Учение Патанджали

Основные разделы «Йога-сутры» Патанджали

«Йога-сутры» состоит из 4 разделов, которые именуются как пады, что в переводе означает четверти.

«Самадхи-пада»

В первом разделе приводится разъяснение сути йоги, а также причины колебаний, которые происходят в человеческом сознании. Раздел «Самадхи-пада» посвящен в основном йогам, достигшим определенной зрелости духовного состояния, и способствует обретению наивысшего сознания.

Патанджали отмечает, что встретить человека с таким уровнем духовного развития можно достаточно редко, поскольку самадхи является последней восьмой ступеней в йоге.

Из всего разнообразия восточных практик, люди часто проявляют интерес к таким направлениям, как Анулома-Вилома, Айенгара, Атма Крия, Мандала, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, акройога, капалабхати.

Самадхи — это достижение абсолютного сознания, где стираются границы между телом, умом и душой, то есть возвращение к первоначальному сознанию — Пуруше.

Таким образом, раскрывая суть самадхи в первом разделе, философ пытался привлечь практиков высокого ранга духовного развития и помочь им постичь целостности сознания.

«Садхана-пада»

Целевой аудиторией второго раздела, наоборот, являются люди, которые только ступили на путь духовной эволюции, и в нем описываются конкретные методы, позволяющие достичь Пуруше. В данной части Патанджали вводит термин крийя-йоги и раскрывает его значение.

Слово «крийя» на санскрите означает действие. То есть крийя-йога основана на необходимости постоянно прилагать максимальные усилия для постижения абсолютного состояния.

Крийя-йога состоит из восьми вышеупомянутых ступеней:

  • яма и нияма;
  • асана;
  • пранаяма;
  • пратьяхара;
  • дхарана;
  • дхьяна;
  • самадхи.

Все ступени делятся, в свою очередь, на три уровня. Первые три ступени формируют первый уровень, в основе которого должно быть непрерывное усилие и работа над собой (тапас). Второй уровень состоит из пратьяхары и дхараны. Его достижение осуществляется путем самоизучения (свадхьяе). Ну и две последние ступени, соответственно, формируют третий уровень, который основывается на Ишвара пранидхане, то есть полное отступление на милость Всевышнего.

Все перечисленные уровни являются отражением трёх главных путей человека в индийской философии:

  • карма-марга;
  • джняна-марга;
  • бхакти-марга.

Патанджали здесь же дает понятие «Авидьи», что означает духовную необразованность, и гласит о том, что именно она является первоисточником всех человеческих страданий и духовных болезней.

«Вибхути-пада»

В третьем разделе речь идёт о способностях, которые достаются человеку, прошедшему весь путь садханы. Ему становится доступна информация о прошлом, настоящем и будущем. Такой практик может читать мысли всех живых существ, познает принципы Солнечной системы и наделяется восемью сверхспособностями.

К ним принадлежат следующие: способность становиться больших и маленьких размеров, тяжелым и легким, осуществлять свои желания, получить власть, силой мысли управлять любыми предметами.

Однако, получив эти сверхспособности, садхака ни в коем случае не должен поддаваться искушению и не использовать их в личных целях. Если же он подавит в себе такое искушение, то достигнет состояния кайвальи.

Йога помогает быстро проснуться, избавиться от усталости и лучше запоминать информацию.

«Кайвалья-пада»

Заключительным разделом «Йога-сутр» является «Кайвалья-пада», в которой Патанджали разделяет состояние самадхи с кайвальей и объясняет разницу между ними. В первом состоянии садхака остается пассивным созерцателем происходящего, а в состоянии кайвальи он ведёт активный образ жизни, но без вовлечения в происходящее вокруг.

Такой практик находится за гранью влияния со стороны природы раджаса, саттвы, тамаса. В данной главе философ перечисляет также и другие способы достижения кайвальи.

Важно! Патанджали акцентирует внимание на том, что только самадхи и тапас позволяют правильно развить духовную зрелость. В состоянии кайвальи мысли, речь и деяния объединяются, формируя полные знания садхака. В этой точке духовного развития йог становится абсолютно свободным

В этой точке духовного развития йог становится абсолютно свободным

В состоянии кайвальи мысли, речь и деяния объединяются, формируя полные знания садхака. В этой точке духовного развития йог становится абсолютно свободным.

В чьем переводе читать Патанджали «Йога-сутры»?

Так как книга не простая, важно правильно выбрать перевод. В адаптации любой текст теряет приблизительно 20 % смысла

Русскоговорящим читателям часто предлагается перевод с английского. То есть 20 % теряется при первом переводе, еще столько же — при втором.

Самое плохое, что переводчики далеки от темы йоги. В книге раскрываются мировоззренческие идеи, поэтому обнаруживаются искаженные смыслы “под соусом” другой религии, взглядов. Это не происходит преднамеренно. Просто концепции подгоняются переводчиком понятные ему, лично, формы. Персональное видение подталкивает к выбору не совсем уместных слов, из-за чего пропадает заложенный автором смысл.

Перевод Дешикачара

Дешикачар вырос в подходящей среде, его отец — один из наиболее известных учителей йоги 20-го века — Шри Кришнамачарьи. Санскриту и древним текстам (”Упанишады”, “Йога Сутры”) Дешикачара обучали с самого раннего детства. Потому его работа заслуживает доверия. Однако некоторые считают перевод слишком “поэтичным”.

Сутры я впервые прочитала лет 15 назад, как только пришла в йогу. Хотя чтение — одно из любимых занятий, восприняла я книгу как «какую-то древнюю муть». Стиль текста был приблизительно такой:

“Йога — это подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).

Не удивительно, что плохо связанные между собой смыслом слова, заставляют читателя играться в интерпретации, «додумывать». А вариантов — миллионы. У меня лично, возникли вопросы такого характера. Кто, что и зачем подавил? Почему сознание агрессивное, и должно подавлять? Каким образом можно давить состояние? Просматривается видение человека, склонного к насилию, а не к философии.

Для сравнения тот же перевод, уже в интерпретации Дешикачара:

“Йога — это способность направлять внимание исключительно на объект и удерживать его, не отвлекаясь. Другими словами, йога — лишь способность концентрироваться и удерживать ум на конкретной точке

Эта идея выражена предельно ясно. Сложно в приведенной выше формулировке придумать дополнительные или скрытые смыслы. С первой фразы хочется продолжать чтение

Другими словами, йога — лишь способность концентрироваться и удерживать ум на конкретной точке. Эта идея выражена предельно ясно. Сложно в приведенной выше формулировке придумать дополнительные или скрытые смыслы. С первой фразы хочется продолжать чтение.

У меня собралась коллекция переводов (10 версий) «Йога-сутр» Патанджали. Но только один мне помог разобраться в значениях.

Часть 2. Практика (Садхана Пада).

Минимизация преукрашивания грубой сферы.

Защита вашего ложного отождествления:Две склонности:Страсть к продолжению:Страх к прекращению:Никто не освобождается от ответственности:Понимание необходимости неокрашивания:Желание сохранить вещи такими, какие они есть:Страх перемен:Страх естественен:

Асана

Предлагаемые позы:ПадмасанаВирасанаБхадрасанаСвастикаДандасануПарианкаСопасраяKraunchanisadanaSamasamsthanaSthirasukhaИспользуйте любую позу, которая приносит устойчивость и легкость:

Пранаяма

Приостановка означает переход:Замедление дыхания.Регулирование по месту, времени и количеству.МестоВремяЧислоЦели медленные и тонкие:Осанка является обязательным условием:Разнообразие взглядов на пранаяму.

Пратьяхара

Прекращение сцепления, а не подавление.Следуя за пчелиной маткой:Нежелание уводить чувственные ощущения.Привязанность к ощущениям:

Патанджали

Патанджа́ли

(2 в. до н. э.)

древнеиндийский филолог и философ. Труд П. «Махабхашья» («Большой комментарий»), написанный как комментарий к грамматике Панини и к работам Катйайаны (в частности, к произведению «Варттика», которое содержит критический анализ труда Панини), является одним из древнейших источников сведений о классическом санскрите, диалектах Древней Индии, а также о различных сторонах древнеиндийского общества. П. разрабатывал вопросы философии (дуалистической системы индийской философии «санкхья»), медицины (многие идеи П. нашли отражение в медицинском трактате «Чарака-самхита»), художественно-поэтического творчества, составлял руководство для актёров («Ната-сутра»). П.— автор «Махабхашья» (2 в. до н. э.) традиционно отождествляется с Патанджали, основоположником религиозно-идеалистической системы «йога», автором произведения «Йога-сутра» («Учение йога»). Но, вероятно, под именем П. существовали 2 лица. Образ П. запечатлен в иконографии в мифическом преломлении (человеческий облик верхней части заканчивается внизу змеиным туловом, над головой нередко корона из пяти змей). Скульптурные и живописные изображения П. представлены во многих шиваитских храмах Южной Индии (особенно в г. Чидамбарам). Реальная в прошлом личность, П. почитается шиваитами как воплощение бога Анантишвары и Шивы.

Изд.: Patanjali, The Vyakarana — Mahabhasya of Patanjali, 2ed., by F. Kielhorn, v. 1—3, 1892—1909.

Лит.: Šastri Udaywir, Sankhyasidhanta, Delhi, 1962; Staal J. F., A reader on the Sanskrit grammarians, Camb., 1972 (есть лит.).

Н. И. Королев.

Значения в других словарях

  1. ПАТАНДЖАЛИ — ПАТАНДЖАЛИ (2 в. до н. э.) — древнеиндийский языковед, виднейший последователь и комментатор Панини. Основной труд «Махабхашья». Иногда (особенно в Индии) отождествляется с философом Патанджали. ПАТАНДЖАЛИ (предположительно в период 2 в. до н. э. —… Большой энциклопедический словарь
  2. патанджали — (Санскр.) Основатель философии Йоги. Востоковеды относят время его жизни к 200 г. до Р.Х.; оккультисты — ближе к 700, чем к 600 г. до Р.Х. В любом случае он был современником Панини. Теософский словарь
  3. Патанджали — (санскр. Pataujali) — индийский философ и грамматик (большинство европейских ученых, следуя туземному преданию, думает, что это было одно и то же лицо). П. считается основателем философской школы Иога (см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. ПАТАНДЖАЛИ — 1) Автор знаменитого «Великого комментария» («Махабхашья») на грамматику Панины (II в. до н. э.), текста, фундаментального не только для грамматики, но и для индийской образованности вообще. 2) Автор «Йога-сутр», осн. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  5. Патанджали — Патанджали Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. Патанджали — Патанджали древнеиндийский языковед II в. до н. э. Основной труд «Махабхашья» — комментарий к грамматике Панини; также даёт сведения о классическом санскрите, древнеиндийских диалектах, жизни древнеиндийского общества. Большая биографическая энциклопедия
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

2005—2020 Gufo.me

Исследование сутр Патанджали

Айенгар смог, используя множество практических ссылок, объяснить текст Патанджали. Глубина его практики и понимания видна в строгой точности, с которой он подходит к телу в йогической позиции. Однако, его практика намного глубже

В своих уникальных исследованиях Патанджали, растяжения и симметрии Айенгар обнаруживает не только терапевтическую необходимость сохранения структурной целостности тела, но тонкое не менее важное влияние асан на поток энергии и сознание

Айенгар показал, что любое разделение на материю и дух, тело и душу, физическое и духовное — ложно.

Подчеркивая структурную целостность тела, он открыл врата духовности миллионам людей, для которых тонкость ума оставалась неизвестной территорией. С разъяснениями сутр Айенгаром эти двери широко открыты для всех. Особенно это верно для адептов, чья академическая подготовка не самая лучшая — например, их неправильная практическая интерпретация сутр, асан и пранаямы. Гений Айенгара — необычайный дар ясности, интуиции и поддержки тех, кто искренне практикует.

Непревзойденный опыт Айенгара, как индийского учителя для людей Запада, в сочетании с его опытом брахмана и учителя и правильной линией пересказа, придает переводу сутр аутентичность и авторитет, которых не хватает в других публикациях йога сутр Патанджали. Он предлагает понятную и прагматичную, полную интуитивного понимания интерпретацию истинного гуру йоги.

Айенгар

Практика без глубоких и панорамных знаний внутренних карт Йога сутр похожа на дрейф через сложный и опасный океан. Но чтобы использовать эту карту без помех, необходим компас в форме глубокого и полного авторитетного опыта Айенгара. Каждый адепт должен руководствоваться этой классической и чрезвычайно ценной работой.

Йога сутры в переводе Б.К.С. Айенгара – это новый перевод классического текста с древнего санскрита, богатый практикой, а не только философскими комментариями. Автор указывает, как благодаря правильной, сознательной практике самосовершенствоваться, преодолеть различные препятствия на пути развития для достижения своей цели.

Что такое «Йога-сутры»?

Книга написана, около II века до н. э. Состоит из 4 частей, заключающих в себе 196 сутр. Сутра — в переводе с санскрита означает слово “нить” — короткий тезис, выраженный одним предложением или абзацем.

Формат сутр выбран не случайно. Короткие фразы, без лишней «воды», дополнительных пространных объяснений, не сложно выучить наизусть. Когда единицы умели читать, краткость изложения была преимуществом.

В формате А4 весь текст занимает 13 страниц.

Данный текст — описание пути йогина

Это ни наставления, ни поучения, ни инструкция. Все пункты придется пережить, самостоятельно осмыслить. Со временем, они раскроются в виде знания. Стоит регулярно возвращаться к книге и перечитывать ее. Внутреннее преображение не происходит в один момент, понимание будет приходить как озарение в нужные моменты. Данный текст послужит импульсом к трансформации. В тексте заложен внутренний заряд, который можно использовать как постоянный источник вдохновения и побуждения к действию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий