Пассажирский вагон

ФПК и ТКС: что это такое и какая между ними разница?

Федеральная пассажирская компания (ФПК) – государственный железнодорожный перевозчик. ФПК это отдельные вагоны повышенной комфортности. В данный класс входят плацкартные, купейные и СВ вагоны.

ТрансКлассСервис (ТКС) – это частный железнодорожный перевозчик. Он не имеет собственных составов, которые могут самостоятельно доставлять людей в разные точки РФ. ТКС производит собственные вагоны и присоединяет их к составам РЖД.

Различия между ФПК и ТКС заключаются в том, что частный перевозчик предоставляет больше дополнительных бонусов и услуг. В ТКС вагоны немного более комфортны:

  1. В купе всегда есть телевизоры. У ФПК только в люксовых купе.
  2. Обязательны индивидуальные розетки.

В остальном уровень комфорта у ФПК и ТКС практически одинаков.

Отправляясь в путешествие по железной дороге, пассажир может выбрать тот уровень комфорта, который подходит его индивидуальным требованиям. При выборе билета стоит учитывать, что чем больше дополнительных услуг включает в себя выбранный класс, тем выше стоимость проездного документа.

Грузовые вагоны: типы и основные характеристики

Существующие железнодорожные вагоны такого типа предназначены для транспортировки различных грузов. Они делятся на отдельные виды. Разница между ними заключается в совместимости с определенными типами грузов и технических особенностях. Например, количестве осей или допустимым для загрузки весом.

Разновидности грузовых вагонов:

  • цистерны (до 125 т) – специальные цилиндрические емкости для перевозки любого вида веществ, находящихся в жидком состоянии, поверхность может иметь теплоизоляционный слой либо специальные элементы для подогрева жидкости;
  • полувагоны (до 130 т) – товарные вагоны для транспортировки грузов, не нуждающихся в защите от плохих погодных условий, некоторые модели имеют люки на стенах или напольной части и предназначены для насыпных товаров;
  • крытые (до 72 т) – грузовые вагоны для товаров, которым требуется постоянная защита от потенциального негативного воздействия от дождя, снега или ветра, к ним относятся сухие продукты, а также транспорт и животные;
  • рефрижераторы (до 40 т) – особый тип транспортировочных вагонов для перевозки скоропортящегося товара, включая продукты, которые могли бы испортиться в тепле или при воздействии внешней среды;

  • платформы (до 73 т) – площадки для транспортировки крупногабаритных или длинномерных конструкций, не нуждающихся в защите от действия внешней среды, включая автомобили, леса или контейнеры;
  • думпкар (до 180 т) – транспортный вагон-самосвал для транспортировки щебня, песка, грунта, а также других подобных типов материалов, включая уголь или руду с мест добычи ископаемых;

хопперы (до 70 т) – открытые или закрытые типы емкостей для перевозки сыпучих товаров, включая цемент, зерно и удобрения, разница между ними заключается в уровне защиты продукции от влияния внешней среды.

Большинство видов грузовых моделей относятся к категории универсальных и могут применяться для любых типов товаров, соответствующих характеристикам платформы. Однако для этого нужно учитывать требования к безопасности транспортировки каждой конкретной позиции. Специальные же модели подразумевают перевозку только определенных видов груза.

Грузовые вагоны оборудованы специальными переходными площадками. Они помогают пересекать стоящий поезд, не создавая угрозу жизни.

К базовой классификации иногда добавляют подвиды отдельных типов грузовых вагонов. Например, ледники или термосы из категории рефрижераторов. На них используются специальные покрытия либо сменные хладагенты.

Используемые РЖД типы ЖД вагонов полностью удовлетворяют спрос на формирование всевозможных видов составов. Поэтому они позволяют подготовить пассажирские или грузовые поезда для достижения всех целей и выполнения любых задач.

