шею, плечи. Если где-то есть напряжение, напрягите мысленно эту область и затем расслабьте. После этого постарайтесь освободить ум от мыслей, сосредоточтесь на пустоте ума, в результате вы почувствуете легкость и возможно тяжесть и тепло в теле, это будет означать, что мышцы расслабились. После выполнения каждой асаны нужно немного, в течении одной, двух минут отдохнуть. После выполнения всего комплекса асан, нужно отдыхать в течении получаса. Такие упражнения для расслабления делают отдых более эффективным, лучше восстанавливается нервная система, снимается стресс, убираются последствия психических нагрузок.

Правильное дыхание в йоге

Большое значение в йоге имеет практика дыхательных упражнений – пранаяма. Считается, что существует некая субстанция – прана, или космическая энергия, благодаря которой существуют все живые организмы. Ее можно накапливать в организме с помощью дыхательных упражнений.

Дыхательные упражнения можно разделить на две категории – полное дыхание и задержка дыхания, которые осуществляются в различных вариациях. Например, вдох можно не контролировать, а регулировать только выдох, который должен быть длиннее вдоха, чтобы легкие полностью освобождались от отработанного воздуха. Считается, что асаны людям дал бог Шива, выполняя которые можно достичь физического и духовного совершенства.

Индийский мудрец Патанджали определил асаны, как позы в которых можно находиться устойчиво, приятно, без напряжения долгое время. Асаны нужны для того, чтобы добиться полного контроля над телом. Йоги могут длительное время находиться в одной позе, при этом чувствуя себя комфортно. Считается, что освоенной асану можно считать тогда, когда человек сможет находиться в ней около трех часов.

Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)

Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды — сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей «Йога-сутре» в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий