Возникновение королевств в Индии

Государственный строй Древней Индии[править]

Хараппская цивилизацияправить

Известно лишь о наличии в городах больших дворцовых комплексов, используемых в качестве продовольственных хранилищ. И если кто-то в силах исследовать эту тему, дополните материал, я буду Вам очень признателен (прим. автора)

Период завоевания ариевправить

Арийские государства представляли собой монархии, управляемые царями (раджа), которые получали должность по наследству. При царе был совещательный орган (паришад), в состав которого входили знать, родственники царя и представители общин. В общинах было самоуправление. Часть арийских государств представляли собой олигархии и кшатрийские республики.

Империя Нандовправить

Империя была создана на основе возвышенного в тот период государства Магадха, но вскоре было уничтожено кшатрием Сандрокоптом (Чандрагупта) в результате поднятого им восстания против нандской династии вторгшегося войска Александра Македонского.

Империя Маурьевправить

Государство было создано Чандрагуптой на основе поверженной им империи Нандов. Оно состояло из центральных провинций, управляемых царём, его сыновьями и наместниками, и территорий, управляемых местной власть. В общинах сохранялось самоуправление. В армии служили кшатрии, военная служба передавалась по наследству. При царе Ашока получил своё распространение буддизм.

Буддийский период

Середина I тыс. до н. э. время кризиса древней Индии, появляются противники брахманизма и новые учения, как результат разочарования в ведической религии с ее ритуалами, возникают конфликты между двумя сословиями – брахманами и кшатриями.

Важным обстоятельством становится то, что и Будда, и основатель джайнизма Вардхамана Махавира были выходцами из кшатрийского сословия. Таким образом, ведическая религия начинает переживать кризис, появляются философы и отшельники, отвергающие авторитет вед и поставивших целью самостоятельно найти истину с помощью философии и йоги, одним из таких и был Будда, создатель буддизма.

Рекомендации

  1. ↑ и Апиндер Сингх , История древней и средневековой Индии: от каменного века до 12 века , 2009, Логман
  2. ↑ Jacques Dupuis , History of India , 2- е изд., Éditions Kailash, 2005, p.59
  3. Дюпюи, там же, 2005, с.61-63
  4. Дюпюи, там же, 2005, с.63
  5. Жан-Жозеф Буайо , Индия для чайников , Париж, Первый, сб.  ” Для чайников “,2014 г., 351  с. .
  6. Уитни Кокс , Политика, королевская власть и поэзия в Средневековой Южной Индии: Заход Луны на Горе Восхода ,2016 г.
  7. ↑ и (en) Кэтрин Б. Ашер и Синтия Талбот, Индия до Европы , Cambridge University Press,2006 г., 336  с. .
  8. ↑ и (ru) Барбара Д. Меткалф и Томас Р. Меткалф, Краткая история современной Индии , Cambridge University Press,2006 г..

Природные условия

Индия находится на полуострове Индостан на территории Южной Азии. Если рассматривать карту, то на севере страна окружена Гималайскими горами, а с восточной, западной и южной стороны окружена Индийским океаном.

Самое главное кратко о Древней Индии — цивилизация появилась в III тысячелетии до нашей эры. Первые города были сосредоточены в долинах рек Ганга и Инда. В летнее время наступает сезон ливней, в результате чего разливаются реки и заливают всё вокруг. Жители считали, что реки начинаются в Гималайских горах и считаются священными, сошедшими с небес.

Благодаря географическому положению Индии, климат здесь влажный и жаркий, что благоприятно сказалось на земледелии. Индейцы умели выращивать овощи, фрукты, зерновые культуры. Спустя время из сахарного тростника они стали делать сахар. Хорошие климатические условия способствовали развитию природы древней Индии. Из растений жители делали благовония, лекарства и различные пряности.

Значительную территорию долины Ганга занимают тропические леса. В джунглях росли вечнозелёные кустарники, высокие деревья, водились хищные животные, различные насекомые и ядовитые змеи.

Для построения нового поселения население выжигало, вырубало деревья и кусты, вырывало глубокие корни растений.

https://youtube.com/watch?v=8KcndKMMARs

Буддийский период (V—III вв. до н. э.)

Кризис древней ведийской религии назревает еще с начала 1 тысячелетия до нашей эры вследствие противоречий между брахманами (кастой жрецов) и кшатриями (кастой правителей и воинов). Кстати, и сам Будда, и Вардхамана Махавира (основавший джайнизм) были представителями кшатриев.

Начало буддийского периода ознаменовывается походами царя Персии Кира, впрочем далеко в Индию царь не углублялся. В 327 г. до н.э. Александр Македонский, пройдя огнем и мечом долину Инда, вторгается в долину Ганга, но на этом его победоносное шествие и заканчивается. Государство Магадха в качестве центра борьбы с захватчиком, объединяет несколько соседних государств и наносит поражение Александру.

Возможно, поэтому Александр заканчивает свой поход на восток, и уходит из Индии. Тем не менее, эллинистическая и индийская цивилизации обогащают друг друга, особенно в области медицины и философии.

Вскоре после этого к власти в Магадха приходит Чандрагупта, положивший начало династии Маурьев. Государство бурно развивается превращаясь в мощную империю Маурьев, достигшую расцвета в 3 в. до н. э. при внуке Чандрагупты – Ашоке, правившего с 268 по 231 г. до н.э.

В III в. до н.э. царь Ашок принимает буддизм и способствует распространению этого учения по всей Азии. Он известен также, как объединитель Индии.

Но уже к началу второго века до н.э. разница в экономике и общественном развитии отдельных частей приводит к развалу этой империи.

Дравиды – древние индийцы

Женщины-дравиды

Первым народом, который населял Индию были дравиды.Их своеобразная цивилизация Хараппа и Мохенджо-Даро была ровесницей Шумеру и Древнему Египту.Когда-то они населяли всю Индию, но затем были вытеснены на юг страны, после арийского нашествия, которое уничтожило их цивилизацию.Дравиды настолько непохожи на прочих, что их объединяют в отдельную расу – смесь европеиодов и австралоидов!Сейчас дравидов и их потомков в Индии более 200 миллионов человек, у них есть своя литература и даже кинематограф на родном языке, который лишь немногим уступает Болливуду.Прародина дравидов- отдельная проблема, людей их расы находили в Египте, и в Эламе и даже под Воронежем!Но судя по их собственным легендам и обнаруженным стоянкам древних людей, они вышли откуда-то с юга Индии, легенды же говорят о затонувшей земле бога Шивы, где-то на юге, которая и была их родиной.

Антропология дравидов

Дравиды – низкорослые, довольно плотные люди, с очень темной, почти черной, кожей, темными большими глазами и черными курчавыми волосами.У них низкое и широкое лицо, широкая челюсть и широкий рот с опущенными уголками губ, часто прямой, но очень широкий нос.

Хараппская цивилизация

Индийскую цивилизацию принято также называть Хараппской по Хараппе – древнему городу, в котором в 1921 году велись раскопки и были найдены находки, связанные с Хараппской культурой.

Главным итогом этих археологических раскопок стало открытие первой развитой городской цивилизации бронзового века во всей Южной Азии, по типу схожей с Египетской и Месопотамской цивилизациями

Территории этой цивилизации были столь велики, что называть одну из самых великих древних культур по имени всего лишь одного города, пусть и важного центра, было неправильно. Долина Инда стала колыбелью для этой цивилизации, поэтому она и получила название «Индийская»

Сегодня известно более 300 городов, прямо или каким-то образом связанных с индийской цивилизацией.

Древнейшее население Индостана

На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию. (Дж. Неру)

Дравиды

Дравиды — народы, населяющие в наше время, главным образом, Южную Индию и говорящие
на дравидийских языках.
К дравидам относятся телугу, или андхра (44 млн. чел. по оценке 1967 г., в настоящее время более 80 млн. чел.),
тамилы (~70 млн. чел., частично живут также на острове Цейлон, в Малайзии, Бирме и др. странах Ю.-В. Азии),
малаяли (19,5 млн. чел.),
каннара, или каннада (21 млн. чел.),
тулу (около 1 млн. чел.),
а также ряд малочисленных народов, во многом сохранивших ещё родоплеменной уклад и живущих, в основном, в горных и лесных районах, —
тода, кота, курумба, бадага и др.

Дравиды относятся к австралоидному антропологическому типу.
Еще более резко этот расовый тип представлен у южноиндийских веддов – вероятно, самого древнего народа Индии.

Дравиды – древние, но, как выяснилось, не автохтонные жители Индии.
Считается, что в III тыс. до н. э. именно дравидами была создана цивилизация, получившая название Индской, или Хараппской.

Додравидские народы древней Индии

В  то время (как и сейчас) полуостров Индостан населяли также представители
мундской
и тибето-бирманской языковых семей.

Возможно, проживали и носители других языков.

Например, язык народа кусунда в Гималаях предположительно относится
к индо-тихоокеанской мегасемье языков,
куда входят папуасские
и андаманские языки.

А у жрецов дравидского народа тода
до сих пор сохранился тайный язык, который, возможно, родствен
шумерскому.

Поскольку синтез населения Индии большей частью произошел во внекастовой доарийской эпохе,
то можно предположить, что дравиды были европеоидами, а древнейшее население Индостана – веддоидами,
говорившими на индо-тихоокеанских языках.

Демография и мирный характер Индской цивилизации

Кто жил в индских городах? Новые исследования сосредоточены на Хараппе — одном из крупнейших и наиболее могущественных
торгово-ремесленных центров с населением, достигавшим 80 тыс. человек.
Анализ состава зубов возрастом 2550–2030 годах до н. э. показал, что город представлял собой космополитический котёл.
Многие его обитатели были рождены за пределами Хараппы — и это первое прямое доказательство миграций местного населения.

Скорее всего, они приходили в Хараппу из других уголков необъятной долины Инда, чтобы поторговать или выгодно жениться.
Действительно, многие из чужаков похоронены рядом с женщинами родом из Хараппы.
Это странно, ведь, казалось бы, с незапамятных времён невесты Южной Азии уходят в дом мужа.
Вероятно, в Индской цивилизации женщины играли более значительную роль, чем в других современных ей культурах —
например, в Месопотамии (Journal of Archaeological Science).

Что касается другого отличия — мирного характера Индской цивилизации, который ей приписывается
благодаря отсутствию следов уничтожения городов или изображения солдат и сцен насилия, то здесь исследователей ожидал сюрприз.
Кости людей, скончавшихся примерно в 1900–1700 годах до н. э., говорят о том, что некоторые жители Хараппы умерли не своей смертью.
Например, обнаружен череп ребёнка четырёх–шести лет, который разбит чем-то вроде дубинки.
Найдены останки женщины с расколотым черепом и мужчины со сломанным носом и лбом, пробитым острым и тяжёлым предметом.

В целом из 18 черепов, относящихся к тому периоду, почти половина несёт следы серьёзных травм (International Journal of Paleopathology).
Это самый высокий показатель насилия в истории Южной Азии.
Быть может, не случайно то, что как раз на это время приходится упадок Хараппы, некоторые части которой обезлюдели…

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов:
в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом.
Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами.
Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого.
Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира

Что лежит в основе постоянства индийской культуры?
Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу,
что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность.
Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.

Гонение на индийских буддистов

Распространению буддизма много содействовали гонения, которым подвергались его последователи в Древней Индии; в течение веков, было несколько периодов гонений. Многие монахи-бхикшу вынуждены были бежать от них в другие страны. В первое время брахманы, кажется, не замечали, что буддизм существенно противоположен их учению и был для него опасен. Им представлялось, что Будда один из нищенствующих философов, каких много между ними; казалось, что основной догмат его проповеди тот же самый, как в брахманизме – переселение душ, и цель проповеди та же самая – избавление от возрождений. Но с течением времени стало все яснее обнаруживаться, что учение Будды имеет иное, более высокое и более практичное направление, что оно ставит сущностью святости чистоту сердца и жизни, что оно несовместимо с педантизмом и святошеством брахманизма. Раздраженные ослаблением своего господства над умами и своих доходов, и в страхе, что новая вера совершенно ниспровергнет построенную ими с такими трудами систему верований и учреждений, брахманы сначала пытались остановить успехи буддизма хитростью, ослабить его приспособлением своего учения к буддийскому воззрению. Это им не удалось. Тогда они стали действовать на царей Древней Индии, убеждать их, что надо подавить новую веру.

И когда после смерти Ашоки власть над царством Магадха захватила (ок. 178 до Р. Х.?) новая династия Шунга, брахманы сумели склонить её основателя, Пушпамитру к жестокому преследованию буддистов. Многие из них покинули отчизну своей веры, Индию, где снова стал господствовать брахманизм, и перенесли свое учение в страны иноязычных народов. Гонением на буддизм в Магадхе объясняется то, что четвертый и последний буддийский вселенский собор происходил в чужом первоначальному буддизму царстве – в Кашмире. Но чем шире распространялся буддизм, следуя своему общечеловеческому характеру, у чужих народов, в особенности у индоскифов северо-западной Индии, тем успешнее придавали брахманы своей религии значение национальной веры, тем легче направляли и к уничтожению своих врагов врожденное индийцам презрение к другим народам. Таким образом, чистота брахманской верыи чистота национальности слились у древних и позднейших индийцев в одно могущественное понятие. И между тем как буддизм доводил до непрактичной крайности строгость своих нравственных правил и расслаблял энергию своих последователей усердною заботою о развитии в них добродетелей кротости и терпения, уменьшая тем их силу сопротивляться врагам, брахманы вели чувственный индийский народ от строгой прозаической морали буддизма назад к роскошным фантасмагориям и пышным обрядам своей религии, привлекая к ней возбуждением могущественнейших чувств человеческой природы, возбуждением сладострастия и ужаса, разжигая жажду чувственных наслаждений и все настойчивее проповедуя мрачный , придумывая все новые его формы.

В III веке до Р. X. учение Будды было широко распространено в Древней Индии. Свидетельством того остались надписи на скалах, высеченные буддийским царем Приядаршином или, как произносилось его имя на изнеженном народном наречии надписей, Пиядаси, – то есть, Ашокой, к которому прилагался этот эпитет. В этих надписях Пиядаси убеждает своих подданных уважать друг друга, жить между собою дружелюбно, помогать друг другу, вообще убеждает их исполнять «дхарму» (заповеди буддизма), внушает им гуманные чувства и веротерпимость. Они находились в очень далеких одна от других местностях: в Аллахабаде, в Дели (древней Индрапрастхе), в Афганистане, в Гуджарате, на Инде близ Пешавара, в Бихаре, в Ориссе, в других областях Древней Индии. По известиям китайских паломников, переведенным французскими синологами, еще и через два столетия после того буддизм процветал в северной Индии. Но через несколько веков, поднялась сильная реакция: брахманам удалось возбудить своих приверженцев к свирепому гонению на буддистов. До нас дошел стих из брахманского воззвания: «от моста до снеговой горы, кто не будет убивать Бауддхов (Bauddha, буддистов), будет убит сам!» – говорит царь своим слугам.

Итак, гонение на буддистов охватило всю Индию, от Цейлона и южной оконечности Декана до Гималаев; оно происходило, как надо полагать, около 1000-го года нашей эры, или несколько раньше, и кончилось уничтожением буддизма в Индии. Буддийские монастыри были разрушены, Бхикшу убиты, высеченные в скалах буддийские храмы были посвящены брахманским богам.

Буддизм

Будда

В буддийской религии нет высшего материального или нематериального творца. Нет здесь и
такого понятия как сотворение мира в принципе. Более того, буддизм не дает
ответа на вопрос о начале мира, вернее этот вопрос относится к неопределенным,
по поводу которых великий Будда хранил молчание.

Согласно буддизму, происходит постоянное повторение циклов возникновения и уничтожения Вселенной, которые обусловлены
воздействием общей кармы всех живых существ предыдущего цикла. Конец цикла и, соответственно, конец Вселенной настает тогда,
когда накапливается дурная (плохая, отрицательная) карма живых существ.

Один цикл существования Вселенной называется махакальпа, состоит он из 4 периодов:

  1. Пустота – от конца одной Вселенной до начала следующей
  2. Формирование
  3. Пребывание – стабильное состояние космоса
  4. Разрушение

Верховное божество в буддизме – бог Брахма. Он является самым первым существом, появляющимся в новом мире, но он не
является творцом. Он подчинен причинно-следственному закону кармы и не является неизменным и постоянным также как и все живые существа во Вселенной.

Единственная цель жизни состоит в полном избавлении от страданий сансары, именуемом нирваной.

Буддисты принимают существование обитателей высших миров, известных как “дэвы”, но
они, подобно людям, считаются претерпевающими страдания сансары и не особо мудрее нас.

Образование Империи Маурьев в Индии

Империя Александра Македонского начала распадаться на части сразу же после его смерти. Индийские владения вчерашнего покорителя мира, появившиеся после удачного военного похода Александра в Индию также «отпочковались» почти сразу.

Антимакедонское восстание возглавил человек по имени Чандрагупта, по преданию, принадлежащий не к родовой знати, а к касте шудр (т.е. бедняков) и буквально «сделавшим себя» только за счет собственного труда и врожденных способностей. В молодости Чандрагупта служил у царя Магадхи Дхана Нанды, но в итоге бежал в Пенджаб, где и встретился с Александром Македонским, и каким-то образом получил его поддержку. Впоследствии, (скорее всего около 324 г. до н. э.) организовал поход в Магадху, сверг  царя Дхана Нанду и сам занял престол, положив начало династии, с правлением которой связано образование самого мощного в истории древней Индии государства.

По родовому имени Чандрагупты основанная им династия носила название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нандов и воцарения Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти.

Чандрагупта Маурья — основатель индийской империи Маурья

Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить себе всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Ко времени его царствования относится еще одно столкновение с греко-македонянами. Около 305 г. до н. э., царь т.н. Империи Селевкидов (ближневосточные владения бывшей империи Александра) Селевк I попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия была уже объединена. Поход Селевка был неудачным, вместо ожидаемых завоеваний, ему пришлось уступить Чандрагупте значительные территории (территории нынешним Афганистану и Белуджистану), и дал в жены индийскому царю свою дочь.

Надо заметить, что Селевк не особо горевал породнившись с восточным соседом — Чандрагупта передал ему 500 боевых слонов, что в дальнейшем здорово помогло Селевку в  многочисленных войнах, которые он затевал.

Умер Чандрагупта, вероятно, около 298 г. до н. э. О его преемнике и сыне Биндусаре, кроме имени, неизвестно почти ничего. Можно предположить, что он не только сохранил все свои владения, но даже значительно расширил их за счет государств Южной Индии.

Вероятно, отражением активной завоевательной деятельности Биндусары является его прозвище Амитрагхата, что значит “истребитель врагов”. Сын его Ашока (около 273 — 236) до воцарения был наместником в северо-западной, а потом западной части государства.

Ашока получил в наследство от отца огромное государство. За время своего царствования он присоединил еще одно государство Южной Индии — Калингу (современный индийский штат Орисса).

“Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито и во много раз больше умерло”, — рассказывает об этом сам Ашока в одной из сохранившихся от его времени надписей. С подчинением Калинги Ашока стал царствовать над всей Индией, кроме крайней, южной части полуострова.

Классическая эпоха истории (II в. до н. э. — VI век н.э)

Этот период истории примечателен устоявшейся религией и разделением общества на касты. Карта Индии постоянно меняется, создаются небольшие государства, объединяются в непрочные союзы, и вновь распадаются, как сами по себе, так и в результате интервенции.

Греко-бактрийское царство, преобразовавшееся в результате той самой интервенции в Индо-греческое, дотянувшееся до Аравийского моря, прекращает свое существование в конце второго века до н.э.

Следом за ним кочевниками-саками образуется Индо-скифское государство, в свою очередь поглощенное Кушанским.

В первом веке нашей эры на северо-западе Индии возникает империя Кушан, в течение сотни лет поглотившая территории нынешнего Афганистана, Центральной Азии и саму Индию до реки Нарбада.

В 4 веке возродившееся государство Магадха возглавляет династия Гупт, создавшая одноименную империю на севере Индии. В новой империи стремительно развиваются наука и искусство, публикуется архитектурный трактат «Манасара», общество жестко делится на касты, а индийские математики создают так называемые арабские цифры, которые арабы переняли у индийцев. Одно из важнейших достижений индийской математики введение нуля в цифровую систему. Поэт и драматург V в. нашей эры Калидаса в Индии – аналог Шекспира в Европе. Период правления династии Гупт считается индийцами «золотым веком».

Развитие Индийской цивилизации

Датировка появления Индийской цивилизации сильно осложняется тем, что ученые до сих пор не могут расшифровать ее древнюю письменность, для установления дат применяется метод сравнения находок того периода.

В основном, выделяют ранний, переходный и поздний периоды в развитии Индийской цивилизации. Каждый из этих периодов делится на несколько этапов. Зарождение городского уклада жизни в долине Инда датируют первыми веками III тысячелетия до н. э. Расцвет Индийской цивилизации относится к последнему веку III тысячелетия до н. э.

Появление цивилизации в долине Инда не находит и сегодня внятного объяснения, ее возникновение и развитие было таким стремительным, что ни в одном из поселений не было найдено ни одного слоя примитивной стадии развития, как это было в Древнем Риме и Месопотамии, поэтому существует точка зрения, что основателями Индийской цивилизации были первые переселенцы из Месопотамии.

Первые люди, первая высокоразвитая культура

Примерно 30 тысяч лет назад на Индийский субконтинент пришли первые люди. Вероятно, они были родом из Африки, откуда отправились в более доступный северо-западный регион Индии, где распространились малыми группами охотников и собирателей. Считается, что земледельческие работы и строительство маленьких поселений началось примерно в 6000 г. до н. э., то есть несколько позже, чем в других местах. Однако первая из высокоразвитых индийских культур возникает всего несколько столетий спустя после великих царств Месопотамии и Египта и таким образом принадлежит к древнейшим в мире. Она просуществовала всего 750 лет, с 2500 по 1750 гг. до н. э., и о тех людях и их культуре известно очень мало.

Царство Маурьев

В 326 г. до н. э. в долину Инда со своей военной экспедицией вторгся Александр Македонский. Испытанное потрясение стало поводом для объединения страны и учреждения центрального правительства. Чандрагупта Маурья пришел к власти в царстве Магадха (со столицей в Паталипутре), захватил Северную Индию и основал династию Маурьев, которая просуществовала до 185 г.н.э., когда последний ее правитель предположительно был убит своим военачальником. Внук Чандрагупты Маурьи Ашока еще больше расширил территории государства. На самом пике своего развития оно охватывало всю Индию, за исключением крайнего юга.

Преисполнившись отвращения к кровопролитным захватническим походам, Ашока принял буддизм, который сформировался в V столетии. Буддизм стал доминирующей религией в Северной Индии и распространился на обширных территориях Центральной Азии. В 232 г., после смерти Ашоки государство Маурьев начало распадаться. В процессе распада страну осаждали всевозможные захватчики, которые не оставляли ее в покое на протяжении нескольких столетий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий