Богоявленский собор Казань

Колокольня Богоявленского собора

Колокольня – первое, что бросается в глаза при взгляде на достопримечательность. Свой нынешний вид она обрела после того, как на её строительство было выделено 25 тысяч рублей. Именно такое условие прописал в своем завещании почетный житель города Казань и купец I гильдии И. С. Кривоносов.

Летом 1893-го в местной газете было размещено объявление, призывающее всех желающих принять участие в конкурсе на лучший проект звонницы. Само же строительство церкви началось 24 ноября 1893 года и завершилось спустя четыре года. Поначалу в постройке были подвешены старые колокола, но уже в октябре 1900 года она удостоилась нового колокола, весившего целых 8,62 тонны. Вместе с колоколом на самой верхушке центрального купола был установлен позолоченный крест весом 0,28 тонн.

Святыни

Елоховский собор в Москве может похвастать значительным собранием важных православных святынь. Это, например, такие известные иконы, как:

  • Список чудотворного образа Казанской Божьей Матери,
  • Богоматерь «Избавительница»,
  • Божья Матерь «Млекопитательница».

Первый из образов особо важен, поскольку представляет собой список XVIII века, находившийся в Казанском соборе на Красной площади. По сути, это была одна из главных богородичных святынь Москвы. Когда в 1946 г. собор был закрыт и разрушен, икону перенесли в Елоховский храм и поместили в иконостас, сам по себе являющийся значимой реликвией.

Богоматерь «Избавительница» также поступила в храм из другой закрытой московской церкви – Покрова в Филях. Этот образ считается чудотворным и привлекает к себе немало паломников, как и Божья Матерь «Млекопитательница», которая находится в храме с конца XIX века и является подарком настоятеля афонского Ильинского скита архимандрита Гавриила.

Елоховский храм, который знает вся Москва, помимо чудотворных икон славится и другими реликвиями. Речь в частности идет о мощах святителя Алексея Московского, которые были переданы храму в 1947 г. Тогда же для них была изготовлена бронзовая рака с вышитым изображением святого на крышке. Автором проекта стал художник М.Е. Губонин, который создал и деревянную сень над ракой.

Рядом с северной стеной храма находится Распятие второй половины XIX века, под которым стоит металлическая рака, содержащая в себе сразу несколько святынь — частицу Древа Животворящего Креста, главу св. Ионна Златоуста, десницу апостола Андрея Первозванного, частицы мощей святителя Петра и Николая чудотворца.

Важной для современной истории святыней является погребение патриарха Сергия. Беломраморное надгробие для него создал в 1949 г

великий архитектор Щусев, для которого это было одно из последних творений. Рядом, под стеклянным колпаком, выставлен патриарший куколь Сергия.

История храма

Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.

Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Всех Святых на Соколе — расписание богослужений

Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.

В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку. Во времена проведения антрирелигиозной борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.

С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.

Почитаемые иконы и святыни

Среди всех образов особо выделяются:

  1. Список (копия) иконы Богоматери «Казанская»: когда-то она находилась в Казанском соборе на Красной площади и, по преданию, в 1612 году помогла спасти Россию от поляков. Некоторое время копия находилась в Богоявленском соборе в Дорогомилово, а в 1930 году ее перевезли сюда. Иконе молятся об излечении болезней, о помощи в принятии правильного решения и поддержке в сложной ситуации, о защите семьи и особенно детей;
  2. Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»: ей молятся о помощи в делах, особенно когда те связаны с торговлей и путешествиями, излечении физических и духовных болезней, избавлении от трудностей в семье;
  3. Икона Богоматери «Взыскание погибших»: образ помогает излечиться от болезней, вернуть веру в Господа, удачно выйти замуж;
  4. Икона Серафима Саровского: святого, почитаемого в православии. В окладе иконы имеются частицы его одежды и камня, на котором он сидел тысячу дней и молился;
  5. Мощи святителя Алексия, митрополита Московского: он жил в XIV веке и прославился не только как религиозный деятель, но и как политический советник при трех московских князьях. Святой пользовался благосклонностью Орды и даже излечил жену хана Золотой Орды Тайдулу от болезни глаз. Алексий был канонизирован через 50 лет после смерти, его мощи положили в храме Архангела Михаила Чудового монастыря в Кремле. Через несколько лет их перенесли в Алексиевский храм в том же монастыре, во второй половине XVII века их вновь переместили – уже в Благовещенский храм. С 1947 года мощи расположены в Елоховской церкви.

Также в Елоховской церкви похоронены 12-й и 15-й Патриархи московские – Сергий и Алексий II. При желании посетители могут взглянуть на их надгробия.

Режим работы и способы проезда

Храм доступен для посещения прихожанами с 08:00 до 17:00 в будние дни, а по выходным и праздникам – с 09:00 до 17:00. Посетить собор Богоявления Господня в Казани можно во время пешеходной экскурсии по улице Баумана, а также самостоятельно.

Добраться на автобусах сюда можно следуя маршрутами под № 10а, 29, 30, 35, 54, 63, 71, 90, 91 и троллейбусами № 2, 3, 5, 7, 8. Остановка – “Площадь Габдуллы Тукая”. Богоявленская церковь находится по адресу: улица Баумана, 78.

Для получения детальной информации перед посещением любой желающий может позвонить по телефону: 8 (843) 292 17 58.

  1. Благовещенский собор Казани
  2. Петропавловский собор
  3. Казанский Богородицкий монастырь
  4. Улица Баумана
  5. Свияжск
  6. Раифский Богородицкий монастырь

Интересные факты

  1. Собор знаменит тем, что в его стенах принимал крещение Федор Иванович Шаляпин, а в подростковом возрасте он пел здесь в церковном хоре. Сегодня во дворе церкви можно увидеть памятник этому известному оперному и камерному исполнителю.
  2. В 1901 году звонница церкви пострадала от удара молнии, в результате чего образовалась внушительная по размерам дыра.
  3. Достопримечательность признана федеральным объектом исторического и культурного значения в 1995 году.
  4. Кому принадлежит авторство проекта здания, доподлинно неизвестно. Одни исследователи полагают, что это был архитектор Генрих Руш, другие не сомневаются в причастности к этому архитектора Михаила Михайлова.
  5. Колокольня собора находится в ведомстве Министерства культуры Татарстана. Здесь для посетителей работает выставка древнерусского искусства.
  6. В 2016 году на Богоявленской колокольне была открыта смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на исторический центр города.

Второе рождение здания

В первой половине двадцатого века храм переживал свои тяжёлые времена. Эта церковь в Иркутске была закрыта для богослужений и прихожан, а в её здании разместился хлебобулочный завод. В данный период времени собор не один раз изменялся, чтоб соответствовать производственным помещениям цеха. Вся его архитектура прошлых лет подверглась полному уничтожению. В соборном здании ещё к тому же размещалось общежитие сотрудников цеха, что привело к полному упадку сооружения.

Он длился целых восемнадцать лет и закончился только лишь в 1986 году. Затем, после завершения реставрационных работ, храм был передан во владение краеведческому музею областного значения, который развернул там свою экспозицию. В его помещениях несколько лет читались публичные лекции, посвященные русской культуре и её возрождению, а также часто проводились разнообразные концертные мероприятия.

Реконструкция

В конце декабря 1862 году город Иркутск вновь содрогнулся от сильного землетрясения. Храм в результате этих событий также сильно пострадал. В этом сооружение были уничтожены практически все своды, стены покрылись многочисленными трещинами, а также во многих местах полопались арки, у окон выпали рамы, сдвинулись со своего места колонны. Поэтому было принято решение горожанами, что православный храм в Иркутске нужно реставрировать.

Во второй половине девятнадцатого столетия рядом со зданием собора был возведён архиерейский дом. В его комнатах находись покои архиерея, а также различные административные помещения и духовная консистория. Со временем здесь ещё появилась библиотечная комната, где находилось большое собрание православных книг и пристройка, в которой расположилось училище.

Таким образом, на протяжении двух веков вся духовная жизнь города была сосредоточена в этом кафедральном храме Явления Господня (Иркутск). Собор Богоявления потерял данный статус только в 1893 году, когда возвели Казанское храмовое сооружение, в которое была перенесена существующая кафедра епархии.

История

Святыня ведет свою историю от небольшой деревянной церквушки, которая стояла в месте, которое тогда было не центром столицы, а подмосковной деревушкой — Елох или Елохово. По преданию, именно здесь на паперти увидел свет знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, чье имя носит один из самых знаменитых храмов Москвы.

Но первое документальное упоминание встречается в 1687 г., тогда строение все еще было деревянным. Уже через 30 лет его сносят и возводят вновь в камне. Новая святыня строилась на пожертвования прихожан, а кирпич был подарен самим императором Петром I.

Правда, новому зданию не суждено было простоять больше столетия – Елоховская церковь на Бауманской оказалась теперь в самом центре стремительно растущего города и больше не могла вместить всех прихожан.

В 1837 г. здание частично разбирают и начинают перестраивать в модном тогда стиле ампир под руководством зодчего Евграфа Тюрина. Теперь он должен был стать полноценным пятикупольным собором. Архитектору удалось прекрасно соединить каноны православного строительства с лучшими образцами классической архитектуры.

План строения, представляющего собой пятиглавый куб, – типичное решение для русских церквей. Но сами купола выглядят очень легко, практически паряще, благодаря тому, что барабаны, в соответствии с заветами ампира, превратились в ротонды с огромными оконными проемами. В 1853 святыню украсил роскошный резной иконостас. При этом часть Елоховского собора в Москве осталась не тронутой. Речь в частности о трапезной, которая сохранилась с XVIII века.

ХХ век принес одному из самых известных храмов Москвы серию испытаний и одновременно сделал его важнейшей православной святыней столицы и всей Русской Церкви. С установлением советской власти богослужения в Елоховском соборе должны были прекратиться. Долгое время ему прочили то судьбу рабочего клуба, то кинотеатра.

Когда в 1938 г. был снесен Богоявленский собор в Дорогомилове, бывший кафедральным, все ожидали, что такая же судьба постигнет и Елоховскую Богоявленскую церковь. Но Великая Отечественная война все изменила, и вслед за восстановлением патриаршества именно этот храм стал главным для всей Русской Православной Церкви.

Вплоть до восстановления храма Христа Спасителя он был местопребыванием патриарха Московского, и Елоховский собор в Москве, чей адрес теперь был известен каждому православному, занял особое место в жизни верующих нашей страны.

Архитектура и убранство сооружения

В 2002 году завершилась роспись алтаря, а в 2003 году — фасад здания. Мастерами-иконописцами приведено в подобающий вид более 300 квадратных метров внутреннего убранства.

Во время 18-летней реставрации многое удалось воссоздать, но полностью прежний облик храму возвращен не был.

Внешний вид

За свою трехсотлетнюю историю храм многократно достраивался и перестраивался. Комиссии, принимавшие решение по воссозданию облика, не были согласны со всеми доводами Галины Григорьевны, поэтому в современном облике храма есть несколько существенных отличий.

Вот самые заметные из них:

  1. Не было восстановлено пятиглавие купола основного объема — сейчас там только одна глава, а еще от четырех остались только подпорки.
  2. В годы реставрации было принято довольно странное решение: разобрать придел Всех Святых, находившийся с северной стороны основной конструкции.
  3. Комиссия отказала в восстановлении подвалов, служивших в прежние времена не только для церковных кладовых, но и для циркуляции воздуха под полом и просушки стен.

Современный облик дома Господня представляет собой смесь разных стилей и эпох, увенчанную элементами искусства традиционных сибирских народов. Множество ярких композиций, выполненных в древнерусских традициях, украшают фасад здания. Многоярусное сооружение завершает шатровая колокольня. При взгляде на церковь с набережной, можно принять ее за древнерусский терем.

Пространство во дворе храма изобилует цветущими растениями. Расположенные на территории дворика фонтаны и скамейки привлекают туристов в летнее время. Зимой ежегодно возводятся ледяные скульптуры.

Внутреннее оформление

Благодаря тому, что в советский период иконы из некоторых снесенных церквей свозили в Богоявленский собор, многие старинные шедевры удалось сохранить. Сейчас они поражают своим великолепием посетителей.

Многолетняя работа над созданием фресок не прошла зря — более 300 квадратных метров расписано мастерами вручную. Каждый, впервые вошедший в святилище, искренне поражается красотой и роскошью внутреннего убранства.

История Богоявленского собора Казани

Несколько столетий назад улица Баумана, где ныне находится Богоявленская церковь, называлась Большой Проломной. Дело в том, что изначально здесь располагались Проломные ворота. Позже, на этом самом месте, собственно и была воздвигнута православная святыня.

На начальном этапе строение было деревянным и в 1741 году было практически полностью уничтожено пожаром. Эти события послужили толчком к строительству храма с каменными стенами, который стал доступен для посещения прихожанами с 1756 года.

Деньги на выполнение работ по строительству архитектурного комплекса, состоящего из главного храма, трапезной, шатровой колокольни, церкви им. Андрея Первозванного и нескольких одноэтажных построек выделили меценаты И. А. Михляев и С. А. Чернов.

Что касается внутреннего убранства храма, то он претерпел несколько изменений. Поначалу здесь были старинные иконы, стены, украшенные росписью с изображениями святых, а все купола инкрустированы позолотой.

После революции 1917-го религиозный памятник некоторое время использовался как склад. Позже его помещение было переоборудовано под спортзал, а колокольня использовалась для размещения мастерских и мест для торговли.

К концу ХХ столетия знаменитый собор на Баумана имел только один центральный барабан, однако в ходе реставрационных работ, которые, к слову говоря, ведутся до сих пор, все пять глав были полностью восстановлены.

На сегодняшний день в интерьере Богоявленской церкви не сохранилось ни единой древней реликвии, все иконы, а также иконостас – современные.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий