Технические характеристики самолета Ту-22М3

Лётно-технические характеристики

Единственным приблизительным аналогом самолётов Ту-22М был «стратегический» вариант фронтового бомбардировщика F-111. Интересно и то, насколько модификация «М3» по параметрам ушла от первых моделей самолёта Ту-22.

 Ту-22Ту-22М2Ту-22М3FB-111
Длина, м41,641,442,423
Размах крыла, м23,127,7/34,227,7/34,221.3
Максимальная взлётная масса, т8512612454
Максимальная скорость, км/ч1510180020002338
Практическая дальность, км5850510068004025
Боевая нагрузка, т12242417

Ту-22М превосходил американский самолёт по дальности и массе боевой нагрузки, но при этом и сам был значительно тяжелее и крупнее. Ну а своего «предка» Ту-22 бомбардировщики нового поколения превосходили по всем показателям, но главное – по надёжности и удобстве в управлении и эксплуатации.

После распада Советского Союза значение Ту-22М3 не уменьшилось. Наоборот, оказалось, что в его «лице» ВВС России имеет относительно недорогое и давно освоенное мощное ударное оружие.

Однако в 2017 году модернизация Ту-22М3 всё-таки началась. В настоящее время ведутся государственные испытания. Судя по всему, история, начавшаяся ещё в 60-е годы, далека от завершения.

Вооружение

Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный вариант) УР Х-22МА, предназначенных для поражения крупных морских и радиолокационно-контрастных наземных целей на дальностях 140-500 км. Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м, максимальная скорость соответствует М=3.

Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми (М=5) аэробаллистическими ракетами малой дальности Х-15, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаются в фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ, еще четыре ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем.

Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб общей массой до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и на четырех узлах внешней подвески на девяти замковых балочных держателях МБДЗ-У9-502 (типовые варианты бомбовой нагрузки — 69 ФАБ-250 или восемь ФАБ-1500). В перспективе возможно вооружение самолета Ту-22М3 высокоточными корректируемыми бомбами, а также новыми КР для поражения наземных и морских целей.

Боевое применение

Самолеты Ту-22М-2 и Ту-22М-3 применялись на заключительном этапе войны в Афганистане, где они наносили мощные бомбовые удары по скоплениям войск про тивника (использовались, в частности, бомбы большой мощности ФАБ-3000).

В конце 1993 г. в составе российской дальней авиации насчитывалось 100 самолетов Ту-22М-2 и Ту-22М-3. Еще 165 машинами этого типа располагала российская морская авиация. Некоторое количество самолетов Ту-22М имелось и на аэродромах Украины. Несмотря на изменение международных реалий, в настоящее время Ту-22М сохранили свое значение как стратегическое ударное средство. Базируясь в глубине российской территории, они могут держать под прицелом горячие точки как ближнего, так и дальнего зарубежья. При оснащении их высокоточным тактическим оружием они смогут наносить «обезоруживающие» удары по противнику при малом времени реакции, оставаясь малоуязвимыми для современных средств ПВО.

История создания дальнего бомбардировщика

В 1959 году А.Н. Туполев приступил к разработке проекта Ту-22М. Генеральный конструктор создал машину с крылом изменяемой геометрии, дающим возможность значительно сократить расход топлива на основных режимах полёта. Также была сохранена система вооружения предшественника Ту-22 – ракета Х-22, как основной вид вооружения, но с возможностью подвески ещё двух таких ракет при боевых действиях на меньшую дальность.

Ту-22

Опытный образец Ту-22МО впервые был испытан в воздухе в конце августа 1969 года и до 1972 года было выпущено ещё девять предсерийных машин. Но, экономичность двигателей НК-144-22 оказалась явно недостаточной и уже серийный Ту-22М1 оснастили другими силовыми установками – двигателями НК-22, развивавшими тягу на 10% больше, чем НК-144-22. На этом этапе в конструкции были убраны крыльевые гондолы шасси, размах крыла стал больше и внедрены различные усовершенствования.

После множества доработок в серию пошёл образец Ту-22М2, в период с 1972 по 1983 год было выпущено 211 таких машин. В строевые части в начале 1983 года поступил Ту-22М3 с изменённой формой воздухозаборников, усиленной конструкцией крыла и силовой установкой НК-25. На вооружении кроме ракеты Х-22 появилась вращающаяся установка с ракетами Х-15П, самолёт был приспособлен для боевых действий на малой высоте и совместной работе с самолётами ДРЛО.

Ту-22

Конструкция бомбардировщика Ту-22

Аэродинамическая схема Ту-22 представляет собой планер с низкорасположенным крылом изменяемой геометрии и мощным вертикальным хвостовым оперением с поворотным стабилизатором. Крыло с высокой степенью механизации оснащено трёхсекционными предкрылками, закрылки размещены на центроплане и консолях, интерцепторы с тремя секциями работают как элероны, управляя машиной по крену.

Ту-22

Гидравлическая система с ЭДУ поворачивает крыло на фиксированные положения от 200 до 600 через каждые 10 градусов и на крайний угол поворота в 650. Отрицательное влияние воздухозаборников с воздушными тоннелями и центроплана на аэродинамику вертикального оперения при больших углах атаки удачно компенсировали установкой форкиля больших размеров.

Кабина пилота на самолёте Ту 22М3

Кабина экипажа у Ту-22М3 значительно комфортнее и эргономичнее, чем у предшественника Ту-22. Планировка мест осталась прежней – впереди командир и правый пилот, сзади штурман и оператор. Каждый член экипажа размещается в катапультном кресле КТ-1М, покидание осуществляется вверх, лицом против потока.

Ту-22 кабина пилота

Несколько уменьшилась площадь остекления фонаря, чтобы блики не мешали следить за показаниями приборов. Комплексная система кондиционирования воздуха поддерживает внутри кабины комфортные условия для работоспособности всех пилотов.

Шасси самолёта трёхопорное, передняя стойка управляемая, основные стойки состоят из трёхпарных тормозных колёсных тележек. В полёте стойки убираются внутрь корпуса самолёта, основные перпендикулярно полёту, носовая – назад по полёту.

На Ту-22М3 установили новую радиолокационную станцию и улучшенный прицельный комплекс, двигатели оснастили современной электронной системой управления. Электронное управление получили новые бесщёточные генераторы в системе электроснабжения. Заменены свинцовые аккумуляторы на кадмиево-никелевые  батареи, что повысило качество электропитания и надёжность электроники.

Ту-22 компоновочная схема

Модификации

Всего самолетов Ту-22М различных модификаций на вооружении ВВС СССР насчитывалось около 500. На экспорт эти самолеты не поставлялись, хотя такая возможность несколько раз обсуждалась. В ВКС России в настоящий момент служит меньше самолетов, часть находится на консервации, но тех, которые в строю, нам точно хватит для выполнения всех поставленных задач. Операция ВКС России в Сирии это очень ясно показала.

В настоящее время планируется модернизировать на авиационном заводе самолеты Ту-22М-3. Задачей является продление ресурса планера, а также выполнения комплекса работ по наступательному вооружению самолета. Модификация Ту-22М-3М сможет применять новые высокоточные крылатые ракеты класса «воздух-поверхность»с большой дальностью полета, также предполагается улучшить характеристики бортовой РЛС по дальности, разрешающей способности и помехозащищенности, и установить новую систему управления ракетным оружием. На самолете Ту-22М-3М будет сохранена возможность применения всей номенклатуры боеприпасов Ту-22М-3.

По сообщениям прессы, завершается модернизация аэродрома Бельбек в Крыму, и обновленный аэродром может в случае необходимости стать местом базирования стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков Ту-22М-3, так как является одной из самых южных точек базирования российских ВКС.

ВАРИАНТЫ ТУ-22М3

Помимо основных вариантов даль­него ракетоносца-бомбардировщика, вооружённого бомбами и ракетами Х-22, ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся составом во­оружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппарату­ры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Ещё в 1970-е гг. применительно к Ту-22М2 начались ра­боты по оснащению его ракетами малой дальности Х-15. В 1980-е гг. они увенча­лись успехом – Ту-22М3 получил вариант вооружения с Х-15 на фюзеляжной мно­гопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках. Но в дальнейшем из-за изменения так­тических взглядов на применение комплекса и его составных элементов от их использования отказались.

В декабре 1985 г. начались лётные ис­пытания дальнего разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3.

Он предназначался для замены в стро­евых частях самолётов Ту-22Р. Новый разведчик был оснащён современным комплексом фото- и радиотехнической разведки, который в сочетании с высо­кими лётными качествами обеспечивал значительное увеличение эффектив­ности воздушной разведки. В 1989 г. его под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство.

Для замены постановщиков помех Ту-22ПД в 1970-е гг. предприняли по­пытку создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переобору­довали серийный Ту-22М2, получивший обозначение Ту-22МП. Он проходил ис­пытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведённости комплекса РЭП.

Как отмечалось выше, на Ту-22М3 предполагалось устанавливать двига­тели типа НК-32, тем самым улучшая его характеристики и унифицируя с Ту-160. Для испытаний новой силовой установ­ки переоборудовали серийный Ту-22М3 № 4504, но до монтажа новых двига­телей дело не дошло. В дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и во­оружения. В 1992 г. ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22М3 создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначен­ную для проведения натурных лётных аэродинамических исследований.

Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М, в ОКБ прорабатыва­лось несколько модификаций, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 г. для авиации ВМФ подготовили техническое предло­жение по кардинальной модернизации Ту-22М, получившее обозначение «45М». Самолёт должен был оснащаться двумя двигателями НК-25, и по своей аэродина­мической компоновке в какой-то степе­ни напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение включало две ракеты Х-45. Дальше технического предложения работы по «45М» не пош­ли, так как проект предполагал не модер­низацию, а фактически создание и освоение в серии нового сложного самолёта, против чего категорически возражало руководство предприятия, осуществляв­шего серийный выпуск.

Имелись проекты создания дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способ­ного бороться не только с ударными самолётами на больших удалениях от за­щищаемых объектов, но и с самолётами ДРЛО, соединениями транспортных ма­шин, а также самому выполнять ударные функции. В нём фактически предлагали вернуться к идеям, заложенным в проект дальнего тяжёлого истребителя-перехватчика Ту-148 с крылом изменяемой стреловидности.

Известны и другие проекты развития Ту-22М на основе применения модерни­зированных двигателей и новых систем оборудования и вооружения, например, прорабатывались модификации Ту-22М4 и Ту-22М5. В начале 2000-х гг. ОКБ вы­шло с предложением по созданию на базе Ту-22М3 авиационно-космической системы «Скиф».

В настоящее время ОАО «Туполев» в тесном сотрудничестве с другими предприятиями и организациями отечественного ВПК продолжает работать над дальнейшей модернизацией Ту-22М3. Новый вариант Ту-22М3 получил обозначение Ту-22М3М. Самолёт должен получить новое воору­жение и обновлённое радиоэлектронное оборудование, позволяющее значитель­но поднять ударный потенциал машины и всего комплекса в целом. После этого самолет получит возможность применять высокоточное оружие класса «воздух-поверхность», в частности, УР Х-32.До 2020 г. в вариант Ту-22М3М планируется переделать 30 бомбардировщиков Ту-22М3 ВВС России.

Эксплуатация и экспорт

В разные периоды службы бомбардировщиков возникали сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 в другие страны, однако большинство из них не имеют официального подтверждения. Иран планировал закупить семь единиц техники для проведения воздушных миссий в условиях назревающего военно-политического конфликта. Правительство РФ опровергло данную информацию.

В 2013 году в сеть просочилась информация о покупке Китаем двадцати пяти самолетов, что также не получило точного подтверждения. До этого велись переговоры о поставке машин в Индию, а также предоставлении нескольких экземпляров в лизинг. Однако по различным причинам решения не были воплощены в реальность.

В годы своего существования с момента запуска бомбардировщики Ту-22М3 располагались в различных городах СССР, России и стран СНГ. После распада Советского Союза техника была отозвана из Беларуси в Россию. В Украине машины эксплуатировались до 2003—2006 годов, после чего были уничтожены. Один экземпляр Ту-22М3 находится в музее в качестве экспоната. На сегодняшний день рабочие самолеты дислоцируются в Калужской, Мурманской, Рязанской и Иркутской областях.

Самолет несет важное стратегическое значение в развитии оборонного комплекса Российской Федерации. Его непревзойденные характеристики позволяют поддерживать преимущество военной авиации своего государства

Тактико-технические характеристики

  • Длина самолёта – 42,46 м
  • Высота – 11,05 м
  • Размах полностью выпущенного крыла – 34,3 м
  • Размах сложенного крыла – 23,4 м
  • Бомбоотсек: ширина – 1,8 м; длина – 7 м
  • Максимальный взлётный вес – 124 т
  • Боевая нагрузка – 21 т
  • Запас топлива – 53,5 т
  • Силовая установка – 2 Х ТРДДФ НК-25
  • Максимальная тяга на форсаже – 25000 кгс
  • Максимальная скорость на высоте – 2300 км/ч
  • Максимальная скорость у земли – 1050 км/ч
  • Крейсерская скорость – 900 км/ч
  • Длина взлётной дистанции – 2100 м
  • Длина посадочной дистанции – 1300 м
  • Скорость на взлёте – 370 км/ч
  • Вооружение – три ракеты Х-22 или 21 тонна бомб, половина из которых размещена на подкрыльевых пилонах, остальные внутри бомбоотсека. В фюзеляже вместо бомб допускается размещение вращающейся установки для шести ракет Х-15. В хвосте концевой части фюзеляжа под килем расположена дистанционно управляемая спаренная пушка ГШ-23

Ту-22

Система управления самолетом

Система управления сдвоенная, электрогидромеханическая, дифференциальная, на четыре канала управления: по курсу — руль направления, по крену — интерцепторы, по тангажу — стабилизатор и резервный канал дифстабилизатора (дифференциальный стабилизатор по крену).

Перемещения лётчиками колонки и педалей посредством механических трубчатых тяг передаются через дифференциальные качалки на силовые гидравлические рулевые привода (бустеры), которые синхронно отклоняют половины стабилизатора и руль направления. Также к дифференциальным качалкам подсоединены рулевые агрегаты АБСУ, которые в зависимости от управляющих сигналов автоматики добавляют (или уменьшают) отклонения рулевых поверхностей, в зависимости от режимов полёта, либо берут на себя управление целиком — по сути, все телодвижения лётчиков отслеживаются, и при необходимости, корректируются автоматикой достаточно жёстко.

В связи с практически полным отсутствием усилий на колонке и педалях в проводку управления введены полётные/взлётно-посадочные имитаторы нагрузки — пружинные загружатели. В канале тангажа имеется электромеханический автоматический ограничитель расхода колонки — торсион. В канале крена установлена электродистанционная четырёхканальная система управления (ЭДСУ), без механической проводки, два рулевых привода которой управляют работой силовых гидроприводов интерцепторов. Для её резервирования применяется канал крена на стабилизаторе со своим рулевым агрегатом, позволяющий управлять самолётом по крену дифференциальным отклонением половин стабилизатора. В проводке управления по курсу, крену и тангажу также установлены электромеханизмы триммирования (триммерного эффекта, в канале тангажа — автотриммирования), и электромеханизм системы автоматической балансировки в канале тангажа.

Оборудование

На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающее инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. В состав бортового комплекса включена ЦВМ.

Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой мощности ПНА (разработчик — НПО Ленинец), и оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое время суток. Имеется дублированная ИНС, радионавигационное оборудование. Мало высотный полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты, получающая информацию от радиовысотомера.

Средства РЭП включают системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек (блоки выброса пассивных помех размещены в районе узлов крепления поворотных стабилизаторов). Для оповещения о подлете ракет противника в верхней части фюзеляжа, за кабиной экипажа, расположена ИК станция с полусферическим обтекателем фасеточной формы.

Устройство Ту-22

Самолет Ту-22 построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом высокой стреловидности. Крыло имеет кессонную конструкцию.

Фюзеляж – полумонокок, разделенный на пять отсеков. В носовой части находится РЛС, прикрытая радиопрозрачным колпаком. Дальше расположена кабина пилотов с приборами и органами управления. Вход в кабину осуществляется через нижние люки, через которые происходит и аварийная эвакуация экипажа. В третьем отсеке находится ниша для передней стойки шасси, а также топливные баки и некоторые виды оборудования.

Четвертый отсек – бомбовый, также здесь размещены два топливных бака. Пятый отсек – хвостовой, к нему прикрепляется хвостовое оперение и двигатели.

Хвостовое оперение – однокилевое. Двигатели находятся в двух мотогондолах. Силовая установка состоит из двух двигателей ТРД РД-7М, на поздних машинах они были заменены на более надёжные РД-7М2 с более высокими техническими характеристиками.

Шасси – трехопорное, состоит из передней стойки с двумя тормозными колесами и двух главных стоек, каждая из которых имеет по четыре тормозных колеса. Есть также и хвостовая опора. Ту-22 оснащен тормозным парашютом, контейнер которого расположен в хвостовой части самолета.

Ту-22 имеет три независимых гидравлических системы, одна из которых является аварийной.

Есть кондиционирование кабины экипажа, обогрев бомбового отсека и герметизация входных люков. Система спасения оборудована катапультными креслами, которые сбрасываются вниз и оснащены системами жизнеобеспечения и аварийными запасами. При посадке в кабину кресла опускаются вниз, а затем вместе с пилотами с помощью специального механизма поднимаются наверх. Минимальная высота, на которой экипаж мог катапультироваться, составляла 350 метров.

Самолет Ту-22 был оснащен весьма совершенным для своего времени комплексом радиоэлектронного оборудования.

Боевая нагрузка — до 9000 килограмм. В бомбовом отсеке могут быть установлены как ракеты, так и бомбы. Для защиты задней полусферы на самолете имеется пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 (262П), с дистанционным управлением.

Ту-22К мог нести одну крылатую ракету Х-22 «Буря» или 13 бомб свободного падения.

«Межконтинентальный бомбардировщик»

Ту-22М3М — глубоко модернизированная версия советского самолёта Ту-22М3, созданного в конце 1970-х годов. Машина была разработана для нанесения ударов в глубине обороны противника и поражения крупных морских целей. Боевое крещение бомбардировщик получил в афганской кампании в 1979—1989 годах. Вооружённые силы РФ применяли этот самолёт в ходе южноосетинского конфликта в августе 2008-го и в сирийской операции с осени 2015-го. 

Военный эксперт Юрий Кнутов отметил в беседе с RT, что «Ту-22М3 является многоцелевой платформой для поражения скопления бронетехники, стратегических объектов, командных пунктов противника и авианосцев».

«Это очень грозное оружие из-за универсальности и большой полезной нагрузки (до 24 т). Он позволяет России решать множество боевых задач как на суше, так и на море», — пояснил эксперт. 

Также по теме


«Крылья нашей армии»: на что способен новый военно-транспортный самолёт России

Минобороны РФ к концу года получит до пяти новых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Об этом заявил командующий…

Машину относят к классу дальней авиации, однако по показателю боевого радиуса она уступает стратегическим ракетоносцам Ту-95МС и Ту-160 «Белый лебедь», которые способны преодолевать до 10 000 км.

«Ту-22М3 ещё называют «младшим братом» наших легендарных стратегов. Максимальная дальность применения машины составляет около 6000—7000 км. Однако модернизация бомбардировщика позволит увеличить боевой радиус и повысить боевые возможности в целом», — сказал Кнутов.

В частности, эксперт обратил внимание, что «установку штанги топливозаправки на Ту-22М3М можно назвать революционным решением». «Дозаправка в воздухе — это достаточно сложный в техническом отношении процесс

Тем не менее он регулярно отрабатывается и является одним из ключевых элементов подготовки лётчиков. Штанга топливозаправки превратила Ту-22М3М в межконтинентальный бомбардировщик, в дополнительную платформу для применения высокоточного оружия с обычными и ядерными боевыми частями», — заявил Кнутов

«Дозаправка в воздухе — это достаточно сложный в техническом отношении процесс. Тем не менее он регулярно отрабатывается и является одним из ключевых элементов подготовки лётчиков. Штанга топливозаправки превратила Ту-22М3М в межконтинентальный бомбардировщик, в дополнительную платформу для применения высокоточного оружия с обычными и ядерными боевыми частями», — заявил Кнутов.

В комментарии «Звезде» лётчик-испытатель «Туполева» сообщил, что оборудование для дозаправки позволяет самолёту находиться в воздухе более пяти часов.

Ту-22М3 лишился штанги после заключения Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США в 1979 году (ОСВ-2). Данное соглашение потеряло силу в 1991 году после заключения Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

  • Дозаправка самолёта в воздухе

С февраля 2011 года Москва и Вашингтон придерживаются условий СНВ-3. В декабре 2018 года глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев подчеркнул, что модернизация Ту-22М3 не нарушает действующего договора о сокращении наступательных вооружений.

Кнутов подчеркнул, что в 1970-е годы «американцы были серьёзно обеспокоены тем, что на советских бомбардировщиках семейства Ту-22 были установлены штанги топливозаправки».

«СССР пошёл на уступки Вашингтону, но, вернув оборудование для дозаправки на Ту-22М3, наша страна ничего не нарушает. Решение об установке штанги — способ отрезвить США, которые взяли курс на выход из договоров о контроле ядерных арсеналов. Не сомневаюсь, что сейчас американцы будут вновь волноваться», — отметил Кнутов.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Самолёт Ту-22М относится к классу дальних бомбардировщиков-ракетонос­цев. Данный класс в его «первозданном» виде в настоящее время сохранился только в составе ВВС России (Ту-22М3) и Китая (Н-6-лицензионное воспроиз­ведение Ту-16, вооружённое китайскими ракетами).

На Западе этот класс машин, считавшихся средними стратегическими бомбардировщиками, прекратил своё существование ещё лет двадцать назад с окончательным уходом со сцены аме­риканского самолёта FB-111A. На нём закончилась линия, в исторической пер­спективе включавшая последовательно американские В-29, В-50, В-47, затем британские бомбардировщики серии «V» («Виктор», «Вулкан» и «Вэлиэнт»), потом опять американские В-58 и, на­конец, FB-111A. В настоящее время на Западе функции авиационных средств поражения важных целей на дальнос­тях в пределах 2000 км в значительной степени взяли на себя истребители-бом­бардировщики с системами дозаправки топливом в полёте и самолёты палуб­ной авиации, вооружённые ракетами различных типов и корректируемыми бомбами с высокоточными системами наведения.

Для нашей страны самолёты подоб­ного класса (по отечественной класси­фикации – дальние бомбардировщики или бомбардировщики-ракетоносцы) являются существенным дополнением к средствам ядерного сдерживания на Европейском, Тихоокеанском и Азиатс­ком оперативно-стратегических направлениях. Кроме того, они всегда играли важную роль в уравновешивании пре­восходства западных надводных фло­тов над нашим ВМФ по количеству и качеству надводных кораблей, особенно по авианосцам. Именно дальний около­звуковой, а затем и сверхзвуковой бом­бардировщик, вооружённый ракетами и ядерными бомбами, стал эффективным и относительно дешёвым средством со­ветского ответа на морскую угрозу, в том числе и со стороны авианосных ударных групп. Отсюда появление и развитие, начиная со второй половины 1940-х гг., в составе ВВС и авиации ВМФ СССР соединений дальних бомбардировщи­ков и ракетоносцев, укомплектованных последовательно самолётами Ту-4, Ту-16, Ту-22 и Ту-22М.

Дальность полета, мощное вооруже­ние, высокая скорость, делают Ту-22МЗ эффективным и относительно дешёвым средством борьбы с корабельными, в том числе и авианосными соединени­ями вероятных противников на морс­ких и океанских просторах. Особенно, если сравнить стоимость разработки, постройки и содержания боевых современных корабельных комплексов с ана­логичной стоимостью авиационных ком­плексов, которые за один вылет смогут уничтожить кораблей на миллиарды и миллиарды долларов, при собственной стоимости на порядок ниже. Недаром этот класс отечественных самолётов, с лёгкой руки западных аналитиков, по­лучил почётное звание «убийцы авиа­носцев».

Их значение только выросло после распада СССР. Превосходство надвод­ных флотов западного блока над на­шим флотом стало ещё большим. Име­ет место реальная перспектива роста могущества флота КНР и появления в его составе авианосцев. Остаются актуальными задачи быстрой нейтра­лизации, в случае угрозы конфликта, ПВО и ПРО противника на оперативно-стратегических направлениях, а также нанесение эффективных ударов в условиях локальных конфликтов различной интенсивности.

Лётно-тактические и эксплуатацион­ные особенности Ту-22МЗ с его широ­кими оперативно-стратегическими воз­можностями делают его незаменимым мобильным и относительно недорогим средством сдерживания и нейтрализа­ции широкого круга возможных угроз нашей стране. В случае осуществления необходимых мероприятий Ту-22МЗ бу­дет способен по своему долголетию и эффективности соревноваться с одним из своих предшественников – Ту-16.

(По материалам журнала «Авиаколлекция»)

«Расширение боевого потенциала»

Модернизация Ту-22М3М предусматривает проведение капитально-восстановительного ремонта, в ходе которого работники КАЗ снимают двигатели, оборудование, демонтируют проводку. Затем проводятся мероприятия по укреплению планера самолёта, устанавливаются новые агрегаты и аппаратура. По факту заводской цех покидает практически новая машина.   

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что модернизация Ту-22М3М обусловлена множеством факторов, в частности экономических. Стоимость авиатехники нового поколения и средств поражения в мире значительно возросла. По этой причине ведущие державы активно модернизируют уже стоящие на вооружении машины. 

Также по теме


«Наращивать скорость»: зачем Минобороны планирует оснастить Су-57 перспективной противокорабельной ракетой

Истребители пятого поколения Су-57 получат на вооружение перспективную противокорабельную ракету, рассказал замминистра обороны России…

Корнев считает, что «новый самолёт — это всегда очень дорогое удовольствие с негарантированным положительным результатом». 

«Не совсем удачный опыт США — яркое тому подтверждение, например разработка истребителей F-35. Поэтому решение о модернизации парка Ту-22М3М можно назвать рациональным. Бомбардировщик зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Капитально-восстановительный ремонт позволит продлить ресурс планера, а установка новой аппаратуры — обеспечить применение новейшего оружия», — пояснил эксперт.

В материалах ПАО «Туполев» говорится, что Ту-22М3М оснащён современным комплексом цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. Он позволяет автоматизировать управление самолётом, упростить процесс навигации и применения оружия.

В частности, бомбардировщик оборудован новыми средствами защиты от ракет, информационно-управляющей системой, прицельно-навигационным комплексом СВП-24, комплексом радиоэлектронной борьбы и радиолокационной станцией. Кроме того, на самолёте установлены усовершенствованные двухконтурные двигатели НК-25.

«Замена 80% БРЭО позволила повысить точность навигации и уровень автоматизации управления самолётом, упростить его техническое обслуживание и предполётную подготовку… Результатом проведённых работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса», — сообщается на сайте ПАО «Туполев».

  • Бомбардировщик Ту-22М3 наносит удар по объектам террористов в провинции Дейр эз-Зор в Сирии
  • РИА Новости

Экипаж Ту-22М3М остался прежним. Машиной управляют четыре человека: командир корабля, второй пилот, штурман-навигатор и штурман-оператор, который осуществляет пуски бомб и ракет. Однако пилотирование бомбардировщика, как утверждает разработчик, стало более удобным и простым.

Важной особенностью самолёта является унификация БРЭО с Ту-160. На обеих машинах установлены практически одни и те же системы, что позволяет сэкономить средства на модернизацию

Кроме того, экипаж Ту-22М3М сможет управлять «Белым лебедем» — и наоборот.

Корнев отметил, что внешне Ту-22М3М ничем не отличается от предшественника, небольшие изменения были внесены только в конструкцию носового обтекателя. Однако, как отметил эксперт, модернизированный бомбардировщик значительно превосходит советскую машину по боевым и эксплуатационным характеристикам.

«Внешность, как говорится, обманчива. К тому же альтернативы Ту-22М3М нет. Он занимает уникальную нишу между стратегической и оперативно-тактической авиацией. А после модернизации самолёт сможет выполнять задачи стратегов, усилив потенциал воздушного компонента ядерной триады России», — сказал Корнев.

Юрий Кнутов, в свою очередь, отмечает, что в ближайшие годы будет расширена география применения Ту-22М3М благодаря программе Минобороны по совершенствованию аэродромов и военных баз. Так, в ноябре 2018 года военные инженеры завершили строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 3450 м на аэродромном комплексе Бельбек в Крыму.

История конструирования Ту-22М3

Ту-22М3 был одной из дальнейших модификаций в линейке Ту-22 М. Создание новых самолетов было продиктовано необходимостью появления в военной авиации более легких, скоростных и многофункциональных бомбардировщиков. Изменения должны были коснуться конструкции крыльев, двигателей и систем атаки и обороны.

В начале 1974 года было принято решение о создании Ту-22М3. В новом ракетоносителе планировалось внедрить современные двигатели, снизить взлетную массу, усовершенствовать бортовую систему и сконструировать новую прицельную систему. Машина получила ряд преобразований:

  1. Новые двигатели под электронным управлением.
  2. Воздухозаборники отделились от крыльев, что позволило увеличить скорость полета.
  3. Полностью обновленная система электроснабжения.
  4. Новые элементы бортового комплекса обороны.
  5. Общая реконструкция корпуса и частей самолета.

С 1977 началось производство Ту-22М3. В последующие два года после набора испытаний модель полностью замещает предыдущую версию Ту-22М2. Окончательная версия готового авианосца была принята в конце 1980-х годов. В 1993 производство техники этой серии завершилось. Последний экземпляр вследствие неспособности заказчика произвести оплату был превращен в памятник. Всего за годы существования модели из-под конвейера вышло 268 единиц техники под этим названием.

Часть самолетов (70 машин) находилась под контролем ВВС России. Еще более 80 принадлежало ВМФ, который в 2011 году передал имеющиеся в исправном состоянии бомбардировщики в распоряжение Военно-воздушных Сил Российской Федерации.

В настоящее время существуют проекты по использованию и развитию данной модели. Разрабатываются дальнейшие модификации, в том числе экспортные вариации. В планах внедрения находится амбициозный проект по использованию Ту-22М3 для запуска небольших спутников прямо на орбиту. Это значительно повысит экономическую эффективность внедрения малых спутников на орбиту, снизив ее стоимость на 20-30%.

Интересные факты

  • В годы «холодной войны» авианосные корабли стран НАТО больше всего боялись атак Ту-22, недаром их прозвали «убийцами авианосцев».
  • В ходе военных действий в Афганистане Ту-22М3 ограниченно использовались в самом конце войны при выводе войск.
  • На территории Чечни Ту-22М3 участвовал в отдельных операциях для более точной наводки штурмовиков на цель с помощью ОСАБ.

Ту-22

  • В грузино-осетинском конфликте 2008 года Ту-22М3 уничтожали живую силу и наносили бомбовые удары по складам и аэродромам, располагавшимся в Кодорском ущелье.
  • После того, когда в ходе этой войны был сбит в одной из операций Ту-22М3, командование решило больше не применять эти самолёты.
  • В ноябре 2020 года четырнадцать Ту-22М3 приняли участие в боевых действиях российских ВКС в воздушном пространстве Сирии.
  • Ту-22М3 принял участие в съёмках фильма «Особенности национальной охоты», а в фильме «Все страхи мира» есть сюжет атаки этого самолёта на авианосец.

Ту-22

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий