Завоеватели Индии

Философские школы Древней Индии

Зарождение философского течения в Древней Индии произошло за два тысячелетия до нашей эры. Она изучала соотношение человек-природа и существование тела и души человека.

Все о культурных особенностях страны, подробнее: Обычаи и традиции Индии.

Самая старая философия Индии – Веды. Это сборник заклинаний, обрядов, молитв, обращенных к высшим силам природы. Показывает представление людей о морали и нравственности. Делиться на четыре части: гимны, ритуалы, правила жизни людей и сокровенные знания. Веды – основа всех школ философии в мире. Характерной чертой ведического верования есть политеизм. Это поклонение множественным богам. Они имели свойства человека или получеловека – полузверя. Главным богом был Индра – воин. Почитали Агни – бога огня, Сурья – бога солнца и других. Согласно верованию мир разделен на три сферы: небо, землю и эфир.

Происходящие изменения в обществе, разделение на касты привело к тому, что только маленькое число людей стало понимать Веды. Тогда в философских школах древней Индии появились брахманы, которые трактовали ведические тексты. Это породило период течения Брахманизма. Ведическая философия принимала новые знания и ритуалы, а поддерживали их брахманы. Суть брахманизма: главный бог Праджапати есть хозяин всего живого и Владыка перерождений. Он требует жертвоприношений. Брахманы стали наравне с Богом.

Брахманизм стал основой индуизма и буддизма. Индуизм –продолжение брахманизма но с учетом местных религий. Индуизм говорит о боге-творце, иерархии богов. Появилось три основных бога.

Буддизм хоть он появился значительно позже Ведизма, но за несколько столетий стал религией многих народов мира. Выйдя из Индии, он закрепился в азиатских странах. Основатель религии – Будда. Основная идея религии – идея нирваны, которая проповедует спасение человека через освобождение. На этом пути есть определенные правила, которые называются заповедями. Будда объяснил, от чего бывают страданий и как от них освободиться. Религия выступает за идею равенства всех людей.

Человек всегда стремился к познанию и это есть двигатель развития общества. Во все времена путь к этому познанию освещала философия. Выраженная в разных течениях религии, научных изысканиях она, по-прежнему, помогает найти ответы на волнующие вопросы о смысле бытия.

Путешествие по Индии, видео:

Британия на пути к господству в Индии

Уже в средние века в странах Европы существовали рассказы о богатствах Индии. Часто они носили преувеличенный характер. Однако в целом они были основаны на сведениях, которые доставляли отдельные посетившие Индию купцы, либо слышавшие их от других торговцев на востоке. Было известно о большом количестве драгоценных камней в этой стране, пряностях, благовониях, очень ценившихся в Европе. Поэтому купцы стремились проложить постоянный торговый путь на полуостров Индостан.

Эпоха великих географических открытий, начавшаяся в конце XV столетия, во многом была связана с поисками мореплавателями дороги в Индию через моря. Раньше всех ее проложили португальцы. В 1498 году Васко да Гама, проплыв мимо южной оконечности Африки, достиг Индийского океана и самой страны. После этого именно Португалия на ближайшее столетие наиболее интенсивно среди всех государств Европы развивала торговлю с Индией, закрепляла за собой важные морские пункты.

Однако другие государства тоже стремились туда проникнуть. Одним из них была Англия. Особенно сильным это стремление стало с XVII столетия, когда в ней начался промышленный переворот, внедрение машин для производства, удешевление продукции, ее массовый выпуск и, как следствие, потребность в рынках сбыта, а также рынков сырья для дальнейшего производства. Эти задачи капиталистические государства Европы решали среди других методов и формированием колониальных владений.

Уже в XVI столетии Великобритания снаряжала экспедиции для поиска нового морского пути на полуостров Индостан. Рассматривались варианты достичь его через Северный Ледовитый океан, отправляясь на северо-восток, либо отправляясь на северо-запад. Эти планы были основаны на некоторых ошибочных предположениях о географии. Снаряженные экспедиции не достигли своей цели. Однако они открыли для Англии новые земли. В 1553 году англичане оказались в России во время одной такой экспедиции.

Древняя Индия

Во 2 тысячелетии до нашей эры на полуостров Индостан вторглись индоевропейские племена – арии. В долинах рек Инд и Ганг они основали древнейшую в мире Ведийскую цивилизацию. Ведийской ее назвали потому, что государственное устройство, хозяйственная жизнь и культура Древней Индии регулировалась на основе священных писаний – Вед (название образовано от слова «ведать»- знать).

В соответствии с предписаниями Вед, индийское общество подразделялось на четыре касты, для каждой из которых устанавливались свои правила поведения, обязанности, права:

  1. К высшей касте принадлежали брахманы – духовные наставники всех людей в обществе, носители грамотности, знания. Брахманы в Индии были жрецами, учителями, учеными, занимали высшие государственные должности, становились советниками при царях.
  2. Представители второй по значимости касты в Индии – кшатрии. Кшатрии выполняли военные и управленческие функции: из этой касты набирали войска, выбирали царя – раджу, кшатрии занимали высшие государственные должности. Кшатрии обязаны были управлять обществом, поддерживать в нем порядок и справедливость, защищать стариков, женщин, детей, мирное население. Несмотря на то, что брахманы считались высшим сословием в Древней Индии, самыми богатыми были кшатрии.
  3. Третья каста – вайшьи была представлена торговцами и землевладельцами. Они держались подальше от тяжелого физического труда, занимались преимущественно предпринимательской или творческой деятельностью.
  4. Четвертая каста, которая считалась низшей в Индии – шудры – наемные работники, слуги, земледельцы, скотоводы, рабы. Шудры занимались преимущественно тяжелым физическим трудом, были лишены всяческих привилегий и возможности заключать брак с представителями трех высших каст.

Принадлежность к той или иной касте передавалась от отца к детям по наследству, поменять одну касту на другую было невозможно.

Экономика

Население Древней Индии историки относят к высокоразвитым цивилизациям. В сельском хозяйстве индийцы использовали ирригационные сооружения, которые помогали получать им до 4 урожаев в год. Индийцы выращивали ячмень, рис, рожь, пшеницу, хлопок, множество видов фруктовых плодов и овощей. Высоким уровнем развития отличалось мастерство ремесленников. Индийцы первыми в мире научились ткать и прясть хлопок, они были искусны в гончарном и ювелирном деле. Показателем богатства и высокого положения в древнеиндийском обществе были обширные земельные владения, большое количество коров, рабов.

 

Войны в Бенгалии

Лорд Роберт Клайв. Гравюра. XVIII в.

В 1756 г. престол Бенгалии занял новый наваб (наместник) Сирадж уд-Доула, который начал борьбу против чужеземцев и даже захватил Калькутту. Англичане прислали военный отряд под командованием Роберта Клайва и военную эскадру Уотсона и вернули город. Мир был восстановлен, заключён мирный договор, но действовал он недолго. Клайв решил избавиться от непокорного правителя Бенгалии. Обвинив Сирадж уд-Доулу в нарушении договора, англичане возобновили военные действия.

23 июля 1757 г. близ Калькутты, у деревни Плесси, между английскими и бенгальскими войсками произошло сражение. В начале боя 800 английских солдат и 2,2 тыс. сипаев при восьми орудиях успешно отбивались от атак многочисленной (53 тыс. пехоты, 15 тыс. конницы, 50 пушек), но плохо организованной армии Сирадж уд-Доулы. После полудня англичане внезапно перешли в наступление, и бенгальское войско обратилось в бегство. Добиться такой блестящей победы англичанам помогло предательство главнокомандующего бенгальской армией Мир-Джафара, который намеренно вёл дело к поражению, чтобы заполучить после казни Сирадж уд-Доулы бенгальский трон. После Плесси англичане смогли не только полностью подчинить себе Бенгалию, но и распространить свою власть на соседние с ней области Бихара и Ориссы и княжество Ауд.

Англичане захватили бенгальскую казну (5260 тыс. фунтов стерлингов), полностью подчинили себе внешнюю торговлю Бенгалии и главные отрасли ремесленного производства. Бенгальские ремесленники распределялись по факториям Ост-Индской компании и принуждали сдавать свою продукцию по самым низким ценам. Налоги в стране резко возросли. Уровень жизни населения снизился. В результате в конце XVIII в. Бенгалия несколько раз страдала от страшного голода, во время которого погибли более 10 млн человек. В 1773 г. был принят Акт об управлении Индией; по нему английская Ост-Индская компания признавалась не просто торговой организацией, а владетелем на индийской территории.

Французский адмирал Пьер-Андре Сюффрен, противник англичан в Индийском океане

Все эти события в Индии проходили на фоне постоянного англо-французского соперничества. В 1746 г. французы захватили Мадрас, но закрепить победу не смогли. Позже англичане и французы вмешались в династическую борьбу крупных южноиндийских княжеств в Хайдарабаде и Карнатике. Французы сначала имели успех, но англичанам постепенно удалось вытеснить конкурентов и закрепить за собой Южную Индию. Во время Семилетней войны (1756—17бЗ гг.) французы окончательно сдали свои позиции в Индии. Парижский мирный договор 1763 г. сохранил за Францией лишь город Пондишери (юго-восточное побережье Индии) и ещё несколько небольших городов.

Вытеснив французов, англичане приступили к полному подчинению себе всей Индии. Много преуспел в этом Уоррен Хастингс (Гастингс), генерал-губернатор Индии в 1773— 1785 гг. В обмен на сохранение за местными правителями формальной власти и почёта он получил фактическое управление многими индийскими княжествами.

“Царственные” раджпуты

Слово “раджпут” имеет древнее происхождение. В старинных источниках используется его аналог “раджанья”, именно так называли представителей царской династии. Конечно, целый народ раджпутов не мог принадлежать к одному или нескольким родам правителей, однако само их название указывает на происхождение из высших каст.

В период возникновения этноса раджпуты приравнивались к кшатриям – сословию воинов и государственных деятелей. Как мне кажется, такое высокое звание раджпутские завоеватели получили от местных жителей Северной Индии, куда пришли воинственные племена. Несмотря на свой суровый нрав, раджпуты не стремились поработить коренное население, а скорее, стали во главе него как наставники и покровители.

Когда же произошло это завоевание? Историки не могут назвать точную дату, а время прихода раджпутов приходится на I-VI века. Большая их часть была переселенцами из Средней Азии, хотя индийские историки утверждают, что среди раджпутов были и жители Северной Индии, принадлежавшие к касте воителей.

Завоеватели показались индийцам могущественными, красивыми и справедливыми людьми. Как я сказала, они не пытались навязывать свою веру и обычаи, а напротив – поступили мудро, успешно вливаясь в новое общество.

Жизнь раджпутских царей / Narendra Soni / narensoni.artstation.com

Трудную судьбу пришлось испытать Бабуру

Бабур будет очень сильно страдать по своей родине, это отразится в его стихах. «Ты на чужбине — и забыт, конечно, человек! Жалеет только сам себя сердечно человек. В своих скитаньях ни на час я радости не знал! По милой родине скорбит извечно человек»

Государство Темуридов распалось. Между наследниками шли непрерывные войны. С другой стороны, нависла угроза захвата Мавераннахра предводителем степных кипчаков Мухаммадом Шейбаниханом.

Сам же Бабур стремился возродить былое величие Мавераннахра. Неумолимо приближалось столкновение между войсками Бабура и Шейбанихана.

Вскоре наступила развязка. Шейбанихан одержал победу над Бабуром и тот вынужден был бежать за пределы родины. Отступая со своим войском в 1504 году через Афганистан, Бабур овладел Кабулом.

Покорение Индии

После того как Англия заняла в регионе преобладающие позиции среди всех европейских государств, Ост-Индская компания стала более широко и активно проводить его колонизацию. Индия не представляла собой одного централизованного государства. На полуострове Индостан располагалось их несколько. Чаще всего они соперничали между собой и не объединялись против европейцев. Англичане это использовали.

Они активно вмешивались во внутренний дела этих государств, особенно в вопросы, связанные с борьбой за власть в них между разными претендентами. Они поддерживали обычно одного из них в обмен на разные договоры, которые ставили эти государства в зависимое положение от компании.

Ведический период истории Индии

Падение Хараппской цивилизации ускорило вторжение в регион кочевых племен ариев, которые находились ниже по уровню материальной культуры, но были весьма воинственны и без труда покорили Северную Индию. С вторжением ариев в истории Индии начался ведический период, названный так по системе священных гимнов – Вед, составлявших основу духовной культуры захватчиков и заложивших основу современного индуизма. Язык ариев (родственный языку иранцев и древних славян) со временем дал жизнь санскриту – языку классической индийской культуры, из которого появился современный государственный язык Индии – хинди.

К VI веку до н. э. арийские кочевники окончательно перешли на оседлый образ жизни, образовав на покоренных территориях 16 мелких царств – Махаджанападов, наиболее могущественным из которых стала Магадха. В этот же период с разницей в 36 лет появились на свет Сиддхартха Гаутама (Будда) и Вардхамана (Махавир), ставшие основателями 2-х крупнейших религиозных учений Востока – буддизма и джайнизма. К концу VI в. до н. э. часть земель на Северо-Западе Индии вошла в состав империи иранских царей из империи Ахеменидов.

Феодальный строй в Индии.

К началу нового времени Индия, одна из крупнейших стран мира  – с населением 100 миллионов человек, была феодальной страной. Она имела древнюю культуру и была густо населена. В феодальной Индии были сельские общины, в которых каждый крестьянин владел земельным участком, а пастбища были общие; крестьяне совместно выполняли работы, нужные для поддержания орошения, и несли государственные повинности. Эти повинности составляли обычно от 1/2 до 2/3 урожая. Кроме того, 1/10 урожая уходила на содержание общинной верхушки — старшины, писаря, а также ремесленников общины, работавших на нее, – кузнеца, плотника и др.

В Индии имелись мануфактуры, велась значительная торговля, в городах развивалось ремесло. Индийские ткани – муслин, коленкор, тафта – вывозились и в Европу. В XVI в. Дели был самым большим и цветущим из всех существовавших в то время в мире городов.

В Индии были сословия – касты, например жрецов, воинов, крестьян. Но часть населения не входила в касты, составляя самый низший, бесправный слой его, – это «неприкасаемые». Считалось, что самое прикосновение к ним или даже к их тени оскверняло жрецов. «Неприкасаемые» были рабами, принадлежавшими всей общине.

В XVI в. значительную часть Индии объединили завоеватели- «Великие Моголы» (династия кочевников-тюрков).

В середине XVIII в. в результате феодальных усобиц и крестьянских восстаний империя Моголов распалась на отдельные владения. Раздробленная, ослабленная междоусобицами, Индия стала добычей европейских завоевателей.

Древнее время

В 327-325 гг до н. э. Александр Македонский совершил завоевательный поход в Северо-Западную Индию и присоединил часть территорий к своей разрастающейся империи. На волне борьбы с греческими захватчиками в 317 до н.э. Чандрагупта из рода Маурьев возглавил освободительное восстание племен Пенджаба и изгнал остатки греко-македонских войск из их индийских сатрапий.

В 321 до н.э. Чандрагупта основал первую в истории Индии империю Маурья, в которую вошли земли долин Инда и Ганга, а позже захваченные территории государствах Камбоджа, Гандхара и часть земель в Восточном Иране. При императоре Ашоке, захватившем в 268 г до н. э. власть и наследников Чандрагупты, государство Маурьев достигло вершины своего могущества, став одним из крупнейших в Азии. Ашока проводил уникальную политику религиозной терпимости. Особым его покровительством пользовалась буддистская община, что вызвало недовольство его ближайшего окружения и отстранение его от власти.

Приемникам Ашоки не удалось удержать империю от распада, и в 180 г. до н. э. последний из Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим новую династию Шунгов.

Индия фото – войны Кушан (реконструкция)Индия фото – искусство Гуптов

В середине II в. до н. э. начинается период вторжения в Северную Индию войск из Греко-бактрийского царства (территория современного Афганистана), ранее отколовшегося от эллинистического государства Селевкидов. После похода 180 г. до н. э. правитель греко-бактрийцев Деметрий смог вырвать значительную часть территорий из слабеющих рук Шунгов и основать там Индо-греческое царство. Официальный религией Индо-греческого царства стал буддизм. В I веке до н. э. в результате вторжения в Северную Индию различных кочевых племен там поочередно возникли Индо-скифское и Индо-парфянское царсва.

Начиная со II в. до н. э., в соседней с Индией Бактрии к власти приходят кушанские племена, правители которых начинают постепенное завоевание индийских земель. В 68 г. н.э. царь Куджула Кадфиз основывает Кушанскую империю, которая вскоре захватывает значительные территории в Северной и Восточной Индии. Зенита своего могущества Кушанская империя достигла при царе Канишке, расширившем ее границы до земель Центральной Индии. При Канишке Кушанское государство встало в один ряд с крупнейшими империями древнего мира – Римской, Китайской и Парфянской. В III веке империя Кушанов распалась под воздействием внутренних противоречий и внешним натиском войск персидского царства Сасанидов.

Последней могучей державой в древней истории Индии стала империя Гуптов, основанная царем Шри-Гуптой в 240 г. н.э.. При царе Чандрагупте II Викрамадитье, который начал править в 320 г. н. э., государство Гуптов достигает своего наивысшего могущества. Это время, названное «золотым веком Гуптов», стало периодом невиданного расцвета индийской культуры и науки. В IV веке империя Гуптов была сокрушена вторжением кочевников из племени гуннов-эфталнтов, которые создали на ее обломков несколько мелких княжеств.

Индия — английская колония

В ответ на колонизацию Индии грянуло мощное народное восстание 1857—1859 гг., которое было потоплено в крови цивилизованными англичанами. После этого борьба за независимость продолжалась мирными средствами вплоть до успешного завершения в 1947 г. В этом одна из наиболее примечательных особенностей истории Индии нового и новейшего времени.

Ранджит Сингх — великий правитель (махараджа) сикхов. В 1799—1839 гг. объединил под своей властью Пенджаб, создал огромное государство сикхов. После смерти махараджи Сингха его государство начало распадаться и стало легкой добычей англичан

Англичане сравнительно легко завоевали Индию, без особых потерь и руками самих индийцев. Английские вооруженные силы, состоявшие из местных солдат — сипаев, покоряли индийские княжества одно за другим. Последним в Индии свою свободу и независимость потерял Пенджаб, присоединенный к территории Ост-Индской компании в 1849 г. Около ста лет понадобилось англичанам, чтобы поставить под свой полный контроль эту огромную страну. Впервые в своей истории Индия была лишена государственной самостоятельности.

Страна и раньше подвергалась завоеваниям. Но чужеземцы, оседавшие в пределах ее рубежей, старались приспособиться к условиям индийской социальной и экономической жизни. Подобно норманнам в Англии или маньчжурам в Китае, завоеватели всегда становились неотъемлемой частью существования индийского государства.

Новые завоеватели были совершенно иными. Их родиной была другая и далекая страна. Между ними и индийцами лежала огромная пропасть — различие в традициях, образе жизни, привычках, системе ценностей. Англичане с презрением относились к «туземцам», чуждались и сторонились их, живя в собственном «высшем» мире. Даже рабочие и фермеры, приезжавшие в Индию, неизбежно причислялись здесь к правящему классу. Между англичанами и индийцами первоначально не было ничего общего, кроме взаимной ненависти. Англичане представляли иной — капиталистический тип цивилизации, которая не могла существовать без эксплуатации других народов.

Англичане в Индии. Европейцы чувствовали себя хозяевами страны

На части индийской территории англичане осуществляли власть непосредственно через свою администрацию. Другая часть Индии была оставлена в руках феодальных князей. Англичане сохранили примерно 600 самостоятельных княжеств. Мельчайшие из них насчитывали сотни жителей. Князья находились под контролем колониальных властей. Так легче было управлять Индией.

Завоевание Северной Индии ариями

В верхних слоях в Мохенджо-Даро и в Хараппа, а также в древних поселениях Южного Белуджистана были обнаружены следы проникновения в Северо-Западную Индию иноземных племён, которые, очевидно, вторглись с запада. Возможно, что именно эти племена разрушили древние культурные города Северной Индии. Поскольку это вторжение относится к середине второго тысячелетия до н. э., некоторые исследователи склонны его отождествить с завоеванием Северной Индии арийскими племенами, о котором сохранилось прочное воспоминание в исторической и литературной традиции древней Индии.

Индия в этот период была населена темнокожими племенами, потомки которых в настоящее время сохранились в средней и южной части Индии и носят название дравидов. Эта обширная группа смешанных племён является основным остовом туземного населения Индии. Дравиды распадаются на более примитивные племена, обитающие в горах и джунглях, и на более культурные, населяющие плодородные равнины. В своём быту племена дравидов до сих пор сохранили большое количество пережитков глубокой древности, в особенности в Декане, где долго сохранялись обычаи, язык, литература и искусство древних времён. Поэтому некоторые индийские исследователи полагают, что доарийская эпоха должна быть изучена на основании тех пережитков древней культуры, которые сохранились у коренного населения древней Индии, дравидов. В эпоху завоевания Индии «арийскими» племенами туземные племена Индии обладали уже некоторой цивилизацией. Они жили в городах, их торговцы отваживались на далёкие плавания. Можно думать, что арийские завоеватели нашли у туземцев сельскую общину, особую систему землепользования и налоговое обложение.

Северная Индия была завоёвана племенами, которые в середине второго тысячелетия до н. э. спустились с гор Гиндукуша и Памира и наводнили плодородные равнины Пенджаба и верхнего бассейна Ганга. Обычно эти племена принято называть арийскими. Само слово «ария» в древнеиндийском языке (санскрит), так же как в древнеперсидском языке слово «айрия», означает: «из хорошей семьи», «благородный», «аристократ», являясь, таким образом, социальным термином. Очевидно, первоначально так называли себя завоеватели, проникшие в Северо-Западную Индию и покорившие местное население. В Ригведе туземные племена Северной Индии носят названия «млечхаса» (варвары) и «даса» (враг). Впоследствии слово «даса» стало обозначать «раб», что указывает на то, что завоеватели обратили в рабство значительную часть трудового населения среди покорённых туземных племён Индии. В произведениях древнеиндийской литературы говорится об изгнании покорённых племён «даса» в горы, об их частичном уничтожении и порабощении. В эпических поэмах «Махабхарате» и «Рамаяне» описываются кровопролитные сражения, которые происходили при захвате завоевателями Ариаварты — «страны ариев», как называли пришельцы области Северной Индии. Очевидно, завоеватели заняли территорию Пенджаба, спустились по Инду и через верховья притоков Инда проникли в долину Ганга. В религиозном сборнике — Ведах сохранились указания на географические пределы первичного расселения племён, завоевавших Северную Индию. Так, в Ведах упоминаются реки Афганистана, в частности Кабул, упоминаются Инд, Ганг, Сарасвати, Гималаи. Очевидно, до океана завоеватели не дошли. В Ведах не говорится ни о мореходстве, ни о рыболовстве, а слово «самудра», означавшее впоследствии «океан», в эту эпоху обозначало лишь нижнее течение широкого Инда, которое даже значительно позднее туземцы называли «морем Синд». Таким образом, племена завоевателей сперва заселили Пятиречье, а затем стали продвигаться на восток, занимая области по течению Джамны и Ганга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий