Философия архаической и средневековой Индии

Идейные источники

Как было уже отмечено, средневековая индийская мысль занималась осмыслением древних философских текстов. Поэтому среди таковых можно выделить ряд ключевых текстов, повлиявших на содержание средневековой мысли.

Ведическая литература – основа индийской философии. Она представляет собой собрание наиболее древних текстов, относящихся к эпохе заселения территории Индии индоевропейцами и повествующих о вопросах религии, об устройстве вселенной и природы, но также и об обществе и экономике. В состав ведийской литературы входят:

  1. Веды.
  2. Ригведа.
  3. Шатапатхабрахмана.
  4. Упанишады.

Кроме того, в средневековый период получают развитие идеи джайнизма и буддизма.

Буддизм

Гораздо позже, чем ведизм, в Индии развился буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в семье кшатрия. К 40 годам он достиг просветления и стал известен как Будда. Невозможно точно определить время появления его учения, но то, что Будда — реальная историческая личность, это факт.

Буддизм связан в своих истоках не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно-философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что возникновение буддизма также было обусловлено объективными социальными процессами, которые были идеологически подготовлены. Буддизм возник не через «откровение» существа, достигшего божественной мудрости, как утверждают буддисты, и не через личное творчество проповедника, как обычно думают западные буддисты. Но и буддизм не был механическим набором существующих идей. Она привнесла в него много новых идей, которые возникли именно в силу социальных условий эпохи ее зарождения.

Первоначально, согласно буддийской традиции, элементы новой религиозной доктрины передавались монахами своим ученикам устно. Они приобрели литературную форму относительно поздно, во II-I веках до н.э. Дошедшая до нас палийская ветвь буддийской канонической литературы, возникшая на Шри-Ланке около 80 г. до н.э., позднее получила название Типитака (санскр. «Трипитака») — «три корзины закона». В III и I веках до нашей эры и в первых веках нашей эры. До н.э. происходило дальнейшее развитие буддизма, в частности, была создана связная биография Будды и появилась каноническая литература. Монахи-теологи разработали логические «обоснования» основных религиозных догм, часто называемые «философией буддизма». Богословские тонкости были предназначены для сравнительно небольшого круга монахов, которые могли посвятить все свое время схоластическим спорам.

Буддизм добавил к религиозной практике технику, которая относится к сфере индивидуального поклонения. Имеется в виду такая форма религиозной практики, как бхавана — погружение в себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления над истинами веры, которая в дальнейшем была принята такими ветвями буддизма, как чань и дзен. Многие ученые считают, что этика лежит в основе буддизма, что делает его скорее этическим, философским учением, чем религией. Большинство понятий в буддизме расплывчаты, многозначны, что делает его более гибким и хорошо приспособленным к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Таким образом, последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, которые стали основными очагами распространения религии.

Разделение буддизма на две ветви: Хинаяна («малая колесница») и Махаяна («большая колесница») была вызвана прежде всего различием социальных и политических условий жизни в разных частях Индии. Хинаяна, которая более тесно связана с ранним буддизмом, признает Будду как нашедшего путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отказались от мирской жизни. В Махаяне важную роль играет культ бодхисаттв — личностей, уже способных войти в нирвану, но способных помочь другим, не обязательно монахам, достичь конечной цели, заменив требование уйти от мира призывом влиять на него. На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия»

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса
  2. Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
  3. Искусство и эстетическое освоение действительности
  4. Предмет и объект философии. Структура философского знания
  5. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
  6. Лао-цзы, основатель даосизма
  7. Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики»
  8. Предпосылки появления философии
  9. Эрнст Шлиермахер и его философия
  10. Проблема происхождения сознания человека

Появление буддизма

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине и сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. Примерно в середине I тысячелетия до н.э. эти черты патриархата стали резко контрастировать с этими серьезными изменениями в общественных отношениях, которые и послужили основной причиной возникновения буддизма.

Появление буддизма на исторической арене совпадает с существенными изменениями в социально-политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Маргинальные области брахманической культуры начинают очень активно заявлять о себе, а кшатрии все больше претендуют на ведущую роль в жизни общества. Значительные сдвиги в экономике и политике происходят в этих районах на основе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта), что в конечном итоге приводит к образованию одной из самых могущественных империй Древней Индии — империи Магадхи, основателями и лидерами которой были представители династии Маурьянов.

В VI-V веках до н.э. были предприняты попытки укрепить рабовладельческую экономику и более рационально использовать труд рабов. Законодательные меры, несколько ограничивающие произвол господина над рабом, свидетельствуют о начавшемся исчерпании существующей системы и отражают страх перед острым классовым конфликтом. Система гражданско-политической жизни, появившаяся в это время, была важным фактором, обусловившим своеобразие индийской культуры.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наибольшего могущества это государство достигло в IV-II вв. до н.э. при династии Маурья, объединившей почти всю территорию Индостана. Период Маурьев — Маурьянов считается особой вехой в развитии древнеиндийской государственности. Это был период великих политических событий. Создание единого индийского государства способствовало общению между различными народами, взаимодействию их культур и отказу от узких племенных рамок. Развился ряд религиозно-философских течений, таких как джайнизм, бросивший вызов ведическим ценностям, и буддизм, который постепенно превратился из сектантского монашеского учения в одну из трех мировых религий. Индуизм Буддизм религиозные ведические индийские

Одним из важнейших компонентов социальной, общественной и экономической системы в период Маурьев была община. Значительная часть населения — свободные землевладельцы — объединялись в общины. Наиболее распространенной формой общины была сельская, хотя на остальной территории империи все еще существовали примитивные клановые общины. Долгое время общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта узость и замкнутость была нарушена.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, но в его законодательстве не было четкого разграничения между свободными и рабами. Рабский труд не играл значительной роли в важнейших отраслях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвольной власти хозяина над рабами. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, которые носили скорее этический, чем юридический характер. Эти правила носили явно религиозный характер. Самые известные из них — Законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время, когда были созданы эти законы, неизвестно.

Философские школы Древней Индии

Вся философия Индии основана на системах. В шестом веке до нашей эры было положено начало появлению философских школ. Школы делились на:

  • «Астика» – ортодоксальные школы, основанные на авторитете Вед. К ним относились школы: миманса, веданта, йоги, санкхья, ньяя и вайшешика;
  • «Настика» – неортодоксальные школы, опровергающие трактаты Вед за ложь. К ним относились школы: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята.

Рассмотрим кратко, каждую из ортодоксальных школ:

  1. Миманса или Пурва-миманса (первая) – основалась древениндийским мудрецом Джаймини (3-1 века до н.э.) и включала в себя: исследования, анализ, толкования и размышления о священных писаниях;
  2. Веданта – составилась мудрецом Вьясой (около 5 тысяч лет назад), основная цель полагалась на самосознание, понимание индивидом своей изначальной природы и истины;
  3. Йоги – основанная мудрецом Патанджали (во 2 веке до н.э.), направлена на совершенствование человеческого духа, через практики объединения тела и разума, с последующим освобождением (мокша);
  4. Санкхья – основал мудрец Капила, школа направлена на отвлечение духа (пуруши) от материи (пракрити);
  5. Ньяя – реализм и законы логики, согласно которым, внешний мир существует независимо от познания и разума. Объекты познания: наше «Я», тело, чувства, ум, повторное рождение, страдания и освобождение;
  6. Вайшешика – основанная мудрецом Канадой (Улукой) (3-2 века до н.э.), являющаяся в одно и то же время противником и приверженцем буддистского феноменализма. Признавая буддизм как источник познания и восприятия, но опровергая истинность фактов души и субстанции.

Рассмотрим кратко, каждую из неортодоксальных школ:

  1. Джайнизм – в переводе с санскрита «победитель», дхармическая религия, основателем учения которой, является Джина Махавира (8-6 веках до н.э.). Философия школы основана на самосовершенствовании души для достижения нирваны;
  2. Буддизм – образовалась в 5-1 веках до н.э., учение школы предполагало 4 истины: 1 — жизнь подобна страданию, 2 — причинами которых являются желания и страсти, 3 — избавление наступает только после отказа от желаний, 4 — путем череды перерождений и избавления от уз Сансары;
  3. Чарвака-локаята – материалистическое атеистическое учение и низкое воззрение. Вселенная и все сущее возникло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил, благодаря 4 элементам: земли, воды, огня и воздуха.

Ортодоксальные школы

Веданта

Веданта была одной из самых влиятельных школы индийской философии. Точное время ее появления не известно, ориентировочно — 2 в. до н. э. Завершение учения относят к концу 8 века н. э.  Веданта основывается на толковании Упанишад.

В ней основа всего Брахман, который един и бесконечен. Атман человека может познать Брахмана и тогда человек сможет стать свободным.

Миманса

Миманса примыкает к Веданте и представляет собой систему, которая занималась объяснением ритуалов Вед. Стержнем считалась идея долга, которая представляла собой приношение жертв. Своей кульминации школа достигла в 7-8 вв. Оказывала воздействие на укрепление влияния индуизма в Индии и снижение значения буддизма.

Санкхья

Это философия дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Согласно ей, главной основой всего является материя. Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. В ее основе был опыт и размышление человека.

Санкхья и Йога связаны. Санкхья – это теоретическая основа для йоги. Йога – это практическая методика достижения освобождения.

Йога

Йога. В основе данной системы лежит практика. Только через практические упражнения человек может добиться воссоединеия с божественным началом. Таких систем йоги было создано очень много, и они пользуются до сих пор огромной известностью по всему миру. Именно она стала наиболее популярна сейчас во многих странах, благодаря комплексам физических упражнений, которые дают возможность быть здоровыми и не болеть.

Йога отличается от санкхьи убеждением, что у каждого человека есть высшее личное Божество. При помощи аскетизма, медитации можно освободиться от пракрити (от материального).

Ньяйя

Ньяйя представляла собой учение о различных формах мышления, о правилах ведения дискуссии. Поэтому ее изучение было обязательным для всех, кто занимался философствованием. Проблемы бытия в ней исследовались через логическое постижение. Основная цель человека в этой жизни – освобождение.

Вайшешика

Вайшешика – это школа, родственная школе ньяйя. Согласно этой системе каждая вещь беспрерывно меняется, хотя существуют в природе и элементы, которые не подвержены изменениям – это атомы. Важная тема школы – классифицировать рассматриваемые объекты.

Вайшешика основана на объективной познаваемости мира. Адекватное познание – это главная цель систематического мышления.

Что такое «Веды»?

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды», т.е. знание, видение. Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

  • Первая часть — Самхиты, что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
  • Вторая часть — Брахманы — ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма, имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
  • Третья часть — Араньяки (лесные книги) — это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни.
  • Четвертая часть — Упанишады — что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание — философская часть «Вед». В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании — всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны, или, как их еще называют, касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна — это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее — это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

  • Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
  • Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.
  • Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.
  • Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Йога

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает “сосредоточение”, ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога – это философия и практика. Йога – есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо)

Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список литературы

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия,

наука, религия. – М., 1980

2. Введение в культурологию. -М., 1995

3. Древние цивилизации. – М.,1989

4. Культура Древней Индии. – М., 1976

5. Культурология. – Ростов-на-Дону, 1995

6. Культурология. История мировой культуры. – М., 1998

Сапкхья

Санкхья (санскр. — число, перечисление, расчет) — одна из наиболее древних философских школ; ее основоположник — мудрен Капила, который жил в VII в. до н.э.

Согласно данному учению, в основании реальности два начала: идеальное — пуруша, и материальное — пракрити. Оба начала не- сотворимы и неуничтожимы. Пракрити состоит из трех гунн (саттва, раджас, тамас), которые человек не воспринимает, но подвергается их воздействию через объективный материальный мир. Веру в Бога сапкхья отрицает, в силу недоказуемости его существования и возможности объяснения возникновения мира, не прибегая к понятию Бога.

Одна из главных проблем учения — осмысление причинно- следственной зависимости; разделяющие идеи санкхьи убеждены в том, что следствие содержится в причине еще до того, как оно возникает.

Человек в силу своего невежества связывает свою душу, свое «я» с телом; страдания тела он ошибочно воспринимает как свои собственные. Поэтому человек должен стремиться к освобождению через постижение истины.

Йога (санскр. — участие, единение, сосредоточение, порядок, глубокое размышление), прежде всего, известна глубоко разработанной системой упражнений, с помощью которых человек достигает особого состояния, когда он освобождается от материального мира, его душа способна слиться с пурушей, «я» человека — с высшим «Я».

Эта система упражнений использовалась многими другими индийскими учениями, составляя элемент их систем.

По философским взглядам йога в значительной мере повторяет санкхью, но, в отличие от последней утверждает существование Бога как высшего «Я». Йога исходит из того, что микрокосм — человеческая душа во многом повторяет космическое тело Вселенной. Осознанное стремление человека к совершенствованию себя может найти некое соответствие среди космических процессов; нужно стремиться овладеть способностью изменения самого себя.

Основные понятия и действия йоги: подчинение тела — яма (управление дыханием, температурой, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание определенною реального или мыслимого объекта — охавана; состояние транса (резкое изменение ментального и эмоционального состояния) — дхьяна; особое сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает необратимость психических процессов — самадхи.

Литература

  • Новицкий О.М. Очерки индийской философии.// Журнал Мин.нар.просвещения. СПб.,1844, ч.41, № 3.С. 152-155.
  • Ольденберг Г. Индийская философия. // Общая история философии. Т.1. СПб., 1910. С.32-38, 147-153.
  • Рой М. Индийская философия. М.,1958.
  • Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1—2. М., 1956—1957. (Репринт: СПб., 1994.)
  • Пятигорский А.М. Материалы по истории индийской философии. М., 1962.-250 с.
  • Аникеев Н.П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965.
  • Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975.- 367 с. с ил.
  • Шейнман-Топштейн С.Я. Платон и ведийская философия. М., 1978.-199 с.
  • Шохин В.К. К уточнению категории “средневековая философия” (на материале индийской философской традиции). // Социокультурные характеристики средневековой философии. М., 1990.
  • Шохин В.К. Сантаяна и индийская философия // Вопросы философии.1992. № 4. С. 118-124.
  • Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие. М.,1997.-302 с.
  • Литман А. Д. Современная индийская философия. М.: Мысль, 1985.
  • Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. М., 1989.
  • Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.
  • Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия.Пер. с анг. М., 1994.-416 с.
  • Мюллер Макс Шесть систем индийской философии. М., 1995.-448 с.
  • Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000. – 207 с.
  • Чубарева Э.Г. Индийская мысль как материал компаративной философии // История философии № 7. М.,2000. С.265-290.
  • Рудой В.И. Была ли философия в древней и раннесредневековой Индии? // Восток: философия, религия, культура.Труды теоретического семинара. СПб., 2001. С. 53-63.
  • Чаттопадхьяя Д. От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны,категории,история. Пер. с англ.-М., 2003.-320 с.
  • Шохин В.К. Школы индийской философии.Период формирования IV в. до н.э.-II в. н.э. М.,2004.
  • Шохин В.К. Индийская философия.Шраманский период (середина I тысячелетия до н.э.): Учебное пособие. СПб., 2007.-423 с.
  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие. М., 2008.- 255 с.

Неортодоксальные системы

Посреди многочисленных сторонников иных взглядов, выступающих против авторитетных Вед, можно выделить представителей основных неортодоксальных систем философии:

  • Джайнизм;
  • Чарвака (материалисты);
  • Буддизм.

Учение Джайнизм

Основоположником этого учения является общественный деятель Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.), получивший имя Джина или Победителя (подразумевается победа над круговоротом реинкарнаций). Основной характеристикой этого направления служит житие личности. По учению джайнизма, индивид дуалистичен и состоит из дживы (духовной составляющей) и адживы (материальной состовляющей). А связь осуществляется за счёт кармы.

Карма здесь является утончённой материей, а не законом расплаты. Личность возникает при воссоединении неживой материи с душой при помощи кармы, сопровождающей душу в постоянной цепи перевоплощений.

Движение джайнизма сохранилось в Индии и по сей день.

Школа Чарвака

Чарвака является материалистичным учением Древней Индии и Индии средних веков. Поздний вариант подобной философии — локаяты, с которой зачастую сравнивается. Никаких произведений не дошло до нашего времени, а ознакомление с этим учением происходит по изречениям иных школ.

Отрицая замысел брахмана, атмана и кармы, Чарвака принимает за основу всего сущего материю из 4 элементов: ветра, пламени, земли и воды. Бытие и сознание происходят от этих общих элементов. Материя способна к мышлению, а смерть — прекращение всего. Локаятиками признаётся только этот мир, или лока. Поэтому их считают материалистами и называют чарваками по имени основоположника теории — Чарвака.

Характеристика буддизма

Возникновение буддизма и джайнизма относится к VI в. до н. э. Буддизм был основан принцем Индии Сиддхартха Гаутама, более известным как Будда (просветлённый). Такое имя он получил после достижения пробуждения и понимания наиболее правильной жизненной позиции (отвергающей крайности) после долгих лет в отшельничестве.

В основе буддизма лежит этико-практическая направление, и главным вопросом является бытие личности. Такое учение проповедует список из четырёх благородных истин:

  • Вся человеческая жизнь состоит из страданий.
  • Есть основание для страдания, которое выражается в стремлении к жизни, которое ведет через радость и вожделение к перевоплощению.
  • Существует избавление от терзаний, ликвидация причин страдания, т. е. устранение этого стремления к жизни.
  • Есть путь, приводящий к избавлению от мучений, и не принимает как жизнь, посвящённую наслаждениям, так и путь воздержания и самобичевания. Только в этом состоит принцип буддизма среднего пути, предлагающий избегать крайностей.

Следовательно, философия буддизма и джайнизма носит эгоистичный и самодостаточный характер.

Попытки понять окружающий мир и своё место в нём позволили философам Древней Индии сделать первые шаги в развитии разнообразных школ. Так зародилась философия Индии, которая внесла значительный вклад в мировую культуру.

Основные идеи средневековой философии в Индии

Замечание 2

Одно из ключевых положений индийской философии – это утверждение и мире как некоем духовном единстве, где элементы могут друг в друга переходить, где каждое событие влияет на целостность мира.

Средневековая онтология опирается на космическую эволюция бытия и небытия, их взаимосвязь. Чередование бытия и небытия – это вдох и выдох Бога-Творца Брахмы. Эта эволюция вечна. На смену старому мирозданию приходит новое. Цель этого процесса приближение к духовному совершенству.

Особенностью гносеологии средневековой философии Индии является то, что человек изучает не предмет или явление как таковое, а свое сознание, пережившее или переживающее соприкосновение с ними.

В связи с этим выделяется три вида сознания:

  1. «Пракрити» – это изначальное сознание человека, данное ему от природы при рождении.
  2. «Пуруша» – некая первичная телесность из которой впоследствии появился мир; это чистый дух, чистое Я.
  3. «Майя» – это космическая иллюзорная сила, способная порождать нечто новое, относительно же сознания человека, эта категория отражает неведение истины в ее абсолютности или пребывание в своего рода сне.

Понимание человека в средневековой индийской философии раскрывается через следующие категории: душа, сансара, мокша и карма.

В индийской философии этого периода душа понимается как единство двух элементов: манаса и атмана. Атман – это частица Брахмы в человеке, он вечен и неизменен. Манаса же представляет собой земную душу человека, которая подвержена изменению, может стремиться как к благу, так и к злу.

Человеческая душа вечна. Она подвержена процессу перевоплощения, круговороту сансары. «Колесо сансары» ограничивает карма, предопределенность души человека, которая предназначена для того, чтобы провести человеческую душу сквозь страдания перевоплощения к обретению наивысшей степени нравственного состояния (мокша).

Понятие «мокша» выражает высший уровень совершенства, на котором происходит выход из круговорота сансары, выходит из бесконечного процесса воплощения в мир. Достижение мокши – это высшая цель земной жизни каждого человека.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий