Какие бывают поезда

Виды и типы поездов РЖД

Какие бывают поезда? Классификация пассажирских поездов производится по различным признакам:

  1. По времени следования: подразделяются на дневные и ночные.
  2. По скорости передвижения (по преодолимому расстоянию): обычные, скорые (средняя скорость), скоростные.
  3. По типу сообщения (соответствуют дальности маршрута): международный, пригородный, региональный, городской.
  4. Определение класса по названию: «Интерсити», региональный экспресс, отправительский поезд, экспресс ночного следования, скорый состав, пассажирский ночной состав дальнего следования, «Сапсан», «Ласточка», «Евронайт» и «СитиНайт», пригородный или городской поезд.

Пассажирский поезд России

Классификация вагонов по типу подразделяется на пассажирские и грузовые.

Типы вагоновОбозначениеОписание
СидячийСИмеются места (мягкие или жесткие) для сидения.
ОбщийОПлацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются.
ПлацкартныйП4 стандартных места (два нижних и два верхних) и через проход 2 боковых. Нет ограждений у отсеков.
КупейныйК4 стандартных места – пассажирское купе, имеются раздвижные двери.
МягкийМВ большинстве трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные условия (душ, телевизор).
Люкс/СВЛ/СВДвухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность, обеспечиваемая дополнительными услугами – работает интернет, есть телевизор.

Типы пассажирских вагонов:

Все вагоны поездов АО «ФПК» оборудованы системой отопления (работает в зимний период, на летний период консервируется). Вагоны в зависимости от класса обслуживания могут быть оборудованы биотуалетами, кондиционерами (работают в летний период, на зимний период консервируются), в них могут предоставляться дополнительные платные услуги, входящие в стоимость проезда.

Все пассажирские вагоны оборудованы кипятильниками или кулерами и пассажирам предоставляется охлажденная кипяченная или бутилированная вода.

В составах пассажирских поездов АО «ФПК» курсируют следующие типы пассажирских вагонов: 

На локомотивной тяге:

Вагоны класса «Люкс»

Вагоны имеют несколько разновидностей: с шестью купе в вагоне, с пятью и с четырьмя. В вагонах, в которых расположено четыре купе, оборудован салон-бар.

Купе вагона класса «Люкс» больше стандартного в 1,5 раза в вагоне с шестью купе и в 2 раза – с четырьмя. В купе 2 спальных места: это диван, который трансформируется в полутораспальную кровать шириной 120 см, и верхняя полка шириной 90 см. В купе – кресло и откидной столик.

В каждом купе – индивидуальный санузел с умывальником, вакуумным туалетом, который функционирует даже во время стоянок, и душем (в вагоне с четырьмя купе – душевой кабиной). Пол в санузле подогревается.

Купе вагона класса «Люкс» оборудовано индивидуальной системой кондиционирования, есть телевизор, DVD-проигрыватель и радио.

Вагоны СВ

В вагоне находятся 8 или 9 двухместных купе с местами для лежания, два туалета с умывальниками.

В купе расположены два нижних или нижнее и верхнее спальное место, стол, зеркало на двери купе и стенах (кроме вагонов трансформеров), вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

Купейные вагоны

Купейный пассажирский вагон имеет 9 четырехместных купе, 2 туалета с умывальниками.

В каждом купе находятся две верхние и нижние полки, стол, зеркало на двери купе, вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

В более чем 150 поездах курсируют купейные вагоны со специализированным купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Вагоны МИКСТ

Это вагоны, которые имеют признаки двух типов вагонов («Люкс» и СВ или СВ и купе).

Плацкартные вагоны

Плацкартный пассажирский вагон имеет 9 купе открытого типа, 2 туалета с умывальниками.

Вагон рассчитан на 54 спальных места, по 4 места в каждом купе: два нижних места, два верхних и 18 боковых мест: верхних и нижних. В каждом купе, а также на боковых местах имеется стол, места для размещения ручной клади, крючки для одежды.

Общие вагоны

Вагон с местами для сидения. Как правило, используются плацкартные вагоны – мест для сидения 81, иногда купейные – мест для сидения 54.

Вагоны с местами для сидения

Это вагоны, оборудованные комфортабельными местами для сидения.

Вагоны подразделяются на вагоны со стандартной компоновкой мест (50-70), с улучшенной (до 50) салонного типа и вагоны на базе купейного вагона. В вагонах 2 туалета с умывальниками.

Также в поездах курсируют двухэтажные купейные вагоны, вагоны СВ и с местами для сидения.

Вагоны международного сообщения

В международном сообщении (кроме стран СНГ и Балтии, Китая, Монголии, Северной Кореи) курсируют вагоны «Люкс», СВ и купейные вагоны габарита РИЦ. В страны СНГ и Балтии, Китай, Монголию, Северную Корею курсируют стандартные (как во внутригосударственном сообщении) вагоны «Люкс», СВ и купейные.

Кроме того, во внутригосударственном и международном сообщении курсируют поезда «Стриж» с вагонами (купейные вагоны, вагоны с местами для сидения, СВ, «Люкс») производства компании TALGO;

Моторвагонный подвижной состав

В межрегиональном сообщении курсируют моторвагонные поезда «Ласточка» и другие электро и дизель-поезда с местами для сидения.

Количество мест зависит от конструкции вагона.

Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге является то, что в нем все или некоторые вагоны оборудованы и двигателями, предназначенными для тяги, и салонами для перевозки пассажиров. В поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными.

Как пассажиру узнать, где какой поезд?

Чтобы различить фирменный поезд от нефирменного, необходимо обращать на следующие немаловажные факторы (предоставлены официальными представителями РЖД):

  • наличие исключительно современных вагонов, которые включают в себя работоспособные кондиционеры и находятся в непрерывной эксплуатации не более 12 лет;
  • наличие оптимально разработанного графика движения, благодаря чему период пребывания в пути максимально снижен;
  • наличие двухместных купе, причем предназначенных для пассажиров с ограниченными возможностями;
  • профессиональные проводники, обучение которых осуществляется по индивидуально разработанному учебному плану;
  • постельное белье повышенного класса комфортности, а также наличие дополнительных гигиенических принадлежностей;
  • наличие предварительного застила верхних спальных мест.

Наиболее значимой отличительной особенностью принято считать наличие персонального, в большинстве случаев, характеризирующего направления пути следования фирменных поездов, к примеру, «Лотос» и «Байкал».

Железнодорожная служба «Рио Тинто», Австралия до 2400 м

В 2018 году во всем мире стала известна компания «Рио Тинто». Это одна из самых крупных в мире горно-металлургических компаний, производящих золото, медь, добывающих железную руду, уран, алмазы и т.д.

Эта корпорация более 10 лет работала над созданием полностью автоматизированного железнодорожного комплекса, потратив на это 916 млн. долларов. Система обслуживает 14 шахт, доставляя руду в 4 портовых терминала.

Поезда могут самостоятельно отслеживать состояние рельсов, могут сами провести самодиагностику, выявив неисправности в стяжке или колесах. Ими управляют удаленные сотрудники, которые находятся на расстоянии 1,5 км от шахт.

Благодаря этим нововведениям самые длинные составы, в которых насчитывается по 226 вагонов, могут не останавливаться, чтобы сменить машинистов. В среднем каждый из них путешествует на расстояние 800 км, перевозит до 30 тыс. тонн груза.

На погрузку, перевозку и разгрузку в среднем уходит около 40 часов. Благодаря такой автоматизации удалось увеличить выработку руды на 20 млн. тонн. Поезда движутся со скоростью 20 км/ч.

Оплата, возврат, изменение данных

Важный момент: оформление электронных проездных на сайте РЖД осуществляется только с одновременной оплатой. Если в течение 10 минут деньги за билет не перевести, он автоматически аннулируется, так что позаботьтесь о наличии средств на карте заранее.

Оплатить, перед тем как использовать электронный билет на поезд, можно со счетов карт Visa, Visa Electron, Maestro, МИР и MasterCard. Производится перевод средств через платежный шлюз, интегрированный в форму заказа билета на сайте РЖД. Для него нужно указать № карты (16 цифр на лицевом обороте пластика), CVV-код (3 цифры на обороте – ленте с подписью владельца) и срок действия карточки.

Подтверждение – через СМС. Как только платеж пройдет, можно переходить к электронной регистрации.

Что касается изменений данных и возврата:

  • менять даты отправки можно (в том числе, на более раннее число, но только при наличии свободных мест и не раньше, чем за 24 часа до отправления, если вы хотите повысить класс вагона);
  • категорию вагона тоже допускается менять (при выборе более низкого класса возвращается разница в стоимости проезда);
  • а вот пассажиров менять нельзя, если кто-то поехать не сможет, билет придется возвращать;
  • возврат, впрочем, занимает меньше минуты («Мои заказы – статус заказов – оформить возврат»), правда, за него взимается плата;
  • изменение дат и других условий, которые менять можно, тоже платные.

Полезные советы и лайфхаки для поездки в поезде

Эти рекомендации помогут сделать поездку более комфортной вне зависимости от того, какие места выбрали:

В дорогу многие современные люди предпочитают брать ноутбуки и планшеты. Да и заряжать телефон тоже приходится часто

Важно знать, что в плацкартном вагоне розетки есть во втором (5-8 места) и в восьмом купе (29-32), и возле боковых полок 41 и 49. Это важно учитывать и в том случае, если в дороге вы планируете поработать на ноутбуке

В купе розетки есть в коридоре около 3 и 7 купе. Если вы выбираете купе повышенной комфортности, беспокоиться не придется. В таких вагонах розетки обычно имеются в каждом отделении.

Вам не удалось приобрести билет на место, расположенное около розетки? Можете просто взять с собой тройник. Тогда вы сможете спокойно заряжать гаджеты, не вступая в конфликты с соседями. Уберечься от перепадов напряжения поможет сетевой фильтр, оснащенный удлинителем.
Проводник обязан сам застилать белье пожилым людям, людям с ограниченными возможностями и беременным женщинам, не требуя за это отдельной платы. Вы можете не стесняться и просить оказать вам эту маленькую услугу, если вы входите в одну из перечисленных категорий.
Многим известно, что билет можно вернуть. Если вы возвращаете его не позже, чем за 8 часов до отправления, будет возмещаться полная стоимость. Чем ближе к отправлению вы вынуждены сдавать билет, тем меньше денег вам вернут. Вернуть можно даже билет на уже ушедший поезд. Правда, в этом случае вам будет компенсирована только стоимость билета, но не цена места в плацкарте. Конечно, сумма эта сравнительно небольшая — обычно это около 30-40% от всей стоимости. Можно вернуть билет даже если вы опоздали на поезд — в течение 12 часов с момента отправки

Если вы пришли на вокзал в последние минуты перед отправлением поезда, вы имеете право зайти в любой вагон. Правда, это правило действует только в том случае, если у вас на руках имеется купленный в кассе или распечатанный в специальном терминале билет. Если вы прошли электронную регистрацию, то на поезд лучше не опаздывать: проводник пустит вас только в тот вагон, место в котором вы выкупили.

Сдавать белье в конце поездки пассажир не обязан. Поэтому вы вполне можете отказаться выполнить просьбу проводника, которая обычно звучит за полчаса до прибытия поезда в пункт назначения.
Многие люди не знают, что имеют право бесплатно воспользоваться туалетом в здании вокзала при наличии у них проездного документа на поезд. По правилам, посетить туалет можно не раньше, чем за два часа до отправления поезда, однако обычно учитывается только дата, проставленная на билете.

Если проводник просит, чтобы в обмен на выдачу посуды вы приобрели что-то к чаю, вы можете пригрозить, что сообщите об этом начальнику поезда. Также на безвозмездной основе можно попросить швейный набор и аптечку.

Мавританская железная горнорудная дорога, Мавритания до 2500 м

Это всего 1 линия, протяженность которой – 704 км. Она была открыта в 1963 году. Длина обычных поездов достигает до двух с половиной километров, их тянут три или четыре тепловоза. Всего от двухсот до двухсот десяти вагонов, в которых бывает по 84 т груза и еще есть несколько дополнительных вагонов.

Эти поезда – достопримечательности Мавритании, они изображены на 5-тысячной купюре. В день отправляется около 4-5 составов, к одному из которых цепляют пассажирский вагон. Никто не знает точного времени его отправления. Поэтому большинство пассажиров предпочитают ехать на крыше или же в грузовых вагонах, сидя прямо на руде.

Поезд – это…

Сегодня этим словом называют железнодорожный состав из нескольких вагонов, прикрепленных к локомотиву, приводящему весь поезд в движение. Как правило, у поездов есть «голова» (начало) и «хвост» (конец), с обеих сторон которых прикреплено по локомотиву. В зависимости от того, какой из локомотивов сейчас тянет вагоны, расположение «головы» и «хвоста» поезда может меняться.

Кстати, не всем известно, но даже сам локомотив без прицепленных к нему вагонов тоже относится к понятию «поезд».

В странах СНГ поезда номеруются, чтобы не возникало путаницы. Вагоны также получают номера, при этом они неизменны даже в случае смены «головы» поезда.

Что называли «поездом» в прошлом

На Руси слово «поезд» появилось гораздо раньше, чем человечество вообще придумало железнодорожный транспорт. В старину так назывался обоз, состоящий из вереницы следующих друг за другом повозок (зимой — саней). Такие поезда использовались для перевозки провизии и оружия военными, а также торговцами, дабы доставлять свои товары из одного места в другое.

С появлением железных дорог привычное народу Российской империи слово стали использовать в качестве названия как для самого паровоза, так и для него в сочетании с вагонами. Кстати, сами вагоны изначально продолжали называть экипажами.

Интересно, что в подобном значении термин «поезд» сегодня употребляется лишь во время свадебных гуляний. Так называют торжественную процессию жениха, следующую в дом невесты, чтобы забрать ее в церковь или ЗАГС.

Поезд дальнего следования — это…

Классификаций данных транспортных средств несколько. Нам же нужна та, что разделяет их по дальности преодоляемых расстояний. Здесь выделяется следующее:

  • Поезда дальнего следования — это пассажирские составы, чья длина маршрута более 700 км.
  • Прямые — следуют только по одному документу.
  • Местные — пассажирские составы, чей маршрут короче 700 км, следующие лишь по одной дороге. Сегодня этот раздел упразднен.
  • Пригородные — составы, чей маршрут менее 150 км (иногда — 200 км).
  • Сквозной — следует через несколько технических станций без формирования-расформирования.
  • Сборный — поезд, которые развозит вагоны по промежуточным станциям.
  • Участковый — состав, чей путь лежит от одной технической станции до другой.

Преимущества класса обслуживания 2У в 2023 году

Этот класс считается довольно высоким. Рассмотрим, какие услуги в нем используются.

Пассажир получает комфортный купейный вагон за доступную цену. Выгода особенно ощутима во время путешествий на дальние расстояния.

В стоимость билета входят постельные принадлежности и другие удобства. Также можно не беспокоиться о наличии и работоспособности кондиционера — в вагонах класса 2У данная услуга гарантирована, так же, как и чистота.

Чтобы понять преимущество класса 2У, сравним все современные категории вагонов:

  • 3О — общий вагон;
  • О — вагон открытого типа или общий;
  • С, 2С — сидячие места без дополнительных услуг;
  • К, 2К — купейный вагон без дополнительных услуг; есть кондиционер и биотуалет; разрешается провозить домашних животных;
  • 2У — купейный вагон, оборудованный кондиционером; в большинстве поездов указана информация, что в класс обслуживания 2У купейный входят постельные принадлежности, при этом стоимость билета не включает дополнительные услуги; в вагоне может отсутствовать биотуалет;
  • 3Э — плацкарт с наличием кондиционера;
  • ЗЛ или ЗП — плацкарт без кондиционера;
  • ПЛ или П — плацкарт со спальными местами;
  • 2Э либо Э — вагон эконом-класса;
  • 2Е — сидячий эконом-класс с кондиционером и дополнительными услугами;
  • 1С — сидячий бизнес-класс с кондиционером и услугами;
  • 1Е — спальный вагон (СВ) с 1-, 2- либо 3-местными купе;

1М — покупка целого купе для одного или двух пассажиров;
М (вагоны класса люкс) — СВ с 2-местными купе и ванной;
1Л — СВ уровня люкс без дополнительных услуг;
Л или СВ — мягкие купе на 2-х пассажиров;
1Б — СВ-тип с кондиционером плюс дополнительные услуги;
Б — бизнес-класс;
1А — VIP-класс с кондиционером.

В качестве примера можно сравнить вагоны 2У и 2Э, в чем разница. В вагонах 2У предоставляются постельные принадлежности, может быть биотуалет, работают системы кондиционирования.

Класс обслуживания 2Э включает: питание, санитарно-гигиенический набор, наличие кондиционера, комплект печатной продукции и т.д.

Несмотря на большее количество услуг, 2Э (эконом-класс) дешевле, т.к. в нем в большинстве вагонов используются только сидячие места.

Что зависит от поезда

Выбирая уровень комфорта, рекомендуется учитывать год выпуска вагона. В старых моделях могут быть не слишком чистые окна в сочетании с отсутствующим кондиционером — характерно для прицепных вагонов, снятых с длительной консервации.

Поэтому если поезд выглядит старым, с деревянными оконными рамами, то такая поездка вряд ли окажется приятной. В этом отношении класс 2У дает определенную гарантию комфортабельного путешествия.

Тем более что вагонный парк РЖД постоянно обновляется (активнее всего в Центральном федеральном округе).

Поезда дальнего следования в России представлены двумя типами — фирменные и нет. На первые билет стоит ощутимо дороже, что объясняется более высоким уровнем комфорта. В поездах других видов точно сказать, какой тип, класс и какие вагоны будут использоваться, невозможно.

Класс 2У поезда фирменного типа гарантирует все необходимые удобства. Класс обслуживания 2У нефирменного поезда предполагает наличие постельных принадлежностей, без учета их качества.

В данном случае речь о повышенной комфортности идти не может. Кондиционеры присутствуют только в некоторых вагонах, но и они могут не работать.

Нужно иметь в виду, что класс вагона 2У значит, что в салоне, как правило, нет биотуалетов, не предоставляется питание, пресса и гигиенические наборы (независимо от типа поезда).

Особенности нумерации

Многим, наверное, в голову приходил вопрос о том, почему поезд пассажирский в одну сторону идет под нечетным номером, а в другую – наоборот? Объясняется все просто – если состав движется с севера на юг или с востока на запад – он нечетный, а если с запада на восток или с юга на север – четный. Если весь маршрут не выстраивается целиком по этим нормам, тогда его нумерация меняется по пути в соответствии с преодолениями этих направлений. Под это правило не попадают только составы из российской северной столицы – из города следуют в основном нечетные поезда.

Можно также заметить, что к трехциферному номеру состава прибавляют еще и букву. Делается это лишь оттого, что комбинаций из трех цифр на все курсирующие поезда не хватает. Притом, чтобы избежать путаницы и неразберихи среди пассажиров, поездам, встречающимся друг с другом на пути, не дают обозначения, различные только в одной букве, к примеру, 222а и 222г.

О чем говорит нумерация?

Покупая билеты на поезда дальнего следования, взгляните на нумерацию. Что она может рассказать, мы поместили в таблицу.

НомерКатегория состава
921-940Туристический или коммерческий
801-898Скорые, ведомые моторным вагоном (сюда не относятся высокоскоростные и скоростные)
751-788Все высокоскоростные
701-750Скоростные составы

451-598

Детские, единичного назначения, сезонные

601-698,

301-450

Круглогодичные пассажирские поезда
151-298Те скорые поезда, которые следуют по разовым и сезонным маршрутам
1-150Скорые составы, имеющие круглогодичное обращение

Теперь перейдем к особенностям вагонов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий