Как взлетает и летает самолет

Сверхзвуковые самолеты

В 1960-е годы в военной авиации произошел прорыв, благодаря изобретению летательных аппаратов, способных развивать и преодолевать барьер скорости звука, что ни много ни мало 1191,6 км/ч в воздушной среде.

Неудивительно, что следом за сверхзвуковыми истребителями, бомбардировщиками и разведчиками, пришла пора пассажирских авиалайнеров. Вершиной данной задумки стали русский Ту-144, развивавший крейсерскую скорость 2300 км/ч и британо-французский Concorde, чья скоростная величина равнялась 2150 км/ч.

Оба самолета были произведены в 1970-х годах и, пройдя ряд длительных испытательных полетов, не всегда заканчивающихся успехом, начали грузовые и пассажирские перевозки. К сожалению, русский авиалайнер пробыл в воздухе всего семь месяцев с 1977 по 1978 гг., после чего «Аэрофлот», эксплуатировавший модель, прекратил все его рейсы.

Иностранному коллеге повезло больше, Concorde занимался пассажирскими перевозками с 1976 по 2003 год, после чего тоже был изъят из воздушной среды.

Причин этому много, одни из самых важных:

  1. Нерентабельность вследствие высокого расхода топлива.
  2. Специальное обслуживание и ремонт, что при уникальности модели и развития столь высокой скорости, становились постоянным явлением.
  3. Не подходящая конструкция – для достижения сверхзвуковой скорости требуется максимально обтекаемая форма, что вместе с габаритами пассажирского борта делали самолет совершенно неотъемлемым и непрактичным.

На сегодняшний день не осталось ни одной используемой модели сверхзвукового пассажирского авиалайнера, однако разработки подобного воздушного судна так и не прекратились.

Легендарное прошлое сверхзвуковой гражданской авиации Ту-144 и Конкорд

Раскрывая вопрос о том, с какой скоростью летают пассажирские самолеты сегодня, нельзя не упомянуть о сверхзвуковых пассажирских самолетах прошлого – “Ту-144” и «Конкорд». Эти две легенды мировой авиации увидели свет почти одновременно.

Над созданием сверхскоростного “Ту-144” работали лучшие умы Советского Союза. Он совершил свой первый испытательный полет в конце 1968 года.

«Конкорд» был детищем франко-британского союза авиаконструкторов. Он впервые поднялся в небо в начале 1969 года.

Оба самолета внешне были очень похожи друг на друга. Скорость “Ту-144” составляла 2 300 км/ч, скорость «Конкорда» 2 150 км/ч.

Существенным недостатком обоих монстров авиации был невыносимый шум во время полета, исходивший от двигателей и системы кондиционирования.

Первая катастрофа с “Ту-144” произошла в 1973 году на международном авиасалоне Ле-Бурже во Франции. Самолет рухнул на землю прямо во время испытательного полета. Точная причина этой катастрофы осталась неизвестна. В 1978 году случилась второе крушение – в Московской области во время контрольно-приемочного полета загорелся борт самолета. Летчикам удалось посадить машину и эвакуироваться, но остановить огонь не представилось возможным – самолет сгорел. После этого случая пассажирские полеты на “Ту-144” были прекращены навсегда.

Борта самолетов «Конкорд» продолжали успешно осуществлять пассажирские полеты вплоть до 25 июля 2000 года. В тот страшный день пассажирский лайнер «Конкорд», выполнявший полет из парижского аэропорта Шарль де Голль, совершил падение через 3 минуты после взлета. Погибло 113 человек. Эта трагедия послужила поводом для запрета на использование самолетов «Конкорд». Впоследствии этот запрет был снят, так как по результатам детального обследования технического состояния всех самолетов «Конкорд» не было выявлено ни одного дефекта. Однако в 2003 году крупнейшие авиакомпании Великобритании и Франции объявили об отказе от эксплуатации судов этой марки.

С тех пор мировая гражданская авиация отдает предпочтение более простым, тихим и экономичным дозвуковым судам, а использование сверхзвуковых аппаратов для пассажирских перевозок осталось в прошлом.

Раскрытие понятия скорости

Показатели скорости воздушных судов, о которых объявляют их производители, на самом деле относительны.  Их резвость может зависеть от разных факторов. Кроме этого, скоростной показатель разделяется на максимальный и крейсерский. Максимальный – это показатель, который крылатая машина может развить в определённых условиях, близких к идеальным. Поэтому максимальный темп является сугубо техническим критерием.

Само собой, что во время перелётов с пассажирами, авиалайнеры никогда не разгоняются до максимального темпа. Они летят в крейсерском темпе, который обычно составляет  приблизительно 2/3 от максимального. Ещё его называют средняя скорость самолёта.

Также можно выделить такие показатели как скорость разгона воздушного судна по взлетной полосе, скорость самолёта при взлёте и посадке.

Скорость взлета типовых самолетов

Типовые пассажирские самолёты, которые взлетают со средней скоростью, бывают разными. Их показатели варьируются, например:

  • Airbus A380 – 269 км/ч;
  • Ту 154М – 210 км/ч;
  • Ил 96 – 250 км/ч;
  • Як 40 – 180 км/ч;
  • Boeing 747 – 270 км/ч.

Указанная в примере скорость не всегда соответствует показателям на практике. Иногда ее недостаточно, например, в случае выпадения сильных осадков, попутного ветра. А вот в случае встречного ветра и низких температур (чем ниже температура, тем выше плотность воздуха) достаточно меньшей скорости.

Современные сверхманевренные самолёты разгоняются за считанные секунды. Это стало возможным за счет усовершенствованного двигателя и продуманной конструкции корпуса. Но военная техника хоть и обладает таким же принципом действия, работает иначе. У истребителей другой вес, конструкция крыльев, длинна и величина фюзеляжа.

В среднем она составляет около 60–80% от максимальной. Говоря другими словами, в авиации – это скорость горизонтального полёта, при которой самолет совершает рейсы по маршрутам. При взлете разгон меньше, взлетая, аппарат подходит к необходимому для него максимуму. На предельной либо максимальной скорости самолет летит крайне редко.

Управление самолетом, взлет и посадка

Самое тяжелое – управление самолетом при взлете и посадке. И, наоборот, разрезая небо на эшелоне, самолет не требует постоянной смены параметров (скорости, тяги, вектора движения и подъемной силы). Сегодня бортом управляет компьютер, перемещая его на участках атмосферы, находящихся над международными аэротерминалами. Пилоты в этот момент лишь «дежурят».

Другое дело взлет и посадка!

Первое мероприятие требует осуществления взлета в пределах ВПП. Значит ничто не должно помешать разгону до указанных скоростей. Для этого надо дождаться проверки, заправки (чтобы машины служб аэропорта покинули дорожку). А главное? Чистоту полосы и эшелона должен подтвердить диспетчер. В воздухе надо убрать шасси и лечь на курс (поворот осуществляется увеличением или уменьшением тяги правого или левого двигателя). Наклон движения регулируется увеличением подъемной силы (с помощью закрылок и т.д.).

Какая скорость самолета при посадке

Лайнер садится на посадочную полосу не сразу. В первую очередь происходит снижение скорости лайнера, сбавление высоты. Сначала самолет касается взлетно-посадочной полосы колесами шасси, затем движется с большой скоростью уже на земле, и только тогда тормозит. Момент контакта с ВВП почти всегда сопровождается тряской в салоне, что может вызывать беспокойство у пассажиров. Но ничего страшного в этом нет.

Скорость при посадке самолета практически лишь немного ниже, чем при взлете. Большой “Боинг-747” при приближении к взлетно-посадочной полосе имеет скорость в среднем 260 километров в час. Такая скорость должна быть у лайнера в воздухе. Но, опять-таки, конкретное значение скорости рассчитывается индивидуально для всех лайнеров с учетом их веса, загруженности, погодных условий. Если самолет очень большой и тяжелый, то и скорость посадки должна быть выше, ведь при посадке также необходимо “держать” требуемую подъемную силу. Уже после контакта с ВВП и при движении по земле пилот может тормозить средствами шасси и закрылок на крыльях самолета.

Опасные взлёты и посадки

В разделе на вопрос К. Вы полагаете, что для САМОЛЁТА ОПАСНЕЕ ВЗЛЁТ или же ПОСАДКА? заданный автором Rex-Leo & *Звёздные* Паруса лучший ответ это Эй!пусть там рты позакрывают те,кто на лётчиков вешают проблемы!Сами то на земле сидите,только обсирать и горазды,а лётчики каждый день в небе.У нас в россии одно училище гражданской авиации,где учат пилотов.Ульяновское лётное.Конкурс там-15 чловек на место.попадают туда самые лучшие.Обучают их там отлично,летают они уже с третьего курса.Там кто-то ответил что на посадку заходят на автопилоте…Это невозможно!Зайти на посадку на автопилоте-что за бред?Автопилот может быть включён только при летении по прямой.Любое изменение высоты-это лётчик.Посадка-лётчик.Посадка намного опасней взлёта.К примеру при плохой видимости трудно зайти на полосу,особенно когда неяркие огни.А взлететь намного проще!ПРи посадке полоса должна быть строго идеальной,при взлёте допустимы мелкие ошибки.А вообще-все авиакатастрофы вешают на лётчиков.Хоть они там виноваты ну ооооооооочень редко.Просто повесив вину на компанию или производителя(хоть они сами и виноваты зачастую) у них будут жёсткие проверки,а на лётчика…Какие реформы к мёртвым?

Параметры первостепенной важности

Что подразумевается под метеорологическим минимумом? Это условия, которые применяются по отношению к видимости, облачности, скорости и направлению ветра. Данные критерии могут быть опасны при перелетах, в особенности, когда говорится о грозах, ливнях и сильной турбулентности. Безусловно, большинство грозовых туч можно миновать, но тянущиеся на сотни километров фронтальные грозы обойти практически невозможно.

В случае если речь идет о минимумах, то определяются критерии видимости на аэродроме и высоте принятия решения (ВПР). Что это за показатель? Это уровень высоты, при котором экипаж самолета обязан осуществить разворот на дополнительный круг, когда не определяется ВПП.

Выделяют три типа минимумов:

  • воздушного транспорта – допустимые критерии для безопасного полета самолета при неблагоприятных метеоусловиях, установленные производителем;
  • аэродрома – зависит от типа установленных навигационных и технических систем на взлетно-посадочной полосе и на окруженной территории;
  • экипажа – допуск пилотов в соответствии с их программой тренировки при конкретных погодных условиях и практическими навыками полетов.

Летают ли самолеты в дождь? Допускать воздушное судно к вылету или нет, определяет только командир самолета. Чтобы принять решение, следует предварительно ознакомиться с предоставленными метеорологическими данными по аэродромам назначения, а также запасным и оценить их.

Скорость взлета типовых самолетов

Типовые пассажирские самолёты, которые взлетают со средней скоростью, бывают разными. Их показатели варьируются, например:

  • Airbus A380 – 269 км/ч;
  • Ту 154М – 210 км/ч;
  • Ил 96 – 250 км/ч;
  • Як 40 – 180 км/ч;
  • Boeing 747 – 270 км/ч.

Указанная в примере скорость не всегда соответствует показателям на практике. Иногда ее недостаточно, например, в случае выпадения сильных осадков, попутного ветра. А вот в случае встречного ветра и низких температур (чем ниже температура, тем выше плотность воздуха) достаточно меньшей скорости.

Современные сверхманевренные самолёты разгоняются за считанные секунды. Это стало возможным за счет усовершенствованного двигателя и продуманной конструкции корпуса. Но военная техника хоть и обладает таким же принципом действия, работает иначе. У истребителей другой вес, конструкция крыльев, длинна и величина фюзеляжа.

В среднем она составляет около 60–80% от максимальной. Говоря другими словами, в авиации – это скорость горизонтального полёта, при которой самолет совершает рейсы по маршрутам. При взлете разгон меньше, взлетая, аппарат подходит к необходимому для него максимуму. На предельной либо максимальной скорости самолет летит крайне редко.

Скорость различных самолётов

Гражданские воздушные суда могут быть не только пассажирскими. Они участвуют в спортивных состязаниях, занимаются перевозкой различных грузов (например украинская модель Ан-124 «Руслан», которая считается одной из самых грузоподъёмных), могут использоваться для тушения пожаров или для нужд сельского хозяйства(разбрызгивать инсектициды или заниматься поливом). Военные стальные птицы могут развивать быстроту, превышающую быстроту пассажирских судов в несколько раз. Это обусловлено их непосредственным назначением и предъявляемыми требованиями. Если для перевозки пассажиров важны удобство, безопасность и минимальные затраты, то военные крылатые машины должны развивать максимальную прыть в ущерб другим показателям для эффективного выполнения боевых задач. Тот же корабль-авианосец, который плывёт в темпе 35 узлов, имеет очень короткую взлетную полосу и военная железная птица должна быстро разгоняться, чтобы успешно взлететь.

Ниже приведены показатели максимальных и крейсерских темпов в км\ч наиболее известных моделей пассажирских авиалайнеров:

  • Ан-148 крейсерская — 750, наибольшаяя — 870.
  • Боинг 747: крейсерская – 900, наибольшая – 990.
  • Airbus A320: крейсерская – 840, наибольшая – 900.
  • Ил-14: крейсерская – 345, наибольшая – 430.
  • Ту-154: крейсерская – 900, наибольшая – 950.

Вышеприведенный список показывает, что скоростные характеристики могут существенно отличаться. Так, самолёт Ил-14 был разработан более 60 лет назад и его темпы существенно ниже современных и характерны для того времени. Самые современные и мощные воздушные лайнеры имеют похожий уровень максимального и крейсерского темпа. Они оснащены очень похожим реактивным двигателем с одинаковой мощностью. Кроме прыти, значение для пассажирских авиалайнеров имеет то, какое расстояние они способны покрывать без дозаправки.

Важно! Нужно понимать, что резвость пассажирского воздушного судна зависит также от внешних атмосферных и погодных условий. Разная плотность воздуха, сила ветра и его направление могут значительно повлиять на текущую бойкость полёта: снизить или увеличить её. Существует ещё одно понятие режима быстроты полёта – это скорость сваливания

Существует минимальный темп полёта, ниже которой возникает риск падения. Для каждой модели самолёта производители рассчитывают этот показатель, чтобы пилоты могли контролировать полёт и довести его до благополучного приземления в месте назначения

Существует ещё одно понятие режима быстроты полёта – это скорость сваливания. Существует минимальный темп полёта, ниже которой возникает риск падения. Для каждой модели самолёта производители рассчитывают этот показатель, чтобы пилоты могли контролировать полёт и довести его до благополучного приземления в месте назначения.

Но особо важно контролировать этот показатель пилотам во время взлёта воздушного судна. И опять-таки, на скорость сваливания может влиять ветер

Любой опытный пилот прекрасно осведомлён обо всех этих деталях и умеет справляться с разными погодными условиями так, чтобы пассажиров ничего не беспокоило на борту во время полёта.

Обобщая всё вышенаписанное о быстроте самолётов, можно сделать вывод, что в среднем крейсерская скорость пассажирских авиалайнеров находится в пределах от 600 до 900 км/час. На такие цифры и стоит опираться при выборе рейса и модели авиалайнера.

Как происходит взлет

Разгон самолёта при взлете зависит и от других его характеристик. На работу летательного аппарата влияет наличие:

  1. Закрылков и предкрылков. От крыла зависит то, сможет ли судно подняться в воздух. У большинства самолетов крыло одно (хоть и распространено мнение, что их два), проходящее через всю машину. Существуют предкрылки и закрылки, которые отчетливо видны при взлете. Они помогают судну удержаться в воздухе, особенно на этапе взлета.
  2. Спойлеры. Так называются элементы, которыми пилот управляет вручную. Они также прикреплены к крылу, и являются своеобразным тормозом. Ими оснащаются не все воздушные судна, а только те, где подъемная сила образуется на неподвижном крыле. Речь идет как раз о крупных самолетах вроде пассажирских либо грузовых. Спойлеры используются для того, чтобы правильно приземлиться, а также для коррекции траектории взлета самолета.
  3. Двигатель. Взлет происходит благодаря двигателям. Одни тянут судно за собой, а другие выталкивают вперед. Движение по воздуху возможно даже в случае частичного отказа одного из двигателей либо полной его поломки. Есть примеры, когда самолет смог преодолеть большое расстояние и приземлится только на одном, так как второй полностью вышел из строя.

В экстренных случаях пилот способен взлетать, увеличивая подъемную силу искусственно. Манёвр сам по себе крайне опасный и чреват потерей управления, поэтому он применяется только в неординарных ситуациях, когда другого выхода просто нет.

Что касается посадки, то она происходит аналогично. Торможение происходит за счет закрылков, из-за чего воздушное судно начинает двигаться медленнее, но с увеличенной подъемной силой и постепенно садится на землю.

Длина разбега при взлете – от 100 метров. Минимальной протяженностью взлетно-посадочной полосы считается 300 метров. Если сделать ее меньше, то велика вероятность аварии. Поэтому в целях безопасности линию разгона делают больше, чем необходимо. В крупных аэропортах она еще длиннее и может достигать нескольких километров.

Какую скорость развивает самолет при взлете? Как правило, от 200 до 800 км/час. Точнее вычислить невозможно, так как показатели меняются ежесекундно, отклоняясь от заданных параметров. Конкретный ответ возможен с учетом модели летательного аппарата, погодных условий в момент начала полёта и некоторых других факторов, описанных выше.

Скорость взлета и другие параметры

Максимальная взлетная масса либо максимальный взлетный вес — это масса самолета, при которой он способен взлететь с соблюдением всех правил безопасности. Требования безопасности подразумевают много различных факторов. Например, взлётно-посадочная полоса должна достигать определенной длины. В худшем случае самолет не успеет набрать необходимую скорость, что приведет к аварии.

Важно учесть, что в приземном слое воздуха давление выше из-за так называемого экранного эффекта — резкого увеличения подъемной силы крыльев вблизи поверхности. Соответственно, с удаленностью от земли она начинает падать

Вследствие этого должен быть обеспечен необходимый запас подъемной силы, с учётом ускорения самолета при взлёте.

Взлетная скорость в среднем равна 180–270 км/ час. Конкретная цифра зависит от модели самолёта, его массы, формы и размера крыльев. Влияют и внешние факторы: погодные условия, протяженность и состояние взлётно-посадочной полосы. Наличие осадков создает большее сопротивление воздуха, к тому же они часто сопровождаются сильным ветром. Средняя скорость взлёта для типичного гражданского авиалайнера около 250 км/час.

Вы видели как происходит взлет самолета?

ДаНет

Ощущения пассажиров при разгерметизации салона

Давление на столь большой высоте принимает намного более низкие значения, чем над ее поверхностью, как и температурные показатели. Недостаток кислорода препятствует нормальной работе организма.

Современный кинематограф значительно повлиял на общественное сознание, показав, что даже незначительная дырочка на поверхности обшивки приводит к гибели всего пассажирского состава.

На самом деле, все наоборот. Конечно, повреждение обшивки ненормально, но это не говорит о катастрофическом масштабе проблемы.

Основная проблема при разгерметизации салона – недостаток кислорода. Если каждый «путешественник» пристегнут по правилам инструкции, никаких серьезных осложнений возникнуть не должно.

Более того, самолет призван сохранять целостную конструкцию и способен завершить начатый рейс. Главное, чтобы экипаж смог своевременно заметить падение давления и тот факт, что снизился уровень кислорода.

При разгерметизации необходимо надеть маски с кислородом!

Почему самолет поднимается в воздух

Если посмотреть на крыло, то вы увидите, что оно не плоское. Нижняя его поверхность гладкая, а верхняя имеет выпуклую форму. За счет этого при повышении скорости воздушного судна меняется давление воздуха на крыло. Снизу крыла скорость потока меньше, поэтому давление больше. Сверху скорость потока больше, а давление меньше. Именно за счет этого перепада давления крыло и тянет самолет вверх. Данная разница между нижним и верхним давлением называется подъемной силой крыла. По сути, при разгоне воздушное судно выталкивает вверх при достижении определенной скорости (разницы давлений).

Воздух обтекает крыло с разной скоростью, выталкивая самолет вверх

Данный принцип был обнаружен и сформулирован родоначальником аэродинамики Николаем Жуковским еще в 1904 году, и уже через 10 лет был успешно применен во время первых полетов и испытаний. Площадь, форма крыла и скорость полета рассчитаны таким образом, чтобы без проблем поднимать в воздух многотонные самолеты. Большинство современных лайнеров летают со скоростями от 180 до 260 километров в час — этого вполне достаточно для уверенного держания в воздухе.

Поезда более безопасны – заблуждение или нет

Согласно статистическим исследованиям, самым безопасным видом передвижения у людей является поезд. Чуть выше рейтинг у электрички. Самолёты же у населения в мире доверия совсем не вызывают. В их полную надёжность верят всего шестнадцать процентов опрошенных

Если брать во внимание автомобили, то их рейтинг по безопасности вообще низок, ибо они изначально считаются очень травмоопасными для передвижения на большие расстояния

Однако в борьбе между различными видами транспорта по критерию надёжности всё не так просто. Самолёты согласно многолетним исследованиям экспертов по авиакатастрофам и статистическим исследованиям признаны по праву Тем не менее люди, даже несмотря на официальные научные подтверждения, всё равно не испытывают к ним доверия. Почему так происходит? Может новости о том, что где-то упал самолет, очень сильно пугают туристов? Давайте разбираться в ситуации.

Первые разработки

«Илья Муромец» – первый самолет гражданского типа. Раньше они летали не более 105 километров в час. Современные пассажирские самолеты летают, преодолевая 500-900 километров за час, при этом данный показатель не является пределом.

Сверхзвуковые разработки перемещаются гораздо быстрее и существенно экономят время, поэтому называются скоростными. Их максимальная скорость составляет 8200,8 километров за час. Из-за невозможности обеспечить надежный уровень безопасности, их не используют для транспортировки людей.

На это есть несколько весомых причин:

  • Сложность моделирования, поскольку обтекаемую форму борта проблематично подогнать под размеры пассажирского суда;
  • Использует много топлива. Соответственно насколько больше возрастают расходы на топливо, настолько увеличивается общая стоимость билетов;
  • Маленькая численность аэродромов с посадочными площадками, оборудованными под сверхзвуковые модели;
  • Необходимость проводить внеплановые диагностики или ремонт.

На сегодня нет функционирующих сверхзвуковых лайнеров для транспортировки пассажиров. В истории строения авиатранспорта подобных моделей было только две:

  • ТУ-144, летавший около 2150-2300 километров за один час. Был разработан в Советском Союзе;
  • «Конкорд» – британская разработка. Он способен преодолевать 2150 километров за час.

Какую скорость развивает лайнер перед взлётом и приземлением

Скорость пассажирских самолётов при взлёте и посадке отличается.

Важно! Только после оценки погодных условий и особенностей взлётной полосы лётчик принимает решение, какая скорость разгона оптимальная, чтобы лайнер взлетел

Взлёт пассажирского Боинга 737

Гражданские самолёты взлетают по классической схеме: при отрыве от земли двигатель набирает нужную тягу. Процесс:

  • Когда двигатель достигнет 800 оборотов в минуту, авиалайнер начинает движение. Лётчик держит ручку управления в нейтральном положении, плавно отпуская тормоза. Воздушное судно разгоняется на 3-х колёсах.
  • Скорость самолёта при взлёте должна достигнуть около 180 км/ч. Лётчик начинает плавно тянуть ручку, отклоняются щитки-закрылки, и нос аппарата поднимается. Лайнер ускоряется на 2-х шасси.
  • Пока Boeing не набрал 220км/ч, он ускоряется с приподнятым носом на 2-х колёсах. Достигнув этой отметки, судно взлетает.

Заключительный этап полёта – посадка. С высоты 25 метров начинается снижение. У Боинга 737 посадочная скорость 250 – 270 км/ч.

Скорость взлета Боинг 747

Boeing 747 способен развить взлётную скорость до 270 км/ч. Посадка совершается в 4 этапа:

  • Выравнивание. Начинается на 8-10 метрах и оканчивается на 1 метре. Вертикальная скорость снижения приближается к нулевой отметке.
  • Выдерживание. Скорость падает, судно плавно снижается.
  • Парашютирование. Вертикальная скорость увеличивается, подъёмная сила крыла уменьшается.
  • Приземление.

При контакте с землёй фиксируют посадочную скорость авиалайнера. У Боинга 747 она около 260 км/ч.

Какая скорость у самолёта при взлёте, зависит от разных факторов: особенностей взлётно-посадочной полосы, направления и силы ветра, влажности воздуха и давления. Разогнав пассажирский лайнер, лётчик плавно отпускает тормоза. Судно продолжает двигаться на 3-х шасси. Скорость возрастает и в момент взлёта достигает примерно 220-270 км/ч. Скорость самолётов разных моделей при взлёте и посадке отличается.

Скорость максимальная и крейсерская

Существуют несколько показателей, которые определяют движение/полёт летательного средства. Это скорости:

  • разгона и отрыва от земли
  • взлёта
  • поддержания стабильного горизонтального полёта – крейсерская
  • максимальная

В техпаспорте обычно приводятся данные о взлётно-посадочных или лётно-технических характеристиках, сокращённая аббревиатура которых ЛТХ. Рассмотрим их.

Технические характеристики популярных моделей авиалайнеров в порядке: 1) Модель. 2) Максимальная масса. 3) Скорость максимальная. 4) Крейсерская. 5) Взлётная. 6) Длина разбега.

  • 1) Як-40 2) 13,7-17,2 т. 3) 550 км/ч. 4) 510 км/ч. 5) 180 км/ч. 6) 850 м.
  • 1) Ан-2 2) 3,7 т. 3) 240 км/ч. 4) 180 км/ч. 5) 80 км/ч. 6) 235 м.
  • 1) Ан-24 2) 21 т. 3) 540 км/ч. 4) 460 км/ч. 5) 200 км/ч. 6) 850-1000 м.
  • 1) Ту-154 2) 98-104 т. 3) 930-950 км/ч. 4) 850-900 км/ч. 5) 210 км/ч. 6) 2300 м.
  • 1) Ил-96 2) 250-270 т. 3) 900-910 км/ч. 4) 870 км/ч. 5) 260 км/ч. 6) 3300 м.
  • 1) Boeing 737 2) 44-74 т. 3) 900-910 км/ч. 4) 817-852 км/ч. 5) 220 км/ч. 6) 1290-2450 м.
  • 1) Boeing 747 2) 397-412 т. 3) 988 км/ч. 4) 908-912 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 3018-3090 м.
  • 1) Boeing 777 2) 247-344 т. 3) 945-965 км/ч. 4) 905 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 2500-3200 м.
  • 1) Airbus A380 2) 560 т. 3) 1000-1020 км/ч. 4) 900 км/ч. 5) 270 км/ч. 6) 2050 м.

Крейсерская немного ниже максимальной – на 5-10%, взлётная же составляет около 30% от неё. Данные показатели приводятся в техническом паспорте вместе с другими характеристиками – массой, количеством топлива, дальностью полёта. Они необходимы пилоту для управления машиной.

Самые быстрые сверхзвуковые самолеты

  • МиГ-17 – номинальная скорость полета составляет 861 км/ч. Несмотря на то что это не такой уж и большой показатель, это не помешало стать этой ударной машине самой распространенной в мире.

  • Bell X-1 – этот самолет разработан в США. Он осуществил свой первый полет еще в далеком 1947 году. В этом полете удалось произвести разгон аппарата до скорости в 1541 км/ч. В настоящий момент эта единственная машина находится в музее в США.

  • North X-15 имел ракетный двигатель, но в отличие от предыдущей модели он максимально разогнался до скорости 6167 км/ч. Этот полет был осуществлен в 1959 году. Всего было создано три таких аппарата, которые занимались изучением верхних слоев атмосферы и ее реакции на вхождение в нее крылатых тел.

  • Lockheed SR-71 Blackbird – это военный разведчик, который мог достигать скорости в 3700 км/ч. Он стоял на вооружении в США до 1998 года.

  • МиГ-25 мог развивать скорость до 3000 км/ч. Машина отличалась высокими летными и боевыми показателями. В 1976 году советский летчик угнал одну такую машину в Японию, где произвели ее детальное изучение.

  • МиГ-31 впервые оторвался от взлетной полосы 1975 года, этот перехватчик может летать со скоростью в 2,35 Маха или же 2500 км/ч.

  • F-22 Raptor – военный самолет американского производства. Он относится к самолетам 5 поколения. Крейсерская скорость машины составляет 1890 км/ч, а максимальная доходит до 2570 км/ч.

  • Су-100 является ударным разведчиком. Хотя при проектировании было много вариантов его использования. Но все же он очень быстр и может лететь на скорости в 3200 км/ч.

  • XB-70 – данный самолет настолько быстр, что во время первых испытаний с него было сорвано потоком воздуха 60 сантиметров кромки. В настоящее время существует только одна такая машина, и та в музее США. Разогнать его удалось до скорости 3187 км/ч.

  • был создан в ответ на изготовленный в Британии «Конкорд» в 1960-х годах. Он развивал максимальную скорость до 2500 км/ч. Всего было построено 16 таких машин, в настоящее время не эксплуатируется.

  • Aerospatiale-BAC Concorde – это пассажирский аппарат, который активно использовался в авиаперевозках пассажиров. Его крейсерская скорость составляла 2150 км/ч, а максимальная – 2330 км/ч. С 2003 года не используется.

В настоящее время самые развитые страны мира активно работают над созданием самолетов нового поколения, которые должны обладать еще лучшими летными показателями. 

Aerospatiale-BAC Concorde

Почему самолеты летают?

Современные самолеты – сложные высокотехнологичные летательные аппараты с большой массой или, как принято говорить, с массой больше массы воздуха. При этом им, кажется, легко удается презреть закон всемирного тяготения и оторваться от земли. Это достигается благодаря законам аэродинамики и двум важнейшим конструктивным элементам самолета:

  • силовая установка ();
  • форма крыла.

Наличие силовой установки отличает самолет от планера, а статичность крыла – от вертолета.

Крыло самолета
– поверхность со сложной, обусловленной требованиями аэродинамики форой, основное назначение которой заключается в создании подъемной аэродинамической силы, необходимой для отрыва от земли и дальнейшего полета. Подъемная сила возникает при разгоне воздушного судна за счет того, что находящееся под острым углом к встречным воздушным массам крыло создает разницу давлений.

Происходит это из-за выпуклой сверху формы крыла: проходящий над ней поток воздуха обладает меньшим давлением, чем обтекающий снизу поток. Кстати, вопреки распространенному заблуждению, крыло у самолета всего одно. Фюзеляж просто делит его на две консоли: правую и левую.

Силовая установка (двигатель)
– энергетический комплекс, отвечающий за создание тяги, которая, преодолевая сопротивление воздушных масс, обеспечивает самолету поступательное движение. Другими словами, именно силовая установка при взлете разгоняет воздушное судно до скорости, при которой крыло самолета начнет создавать подъемную силу, и поддерживает необходимую тягу при движении в воздушном пространстве. Существует три группы авиадвигателей, в зависимости от способа создания тяги:

  • винтовые;
  • реактивные;
  • смешанного типа или комбинированные.

Таким образом, совместная работа крыла и силовой установки самолета позволяет ему взлетать и перемещаться в воздушном пространстве. Конечно, двух указанных конструктивных элементов воздушного судна недостаточно для безопасного полёта. Конструкция самолета объединяет в себе множество систем, служащих этой цели.

Последние обновления

435

23:05

Brexit и Скрипали. Время покажет. Выпуск от 23.11.2018

640

04:07

Дело «Пригреть змею на шее». Модный приговор. Лучшие моменты выпуска от 23.11.2018

36

01:00

«Я актриса больших форм». Документальный фильм к юбилею Натальи Крачковской. Анонс

59

01:04

Лучше всех! Анонс

224

00:35

Женщины, произвольная программа. Фигурное катание. Гран-при 2018/19. Прямой эфир из Франции. Анонс

99

01:36

К юбилею Николая Добронравова. Сегодня вечером. Анонс

2 377

1:05:07

Жить здорово! Выпуск от 23.11.2018

86

12:27

Приборы для здоровья: глюкометр. Жить здорово! Фрагмент выпуска от 23.11.2018

71

02:25

Совет за минуту: храп. Жить здорово! Фрагмент выпуска от 23.11.2018

5 369

1:02:06

Дело «Пригреть змею на шее». Модный приговор. Выпуск от 23.11.2018

85

09:41

Острый панкреатит. Жить здорово! Фрагмент выпуска от 23.11.2018

Соображения безопасности

Средняя высота полета пассажирского самолета в 10 000 метров выбирается отчасти из соображений безопасности. Почему же пилоты останавливаются именно на этом значении? На это имеется несколько причин:

  1. Высокомощные реактивные движки современных пассажирских самолетов достаточно быстро нагреваются до критических значений. Поэтому крайне нуждаются в качественном охлаждении, что дает возможность избежать возгораний. Температура за бортом на высоте 10 000 метров над уровнем моря достигает значений порядка -50 оС. Такие условия являются идеальными для охлаждения двигателей естественным путем.
  2. На указанные высоты не способны подниматься птицы. Отсутствие пернатых, которые могут на значительной скорости врезаться в стекла, обшивку самолета либо попадать в двигатели, является залогом безопасных перелетов.
  3. Если высота полета пассажирского самолета составляет 10-12 тысяч м, воздушное судно не подвергается воздействию дождя, снега, грозы, прочих естественных явлений, поскольку борт находится над областью формирования облаков.
  4. Перелеты на значительных высотах осуществляются ввиду вероятности возникновения внештатных ситуаций, например, сбоя с курса, возгорания двигателей, отказа бортовых систем, потери связи с диспетчерами. Находясь на расстоянии 10 000 м от земли, пилоты получают больше времени на раздумья, выполнение нужных маневров и принятие верных решений.

Как взлетает самолет?

Как взлетает самолет?

В категории Техника Спросил Lightbrand

1 Ответ 3124 Просмотров 1 месяц назад

  • Рассказать друзьям
  • Добавить в избранное
  • Поделиться

Для добавления вопроса на сайт, блог или форум просто скопируйте и вставьте в html код:

Чтобы самолет взлетел, ему необходимо разогнаться по взлетно-посадочной полосе и набрать определенную скорость. Для этого пилоты самолета выруливают на полосу и включают двигатели в режим взлета. Режим взлета это максимальная работа двигателей, рассчитанная на короткий период. Перед взлетом пилоты выпускают часть крыла, которая называется закрылками во взлетное положение. После этого тормоза шасси отпускаются, и самолет начинает разгон. Задача пилота, в этот момент, используя на начальном этапе тормоза шасси, левого или правого по очередности удерживать самолет по центру ВВП, и постепенно тянет штурвал на себя для взлета. Когда скорость самолета будет достаточной, в действие вступают рули самолета.

Как взлетает самолет? Во время взлета, воздух, находящийся под крылом, благодаря форме крыла уплотняется, а над крылом наоборот становится более разреженный, в результате этого возникает разность давления воздуха над крылом и под ним и возникает подъёмная сила. Когда она становится больше веса самолета, самолет отрывается от земли и взлетает в воздух. После летчики убирают шасси, а еще через некоторое время, закрылки, и переводит двигатели в нормальный режим работы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий