Самолет Ан-148

Особенности авиалайнера Ан-148

В наше время выполняется разработка двухдвигательных реактивных пассажирских самолетов Ан-148 в совместном проекте предприятий Украины и России с пассажировместимостью 80 человек.

Базовой моделью для его производства стал региональный пассажирский самолет Ан-148-100 вместимостью от 70 до 80 человек и шагом кресел 864 – 762 мм. Ради повышения рентабельности пассажирских перевозок, а также для уменьшения эксплуатационных затрат авиакомпаниями используется Ан-148 на расстояния 2200−5100 км. Он может развить скорость до 800-870 км в час. По мнению маркетологов, такие показатели нынче очень востребованы среди авиакомпаний.

Лайнер Ан-148 комплектуется двумя двигателями, которые размещаются под крылом на пилонах и имеют маркировку Д-436-148. Благодаря такому размещению уменьшается вероятность проникновения в них сторонних предметов и усиливается устойчивость крыла. Даже на слабо оборудованных навигацией аэродромах имеется возможность комфортно посадить самолет, благодаря тому, что в составе Ан-148 есть современная бортовая система регистрации состояния самолета.

Радиолокационное и пилотажно-навигационное оснащение, употребление электродистанционной системы управления, многофункциональная индикация всех параметров полета самолета позволяют эксплуатацию Ан-148 даже в условиях ограниченной видимости, при всем этом сохраняя уверенность и комфорт для экипажа.

Для пассажиров комфорт обеспечивают рациональная компоновка и состав сервисных помещений, глубокая эргономическая оптимизация индивидуального и общего пространства салона, наличие в нем современных кресел, приятных мелочей в деталях интерьера, а также оптимальная система обесшумливания пассажирского салона.

Рациональное размещение пассажирских кресел по схеме 2 + 3 и длина салона позволяют варьировать пассажировместимость от 55 до 80 человек, при этом не ущемляя личного пространства пассажиров. Внутри самолета применяются компоненты в стиле Hi-Tech оборудования не только отечественного, но и зарубежного производства, благодаря которым обеспечивается высокая экономическая эффективность, техническое и эксплуатационное совершенство.

Модификация Ан-148-100 в техническом обслуживании полностью удовлетворяет международным стандартам (MSG-3, ICAO). Согласно статистике этот самолет имеет коэффициент готовности свыше 99,4 % при налете 300 часов в месяц с минимальными затратами на ТО.

Требования Международной организации гражданской авиации относительно шума на местности и эмиссии авиадвигателей полностью воплощены в новом Ан-148-100.

В разработке нового авиалайнера были применены методы 3D-моделирования с использованием CALS-технологий и системы контроля качества ISO 9000/9001-2000. Все это позволило улучшить качество документации самолета, проектных решений, сократить затраты и время в процессе производства, усовершенствовать обслуживание самолета во время его эксплуатации.

Производство и заказчики

Производство Ан-148 было развёрнуто на мощностях киевского авиазавода «Авиант» на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России.

Россия

Строительство серийных Ан-148 в Воронеже началось по украинской лицензии. Первый самолёт воронежской постройки, получивший регистрационный номер RA-61701, совершил свой первый полёт, продолжительностью 41 минуту, 19 июля 2009 года. После окончания цикла приёмо-сдаточных испытаний самолёт 1 октября 2009 года был передан заказчику. Сообщалось, что «Ильюшин Финанс Ко.» («ИФК») сформировала портфель заказов на 110 самолётов Ан-148 различных модификаций, включая 56 твёрдых договоров и 54 опциона. Также «ИФК» заключило твёрдый договор на приобретение у «ВАСО» 34 Ан-148 различных модификаций.

После отказа «Аэрофлота» от покупки дополнительных девяти пассажирских самолётов Ан-148 для дочерней авиакомпании «Россия» среди заказчиков осталась только коммерческая авиакомпания «Ангара», а также подразделения МЧС и Управление делами президента. По заявлению генерального директора ВАСО Дмитрия Пришвина газете «Аргументы недели», по состоянию на август 2016 года завод вёл переговоры с Анголой и Казахстаном о приобретении Ан-148. Кроме этого, Дмитрий Пришвин сообщил в сентябре 2016 года, что велись переговоры об поставках на Кубу. 22 февраля 2017 года представители Министерства обороны РФ сообщили, что планируется закупка Ан-148 для замены Ту-134. 6 июня 2017 года начальник авиации войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенант Александр Афиногентов сообщил, что «Военно-промышленной комиссией Российской Федерации одобрены контрольные цифры для планирования государственной программы вооружений на 2018—2025 годы, в том числе по вопросам закупки новой авиационной техники». Предлагается закупить самолёты … Ан-148 …. По состоянию на июнь 2017 года в Воронеже заканчивалась сборка двух последних Ан-148, после чего производство предполагалось прекратить, несмотря на то, что ранее поставлявшиеся Украиной, но попавшие под комплектующие удалось заместить деталями российского производства. На следующий же день ВАСО опровергло сообщения СМИ о планах прекратить выпуск самолёта: «Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, будут ли на самолёт данного типа заказчики или нет», — пояснил производитель.

По состоянию на ноябрь 2018 года на предприятии оставалось как минимум два самолета на финальной стадии готовности в ожидании поставок украинских комплектующих. По сообщению в финансовом отчете ВАСО за III квартал 2018 года, программа по производству и реализации самолетов Ан-148 будет закрыта. Кроме того, предприятие указало, что себестоимость производства Ан-148 за январь-сентябрь 2018 года составила 1,4 млрд рублей, превысив выручку от их продаж на 23%.

Украина

На Украине произведено три прототипа Ан-148 на «АНТК»; в рамках мелкосерийного производства на киевском авиазаводе «Авиант» произведено не менее четырех бортов Ан-148, последний из них – для государственного северокорейского перевозчика Air Koryo в январе 2015 года.

Заказчики

Заключённые соглашения о поставках
ПокупательТипЗаказаноПримечаниеПоставленоСалон*

МАУ

Ан-148-100В3лизинг38Б/60Эк

Россия

Ан-148-100В6лизинг68Б/60Эк

Air Koryo

Ан-148-100В2лизинг28Б/65Эк

Ангара

Ан-148-100Е5лизинг575Эк

Полёт

Ан-148-100Е2лизинг28Б/60Эк

Министерство обороны Российской Федерации

Ан-148-100Е15покупка1475Эк

ФСБ России

Ан-148-100ЕА4покупка32VIP/8Б/25Эк

СЛО «Россия»

Ан-148-100ЕА6покупка62VIP/12Б/25Эк

Министерство обороны Украины

Ан-148-100ЕА2покупка2VIP/12Б/25Эк

Cubana

Ан-148-100ЕА1лизинг2VIP/12Б/25Эк

МЧС России

Ан-148-100ЕМ2покупка22VIP/8Б/6 мед. модулей

Syrian Arab Airlines

Ан-14810Контракт одобрен правительством Сирии ()компоновка неизвестна
Итого 58 41

*На момент поставки заказчику

Схема салона и расположение мест

Конструкторы при проектировании салона Ан-148 пытались добиться высокого уровня комфорта для всех пассажиров. Поэтому все было сделано с упором на удобство. Внутри фюзеляжа установлено несколько специальных тонких стенок, разделяющих части салона на отделения. В передней – размещена кабина экипажа, сразу после нее выделен отсек под багаж, который совмещается с входным коридором и первым туалетом.

Базовая модель рассчитана на перевозку 80 человек, но выпущенные модификации могут повысить количество доступных мест. Во всех случаях компоновка самолета схожа и имеет минимальные отличия. Пассажирский салон идет сразу после кабины пилотов и первого санузла. Он разделен на два класса, которые отличаются уровнем комфортабельности. В бизнес-классе кресла установлены попарно в две линии. Всего может быть установлено 2 или 3 ряда таких мест. Наиболее комфортными считаются кресла первого ряда, так как там можно вытянуть ноги.

В экономклассе места распределены в две асимметричных линии – в первой – сидения парные, во второй они соединены по три штуки. Всего может быть до 12 рядов. Лучшие места в экономклассе расположены впереди, где можно расслабиться и протянуть ноги. Также неплохими считаются кресла возле иллюминаторов, так как последние довольно большие и пропускают много света. Наименее удобны места возле проходов и туалетов.

В хвостовой части Ан-148 размещен гардероб со вторым санузлом. После них имеется дополнительное отделение под багаж. Также под него выделено пространство под полом в самом начале и конце фюзеляжа. Попасть внутрь салона можно через дверь, установленную в носу самолета, или второй вход ближе к хвосту. Также на борту присутствуют дополнительные выходы для экипажа и отдельные люки для обеспечения доступа к багажу.

Уровень комфорта пассажиров поддерживается не только оптимальной компоновкой, но и просторными местами. Даже при откидывании спинки предыдущего ряда пассажир не будет испытывать дискомфорта. Сами кресла сделаны мягкими и удобными. Интерьер выполнен в современном высокотехнологичном стиле. На борту присутствует продвинутое электронное оборудование иностранного и отечественного производства, что повышает уровень комфорта при перелете.

История создания

С 1990 года началась разработка самолета, который планировали использовать для транспортировки пассажиров на расстояния средней и дальней протяженности. Все работы велись В ОКБ им. О. Антонова. Процессом руководил П. Балуев.

В качестве базовой модели выступал готовый Ан-74. Это воздушное судно планировали эксплуатировать в полетах на ближние расстояния. На этапе подготовки проекта у новой модели улучшили летные характеристики, заменив силовую установку и размер крыльев. В итоге получилось новое авиасудно, которое назвали Ан-148.

В 2002 году началось производство нескольких экземпляров. Работы велись на заводе в Киеве. Уже в 2004 году первый опытный экземпляр был готов к испытаниям. Второй экземпляр воздушного судна взмыл в небо в 2005 году.

Интересно! В 2003 г. на заводах Воронежа и Харькова началась серийная сборка Ан-148. Авиасудно совместного производства совершило первый коммерческий рейс в 2009 году.

Разработка проектов пассажирского лайнера велась согласно международным летным стандартам. Новыми моделями планировали заменить Ту-134, Як-40 и Ан-24, которые давно выработали свой ресурс.

История создания

Начало работы над созданием современного варианта летательного апарата было положено еще в 1990-х годах, в конструкторском бюро им. Антонова. Руководителем проекта был в те годы П. Балабуев. Работу над проектированием самолета АН-148 начали в 2001 году. Основой для проектирования послужил авиатранспортный АН- 74ТК – 300.

Изначально АН-74 был запроектирован как авиатранспортный и не предназначался для пассажирских перевозок.

Перенос двигателей на пилон под крыльями самолета позволил повысить топливную эффективность, но не помог АН-74 в борьбе с современными моделями с подобной вместимостью пассажиров.

Для улучшения показателей на базе этой модели стали создавать пассажирский самолет с рабочим названием АН-74-68. Предполагалось на новом экземпляре удлинить крыло и фюзеляж, а также установить силовой агрегат Д-36 новой, пятой серии с доработанным реверсом. Новый летательный аппарат предложили обозначить как АН-148.

История создания

В начале 1990 годов активно использовались уже устаревшие самолеты Ан-72 и Ан-74. Они продолжали полноценно выполнять свои функции, но необходимость их скорой замены заставляла задуматься о разработке новых моделей. Поэтому в конструкторском бюро имени Антонова начали прорабатывать возможность создания современного авиалайнера.

Самолет Ан-74

Планировалось улучшить имеющийся Ан-74. Базовая модель была малопригодна для перевозки пассажиров и позиционировалась как транспортная. Конструкторы решили рассмотреть создание Ан-74-68, который должен был получить увеличенный фюзеляж, улучшенное крыло и другие двигатели.

Параллельно рассматривался вариант создания самолета на базе Ту-134. Он обладал достаточной пассажировместимостью, что полностью удовлетворяло запросы рынка. Оставалось увеличить дальность полета, а также снизить массу. Новая машина заменила бы не только Ан-72, Ан-74, но и Ту-134. Это могло значительно упростить задачу и представить более универсальный самолет, чем планировалось изначально.

Самолет ТУ-134

Задержавшись на начальных этапах проработки проекта, конструкторы решили также рассмотреть вариант создания модификации Ан-140. Турбовинтовую машину предполагалось сделать более длинной, заменить ей крыло и установить новые двигатели. Однако этот вариант едва ли отличался от создания модификации Ан-74 и не давал серьезных преимуществ.

После рассмотрения всех идей, предложенных ранее, конструкторы решили заняться разработкой нового самолета с учетом всех преимуществ Ан-74 и Ан-140. Предполагалось, что машина будет работать на реактивных двигателях, сможет летать быстрее предыдущих моделей и станет максимально комфортной для пассажиров. Фюзеляж должен был увеличиться в длине, крыло планировалось переработать в отдельных деталях.

Самолет Ан-140

Внутри предполагалось установить кресла для 80 пассажиров. Летать самолет должен был на турбореактивных двигателях Д-436. На этапе разработки стало ясно, что после запуска серийного производства машину получится легко модифицировать под выполнение узкоспециализированных задач, привлекая еще больше покупателей. Первым вариантом должна была стать транспортная модель, которая бы смогла перевозить до 20 т груза, с установкой откидной рампы в задней части фюзеляжа.

Первые прототипы построили к 2004 году. Некоторые компоненты для них были поставлены из Европы и США. Всего в создании машины приняли прямое или косвенное участие представители 15 государств.

Самолет АН-148

Первый полет самолета Ан-148 состоялся в декабре 2004 года. Неисправностей выявлено не было, но государственные тесты затянулись. Сертификат летной годности авиалайнер получил только к 2007, а полный набор необходимых документов для всей линейки Ан-148 был подготовлен лишь к 2013 году. Изначально предполагалось, что самолет будет востребованным до 2026. При этом планировалось поставить в ближайшие годы более 500 машин. Однако сложная ситуация в экономике Украины и взаимоотношениях страны с Россией поставили проект под большие сомнения.

Вам доводилось летать на самолете АН-148?

ДаНет

Инциденты

4 июня 2010 года с Ан-148 (бортовой номер RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс FV 132 из Москвы в Санкт-Петербург, произошёл серьёзный инцидент, связанный с нештатным функционированием системы управления самолётом. Короткое замыкание в цепи ЭДСУ вызвало отказ одного из каналов управления, что привело к пикированию самолёта с углом 26° и правым креном 56°. Благодаря действиям пилотов и переводу управления в штурвальный режим самолёт восстановил управляемость и благополучно приземлился в аэропорту «Пулково».

26 февраля 2012 года с Ан-148 (бортовой номер RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс из Берлина (аэропорт Шёнефельд) в Санкт-Петербург, произошёл серьёзный инцидент, связанный с отделением колеса от шасси во время отрыва самолёта от взлётно-посадочной полосы.

10 сентября 2017 года у самолёта Ан-148 «Саратовских авиалиний», выполнявшего рейс 6В-5837 Киров — Симферополь, в 4:15, через 10 минут после вылета из аэропорта Победилово (Киров), отказал правый двигатель из-за падения давления масла. В 6:15 воздушное судно совершило посадку в аэропорту Саратов. На борту самолёта находились 72 пассажира и четыре члена экипажа.

1 октября 2017 года во время взлёта самолёта Ан-148 авиакомпании «Ангара», выполнявшего рейс Талакан — Иркутск загорелся правый двигатель. Воздушное судно совершило вынужденную посадку на аэродроме вылета.

Катастрофы

ДатаБортовой номерМесто происшествияЖертвы/на бортуКраткое описание
05.03.2011

61708

Белгородская область

6/6Потерпел катастрофу во время учебно-тренировочного полёта перед передачей заказчику. При отработке экстренного снижения экипаж превысил максимально допустимую скорость на 110 км/ч из-за отказа датчика воздушной скорости, несвоевременных и недостаточных действий лётчиков, что привело к флаттеру и разрушению самолёта..
11.02.2018

RA-61704

Раменский район, возле села Степановское

71/71Ан-148, выполнявший рейс 6W703 из Москвы в Орск, потерпел катастрофу в Раменском районе Московской области. На борту самолёта находилось 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа – не включение обогрева приемников полного давления в условиях обледенения, приведшее к их закупориванию льдом и заниженным показаниям скорости. Недостоверные показания скорости не были распознаны экипажем и привели к переводу самолета в крутое пикирование у земли с целью увеличения скорости..

Меры авиационной безопасности

Так как в современной ситуации с авиаперевозками существует вероятность террористических актов и попыток угона самолета конструкторы предусмотрели и разработали целый комплекс мер для обеспечения авиационной безопасности.

На самолет АН-148 установлены пуленепробиваемые двери для экипажа воздушного судна, при этом для связи экипажа с бортпроводниками оборудовали устройства радио и видео связи. Для наблюдения за состоянием безопасности в салоне тоже установлены видеокамеры. В кабине экипажа отведено специальное место для хранения оружия и боеприпасов. В самолете предусмотрены замаскированные подходы и противоугонные устройства. Для блокирования подозрительных устройств, найденных на борту самолета, устроено специальное место.

Особенности конструкции Ан-148

Самолет Ан-148 построен по схеме свободнонесущего моноплана с высокорасположенным крылом. Под крылом расположено по одному турбореактивному двигателю Д-236-148, закрытому гондолой. Двухконтурный двигатель Д-436 собран по схеме, состоящей из трех валов. В конструкцию двигателя входит 15-ступенчатый компрессор и 5-ступенчатая турбина. Во внешнем контуре расположено устройство реверса тяги.

Схема шасси включает в себя три опоры:

  • носовую управляемую;
  • основные стойки, установленные на боковой части фюзеляжа.

Герметичный фюзеляж имеет по длине круглое переменное сечение. Конструкция фюзеляжа полумонокок. Внутри расположены вертикальные переборки, разделяющие фюзеляж самолета Ан-148 на несколько отсеков. Впереди расположена кабина экипажа, за ней идет передний отсек для багажа, совмещенный с входным тамбуром и санузлом.

Далее находится салон для пассажиров, разделенный на два класса. В передней части установлены 8 мест для пассажиров 1 класса. Сидения расположены попарно в два ряда. Пассажирский салон общего класса имеет два ряда сидений – по два и три места в ряду. Всего имеется 11 или 12 рядов сидений, обеспечивающих 55 и 60 посадочных мест соответственно. Увеличение числа рядов достигается сокращением расстояния между ними.

Также под полом расположены ниши передней и основных стоек шасси. За кормовым багажным отсеком расположено место установки газотурбинного двигателя АИ-450-МС, используемого для привода генераторной установки мощностью 40 кВт.

Доступ в фюзеляж возможен через переднюю входную дверь, оснащенную трапом и заднюю входную дверь. Дополнительно имеются две двери служебного назначения и два люка, ведущие в багажные отсеки под полом пассажирского салона.

Самолет Ан-148 оснащен стреловидным крылом, построенным на основе суперкритических профилей.

Конструктивно крыло состоит из центроплана, части, к которой прикреплены консоли. Передняя кромка имеет отклоняемый носок. По задней кромке идут закрылки двухщелевой конструкции и элероны. Запас топлива расположен в крыле. Один топливный бак установлен в центроплане, два дополнительных – в консолях.

Гидравлическая система самолета Ан-148 применяется для управления положением стоек шасси, приводов тормозов на колесах, управления рулями. От бортовой гидравлики работает система выпуска штатного трапа, а также включается режим реверса главных двигателей. Давление в системах создается двумя насосным агрегатами, установленными на двигателях.

Электрическая сеть в полете питается от двух генераторов мощностью по 30 кВт, установленных на главных двигателях. Генераторы вырабатывают высокочастотный (400 Гц) ток с напряжением 115 и 200 В. На борту проложена дополнительная низковольтная цепь, работающая от постоянного тока с напряжением 27В.

В аварийных ситуациях источниками тока являются аккумуляторные батареи. Совместно с батареями работает преобразователь тока, позволяющий получить трехфазный ток с напряжением 115 и 200 В.

Экипаж самолета состоит из двух членов – командира и второго пилота. В каждом полете командир назначает пилотирующего и не пилотирующего членов экипажа. Для обслуживания пассажиров на борту Ан-148 находятся два бортпроводника, один из которых является старшим.

Кабина Ан-148

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

История создания

Начало разработок нового пассажирского самолета, который бы пришел на смену Ан-72 и Ан-74, припало на начало 90-х годов XX века. Поручили разработку конструкции нового лайнера Петру Балабаеву из ОКБ им. Антонова. На начальных этапах проектирования Ан-74 не был приспособлен к перевозке пассажиров и был задуман в целом как транспортный. Даже после перемещения двигателей под крыло на пилон лайнер не мог составить конкуренции современным региональным самолетам схожей пассажировместимости.

Поэтому было решено создать новый пассажирский самолет Ан-74-68 с удлиненным фюзеляжем, новым крылом и новыми двигателями с замененной конструкцией реверса. Начало проекта, получившего название Ан-148, припадает на 2001 год. В его основу положили концепцию самолета Ан-74ТК-300. Стоит отметить, что Ан-148 – это не модификация Ан-74, а совершенно новый пассажирский самолет. Новое творение конструкторского бюро им. Антонова получило, в отличие от Ан-74, больше длину и диаметр фюзеляжа, двигатели с цифровой электронной системой управления (Д-436). Во время разработки лайнера были заказаны узлы и детали, изготовленные на 214 фирмах в 15 странах мира: РФ, США, Украине, Франции и др.

Первые тестовые полеты Ан-148 начались 17.12.2004 года

Надежный или ненадежный?

Надежность самолета – понятие, лишь косвенно имеющее отношение к безопасности полета.

Самолет с невысокой надежностью отличается от более надежного объемом средств, которые будет в него вкладывать компания для поддержания летной годности. То есть это не столько технический, сколько экономический параметр.

Как утверждает ГК “Антонов”, Ан-148, которые летали в составе авиакомпании “Россия” с ноября 2009-го по апрель 2015 года, использовались очень эффективно – средний месячный налет составлял 300 летных часов, дневной – 12 часов. Среднее число рейсов составляло от шести до восьми.

Поначалу авиакомпания “Россия” заявляла, что у Ан-148 число неисправностей больше, чем у самолетов западного производства, рассказывает эксперт Роман Гусаров. Однако, по его данным, средний дневной налет в “России” составлял десять часов. Такого результата можно достичь только при высокой исправности – если бы самолет все время ломался, он бы не летал.

“Проблем, связанных с технической эксплуатацией, чтобы вот прямо плохая машина по ее технической надежности – этого у нас не было”, – признает Герасименко из “Саратовских авиалиний”.

Вместе с тем, по мнению авиационного эксперта Бориса Рыбака, самолет требовал к себе повышенного внимания – и, соответственно, он был более дорогим в обслуживании.

“Это был такой доилец средств из авиакомпании. То есть авиакомпания, которая его обслуживает, конечно, тратит огромные средства на его техническое обслуживание”, – считает он.

По мнению Рыбака, Ан-148 отстает от западных конкурентов на поколение.

“Газель” – не самый лучший в мире автомобиль, но он сыграл фантастически важную роль в развитии транспортной системы в России, изменил климат наших городов, – пояснил он. – Потому что все, что ездило до “Газели” – это были совсем плохие автомобили”.

История разработки пассажирского самолёта Ан-148


Фото Ан-148 в воздухе

Разработка Ан-148 началась в первой половине 1990-х годов. Необходимость нового самолета была обусловлена исследованием рынка. Акцент делался на перевозках небольшого количества пассажиров на дальние дистанции.

В качестве основы было взято применение Ту-134. Аналитики посчитали достаточной его вместимость, однако, предложили увеличить дальность перелета. В дополнение было предложено сделать новый лайнер легче, что положительно сказалось бы на себестоимости.

Дополнительные изменения коснулись удлинения фюзеляжа и поправок в конструкцию крыльев. Уже в процессе проектирования было принято решение о создании целой линейки модификаций. Их применение ориентировано на узкопрофильные задачи и специальное назначение. При этом разработка модификаций ориентировалась на пожелания авиакомпаний постсоветского региона.

При разработке нового лайнера были задействованы поставщики из 15 стран, включая США, Россию, Францию. Первый пробный полет Ан-148 состоялся в декабре 2004 года. В 2007 году самолет прошел сертификацию. В том же году был проведен пробный полет с посадкой на грунтовую дорогу.

По оценкам на 2012 год, самолет Antonov 148 и его модификации останутся востребованными до 2026 года. За этот период ожидается производство около 500 лайнеров. Однако с учетом сложной экономической ситуацией в Украине подобные перспективы пока не подтверждаются.

Тактико-технические и летные характеристики

В Ан 148 технические характеристики представлены следующими показателями:

  • экипаж — 2 пилота, в модификациях могут присутствовать 2-3 бортпроводника;
  • количество пассажиров — 80 человек;
  • длина — 29,13 м;
  • высота — 8,19 м;
  • размах крыльев — 28,91 м;
  • площадь крыла — 87,32 кв. м;
  • диаметр фюзеляжа — 3,5 м;
  • ширина салона — 3,13 м;
  • высота салона — 2 м;
  • допустимая взлетная масса — до 43,7 т;
  • грузоподъемность — до 10,1 т;
  • крейсерская скорость — до 870 км/ч;
  • дальность перелета — от 2100 до 4400 км;
  • допустимая высота — до 12200 м;
  • необходимая длина взлетно-посадочной полосы — от 1560 до 1885 м;
  • допустимые температуры — от -55 до +45 °C.

ТТХ Ан-148 по рекомендациям к летной эксплуатации (РЛЭ) предусматривают срок службы до 30 лет. Среднее количество полетов — около 40 тыс. или в пределах 80 тыс. летных часов. Все характеристики могут варьироваться в зависимости от модификации самолета.

Что мешает массовому производству

Значительная часть комплектующих для самолета делается в России. Компания пытается организовать производство на месте. Но для этого требуются средства, а с ними присутствуют затруднения. Кроме того, на создание нового производства нужно и дополнительное время.

Еще одно затруднение. Поскольку готовых самолетов нет, как и нет их в стадии, близкой к готовности, потенциальные заказчики не проявляют активности. Заказы на самолет отсутствуют.

Процесс импортозамещения может затянуться. Дело в том, что доля комплектующих, изготавливаемых в России, составляет 50 – 60 процентов. Если с самим производством проблема решится не за столь длительное время, то их сертификация осложнит дело еще сильнее. По оценкам, она затянется до 2020 года.

Непростое решение

Первые неприятности, с которыми столкнулся АН-148, начались в 2012 году. Тогда авиакомпания “Аэрофлот” аннулировала заказ на добавочные самолеты в количестве 6 штук для петербургской авиакомпании. Причиной такого решения стала резко возросшая цена на продукцию Харьковского завода. В ответ на отказ “России” от закупок самолета президент Украины Петр Порошенко заявил о своем выборе АН-148 в качестве президентского самолета.

Судьба авиазавода в Воронеже, который был настроен на серийное производство АН-148, пока неясна. Но, скорее всего, для завода настанут тяжелые времена. На ВАСО еще собирают небольшую партию ИЛ-96 по заказам Управделами Президента РФ.

Но есть возможность получить заказы на сборку турбовинтовых ИЛ-112. Также есть решение о выпуске ИЛ-86, на базе которого будет создаваться топливозаправщик. Собирая даже по паре машин в год, предприятие будет полностью загружено.

Что касается судьбы АН-148 в петербургской компании “Россия”, то они будут выведены из состава флота и переданы силам МЧС России.

Характеристики самолета

По описанию Ан-158 — моноплан. Его максимальная взлетная масса не может превышать сорок три тысячи семьсот килограммов. Размеры Ан-158 соответствуют длине в тридцать четыре с половиной метра и высоте в восемь метров шестьсот сантиметров. При максимальной загрузке дальность полета составляет две тысячи пятьсот километров.

Потолок, который может занять воздушное судно, составляет двенадцать тысяч двести метров при крейсерской скорости в восемьсот двадцать километров в час. Самолет вмещает в себя девяносто девять кресел.

Эксплуатация самолета может производиться как в дневное время суток, так и в ночное при любых метеорологических условиях.

Конструкция

Турбореактивный свободнонесущий 2-х моторный высокоплан с цельнометаллическим фюзеляжем и с 3-х опорным складывающимся шасси. Управление самолетом осуществляется дистанционной системой управления с помощью электроники, и с возможностью, в случае отказа, перейти на механическое управление.

Резервное управление самолетом идет через тросовую проводку. У каждой гидросистемы рулевого агрегата имеются электронасосы. Благодаря пилотажно-навигационному оборудованию и современной радиосвязи, самолет может сесть в сложных условиях. Ан-148 комфортно себя чувствует при посадке ночью и любой непогоде.

Из-за разных требований авиакомпаний к модификациям, салон самолета может быть как эконом, так и бизнес-класса, различная компоновка позволяет вмещать в себя от 68 до 80 человек, иметь две кухни и два туалета, это можно увидеть на фото Ан-148.

Туалетная комната

Высота салона — 2 м, над креслами имеется отделение для ручного багажа, а под салоном и в хвосте находится грузовой отсек, правда, не во всех модификациях. Кабина Ан-148 стандартной модификации предусматривает экипаж из двух человек: командир корабля и второй пилот. Изначально необходимо было 5 человек, но благодаря современному оборудованию, экипаж отказался от штурмана, бортмеханика и бортрадиста.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий