Цирк в Санкт-Петербурге

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк сегодня

В 2003–04 гг. был восстановлен прежний архитектурный облик здания. На фасадах были установлены недостающие декоративные элементы, исчезнувшие во второй половине прошлого столетия в ходе очередной реконструкции. Последние реставрационные работы проводились в 2014–15 гг. Количество мест для зрителей уменьшилось, но они стали более удобными. Оркестр из Царской ложи переместили на свое первоначальное место — над форгангом (занавесом, отделяющим закулисное пространство от арены).

Вход в цирк осуществляется с трех сторон:

  • с площади Белинского (центральный вход) — к 1–8 рядам и ложам;
  • с Инженерной улицы — к левой стороне 9–16 рядов;
  • с набережной Фонтанки — к правой стороне 9–16 рядов.

Здание цирка, Цирк Чинизелли

В вестибюлях второго этажа, а также в правой стороне первого этажа имеются буфетные зоны. По внешнему периметру зала расположены раздевалки, а в левой стороне вестибюля первого этажа — помещение для хранения детских колясок.

Желающие могут посетить сувенирную лавку цирка в правой стороне первого этажа и музей.

Музей цирка

Экспозиция насчитывает более 130 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории циркового искусства. Здесь представлены плакаты и рекламки, костюмы и реквизит, фотографии разных лет и видеосъемки, живопись и графика. На первом этаже собраны подлинные предметы, сюрреалистические картины и документы, имеющие отношение к основателю цирка — Гаэтано Чинизелли. На третьем этаже можно ознакомиться с историей отечественного циркового костюма, увидеть сценические образы иллюзионистов, гимнастов, дрессировщиков, жонглеров, акробатов, клоунов и т. д.

Первый в мире Музей цирка и эстрады был создан в Ленинградском цирке в 1928 году стараниями В. Андреева, ученого хранителя Театрального музея, и Е. Гершуни, заместителя директора цирка. Пополнению коллекций способствовали сами цирковые артисты и неравнодушные жители города.

История музея

История Музея циркового искусства началась в 1928 году, когда на базе Ленинградского цирка было открыто первое в мировой музейной практике учреждение – Музей цирка и эстрады, которое собирало, систематизировало и изучало материал, имеющий отношение к истории циркового искусства. Инициатива создания музея принадлежала В. Я. Андрееву, который преподавал сценическое движение в театральной школе и уже имел опыт основания Театрального музея. В основу музейной коллекции были положены материалы, касающиеся цирка и эстрады, которые были собраны лично В. Я. Андреевым и цирковым деятелем, режиссером Е. П. Гершуни.

Зал музея

Благодаря материалам Музея циркового искусства было существенно расширено исследование по истории цирка, которое изложено в книге «Цирк. (Происхождение. Развитие. Перспективы.)», написанной в 1931 году историком и теоретиком циркового искусства Е. М. Кузнецовым. Практически с первых месяцев своего существования музей обустраивал выставки, посвященные различным жанрам циркового искусства (жонглирование, клоунада, конный цирк и др.), которые располагались непосредственно в фойе здания Ленинградского цирка. Самыми первыми экспозициями музея, организованными в 1928 году, стали выставки под названием: «Хищники в цирке» и «Дрессировка животных». С 1975 года Музей циркового искусства располагается в помещениях на втором этаже здания, которое ныне носит название Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.

Здание это, созданное в 1877 году по проекту архитектора В. Кенеля, является по ряду причин уникальным: во-первых, оно стало первым в России каменным стационарным цирком. Во-вторых, купол этого цирка был самым большим среди европейских цирков той эпохи. В-третьих, при возведении купола впервые были использованы ребристо-сетчатые конструкции, которые позволили отказаться от поддерживающих купол колонн, использовавшихся традиционно в таких зданиях. Такое архитектурное новшество сделало интерьеры цирка легкими и воздушными и замечательно усилило эффект открытого пространства. Впоследствии, купол Санкт-Петербургского цирка был внесен в список выдающихся памятников науки и техники.

Здание музея

В наши дни основные коллекции Музея циркового искусства расположены в двух помещениях, над интерьером которых работал в 1989 году художник М. Горелик. Фонды музея насчитывают около 90 тысяч различных экспонатов русского и иностранного происхождения, которые распределены по коллекциям: библиотека, фототека, видеотека, отдел плаката, отдел костюмов и реквизитов, отдел цирковых программок, отдел газетных вырезок и рукописного материала, отдел пластических форм и др. Огромную поддержку в формировании фондов музея в разные годы оказывали артисты цирка, передававшие в коллекции личные вещи, плакаты, программки, фотографии и другие материалы. С коллекциями Музея циркового искусства часто работают специалисты, изучающие искусство цирка и использующие материалы коллекций при написании книг или диссертаций по истории и теории циркового искусства.

Экспозиция музея

Также смотрите лучшие места для фотосессий по всему миру на портале Top Photo Spots.

В разные годы деятельности музея его коллекции использовались при организации сторонних выставок в различных городах страны, а также в Германии (1972), Чехословакии (1976), Бельгии (1996), Финляндии (2002, 2004-06). В выставочном зале музея за последнее десятилетие были организованы обширные экспозиции по нескольким темам: «Цирк глазами детей», «К 100-летнему юбилею клоуна Карандаша (артист М. Румянцев)», «Цирк о времени и о себе» (125-летие Санкт-Петербургского цирка), «Артисты цирка в годы войны» и др. Одна из последних экспозиций музея (2012 г.) носит название «Магический круг манежа» и посвящается двум знаменательным событиям: 185-летию циркового здания на берегу Фонтанки и 135-летию Большого государственного цирка, существовавшего до революции под именем цирк Чинизелли.

Сторонняя выставка

Афиша цирка на Фонтанке в 2020 году

Программы представлений на арене цирка меняются каждый сезон. Здесь выступают звездные коллективы, удостоенные высших наград, и молодые артисты циркового жанра. В шоу участвуют акробаты и дрессировщики, воздушные гимнасты и жонглеры, клоуны и иллюзионисты. Нередко представления носят тематический и сюжетный характер. В увлекательных спектаклях задействуются трюки с огнем, водой и световыми эффектами. В дни новогодних праздников на арене появляются сказочные герои и волшебники, увлекающие за собой в фантастические путешествия.

Выступление хищников, Цирк Чинизелли

В Большом Санкт-Петербургском государственном цирке выступают не только отечественные, но и зарубежные коллективы. Временами арена наполняется водой или превращается в ледяной каток.

Представления в цирке на Фонтанке на Октябрь 2020 года

Обычно цирковые программы начинаются в будни — в 15:00, в субботу — в 14:00 и 18:00, в воскресенье — в 13:00 и 17:00. В зависимости от особенностей программы и в праздничные дни время может меняться.

Из-за специфики циркового жанра фото- и видеосъемка во время представлений запрещена. Опоздавшие зрители могут войти в зал только с разрешения дежурного администратора. Арена, Цирк Чинизелли

Как добраться до цирка на Фонтанке

До остановки «Государственный цирк» следуют маршрутные такси № К-107 и К-289.

На Садовой улице находится остановка «ул. Инженерная». До нее можно доехать:

  • трамваем — № 3;
  • автобусом — № 49;
  • маршрутным такси — № К-212.

Ближайшие станции метро — «Гостиный двор» (линия 3) и «Невский проспект» (линия 2). После выхода из метро необходимо проследовать к Садовой улице и пройти по ней до ул. Инженерной. Далее — свернуть направо.

Схема метро и интерактивная карта общественного транспорта Санкт-Петербурга

Оптимальный пешеходный маршрут от метро до цирка на Фонтанке

При поездке на личном автотранспорте следует учитывать, что парковка непосредственно перед цирком (на площади Белинского) запрещена. Бесплатно можно припарковаться вдоль Инженерной улицы и на нечетной стороне набережной Фонтанки. Платные стоянки находятся на улицах Белинского и Моховой, а также на четной стороне набережной Фонтанки.

В Санкт-Петербурге можно воспользоваться мобильными приложениями такси Uber, Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

Цирк на Фонтанке: видео

Цирк в Санкт-Петербурге появился задолго до балета и оперы. Первые деревянные передвижные аттракционы стали появляться на улицах города еще в эпоху Петра I. За 100 с лишним лет цирковые балаганы усложнились до такой степени, что им понадобилось постоянное помещение.

В 1867 году у Михайловского манежа была возведена арена для цирковой труппы Карла Гинне. В 1869 году он пригласил к себе в цирк известного дрессировщика Гаэтано Чинизелли. Его успех у публики оказался настолько грандиозным, что в 1875 году он получил разрешение на строительство каменного цирка. 26 декабря 1877 года было открыто здание, которое стоит на этом месте до сих пор.

Новое здание было создано по проекту архитектора Василия Кенеля. Строительство цирка требовало нетипичных технических решений. У нового цирка был построен купол без поддерживающих колонн, так получился необычный пространственный эффект. Серебристая чаша накрывала зрительный зал, создавая эффект вечернего неба. Над зрительным залом, где было 5000 мест, нависала царская ложа. На перилах и балконах сверкало золото, кресла были оббиты бархатом.

За долгую историю цирк стал одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Здесь начинали карьеру многие знаменитые артисты, например, дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы, тут выступал Иван Поддубный. Цирк прославился плеядой знаменитых клоунов, которые выступали на его арене, например, семья Запашных и «Карандаш» М. Н. Румянцев.

Посетителям

Музей располагается в здании цирка. Для удобства гостей в цирке также оборудована гостиница.

Полезные ссылки для туристов:

  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
  • Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.

Народные названия, топонимы

  1. Цирк Чинизелли на Фонтанке

Цирки

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Главный петербургский цирк был построен в последней четверти XIX века. В разработке проекта принимал участие знаменитый циркач Г. Чинизелли – главный инициатор создания стационарного цирка. В каменном здании были реализованы все на тот момент передовые инженерные решения. Большепролетный сетчато-ребристый купол-чаша создавал эффект открытого пространства, так как конструкция позволила отказаться от внутренних колонн.

С момента открытия в 1877 году на арене выступала труппа Гинне, куда входили и члены семьи Чинизелли. После 1919 года, когда цирк стал государственным, им стал управлять Коллектив работников, а несколькими годами позже – первый советский директор В. Труцци. К сожалению, часть роскошного убранства зала была уничтожена, а после реконструкции в начале 60-х гг. ХХ века здание лишилось и украшений на фасаде. Он был восстановлен лишь в 2004 году.

Сегодня в цирке проводятся:— тематические представления с участием труппы;— цирковые спектакли на основе литературной классики;— зрелищные шоу – новогодние, детские.

В партере и ложах размещается до 1500 зрителей. После реконструкции в 2015 году оркестр вернулся на место над занавесом, а ряды кресел расположили так, чтобы посетителям стало удобнее смотреть представления.

Где находится циркЗдание находится на набережной р. Фонтанка, №3А. От ближайшей ст. метро «Гостиный двор» можно дойти пешком за 10 минут – через Малую Садовую улицу или Невский проспект. Удобно добираться до цирка и на автомобиле, общественном транспорте.

История Большого Санкт-Петербургского цирка / цирка Чинизелли

История цирка берёт начало с 1827 года, когда в Инженерном сквере (перед южным фасадом Михайловского замка) у Семеоновского моста (ныне мост Белинского) находился цирк Турнера. В то время строения цирка были деревянными и мобильными.

В 1864 году в Петербург прибыл цирк Карла Гинне, который разместился в деревянном здании, которое в последующем пришлось снести из-за ветхости. В 1867 году Гинне приступил к строительству нового деревянного цирка, в котором его труппа выступала до 1871 года. Одновременно с этим Карл Гинне предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного стационарного цирка, но власти ему отказывали и в 1872 году Гинне покинул Петербург, а управление цирком передал своему зятю (мужу сестры) – Гаэтано Чинизелли, который был наездником в цирковой труппе.

В 1875 году Чинизелли добивается у властей разрешения на приобретение участка для строительства каменного цирка, а также дал обещание устроить на собственные средства сквер на Михайловской площади (ныне Манежная площадь) напротив главного фасада Манежа. Этот сквер существует и сегодня.

Здание цирка было построено в 1876-1877 годах по проекту архитектора Василия Александровича Кенеля. Цирк открыл двери для посетителей 26 декабря 1877 года и стал первым каменным стационарным цирком Российской империи. Тогда здание цирка поражало величием и изяществом, а также богатым внутренним декором. Купол цирка по тем временам был решен по-новому – вместо традиционного использования колонн был применен такой способ, позволяющий замкнуть круглое пространство диаметром 49,7 метров без единой внутренней опоры, что давало лучший обзор сцены.

Освещался цирк роскошными газовыми люстрами.

При цирке была и конюшня, куда имела право заглянуть только привилегированная публика.

Устройство зрительного зала было создано таким образом, что предусматривало четкое разделение посетителей по классовой принадлежности: ложи и места в партере предназначались для состоятельной публики, а для «народа» были отведены дешевые места во 2-ом ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящих зрителей. Пространства зала имели отдельные входы с улицы, а внутри зала они были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз и наоборот. Сидячих мест в цирке было 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.

Также в цирке была и царская ложа, в которую вела пятая слева дверь на фасаде ризалита. Ложа была декорирована малиновым бархатом, архитектурной лепкой, сверкала зеркалами.

Благодаря всему этому здание цирка быстро набрало популярность и вошло в ТОПы достопримечательностей города.

В 1919 году история цирка, связанная с родом Чинизелли, прекратилась – директор покинул Россию и эмигрировал в Париж, а здание перешло в распоряжение государственной власти, после чего исчезли многие украшения цирка.

В 1959-1963 годах здание цирка было капитально реконструировано и приобрело свой современный вид.

В 2015 году в честь двухсотлетия Гаэтано Чинизелли зданию вернули его изначальное имя «Цирк Чинизелли».

История цирка Чинизелли

Открытие первого каменного цирка в России состоялось в декабре 1877 года. Его основателем стал известный в Европе дрессировщик лошадей и наездник — итальянец Гаэтано Чинизелли, являвшийся в то время главой многочисленного циркового семейства. В Петербург он прибыл по приглашению брата своей жены Карла Гинне в 1869 году для выступлений в деревянном цирке на Манежной площади.

Фасад, nikola

Несмотря на неоднократные отказы местных властей, настойчивый Гаэтано сумел добиться разрешения на приобретение земельного участка у Фонтанки, на территории Инженерного сквера. На доводы городских мужей о том, что цирк закроет фасад Инженерного замка, детям негде будет гулять, а сам цирк не имеет общеобразовательного и культурного значения, Чинизелли ответил убедительным предложением. Он пообещал за собственные средства снести деревянный цирк на Михайловской (ныне — Манежной) площади, разбить там сквер, украсить его фонтаном и поставить декоративную ограду. В результате итальянец получил участок и разрешение на строительство цирка, а Петербург приобрел сразу несколько достопримечательностей.

Гаэтано умер в 1881 году в возрасте 66 лет. Со всеми почестями он был захоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском лютеранском кладбище. Цирк Чинизелли возглавила его жена, а затем сыновья. После Октябрьской революции объект был национализирован и перешел в подчинение государственным структурам, а семья Чинизелли покинула Россию навсегда.

Особенности здания

С технической точки зрения здание цирка было уникальным для второй половины XIX века. Купол диаметром почти 50 м не имел внутренних опор, что в значительной степени расширяло внутреннее пространство, а сетчато-ребристое строение сферического покрытия облегчало давление кровли на стены. В дальнейшем инновационное решение прижилось в более поздних проектах аналогичных объектов.

Царская ложа, Цирк Чинизелли

Зрительный зал имел роскошное оформление. В декоре присутствовал бархат густых малиновых оттенков, а в качестве украшений — многочисленные зеркала и золоченые элементы. За счет вместительных галерок число посетителей могло доходить до пяти тысяч человек. Партер был рассчитан на полторы тысячи. Царская ложа являлась атрибутом высокого статуса цирка.

Награды

2020

“Золотой слон” 9-ого Международного фестиваля в Испании
9-й Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» проходил в Жироне, Испания с 13 по 18 февраля 2020 г.
Золото фестиваля – Воздушные гимнасты на ремнях «Закрывая глаза» Екатерина Запашная и Константин Растегаев. Росгосцирк, Россия
Бронза фестиваля – Жонглеры на стрелах «Гравитация» п/р Валерия Щербакова. Росгосцирк, Россия

2020

Сертификат члена жюри в 13-м Будапештском цирковом фестивале
Certificate Member of the International Professional Jury For Participating at the 13th Budapest Circus Festival
8-13 January, 2020 Budapest
Сертификат члена Международного профессионального жюри за участие в 13-м Будапештском цирковом фестивале 8-13 января 2020 г., Будапешт

2019

Звезда Театрала
XII церемония вручения премии «Звезда Театрала» состоялась в декабре 2019г в Театре им. Вахтангова
«Звезда Театрала» – единственная российская награда в сфере театрального искусства, которая обладает статусом независимой премии зрительских симпатий. За годы существования она стала символом непредвзятой оценки и общественного признания, ведь ее лауреатов определяет самое массовое жюри – многотысячная зрительская аудитория.
Награды за номинацию «Лучший театрализованный проект» удостоен цирковой коллектив шоу «Бурлеск» п/р Заслуженного артиста России Гии Эрадзе

Артисты цирка

Король. Монолог
Артисты балета “Королевского цирка” п/р Анастасии Якимовой
Визитная карточка шоу “Королевский цирк” грандиозный номер, включающий в себя настоящий бал Короля, где артисты в эксклюзивные костюмах танцуют сложные па, а над ними кружатся воздушные гимнасты на “хрустальных люстрах”, украшенных настоящими кристаллами Swarovski, взмывающих под купол цирка совершенно без страховки.
Фото: Pit Buehler

Дикий мир
Принцесса цирка Людмила Суркова
Аттракцион «Дикий мир» – это сочетание филигранной дрессуры, потрясающего доверия человека и животного, приправленные красотой и харизмой артистки и ее подопечных. Был удостоен таких наград, как: Гран-при XVII Международного фестиваля в московском цирке Ю. Никулина, специальный приз от Министерства культуры РФ и многие другие.

Райский сад
Дарья и Владимир Лекаревы
Уникальный номер с участием единственных в мире цирковых розовых пеликанов и самых ярких в своем роде попугаев Ара, а так же самого артистичного Какаду. Все действие в манеже разворачивается вокруг дворцового фонтана, куда слетаются птицы, прям над головами зрителей.
Фото: Pit Buehler

Испания
Екатерина и Максим Бощенко
Страстная коррида, настоящие испанские ритмы и филигранная дрессура горных кавказских яков. Грозные, но такие грациозные – они выполняют невероятные трюки: танцуют вальс вместе со своими отважным Тореадором и его прекрасной дамой.

Зима
Татьяна и Николай Исаевы
Зимняя сказка разворачивается на манеже перед зрителями, снежный шум уносит далеко в русский лес, где настоящие северные олени, белые и бурые лисы, и гончие русские борзые одновременно кружатся в танце.
Фото: Pit Buehler

В гостях у Шейха
Екатерина Запашная и Константин Растегаев
Красивые узоры на манеже, прекрасный Восток манит своими богатствами, красивыми девушками и невероятными трюками. На манеже настоящие корабли пустыми, вальяжно шагающие друг за другом в прелестных комбинациях, которыми руководит Шейх. Настоящая восточная сказка.
Фото: Pit Buehler

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий