История Махатмы Ганди

Письма к Гитлеру

Связи пацифистов с нацистами
прослеживаются с 1930-х. Когда Гитлер захватил
Чехословакию, Ганди обратился к чехам с письмом,
посоветовав им умереть, но не брать в руки оружия.

Никто иной, как Махатма Ганди, всемирно
известный теоретик и практик теории непротивления,
написал серию писем Адольфу Гитлеру. Письма эти были
уважительными по тону, но в противоположность тону,
достаточно непримиримые по смыслу. Так, одно из писем
1939 года, смущённо именуемое самим Ганди “несколько
резким”, заканчивается следующим пассажем:

“Я думаю, Вы простите меня, если решение
написать Вам это письмо показалось Вам ошибкой с моей
стороны. Остаюсь Вашим преданным другом – Махатма
Ганди”.

В письме, датируемом 24 декабря 1940
года, Ганди заверяет Гитлера, что у него нет ни малейших
сомнений “в его (Гитлера) личном мужестве и преданности
Отечеству”.

Любопытно, что когда представители
Сионистских Организаций просят у Ганди содействия в их
борьбе за создание еврейского национального очага в
Палестине, Ганди, глухой к их мольбам, утверждает, что
“Палестина принадлежит Арабам”.

Ганди не просто отверг саму идею
создания Еврейского Государства в Палестине, более того,
он некоторыми своими заявлениями оказал неоценимую
услугу нацистской пропаганде.

“Эти вопли о создании национального очага
дают немцам формальное оправдание изгнания евреев из
Германии”, – увещевал он евреев.

А вот, что писал Махатма Ганди о Гитлере
в газете Harijan от 22 июня 1941-го:

“Немцы будущих поколений будут
чествовать господина Гитлера как гения, как смелого
человека, несравненного организатора и более того. (Germans
of future generations will honour Herr Hitler as a
genius, as a brave man, a matchless organizer and much
more).

Как свидетельствует Луис Фишер в книге
“Ганди и Сталин”, в 1938 году у Ганди спросили про
судьбу евреев, и он ответил, что немецким евреям следует
совершить коллективное самоубийство и тем самым:
“…вызвать возмущение всего мира и немецкого народа
бесчеловечностью гитлеровского режима”.

Подобные высказывания, конечно,
несколько озадачивают. Уже в 1942 году, призывая к
ненасильственному сопротивлению японским захватчикам,
Ганди знал, что Индии это может стоить несколько
миллионов жизней.

Надо сказать, то, что Ганди был одержим
идеей “быть хорошим”, производить очень сильное
впечатление, как и Солженицын, хотевший стать “великим
писателем”, Ганди хотел остаться в истории. При этом
можно добавить, что и Гитлер, скорее всего, был тоже
одержим идеей стать “великим политиком”. Как кажется,
философам и политикам, которые хотят стать “великими”,
следовало бы исходить из того, что главное для политика
– это не великость, а справедливость:

Рим был великим, но не был справедливым.

Сами индийцы в фильме 2002 года “Легенда
о герое” показали роль Ганди в довольно неприглядном
свете.

Биография Ганди

Карамчанд родился в Порбандере, ныне это штат Гуджарат, в 1869 году. Семья Ганди занимала видное положение в обществе, хоть и принадлежала к ростовщической касте бания (варна вайшьев). Отец Мохандаса был министром в Порбандере, и потому он решил дать своему сыну лучшее европейское образование. Однако поездка в Европу была на время отложена, в тринадцати летнем возрасте Ганди женили на молодой Кастурбе. Свою невесту Ганди впервые увидел в день бракосочетания. В девятнадцатом веке браки в детском возрасте было повсеместно распространены в Индии. От жены Мохандас имел четырех сыновей.

В 1878 году молодой Карамчанд отправился в Лондон, где жил, учась двенадцать лет. В 1891 году Ганди, вернулся в Индию и через два года покинул ее, что бы начать работу в Южной Африке. Именно в Африке, Ганди полностью осознал, насколько бесправными являются индийцы и представители других народов и рас по сравнению с европейцами. В Африке Махатма встал на путь борьбы против колониального и расового угнетения, который продолжал до конца своих дней.

В 1921 году Ганди стал главой Индийского конгресса и провозгласил безропотный курс на создание независимого индийского государства. Долгая ненасильственная борьба принесла свои плоды, в 1947 году Великобритания объявила о создание двух республик по религиозному принципу на месте индийского доминиона: Пакистана (в который также входил Бангладеш) и Индийской Республики.

Махатма был против разделения Индостана на две части. Мыслитель предвидел будущую межрелигиозную войну. Попытавшись остановить разгоравшуюся войну, Ганди призвал мусульман и индусов к миру и объявил голодовку. После того, как резня была остановлена, радикальная индусская организация «Хинду Масабха», которая желал продолжения бойни, объявила Карамчанда своим врагом. 20 января 1948 года радикалами была совершена первая попытка убийства Ганди. Через десять дней Натхурам Годзе тремя выстрелами застрелил Мохандаса. Ганди находясь на грани смерти простил своего убийцу. Смерть Махатмы, окончательно остановила межнациональную рознь, вызванную разделением доминиона на два государства.

Лидер Индийского национально-освободительного движения

В 1914 г. Ганди вернулся в Индию и активно включился в борьбу за права своего народа. Он организовал кампанию по пассивному сопротивлению закону Роулетта, дававшему британским властям в колониях неограниченные полномочия подавлять любые выступления против и вершить правосудие над неугодными им гражданами без суда и юридической защиты. Возмущенный такой несправедливостью Ганди вместе со своими единомышленниками объездил всю страну, выступая на митингах, организуя голодовки и призывая народ к неповиновению, но без насилия и с готовностью стойко переносить любые лишения и боль. Благодаря личному примеру, своим призывным речам и безграничной вере в справедливость и равенство людей к 1920 г. он стал самой видной фигурой в движении за независимость Индии от Британской Империи, а в 1921 г. был избран главой Индийского национального конгресса, крупнейшей политической партии в стране.

На своем посту Мохандас Ганди активно боролся с кастовой дискриминацией, стараясь с помощью законов провозгласить равенство между всеми гражданами независимо от их деятельности, ибо искренне верил в божественную природу происхождения каждого человека. Ратуя за независимость и самостоятельность родной страны, Ганди призывал создавать свои индийские административные органы, постепенно переходя на самоуправление и самоорганизацию, а также отказываться от английской товаров, возрождая свою собственную промышленность, и в первую очередь текстильную, которая была практически уничтожена за время правления Британии. Национальный лидер сам изготавливал себе одежду и обувь, поэтому символом Сатьяграхи стала чаркха, обыкновенная индийская прялка. С подачи великого писателя и поэта Индии Рабиндраната Тагора все стали называть Мохандаса Ганди «Махатмой», что означает «великая душа». Однако мыслитель в силу своей скромности не любил это имя и сам себя так не называл.

Карьера и общественная деятельность

С самой молодости Ганди беспокоила судьба его страны и народа. Пытаясь как можно лучше узнать свою родину, он решил отправиться в путешествие по разным городам Индии. В качестве транспорта Махатма использовал поезда. В результате он смог воочию увидеть крайнюю нищету, в которой жили его соотечественники.

Позже Махатма, благодаря поддержке отца, устраивается работать юрисконсультом в крупную южноафриканскую компанию. Вскоре он примыкает к сторонникам по защите прав индийцев.

В этот период биографии на мировоззрение Ганди сильно повлияли идеи Генри Торо, Майкла Девитта и Льва Толстого. Интересен факт, что с Толстым он даже состоял в переписке.

Стоит отметить, что Махатма Ганди стремился отстоять права сограждан, не прибегая к насилию. Также он глубоко размышлял над тем, как любому человеку «прийти к Богу».

Со временем будущий политик наткнулся на книгу Льва Толстого «Царство Божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание». После ее прочтения он пришел в восторг, найдя ответы на многие мучившие его вопросы.

В начале прошлого века Ганди разработал новую тактику поведения для сограждан – сатьяграху. Основная идея данной концепции заключалась в желании воздействовать на благоразумие и совесть врага посредством отказа от насилия и готовности перенесения страданий.

Находясь в Африке, Махатма старался проповедовать свои идеи. Затем он вернулся в Индию, надеясь, что ему удастся принести пользу своему народу. Его убеждения были положительно восприняты многими мировыми общественными деятелями.

В Индии популярность философа с каждый днем увеличивалась. Именно в это время биографии его начали называть «Махатмой» – «великой душой».

В 1915 г. Ганди вернулся на родину, где начал активно участвовать в политической борьбе за право получения Индии независимости от Великобритании. Благодаря связям отца он смог обсудить этот вопрос со многими видными политиками из Индийского национального конгресса.

Однако не всем пришлась по душе сатьяграха Махатмы, поскольку она основывалась на следующих принципах:

  • ненасильственное сопротивление;
  • гражданское неповиновение.

Кроме этого его последователи должны были отказаться от:

  • званий и титулов, которые они получили от Британии;
  • работы в госструктурах, полиции и армии;
  • приобретения британской продукции.

В 1919 г. Ганди впервые организовал масштабный митинг, в процессе которого индийцы устроили всеобщую забастовку и неповиновение узурпаторам. В назначенный день вместо того чтобы пойти на работу миллионы людей вышли на мирную акцию протеста.

Махатма Ганди в Индии

Народ шел по улицам, скандируя лозунги о свободе и независимости. Но вскоре ситуация вышла из-под контроля. Толпа начала вступать в схватки с полицией, что привело к первым жертвам.

Махатму Ганди арестовали как главного организатора и посадили в тюрьму на 6 лет.

Выйдя из заключения, он вернулся к прежнему образу жизни. Противники философа думали, что смогли сломить его, но на самом деле все было совсем иначе.

По словам Ганди, годы, проведенные в камере, повлияли на его дальнейшую биографию. Он переосмыслил свои идеи и нашел в них слабые места. Махатма создал ашрам (обитель мудрецов и аскетов) на окраине города Ахмадабад. Этим он показал, что намерен и дальше продолжать борьбу за независимость Индии.

В ашраме каждый день собиралось множество людей, чтобы послушать мудреца, проповедующего гандизм. Народ устал от притеснений Великобритании, поэтому очень внимательно прислушивался к тому, что говорил Ганди. Вследствие этого мыслитель становился еще более известным, приобретая авторитет у разных слоев населения.

Беспрерывная борьба за свободу привела к тому, что в 1947 г. государство стало независимым, разделившись на Индию и Пакистан. После этого возник глобальный конфликт между мусульманами и последователями индуизма.

Чтобы снять напряженность, Махатма Ганди объявил о голодовке. Только после этого вооруженное противостояние удалось остановить.

Покушения и смерть

На фоне борьбы представителей индуизма и ислама появились недовольные политическим влиянием мыслителя. Махатма пережил 2 покушения на жизнь, а третье стало фатальным. Паломник во время вечерней проповеди приблизился к учителю и выстрелил в него трижды. Ганди сразу доставили в госпиталь, но спасти 78-летнего старца врачам не удалось. Одна из пуль задела легкое. Это ранение и стало причиной смерти духовного и политического лидера нации.

Со слов очевидцев, политик перед тем, как умереть, старался закончить все дела. Он дописал первую конституцию независимой Индии. После его смерти в нее внесли только ряд правок.

Личная жизнь

Ганди вступил в брак, когда ему было всего 13 лет. Его спутницей стала девушка Каструба, которой также было 13 лет. Между супругами царила полная идиллия, по причине чего их союз просуществовал 62 года. В этом браке у них родилось четверо мальчиков: Харилал, Рамдас, Манилал и Девдас.

Так как Махатма часто не бывал дома, воспитание сыновей полностью легло на плечи жены. Возможно именно поэтому первенец индийского лидера стал вести непристойный образ жизни.

Ганди прилагал много усилий, чтобы наставить юношу на верный путь, однако это ни к чему не привело. Остальные сыновья успешно женились и создали хорошие семьи.

Увековечение памяти

  • Радж Гхат
  • Мемориал Махатма Ганди. В рамках празднования дня независимости Индии, в 1997 году было принято решение о создании мемориала Махатма Ганди в США.
  • Памятники и мемориалы, посвящённые Махатме Ганди, есть во многих городах мира: Нью-Йорк, Атланта, Сан-Франциско, Питермарицбург, Москва, Гонолулу, Лондон, Алматы, Душанбе и др. Интересно, что почти все скульптуры изображают Ганди в преклонном возрасте, идущего босым и опирающегося на посох. Этот образ чаще всего ассоциируется со знаменитым индусом.
  • В честь М. Ганди выпущены почтовые марки многих государств мира.
  • Махатма Ганди еженедельно практиковал однодневную мауну. День молчания он посвящал чтению, размышлению, письменному изложению мыслей.
  • О Махатме Ганди снято более 10 фильмов, в частности: британский «Ганди» (Gandhi, 1982, режиссёр Ричард Аттенборо, в роли Ганди — Бен Кингсли, 8 премий «Оскар») и индийский «О, Господи» (Hé Rām, 2000).
  • В «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова есть фраза, ставшая крылатой: «Ганди приехал в Данди» (отсылка к «соляному походу» Ганди)
  • В повести «И не осталось никого» Эрика Френка Рассела есть упоминание о неком Ганди, создателе системы гражданского неповиновения на Терре.
  • Сэр Уинстон Черчилль называл Ганди «полуголым факиром», а британцы, в опросе Би-би-си 2000 года признали Махатму «человеком тысячелетия»
  • В 2007 году ООН учредила Международный день ненасилия, отмечаемый в день рождения Махатмы Ганди.
  • Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос немецкого журнала Der Spiegel (июнь 2007 года):

— Господин президент, бывший федеральный канцлер Герхард Шрёдер назвал вас «демократом чистой воды». Считаете ли вы себя таковым? — (Смеётся.) Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чём беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет. …После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем.

А. Эйнштейн писал:

Моральное влияние, которое Ганди оказал на мыслящих людей, является намного более сильным, нежели кажется возможным в наше время с его избытком грубой силы. Мы признательны судьбе, подарившей нам столь блестящего современника, указывающего путь для грядущих поколений. … Возможно, грядущие поколения просто не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой грешной земле.

  • Портрет Ганди изображен на денежных купюрах номиналом в 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 индийских рупий.
  • Махатма Ганди входит в 10-ку наиболее изученных личностей в мировой истории по данным каталога Библиотеки конгресса США.
  • За пять месяцев до смерти Ганди Индия мирным путем добилась национальной независимости. Работа семидесятивосьмилетнего Ганди была закончена, и он понимал, что час его близок. «Ава, принеси мне все важные бумаги, — сказал он внучке утром трагического дня. — Я должен отметить сегодня. Завтрашний день может никогда не наступить». Во многих местах своих статей и речей Ганди делал намеки, свидетельствовавшие о том, что он предчувствовал свой конец.
  • Махатма Ганди написал два письма Адольфу Гитлеру, в которых отговаривал его от развязывания Второй мировой войны. Эти письма зачастую толкуются превратно, поскольку начинаются с обращения «мой друг».
  • В честь Ганди назван головной убор, являющийся символом индийской независимости и патриотизма.

События биографии

Юноша активно включается в борьбу за независимость Индии от колониального владычества Британской Империи.

Махатма Ганди в молодости

  1. В 1891 году, получив диплом, возвращается на Родину. Два года служит адвокатом в Бомбее.
  2. В 1893 году по приглашению брата переезжает в Южную Африку, работает юристом, посвящает себя политике. Борется против дискриминации индусов. Своим идейным наставником называет Л.Толстого. Ведет аскетичный образ жизни, постится, отказывается от супружеских отношений, одевается в индийскую одежду.
  3. В 1904 году прекращает адвокатскую деятельность, на заработанные деньги покупает имение возле Дурбана. В нем организует ашрам, агитирует за мирное отделение Индии от Британии.
  4. В 1908 году поднимает сопротивление против унизительной процедуры регистрации индусов. Отправляется в Лондон на переговоры, арестован первый раз.
  5. В 1915 году, возвратившись на Родину, возглавляет освободительное движение. Придерживается идеи ненасильственной борьбы, осуждает классовое неравенство.
  6. Известный писатель Рабиндранат Тагор называет Ганди «Махатмой» и «Великой душой».
  7. В 1919 году впервые выводит сограждан на массовую забастовку.
  8. С 1921 года, пользуясь огромной поддержкой индийского народа, возглавляет Индийский Национальный конгресс.
  9. В марте-апреле 1930 года становитсяпредводителем Соляного марша. Британцы запрещали индийцам торговать солью. Проходит 388 км от Ахмадабада до Данди. Тысячи индийцев присоединяются к нему. 80000 человек были заключены в тюрьму. Соляной Марш широко освещался СМИ.
  10. В 1934 году из-за разногласий оставляет должность руководителя Национального конгресса. Всю жизнь Ганди добивается равноправия всех каст. Личным примером демонстрирует равенство неприкасаемых: ездит с ними в поезде, вместе обедает, устраивает голодовки для их поддержки. Призывает индийских женщин к участию в общественных делах. Осуждает ранние браки, унижающие женское достоинство.
  11. В 1942 году очередной раз арестован, приговорен к трехлетнему заключению за бойкотирование вступления Индии в противостояние с Германией и участие в митингах против колонизаторов.
  12. В 1943 году в тюрьме умирает Кастурбай Ганди.
  13. 15 августа 1947 года объявлена независимость Индии. Бывшая колония разделилась на светскую Индию и мусульманский Пакистан.
  14. В 1948 году Махатма объявляет голодовку против религиозных распрей. Экстремистские группировки сговорились с миллионером Винайяхом Саваркаром, объявили Махатму «коварным врагом», которого нужно уничтожить.
  15. Первая попытка не удалась. 20 января 1948 года в Дели после отмены голодовки на пороге дома Ганди выступает с речью. Взрывается самодельное устройство. К счастью жертв не было. Власти предоставили национальному лидеру охрану, но 78-летний Ганди от нее отказался.
  16. 30 января 1948 года Ганди обсудил с коллегами статьи будущей Конституции и отправился на вечернюю молитву вместе с племянницей. Их сопровождала толпа индусов, которые по древнему обычаю старались прикоснуться к «Отцу нации». Убийца Годзе воспользовался этим моментом и произвел три выстрела. Смертельной оказалась последняя пуля, попавшая в левое легкое. Махатма дважды произнес: «О, Рама!». Жестами показал, что простил Годзе. В 17 часов 17 минут перестало биться горячее сердце величайшего из индийцев.

Ганди в 1947 году с лордом Луи Маунтбеттеном, последним британским вице-королем Индии, и его женой Эдвиной Маунтбеттен

Преступник попытался свести счеты с жизнью, но толпа пыталась его растерзать. Охранник Ганди передал его в руки правосудия. При расследовании выяснилось, что готовился антиправительственный заговор. Двое осужденных приговорены к повешению, шестеро – к пожизненному заключению. Тело Махатмы Ганди кремировали. Сегодня на месте кремации построен мемориал Радж Гхат.

Детство и юность

Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди, родился в 1869 г. в портовом городе Порбандар на западном побережье Индии, в обеспеченной семье торговцев, которые принадлежали к касте вайшьев. Его отец был высокопоставленным министром, а  мать малограмотной женщиной, полностью поглощенной религией. Ганди вырос в глубоко религиозной семье, исповедовавшей вайшнавизм, культ бога Вишну, для которого также свойственны вегетарианство (отказ от животной пищи), ахимса (ненасилие по отношению ко всему живому) и альтруизм (бескорыстие и забота о других).

Когда Мохандасу было 9 лет, его отца перевели в г. Раджкот к северо-востоку от  Порбандара, и семье пришлось переехать. Там маленький Мохандас пошел в школу, где постигал азы математики, истории, географии и языков. Он был средним школьником, который иногда завоевывал призы на олимпиадах. Учителя говорили о нем как о замкнутом и молчаливом ученике, которого книги интересовали больше, чем игры с одноклассниками. В одной из характеристик было указано, что он «успешен в английском языке, старателен в арифметике и слабоват в географии, имеет плохой почерк».

В возрасте 13 лет Мохандас Гинди женился на 14летней Кастурбе Маханди Кападия. Свадьбы в Индии влекут за собой огромные траты, поэтому было решено женить одновременно Мохандаса, его брата и их кузена. Вспоминая день своего бракосочетания, Махатма Ганди как-то признался: «Мы мало что знали о том, что такое свадьба. Для нас она означала возможность красиво одеться, поесть сладостей и поиграть с родственниками». Однако, несмотря на столь ранний брак, Карстурба стала надежным помощником и преданным другом своему супругу. Они прожили вместе 62 года и воспитали четырех сыновей.

Мохандас Карамчанд Ганди

Известный как Махатма Ганди, – один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии. Его философия ненасилия Сатьяграха оказала влияние на национальные и международные движения сторонников мирных перемен.

Махатма Ганди отвергал насилие в любой форме. Более 30 лет он настойчиво проповедовал свою философию и в конце концов доказал всему миру эффективность ненасильственной политики, когда в 1947 году Индия благодаря усилиям Ганди мирным путем получила независимость от Британии. Но в пробудившейся стране вспыхнула жестокая борьба между религиозными группировками за право диктовать свою волю правительству.

1947 год для Ганди закончился горьким разочарованием. Он продолжал доказывать бессмысленность насилия, но, каза-лось, никто его не слышал. В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ган-ди прибегнул к голодовке. Он объяснил свое решение так: “Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтоже-ния Индии”.

Жертвенная акция Ганди оказала необходимое воздействие на общество. Лидеры религиозных групп согласились пойти на компромисс. Через несколько дней после того как Ганди начал голодовку, они приняли совместное решение: “Мы за-веряем, что будем защищать жизнь, собственность и веру мусульман, и те инциденты на почве религиозной нетерпи-мости, которые имели место в Дели, больше не повторятся”.

Окрыленный надеждой, Ганди прекратил голодовку. Однако политическое равновесие в стране оказалось нестабильным. Вскоре мощное движение против прогрессивного лидера молодого независимого государства начало набирать силу. Воинствующие проповедники индуизма обвиняли Ганди в ущемлении их религиозных прав. Почему же, вопрошали они, этот правдолюбец не выступает с решительным осужде-нием насилия, которому подвергаются индусы, живущие в Пакистане? Они призывали к вооруженной интервенции, хо-тя знали, что до тех пор, пока Ганди жив, применять насилие им не позволят. Оставалось “переубедить” упрямца силой оружия.

Его имя окружено в Индии таким же почитанием, с каким произносятся имена святых. Духовный лидер нации, Махатма Ганди всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой.

Махатма означает Великая душа. Этот титул как нельзя лучше раскрывает сущность Карамчанда Ганди. Он пользовался огромным доверием индийцев (независимо от каст и вероисповеданий), к нему приходили за помощью и советом тысячи людей, и получали эту помощь.

Великая душа

Благодаря воспитанию, поученному от родителей, Мохандас стал приверженцем непричинения вреда любому живому существу. Его учили самоочищаться, он всегда проявлял терпимость к другим кастам в Индии и религиям.

Индийский писатель Рабиндранат Тагор назвал его «Махатма», что в переводе означает «Великая душа». Но сам Ганди считал, что не достоин так называться и не принял этот «титул».

Свыше 30 лет Ганди проповедовал сатьяграху и в конце концов доказал миру эффективность своей ненасильственной политики – в 1947 году Индия получила независимость от Британии.

Южная Африка

В 1891 году после окончания университета Ганди начинает свою трудовую деятельность адвоката в Бомбее. Однако здесь работать молодому специалисту было очень сложно, ведь он плохо знал традиционное индийское и мусульманское право, и кроме того, он не брал взяток. Все это не способствовало дальнейшей карьере Ганди в адвокатской деятельности в Индии, и в 1893 году он по приглашению своего брата переезжает в южноафриканскую провинцию Наталь. Здесь Ганди разворачивает бурную деятельность. Кроме работы юрисконсультом, он погружается в политическую жизнь края. Здесь возглавляет борьбу за права индусов, организовывает мирные демонстрации и пишет петиции и письма к правительству. В результате настойчивости Ганди удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов.

С 1904 года Ганди оставляет адвокатскую практику, благодаря которой удалось нажить хорошее состояние и купить фазенду возле Дурбана. Здесь он организует первый ашрам (центр), которых впоследствии станет много по всей Индии. Уже тогда он начинает впервые говорить о необходимости отделения Индии из состава Британской империи и произойти это должно, по мнению Ганди, исключительно мирным путем.

В 1908 году в Йоханнесбурге Ганди поднял новую волну сопротивления против дискриминации индусов. Дело в том, что их заставляли пройти унизительную процедуру регистрации. Отстаивать права своих земляков Ганди отправился на переговоры в Лондон. Однако это не дало результатов. Индусы начали демонстративно сжигать свои регистрационные карточки, а Ганди был арестован. Через год вопрос регистрации был решен в пользу индусов.

Детство и юность

Мохандас Карамчанд Ганди, он же Махатма Ганди, родился в Порбандаре 2 октября 1869 года. Отец занимался коммерцией, вел активную политическую деятельность и даже некоторое время был главным министром штата Гуджарат, столицей которого был Порбандар. Мать мальчика была образцом добродетели, благодаря ее стараниям семья соблюдала посты и обряды.

Все семейство регулярно посещало богослужения в храмах, изучало религиозную литературу. Родители были вегетарианцами, они считали, что человек не имеет права убивать животных. Мохандас впоследствии придерживался таких же взглядов.

Среднее образование мальчик получил в местной школе Порбандара. Учителя будущего политического деятеля отмечали, что учился паренек средне, особого интереса к предметам не проявлял. Дела пошли лучше, когда он продолжил учебу в высшей школе города Раджкота. Здесь его привлекла юриспруденция.

Посоветовавшись с родителями, Мохандас решил продолжить образование уже в Великобритании. В 1888 году он стал студентом Университетского колледжа Лондона. А через 3 года получил диплом юриста и вернулся в родную Индию.

Уроки Махатмы Ганди

Итак, стоит ли прислушиваться к идеям Махатмы Ганди? Были они плохими или хорошими, и насколько один, пусть даже очень умный человек имеет право решать за всех, что правильно, а что нет?

Прислушиваться, конечно же, стоит, что и сделали идеологи цветных революций. Ненасильственное сопротивление действующей власти способно на начальной стадии выступить организующей силой для недовольных народных масс. Однако помимо урока политической борьбы, из идей Махатмы Ганди можно вынести немало уроков мудрости и гуманизма:

  1. Настоящая сила находится внутри нас, и это отнюдь не сила физическая. Источник истинной силы – сила воли.
  1. Нужно дорожить своим опытом, потому что грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений.
  1. Человек всегда является хозяином своей судьбы хотя бы потому, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой.
  1. Каждый человек имеет право ошибаться, ибо свобода ничего не стоит без свободы ошибаться.

Важно поставить цель, потому что только в этом случае найдутся ресурсы для ее достижения.

  1. Мир настолько велик, что может удовлетворить потребности всех, и при этом очень мал для того, чтобы удовлетворить людскую жадность.
  1. В молитве лучше иметь сердце без слов, нежели слова без сердца.
  1. Без труда золото, серебро и медь остались бы бесполезной рудой.
  1. Если мы действительно хотим достичь мира во всем мире, начать следует с детей.
  1. В жизни есть более важные дела, чем наращивать темп жизни.
  1. Любой обманщик в конечном итоге обманывает лишь самого себя.
  1. Возможное для одного является возможным для всех.
  1. Есть только один настоящий тиран в этом мире, и этот тиран – тихий голос совести.
  1. Дела совести нельзя решить большинством голосов.
  1. Доброе дело всегда важнее награды за него, поэтому стоит вершить добрые дела, не ожидая награды за них. В конечном итоге, любое доброе дело приносит свои плоды.

Кстати, сам Махатма Ганди был убит выстрелом в упор выходцем из народа, на благо которого работал всю жизнь, и несмотря на то, что проповедовал очень мирные и гуманные идеи. Конечно, их можно считать несколько наивными, но все же хочется верить, что добро все-таки сумеет победить зло. Желаем вам ума, добра и благоразумия!

Итоги борьбы

В период Второй мировой войны Махатма Ганди продолжал бороться за независимость Индии от метрополии: он публично осуждал фашистов, но призывал индийцев к отказу от сотрудничества с британскими военными. Он написал два письма фюреру Третьего рейха Адольфу Гитлеру с призывом остановить войну. В обоих письмах он обращался к нему как к «дорогому другу», за что многие его критиковали. Ответа от нацистского диктатора Ганди не получил.

В 1942 году Махатма Ганди призвал британские войска покинуть Индию, за что его в очередной раз отправили в тюрьму вместе с женой и несколькими сторонниками.

Однако война сильно ослабила метрополию, у которой не осталось ресурсов, чтобы удерживать власть над колониями.

В результате в 1947 году, после ряда попыток сохранить колониальную администрацию, британские силы полностью ушли из Индии. Освободительное движение Ганди сыграло ключевую роль в этом решении.

Алексей Куприянов отмечает, что образ Ганди пришелся как нельзя к месту в период деколонизации и был равно выгоден и интеллектуалам освободительных движений, и части колониального чиновничества.

Алексей Куприянов, руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН

Однако достижение основной его цели не привело к решению всех проблем. После того как страна стала независимой, она была разделена по религиозному признаку на два государственных образования — Индию и Пакистан. Этот раскол разрушил надежды Махатмы Ганди на мирное сосуществование мусульман и индуистов на одной земле.

Разделение вызвало всплеск жестоких межконфессиональных конфликтов. Жертвами погромов и столкновений мусульман и индуистов в Бенгалии и других регионах стали десятки тысяч человек.

В октябре 1947 года территориальный спор о принадлежности штата Джамму и Кашмир стал поводом к началу первой индо-пакистанской войны. До сих пор на границе двух стран регулярно происходят перестрелки и вооруженные столкновения.

Ганди продолжал ездить по стране в попытках убедить индусов вернуться к методам мирной борьбы. Он проводил многодневные голодовки в знак протеста против насилия. Однако противоречия в обществе оказались сильнее проповедей Махатмы, и на этот раз он все чаще вызывал раздражение у разных социальных групп. Традиционалисты критиковали его за отстаивание прав низших каст и попытку уравнять в правах мусульман и индуистов.

20 января 1948 года на Ганди совершили покушение. Радикалы бросили самодельную бомбу в толпу сторонников политика, которые пришли в парк, чтобы послушать его речь

После этого Махатме предлагали усилить охрану, но он отказался от дополнительных мер предосторожности. Через десять дней, 30 января, на том же месте националист Натурам Годсе подошел к Ганди и трижды выстрелил в него в упор

Ганди скончался на месте. Позже убийца объяснил свой поступок недовольством тем, что политик слишком активно защищал права мусульман в Индии. Его приговорили к смертной казни через повешение.

На следующий день тело Махатмы кремировали, следуя обычаям индуизма. Его оплакивала не только вся страна, но и весь мир. Имя Ганди стало синонимом свободы, независимости и отказа от насилия ради справедливости.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий