Модификации самолета Су-27
Су-30 – многоцелевой истребитель, рассчитан на экипаж из двух человек.
Су-33 – палубный истребитель. В нем присутствует крюк для экстренного торможения.
Су-34 – бомбардировщик, используемый в штурмовых операциях.
Су-35 – истребитель широкого военного применения.
Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).
Су-27СК – экспортный экземпляр, производимый с 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.
Су-27СМ – более усовершенствованный вариант самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.
Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.
Су-27СКМ – экспортный вариант Су-27СМ.
Су-27П – истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.
Су-27УБ – двухместный истребитель учебно-боевого характера.
Су-27УБК – экспортный вариант.
Су-33УБ – палубный истребитель, сконструированный для боевых учений.
Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.
Один из основных отечественных фронтовых истребителей, полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к самолету этого класса. Первый полет на истребителе совершил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 мая 1977 г. К 2000 г. было выпущено 760 самолетов Су-27. Силовая установка: два турбовинтовых двухконтурных с форсажной камерой двигателя АЛ-31Ф тягой по 12 500 кг.
Су-27 фото
Тактико-технические характеристики фронтового истребителя Су-27
Размах крыла, м 14,7
Размах крыла с управляемыми ракетами Р-73Э на консолях, м 14,95
Длина самолета (без штанги приемника
воздушного давления), м 21,94
Высота самолета, м 5,93
Высота самолета Су-27УБ, м 6,36
Площадь крыла, м2 62,04
Взлетная масса, кг: максимальная 28 000
Взлетная масса, кг: нормальная 23 000
Масса пустого самолета, кг 16 300
Масса топлива во внутренних баках, кг 9400
Боевая нагрузка, максимальная, кг 4000
Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 2500
Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 УБ 2125
Скорость у земли, максимальная, км/ч 1400
Практический потолок, м: 18 500
Практический потолок, м Су-27 УБ: 17 250
Динамический потолок, м 24 000
Скороподъемность, максимальная, км/ч 300 м/с
Дальность практическая, км: Су-27 3900
Дальность практическая, км: Су-27УБ 3000
Дальность практическая у земли, км 1400
Су-27 схема
Вооружение:
масса боевой нагрузки составляет, кг 6000-8000
Тип оружия: пушка ГШ-301 (калибр 30 мм);
десять управляемых ракет средней, увеличенной и малой дальности;
пять контейнеров малогабаритных грузов;
до шести блоков неуправляемых ракет (калибра 80, 122 мм);
до 38 свободнопадающих бомб.
Возможны другие типы оружия.
История
В 2006 году стартовало изготовление установочной партии. Первый опытный самолет был собран в следующем году, в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет был произведен в начале 2008 года. Летом состоялся демонстрационный полет. Осенью взлетел второй летный образец. По состоянию на март 2009 года Су-35 произвел сто полетов.
Летом 2009 года на МАКСе был составлен контракт с Военно-Воздушными Силами РФ, по которому до 2015 года включительно, они получат 48 самолетов. После этого планируется подписать похожий контракт на 2015-20-е годы.
В середине следующего года было объявлено о том, что самолет прошел предварительные испытания, что он отвечает установленным характеристикам сверхманевренности и комплекса бортового оборудования и готов приступить к государственным испытаниям.
В конце 2012 года Министерство Обороны получило шесть серийных Су-35С. Через два месяца начались его испытания.
В 2013 году в Военно-Воздушные Силы поступили 12 новых Су-35С. В совокупности с первой партией их стало 22.
В 2014 году еще 12 истребителей были приняты на вооружение дислоцированного в Хабаровском крае 23-го истребительного авиаполка, входящего в состав третьего командования противовоздушной обороны и Военно-Воздушных Сил Российской Федерации.
Сравнение ЛТХ Су-30СМ и Су-35
Двухместный многоцелевой маневренный истребитель Су-30 имеет переднее горизонтальное оперение, управляемые векторы тяги, физированную антенну и радиолокатор. Предназначен для использования современного высокоточного оружия и подготовки пилотов сверхманевренных одноместных истребителей. Су-30СМ представляет собой улучшенную версию боевого самолета, адаптированную к требованиям, касающимся радиосвязи и радиолокации. Модификация оснащается катапультным креслом и специальными системами обеспечения и обладает следующими характеристиками:
- показатели полной боевой нагрузки — 8 тонн;
- вооружение — ракеты, 30-мм пушки ГШ-30;
- радиус боевых действий — 1500 км;
- показатели максимальной скорости — 2126 км/час;
- предел взлетной массы — 34,5 тонны;
- длина — 21,8 метра.
Су-30СМ входит в число лучших истребителей мира. После успешного первого полета в 2012 году Министерство обороны России закупило шесть десятков самолетов. Модель относится к четвертому поколению и отличается высокой маневренностью при любых погодных условиях. Самолет предназначен для нанесения точных наземных ударов. Благодаря двигателям с управляемыми векторами тяги истребитель получает серьезное преимущество в сражениях против других летательных аппаратов.
Су-30СМ характеристики
Су-35 считается многоцелевым сверхманевренным истребителем, который сконструирован на базе модели Су-27. После дебютного испытательного полета, состоявшегося в 2008 году, несколько десятков самолетов было приобретено по заказу Минобороны РФ, а также правительством Китая и Индонезии. Су-35 ориентирован на перехват и уничтожение воздушных объектов, а также надводных и наземных целей. Конструкция истребителя сочетает в себе ряд передовых разработок и технических решений, позволяющих атаковать наземную инфраструктуру, защищенную средствами ПВО. Самолет обладает следующими ЛТХ:
- допустимая боевая нагрузка — 8 тонн;
- запас топливной смеси — 11,5 тонн;
- максимальный взлетный вес — 34,5 тонны;
- вес пустого самолета — 19 тонн;
- размах крыльев — 15 метров;
- максимальная продолжительность полета — 3599 км на высоте до 18 км.
Су-35 — серьезная модернизация самолета Су-27. Инженеры убрали переднее горизонтальное оперение и тормозной щиток. Истребитель оснащается двумя двухконтурными реактивными двигателями, плазменным зажиганием, фазированными антеннами «Ирбис» и продвинутой системой управления. Фонари кабины покрыты токопроводящим напылением. Преимущество модели состоит в том, что она способна вести боевые действия в условиях, где другие самолеты четвертого поколения оказываются беспомощными. Зимой 2015 года вооруженные силы РФ подписали контракт на приобретение пяти десятков самолетов Су-35.
Боевое крещение
2016 год стал ответственным для ВКС России, так как были поставлены служебные задачи в Сирии. Для их выполнения туда были направлены новейшие самолёты Су-35С. Базирование самолетов на авиабазе Хмеймим. Российская авиабаза находится в зоне боевых действий и самолеты постоянно находятся в воздухе выполняя операции патрулирования, прикрытия и разведки.
Основная задача «Сушек» состояла в сопровождении и авиационном прикрытии других транспортных и военных самолётов. Министерство Обороны России отмечало, что при становлении пары Су-35 «в противоход» обзорность достигала 360 градусов в радиусе 200 км вокруг.
Появление нового поколения Российских самолётов в Сирийском небе вызвало неподдельный интерес военных атташе зарубежных стран. Были попытки сравнить российский истребитель «Су» и американские самолёты F-15 F/A-18 со стороны иностранных экспертов, что привело к неутешительным выводам для экспертов США.
Министерство обороны, спустя год боевого дежурства новых самолётов в Сирии заявило, что Су-35С полностью соответствуют заявленным характеристикам, и превосходят большинство иностранных аналогов, таких как F-22 Raptor, который относится к пятому поколению. 23 ноября 2021 пара штурмовиков Су-25 выполняли боевую задачу по прикрытию наземных войск. В это время в непосредственной близости штурмовиков появился F-22 Раптор.
Который имитировал атаку, выпускал тепловые ловушки и маневрировал в опасной близости от самолетов ВКС. С авиабазы было подняты дежурные машины. Скорость истребителя Су-35С позволила оперативно достичь места происшествия.
Министр обороны России Сергей Шойгу официально заявил о том, что военная операция в Сирии в очередной раз подтвердила высокую квалификацию российской авиации.
Особенности Су-35
Конструкция исходного планера была усовершенствована и усилена, что позволило повысить срок эксплуатации самолета до 6000 полетных часов. В корпусе самолета применяются композиты и алюминиево-литиевые сплавы. Новые конструктивные решения дали возможность существенно поднять максимальную взлетную массу самолета.
На Су-35 была применена новая модель двигателей АЛ-41Ф1С, позволяющих набирать сверхзвуковые скорости без применения форсажа – свойство, характерное для 5-го поколения машин.
По своим летным характеристикам самолет превосходит все существующие истребители, относящиеся к 4-му поколению, такие как европейский «Рафаль» и американский F-16, и вплотную приближается к современным машинам 5-го поколения, состоящим на вооружении США (фото F-22 и фото F-35). Скорость, маневренность и дальность полета истребителя также превосходят имеющиеся аналоги.
Су-35 имеет РЛС Н035 Ирбис, при помощи которой он может обнаруживать воздушные и крупные надводные цели в пределах 400 км, а наземные – до 200 км. Количество одномоментно обнаруживаемых и сопровождаемых целей в сравнении с прототипом серьезно увеличено. Су-35 может одновременно сопровождать до 30 и обстреливать до 8 воздушных целей.
Самолет обладает развитыми средствами РЭБ.
Технические характеристики
- Экипаж — 1 пилот.
- Длина – 21,95 м.
- Высота – 5,92 м.
- Максимальная скорость – 1400 км/ч (вблизи земли) и 2500 км/ч (на высотах).
- Дальность полета – до 4500 км. (с подвесными топливными баками).
- Потолок – 20 км.
Фото Су-35 в полёте.Фото Су-35 (Су-35С).Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.Фото Су-35.
F-35 против Су-35
Технические характеристики истребителей, стоящих на вооружении, всегда были доказательством военной мощи государства. Сравнение последствий столкновения боевых самолетов, представляющих армии разных стран мира, носит спекулятивный характер, но избежать его нельзя, ведь именно конкуренция подстегивает конструкторов на создание более современных машин. Если сравнивать Су-35 с другими представителями поколения «4+» или «4++», будь то американское семейство F (16-я и 18-я модели) или французский Rafale, то по основному количеству «паспортных» данных превосходство российского самолета неоспоримо.
Достойным противником для Су-35 является F-35 – американский самолет пятого поколения, разработанный как более дешевая версия бескомпромиссного F-22. Эксперты не единожды отмечали, что по дальности полета, вооружению, скорости, маневренности и, наконец, цене российский истребитель превосходит американский. Но здесь есть один важный нюанс.
Дело в том, что сравнение Су-35 с перечисленными выше конкурентами абсолютно некорректно, так как российская машина относится к «тяжелым истребителям» по отечественной классификации и «истребителям завоевания превосходства в воздухе» – по западной. Что же касается машин F-16 и F-18 и Rafale, то они попадают под российский класс «легких» или «средних» истребителей, а в натовской классификации именуются «многофункциональными истребителями» или «бомбардировщиками». Следовательно, сравнивать эти машины нужно с российским самолетом Миг-29. Ну а истребитель F-35 вообще не должен участвовать в сравнении с Су-35, так как он относится не только к другому классу, но и к другому поколению.
Таким образом, правильнее всего было бы сопоставлять тактико-технические характеристики Су-35 с параметрами американского F-22. Хотя и это не совсем корректно из-за отличия в поколениях (все-таки «4++» это не 5). Впрочем, на этом поприще российская машина уступила бы первенство, что вполне логично. Кто действительно может посостязаться с F-22, так это самолет Су-57 (Т-50) – первый истребитель РФ пятого поколения, который пока что находится на стадии испытаний.
Поколение
Су-35 относится к поколению 4++. Он был построен на базе истребителя 4 поколения. «Плюсы» после порядкового номера поколения означают значительные технические улучшения. Новый порядковый номер (5) не был присвоен этой модели в связи с тем, что она не совершила качественного «скачка» для перехода на следующий технический уровень (впрочем, сейчас не известно ни об одном полностью готовом проекте поколения 5).
Фактически двигатель и другие системы Су-35 уже позволяют считать его истребителем нового поколения. Однако использование некоторых устаревших элементов конструкции номинально не позволяют причислить самолет к новому классу военных машин.
Особенности Су-35С
Специалисты и эксперты по боевой истребительной авиации сходятся во мнениях о том, что главной особенностью, которую имеет военный самолет Су-35С является уникальный пилотажно-навигационный комплекс с новой боевой управляющей информационной системой (БИУС).
Два взаимозаменяемых вычислительных комплекса, средства коммутации, индикации и преобразования данных позволяют осуществлять вывод информации на электронные дисплеи управляющей системы (МФИ-35).
Для удобства пилотажа лобовое стекло фонаря пилотской кабины превращено в широкоугольный индикатор (ИКШ-1М). Полный набор информации в реальном времени пилот видит на приборных модулях боевой управляющей системы.
Управление системой, оценку информации и выдачу команд летчик осуществляет с помощью многофункционального пульта. Предназначенное изначально для прототипа многоцелевого самолета пятого поколения (ПАК ФА), управляющее ядро было успешно внедрено в конструкцию Су-35. Это позволяет использовать самолет в самых сложных боевых условиях.
Кабина пилота Су-35
Конструкция Су-35
Су-35С — наследник мировой славы лучших в мире боевых истребителей Су-27, Су-30МК, Су-33. От каждого из предшественников он взял частичку, только самое лучшее.
Планер
Классическая схема компоновки планера, которую впервые применили конструкторы ОКБ «Сухой» при разработке Т10-1 (первый прототип Су-27), вновь реализована в Т10БМ. Конструкторы отказались от применения ПГР. Значительное усиление элементов конструкции планера позволило поднять взлетный вес.
Также на фюзеляже Су-35 отсутствует тормозной щиток, ранее устанавливавшийся за кабиной пилота. Теперь эти функции будут выполнять отклоняемые рули направления. Увеличено количество подвесных элементов для дополнительных топливных баков и контейнеров РЭБ.
При изготовлении фюзеляжа применены материалы, с помощью которых удалось достичь эффективной площади рассеяния на уровне 0,7 м. Для сравнения, у многоцелевых истребителей, сконструированных по технологии Стелс, ЭПР составляет 0,3-0,4м.
Прочие конструктивные особенности планера:
- более короткая в сравнении с Су-30 хвостовая балка;
- крыло со сплошным флапероном по задней кромке, внешне похожее на плоскость корабельного Су-33;
- уменьшенная площадь вертикального оперения.
Двигатели
Турбореактивный двухконтурный двигатель с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1С разработан для Су-35 конструкторским коллективом НПО «Сатурн» им.А.М.Люльки.
Характеристики:
- количество — 2 шт.;
- масса — 1520 кг.;
- тяга: максимальная — 2х8800 кгс.;в режиме форсажа — 2х14500 кгс.;
- вектор тяги: угол отклонения — ±15°; скорость отклонения — 60°/с.;
- ресурс: эксплуатационный — 4000 ч.; межремонтный — 1000ч.
Для кондиционирования кабины пилота и обеспечения сети постоянного тока на Су-35 применен газотурбинный двигатель ТА14-130-35. Мощность – 30 кВА.
«Изделие 117» — реактивный двигатель АЛ-41Ф1 для Су-35
Авионика
Для обеспечения постоянной боеготовности Су-35С в его конструкцию внедрен комплекс авионики пятого поколения. Кроме уже описанной выше боевой информационно-управляющей системы (БИУС), самолет оборудован мощным набором систем слежения и противодействия:
РЛС Н-035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) диаметром 0,9м. Она отслеживает воздушное пространство под углом 240°, производит обнаружение и целеуказание по 4 наземным и 30 воздушным целям. Дальность обнаружения объектов — от 90 до 450 км.;
РЛС Н-035 «Ирбис»
- система предупреждения о ракетном нападении. С ее помощью пилот истребителя в полете может одновременно вести 4 цели, находящиеся на удалении до 80 км.;
- комплексы РЭБ контейнерного типа;
- электрический привод управления силовой установкой. Он позволяет БИУС осуществлять полный контроль параметров сближения с целью;
- обновленные системы навигации и радиосвязи, предупреждения от облучения.
Первый вылет и первый контракт на покупку новейшего истребителя
Первый прототип поднялся в воздух в середине февраля 2008 г. Пилотировал Су-35 лётчик-испытатель Сергей Богдан, показав хороший результат и высший пилотаж.
На следующий день 20 февраля новейший истребитель впервые продемонстрировали президенту Российской Федерации В. В. Путину в подмосковном городе Жуковский.
К осени того же года на «КнАПО» изготовили второй прототип Су-35 и второго октября он совершил свой первый полёт в дальневосточном небе.
На авиасалоне «МАКС-2009» проходящем по традиции в подмосковном городе Жуковский, между военными ведомствами и предприятием «Сухой» был заключён контракт на поставку 48 авиамашин нового поколения Су-35 с 2012 до 2015 год. При своевременном выполнении договора поставки между сторонами рассматривалось заключение повторного аналогичного контракта с 2015 до 2021 года.
Предварительные испытания были окончены спустя год, и в 2010 началось серийное производство. Первые истребители Су-35С увидели свет третьего мая и второго декабря 2011 года. К наименованию самолёта добавилась буква С, означающая серийность.
Согласно контракту, к 2013 году Министерство Обороны России получило 22 из 48 заказанных истребителя. Учитывая выполненные обязательств авиапромышленным предприятием «Сухой» по первому договору и второму аналогичному контракту, к 2021 году на вооружение принято более 65 самолётов Су-35С.
История создания поколения 4++
Базовой моделью для создания самолёта четвёртого поколения+/+, стал многоцелевой истребитель Су-27.
Планер этой модели показал отличные лётные качества, и имел значительные резервы для модернизации, что и привело к созданию нового самолёта на его базе.
Конструкторы последовательно решили следующие задачи:
- глубокая модернизация планера;
- автоматизированное управление оперением;
- активная система безопасности;
- сверхманёвренность;
- многофункциональность.
Многое из полезного оборудования Су-27 было решено оставить. Однако серьёзной модернизации избежать не удалось. Первый квартал 2006 года ознаменовался началом работ над первой партией опытных моделей. Истребители Су-35 начали свой путь в городе Комсомольск-на-Амуре на авиационном предприятии имени Ю. А. Гагарина. Данная организация является филиалом .
Согласно плану конструкторов, лётные испытания должны были начаться к середине 2007 года. Назначенная дата тестовых вылетов оказалась нарушена по уважительным причинам и её пришлось пролонгировать до 2008 года. Вынужденный перенос сроков не помешал показать самолёт Су-35С без полётов на международном авиашоу МАКС-2007.
Утром деньги, вечером – истребители Су 35
Увидев истребители Су-35 на авиасалоне, немногие люди из тех, что знают толк в реактивной авиации, способны сохранить самообладание. Высший пилотаж, который показали самолеты Су-35 — весомый довод в его пользу при любых коммерческих переговорах.
Прошло всего несколько лет с момента начала активной эксплуатации истребителя, а за ним в «Рособоронэкспорт» уже выстроилась очередь. Как правило, это военные ведомства стран третьего мира, не связанные контрактами на поставку оружия с Североатлантическим Альянсом.
Новая крылатая машина заступила на боевое дежурство в воздушном пространстве России. Положительный опыт эксплуатации Су-30 привел к заключению долгосрочного контракта на поставку нового самолета в Китай. Сегодня в составе ВВС Народно-освободительной армии КНР несут боевое дежурство 14 многоцелевых истребителей Су-35.
Разные источники предоставляют информацию о том, что интерес к закупке самолета проявляют Индия, Малайзия и Индонезия. Традиционно, страны Юго-Восточной Азии – главные заказчики российской авиапромышленной отрасли.