Великая судьба Будды Шакьямуни

Анитья: Жизнь — это постоянное движение

Анитья или «непостоянство» означает, что жизнь, какой мы ее знаем, находится в постоянном движении. Мы никогда не можем получить доступ к моменту из прошлого. И не сможем повторить вчерашний день. Нет у нас и будущего. Оно иллюзорно.

Каждое утро вы просыпаетесь немного другим, не таким, как были вчера. Наши клетки отличаются на физическом уровне. В нашей голове — другие мысли. У нас немного другая температура тела. Мы дышим немного другим составом воздуха. Все вокруг нас меняется, хотя мы можем этого не замечать. Всегда.

Когда мы чувствуем себя неуютно, чувство «непостоянности», как это ни странно, может успокаивать. Если мы знаем, что в мире нет ничего постоянного, в том числе боли, мы знаем, что все плохое рано или поздно закончится. Но когда мы испытываем радость, то, естественно, хотели бы, чтобы это состояние было с нами всегда. Поэтому мы боимся этой идеи. Но правильной должно быть другое умозаключение: раз радость скоро пройдет, нужно максимально сосредоточиться на ней, получить от нее максимальное удовольствие.

Если мы принимаем идею непостоянства жизни и ее ценности, то это невероятно освобождает. На Западе, через 100 лет после того, как эту идею выразил Будда, ее повторил Гераклит, лихо заметив: «Нельзя войти в одну реку дважды». Все, что у вас на самом деле есть, — это настоящий момент.

Как это использовать: празднуйте изменения. Согласитесь, что все привычное так или иначе закончится. Все плохое, что кажется жутким сегодня, скоро пройдет, а все хорошее — останется в вашей памяти, если вы научитесь этим наслаждаться. Ваши отношения важнее туфель, новый iPhone не сделает счастливым дольше, чем на пару дней, а радость общения с детьми будет повторяться каждый день.

AP Photo/Manish Bhandari

Северная Индия 2500 лет назад

В Индии той поры царила атмосфера необычайной духовной открытости – как в Древней Греции, Италии эпохи Возрождения или в 60-е годы на Западе. Конечно, многие лучшие представители последней волны поиска смысла стали жертвами наркотиков, однако их широкое наступление на власти, запреты и материализм не прошло бесследно и до сих пор продолжает влиять на развитие общества. Настроение 60-х – это искренность, стремление, даже если и не всегда дальновидное, привести всех существ к счастью. Высокие идеалы, вера в изначальную доброту человеческой природы затмевали материализм и снобизм. И пусть во времена Будды еще не изобрели противозачаточных средств и люди не знали такой раскованности в сексуальном плане, однако в том, что касается глубины и ясности мировоззрения, многие слушатели той далекой эпохи были гораздо более внимательными и сосредоточенными.

Широкое распространение имели материализм и нигилизм, а также все известные сегодня воззрения, которые пытаются объяснить происходящее внешними причинами, например, богами. Однако в любом случае и при любом выборе индийцы прежде всего ожидали, что их духовный настрой позитивно скажется на их повседневной жизни.

Представление о том, что мировоззрение может пронизывать все аспекты жизни до самых мелочей, сделалось чуждым западной культуре во времена инквизиции и сопутствовавших ей невообразимых пыток и казней. Взамен начали появляться такие умозрительные дисциплины, как логика и этика, которые скорее приносили интеллектуальное удовлетворение, нежели улучшали повседневную жизнь.

Апофеозом этого процесса стало декартовское разделение тела и ума, до сих пор сохраняющее значительное влияние на западную культуру. Дальнейшее дробление гуманитарных наук на дисциплины породило невероятное количество экспертов в различных узкоспециальных областях, но лишь немногие удерживали в фокусе все человеческие устремления и обладали пониманием путей, приносящих счастье, равно как и осмысленных целей.

В эпоху Будды, напротив, люди еще не были отмечены клеймом абсолютизма или религиозного давления и поэтому ожидали от мировоззрения чего-то большего: оно должно было являть собой жизненную философию и, выводя за пределы личных желаний и ожиданий, давать доступ к вневременной истине. Учение должно было иметь логичную основу, применимые средства и достижимую цель

Кроме того, все крайне осторожно обращались с различными заявлениями: если чье-то воззрение оказывалось опровергнутым, проигравший становился учеником победившего – такова была духовная честность эпохи

Отстранение и аскетизм

На тридцатом году жизни принц стал всерьез
интересоваться тем, что происходит за высокими стенами дворца. Он пришел к
пониманию, что материальные блага не есть конечная цель земной жизни.

Однажды Сиддхартха выбрался ненадолго из дворца и стал свидетелем «четырех зрелищ», которые навсегда изменили его мировосприятие. Он увидел:

  1. отшельника,
  2. нищего оборванного старика,
  3. безнадежного больного,
  4. труп, который уже начал разлагаться.

К юноше пришло горькое осознание: в земной жизни для всех неизбежны человеческие болезни и страдания, всех ожидают старение и смерть. Знатный род, высшая каста, как и богатство, не станут от них защитой.

Единственным способом постигнуть причины
страданий и избавиться от них является самопознание. Шокирующее открытие
подвигло молодого принца оставить дворец, семью, огромные богатства, пойти
странствовать в надежде найти и познать себя. Он хотел через самопознание найти
способ помочь всем людям избавиться от страданий.

Аскетичная и полная лишений жизнь Сиддхартхи началась с попрошайничества милостыни на улицах в городе Раджагриха . Об этом стало известно царю Бимбисаре, и он предложил принцу свой трон. Тот отказался, дав слово навестить царство Магадха, когда достигнет просветления.

Вскоре Раджагрих остался в прошлом, два старых брахмана-отшельника начали обучать юношу премудростям йогической медитации. Познав учение Каламы, он неожиданно был удостоен чести от самого Каламы, который предложил примкнуть к его общине. Молодой человек согласился, однако вскоре ушел. Затем он некоторое время был учеником Удаки Рамапутты, которого также покинул, когда освоил и стал практиковать медитативное сосредоточение на самом продвинутом уровне.

Путь молодого человека лежал на юго-восток Индии, там он решился на полную аскезу с умерщвлением плоти. Он искренне верил, что таким способом достигнет желанного просветления. Вместе ним было пять аскетов

Спустя 6 лет, когда он находился между жизнью и смертью, вдруг пришло понимание, что суровые аскетичные методы не принесут просветления, они только изнуряют физически и рассеивают разум, а для духовных практик очень важно сохранять осознанность

И  Сиддхартха намерился кардинально изменить свой путь. Он вдруг вспомнил, как в детстве на одном из праздников он смог погрузиться в транс. И пришло озарение: ведь еще будучи ребенком, он пережил состояние дхьяны (блаженства) на одном из праздников…

Просветление (пробуждение)

Сиддхартха попрощался со спутниками-аскетами, в одиночестве добрел до рощи Урувелла, что неподалеку от Гайи. Изможденный и уставший, он встретил дочь пастуха, принял рис из ее рук, после чего остался сидеть под деревом, поклявшись самому себе медитировать, пока не познает Истину. Сейчас это дерево известно как дерево Бодхи.

Злой демон Мара пытался разрушить сосредоточение Сиддхартхи, однако все испытания – бури, демоны, красавицы – нисколько не испугали медитирующего.

49 дней глубокой медитации с полным погружением в себя, в сосредоточении… И в полнолуние вайшакха Гаутама достиг состояния Пробуждения. В эту ночь ему исполнилось 35 лет.

Наконец-то он познал всю суть человеческих страданий – природу и главную причину, понял, какие шаги нужно пройти, чтобы забыть о страданиях. Так принц Сиддхартха стал Буддой, то есть «просветленным».

Его просветленные знания получили название — «Четыре благородные истины» и впоследствии стали одним из основных учений буддизма.

Четыре Благородные истины (кратко):

  • существует само страдание,
  • существует желание как причина страдания,
  • существует нирвана как прекращение страдания,
  • существует Восьмеричный путь к нирване.

Сначала Будда сомневался и не верил, что люди, души которых наполнены ненавистью, алчностью, жаждой зла и обмана, другими пороками, смогут понять и принять истинную Дхарму (Учение). Но высший дэв Брахма Сахампати убедил его быть милосердным, простить и нести Дхарму.

Будда дал согласие стать Великим Учителем!

Учение Будды

После получения новых знаний бывший принц начал распространять свое учение и завоевывать все больше учеников и последователей. В течение 45 лет он путешествовал по Индии и рассказывал о своем опыте. Почти все, кто слушал духовного учителя, потом присоединялись к нему. Так произошло с охранниками, которых прислал его отец, чтобы вернуть сына во дворец. 9 из 10 последовали за своим господином, но уже немного в другом качестве.

Чему же учил «Просветленный»? В основе его учения лежали четыре истины – страдание, желание, являющееся причиной, нирвана – прекращение страдания, путь к достижению нирваны. Будда также изложил заповеди, по которым человеку следует жить – правильный образ жизни, благие намерения, точная речь, сосредоточение, как путь к нирване.

Сиддхарта умер в довольно почтенном возрасте – около 80 лет. После смерти его кремировали останки разделили на несколько частей и поместили в специальные ступы. Однако, почитание учителя на этом не закончилось – последователи из поколения в поколение передавали ценные знания, которые говорил Будда, а также, чтобы почтить своего учителя, ему стали ставить своеобразные памятники – его самого, сидящего в позе лотоса, когда сам Будда пытался достичь просветления.

В некоторых странах, избравших для себя главной религией учение Будды, стоят не только «сидячие» статуи, но и в полный рост. Например, в Индии, в городе Хайдерабад, в центре искусственного озера стоит статуя Будды. Еще одна необычная статуя – голова Будды в дереве в городе Аюттхайе в Таиланде. Наиболее знаменит и храм Лежащего Будды в Бангкоке. в Китае, в провинции Сычуань, находится самое больше изображение Будды – высотой 71 метр. Ее изготовляли в течение века.

Смерть

В 80-летнем возрасте Будда заявил, что в скорости достигнет абсолютного Покоя – нирваны, который не является «смертью» или «бессмертием» и находится вне постижения ума.

Перед смертью учитель сказал следующее: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к своему высвобождению прилагая для этого все усилия». Будда Гаутама умер в 483 году до н.э., или 543 году до н.э., в возрасте 80 лет, после чего его тело было кремировано.

Мощи Гаутамы разделили на 8 частей, после чего положили у основания специально построенных ступ. Любопытно, что в Шри-Ланке находится место, где хранится зуб Будды. По крайней мере в это верят буддисты.

Если вам понравилась краткая биография Будды – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на веб-сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Осуществление желания

О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.

Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.

Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.

Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:

  • оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
  • вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.

Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.

Детство и юность

Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.

В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.

Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.

Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.

Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.

Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.

Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.

Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:

  • нищего старика;
  • больного человека;
  • разлагающийся труп;
  • отшельника.

Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.

После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.

Группа археологов начала самое масштабное исследование места рождения Будды Гаутамы

Международная группа археологов приступила к масштабному исследованию комплекса Лумбини в Непале — одной из главных буддийских святынь, места рождения Будды Гаутамы. Как говорится в сообщении ЮНЕСКО, именно эта организация координирует проект, а финансируется он из государственного бюджета Японии. Предполагается, что исследования продлятся три года. Руководит работами профессор Робин Конингем из британского Дарэмского университета.

Храм Мая Деви вид сверху

В ходе исследований предполагается, в частности, уточнить датировки древнейших сооружений на территории Лумбини, на которых, в свою очередь, основываются датировки жизни Будды Гаутамы (по различным версиям, VI или V век до нашей эры).

Колонна Ашоки

Центральным сооружением Лумбини является так называемая колонна Ашоки, установленная в память о паломничестве первого буддийского правителя Индии (III век до нашей эры). Она была обнаружена в 1896 году. Главным храмом комплекса считается Майя-Деви, посвященный матери Будды Гаутамы. На его территории в 1996 году был найден камень, который, предположительно, отмечает точное место, где Гаутама появился на свет.

Монахи поклоняются на месте рождения Будды

Собственные храмы на территории комплекса построили многие буддийские общины из разных стран, от Камбоджи до Германии. В 1997 году комплекс был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Раскопки места, где родился Будда в Лумбини

Считается, что Сиддхартха Гаутама, родившийся в садах Лумбини, был сыном главы клана Шакья и до 29 лет жил в тех местах, купаясь в роскоши и даже не зная о том, что на свете существует старость и болезни. Случайная встреча со стариком так потрясла его, что он покинул дворец, сделался странствующим аскетом и в конце концов достиг просветления и стал Буддой (Пробудившимся). Учение Будды Гаутамы о Срединном пути легло в основу буддизма.

Лумбини храм в честь Маха Майи

Основные положения буддизма

Буддизма делает основной упор на внутренние развитие человека, отрицая, варно-кастовую систему, пышные церемонии и большие храмы, Буддизм Тхераваду, считают что достичь освобождения от земных страданий можно через познанию дуккха – беспокойств, страданий и неудовлетворенных желаний. Именно познания человеком своих дуккха, и осознанный отказ от них, должен способствовать достижению нирваны.

Для достижения духовного освобождения следует добиться очищения кармы человека. Карма, в общем, это все действия, речь и мысли человека, которые формирует вокруг него индивидуальную энергетическую структуру. Очищение кармы достигается с помощью благого пути рассчитанного на восемь лет. Благой путь очень простой, он состоит из правильной речи, образа жизни, мыслей, духовной дисциплины, глубокой нравственности. Сознательного отказа от лжи, сквернословия, порока, прелюбодеяний, воровства зависти и убийства живых существ.

Путь достижения нирваны для каждого человека свой самому Будде потребовалось шесть лет, чтобы стать просветленным, для обычного человека, срок просветления может быть значительно дольше не менее восьми лет.

Значение Гаутамы в мировой истории

Великий философ сумел создать новое учение, которое считается одним из самых мирных на земле. В мире насчитывается почти 500 миллионов буддистов большая часть, из которых проживают в Индии, Китае, Непале, Шри-Ланке, Таиланде и Японии.

Большую роль в распространении Буддизма сыграл император Ашока величайший правитель империи Маурьев. Ашока правил с 268 года по 232 до нашей эры. При нем буддизм стал государственной религией на всем Индостане. До перехода в буддизм, как рассказывают источники, император был жестоким царем и вынашивал планы завоевания всего мира, сродни Александру Македонскому.

После обретения новой веры, Ашока отказался от насилия как средства достижения результатов. Он начал большую миссионерскую работу, посольства с проповедниками-буддистами были направлены в Китай, Тибет, Бирму, Цейлон и даже в Грецию и Египет. Однако позже индуизм победил в Индии и буддизм не получил в ней распространения хоть в соседнем Тибете и Шри-Ланке буддизм стал доминирующей религией.

Впоследствии Будда индуистами был провозглашен одним из перевоплощений бога Вишну. В двадцатом веке, буддизм стал завоевывать своих последователей в Западной Европе и США. Большая буддийская община есть и в России. Согласно лунному календарю 3 мая 2017 года буддисты отпраздновали день рождение Гаутамы, а в 11 мая будет праздноваться Весак, день просветления Будды и его ухода в нирвану.

Читайте далее:

110 цитат Будды Шакьямуни о жизни и любви

Индийский поход Александра Великого

Лакшми – богиня процветания в Индии

Йога – великая загадка Индии

Амитабх Баччан – великий актер Индии

Великий гений – Махатма Ганди

История Золотой обители Будды Шакьямуни

Обитель Будды Шакьямуни возвышается в самом центре Элисты, находится на улице Клыкова. Ранее на этом месте был завод ЖБИ. После приезда в город индийского лидера буддизма и указания на значимое место постройку было решено снести, построить на освободившейся площади удивительной красоты храм. Строительство началось в 2004 году, заняло 9 месяцев. Проектом руководили Л. Амнинов, В. Гиляндиков, С. Курнеев.

Возведение фасада духовного центра проходило стремительно. Быстрыми темпами облагораживалась прилегающая к месту будущего храма территория, строилось само здание, устанавливались статуи, проводились отделка и различные внутренние работы. Торжественное открытие состоялось 27 декабря 2005 года. Официально самый большой центр буддистов в Калмыкии называется хурулом (буддийский храм в калмыцком ламаизме).

Далай-лама дал имя великому хурулу — Бурхн Багшин Алтн Сюме. На строительной площадке трудились тысячи человек, было задействовано 55 организаций со всего мира. Возведение золотой обители — масштабный проект, на который были выделены личные средства главы Республики Кирсана Илюмжинова, а также деньги из всевозможных фондов. На строительство святыни внесли пожертвования и обычные жители Калмыкии.

Официальная часть церемонии освящения началась на рассвете. Участвовали в обряде только люди, принявши монашество. Остальные верующие наблюдали за происходящим по телевизору. Прямой эфир открытия храма транслировали все местные телеканалы. На грандиозном торжестве присутствовали светские, духовные деятели Бурятии, Тувы, Калмыкии, Москвы, Монголии, Непала. Гостями стали представители иностранных делегаций из европейских и азиатских стран.

Элистинский хурул — самый большой буддийский центр в Европе. Высота основного здания — более 60 метров, статуя золотого Будды превышает 12-метровую отметку. Величие и монументальность главного комплекса Калмыкии говорят о возрождении национальных традиций, духовной культуры единственной буддийской республики в России. Монашеская община трудилась целый год над заполнением белоснежных ступ священными мантрами.

Четыре обратные стороны

В 29 лет ему наконец-то открылась правда – Сиддхарта смог со своим слугой выбраться из дворца. Именно тогда он увидел четыре обратные стороны жизни – болезнь, муки, старение и смерть. Он понял, что все блага и богатства мира не смогут уберечь человека от этих зол. Правда оказалась настолько шокирующей для Гаутамы, что он бросил все – семью, золото, роскошь – и отправился искать путь просветления и избавления от страданий. Выехав из города, он встретил одного нищего и поменялся с ним одеждами, чтобы еще больше проникнуться новой жизнью.

Началась новая глава его существования. По дороге в Индию он останавливался у брахманов-отшельников, которые шаг за шагом обучали бывшего принца поиску пути к просветлению. Наконец, после долгих лет скитаний и аскетического образа жизни Гаутама пришел в город Гайя на территории Индии. Он уже был один – те последователи, которые были с ним в начале пути, остались позади. Он понял, что тот образ жизни, навязанный монахами, не подходит для поиска пути просветления. Самоистязание, обеты совсем не для поиска истины и блаженства в нирване.

В роще, куда пришел бывший принц, стояла небольшая хижина. Женщина, проживавшая там, впустила странника и накормила его скудной пищей – рисом и молоком. Сиддхарта с благодарностью принял еду, затем вышел в рощу и сел под деревом, дав клятву не вставать до тех пор, пока не достигнет просветления. Это дерево стало называться деревом Босхи – другое название фикус. Во время нирваны принц был атакован различными демонами, которые пытались сбить его с пути, отвлечь от медитации с помощью благ и красот земной жизни. Но он был неумолим и не поддался на провокации. В течение 49 дней он сидел неподвижно под фикусом, пока в ночь своего рождения он не достиг просветления. После этого его стали именовать Буддой, то есть достигшим просветления.

Последователи

Еще при жизни Будды насчитывалось больше пятисот его последователей-архатов, причем это не считая мирян, которые внимали его учению, и монахов, которым только предстояло достичь архатства.

Отаги Ненбуцуджи, близ Киото

За многовековую историю храм претерпевал разные бедствия: разлив реки, гражданские войны, тайфун. Начинающие скульпторы стекались сюда и создавали фигуры из камня под присмотром выдающегося художника Кочо Нишимура, поэтому многие из них так отличаются по стилистике. В их числе – причудливые образы главных приближенных Будды, покрытые слоем мха.

Расскажем про знаменитых последователей Гаутамы, которые были первыми буддистами, архатами и сопровождали, а впоследствии продолжали дело своего Учителя.

Прибежище

Позднее Будда учил своих учеников опираться на три столпа и принимать Прибежище в так называемых Драгоценных и Редких, или в Трех драгоценностях: в Будде, Дхарме и Сангхе. Это внешнее Прибежище является общим для всех направлений буддизма: оно необходимо для узнавания ума

Не важно, дается ли оно очень подробно или человек просто повторяет несколько коротких фраз за Учителем, в результате возникает связь и мы оказываемся на пути к Постижению. С этой поры растет убежденность в том, что мы, как и Будда, несем в себе все просветленные качества и сможем обнаружить их с помощью его средств

Хотя впервые полное осознание смысла Прибежища приходит лишь в момент Просветления, его сильное позитивное влияние начинает сказываться с самых первых минут.

Прибежище дает ясное направление в жизни и значительно усиливает все наши действия, а медитации, на которые оно нас уполномочивает, эффективно устраняют болезненные впечатления в сознании-хранилище. И в силу того, что наш ум тогда функционирует уже без помех и более гибко, мы начинаем больше думать о других.

Итак, мы принимаем Прибежище в Будде как в цели – полном раскрытии ума и воплощении Просветления. Это состояние – неразрушимая, вневременная природа истины, или Будда-природа, – внутренне присуще всем, даже если не все это осознают. Кроме того, мы открываемся Учению Будды – Дхарме – как пути, который ведет к цели. А еще нам нужно по возможности находиться в окружении людей с похожими ценностями, ведь лучше всего мы развиваемся, когда у нас есть связь с освободившимися от страданий или стремящимися к этому близкими друзьями на пути – их называют «Сангха». Это тоже Прибежище.

В тех школах, или линиях передачи, где основной акцент делается на медитации, самым главным Прибежищем считается Будда. Здесь мы пытаемся найти доступ к состоянию, в котором уже нет изменений, и учимся (прежде всего с помощью Учителя) этому состоянию доверять. Что же касается буддийских школ, опирающихся в первую очередь на концептуальный подход, то они особо выделяют Прибежище в Учении, поскольку оно ведет к Просветлению. Их последователи приближаются к совершенству постепенно и очень осмотрительно.

Чем выше уровень методов, тем большее значение приобретают друзья на пути – во-первых, потому, что они дают нам доступ к Учению. Без них мы едва ли смогли бы использовать путь и достичь цели. Со временем такие друзья становятся еще и полезным примером – в этом случае их называют стремящимися к Просветлению, или Бодхисаттвами. Они ставят развитие других выше собственного, одновременно обретая власть как над обусловленным миром, так и над своим умом.

Можно выделить два типа друзей: непоколебимых и бесстрашных, на которых всегда можно положиться и которые выводят нас из обусловленных состояний к Освобождению и Просветлению, и тех, кто пока еще на пути. И хотя ум последних может быть по-прежнему весьма спортивным и скакать вверх-вниз, их настрой ничем не отличается: они тоже хотят стать просветленными для блага всех.

Если такие друзья готовы к неличностному восприятию событий своей жизни, то мы легко можем принять их в качестве попутчиков, и тогда каждый будет учиться благодаря развитию других. Для всех школ буддизма принципиально необходимы цель, путь и помощники. Более чем десяти процентам населения мира они приносят то, что требуется для осмысленной и независимой жизни.

Многие школы принимают Прибежище и в Учителе – это главное Прибежище в Алмазном пути, той разновидности буддизма, которая передавалась в Тибете, а также в японском Дзэн– и китайском Чань-буддизме. Учитель дает непосредственный доступ к богатству Просветления. Его также называют «Лама» – он должен испытывать ко всем существам ту же любовь, что чувствует мать к своему ребенку.

От Учителя кроме Прибежища в Будде, Учении и друзьях на пути мы получаем «Три корня» быстрого роста: благословение, которое пробуждает доверие; средства, открывающие ум; и защиту, наделяющую активностью и превращающую все в шаги на пути. Таким образом, Учитель воплощает собой практически все Прибежище. Чем глубже воздействие методов, тем важнее Учитель. Бегать умеет всякий, учиться водить машину стоит с помощью учителя, но полететь точно никто не сможет сам. Для всех школ буддизма принципиально необходимы цель, путь и помощники. В буддизме, как и вообще в жизни, нет ничего важнее ценностей, на которые мы ориентируемся. И преемники Будды сообщают другим – в той степени, в какой ученики способны это понять, – что неизменным Прибежищем может быть только ум.

Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»

Иконография

Будда Шакьямуни (мудра дхармачакра). Статуя из Сарнатха. 5 в. (Индия).

Пер­во­на­чаль­но Б. Ш. сим­во­ли­зи­ро­ва­ли: ко­ле­со, сту­па, бод­хи де­ре­во, трон, а так­же от­пе­чат­ки ступ­ней. Пер­вые ан­тро­по­морф­ные изо­бра­же­ния Б. Ш. бы­ли соз­да­ны в 1 в. до н. э. на се­ве­ро-за­па­де Ин­дии (в Ганд­ха­ре и Мат­ху­ре). Ико­но­гра­фич. ти­пы, при­ня­тые для изо­бра­же­ния Б. Ш., оди­на­ко­вы для всех ви­дов изо­бра­зит. иск-ва (скульп­ту­ры, рель­е­фа, жи­во­пи­си). Cо­дер­жа­тель­ная сто­ро­на изо­бра­зит. ка­но­на Б. Ш. скла­ды­ва­лась на ос­но­ве тек­стов Ти­пи­та­ки, ком­мен­та­ри­ев к ним и апок­ри­фов, а фор­маль­ная – под влия­ни­ем тра­ди­ции эл­ли­низ­ма. Изо­бра­же­ния Б. Ш. счи­та­лись ко­пия­ми с не­кое­го ми­фич. ори­ги­на­ла (яко­бы ис­пол­нен­но­го с на­ту­ры), в ко­то­ром бы­ли за­пе­чат­ле­ны «при­зна­ки ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка», от­ме­чав­шие Сид­дхарт­ху Гау­та­му. Со­во­куп­ность этих при­зна­ков со­ста­ви­ла ка­нон лак­шан (ка­нон 32 признаков Буд­ды), в ко­торый во­шли 32 глав­ных и 80 ма­лых зна­ков, в т. ч. ур­на (не­боль­шое пят­но-ро­дин­ка на лбу), уш­ни­ша (вы­ступ на го­ло­ве), ча­кра (ко­ле­со на ступ­нях и ла­до­нях), длин­ные ру­ки с изящ­ны­ми паль­ца­ми, вы­сту­паю­щие пят­ки, пря­мое строй­ное те­ло, ши­ро­кие пле­чи, «спря­тан­ный» по­ло­вой ор­ган, зо­ло­ти­стая глад­кая ко­жа. Не­ко­то­рые от­ли­чит. чер­ты ико­но­гра­фии Б. Ш., поя­вив­шие­ся в ка­но­не лак­шан, бы­ли взя­ты из его жиз­не­опи­са­ния: уд­ли­нён­ные моч­ки ушей (знак бла­го­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния Сидд­харт­хи Гау­та­мы, но­сив­ше­го, как и все знат­ные лю­ди, тя­жё­лые серь­ги), ко­рот­кие во­ло­сы на го­ло­ве в ви­де мел­ких ло­ко­нов (знак, на­по­ми­нав­ший о со­вер­шён­ном прин­цем об­ря­де об­ре­за­ния во­лос, ко­гда он стал от­шель­ни­ком) и др.

Будда Шакьямуни (мудра самадхи). Статуя из пещерного храма Соккурам близ Кёнджу. 8 в. (Корея).

В ря­де буд­дий­ских ис­точ­ни­ков встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния о шес­ти­цвет­ных лу­чах, ис­хо­дя­щих из те­ла Б. Ш. Этот «транс­цен­дент­ный» свет – сим­вол са­краль­ной энер­гии (тед­жа) – вос­про­из­во­дит­ся по-раз­но­му: зо­ло­че­ни­ем ли­ца и фи­гу­ры, оре­о­лом или ним­бом во­круг го­ло­вы, а ино­гда и все­го те­ла, за­вер­ше­ни­ем уш­ни­ши «языч­ком» пла­ме­ни и др. Ико­но­гра­фия Б. Ш. вклю­ча­ет так­же ка­но­нические по­зы (аса­ны) и жес­ты (муд­ры), смы­сло­вое со­дер­жа­ние ко­то­рых не­по­сред­ст­вен­но свя­за­но с со­бы­тия­ми его жиз­ни. Все­го на­счи­ты­ва­ет­ся 4 аса­ны Б. Ш.: си­дя­щий, стоя­щий, иду­щий и ле­жа­щий. К основным муд­рам от­но­сят­ся: бху­мис­пар­ша («ка­саю­щий­ся зем­ли» пра­вой ру­кой), дхья­на, или са­мад­хи (си­дящий в ме­ди­та­ции со сло­жен­ны­ми на скре­щён­ных но­гах ру­ка­ми), ви­тар­ка (жест по­уче­ния, при ко­то­ром боль­шой и ука­зательные паль­цы об­ра­зу­ют коль­цо – сим­вол ко­ле­са Дхар­мы – Уче­ния Б. Ш.), аб­хая (жест да­ро­ва­ния бес­стра­шия, ус­по­кое­ния и за­щи­ты, ко­гда под­ня­тая ру­ка об­ра­ще­на ла­до­нью к зри­те­лю), дхар­ма­ча­кра (Б. Ш., чи­таю­щий про­по­ведь с со­еди­нён­ны­ми паль­ца­ми рук пе­ред гру­дью), ва­ра­да (жест бла­го­сло­ве­ния, ко­гда опу­щен­ная ру­ка об­ра­ще­на ла­до­нью к зри­те­лю). Са­мые рас­про­стра­нён­ные ико­но­гра­фические ти­пы: Б. Ш. с муд­рой бху­мис­пар­ша (с по­мо­щью этой муд­ры он при­звал бо­ги­ню Зем­ли в сви­де­те­ли его бес­чис­лен­ных за­слуг, что­бы по­сра­мить де­мо­на Ма­ру), Б. Ш. с муд­рой са­мад­хи (на­по­ми­на­ние о его ве­ли­кой 7-не­дель­ной ме­ди­та­ции). Су­ще­ст­ву­ют св. 50 ико­но­гра­фических ва­ри­ан­тов, ос­но­ван­ных на раз­ных со­че­та­ни­ях мудр и асан. По­яв­ле­ние этих ти­пов буд­дий­ская тра­ди­ция свя­зы­ва­ет с Ве­ли­ким чу­дом в Шра­ва­сти, ко­гда Б. Ш. со­тво­рил мно­же­ст­во сво­их «двой­ни­ков», на­хо­див­ших­ся в раз­ных по­зах и чу­дес­ным об­ра­зом за­пол­нив­ших всё воз­душ­ное про­стран­ст­во. Си­дя­щие и стоя­щие фи­гу­ры ти­пич­ны для всех буд­дий­ских тра­ди­ций; иду­щий Б. Ш. (обыч­но трак­ту­ет­ся как спус­каю­щий­ся с не­бес Та­ва­тим­са по­сле про­по­ве­ди) по­лу­ча­ет ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние толь­ко в стра­нах Ин­до­китая; ле­жа­щие фи­гу­ры (дан­ный об­раз вос­про­из­во­дит Б. Ш. в по­след­ний мо­мент его зем­ной жиз­ни, сим­во­ли­зи­руя пе­ре­ход в нир­ва­ну) встре­ча­ют­ся ред­ко. Для ико­но­гра­фии Б. Ш. важ­ны и др. де­та­ли: так, фи­гу­ра ино­гда увен­чи­ва­ет­ся ко­ро­ной и бо­га­то ук­ра­ша­ет­ся (в знак ду­хов­ной вла­сти Б. Ш. – вла­ды­ки Ис­ти­ны и Дхар­мы).

Первые учителя и первые ученики

Столкнувшись с нехваткой грамотных специалистов для государственной и военной службы, Петр I провозгласил образование делом государственной важности. Его он поручил своему ближайшему сподвижнику Якову Брюсу, овеянному легендами обитателю Сухаревой башни, человеку науки и «колдуну». С родины Брюса, из Шотландии, был выписан профессор Абердинского университета Генри Фаркасон — на Руси его переименовали в Андрея Даниловича Фарварсона

Прибыв в 1698 году в Архангельск, в 1701-м он уже открыл в Москве Школу математических и навигацких наук, для которой была выделена Сухарева башня

С родины Брюса, из Шотландии, был выписан профессор Абердинского университета Генри Фаркасон — на Руси его переименовали в Андрея Даниловича Фарварсона. Прибыв в 1698 году в Архангельск, в 1701-м он уже открыл в Москве Школу математических и навигацких наук, для которой была выделена Сухарева башня.

Ученики школы одними из первых на Руси познакомились с международным языком математики — арабскими цифрами, получив доступ к сокровищам мировой технической литературы. В те времена все еще пользовались архаичной и довольно неудобной системой буквенного счета, унаследованной от древних греков и римлян. Производить математические вычисления было крайне непросто — очень уж громоздкими получались вычисления, когда дело касалось больших чисел. Даже изучение иностранных языков не имело столь важных последствий для страны, как освоение арабских цифр.

В том же 1701-м в Москве была открыта Артиллерийская школа, чуть позже — Медицинское училище (1707) и Инженерная школа (1712). Работу этих профильных училищ значительно затрудняло отсутствие у учеников начальной подготовки. Петр I решил этот вопрос созданием четырех видов начальных школ: русских, цифирных, горнозаводских и гарнизонных. В цифирные школы принимали мальчиков из дворянских семей, детей чиновников — дьяков, подьячих, а также священнослужителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий