Кукольный театр Казань

История

Театр кукол «Экият» был создан в 1934 г. как «Первый государственный интернациональный театр кукол». У истоков театра стояли директор Сергей Макарович Мерзляков и актёры Марьям Хисамова, Мария Язвина, Фуат Тагиров, Вали Гафаров, Борис Рычков, Сара Валиуллина, Зинаида Устинова, Рокыя Хабибуллина.

Первая труппа театра владела и русским, и татарским языками, и свои первые спектакли — «Петрушка-октябрёнок», «Красный Петрушка», «Кошка и Лёшка» — ставила на обоих языках. С 1959 года театр кукол размещался в здании церкви Сошествия Святого Духа, а с 2012 г. начал показывать спектакли в новом здании на Петербургской улице. Это здание начало возводиться по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева, строилось 3,5 года с 2008 г. и обошлось бюджету в 1 млрд 300 млн руб. Новое здание театра является одним из крупнейших среди кукольных театров России. Театр располагает 2 залами: Большим на 250 мест и Малым на 100 мест.

Репертуар театра включает в себя более 40 спектаклей различного жанра и стиля на русском и татарском языках, среди которых «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Волшебные сны Апуша», «Буратино», «Муха-цокотуха», «Цветик-семицветик», «Приключения Чебурашки», «Су анасы» (Водяная), «И, кызык Шурале!» (О, забавный Шурале), «Камыр батыр», «Мактанчык Этэч» (Хвастливый Петух). В театре ставились произведения таких писателей и драматургов, как Нины Гернет, Самуила Маршака, Льва Кожевникова, Шарля Перро, Елизаветы Тараховской, Нурихана Фаттаха, Нэби Даули, Туфана Миннуллина, Равиля Бухараева, Бориса Вайнера, Рената Хариса, Гульшат Зайнашевой и др.

Театр ведёт активную деятельность в России и за рубежом. С 1974 года является коллективным членом Международного Союза кукольных театров — УНИМА. Он принимал участие в международных фестивалях в Германии, Франции, Турции, Болгарии, Румынии, Финляндии, Украине, Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане. На международном фестивале театров кукол «Ортеке» в Алма-Ате (2011 г.) спектакль «Камыр батыр» С. Хусни получил диплом за лучшее музыкальное оформление спектакля. Спектакль театра «Су анасы» (Водяная) по произведению Г. Тукая был удостоен сразу трёх дипломов за лучший актёрский ансамбль, лучшую работу художника и лучшее музыкальное оформление на международном фестивале театров кукол «Рабочая лошадка» (Набережные Челны, 2012 г.).

Каждые три года на сцене театра проводятся спектакли кукольных театров-участников международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз». В сентябре 2013 года в Казани прошёл Первый международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest», а театр «Экият» был удостоен диплома в специальной номинации Министерства культуры РТ «За высокий уровень организации и проведения фестиваля», а также двух дипломов в номинациях «За лучшее пластическое решение» Г. Маннаповой и «За лучшее музыкальное оформление спектакля» Ю. Чаплину за спектакль «Три дочери» А. Хаирова.

В апреле 2014 г. был открыт музей театра. В 2016 году состоялся II Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest», в котором приняло участие 14 театров России и ближнего зарубежья. Татарский государственный театр кукол «Экият» был удостоен дипломов «За лучшую режиссёрскую работу» (И.Зиннуров, спектакль «Ханума» А.Цагарели), «За лучшую актёрскую работу» (Н.Егорова, роль Ханумы).

Это интересно: Комплекс Пушечного двора: освещаем подробно

Экстерьер и внутреннее оформление кукольного театра

Театр кукол «Экият» считается одним из лучших российских театров юного зрителя. Название в переводе с татарского означает «Сказка», что в полной мере соответствует его предназначению – театр дарит сказку на протяжении более 80-ти лет.

Внешне здание театра напоминает королевский дворец. Белокаменное строение с колоннами, разноцветными башенками и множеством миниатюрных элементов словно скопировано из детской книжки про принцесс и отважных рыцарей. Фасад театра украшают скульптуры персонажей известных сказок и легенд, во внутреннем дворе разбит живописный сад с фонтанами, скульптурами и игровыми зонами. В вечернее время театр подсвечен желтыми огнями иллюминации, что делает его еще больше похожим на старинный замок.

Театр кукол «Экият». Фото: alex_korotich

Внутри не менее красиво: высокие потолки подпирают колонны в виде шахматных фигур, полы в холле стилизованы под шахматную доску, а кресла в зале ожидания и зрительных аудиториях выполнены в виде миниатюрных тронов, и маленькие посетители просто обожают использовать это в своих играх. В интерьере преобладают приятные тона, здесь всегда много света и воздуха. Для посетителей открыт своеобразный музей театра, где за застекленными витринами установлены кукольные герои сказок, некогда «игравшие» на сцене «Экият».

Внутри театра «Экият». Фото: @alex_korotich

В театре два зрительных зала – Большой зал на 250 зрителей и Малый зал, рассчитанный на сто персон. В здании открыт детский центр «Экият» и кафе-столовая.

Как добраться до Театра кукол в Казани

Театр располагается на Петербургской улице в 200 метрах от станции метро «Суконная Слобода», это через одну станцию от «Кремлевской», где расположен Казанский кремль. Схему метро в Казани смотрите здесь.

Кроме того, в 350 метрах находится остановка общественного транспорта, через которую проходит несколько автобусных маршрутов.

Если вы не любите общественный транспорт, всегда можно нанять такси, например, Gett или Яндекс.такси.

От главной городской площади Тукая прогулка займет около 15 минут (1,3 км), но можно доехать и на троллейбусе № 8.

Смотрите маршрут на карте:

Ramina

Очень красивое здание театра, ощущение как будто ты на минуточку очутился в диснеевских сказках?

Natalya

Для детей, просто сказка ??

Oleg

Очень красиво

Marina

Нарядно, иллюминация

Смотреть отзывы на

Купить билет в театр Кукол в Казани

Спектакли проходят с четверга по воскресенье еженедельно. Как правило, они утренние (11:00, 13:00), но есть и вечерние для детей старших возрастов (18:00).

Билеты в кукольный театр Казани можно купить в кассах, у официальных распространителей или на официальном сайте.

Касса работает каждый день с 09:00 до 19:00 (обед 13:00—13:30).

Стоимость билетов зависит от дня недели (будни или выходные/праздники), места (на задних рядах дешевле) и стадии показа (премьерные спектакли дороже). Билет приобретается на каждого зрителя, в том числе на маленьких детей.

Это интересно: Губернаторский дворец в Казани — передаем суть

Репертуар

Продолжительность спектаклей не превышает 1 часа 40 минут, в среднем представление длится 1 час.

Каждый спектакль имеет свое возрастное ограничение: не рекомендуется ходить на спектакли детям младше указанного возраста — они могут устать или не понять.

Для детей от года-двух лет — самые простые и короткие спектакли. Это яркие куклы, время сказки 30–35 минут, легкие сюжеты. Особенно полюбились детям и родителям народные сказки, например, «Идет коза рогатая», «Гусенок». Спектакли отличаются интерактивностью, ведь ребенка в возрасте 1–2 года не заставишь сидеть на месте. Зрители помогают спасти малыша Гусенка, или учат Внучку слушаться Дедушку в сказке «Не хочу, не буду». Сказки сопровождаются танцами и песенками, которые обязательно увлекут малышей.

В возрасте 3–5 лет ребенок с удовольствием следит за сюжетными линиями, и ему интересно посмотреть инсценировку любимых сказок: «Добрый доктор Айболит», «Гуси-Лебеди», «Кот в сапогах». В театре Кукол «Экият» для детей этого возраста ставят спектакли на татарском языке, чтобы с раннего возраста приучать детей к родной речи и традициям родного края.

В школьном возрасте детей пора обучать житейской мудрости, все чаще говорить о долге к родителям и стране, прививать патриотизм и любовь к родному краю. Спектакль в театре кукол справится с этой задачей. «Ночь перед Рождеством», «Глаза матери», «Кякрушка» захватят детей с первой минуты и надолго оставят след в их душе.

Есть в театре кукол и представления для старшего детского возраста — их с удовольствием смотрят не только в 16, но и 40 лет. Например, спектакль «Ханума» — веселая история о никогда не унывающей и предприимчивой свахе Хануме. По сюжету, обедневший грузинский князь собирается выгодно жениться и обращается к знаменитой свахе Хануме. И вот невеста найдена, но самое интересное только начинается: оказывается, свахи работают в условиях жёсткой конкуренции! Соперница Ханумы Кабато намеревается выдать за князя свою претендентку Сону — но эту девушку любит княжеский племянник Котэ. Конечно, Ханума не допустит разлуки влюблённых и торжества конкурентки.

1940–1960-ые годы

В 1940–1965 гг. художественным руководителем Казанского театра кукол был С.М.Хусни. Его деятельность сыграла значительную роль в становлении театра. Пережив суровые военные годы, потеряв большую часть мужского состава, театр работал преимущественно небольшими бригадами в госпиталях и эвакопунктах («Воюющий Петрушка», «Петрушка на крыше»; «Маленькие партизаны» Ш.Зайни, «Сказка о партизанском крае» Х.Садри, «Камыр-батыр» С.Хусни, Р.Хабибуллиной).

В 1944–1945 гг. труппа пополнилась новыми актёрами: М.Рычковой, Г.Тагировой, В.Третьяковой, Г.Мубаряковой, Д.Вишневской, Н.Кирилловым, И.Трофимовым.

Освободившись от влияния эстетики ТРАМ, С.Хусни вместе с коллективом начал осваивать тростевую куклу, что в значительной мере расширило выразительные возможности кукольного спектакля, позволило перейти к созданию больших стационарных постановок.

Спектакли «Ходжа Насретдин», «Абугалисина» по пьесам Н.Исанбета, «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Н.В.Гернет, «Черевички» по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», поставленные С.М.Хусни совместно с художниками Э.Б.Гельмсом и П.П.Троицким, стали поворотными событиями в истории Казанского театра кукол, определили его последующее художественное развитие.

Значительными работами были также спектакли по произведениям «Айтуган» Ш.Зайни, «Кисекбаш» А.Камала, «Находчивый юноша» Д.Аппаковой, «Алпамша» и «Хитрый Тази» С.Хусни, «Кошкин дом» С.Я.Маршака, «Снежная королева» Е.Л.Шварца.

1960-е гг. были ознаменованы режиссурой И.М.Москалёва, возглавлявшего художественное руководство театра в 1965–1968 гг. Спектакли «Смелая сказка» по произведениям А.П.Гайдара, «Маленький принц» по повести А. де Сент-Экзюпери стали значительным достижением театра в области освоения принципиально новой эстетики кукольного представления, совмещавшего все виды кукольной техники с актёрами «живого плана», расширившего пространство спектакля и придавшего ему эпическую масштабность.

1930-ые годы

В 1934 г. был преобразован в Первый государственный интернациональный театр кукол с русской и татарской группами (директор и художественный руководитель — С.М.Мерзляков). В труппу, наряду с некоторыми актёрами прежнего состава, вошли С.Валиуллина, П.Бикмухамедова, Б.Рычков, В.Гафаров, М.Хисамова, Ф.Тагиров, Р.Хабибуллина, М.Язвина, Х.Сабитова, Г.Медведев.

До 1941 г. функционировал как передвижной театр.

В 1932–1941 гг. актёры работали преимущественно с перчаточными куклами; характер представлений основывался на традициях народного кукольного «театра Петрушки» с использованием приёмов театров рабочей молодёжи (ТРАМ) и так называемой «живой газеты» с их публицистической и дидактической направленностью и содержательной социальностью.

Основу репертуара составляли спектакли «Петрушка-беспризорник», «Петрушка-иностранец», «Через перестройку включим школу в соцстройку», «Не мешайте работать ребятам», «Особый эскадрон», «По вражьему следу», многие из которых были сочинены С.М.Мерзляковым.

Однако уже в этот период театр стремился разнообразить репертуар включением в него пьес на художественно-литературной основе, инсценировок сказок: «Братья Монгольфье» Г.Л.Владычиной и Е.Тараховской, «Каштанка» Е.В.Сперанского (по рассказам А.П.Чехова), «Гусёнок» Н.В.Гернет, «Весёлый портняжка» С.Веприцкой (по сказке братьев Гримм), сказок А.С.Пушкина, П.П.Ершова («Конёк-Горбунок»), которые способствовали обогащению содержания и выразительных средств театра.

Особое место в репертуаре заняли созданные на основе сказок Г.Тукая «Коза и овца» и «Шурале» спектакли, заложившие основы национального репертуара.

В 1937 г. на 1-м Всесоюзном смотре кукольных театров СССР в Москве был отмечен спектакль Казанского театра кукол «Три подружки» по авторской версии русской народной сказки, созданной С.М.Мерзляковым и переведённой на татарский язык.

1970–1990-ые годы

Решительно отказавшись от натурализма, театр в этот период сосредоточился на выявлении специфических особенностей искусства театра играющих кукол, стремясь к наибольшей выразительности куклы и добиваясь внешней образной характерности, к жанровому разнообразию кукольных представлений.

Труппа пополнилась актёрами А.Шмелёвым, Р.Зиганшиным, В.Маяковой, Н.Шестопаловой, Л.Дьяченко, Р.Имамутдиновым, И.Зиннуровым, З.Алексеевой, Г.Мифтаховой.

К сотрудничеству с театром активно привлекались местные авторы: Р.Батулла, Т.Миннуллин, Л.Ихсанова, Н.Фаттах, Ю.Адаш, Г.Сабитов, Н.Даули, Р.Бухараев, Л.А.Кожевников, Зульфат, чьи пьесы составили репертуар 1970–1990-х гг.

Значительную долю в репертуаре театра заняли также пьесы зарубежных драматургов, что обогатило искусство театра игровыми приёмами кукольных театров многих народов мира.

Ведущую роль в спектаклях этого периода приобрёл художник, что наиболее явно проявилось в постановках, оформленных А.А. и В.Е. Губскими: «Утка с бриллиантом» Н.Фаттаха, «Глаза змеи» И.Зиннурова, «Пушок-волшебник» А.Попеску, «Винни-Пух и все-все-все» А.Милна, «Волшебные сны Апуша» Р.Бухараева, «Золушка» Ш.Перро.

Репертуар театра этих лет пополнился спектаклями для взрослого зрителя: «И дольше века длится день» по повести Ч.Айтматова, «Цыганы» по поэме А.С.Пушкина, эстрадное обозрение «Паппет-шоу» Л.А.Дьяченко, водевиль «Беда от нежного сердца» В.А.Соллогуба, комедия «Четыре жениха Диляфруз» Т.Миннуллина.

В 1974 г. театр был принят в коллективные члены международной организации кукольных театров УНИМА, выезжал для участия в работе международных фестивалей, симпозиумов, конгрессов УНИМА в Венгрию, Польшу, Югославию, Болгарию, Турцию, Германию, Францию, США. Театр ведёт активную гастрольную деятельность как в России, так и за её пределами.

Спектакли театра — дипломанты международных фестивалей в гг. Брауншвейг (ФРГ, 1994, «Паппет-шоу» Л.А.Дьяченко), Адан, Измир (Турция, 1995, «В ту жуткую ночь» Зульфата; «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, 1999), Канны (Франция, 2000, «Закинул я удочку» Р.Курбана, «Гуси-лебеди» Л.А.Кожевникова) и др.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий