Вагоны на международных маршрутах
Что же касается пассажирских вагонов габарита РИЦ, которые курсируют на международных маршрутах, то у них номера состоят из двенадцати цифр, разделенных на пять групп, каждая из которых несет в себе информацию об единице подвижного состава – будь то способность курсировать по линиям с разной шириной колеи, код страны-собственника или порядковый номер. Последняя цифра – уже знакомое нам «контрольное число». Вижу, что сложно. Попробуем разобрать все подробнее.
Первые две цифры указывают на интероперабельность вагона, то есть на возможность его движения по линиям с разной шириной колеи.Если первыми символами являются цифры «5» и «2», то это значит, что вагон интероперабелен, но в нем нет кондиционера.Если стоят цифры «6» и «2», то перед нами вагон с раздвижными колесными парами и оборудованный кондиционером.Третья и четвертая цифры – это код страны по классификации Международного союза железных дорог. У России это число «20», поэтому если мы берем в пример вагоны РЖД, то третий и четвертый символы будут неизменны.Пятая и шестая цифры – это тип вагона и количество мест для пассажиров. Спальный вагон обозначается цифрой «7». Если в нем десять купе, то после будет стоять «0», если одиннадцать купе, то цифра «1», а если двенадцать купе, то цифра «2».Седьмая и восьмая цифра расскажут нам о максимальной скорости, с которой вагон может следовать и напряжении, необходимом для его функционирования. В седьмой позиции цифра «1» говорит о возможности следования со скоростью до 120 км/час, «4» — до 140 км/час, «7» — до 160 км/час и «9» — свыше 160 км/час. В восьмой позиции, если речь идет о современных вагонах, как правило, указывается «0», означающий однофазный переменный ток.
Девятая, десятая и одиннадцатая цифра – это номер вагона по классификации страны-собственника. Чуть выше мы говорили о том, что мягкие вагоны обозначаются у нас как «0», а вагоны габарита РИЦ имеют в своем номере цифру «2». Не забываем об этом, ведь в данном сегменте нумерации международных вагонов российское правило работает всегда.Завершается все контрольным числом — мы уже знаем, что это такое. Но в международном масштабе все не так просто. Нам нужно будет взять одиннадцать цифр номера и «рассчитать» их на «первый-второй», двигаясь справа налево.Представим себя как будто на уроке физкультуры в школе. Цифры, которые у нас будут «первыми» умножить на два, а те, которые «вторые» — умножить на единицу.Допустим, комбинация цифр у нас такая: 33844796100. Идем справа налево: 0 /первый/, 0 /второй/, 1 /первый/, 6 /второй/, 9 /первый/, 7 /второй/, 4 /первый/, 4 /второй/, 8 /первый/, 3 /второй/, 3 /первый/.Умножаем: 0*2, 0*1, 1*2, 6*1, 9*2, 7*1, 4*2, 4*1, 8*2, 3*1, 3*2.Теперь суммируем цифры, но с учетом того, что двухзначные числа мы разбиваем на две отдельные цифры /к примеру, из «18» делаем «1» и «8»/.Получается: 0+0+2+6+1+8+7+8+4+1+6+3+6 =52.Но и это еще не все. Контрольным числом у нас будет то число, которого не хватает для того, чтобы полученная сумма стала полным десятком. В нашем случае это 8. Ну, посмотрите сами: наша сумма 52, а полный десяток это 60. И если мы отнимем от 60 полученные 52, то получается 8. Понимаю, язык не повернется назвать вышеуказанные вычисления простыми, но что делать?.. Таковы международные правила.
Кстати, если сумма сразу становится полным десятком, например, «40», то контрольное число будет нулем, ибо добавлять до полного десятка ничего не надо.Кому хочется потренироваться – вот еще пример. Допустим, что первые одиннадцать цифр номера вагона 62208691261. Каким будет контрольное число? Правильно, контрольное число будет «6».Ну, вот, наверное, и все. Напоследок следует отметить, что в нумерации вагонов габарита РИЦ символы с пятого по одиннадцатый необходимо подчеркивать одной сплошной чертой, а высота цифр, наносимых на вагон, должна быть не менее 80 миллиметров.
Как нумеруются вагоны в поезде
Вагоны в пассажирском поезде могут нумероваться как с локомотива (головы поезда), так и с его хвоста. Начало нумерации может зависеть от многих факторов, таких как:
- С какой стороны поезда цепляют локомотив перед отправкой поезда;
- Меняется ли кардинально направление движения поезда в пути;
- Будут ли добавляться к составу в пути еще вагоны;
- Где формируется состав и других причин.
Проезд в купейных вагонах — востребованная услуга у многих пассажиров
Самыми дорогими являются билеты спального вагона или СВ. В пассажирских поездах таких вагонов один или два, билеты на них самые дорогие, и из-за этого спрос на них не высок. Обычно их выбирают обеспеченные люди или VIP-персоны.
Также в некоторых поездах могут существовать и вагоны с местами для сидения. Таких вагонов может быть один или два на состав, а цены на места в них могут быть сопоставимы с ценой на плацкартный вагон. С внедрением скоростных поездов таких вагонов с сидячими местами может стать больше.
Ночлег
1. В поезде в купе или в плацкарте у каждого есть спальное место. Оно может уже иметь постель, может не иметь. Проводник обязан постелить постель, но в России считается некорректным это требовать от проводника. Если он это сделал, то «спасибо». Если нет, то постель застелает сам пассажир.
2. Перед сном купе следует закрыть на два замка. Один замок расположен возле ручки двери (он поворачивается). Другой замок (если он есть) расположен на самой двери, как правило, в верхнем углу двери. Второй замок откидывается на себя и служит ограничителем при открывании двери.
3. Перед сном лучше все вещи убрать под полку, на которой Вы будут спать, в специальный ящик (если он есть, что бывает не во всех вагонах), чтобы тем самым защитить их от возможных посягательств. Особенно это касается документов, денег, компьютеров, телефонов и т.п.
Не забывайте свои деньги, документы и вещи, которые Вы положили под спальное место, заберите их перед выходом из вагона.
4. На окне в купе есть, как правило, ночная светонепроницаемая штора. Она обычно опускается сверху вниз, если в ее центра сжать вместе две ручки. Штора может не работать, не фиксироваться в закрытом положении. Это – нормальное явление, вызывать проводника вагона, как правило, бессмысленно.
Вместо вызова проводника попробуйте опустить штору и зацепить ее за выступающий штырек (винтик) внизу окна. Как правило, это помогает закрепить штору «намертво».
Светонепроницаемую штору лучше закрыть на ночь, чтобы свет в купе не привлекал внимание с улицы, и чтобы яркое освещение на станциях не мешало Вам спать
Свет в купе, вызов проводника
В купе есть освещение: яркое, приглушенное и местное возле каждого спального места.
В плацкартном вагоне пассажир не может самостоятельно управлять общим освещением — это за него делает проводник вагона. Но у него есть местное освещение.
В купе или СВ (спальный вагон) свет включается, как правило, слева от входной двери купе. Сначала надо открыть дверь, зайти в нее, и стоя спиной к двери и лицом к окну, слева «нащупать» выключатели. Один из выключателей включает главный общий сильный свет. Второй выключатель включает общий слабый ночной свет. Эти выключатели находится, как правило, примерно на уровне второй верхней полки, чуть ниже нее. Местное освещение есть у каждого пассажира.
Рядом с выключателями освещения может находиться кнопка вызова проводника. Случайное нажатие на нее посылает сигнал вызова. Страшного в этом ничего нет, проводник может и не прийти. А если придет, останется только перед ним извиниться за случайное нажатие на кнопку вызова. Штраф за такую ошибку не предусматривается.
Проводник поезда может в определенное время запретить включение общего сильного света действиями на своем пульте управления. Тогда выключатель включения общего сильного света в купе не будет действовать. Как правило, проводник отключает сильный свет после 11 часов вечера, но бывает и по-другому.
Возле каждой полки в купе и СВ есть собственный выключатель местного освещения. Выключатель находится с той стороны, где расположено окно купе. В некоторых более современных вагонах имеется по 2 выключателя: один со стороны окна, второй со стороны двери в купе. Соответственно, в таких вагонах возле каждой полки пассажира имеются две лампочки местного освещения.
Во время стоянки поезда освещение может автоматически выключиться или стать менее ярким. Это нормальное явление, вызванное разрядом аккумуляторных батарей вагона. Во время движения энергия подается от генераторов, приводящихся в движение от колес вагона.
Общение в вагоне
1. Не следует знакомиться с попутчиками, даже если они сами будут предлагать знакомство.
2. Не следует рассказывать попутчикам о цели поездки, о себе, о своих делах и планах.
3. Не нужно приглашать попутчиков в свое купе, есть и пить с ними.
4. Не рекомендуется ходить в чужие купе к случайным попутчикам, даже если они настойчиво Вас приглашают. Сошлитесь на усталость и необходимость начать работу сразу по прибытии на станцию назначения.
5. Если же Вы поехали по России далеко, то Вам придется провести в поезде не один десяток часов. В этом случае вольно или невольно Вы вступите в контакт с соседями по купе и по вагону
При этом соблюдайте осторожность, не садитесь играть в азартные игры, не принимайте участия в застольях
Береженого – бог бережет!
Схема сидячего вагона РЖД
Пассажирский вагон с местами для сиденья — это вагон, который оборудован комфортабельными креслами для сидения. Он отличается от других типов вагонов и внешне похож на салон международного автобуса или самолета. В сидячем вагоне есть два туалета с умывальниками, два тамбура и служебное купе для проводников. В них установлены удобные кресла с подлокотниками и достаточно места для ног. Можно откинуть спинку кресла или воспользоваться откидным столиком, чтобы пообедать в пути. Над креслом вверху располагается полка для багажа.
Число мест зависит от класса сидячего вагона. Они подразделяются на три типа:
- со стандартной компоновкой мест — от 50 до 70 человек;
- с улучшенной компоновкой мест (салонного типа) — до 50 человек;
- на базе купейного вагона.
Также по российским железным дорогам курсируют поезда с двухэтажными купейными вагонами с местами для сидения (1 и 2 класса). Например, в поезде № 50 Москва —Казань в эконом-классе используются вагоны на 63 или 68 пассажиров. Сидячий вагон бизнес-класса имеет 43 места, а вагон первого класса всего 10 мест.
Нумерация в сидячем вагоне простая: четные места находятся у прохода, нечетные — у окна. Расположение мест в сидячем вагоне РЖД представлено на схеме:
Сидячие места в плацкартном вагоне
Наиболее популярный тип вагона из-за демократичной цены на билеты. Вместимость вагона — 54 места. В нем расположено 9 купе по 6 спальных мест: два верхних, два нижних и два боковых. Дверей нет, все купе соединены общим коридором. Нижние места отмечены нечетными номерами, а верхние — четными.
Места с 37 по 54 — это «боковушки». По сути, это два места для сидения и столик, который можно разложить и превратить в спальное место. Если ехать недалеко и хотите сэкономить, можно купить боковое место для сидения.
Схема расположения мест в плацкартном вагоне РЖД:
Сидячие места в общем вагоне
Как правило, общий вагон — это плацкарт с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, включая нижние боковые. Путешествовать в таком вагоне можно лишь на небольшие расстояния, поскольку места не предназначены для долгого сидения: нет подлокотников, мягкой спинки, подголовника. Билеты в общий вагон продаются без места, поэтому если не успели занять лучшее место, вас ждет не очень приятная поездка.
В Скоростных поездах
«Сапсан»
Что касается вагонной нумерации поезда типа «Сапсан». То она имеет две схемы: при следовании из Санкт-Петербурга нумеруется с хвоста поезда, при следовании из столичного града, нумерация вагонов отсчитывается с головной части поезда. Кресла во всех вагонах установлены, из расчёта наличия двух кресел с каждого борта в одном ряду. Чётные места кресел считаются внутренними, находясь ближе к проходу, а нечётные номера кресел установлены у бортов вагона, то есть рядом с окнами.
Смотрите схему вагонов поезда «Сапсан» в сервисе Яндекс.Расписания. Там все наглядно показано.
«Стриж»
Состав поезда «Стриж» насчитывает двадцать вагонов. Из них: с 1 по 5 вагон относятся к типу СВ, в каждом купе есть свой душ и санузел. В вагонах 6 и 7 оборудован ресторан и буфет. Вагоны 8 и 9 относятся к бизнес классу, оборудованы сидячими местами, с компоновкой 2+1, в вагонах с 10 по 18 установлены сидячие кресла бизнес-класса, с компоновкой 2+2.
Все кресельные блоки и все купе вагонов СВ имеют стандартную розетку на 220 В.
Кресла с нечётными номерами находятся у окон, а с чётными номерами у прохода.
Нумерация сидячих кресел начинается со стороны Москвы в каждом вагоне такого типа.
Смотрите схему вагонов поезда «Стриж» в сервисе Яндекс.Расписания.
«Ласточка» и «Аллегро»
Принцип нумерации сидячих мет в поездах «Ласточка» и «Аллегро» не отличается от поездов «Сапсан» и «Стриж». В поездном составе «Ласточка имеются специальные четыре кресла для инвалидов. Длина всего состава составляет 130 метров.
Нумерация вагонов состава «Ласточка» в период следования в северную столицу из Бологое, начинается с хвостовой части поезда, а из Нижнего Новгорода с головной части состава. Состав поезда «Аллегро» вмещает 337 пассажиров, сдвоенный состав поезда «Ласточка» вмещает 886 пассажиров.
Смотрите схему вагонов «Ласточка» и «Аллегро» в сервисе Яндекс.Расписания.
Технические возможности
1. Вы можете пользоваться средствами управления, которые расположены в Вашем купе. Пользоваться такими средствами, расположенными в коридорах, тамбурах, в купе проводников и пр. нельзя.
2. В купе можно регулировать центральный свет (три положения: выключено, ночное освещение, полное освещение) и местный свет светильников возле спальных полок.
3. В купе можно регулировать громкость звука радио. В некоторых современных вагонах громкость радио регулировать невозможно, это может делать только проводник вагона.
4. В купе может быть телевизор. Как правило, он показывает фильмы, которые запускает проводник на устройстве воспроизведения. Поэтому, если телевизор ничего не показывает, обратитесь к проводнику.
5. В купе может быть кнопка вызова проводника вагона и кнопка вызова милиции (только в современных вагонах). Нажатие на кнопки вызова не означает, что вызов будет передан по назначению, и что вызываемый вами сотрудник придет к Вам. Поэтому не поленитесь также дойти до купе дежурного проводника и тем самым продублировать свой вызов.
6. Окна в купе не открываются (за редким исключением). Вентиляция не регулируется, отопление не регулируется. Вентиляцией и отоплением управляет проводник вагона, следует обращаться к нему.
7. Есть некоторые модели вагонов, где применяется регулировка отопления и вентиляцией прямо из купе. Как правило, проводник такого вагона Вам это пояснит в момент проверки Ваших билетов после посадки в вагон поезда.
Номера вагонов: как они выглядят и что означают
Пассажиры хорошо знакомы с базовой нумерацией поездов, так как она указывается на билетах и позволяет идентифицировать нужный вагон при посадке. Номер зависит от конкретного типа и модели состава.
Например, скоростные поезда с круглогодичным режимом работы обозначаются цифрами от 001 до 150. К таким относится «Таврия». Составы, выполняющие регулярные поездки в формате дополнительных сезонных рейсов или отправляющиеся по маршруту разово, имеют номера от 151 до 298.
РЖД выделяют и другие группы нумерации. К примеру, высокоскоростные поезда, включая «Сапсан», обозначаются диапазоном от 751 до 788.
Номер вагона представляет собой более продуманный набор цифр. Всего их восемь, но они делятся на две группы: трехзначную и пятизначную. Первая отражает код приписки для вагона, а вторая выступает в виде его заводского номера.
Имеющаяся нумерация позволяет определить несколько основных параметров, включая некоторые характеристики, но зависит также от типа поезда. Например, для грузовых составов удастся узнать условную длину вагона.
Правила нумерации меняются для разных видов поездов. Если пассажирский состав выполняет международный рейс, то цифры из его номера будут означать другие параметры.
Инвентарная нумерация чаще отражена в две строки, разделенная на трехзначную и пятизначную группы. Иногда номер прописывается вместе, но его содержание остается стандартным. Знак с числовыми значениями можно увидеть на боку вагона. Обычно он хорошо различим и имеет достаточно большой размер. Поэтому пассажир может заметить номер уже издалека.
Проверка документов в пути
1. В пути никто не имеет права проверять Ваши документы и билеты. Если в пути будет работать контроль билетов, то он будет проверять билеты у проводника, а не у Вас. Именно поэтому билеты хранятся у проводника поезда во время всего пути следования пассажира.
Соответственно, Вы не должны никому больше предъявлять билет. Даже если кто-то вдруг по какой-то причине в пути попросит у Вас Ваш билет, Вы его не предъявляете, а отправляете того, кто запрашивает, к проводнику вагона.
2. Паспорт пассажира во время следования поезда может проверять полицейский контроль, который сопровождает поезд (в каждом фирменном поезде в обязательном порядке едет полиция).
В случае проверки документов полицейских должно быть двое. Если Вы видите, что у Вас просит предъявить паспорт один полицейский, то попросите его подойти для проверки документов вместе с проводником вагона. Если это не настоящий сотрудник полиции, то он уйдет и не вернется.
Проверка документов и багажа в международном поезде
Если поезд международный, то в пути следования он будет пересекать границы государств. В этом случае будет проверка документов в поезде и багажа.
Сначала поезд выезжает из одной страны — это первая проверка. Затем поезд въезжает в соседнюю страну — и это следующая проверка. Последовательность проверки при выезде из страны: сначала таможенная проверка документов и багажа, затем идет проверка на паспортном контроле. При въезде в соседнюю страну проверка осуществляется в обратном порядке — сначала документы проверяет паспортный контроль, затем следует таможенный контроль.
Паспортный и таможенный контроль в поезде проводится без высадки пассажиров со своих мест в купе. Пассажиры должны оставаться на своих местах, нельзя передвигаться по вагону и тем более между вагонами.
Паспортный контроль проверят только паспорта, визы и другие документы, подтверждающие право пассажира на пересечение границы. На паспортном контроле предъявляют специальные формы, которые требуют некоторые государства при пересечении границы. Это своего рода краткие пояснения цели визита с указанием адресов пребывания, сроков пребывания и прочего. Бланки подобных документов пассажир может попросить у проводника вагона, чтобы предварительно их заполнить до момента пересечения границы.
Таможенный контроль может поинтересоваться содержимым багажа, Как минимум, придется показать все свои чемоданы и сумки, хотя бы внешне, чтобы таможенники могли оценить объем багажа. В интересующих случаях таможенники могут попросить открыть сумки и показать содержимое.
Таможенникам предъявляют таможенные декларации, которые требуется заполнять при провозе через границу товаров, требующих декларирования. Бланки таможенных деклараций пассажир также может попросить у проводника поезда международного сообщения.
Каким бы сложным не показался паспортный и таможенный контроль в поезде — это один из самых простых и удобных способов для пассажиров. Все действия осуществляются без выхода из купе, пассажиры остаются на своих местах.
Только в самых исключительных случаях, если у пограничников или таможенников есть основания, пассажира могут пригласить на выход, как говорится, с вещами, для проверки документов и багажа вне поезда. Это — редчайшие случаи.
Конечно, для успешного пересечения границы пассажир должен иметь все необходимые документы, дающие на это право: действующий заграничный паспорт, актуальные визы, иные сопроводительные документы (например, на несовершеннолетних детей), таможенные декларации при необходимости.
Как посмотреть, где едет поезд онлайн на карте: 7 российских и зарубежных сайтов
Другие цифры в номере могут отображать, какой максимальной скорости может достичь вагон, его тип и страна собственник. Единственное, что есть общего у всех номеров- на втором месте слева будет код 20. И так, принцип нумерации вагонов относительно простой, его сможет понять каждый из вас нумерация в пассажирском составе происходит либо с головы, либо же с хвоста. С 2019 года РЖД внедрило использование новых и современных вагонов, которые в значительной степени превосходят по комфорту вагоны предыдущего поколения.
- паспорт (или другой указанный в билете документ);
- контрольный купон или номер заказа/билета;
- если вы получаете билет не для себя — доверенность или её копия (её необходимо будет отдать кассиру).
В США можно использовать сервис Track A Train для корректной работы может потребоваться VPN от национальной железной корпорации Amtrak.
Помните, что на весь процесс заполнения формы проездного талона у вас всего есть 10 минут. За это время предстоит успеть это сделать, иначе 14 полка будет снята с брони, и вам достанутся те места, которые как раз не хотелось. Зная проверенный метод бронирования и покупки билетов на портале РЖД, можно с удовольствием путешествовать и не ждать сюрпризов, что вам попадутся весёлые попутчики либо полка возле туалета. Очевидно, что интересующий вас человек легко может приобрести билет в другом месте вагона, а также место, которое он собирался купить, могло достаться и совершенно другому человеку.
Что это еще за номера вагонов в поезде?
Кроме нумерации вагонов в поезде каждый вагон имеет свой специальный информационный номер. Благодаря ему специалист может определить:
- Тип вагона;
- Тип поезда;
- Какая железная дорога обслуживает данный вагон.
Пассажирские вагоны в РФ представлены восемью цифрами, которые наносятся в две строчки. Обычно номер пассажирских вагонов начинается с нуля, так как цифра 0 обозначает пассажирские перевозки. Следующие за нулём две цифры обозначают код железной дороги, которая обслуживает данный состав. В первом ряду указываются три цифры, а в следующем первая цифра указывает на тип данного состава.
Среди типов состава представлены:
- 0 – мягкий;
- 1 – купейный;
- 2 – плацкартный;
- 3 – перемещается между областями, и обладает типом сиденья кресло;
- 4 – четвёркой отмечены почтовые и банковские вагоны;
- 5 – данную цифру имеет багажный вагон;
- 6 – вагон-ресторан;
- 7 – вспомогательный вагон, осуществляющий различные технические работы на дороге;
- 8 – изотермический вагон, использующийся для перевозки скоропортящихся продуктов;
- 9 – вагон резерв или специальный вагон.
Зная кодификацию вагонов, вы можете считывать информацию по ним, и иметь представление о том, какой вагон находится перед вами.
Как пользоваться туалетом
В вагоне есть два туалета с обоих его концов. В современных вагонах туалеты находятся с одной стороны вагона, дальней от тамбура, где осуществляется посадка и высадка пассажиров. Дальний тамбур называется «не рабочим» на языке железнодорожников, ближний тамбур называется «рабочим».
Туалеты бывают двух типов: биотуалеты и обычные туалеты.
Биотуалеты в поезде
Биотуалеты открыты постоянно.
Сигнал «свободно/занято» обычно в биотуалетах есть – это лампочка зеленого или красного цвета. Зеленый цвет лампочки означает «свободно», можно заходить. Красный цвет сообщает о том, что в данный момент «занято», надо подождать.
Лампочки видны из коридора над входными дверями. Над дверью туалета лампочек нет.
В биотуалете смыв осуществляется нажатием специальной кнопки на стене (наподобие, как в самолете).
Обычные (не био) туалеты
Обычные туалеты (не биотуалеты) открываются только (примерно) через полчаса после отправления поезда. В них отсутствует сигнализация свободно/занято. Это можно определить только вручную, если попробовать открыть дверь туалета.
Обычные туалеты проводник вагона закрывает во время длительных стоянок поезда (свыше 5-и минут). Также нельзя пользоваться туалетом во время кратковременных стоянок поезда, даже если туалет не закрыт. На двери туалета иногда висит объявление о времени, когда туалет будет закрыт проводником.
Слив в обычном туалете осуществляется, как правило, нажатием педали, расположенной под унитазом. Педаль следует нажимать ногой, а не рукой.
Услуги
Услуги в поездах подразделяются на бесплатные и платные услуги.
1. К бесплатным услугам относится предоставление постели (эта услуга уже оплачена при покупке билета, о чем в билете напечатано). Эту услугу оказывает проводник вагона.
Бесплатными также являются услуги, предоставляемые в вагоне бизнес класса (еда, вода, газеты, журналы, туалетные принадлежности). Эти услуги может оказывать как проводник, так и официант из вагона ресторана.
2. Постели, как правило, бывают уже застелены перед посадкой пассажиров. Однако в некоторых случаях, например, при посадке на промежуточной станции, постели может не быть. В этом случае постель принесет проводник.
Несмотря на обязанность застелить постель пассажиру, проводники поездов предпочитают, чтобы пассажиры сами стелили себе постель. Это является нормальной практикой, не нужно заставлять проводника стелить постель. Попробуйте это сделать самостоятельно.
3. К платным услугам относятся предоставление чая или кофе, которые Вы можете заказывать в любое время дня и ночи. Чай и кофе платные даже в том случае, если у Вас в билете стоит предоплаченное питание. Питание предоставляет ресторан, Вы за это заплатили, а чай и кофе предоставляет проводник, и это уже платная для Вас услуга.
Проводник также может по Вашему желанию пригласить официанта из вагона ресторана для того, чтобы Вы могли сделать платный заказ еды или напитков, в том числе алкогольных.
4. В вагоне должен висеть перечень платных услуг, которые предоставляет проводник, либо этот перечень будет у Вас прямо в купе. Даже если в перечне предоставление постели отнесено к платным услугам, но для Вас эта услуга – бесплатная. Если проводник вдруг попытается получить с Вас деньги за постель, то покажите ему надпись на билете «с бельем».
5. Перечисленные услуги должен оказывать только проводник поезда или официант вагона ресторана. Если Вам предлагают услуги посторонние люди (например, продажа журналов и газет, сувениров и т.п.), то такие услуги являются незаконными, от них надо отказаться (вежливо).
6. Оплата услуг проводнику поезда делается или сразу после предоставления услуги, или в конце поездки общей суммой за все услуги (по договоренности с проводником). Проводник не предоставляет никаких документов, подтверждающих факт Вашей оплаты. Оплата услуг официанту за платный заказ в ресторане делается, как в обычном ресторане по счету.
Как определить, с головы нумеруется поезд или с хвоста
Заранее определить, с головы или хвоста нумеруется ваш поезд, невозможно. Такая информация отсутствует на сайте РЖД, в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» (Андроид, iOS), нет такой информации и в посадочном талоне. Единственным способом определить начало нумерации интересующего вас состава является объявление диспетчера по громкоговорителю, или получение информации в справочном бюро вокзала.
Обратитесь за сведениями в справочное бюро железнодорожного вокзала
Информация об этом обычно становится доступной когда поезд приближается к станции или подаётся на посадку. Если же поезд курсирует по обычному маршруту одним и тем же составом , сведения по тому, где начинается нумерация вагонов поезда, может быть доступна и ранее.
Какие услуги могут быть в вагоне
РЖД готово предоставить вагоны с разнообразными услугами, которые могут сделать путешествие наиболее комфортным. Среди них можно отметить следующее:
- Душ в поезде — актуально для дальних рейсов, которые длятся более суток.
- Наличие мест для инвалидов — подойдёт людям с дополнительными потребностями.
- Буфет и питание — чтобы не брать с собой еду в дальнюю дорогу, можно будет купить свежее питание прямо в вагоне.
- Наличие Wi-fi — для тех, кто хотел бы не отрываться от работы или развлечений во время путешествия.
- Постельное бельё — актуально для ночных и дальних рейсов.
- Багаж в специализированном купе — вариант для тех, кто везёт много вещей с собой, каждый пассажир может получить до трёх мест багажа в отдельном купе.
Наличие доступного технологического оснащения может меняться в зависимости от маршрута
SOS: нужна помощь
Надеюсь, что это раздел инструкции Вам не понадобится, однако публикую его, чтобы Вы имели представление, как действовать в случаях, когда Вам может потребоваться помощь.
1. При любых непредвиденных обстоятельствах следует обращаться к проводнику вагона. В каждом вагоне есть два проводника. Один – работает в купе для дежурного проводника, другой – отдыхает в купе для отдыха проводников.
В чрезвычайных обстоятельствах обращаться можно к любому проводнику, даже если он спит в своем купе (разбудить!), в обычных, не экстренных случаях – к дежурному проводнику.
2. Если проводник отсутствует, то обращаться можно к проводнику соседнего или любого другого вагона. Они обязаны Вас выслушать и Вам помочь.
3. В поезде есть начальник поезда, которого можно вызвать через проводника. Обычно начальник поезда едет в вагоне № 9.
4. Проводник поезда и начальник поезда имеют чрезвычайные полномочия, вплоть до экстренной остановки поезда, задержки отправления поезда и т.п. Они обладают реальными правами и полномочиями, чтобы помочь Вам в экстренной ситуации.
5. В составе бригады поезда есть электрик. Его можно вызвать через проводника вагона для ремонта любых мелких неисправностей (не только по электрической части), например, не работает дверь купе, не работает замок и т.п. Вызвать электрика – трудно, заставить отремонтировать что-либо – еще труднее, но все же это возможно, если набраться терпения.
6. В особо экстренных случаях, если поезд следует экстренно остановить, например, при возникновении пожара, не дай бог, в каждом вагоне имеется стоп-кран. Он имеет красный цвет и опломбирован проволокой. Это специальное устройство, которое позволяет остановить поезд.
Стоп кран останавливает поезд путем резкого торможения, поэтому если его применить на высокой скорости, то пассажиры могут получить травмы. Стоп краном пользоваться категорически запрещается, кроме особо опасных случаев, требующих немедленной остановки поезда без участия персонала поезда.
Видео: Как работает СТОП-КРАН?
7. Если Вы проехали свою станцию, то следует обратиться к проводнику. Он разъяснит, что надо сделать, как вернуться обратно.
8. Если Вы не доехали до станции назначения и вышли раньше, то следует обратиться к дежурному по станции, на которой Вы вышли. Дежурный разъяснит Вам, как действовать дальше.
9. Если Вы отстали от поезда (вышли во время его стоянки, а поезд ушел без Вас), то следует обратиться к дежурному по станции, на которой Вы отстали от поезда. Он поможет Вам добраться до станции назначения и получить свой багаж, уехавший без Вас.
10. Дежурные на станциях работают круглосуточно.
11. Если поезд остановился в непредвиденном месте, долго стоит, то можно обратиться за разъяснением к проводнику вагона. Очень часто проводники не имеют даже представления о том, почему поезд стоит, сколько он будет стоять, в чем причина задержки. В любом случае надо расслабиться и воспользоваться возможностью дополнительно отдохнуть. Никакие Ваши усилия не заставят поезд ехать быстрее.
Общение в вагоне
1. Не следует знакомиться с попутчиками, даже если они сами будут предлагать знакомство.
2. Не следует рассказывать попутчикам о цели поездки, о себе, о своих делах и планах.
3. Не нужно приглашать попутчиков в свое купе, есть и пить с ними.
4. Не рекомендуется ходить в чужие купе к случайным попутчикам, даже если они настойчиво Вас приглашают. Сошлитесь на усталость и необходимость начать работу сразу по прибытии на станцию назначения.
5. Если же Вы поехали по России далеко, то Вам придется провести в поезде не один десяток часов. В этом случае вольно или невольно Вы вступите в контакт с соседями по купе и по вагону
При этом соблюдайте осторожность, не садитесь играть в азартные игры, не принимайте участия в застольях
Береженого – бог бережет!
Что означает восьмизначный номер?
Каждый пассажирский вагон имеет восьмизначный номер, наносимый на корпус в две строчки.
Начинаются номера с нуля. «0» — это показатель того, что наша единица подвижного состава предназначена для перевозки людей.
Две другие цифры, наносимые в верхней строке, содержат в себе код железной дороги, к которой вагон приписан:
- Октябрьская 01-07;
- Калининградская 10;
- Московская 17-23;
- Горьковская 24-27;
- Северная 28-31;
- Северо-Кавказская 51-53;
- Юго-Восточная 58-60;
- Приволжская 61-62;
- Куйбышевская 63-65;
- Свердловская 76-79;
- Южно-Уральская 80-82;
- Западно-Сибирская 83-87;
- Красноярская 88-89;
- Восточно-Сибирская 90-93;
- Забайкальская 94-95;
- Дальневосточная 96-98;
- Сахалинская 99.
Первый ряд вроде бы никаких трудностей не вызывает. То есть, если мы увидим в нем цифры «017» то сразу уже будет понятно, что вагон пассажирский и находится в эксплуатации у Московской железной дороги.
Далее ряд второй или нижний. Четвертая цифра номера расскажет нам о категории вагона:
- 0 — мягкий;
- 1 — купейный;
- 2 — плацкартный;
- 3 — вагон межобластного сообщения с креслами и местами для сидения;
- 4 — почтовый и банковский;
- 5 — багажный и почтово-багажный;
- 6 — вагон-ресторан;
- 7 — служебно-технический (к примеру, дефектоскоп или путеизмеритель);
- 8 — спецвагон;
- 9 — резерв.
Таким образом, сочетание первых четырех цифр «0176» еще более прояснит ситуацию – речь идет о вагоне-ресторане, приписанном к Московской железной дороге.
Пятая, шестая и седьмая цифры – это, собственно, порядковый номер вагона. Здесь, наверное, стоит сделать ремарку и отметить, что пятый символ номера также несет особую миссию. Это касается, большей частью, купейных вагонов.
Так вот, «простым» купейным вагонам и вагонам с буфетом полагаются цифры от «1» до «3», вагонам, переделанным из штабных в «обычные» – цифра «4», для действующих штабных вагонов с радио-купе – пятым символом становится цифра «6», а вагонам, где есть купе-буфет дают цифру «7».
По такому же принципу пятым символом у «мягкого» вагона европейского габарита РИЦ будет цифра «2», а у почтового вагона, если он предназначен для перевозки ценностей, цифра «4».
А вот самая интересная — это восьмая цифра или, как ее еще называют, «контрольное число». Его придется высчитать.
Арифметику все помнят? Чудесно. Тогда попробуем: для начала следует каждую четную цифру номера вагона умножить на 1, а нечетную — на 2 и затем суммировать все произведения.
То есть, если у нас первые семь цифр, допустим, «0176123», то нам нужно сделать следующий расчет :
(0*1)+(1*2)+(7*2)+(6*2)+(1*2)+(2*1)+(3*2)=0+2+14+12+2+2+6=38.
Теперь полученное число 38 нужно дополнить до полного десятка, то есть до 40 и таким образом наша контрольная цифра будет 4, а номер вагона выглядеть следующим образом: 01761234.
Взглянув на вагон с таким номером мы теперь смело можем удивляться тем, кто не сможет сразу понять, что перед ними вагон-ресторан столичной магистрали с порядковым номером 123.
Порядок нумерации пассажирских вагонов поезда
Можно ли узнать, будет новый вагон или старый
Не будем томить читателя и сразу ответим на главный вопрос нашего обзора — нет, узнать будет новый вагон или старый, заранее нельзя. Узнаете вы об этом только тогда, когда придёте на вокзал и зайдёте в свой поезд. И не раньше этого. Когда модернизированные вагоны только встали на колею, для первых пассажиров, посетивших их, это стало приятным сюрпризом — они тоже ни о чём не знали.
Но это вовсе не значит, что вы покупаете билет на поезд в слепую, как кота в мешке, и не будете знать, в каких условиях вообще будете путешествовать. На сайте РЖД при покупке билета можно узнать, какие функции будут в том или ином вагоне и можно подобрать вплоть до мелочей то, что подходит именно вам.