Требования к вагонам

К пассажирским вагонам, предназначенным в основном для перевозки пассажиров, багажа и почты, предъявляются высокие требования по обеспечению в нем комфортных условий для проезда. Уровень комфорта оценивается в сравнении с комплексом достигнутых технических решений, при которых наилучшим образом обеспечивается выполнение требований по технической эстетике, теплоизоляции ограждений кузова, оборудованию систем кондиционирования воздуха (систем вентиляции, отопления, охлаждения и подогрева вентилируемого воздуха), систем холодного и горячего водоснабжения, освещению пассажирских, бытовых и служебных помещений; по допустимому уровню шума в вагоне, а также величине показателя плавности хода вагона.

Внешний вид и интерьер пассажирских вагонов создаются с учетом требований технической эстетики, в основу которых положены выразительность, рациональность и простота геометрических форм конструкций вагонов. Очертания кузова вагона и его наружное оборудование не должны затруднять содержание
вагона в чистоте и применение механизированных способов мойки стен кузова. Вагоны, предназначенные для скоростей движения до 200 км/ч, должны быть оборудованы обтекателями для уменьшения аэродинамического сопротивления движению и предотвращения попадания посторонних предметов на установленное под кузовом вагона оборудование. У вагонов, предназначенных для скоростей движения до 250 км/ч, кроме того, должны быть такие форма, размеры поперечного сечения кузова, а также наружные поверхности кузова и межвагонных соединений, при которых возникало бы минимальное аэродинамическое сопротивление движению вагона. В межтележечных и консольных частях кузова для этой цели должны предусматриваться легкие откидные фальшборта.

Пассажирские вагоны, имеющие цельнометаллический сварной кузов несущей замкнутой конструкции с оконными и дверными проемами, должны удовлетворять
требованиям безопасности в течение всего срока службы, установленного стандартом и эксплуатационной документацией. Регламентируются требования к надежности узлов и агрегатов вагона, к противопожарной защите и электробезопасности (вагоны оборудуются огнезащитной перегородкой между купе проводника и пассажирским салоном, а также огнезащитными фрамугами, ограничивающими распространение пламени в надпотолочном пространстве, автоматическими установками пожаротушения).

Системы жизнеобеспечения

Система отопления и вентиляции пассажирских вагонов должна обеспечивать среднюю температуру воздуха в пассажирских помещениях 22-20 °С и в туалетах не ниже 16 °С при температуре наружного воздуха -40 °С, а система охлаждения – поддерживать в пассажирских помещениях температуру воздуха 24-20 “С при температуре наружного воздуха 40 °С.

Освещение пассажирских помещений вагона, кроме тамбуров, котельного и душевого отделений, должно быть люминесцентным (частота 400 Гц, напряжение 50В); предусматривается также аварийное освещение. Пассажирские вагоны, особенно высокоскоростные, должны быть оборудованы системой центральной диагностики со звуковой и световой сигнализацией в служебном купе проводника и желательно также в (особенно в электропоездах и дизель-поездах).

Современные технологии в производстве и ремонте вагонов

Во второй половине XX века произошло множество изменений, связанных со строительством поездов. Тогда же случился переход к цельнометаллическим кузовам, а также были скорректированы конструкции вагонов всех видов. Перемены коснулись и технологических процессов, ставших более автоматизированными и механизированными.

Современные технологии позволяют производить любую часть или сторону вагона с большей эффективностью и повышенным качеством. Заводы используют высокопроизводительные станки, а также внедряют автоматизированные линии для производства основных деталей.

Многие предприятия активно используют роботизированные системы для окончательного сбора железнодорожного транспорта.

Основным направлением для инженеров стало повышение прочности и надежности разрабатываемых моделей вагонов. Все части должны становиться намного крепче, обеспечивая повышенную безопасность.

Параллельно прорабатывается использование облегченных сплавов, а также рассматриваются варианты унификации производимого оборудования.

При этом активно внедряются прогрессивные технологии, повышающие эффективность труда коллектива.

Применяющиеся в производстве новых вагонов технологии позволят сделать любую из основных частей легкозаменяемой. Допустимо будет использовать даже детали от других моделей.

Все основные вагонные элементы, из которых состоят их отдельные части, регулярно проходят техобслуживание. РЖД выполняет проверку составов в специальных пунктах, где работники осматривают каждую деталь. Если одна из частей имеет неисправности, то перед выпуском вагона на линию производится ремонт с последующей проверкой состояния.

Технологии активно внедряют также в этой сфере. Предприятия повышают требования к правилам из технологической дисциплины, вводят в эксплуатацию новое автоматизированное оборудование, а также используют программное управление ремонтом и обслуживанием.

Многие задачи выполняют роботы, в том числе производят сварку или сборку основных частей, из которых состоят вагонные элементы.

Купе 1Г

Купе 1Г выпускаемые на международные направления

Мягкие купе, которые курсируют на международных направлениях. В вагоне их количество может разниться и достигать от 4 до 6 штук.

Купейные вагоны

В таких вагонах пассажиру предлагается на выбор спальное место в закрытом купе. Состоит оно из четырех полок, которые не складываются. В стоимость билета входит постельное белье:

  • наволочка,
  • простыня,
  • пододеяльник,
  • полотенце.

Отдельное купе разделяет от всего остального вагона раздвижная дверь. Места для хранения находятся под нижней полкой и в нише под потолком. Отсутствие третьей полки над верхним местом позволяет свободно сидеть пассажиру, который приобрел билет на это место.

Из удобств в таком виде вагона:

  • общее зеркало на двери,
  • индивидуальная лампа над каждой полкой
  • и возможность выбора попутчиков по половому признаку в некоторых поездах.

Двухвагонный плацкартный сцеп

Двухвагонный плацкартный сцеп – это следующая ступень развития Тверского плацкарта. И хотя этот вагон – прямой правопреемник предыдущего (и производится там же), кое-что здесь все-таки изменилось. ФПК обещает впредь закупать только такие вагоны. Сейчас их уже можно найти в составе фирменного поезда «Белогорье» (Москва – Белгород) и поезда 99/100 Владивосток – Москва.

Идея в том, что теперь оба вагона обслуживает одна бригада проводников (или один проводник). Тут появилась душевая кабина в одном из двух туалетов. Во втором туалете – пеленальный столик и гигиенический душ. И там, и там в умывальниках стоят датчики движения, что обеспечивает бесконтактную подачу воды.

Титан заменили на автомат, который выдает холодную и горячую воду (пурифайер). В отличие от прошлого вагона, заботу проявили о пассажирах всех без исключения полок – на верхних и нижних боковушках теперь тоже есть индивидуальный светильник, на верхнюю боковую добавили модули usb-зарядки.

Также в вагоне появилась общественная зона, где стоит автомат по продаже чая, кофе и всяких шоколадок. На окнах – двойные шторки. Можно плотно закрыть окно, можно просто слегка затемнить.

можно почитать отзыв о поездке в таком вагоне из Белгорода в Москву.

Снаружи двухвагонный сцеп можно узнать по отсутствию двери с одной стороны вагона

Вместо титана здесь использован пурифайер. Фото: Трансмашхолдинг

Пурифайер похож на обычный офисный кулер. Он выдает холодную и горячую воду

Снаружи двухвагонный сцеп можно узнать по отсутствию двери с одной стороны вагона

Классификация и характеристика пассажирских вагонов РЖД

Перед приобретением билетов, клиенты обязательно выясняют, какие отсеки есть.

Современный пассажирский вагон

В РЖД существует несколько видов:

  1. Без спальных мест – салон напоминает самолет эконом-класса. Ряды кресел разделены одним проходом посередине. Если поезд пригородный, то сидения будут жесткие, если межобластной – мягкие. Впрочем, такие поезда не рассчитаны на дальнюю дорогу.
  2. Общий вагон – тот же плацкарт, но там люди сидят вместе по трое на полках внизу. Верхние либо не используются, либо отсутствуют.
  3. Со спальными местами. Это плацкартный вагон, где имеются открытые (без дверей) купе, где 4 стандартных места. Напротив, через проход, два боковых. Багаж складывается внизу, под нижними полками.
  4. Купейные вагоны имеют 9 одинаковых 4-х местных купе, каждое снабжено раздвижными дверьми. Внутри 4 отдельных места, имеется багажное отделение (внизу, под нижними полками).
  5. Спальные вагоны, имеющие повышенную комфортность. В них расположены купе Люкс (или СВ). Также 9 одинаковых купе, но в каждом 2 места, обычно внизу. Во многом комплектация схожа с купейными вагонами, просто больше комфорта.
  6. Вагоны премиум-класса. Они имеются на туристических поездах. В вагоне всего 4-5 купе за счет их большого размера. Внутри кроме спальных мест могут быть кресла, ванная комната (туалет, душевая кабина), телевизор и пр.
  7. Двухэтажные вагоны – редко встречаются на поездах РЖД. Как правило, это вагоны повышенной комфортности. Сейчас они имеются на поездах, следующих из Москвы в Воронеж, Санкт-Петербург и другие города. Позволяют перевозить больше пассажиров, это сказывается на стоимости билета.
  8. Грузовые вагоны. Они осуществляют грузоперевозки по территории всей России. Оснащение и внешний вид вагонов различаются смотря по типу перевозимого ими груза. Если это жидкие вещества, то для них имеются специальные большие емкости (рефрижераторы). Если материал сыпучий – закрытые герметичные вагоны. Для крупных грузов предназначены полуоткрытые или открытые вагоны, где можно закрепить груз. Кроме внешности они различаются по размерам, форме и грузоподъемности.

Двухэтажные пассажирские вагоны

Это основная классификация, общая для всех поездов: скоростной, пассажирский, туристический. Детали уже зависят от самой компании – перевозчика. В РЖД существуют даже большие, двухэтажные поезда.

Важно! Перед приобретением билета через интернет, уточнить класс вагона. Там есть специальные сокращенные обозначения, помогающие разобраться

На каких местах в плацкарте есть розетки?

Современные путешествия на тысячи километров невозможно представить без умных устройств, которым необходима каждодневная подзарядка.

Старые модели поездов имели источник тока только в туалете (для электробритв) и в служебном помещении проводников. Причем сеть была крайне нестабильна и то и дело норовила повредить устройство.

К настоящему моменту советские модели подвижного состава модернизированы с учетом требований времени. А все вводимые в эксплуатацию новые вагоны оснащаются розетками уже заводом-производителем

В подавляющей части модификаций вагонов розетки находятся в следующих купе:

  • Второе (полки с номерами с 5 по 8);
  • Восьмое (29–32 места);
  • Боковые (39–40 в старых поездах и 41–42 в новых).

При подключении устройств к розеткам в поезде необходимо учитывать, что:

  • Они предназначены лишь для маломощной техники (например, мобильные телефоны);
  • Источники питания по умолчанию отключены и могут быть бесплатно включены проводником по просьбе пассажира;
  • РЖД не несет ответственности за повреждение дорогостоящей техники из-за неисправного напряжения.

Типы пассажирских вагонов в РЖД

Существуют краткие буквенные обозначения различных типов вагонов. Они указаны на билете, также имеются в описании рейса на сайте.

Типы вагоновОбозначениеОписание
СидячийСИмеются места (мягкие или жесткие) для сидения.
ОбщийОПлацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются
ПлацкартныйП4 стандартных места (два нижних и два верхних) и через проход 2 боковых. Нет ограждений у отсеков.
КупейныйК4 стандартных места – пассажирское купе, имеются раздвижные двери.
МягкийМВ большинстве там трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные условия (душ, телевизор).
Люкс/СВЛ/СВДвухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность, обеспечиваемая дополнительными услугами – работает интернет, есть телевизор.

Важно! Тип вагонного отсека во многом определяет стоимость билета. На СВ они обходятся дорого, дешевле всего – плацкарт или общий

Все отсеки хорошо отапливаются, имеется радио и свет, выдача белья.

Новые вагоны РЖД отличаются повышенной комфортабельностью, даже в обычных купе стоят удобные полки, туалет лучше оборудован, работает интернет и есть розетки.

Вагон-купе

Люкс (СВ)

Это вагоны с 2-местными купе. Мягкие полки для лежания, в вагоне от 16 до 20 мест. Бельё всегда входит в стоимость проезда, все вагоны кондиционируются. Маркируется как 1 класс.

  • 1Б — бизнес-класс. В стоимость билета входят напитки, питание, пресса, гигиенические принадлежности и т.п. Стоимость указана за целое купе, в котором едет 1 взрослый пассажир.Можно везти с собой мелких домашних животных.
  • 1Э — то же, что и 1Б, но можно купить одно место в купе, а не выкупать его целиком.
  • 1У — дополнительные услуги в стоимость билета не включены (кроме постельного белья), но уровень комфорта соответствует первому классу. Разрешён провоз животных.
  • 1Л — вагон СВ. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят, предполагается наличие кондиционера, но биотуалета может не быть. Постельное бельё входит в стоимость билета, провоз животных разрешён.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 1Б «Бизнес ТК» подразумевает ужин и завтрак, напитки, санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагон кондиционируется, работают биотуалеты и гигиенический душ. В каждом купе — 2 телевизора и индивидуальные розетки, сейф.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе

  • 1Е — СВ (VIP). Продаётся купе целиком, в нём могут ехать 1 или 2 пассажира. Верхняя спальная полка складывается, нижнее место трансформируется в два кресла. В купе есть собственный санузел с душем, туалетом и умывальником. Сейф, розетки, расширенный набор путешественника, телевизор с выбором видеопрограмм. В стоимость билета входит питание и постельное бельё. Можно перевозить домашних животных.
  • 1Э — аналогичен класссу 1Е, но можно выкупить одно место в купе.
  • 1Р — сидячие вагоны 1 класса. Просторно, удобные кресла, в стоимость проезда включено питание, санитарно-гигиенический набор и пресса.
  • 2С — сидячие вагоны 2 класса.

Новые модели пассажирских вагонов

Безусловно, наибольший ажиотаж вызвало появление комфортабельных 3-х этажных больших люкса. Удобные купе, лестницы, у проводника имеется микроволновка, настоящая кофемашина и термопот. Можно заказывать кофе или разогревать домашнюю еду.

Вагон люкс

Проводник удаленно регулирует климат (температуру, влажность), также может администрировать систему доступа и управлять всей энергосистемой.

У пассажиров имеются розетки, радио. Ловить станции можно самостоятельно. В купе как обычно есть 4 отдельных места и маленький откидной столик.

Минус таких составов – нет сверху третьих полок, весь багаж придется умещать внизу.

Кроме них выпущены модели:

  • 61-4441 – стандартный купейный вагон (шестиместные купе);
  • 61-4444 – вагончик-ресторан.

Их присоединили к составу фирменного скоростного поезда «Буревестник».

Перспективы развития вагонов в будущем

В ближайшие десятилетия у вагоностроительной отрасли есть немало перспектив. Если работа в этих направлениях продолжится и будет успешной, то многие из основных элементов вагонов, из которых состоят отдельные узлы, могут заметно измениться в лучшую сторону.

Основные перспективы для вагоностроения:

  • применение для изготовления основных частей, из которых состоят элементы кузова, композитов или высокопрочной стали;
  • уменьшение срока службы отдельных вагонов, сочетающееся с многократным снижением стоимости их производства, что уменьшает общие затраты на покупку и эксплуатацию;
  • внедрение съемных кузовов, обеспечивающих возможность установки на платформу любого типа вагона;
  • продление срока службы транспорта с параллельным сокращением частоты проведения ремонта;
  • сокращение массы тары, позволяющее заметно повысить грузоподъемность для товарных моделей;
  • повышение скорости базовых колесных пар, из которых состоят тележки грузовых вагонов, до 140 км/ч или выше.

К некоторым потенциальным разработкам ученые предпочитают относиться с сомнениями. Однако большинство из них вполне реалистичны и даже представлены презентациями, черновыми проектами с описаниями, рисунками и схемами, а также предварительными исследованиями, выводы о которых смогли написать инженеры.

Вагоны пассажирского и грузового типов состоят из аналогичных основных частей, но даже в последних есть определенная разница. При этом в ближайшие годы отличия могут заметно сократиться, так как инженеры активно работают над унификацией и всецелым развитием железнодорожного транспорта.

Тип вагона плацкарт

Категории плацкартных вагонов РЖД самые распространенные и пользующиеся стабильным спросом среди пассажиров. Объясняется это не только доступной стоимостью проезда, но и относительным комфортом.

С декабря 2015 года курсируют плацкартные вагоны, включающие в себя услугу по перевозке животных – 3 У.

Плацкартный пассажирский вагон состоит из девяти купе. Всего в нем располагается 54 места. В купе, а также на боковых пассажирских полках принято размещать небольшие раздвижные столики. Над верхними спальными местами располагается пространство для незначительного багажа. Сумки также можно разместить под нижними полками в специальных отделениях.

В вагоне данного типа имеются по два туалета и тамбура. Помимо этого, есть купе для проводников, оборудованное двумя местами. Наличие биотуалета и кондиционера не предусмотрено.

Плацкартные вагоны являются наиболее востребованными ввиду их дешевизны по сравнению с другими видами

Часто пассажиры пользуются такими вариантами, если необходимо отправиться на дальние расстояния: плацкарт не столь удобен, как купе, но все же в нем есть спальные места, что в дороге немаловажно

Ходовые части[]

Современные пассажирские вагоны, находящиеся в эксплуатации в странах бывшего СССР, оборудованы тележками типа КВЗ-ЦНИИ I и КВЗ-ЦНИИ II, которые выпускаются с 1965 года. С недавнего времени в России Тверской вагоностроительный завод начал устанавливать на свои вагоны тележки безлюлечного типа с дисковыми тормозами и кассетным подшипником, в том числе рассчитанные на скорость до 200 км/ч.
Технические данные тележки КВЗ-ЦНИИI:
скорость — до 160 км/ч
масса — 7,4 тонн
база — 2,4 метра
колёсная пара — РУ-950 (роликовая унифицированная)
Тележка состоит из следующих основных узлов:
рама
балки, в зависимости от конструкции
две колёсные пары с буксами
два комплекта центрального подвешивания
два комплекта буксового подвешивания
тормозная рычажная передача с двухсторонним нажатием колодок

Колёсная пара

Колёсная пара является наиболее ответственной частью вагонной тележки. От её состояния зависит плавность хода и безопасность движения. Колёсная пара состоит из оси и двух колёс. Расстояние между внутренними гранями колёс при скорости поезда до 120 км/ч должно быть 1440 мм ± 3, а при скорости свыше 120 км/ч — 1440 +3 −1 мм.
Ось состоит из двух буксовых шеек, двух предподступичных, двух подступичных частей и одной средней части. Колесо состоит из ступицы, диска и обода (обод имеет гребень и поверхность катания).

Обыкновенное и полное освидетельствование колёсной пары

Полное освидетельствование проводится при формировании колёсной пары, а также при обточке колёсной пары по прокату, при ремонте колёсной пары, после крушений и аварий. На торце колёсной пары ставят клейма, согласно правилам маркировки. На правом торце оси: номер завода-изготовителя оси, номер пункта, перенесшего знаки маркировки, номер оси, клейма ОАО «РЖД», дата изготовления оси, знак формирования. На левом торце оси: дата и место формирования, место и дата полного освидетельствования. На ободе колеса: год изготовления колеса, марка стали, номер плавки, номер завода-изготовителя, номер колеса, принадлежность государству (20 — Россия). Обыкновенное освидетельствование проводится перед каждой подкаткой колёсной пары под вагон. При этом проводится диагностирование элементов для выявления трещин, проверяется соответствие всех размеров и износов установленным нормам.

Неисправности колёсной пары

Прокат — это естественный износ поверхности катания колеса при соприкосновении с рельсом и тормозными колодками. При чрезмерном прокате гребень может повреждать или срезать болты рельсовых креплений. При превышенном размере проката необходимо восстановить профиль поверхности катания обточкой на колёсопрокатном станке.
Ползун — это протёртость на поверхности катания колеса, которая образуется при заклинивании колёсных пар (неисправность, если зажаты тормозными колодками при не отпущенных тормозах, движение юзом), когда они не вращаются, а скользят по рельсам. Ползун вызывает сильные удары колеса о рельсы во время движения, может разрушиться как колесо, так и рельс.
Навар — это неисправность, при которой появляется смещение металла на поверхности катания.
Тонкий гребень — уменьшение толщины гребня до 25 мм и менее (Правилами Технической Эксплуатации установлена толщина гребня не более 33 мм).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий