Особенности Варанаси

Индусские святыни города

Каши с древних времен считался особым городом согласно воззрениям индуистов, Бенарес является космогоническим центром мироздания. Если индуист умрет в Бенаресе, то согласно поверьям его душа освобождается, от колеса сансары. По этому в этот город со всех сторон стекаются, индийские больные и пожилые люди, что бы отправиться в свой последний путь. В этом городе постоянно кремируют умерших индуистов и распыляют их прах над Гангом.

На двух площадках для кремации: Маникарника и Харишчандра, погребальный огонь пылает уже на протяжении тысячелетий. Также Бенарес считается местом, где можно очиститься от грехов и от кастовой скверны, скажем от прикосновений к неприкасаемым, или от нанесения увечий корове. Для этого надо совершить ритуальное омовение, в Ганге спустившись по ступеням гхатам в воды реки и погрузившись в нее целиком. Ежегодно этот ритуал проводят десятки, а то сотни тысяч индийских паломников.

В былые времена вся набережная Варанаси была застроена древними индусскими храмами, однако в 17 веке город был почти полностью разрушен мусульманским падишахом Аурагзебом. На фундаменте древних индусских храмов вон выстроил ряд мечетей, крупнейшая из которых носит название Гаянвапи.

В последующие годы в городе были построены новые индусские храмы, самым известным из которых является Каши Вишнаватх. По легенде именно на этом месте был рожден Шива. Храм был построен в конце 18 века, его еще называют золотым храмом, так, как при строительстве храма было использовано 820 килограммов золота для золочения шпиля и крыши.

Главным местом в храме является лингам Шивы Вишеашвара. Из-за чрезвычайно плотной застройки, увидеть золотую крышу с земли невозможно. Туристам и паломникам приходиться подниматься на крыши соседних построек за небольшую плату, что б увидеть золотой блеск. Также известно, что в Варанаси находится уникальный деревянный храм Бенареский Пашупатинатх,  выстроенный в непальском стиле.

Большой популярностью у туристов пользуется монументальный дворец Дарбханга сооруженный в начале двадцатого века.

Буддизм в истории Варанаси

Каши еще в древние времена считался святым городом для буддизма. В пригороде города Сарнатхе Будда Гаутама произнес свою первую проповедь о пути избавления от колеса сансары. В сарнатхе чудом сохранился один из древнейших буддийских храмов Индии ступа Дхамек, выстроенная в 6 веке. Также рядом с Дхамеком находятся руины более древней ступы, строительство которой приписывают императору Ашоке. Высота Дхамека составляет более 43 метров. В Сарнатхе также находиться музей буддизма, посещение Дхамека и музея стоит 250 рупий.

Варанаси в настоящее время

Варанаси продолжает оставаться, главным местом паломничества людей разных вер и также культурным центром Индии. В этом городе продолжают обучать индийской латыни, санскриту в необычном университете – Сампурнананд, где преподавание ведется на санскритском языке, основанный в 1791 году и также индуистский университет, открытый в 1916 году. Помимо самого города туристы любят посещать форт Рамнагар, постройки 18 века. Вблизи самой крепости расположен храм Вьяси, по легенде в этом месте несколько лет жил мудрец, который стал одним из авторов Вед.

В одной половине форта находиться музей, а во второй живет семья местных раджей, и доступ туристов туда строго запрещен. Вход в музей Рамнагара, стоит 20 рупий для индийцев и 150 рупий для иностранцев. В музее находиться коллекция оружия, старых машин. Стоит отметить, что многие туристы отмечают страшную не ухоженность территории форта и отсутствие туалетов на его территории.

Читайте далее:

Варанаси — священный город индуистов

Лакшми – богиня процветания в Индии

Паломничество в Варанаси

Красные форты Индии

Полезные свойства масла гхи

Уттар-Прадеш – религиозный штат Индии

Каста неприкасаемых

Работники гхатов, в частности гхата Маникарника, преимущественно люди из индийской касты «Дом». Это низшее сословие людей, так называемые «неприкасаемые». Их судьба — нечистые виды работ, к которым относится и сжигание трупов. В Индии существует целая группа каст неприкасаемых, которая возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество якобы завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие занятия как уборка мусора, работа с кожей или глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.

В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Борьбу с неприкасаемостью активно вёл Махатма Ганди. Он стал называть их хариджанами (людьми бога). Борьбу за права неприкасаемых в 1930—40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар. Он назвал неприкасаемых далитами (угнетенными). Ему удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесенных в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. В наше время практика «неприкасаемости» по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.

Каждый день эти люди чистят территорию, просеивают и промывают через сито золу, угли и прогоревший грунт. Задача — найти драгоценности. Родственники не имеют права снимать их с умершего. Напротив, сообщают ребятам касты «дом», что у покойного, скажем, золотая цепочка, кольцо с бриллиантом и три золотых зуба. Все это рабочие найдут и продадут.

К слову сказать, ряд этнографов, в частности Е.Друц и А.Гесслер, изучающие историю цыган, считают, что Цыгане – потомки индийской касты «Дом», покинувшие некогда свою родину.

Бханг Ласси

Одной из секретных визитных карточек Варанаси является священный напиток Бханг ласси. Бханг — это одна из форм гашиша, вещество, которое используется в религиозных церемониях и не только у индуистов, но и у сикхов и даже у мусульман. Ласси — это народный индийский кисломолочный продукт (кстати, классная штука). Так вот Бханг ласси — это напиток, вызывающий опьянение, и иногда очень сильное. Я просто обязан предупредить вас об этом. Трип будет долгий и очень сильный. Убедитесь, что вы готовы к этому и вам вообще нужен этот опыт.

Бханг шоп в Варанаси

Бханг ласси продается свободно на улицах, его готовят те же ребята, которые готовят чай. В Варанаси есть несколько кофешопов, где подают лучший Бханг ласси в городе. А кроме того, есть специальные магазины, где продают бханг. Некоторые из них гордо называются Government Shop (государственный магазин).

Согласно ритуалам кремации, за похороны считается старший сын умершего.

Если у умершего нет сына, его жена или другой родственник считаются ответственными за обряд. Этот человек носит белую одежду. Затем тело умершего заворачивают в белый саван, его родственники несут на плечах и выносят на берег реки Ганг. Поскольку труп не был помещен в гроб, можно увидеть все контуры тела мертвых, гуляющих по улицам Варанаси. Хотя для индуистов это нормально, люди, выросшие в разных культурах, сбиты с толку этим образом.

На каждые похороны, проводимые в Варанаси, уходит в среднем 350 кг древесины. Перед тем, как положить труп среди дерева, на тело умершего наносят различные ароматические вещества и масла. С другой стороны, процесс кремации должен проводиться святым огнем. Для этого индусы покупают священный огонь, платя деньги своим священникам. После того, как дрова зажжены священным огнем, родственники усопшего начинают петь гимны. 

Считается, что после церемонии, которая длилась около четырех часов, к покойному вернулся мир. Когда черепа трупов взрываются во время процесса горения, душа и тело отделяются друг от друга. Иногда мертвых, у которых не взрываются черепа, бьют палкой по голове. Потому что считается, что пострадают мертвые, чьи черепа не взорвутся. Тысячи мертвых сжигаются каждый день у реки Ганг. Запах этих трупов разносится по всему Варанаси.

С другой стороны, считается, что захоронения браминов (духовенства), женщин и детей, умерших при родах, были чистыми. По этой причине тела этих людей бросают в реку Ганг без сжигания.

Гхаты

Нельзя не заметить, что самым главным местом для паломничества считаются гхаты. Ко всему прочему, это одна из главных местных достопримечательностей, которую очень любят посещать туристы. Гхаты – это большие сооружения на берегу реки ступенчатого типа, которые используются для омовения и кремации мертвых. Самые старые гхаты находятся как раз таки в Варанаси и по возрасту составляют более шести тысяч лет. В городе насчитывается 84 гхатов, различающихся по структуре. Познакомимся с самыми главными из них.

Гхат Асси. Это один из важнейших гхатов Варанаси. Расположился он в южной части города. Упоминания о нем можно найти в древней индийской литературе во многих известных произведениях: Матсья-Пурана, Карма-Пурана и так далее. Существует легенда, по которой богиня Дурга убила своим мечом демона Шумбха-Нишумбха. Из того места, где когда-то произошла битва, берет свое начало река Асси. В месте слияния двух рек сегодня находится одноименный гхат.

Гхат Гхета Сингх. Это огромный гхат, поделенный на 4 части. В 18 веке на этом месте произошла кровопролитная битва между войском Уоррена и отрядом Сингха. В начале 20 века гхат вместе с британским фортом, находящимся по соседству, насильно присоединил махараджа Прабха. На территории гхата еще в 18 веке основаны три великолепных храма Шивы, которые вплоть до 20 века являлись главным культурным центром Варанаси. Именно здесь впервые стал проводиться фестиваль Булхва Мангал, который не забыт и по сей день. Омовения в этом гхате не делают из-за большого течения Ганга.

Гхат Дасасвамедх. Такое название он получил из-за того, что здесь Брахма принес в жертву (медх) 10 (дас) лошадей (асва). Гхат Дасасвамедх – одно из самых популярных и посещаемых туристами мест. А все потому, что тутвитает особая атмосфера, которая помогает почувствовать священный город изнутри.

Гхат Гай. Это самый духовный гхат в Азии. Также как и остальные он имеет лестничное расположение и спускается прямо к реке Ганг. Отсюда открывается великолепный вид на ритуальные действа и каждодневную жизнь обычных людей.

Гхат Хариш Гхандра. Назвали его так в честь известного мифического правителя. Гхат Хариш представляет собой одно из нескольких сооружений для кремирования, а также является самым старым гхатом среди своих собратьев. Крематорий с использованием электричества здесь открыли в конце 20 века. Однако стандартный способ кремирования в гхате используется до сих пор. Фотографировать или проводить съемку строго запрещено. Если вас увидят с камерой, то могут и вызвать полицию.

Жечь или не жечь?

В гхате Маникарника — сжигают умерших естественной смертью. Всего в километре отсюда, на Харишчандра Гхате, придаются огню убитые, самоубийцы, жертвы аварий. Рядом электрокрематорий, где сжигают совсем нищих, не собравших денег на дрова.

Большой электрокрематорий, построенный в Варанаси властями, призванный навести хоть какой-то порядок и упорядочить процесс кремации, не пользуется популярностью в народе. Традиции оказались сильнее. Огонь для кремации должен быть «Живой» и поэтому даже самые бедные семьи, несмотря на дороговизну дров, предпочитают кремацию на костре. Беднякам дров для полноценного сжигания покойного как правило не хватает, тело обжигают чисто символически и слегка обгоревшим выбрасывают в Ганг.

В местах, где в священной реке образуются запруды, даже существует профессия — сборщик трупов. Мужчины плавают на лодке и собирают тела.

Далеко не все тела разрешается сжигать. Запрещается кремировать Садху (отрекшиеся от мира и посвятившие жизнь духовным практикам, как правило в Индии-это монахи) ведь те отказались от работы, семьи, секса и цивилизации, посвятив жизнь медитациям. Не сжигают детей до 13 лет, ведь считается, что их тела, как цветы. Соответственно запрещено предавать огню и беременных женщин, ведь внутри — дети. Не получится кремировать больного лепрой. Все эти категории покойных привязывают к камню и топят в Ганге.

Запрещено кремировать убитых укусом кобры, что в Индии не редкость. Считается, что после укуса этой змеи наступает не смерть, а кома. Поэтому из бананового дерева мастерят лодку, куда кладут обернутое в пленку тело. К нему крепят табличку с именем и домашним адресом. И пускают в плавание по Гангу. Медитирующие на берегу садху такие тела стараются выловить и медитациями попытаться вернуть к жизни.

История города

Индуистские легенды утверждают, что город был сотворен богом Шивой около 5 тыс. лет назад. Это событие описано в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», который сами индусы считают подлинным историческим документом.Однако результаты археологических исследований указывают на то, что Варанаси был основан примерно 3 тыс. лет назад. Изначально он развивался и богател за счет торговли и ремесла: здесь было налажено производство муслина, шелка, благовоний, изделий из слоновой кости. Слава о мастерстве камнерезов из Варанаси разнеслась по всей Индии.В эпоху Будды Шакьямуни (563-483 гг. до н. э.) — духовного учителя и основателя учения буддизма — Варанаси был столицей царства Каши. Сам Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь буддизма в Сарнатхе, неподалеку от Варанаси.Во времена империи Гуптов (IV-VI вв.) Варанаси становится крупным центром индуистского (шиваитского) культа. В течение Средних веков он являлся самым главным в числе тиртхи — священных мест на берегах водоемов, где совершались ритуалы омовения и жертвоприношения. Звание тиртхи означало, что Варанаси превратился в центр религиозного паломничества для индусов, желающих исполнить священный долг и задобрить великое божество.Варанаси был центром не только религии, но и образования и искусства. Размеры его были поистине огромны: китайский путешественник и ученый Сюаньцзан (602-664 гг.) описывал Варанаси как город, протянувшийся вдоль западного берега Ганга более чем на 51 км.Одно из ключевых событий в истории города произошло в 1193 г., когда Варанаси был завоеван гуридом (вождем суннитов) Кутбад-Дином. Спустя три с половиной столетия, в 1529 г., город был присоединен к империи Бабура (1483-1530 гг.) — основателя государства Великих Моголов в Индии. Варанаси стал исключительно богат, открыв торговлю ценными видами ткани.В конце XVII в. могольский император Ауран гзеб (1618-1707 гг.) повелел разрушить почти все храмы города. Уцелели лишь самые большие сооружения, да и те по указу правителя были перестроены в мечети.Новая страница в истории Варанаси открылась в 1775 г., когда он, будучи центром княжества Бенарес, был захвачен английским колониальным корпусом. Варанаси оказался в подчинении Английской Ост-Индской компании, которая способствовала возрождению религиозной и торговой роли города на севере Индии, а также построила здесь много зданий в колониальном стиле.Несмотря на в целом лояльное отношение англичан к индийской вере и обычаям, в 1781 г. здесь произошло известное Бенаресское восстание, разгоревшееся после того, как англичане повысили налоги. Восстание, в результате которого погибло много индийцев, было подавлено. Тем не менее оно стало символом борьбы Индии за независимость.После того как Индия стала независимой страной, в 1950 г. Варанаси был включен в состав штата Уттар-Прадеш.

Где остановиться

Останавливаться лучше всего, как ни странно, в центре города, там есть множество бюджетных хостелов и мини-отелей. Связано это с тем, что район Годолия, где находится множество отелей, прилегает к территории набережной Ганги, что очень близко к гхатам и прочим городским достопримечательностям.

Не все желают смотреть на круглосуточную кремацию, поэтому цены на номера зависят в основном от вида, открывающегося из номера, наличия кондиционера, террасы с видом на реку (чаще такой номер берут паломники). Средний номер в этом районе стоит за ночь от 100 до 300 рупий).

Список некоторых гостиниц

  • Yogi Lodge. Общие душевые, дешевые цены, вентиляторы вместо кондиционеров.
  • Alka Hotel. Большие номера, отдельные душевые. Много номеров с видом на набережную. Цены от 350 рупий. Есть номера с кондиционером.
  • Ganga Fuji Home. Располагается в здании, обладающем исторической ценностью. Есть выход на крышу, откуда открывается прекрасный вид на Гангу. Платный Wi-Fi в отеле работает до 22:00. Если вам важнее комфорт, лучше всего поселиться от гхатов подальше, в центральных районах Контонмент и Лахурабир рядом с ж/д вокзалом.
  • Temples Town. Чистые номера, отдельные душевые. Номер без кондиционера обойдется всего в 150 рупий.
  • India. Считается одним из самых комфортабельных отелей. Отдельный душ, есть Wi-Fi. Стоимость номера без кондиционера от 300 рупий, с кондиционером — от 500 рупий.
  • Hotel de Paris. Номера от 600 рупий, но зато здесь тихо, прекрасная преддомовая территория с экзотическим садом.

Можно поселиться и рядом с вокзалом, здесь много гостиниц, цены в которых начинаются от 200 рупий. Особо рекомендуют Tropic bungalo Dak и Relax.

Лодочная прогулка

Река принесла – река унесла, новый день – новая жизнь. Выхожу на реку сделать немного туризма – must-do, прогулка на лодке.

Вивек, мой лодочник. “Уже совсем взрослый” – всю дорогу пытался впарить мне поход за шелками, кашемирами и всем прочим – усы проклюнулись, пора отдаться тёмной стороне семейных ценностей: ни чести, ни совести – греби под своих любой ценой! Впрочем, совесть по юности в нём ещё жива – я его стыдил, и он отступал – переходный возраст!

К нам в лодку запрыгнула девочка в красной куртке, а я только рад – новая модель!

– А кто твоя подруга? – спрашиваю. А Вивек отвечает защищающимся тоном:
– Она не моя подруга! Это сестра!

Стоимость экскурсии – 100 рупий – это когда не хочешь, а когда хочешь – 150 рупий (если хорошенько поторгуешься) + плавательная свечка с цветами из рук ребёнка “для хорошей кармы” за 20 рупий.

– Разве можно купить хорошую карму за деньги? – сурово спрашиваю Вивека, отправляя свечку в плавание.
– Нет, нельзя… – отвечает.

Божественный город!

Благодать!

– У нашей семьи – магазин! – возобновляет атаку Вивек (ну что за зараза!). – Шёлк, кашемир, рубашки, шарфы, просто заходи посмотреть, не нравится – не покупай! Цены низкие, мы не обманщики!

(Обычные заклинания).

– Слушай! Я в лодку сел не для того, чтобы про магазин слушать… Знаешь, сколько раз мне эту историю рассказывали – “цены низкие, мы не обманщики”?..

(Магазины тут далеко не у каждого, а вот комиссию за привлечённого клиента получить каждому встречному охота. И так со всем – аромамасла, гашиш, опиум, доктора, обмен валют, дровяной развод и проч).

Вивеку не всё равно, он очень хорошо понимает, сколько раз мне рассказывали. Он понимает, что я тут не первый день. И умолкает. Даже сдержанно улыбается.

Через 25 минут часовая экскурсия начала спешно подходить к концу… Упреждая такой разворот событий (глаз да глаз, всюду подвох!!), предлагаю плыть на противоположный берег, к шатрам и лошадям. “Отдохнёшь там”, – говорю совсем уже взрослому Вивеку, – “а я прогуляюсь, может, на лошади прокачусь”.

По тону Вивека я почувствовал, что эти конники ему не семья, не соседи, вообще никто – другой берег, другое племя – чужаки.

Кричат с берега: 500 рупий за прогулку!! 500 рупий! Подростки, убогие, с лицами живодёров. Если Варанаси застрял в XIX веке, то конники… они пожалуй из полноценного средневековья. Вивеку, обходительному, опрятному, англоязычному, привыкшему, как и все или почти все варанасцы, не воровать, не насильничать и держать слово хотя б на треть, я намного ближе, чем это ёб**тое племя с противоположного берега, почувствовал я…

Фотокамеру-то отдай! – кричу я Вивеку.

Прокатиться на лошади лодочникам удаётся так же редко, как конникам прокатиться на лодке. Радуются ребята. Хорошие ребята.

Очень просили фотографии. Мы должны были встретиться к Вивеком у берега на следующий день. Фейсбука у него нет, имейла у него нет, телефона нет, ничего, кроме воздушного змея, нет, поэтому договорились так – авось встретимся, и тогда Вивек даст мне имейл своего старшего брата… Но не встретились, потому что я не пришёл. Закрутило, завертело, как это бывает с занятыми, надменными иностранцами.

Священное место — фото

В Варанаси в равной степени сочетаются такие понятия как вечность и мгновение, жизнь и смерть, страдание и блаженство, молодость и увядание.

Варанаси является своеобразной гранью между миром физическим и вечностью мироздания.

Варанаси – это центр Вселенной индуисткой мифологии и теософии, не имеющий себе равных. Название местности складывается из имен двух древних рек – Варуна и Асси.

История

Согласно мифологии, Варанаси был создан индуистским богом Шивой около пяти-шести тысяч лет назад. Но историки утверждают, что город значительно моложе – ему насчитывается всего три тысячи лет

Варанаси был важной торговой точкой в те времена, центром философской и культурной жизни

Западная часть Индии омывается Аравийским морем. Какие страны еще омывает этот морской бассейн, читайте в нашей статье.

В 18 веке город был центром автономного царства Каши, императоры которого происходили из древней династии Нараян. Затем царство перешло под прожектерство Британской империи и потеряло статус автономного государства.

В 1897 году здесь произошло восстание сипаев, которое закончилось кровавой расправой со стороны британской армии. В 1910 году был создан новый штат, к которому административно прилегал священный город.

Достопримечательности

Варанаси является святыней не только для буддистов, но и для мусульман, и для христиан. Основная активность туристов и паломников сосредотачивается вдоль левого берега реки Ганг.

Здесь располагаются так называемые гхаты – это каменные сооружения, спускающиеся прямо к воде, предназначенные для омовения и проведения всевозможных религиозных ритуалов. Всего здесь расположено 84 гхата, наиболее популярными из них являются следующие:

  1. Асси;
  2. Кедар;
  3. Панчаганга;
  4. Десашвамедх;
  5. Маникарника.

За несколько веков в Варанаси было построено около тысячи индуистских святынь.

Более древние достопримечательности не сохранились из-за нападений мусульманской армии. Самым известным считается храм Каши Вишванатх (в переводе означает «храм из золота»), посвященный богу Шиве. Кровля храма действительно покрыта 800 кг чистейшего золота.

Рядом воздвигнут храм богини Аннапурны, поклонение которой защищает человека от нищеты и голода. Также знаменитым храмом является Дургакунд (в переводе – «обезьяний храм»), стены которого покрыты красной краской.

Варанаси является местом преклонения и для буддистов, ведь считается, что именно здесь Будда прочитал свою первую после достижения просветления речь. Здесь расположены святыни буддизма, несколько храмов и школ, где обучаются юные монахи.

Варанаси состоит по большей части из узких улиц, именуемых гали. Как правило, подобные гали загрязнены и по их поверхности текут грязные воды от бытовых отходов и испражнений. Поэтому улица наполнена духотой и не совсем приятным запахом. Ширина некоторых улочек настолько тесная, что пройти по ним можно только пешком или на мопеде.

Учитывая, что в Индии находится самая высокая горная цепь, Гималаи, горный отдых в этой стране на высоте. Читайте статью об индийских горнолыжных комплексах.

Несколько улочек объединяются в своеобразный квартал, именуемый махаллей. В них часто образовывают базары – это обширные точки для торговли определенными товарами.

По окрестностям города пролагаются несколько маршрутов для религиозных паломников – такие пути традиционно именуются ятрами. Паломники проходят маршрут босиком и в абсолютном молчании, принимают пищу только раз в день и не используют никаких приспособлений, чтобы защитить себя от дождя или палящего солнца.

Это довольно тяжелое испытание, но по прохождению паломничества человек поднимается на одну ступень выше на пути просветления духа и тела.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий