Искусство Индии

Духовная культура Индии

Светская и духовная культура в Индии переплетены в одно неразрывное целое. Из-за того, что в ведической культуре понятие духа и материи не разделены, в Индии запросто можно встретить такие экзотические для европейцев явления, как божество, рекламирующее потребительский товар или религиозная церемония перед началом коммерческой сделки.

Индия фото – святой отшельник садхуИндия фото – йога в Гималаях

Для многих жителей западных стран знакомство с культурой Индии начинается с йоги, которая неразделимо связана с традициями духовной культуры Индии. Многие видят в йоге лишь комплекс оздоровительных упражнений, забывая о главном предназначении йоги – подчинить тело и направить всю энергию человека для духовного роста. Многочисленные ашрамы и школы йоги в Индии принимают сегодня искателей восточной духовности со всего света. Изучение йоги в Индии часто соединяется с постижением древней науки о гармонии и здоровье – Аюрведы.

Одним из известнейших проявлений духовной культуры Индии считается наука о правильной организации окружающего человека среды – Васту. Подобно китайскому искусству Фэн-Шуй, Васту позволяет объединить благоприятные свойства окружающего пространства с полезными знаниями о природе, чтобы создать максимально благоприятные условия для жизни. С Васту тесно связана и индийская астрология.

Тысячелетние традиции и широкое распространение духовных практик объясняют, почему индусы с особым уважением относятся к многочисленным садху – нищим отшельникам, отвергающим блага материального мира. Однако, многие из колоритных аскетов, которых без труда можно встретить у любого храма в Индии, являются не подвижниками духа, а обыкновенными мошенниками, скрывающие за ярким антуражем свое нежелание добивать пропитание тяжким трудом.

Отличить мошенника от настоящего садху в большинстве случаев можно поего острой материальной заинтересованности в плате за «благословение» илидругие «духовные услуги».

Средневековье

Уход монахов буддизма означал окончание эпохи пещерной росписи, но не исчезновение индийского живописного искусства в целом. Напротив, подобные события повлекли за собой новый виток развития, а именно – книжную миниатюру.

Направление миниатюр появилось к 10-му столетию, а пика достигло благодаря так называемой гуджаратской школе в 13-15 веках. По большей части миниатюры использовались в джайнистской литературе, в частности, в «Калпасутре».

Особенность изображений состояла в том, что лица имели немного искаженный вид: оба глаза писались в анфас, нос был острым и длинным настолько, что выходил за щеки. Грудная клетка тоже была нарочито выдающейся.

Древняя индийская книжная миниатюра

16-17 столетия характеризуются развитием раджпутской живописи и могольской миниатюры. Последняя стала особенно популярна при дворе Великих Моголов во время правления Джахангира в 17 веке – с 1605 по 1627 год.

Про Джахангира говорили, что он был пристрастен к алкоголю, опиуму, праздной жизни и женщинам. Отчасти это правда – среди других падишахов империи Моголов он был более склонен к такому образу жизни. Но при этом он считался большим ценителем искусства, взрастил выдающихся художников при дворе, да и сам обладал бесспорным талантом художника.

Могольская миниатюра

Одним из самых великих художников – современников и протеже Джахангира был Бичитр. Времена его творчества датируются 1610-1660 годами.

Воспитанный при дворе, он был неплохо образован, знал персидский язык как иностранный. Учителем по рисованию был Абу-ль-Хасан. Художественная карьера началась в придворной мастерской, которая именовалась как китабхана.

Первой работой считается картина, написанная в 1615 году, и уже тогда прослеживается индивидуальный стиль художника. Годом позже он написал портрет падишаха Джахангира, а также собственный автопортрет. Бичитр изобразил себя как молодого человека в районе тридцати лет в одеянии придворного.

Среди остальных художников двора Бичитр отличался отточенной техникой, воснове которой лежала реалистичность и точная передача эмоций на лице. Он стал известен как выдающийся портретист – картины Бичитра изображали главные события в истории империи, правителей, членов императорской семьи, знать, духовников, а иногда даже животных.

Бичитр. Картина «Акбар передаёт императорскую корону Шах Джахану». Альбом Минто, 1631 г.

Большую известность художник приобрел при царствовании Шаха Джахана – последователя Джахангира. В работах можно проследить некоторое влияние европейских канонов живописи того времени: герои изображались боком или полубоком, в ¾ фигуры, а каждая картина венчалась индивидуальным орнаментом. Позже, в 30-е годы, можно увидеть изменение стиля от некоего романтизма до лаконичности, сдержанности.

Интересные факты про Индию

Просто перечислю пять фактов, которые у многих вызовут Вау-эффект.

Шахматы

Игра родом из Индии, ее возраст примерно равен возрасту самой цивилизации. Придумали шахматы для гармоничного развития мозга у людей.

Жесты

Язык жестов, принятый у людей в Западном мире, тут немного отличается. Самый распространенный пример, на слово «Да» индийцы не кивают головой, а качают ею из стороны в сторону.

Это касается не только таких, мелких жестов. Например, идти за руку двум мужчинам не будет неприлично, это просто символ дружбы. В Индии нельзя делать поспешных выводов.

Вегетарианство, корова и крупнейших экспортер говядины

Многие религиозные направления предполагают отказ от любых продуктов животного происхождения, так что треть населения действительно жесткие вегетарианцы. Остальное населения ест сыр, яйца, молоко и большое количество курицы. Да, в Индии все же едят мясо. А некоторые штаты, где процветают христианство или ислам, и говядиной не брезгуют.

Занимательный факт, корова – священное животное. Есть ее категорически запрещено, причинять вред тоже. Но это не относится к быкам, представляете. Часть индийцев едят говядину, обязательно от быков, а уж за границу они продают столько, что являются крупнейшими поставщиками мясо во всем мире.

Бытовая техника

Многие вещи, которые существенно облегчают быт, здесь просто не нужны. Например, стиральные машины

Бедные люди не могут себе их позволить, а богатые считают стирку – важной частью работы слуг. Вот и получается, что за редким исключением стиральная машина в Индии не встречаются

Или холодильник. Очень полезная вещь, которая существенно облегчит хранение пищи в жарком климате. Но как шла история. Сначала люди заметили, что в жару еду хранить опасно. Потом религия сказала, что вчерашнюю еду есть нельзя. И эта практика вошла в обиход. Сейчас есть вчерашнее блюдо можно, но большинство индийцев просто не станет.

Такая небольшая статья, посвященная Индии. Кто хоть что-то слышал об этой стране знает, что равнодушным остаться просто невозможно. Вы либо влюбляетесь в нее, либо начинаете ненавидеть. Я лично влюбилась. А вы?

С вами была Алла, ищущая друзей по всему миру и во всех культурах.

Достижения в художественной и монументальной

Среди выдающихся достижений художественной и монументальной культуры Древней Индии можно выделить следующие достопримечательности:

  1. Наскальные рисунки каменного века. В Индии обнаружено огромное количество следов первобытной живописи. Это наскальные рисунки Бхимбетка, Тамил Наду, Одиша и другие. Они представляют собой уникальные образцы искусства древних людей. На них изображены животные, человеческие фигуры, разнообразные геометрические формы.
  2. Мохенджо-Даро и Хараппа. В 1920-е гг. в долине реки Инд были обнаружены остатки городов, которые считаются одними из самых древнейших городов в мире. Археологи были поражены четкой планировкой городов, наличием широких улиц и многоэтажных зданий, прекрасно устроенной канализацией. В этих городах были найдены печати, статуэтки, предметы литейного и ювелирного искусства высокого качества.
  3. Большая Ступа в Санчи — уникальный буддийский храм, возведенный в III в. до н.э. по приказу царя Ашоки. Он построен в виде огромной каменной полусферы из серого камня и кирпича. Внутри нет никаких помещений, но хранятся останки самого Будды, а также несколько предметов, связанных с его жизнью. Считается одной из главнейших буддистских святынь. Стены храма украшены многочисленными скульптурами, изображающими сцены из жизни Будды.
  4. Столпы Ашоки — высокие каменные монументы, представляющие собой вертикальные колонны. Украшены древнеиндийскими надписями и изображениями священных животных. Устанавливались по приказу царя Ашоки в ключевых пунктах империи.
  5. Пещеры Аджанты — памятники буддийского искусства, создававшиеся на протяжении длительного времени — со II в. до н.э. по V н.э. Представляют собой древние монастыри, обустроенные в искусственных пещерах. На их стенах присутствуют многочисленные изображения религиозного характера, которые считаются одними из лучших образцов древнеиндийской живописи. Также содержат множество высеченных из скал скульптур с изображением Будды. Объект включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  6. Статуя Будды из Гандхары — датируется I в. н.э. Яркий пример проникновения в Древнюю Индию греческой культуры. Будда изображен идеализированным, но совершенно человеческим персонажем с искусно прорисованными чертами лица и складками одежды
  7. Храмовый комплекс Эллоры — высеченные в скалах индуистские и джайнские храмы, расположенные возле сельского поселения с одноименным названием. Начали строиться в VI в. Наиболее ценным считается индуистский храм Кайласанатха. Он украшен скульптурами искусно вырезанных из камня слонов.

Большая Ступа в Санчи

Импрессионизм

К живому воплощению окружающего мира в его естественности и непосредственности, постоянной изменчивости приходит в начале 1870-х годов импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в живописи тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приемы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов.

В XIX веке в Европе господствует станковая живопись маслом, в декоративном отношении еще меньше, чем прежде, связанная с предметной средой. Техника масляной живописи приобретает во многих случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность; снижается прочность произведений живописи (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления); палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие); вместо темных цветных грунтов, характерных для XVIII века, еще в начале XIX века вновь внедряются белые грунты.

Как и другие виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально-декоративная живопись, использовавшая в XIX веке почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Лишь в конце XIX — начале XX веков делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна»); обновляются и технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи.

В конце XIX—XX веков во всем мире развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым; одновременно сосуществуют и борются реалистические и модернистические течения. Оплодотворенная идеалами Великой Октябрьской революции, вооруженная методом социалистического реализма, интенсивно развивается живопись в СССР. Возникают новые школы живописи в странах Азии и Африки, Австралии, Латинской Америки.

Реалистическая живопись в конце XIX—XX веков своими демократическими тенденциями, тесной связью с жизнью следует лучшим традициям живописи предшествующих эпох. В то же время ее отличает стремление познать и показать мир во всей его противоречивости, сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, внутренний смысл жизненных явлений, не имеющих порой достаточно наглядного облика; поэтому отражение и истолкование многих явлений реальности обретает нередко обостренно-субъективный, обобщенно-символический характер.

Немного истории

Как, по-вашему, можно ли кратко рассказать историю народа, которая началась 8 тысяч лет назад? Я считаю, что нет, так что многое придется опустить.

Индия имеет уникальные географические данные: прекрасный и разнообразный климат, плодородные почвы и изолированность от мира с одной стороны горами, а с другой – океаном. Опустим период до цивилизации и перенесемся сразу в 2500 года до нашей эры. Это время расцвета хараппской цивилизации.

Чем запомнилась эта культура? Люди тогда строили города с развитой сетью канализации, выращивали более 10 видов злаков. Приручили коров и слонов, а более мелкий скот разводили практически повсеместно.

Ткацкое дело было на уровне средневековой Европы, а бюрократия на уровне Советского времени. Добавьте развитое судоходство и, как следствие, связь с другими древними цивилизациями. Хараппская цивилизация считается одной из самых развитых в свое время.

К 5 веку до рождества Христова на территории полуострова было 16 государств, уже появился индуизм, буддизм и джайнизм. Территории завоевывали, освобождали, государства возникали и уничтожались… Здесь были и Александр Македонский, и потомки Чингисхана, а потом и все колониальные империи.

Скажу лишь, что единым государством Индии стала в 1 веке до нашей эры, а независимости добилась лишь в 1947 году.

Индия имеет бесконечный список своих открытий и достижения. Например, уже к 2000 году до н.э. начали лечить от бактерий (живых существ), а не от демонов. Тогда же было кесарево сечение и многие другие операции, и способы лечения.

Индусы изобрели десятеричную систему счисления, ноль, привычный нам способ записи чисел, а также алгебру и геометрию. А еще судостроение, навигацию и другое. Посмотрим это в последнем пункте.

Как развивалась культура, влияние религии

По данным археологических находок, первые люди появились на территории Индии 500—200 тыс. лет тому назад.

Первые достоверно установленные произведения искусства относятся к мезолитической эпохе. Это скальные убежища Бхимбетка с древними росписями на стенах. Они представляют собой уникальные образцы деятельности первобытного человека и находятся под охраной ЮНЕСКО.

В развитии древнеиндийской культуры выделяют следующие основные периоды:

  1. Неолитическая культура — охватывает период с 7 до 3 тысяч лет до нашей эры. Включает в себя изготовление орудий труда, появление погребальных обрядов, украшение керамической посуды орнаментами. К этому же периоду относят появление наскальной живописи.
  2. Индская или Хараппская цивилизация — возникла в период бронзового века. Для нее характерны высокий уровень развития металлургии, строительство городов, возникновение монументального строительства.
  3. Индо-арийская или Ведийская — связана с проникновением арийских племен, созданием священных книг под общим названием Веды, формированием индуистской религии.
  4. Махаджанапады — под этим названием подразумевают 16 высокоразвитых царств, оформившихся в V веке до нашей эры на севере и северо-востоке Индо-Гангской равнины. В это время окончательно были записаны Упанишады — религиозно-философские тексты, дополняющие и разъясняющие Веды. К этому же периоду относится появление двух религий — буддизма и джайнизма.
  5. Империя Маурьев — в IV-II веках до н.э. Индия объединилась под властью династии Маурьев. Она превратилась в крупнейшее государство, занимающее весь Индостан. В III веке до н.э. были написаны эдикты правителя Ашоки — один из древнейших образцов юридической мысли Индии. Во II веке до н.э был создан древнейший учебник по грамматике тамильского языка.
  6. Эпоха «коротких царств» — в период со II века до н.э. по II век н.э. Индия входит в состав разных государственных объединений: индо-греческое, индо-скифское, индо-парфянское. Происходит взаимопроникновение разных культур, обогащение их новым содержанием.
  7. Империя Гупта — 240—550 гг. н.э. Этот период считается «золотым веком» древнеиндийской культуры. Происходит расцвет искусств и наук, индуистское влияние распространяется далеко за пределы страны.

На каждом из этих этапов религия была главным смысловым и идеологическим компонентом культуры.

В развитии религиозной жизни Древней Индии можно выделить 3 этапа:

  1. Языческий — это доведический период, продлился примерно до 1,5 тыс. лет до н.э. Древнеиндийский пантеон богов отличается большим разнообразием. Характерной чертой является представление богов в виде животных или полулюдей-полузверей. Многие языческие мифологические персонажи позже трансформировались и стали органической частью индуистской религии.
  2. Индуистский (ведический) — с проникновением в Индию арийских племен и возникновением ведического знания местные религиозные традиции постепенно приходят к монотеизму. Отличия индуизма от других монотеистических религий очень сильны. В нем нет единого отца-основателя, отсутствует единая система верований и общая доктрина. Ведический период растянулся с 1,5 тыс. лет до н.э. до V в. до н.э. Общим во всех индуистских верованиях было признание авторитета Вед и вера в существование единого Бога.
  3. Буддистско-джайнистский. Практически одновременно в Древней Индии возникают 2 новых религиозных учения — буддизм и джайнизм. Их основателями были Сиддхартха Гаутама Будда (563—483 гг. до н.э.) и Махавира Джина (599—527 гг. до н.э.). Оба были странствующими проповедниками, учили аскезе и медитации, проповедовали ахимсу (ненасилие). При схожих основах учения и даже терминологии, джайнизм был более суровой религией. От ее последователей требовалось неуклонно соблюдать аскетический образ жизни и заниматься самоистязаниями. Обе религии получили настолько большое распространение, что даже многие верховные правители были сторонниками этих учений.

Примечание

Характерной особенностью Индии было сосуществование всех религий, а не вытеснение ими друг друга. Появление буддизма и джайнизма не означало заката индуизма. До сих пор это одна из наиболее многочисленных по количеству приверженцев религия Индии.

Архитектура

Архитектура начала стремительно развиваться с появлением буддизма в Индии. Именно в этот период появилось большое количество великолепных зданий. Значительные памятники буддийского искусства и архитектуры — Великая Ступа в Санчи и скальные пещеры в Аджанте.

С созданием индуистских королевств в Южной Индии началось процветание южноиндийской школы архитектуры. Самыми известными достижениями правителей Паллавы были скальные храмы Махабалипурама и храмы Канчипурам. Правители Чола, Хойясала и Виджаянагар также внесли значительный вклад в архитектуру. Храмы в Танджавуре, Белуре и Халебиде свидетельстовали об архитектурном превосходстве южноиндийских правителей.

На севере был разработан новый стиль архитектуры — Нагара. В центральной Индии правители Чандела построили великолепный храмовый комплекс в Кхаджурахо. С приходом мусульманских властителей в стране появился еще один стиль — индо-исламский, не бывший ни строго исламским, ни строго индуистским. Архитектуру средневекового периода можно разделить на две основные категории — Имперский стиль и Моголовская архитектура.

Индо-сарацинский стиль возник в результате колонизации страны. Он сочетал в себе особенности индуистских, исламских и западных элементов. Колониальная архитектура проявилась через институциональные, гражданские и утилитарные здания, такие как почтовые отделения, железнодорожные станции, дома отдыха и правительственные здания.

Письменность и литература

Из сказанного ясно, что в Древней Индии имелась развитая письменность и достаточное количество грамотных людей. Письменность существовала уже у народов Хараппской цивилизации, о чем свидетельствуют многочисленные находки. Однако это письмо не прочитано до сих пор.

В ведический период возник санскрит – алфавитное письмо, гораздо более удобное, чем египетские иероглифы или шумерская клинопись. Санскрит не относится к числу «мертвых» языков, так как до сих пор иногда используется в религиозных и ритуальных целях. Благодаря этому произведения древнеиндийской литературы не только прочтены и переведены на современный язык, но и пользуются популярностью.

Самые известные из них – героические эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», рассказывающие о войнах легендарной древности и противостоянии героев и порождений зла. Эти произведения имеют философский и религиозный подтекст, но читаются и просто как литературные произведения.

Памятниками древнеиндийской литературы являются также гимны Вед – Ригведы и других. Это сборники религиозных гимнов и ритуальных песнопений. Дошла до нас (в отрывках) и светская литература – рассказы о подвигах и любовных интригах.

Литература Древней Индии оказалась обширной и богатой, ибо на нее был большой спрос. Судя по имеющимся данным, грамотных людей в древности в Индии было довольно много. Представители высшей варны брахманов вообще были обязаны учиться всю жизнь. Древние документы часто указывают на почти обязательное пребывание у «гуру» (учителя) и представителей других свободных варн. Практически не учились только слуги-шудры. Учителями выступали брахманы.

Религиозные направления

Эта страна является родиной буддизма, который распространился по соседним странам, но сама Индия выбрала для себя индуизм. Вера имеет глубокие корни, зародившиеся во времена хараппской и арийской цивилизации. Смешав свои устои с привнесёнными, люди получили религию, близкую к их духовным ценностям.

Индуизм основывается на вере во множество богов. Их количество неизвестно и самим жителям страны. В каждой деревне может быть свой покровитель. Но есть самые главные боги, которых почитают все индийцы:

  • Брахма — создатель всего сущного.
  • Шива — разрушитель и плохого, и хорошего.
  • Вишну — хранитель всего, что создал Брахма. Он следит за обоими богами. Чтобы один не переусердствовал в своих творениях, а другой — в разрушениях.

Эротика в искусстве Индии

Эротические традиции в культуре Индии восходят к глубокой древности. Они нашли свое отражение в многочисленных памятниках монументального и декоративно-прикладного искусства, разнообразных объектах материальной культуры.

Особенно часто встречаются изображения обнаженных женщин.

Для них характерны:

  1. Плотные, пышущие здоровьем фигуры.
  2. Подчеркнутость половых признаков — на скульптурах и рисунках особо выделяются бедра и грудь.
  3. Жизнерадостность — многие из них улыбаются, демонстрируют счастье и благополучие.

Также встречаются живописные изображения обнимающихся полуобнаженных или обнаженных пар, иногда в достаточно раскованных позах.

Барельеф одной из пещер Аджанты

Именно Древняя Индия стала родиной самого известного трактата о чувственной любви. Он называется «Камасутра». Его авторство приписывают индийскому ученому Ватьсьяне, жившему в III—IV в. н.э.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий