Джайнизм в Индии

Зарождение джайнизма

Согласно национальным религиозным учениям, положение каждого человека фиксируется при рождении и не может быть изменено никаким образом.

Джайнизм учит, что человек должен постоянно совершенствовать себя, то есть стремиться к единству со Вселенной, единым космическим духом. Однако этого можно достичь только с помощью ненасилия. Джайнизм учит, что нельзя причинять вред ни одному живому существу, даже насекомому.

Душа, очищенная от всей скверны, достигнет нирваны, умилостивления и единения с космосом.

Эта религия учит, что каждая душа проходит через множество перерождений и стремится к совершенству. Только достигнув этого состояния и освободившись от колеса самсары (вечного движения), человек может достичь состояния мокши — божественного знания и понимания законов Вселенной.

Но чтобы достичь этого состояния, нужно быть аскетом, то есть отказаться от всех земных удовольствий. Учение аскетизма предполагает, что все страдания человека происходят от неспособности исполнять свои желания и быстро получать желаемое. То есть, если мы научимся подчинять свое тело разуму, а не желаниям (есть, пить, спать, вступать в половую связь и т.д.), то мы не будем страдать. Обычным смертным очень трудно стать аскетами, потому что их плоть слаба и подчиняется законам природы.

  • Закон правильного поведения – поступать нужно только так, как учит религия,
  • Следует постоянно стремиться познать непознанное и раскрыть тайны Вселенной,
  • Обязательно воспринимать все знаки и символы, ниспосланные Космосом и правильно на них реагировать.

Последователи этой религии постоянно находятся в поисках спасения и пытаются постичь тайны человеческой души. Этого можно достичь, постоянно соблюдая три неписаных «закона»:

Достичь мокши или нирваны можно только освободившись от кармы, закона всеобщей справедливости. Согласно этому закону, каждый живущий на земле несет ответственность за все поступки, совершенные им в предыдущих жизнях, поэтому избежать этого закона очень сложно.

  • Не убивай ничто живое, поскольку жизнь дается Вселенной,
  • Не смей посягать на чужое имущество, поскольку истинная вера не терпит ничего земного, что привязывает душу к собственности,
  • Не прилюбодействуй, поскольку совокупление может быть тоько с единственно правильной целью – продолжение рода, а не ради удовольствия,
  • Будь открытым, честным и искренним, проповедуй основы своего учения, не отказывай никому в помощи,
  • Не желай и не проси ничего, поскольку это приведет к получению собственности.

Чтобы достичь этого, необходимо свято соблюдать пять заповедей или законов джайнизма:

Современное значение учения

В наше время насчитывается примерно 5,7 млн. джайнистов. Джайнисты оказали большое влияние на формирования буддизма и индуизма. В Индии джайнисты являются уважаемыми людьми, преимущество джайны занимаются финансово-банковскими операциями и ювелирным делом. Так как религия запрещает им обрабатывают землю и делать другую работу при котором могут погибнуть живые существа.

До последнего времени джайнизм оставался в тени других религий, однако в Индии, начался новый виток интереса в этой древнему учению благодаря экранизации канонического текста джайнов Бахубали. рассказывающих о борьбе сыновей Ришабхи за царство отца. Первый фильм «Бахубали: Начало» был снят тамильским режиссером Раджамули в 2015 году. Второй фильм «Бахубали: Завершение» вышел на экраны в конце апреля, и на 5 мая, уже сал самым кассовым кинофильмом Индии собрав в прокате 8,870 млрд. рупий.

Стоит отметить, что в Карнатаке находиться одна из самых высоких статуи в Индии, 18 метрового Бахубали, высеченная в десятом веке. Раз в 12 лет джайны собираются в Карнатаке, чтоб провести в честь Бахубали пышную церемонию. Этот джайниский обряд должен пройти в начале февраля 2018 году, затем новый состоится лишь в 2030 году.

Читайте далее:

Индуизм – невероятная религия

Религия Сикхизм в Индии

Особенности Джайнизма

Каларипаятту – боевое искусство Индии

Философия архаической и средневековой Индии

Лакшми – богиня процветания в Индии

Каковы сходства джайнизма и индуизма?

Джайнизм и индуизм существовали вместе в стране дравидийского языка Тамил на юге Индии и в Шри-Ланке почти в два разай век B.C. При этом сосуществовании эти два имеют некоторые сходства, которые также весьма примечательны.

Начало координат

Джайнизм и индуизм возникли в Индии. Они оба известны как древние религии индейцев.

Существование Атмы или Души

Джайнизм и индуизм признают существование атма или душа, и они верят в свое бессмертие. Для них физическое тело может умереть, но духовная душа, населяющая его, будет жить в результате реинкарнации.

Понятия кармы, реинкарнации и мокши

Джайнизм и индуизм оба верят в карма (как хорошие, так и плохие), реинкарнация (непрерывное повторение жизни после смерти) и мокша (освобождение от цикла жизни и смерти). Однако они различаются значениями этих понятий.

Джайнизм сегодня

На сегодняшний день в Индии совсем немного последователей джайнизма – всего 0,5% (около 3 млн. человек), поэтому в своей численности джайны проигрывают, например, буддистам.

Однако, эта религия оказывает существенное влияние на жизнь страны и ее экономику в частности (торгово-ростовщическая деятельность джайнов занимает ведущие позиции в данном секторе).

Почему буддизм – самая мирная религия? Философия и идеи буддизма

Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях

Богиня Лакшми

О природе сострадания и его месте в Учении Будды

Мантры – что это такое, зачем нужны и как они работают

Топ 9 самых влиятельных религий на территории Индии

Правила джайнов

Если говорить на языке христиан, то это 5 заповедей:

  • не воровать;
  • не стяжать;
  • не причинять вред живому существу;
  • проявлять искренность и благочестие;
  • не совершать прелюбодеяние.

Приверженцы джайнизма считают, что любое живое существо на земле – это бессмертная индивидуальная душа. Именно по этой причине им нельзя заниматься скотоводством, охотой либо ловлей рыбы. Земледелие также считается запрещенной работой, ведь при обработке земли любым способом могут погибнуть маленькие живые существа.

Под выражением “не проявлять насилие” джайны подразумевают следующее: не убивать и не причинять физический вред (это естественно), а также не произносить речи, фразы и отдельные слова, которые смогут кого-то обидеть.

Основы джайнизма

Однако «литературным сердцем» джайнизма считается канон Шветамбара. Она была написана в 4 веке до н.э. Окончательно она была сформулирована в 10 и 11 веках. Однако дигамбары, придерживающиеся ортодоксальной доктрины, рассматривают только более древнюю часть канона. Существует и другая, неканоническая литература, но она имеет меньшее влияние на джайнов.

Основная идея джайнизма — не причинять вреда ни одному живому существу на земле и постоянно развиваться. Последователи этой религии стараются следовать учениям 24 тиртханкаров («тиртханкара» в переводе означает «тот, кто нашел путь к спасению»).

Джайны должны стремиться к постоянному развитию мудрости и самообладания. Главная цель этой религии — раскрыть истинную природу человеческой души.

Философия джайнизма базируется на трех основах совершенства: — поведение (соблюдение установленных правил); — знание, или, как его называют по-другому, «призыв к устранению невежества»; — восприятие.

В жизни джайнов торговля, ростовщичество и ювелирное дело считаются самыми распространенными профессиями. Сегодня в Индии не так много последователей джайнов, но они по-прежнему играют важную роль в жизни страны с точки зрения экономики, политики, религии и культуры.

Высший титул джайнов называется «Джинн». Этот титул присваивается самым уважаемым учителям джайнизма, которым удалось освободиться от самсары и достичь Дхармы.

Суть джайнизма заключается в том, что когда ум достигает свободы от самсары (круговорота перерождений), он входит в состояние божественного всеведения. Однако, по мнению джайнов, чтобы избавиться от самсары, нужно быть аскетом, поэтому мирские люди не могут этого достичь. Чтобы достичь мокши, душа должна избавиться от результатов действий, совершенных ею в предыдущих воплощениях.

Джайнизм: кратко о терминах

В этой религии введено большое количество специфических терминов, значение которых необходимо знать для того, чтобы разобраться в философии и учениях этого течения:

джива – живое;аджива – неживое;драхма – соблюдение правил и норм, позволяющие сохранить космический порядок;сансара – мирская жизнь;саллекхана – самоубийство, основанное на соблюдении жесткого поста, подразумевающее постепенный отказ от пищи. Цель – сохранение духовности;

аскетизм – условия существования джайнов, основанные на жестком самоограничении, отказе от земных желаний, страстей;мокша – освобождение от круговорота смертей и жизней, отказ от материальных ценностей.

В этом видео рассказано кратко о религии Джайнизм.

Современное значение учения

Самый известный раскол в джайнизме произошел во время правления первого мавританского императора Чандрагупты (317-298 гг. до н.э.). Сам Чандрагупта к концу жизни перешел в джайнизм. В 309 году до н.э. на совете в Паталипутре половина джайнов утвердила одиннадцать священных книг, джайнский канон, и постановила носить белые одежды. Другая половина джайнов называла себя дигамбарами (одетыми в воздух), отрицала священные писания, считала, что истинное знание умерло вместе с Махавирой, и не признавала никакой одежды, а ходила обнаженной, как адживики. Первая ветвь джайнизма называлась Шветамбара и является той, которая распространена среди джайнов сегодня. Во время правления Шабатхи (224-215 гг. до н.э.), внука Ашоки, джайнизм на короткое время стал государственной религией в Индии.

В наше время насчитывается около 5,7 миллионов джайнов. Джайнисты оказали большое влияние на буддизм и индуизм. Джайнисты — уважаемые люди в Индии, преимущество которой заключается в том, что джайнисты занимаются банковским и ювелирным бизнесом. Их религия запрещает им возделывать землю и выполнять другую работу, которая может уничтожить живые существа.

До недавнего времени джайнизм был заслонен другими религиями, но интерес к этому древнему учению возродился в Индии после экранизации канонического текста «Бахубали», в котором рассказывается о борьбе сыновей Ришабхи за царство своего отца. Первый фильм, «Бахубали: Начало», был снят тамильским режиссером Раджамули в 2015 году. Второй фильм, «Бахубали: Конец», вышел в конце апреля и уже 5 мая стал самым кассовым фильмом в индийском прокате, собрав 8,870 млрд. рупий.

Примечательно, что в Карнатаке находится одна из самых высоких статуй Индии — 18-метровая статуя Бахубали, высеченная в десятом веке. Каждые 12 лет джайны в Карнатаке собираются, чтобы провести сложную церемонию в честь Бахубали. Этот джайнский ритуал должен состояться в начале февраля 2018 года, а новый ритуал будет проведен только в 2030 году.

Индуизм — невероятная религия

Религия Сикхизм в Индии

Каларипаятту — боевое искусство Индии

Философия архаической и средневековой Индии

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

История

Доктрина джайнизма учит, что джайнизм существовал всегда и всегда будет существовать, Как самый древний Индийские религии, Джайнизм уходит корнями в Цивилизация долины Инда, отражая родную духовность до Индоарийская миграция в Индию. Другие ученые предложили Шрамана традиции были отдельными и современниками индоарийских религиозных практик историческая ведическая религия. В августе 2005 г. Верховный суд Индии управлял этим джайнизмом, Сикхизм (и буддизм ) являются разными религиями, но взаимосвязаны и связаны с индуизм, так что эти три являются частью более широкой индуистской религии, основанной на историческом фоне того, как Конституция возник после. Однако в приговоре 2006 г. Верховный суд Индии обнаружили, что «джайнская религия, несомненно, не является частью индуистской религии».

Статус национального меньшинства для джайнов

20 января 2014 г. Правительство Индии предоставил статус меньшинства джайнской общине в Индии в соответствии с разделом 2 (с) Национальная комиссия по делам меньшинств (NCM), 1992. Это сделало общину джайнов, которая составляет 4,5 миллиона человек или 0,36 процента населения по данным переписи 2011 года, шестой общиной, получившей этот статус как «национальное меньшинство» после мусульман и христиан. , Сикхи, буддисты и парсы. Хотя джайны уже имели статус меньшинства в 11 штатах Индии, включая Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Чхаттисгарх и Раджастхан, в 2005 году представители общины подали петицию в Верховный суд Индии, которая также была поддержана Комиссией по национальным меньшинствам. В своем решении суд оставил решение на усмотрение центрального правительства.

География индийских религий

Буддизм единственная древнеиндийская религия, которая стала мировой. Сикхизм, джайнизм и индуизм (преимущественно) остались национальными.

Самой распространенной древнеиндийской религией является индуизм. Численность по миру (2015) – 1.15 млрд. (до 70% вайшнавистов) Он распространен во многих странах Южной та Южно-Восточной Азии:

  • Индия — 85% (около 80% являются вишнуистами);
  • Непал — 89%;
  • Шри-Ланка — 19%.

Также последователи индуизма есть в других странах:

  • Бангладеше;
  • Мьянме;
  • Малайзии;
  • Индонезии (о. Бали);
  • Сингапуре;
  • Республике Фиджи;
  • Маврикии;
  • ЮАР;
  • Америке и Европе;
  • в России (малочисленные).

Примечание

В России самым крупным индуистским направлением является кришнаитство (Международное общество сознания Кришны в России).

Буддизм является мировой религией и представлен в большинстве стран мира, в отличие от инудизма. Численность по миру (2015) – 521 млн. Большинство буддистов проживает в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Распространение:

  • Камбоджа (гос. религия) — больше 95%;
  • Таиланд (оплот классической тхеравады) — около 95%;
  • Мьянма (в большинстве тхеравада, китайцы — махаяна) — 90%;
  • Лаосе (тхеравада) — 66%;
  • Бирма — 80%;
  • Шри-Ланка (ланкийский) — около 70% буддисты-тхеравадины;
  • Бутане — 75%;
  • Монголии — 55%;
  • Республиках РФ Бурятии (20%), Калмыкии (53%) и Туве (52%) — около 1% от всего населения России.

Также буддизм распространен (до 40%) в других странах:

  • Вьетнаме (направление махаяны);
  • Корее;
  • Японии;
  • Тайване;
  • Тибете;
  • Китае;
  • Сингапуре;
  • Макао;
  • Непале (оплот ваджраяны).

В Индии буддизм составляет меньше 1%.

Джайнизм — 4.2 млн. в мире. Распространен преимущественно в Индии (штаты Раджастхан, Гуджарат, Махараштра и Карнатака) — 0.5% от всего населения страны.

Сикхизм (2015) — 30 млн. в мире. В основном населяют штат Пенджаб. Также проживают крупные диаспоры в США (до 1 млн.), Канаде (до 500 тыс.), Великобритании (до 500 тыс.).

Брахманизм

Изменения, происходящие в Индии с появлением кочевых племен, которые называли себя ариями, разрушали привычные уклады жизни общества. Со временем тексты священных «Вед» стали непонятны большинству из людей. Осталась небольшая группа посвященных, которые могли толковать их — брахманы. Эти изменения относят к середине II тыс. до н.э.

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В течение столетий ведическая философия обрастала новыми знаниями и усложнялась новыми ритуалами. Поддерживали и развивали новые формы религиозной философии по-прежнему брахманы. Главным богом они провозгласили Праджапати — Хозяина существ и Владыку порождений. Ритуалы с жертвоприношениями стали повседневной действительностью. Философия разделила мир надвое — мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий, таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм.

Как мы сейчас знаем, буддизм из философской школы вырос до таких высот, что стал одной из трех мировых религий и распространился в странах востока и Юго-Восточной и Центральной Азии.

Стремление человека к познанию, приводящее впоследствии к развитию и прогрессу общества, было взято из древних философских трактатов. Сегодня люди также занимаются поиском ответов на вечные вопросы человечества, не подозревая того, что они повторяют путь многих поколений, пытавшихся разобраться в смысле жизни.

indianochka.ru

Философские школы Древней Индии

Вся философия Индии основана на системах. В шестом веке до нашей эры было положено начало появлению философских школ. Школы делились на:

  • «Астика» – ортодоксальные школы, основанные на авторитете Вед. К ним относились школы: миманса, веданта, йоги, санкхья, ньяя и вайшешика;
  • «Настика» – неортодоксальные школы, опровергающие трактаты Вед за ложь. К ним относились школы: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята.

Рассмотрим кратко, каждую из ортодоксальных школ:

  1. Миманса или Пурва-миманса (первая) – основалась древениндийским мудрецом Джаймини (3-1 века до н.э.) и включала в себя: исследования, анализ, толкования и размышления о священных писаниях;
  2. Веданта – составилась мудрецом Вьясой (около 5 тысяч лет назад), основная цель полагалась на самосознание, понимание индивидом своей изначальной природы и истины;
  3. Йоги – основанная мудрецом Патанджали (во 2 веке до н.э.), направлена на совершенствование человеческого духа, через практики объединения тела и разума, с последующим освобождением (мокша);
  4. Санкхья – основал мудрец Капила, школа направлена на отвлечение духа (пуруши) от материи (пракрити);
  5. Ньяя – реализм и законы логики, согласно которым, внешний мир существует независимо от познания и разума. Объекты познания: наше «Я», тело, чувства, ум, повторное рождение, страдания и освобождение;
  6. Вайшешика – основанная мудрецом Канадой (Улукой) (3-2 века до н.э.), являющаяся в одно и то же время противником и приверженцем буддистского феноменализма. Признавая буддизм как источник познания и восприятия, но опровергая истинность фактов души и субстанции.

Рассмотрим кратко, каждую из неортодоксальных школ:

  1. Джайнизм – в переводе с санскрита «победитель», дхармическая религия, основателем учения которой, является Джина Махавира (8-6 веках до н.э.). Философия школы основана на самосовершенствовании души для достижения нирваны;
  2. Буддизм – образовалась в 5-1 веках до н.э., учение школы предполагало 4 истины: 1 — жизнь подобна страданию, 2 — причинами которых являются желания и страсти, 3 — избавление наступает только после отказа от желаний, 4 — путем череды перерождений и избавления от уз Сансары;
  3. Чарвака-локаята – материалистическое атеистическое учение и низкое воззрение. Вселенная и все сущее возникло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил, благодаря 4 элементам: земли, воды, огня и воздуха.

Системы Древней Индии

В древнеиндийские времена философские школы делились на 2 группы. Джайнизм и буддизм относились к неортодоксальным системам, не признававшим Веды единственным авторитетным источником познаний. Ведическими же ортодоксальными школами считались такие как йога, санкхъя, вайшешика, ньяя, веданта, миманса. Некоторые из них были дружественными.

Неортодоксальные школы

Появление неортодоксальных философских систем связано с поклонением материализму. Основанием для развития учений стало человеческое тело и чувства без участия эфемерной души. Целью школ являлось достижение нирваны — гармоничного состояния и взаимодействия человека со Вселенной, потери всевозможных земных желаний, ощущений, растворения в космическом пространстве.

Джайнизм учил тому, что все живое, которое населяет планету, состоит из одинаковых атомных частиц, что приравнивает существ перед Вселенной. Причинение любого вреда живому созданию равноценно было смертному греху. Достичь просветления при изучении джайнизма могли только избранные. Для этого простую еду приверженцам такой философии необходимо было заменять энергией солнца.

Им нельзя было отвечать насильственными действиями на зло, так как причинение время всему живому запрещалось учениями. Учение можно сравнить с отшельничеством.

Буддизм — философское учение, согласно которому каждый человек должен жить ради отречения от всех земных блаженств, ведущих к неизбежным страданиям. Приверженцы буддистских школ должны придерживаться единого правила личностного поведения — невозможность причинить вред окружающим.

Ортодоксальные учения

Первой ортодоксальной школой стала ньяя. Согласно ее учениям, познать мир человек может, воспользовавшись собственными органами чувств. Основой формирования системы стали метафизические проблемы, исследующиеся логически. Основной человеческой целью в этой жизни считалось освобождение.

Далее начали появляться другие ортодоксальные школы:

  1. Вайшешика — учение, проповедовавшее вечность жизненного круговорота, состоящего из взаимосвязанных преображений и изменений телесных оболочек. Это понятие получило название «колесо Сансары» с вечными перевоплощениями. Простыми словами — душа человека способна перерождаться в новом теле, находясь в постоянном поиске гармоничности и идеала.
  2. Йога — философия, основанная на практике, направляющейся на изучение окружающего мира и собственного места в нем. Из положений системы становится понятно, что личность, достигшая гармонии, способна руководить своим телом духовно. Цель изучения йоги заключается в полноценном подчинении тела разуму.
  3. Веданта — влиятельнейшая древнеиндийская школа философии, учения которой основывались на толковании Упанишад. Основывалась система на единстве и бесконечности всего Брахмана (безличное начало). Для получения свободы необходимо было воспользоваться Атманом человека (высшим «я», абсолютом).
  4. Миманса — система, занимавшаяся объяснением ведических ритуалов. Основой учений являлась идеология долга, представлявшая собой жертвоприношение.
  5. Санкхъя — философия дуализма, которая была основана Капилой. Согласно этому учению, мир состоит из двух начал — материи и духовности. Согласно системе, пракрити всегда считалась главенствующей составляющей. Цель философских суждений заключалась в отвлечении духа от материи, основанного на человеческом опыте и размышлении.

Подробно философия Древней Индии рассматривается в книгах, написанных специально для европейцев на понятном языке. Оттуда можно почерпнуть немало идей для написания реферата. К таким трудам стоит отнести книгу профессора Калькуттского Университета, написанную в 2003 году «От санкхъи до веданты».

Раскол в вероучении

Сам великий Джина, основатель религии, проповедовал отречение от всего земного, отказ от пищи, от крова и одежды. Этот бывший воин спал под деревом, ел только один раз в сутки и самую простую и неприхотливую пищу и был одет в набедренную повязку.

Его последователи свято соблюдали все правила поведения, но некоторые из них в своем отказе от всего земного пошли дальше. Так, например, дигамбары- одетые в белый свет- ходили полностью обнаженными, считая одежду излишней роскошью и данью земным законам. Правда, женщинам позволено закрывать свое тело легкими тканями, но при этом именно женщин не смогут достичь Нирваны и освободиться от законов Кармы. То есть им придется пройти столько кругов сансары, сколько будет необходимо, чтбы родиться в теле мужчины.

В свою очередь, шветамбары – одетые в белую одежду- одевались в легкие ткани белого цвета. Они считают, что одежда не влияет на духовное состояние человека.

При этом шветамбары не считают, что женщины не смогут достичь просветления, для них половая принадлежность не играет никакой роли в духовном становлении человека. Ведь пол принадлежит телу, а не душе, а именно душа и должна достичь состояния монши. Поэтому любой человек должен соблюдать правила и требования своего религиозного учения и стремиться к самосовершенствованию.

Раскол джайнизма

Первый раскол джайнизма произошел при жизни Вардхаманы. Один из его старших учеников Маккхала Госала, отошел от джайнизма, и основал свою группу адживиков. Адживики считали, что человек не может измениться и менять окружающий мир, потому что все, что происходит в мире предопределено вселенскими кармическими законами. Расцвет секты адживиков приходиться на правление императора Биндусара (298-272 гг. до нашей эры). Сам Биндусара был адживиком и его сына Ашоку до принятия им буддизма тоже можно считать адживиком. Впоследствии адживики существовали до четырнадцатого века, пока не объединились с дигамбарами.

Самый известный раскол джайнизма произошел в годы правления первого императора империи Маурьев Чандрагупты 317-298 гг. до н. э. Сам Чандрагупта под конец своей жизни перешел в джайнизм. Половина джайнов на соборе в Паталипутре в 309 году до н. э. утвердили одиннадцать святых книг, джайниский канон и постановили носить белые одежды. Другая половина джайнов, стала называть себя дигамбарами (одетые в воздух), они отрицают священное писания, считая, что истинное знание умерло вместе с Махавирой и не признают никаких одежд, ходят нагими, как и адживики. Первая направление джайнизма получило название шветамбары и именно они в настоящее время занимают доминирующее положение среди джайнов. На короткое время джайнизм стал государственной религией в Индии в период правления Сампатия (224-215 гг. до н. э.) внука Ашоки.

Образ жизни мирян – джайнов

Вероучение джайнизм чрезвычайно требовательно к своим последователям. Не только монахи, живущие в потаенных монастырях, но и простые селяне не имеют права заниматься охотой и рыболовством, а также и земледелием, поскольку при этом можно поранить или даже убить насекомых, живущих в почве.

Поэтому чтобы выжить джайнам нужно искать позволенные занятия, к таким занятиям относятся : ювелирное дело, торговля и ростовщичество. Именно поэтому хотя последователей этой религии из-за жестоких требований было мало, но они играли заметную роль в экономической и политической жизни древней Индии.

Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:

  1. Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
  2. Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
  3. Астейя – исключение любой возможности воровства. Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
  • нельзя присваивать себе чужие вещи;
  • нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
  • всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
  • нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
  1. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
  2. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира. Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.

Фото надписи на фреске в храме Джайнов “Ненасилие – главный принцип Джайнизма”

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий