Раскопки древнего города в Камбодже

Безопасность

До недавнего времени посещение Камбоджи было не безопасным для жизни предприятием.

Впрочем, не смотря на установление мира и согласия в королевстве, путешественника также подстерегают многочисленные опасности.

Эхо войны

Земля Камбоджи хранит в себе тонны не разорвавшихся мин и авиационных бомб (подарки “дяди Сема”). Хотя, эти территории и выявлены, есть вероятность наткнуться на неизвестные минные поля в удалённых труднодоступных районах (куда, впрочем, обычные туристы не заходят).

Опять же, “любителям острых ощущений” необходимо помнить, что в джунглях ещё бродят “страшные” красные кхмеры.

Болезни

Камбоджа – один из немногих сохранившихся “заповедников” тропических инфекций на планете.

При посещение этой страны необходимо строжайше соблюдать правила личной гигиены (особенно это касается воды).

Здесь встречаются холера и другие диареи, передаваемые с водой, амебная и бациллярная дизентерия, брюшной тиф, гепатит А, В и Е.

Из гельминтных инфекций, есть вероятность заражения фасциолопсидозом (гигантский кишечный червь); на территории Индокитайского полуострова также встречаются – клонорхозом (восточный печеночный червь); описторхозом (кошачий печеночный червь); парагонимозом (восточный легочный червь). Мелиоидоз обнаруживается спорадически.

Шистосомоз (бильгарциоз): случаи заболевания зарегистрированы в малых очагах в пределах дельты р. Меконг.

Единственный оставшийся в Индокитае очаг распространения полиовируса находится также в дельте реки Меконг на территории Камбоджи и южного Вьетнама.

Обычным заболеванием в Камбодже является малярия. Поэтому, в период муссонных дождей необходимо делать профилактику заболевания хлорохином и прогуанилом (или мефлохином).

В целях личной безопасности Минздрав рекомендует нашим гражданам перед посещением этой страны сделать необходимые прививки: от гепатитов А и В, дифтерии, брюшного тифа, столбняка, японского энцефалита и др.

Местные обычаи и традиции

Общество Камбоджи является очень традиционным. Оно ценит институт семьи и роль религии в регулировании жизни.

Подрастающее поколение (их большинство) не столь консервативно. Но все-таки общество остается более традиционным, чем общество соседних Тайланда и Вьетнама. При посещении страны необходимо с эти считаться.

Камбоджийцы традиционно приветствуют друг друга пожатием рук и поклоном, подобным “wai” в Таиланде. Сегодня эта традиция частично заменяется западной практикой рукопожатия.

Но женщины по-прежнему используют традиционное приветствие и между собой, и с мужчинами.

Небольшой подарок – маленький символ благодарности — всегда приветствуется при посещении не только частного жилища или офиса, но и при размещении в гостинице. Подарки нужно всегда предлагать правой рукой.

Обувь необходимо оставлять у порога только в частных домах или в храмах.

Кхмеры, в отличии от тайцев и, особенно, бирманцев, достаточно терпимы и могут не указывать на ваше неподходящее, по незнанию, поведение.

Поэтому рекомендуем быть предельно уважительными при посещении важных для кхмеров мест.

Не носите шорты (при посещении государственных учреждений и религиозных объектов). Лучше купите саронг — доступно, дешево, удобно и необычно.

Оставляйте шляпу при входе, не носите с собой.

Перед входом в действующий храм снимайте обувь.

Почтительно относитесь к монахам, особенно в храмах.

Пожертвование небольшой суммы денег или приобретение в храме свечи, цветка лотоса свидетельствует об уважении.

Также при посещении страны стоит помнить, что:

Нельзя показывать свой гнев. Это означает потерю лица и ставит всех

в неудобное положение.

Нельзя гладить детей или взрослых по голове (как и во всех странах Юго-Восточной Азии, голова – это священная часть тела).

Ноги, не столь почитаемая часть тела из-за прикосновения с землей, поэтому не кладите ноги на стол. Нельзя класть ногу на ногу в присутствии монахов.

Не показывайте ни на кого пальцем.

Если вы голосуете, махая всей рукой или подняв большой палец вверх – это может быть расценено, как сексуальный интерес.

При вручении вещей другим людям не используйте обе руки, только правую руку.

Курорты и отели Камбоджи

Современное положение

Проведенная Сиануком кампания за независимость обогатила его политический опыт и преумножила его амбиции. В 1955 году он отрекся от трона в пользу своего отца, чтобы без ограничений монархической власти со стороны конституции полностью посвятить себя политической карьере. С целью перекрыть дорогу недавно образовавшимся политическим партиям, Сианук основал национальное политическое движение “Народное социалистическое объединение” (Sangkum Reastr Niyum), членам которого запрещалось вступать в политические партии. Популярность Сианука и бесчинства со стороны полиции на избирательных участках обеспечили “Народному социалистическому объединению” победу на национальных выборах в 1955 году. Сианук занимал пост премьер-министра Камбоджи до 1960 года, когда после смерти его отца он был провозглашен главой государства. Сианук пользовался широкой поддержкой среди населения, однако был беспощаден к своими оппонентам.

В конце 50-х годов XX века в Азии стало отчетливее ощущаться влияние “холодной войны” – периода напряженных отношений между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР и его союзниками, с другой стороны. В таких условиях иностранные государства, в их числе – США, СССР и Китай, старались добиться расположения Сианука

Для этих государств важность Камбоджи объяснялась растущим напряжением в соседнем Вьетнаме, на севере которого господствовал коммунистический режим, а на юге – западные страны. СССР поддерживал вьетнамских коммунистов, США выступали против них, а Китай стремился получить контроль над Вьетнамом, руководствуясь вопросами безопасности

Каждое из государств надеялось, что поддержка Камбоджи укрепит его положение в Юго-Восточном регионе. Однако Сианук сохранял нейтралитет, обеспечивший Камбодже значительную экономическую помощь от стран-соперниц.

Король Сианук

В 1965 году Сианук разорвал дипломатические отношения с США. Одновременно с этим он разрешил коммунистам на севере Вьетнама, которые участвовали во Вьетнамской войне против США и юга Вьетнама, разместить в Камбодже свои базы. По мере усугубления военного конфликта во Вьетнаме, на Сианука увеличивалось давление со стороны радикальных и консервативных группировок. Коммунистическая организация Камбоджи, известная как Рабочая партия Кампучии (впоследствии переименованная в Коммунистическую партию Кампучии), ушедшая в подполье после неудавшихся попыток добиться уступок по Женевскому соглашению, сейчас снова начинала разворачивать сопротивление. В экономике Камбоджи усиливалась нестабильность, и Сиануку становилось трудно управлять страной в одиночку. Нуждаясь в экономической и военной помощи, Сианук возобновил дипломатические отношения с США. Вскоре после этого, в 1969 году, американский президент Ричард Никсон санкционировал бомбардировку Камбоджи с целью разрушить расположенные там убежища вьетнамских коммунистов. Бывший Король Сианук скончался в 2012 году.

Ангкор Ват внутри

Ангкор Ват – огромная трехступенчатая пирамида, состоящая из трех платформ, следующих одна за другой. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Террасы соединены друг с другом многочисленными лестницами. На верхней террасе – пять башен в форме лотоса.

Четыре башни – по углам, самая высокая – в центре высотой 42 метра, высота храма 65 метров. Башни соединены узорчатыми стенами, украшенными барельефами 1500 танцующих прекрасных богинь.

Все постройки Ангкор Вата, выполненные строго и четко, покрыты пышными украшениями. В храме сотни скульптур. Каждый камень украшен резьбой. Внутри храма нет места, где не коснулась бы рука резчика.

Многокилометровая резьба по всем ярусам храма, поражающая качеством проработки деталей, выполнялась на уже установленных блоках. Работа резчиков сложная: ошибку исправить трудно, испорченный блок в стене пришлось бы заменять.

Сотни барельефов на стенах храма с изображением мифологических сюжетов древнего индуизма и сцен из жизни богов и богинь. Оживляют барельефы образы воинов и слонов, змей, рыб и обезьян.

Тысячи фигур, изображенных на барельефах, отражают сцены из дворцовой и военной жизни в дни индуистского правления. На колонне храма изумленные ученые обнаружили изображение травоядного динозавра – снеготавра, который вымер десятки миллионов лет назад. Где кхмеры увидели его, остается только гадать.

Махендрапарвата

Махендрапарвата – древний затерянный город в Камбодже, который ежегодно привлекает массу туристов со всех уголков мира. И это не удивительно – в наше время людям всё чаще хочется прикоснуться к древнему миру, когда не было не только интернета, но даже автомобилей.

Название «Махендрапарвата» в переводе означает «Город великого Индры» и относится к священной горе, где когда-то был освящён первый король империи кхмеров. Произошло это в 802 году.

Чем же ещё город будет интересен для путешественника и каким образом его можно посетить?

Местоположение

Махендрапарвата находится в 40 километрах к северу от комплекса Ангкор-Ват на склонах плато Кулен.

Камбоджа – удивительное государство в Юго-Восточной Азии. Там проживает более 16 миллионов человек! Все они чтят свою культуру и традиции – более 80% жителей являются кхмерами. С 1993 года государство является конституционной монархией, там до сих пор правит король.

Культура Камбоджи подвержена сильному влиянию со стороны индийской культуры. Особенно это относится к языку, искусству, а также многому другому. Вот почему это отличное место для того, чтобы открыть для себя что-то новое и постичь дух жизни, которая существенно отличается от той, к которой мы привыкли.

Но Махендрапарвата – не обычный город неизвестной страны, в котором вы сможете без проблем пообщаться с местными жителями. Это древний город, который исчез с лица земли.

Обнаружили его только в 2013 году, когда археологическая экспедиция провела процедуру воздушного лазерного сканирования.

История

Считается, что город был основан в 802 году! В это время царствовал Джаявармана 2, который считается основателем империи кхмеров. Это государство существовало с 9 по 13 век и достигло своего расцвета в 12 веке. После этого империя ввязывается во многочисленные войны, теряет накопленное богатство и терпит набеги врагов, после чего к 14 веку полностью прекращает своё существование.

Правление царя было освящено на священной горе, которая теперь называется Пномкулен. Основанный город стал одной из трёх столиц империи наряду с Амарендрапурой и Харихаралайей.

Недалеко от города находится плато Кулен, исследованное в 30-х годах прошлого столетия. Здесь были обнаружены неизвестные ранее храмы и статуи Вишну – верховного божества из индуистской мифологии. Оно имеет отношение к распространённому до сих пор культу Кришны.

Это место считается первым настоящим горным храмом. Впоследствии царь, основавший этот город, переехал в другую столицу. Учёные предполагают, что это было связано с отдалённостью Махендрапарваты от остальной империи.

Как попасть в древний город

На данный момент Махендрапарвата – место туризма, куда приезжает множество путешественников. Проводятся специальные экспедиции, во время которых туристы приезжают на территорию города на несколько дней и постепенно исследуют самые интересные его части.

Попасть на такую экскурсию довольно просто – необходимо связаться с организаторами подобных экспедиций и уточнить всю нужную информацию. Во время поездки вы сможете посетить несколько десятков старинных заброшенных храмов.

Такое приключение подарит ощущения на всю жизнь! Кроме того, можно искупаться в водопаде, погулять по тропическому лесу и территории города, а также посетить соседний древний город Харшаварапура, который также был столицей древней империи.

Удобный тур вам поможет подобрать наш менеджер. Конечно же, с вами всегда будет гид, который не только расскажет об особенностях архитектуры города и покажет интересные маршруты, но и поможет сделать так, чтобы у вас остались исключительно положительные эмоции от поездки.

Махендрапарвата – древний город, который в своё время был развитым и густонаселённым. Он примечателен ещё и тем, что до 2013 года никто не знал о его существовании. А теперь вы можете отправиться прямо туда, чтобы своими глазами увидеть старинные постройки, полюбоваться красотой природы и узнать о древней империи, которая когда-то достигла расцвета, но потеряла всё и исчезла с лица земли, но не из памяти человечества.

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

  • Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.
  • В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.
  • В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).
  • Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них — это земной мир Гетиг, второй — промежуточный мир Ритаг, а третий — высший мир Меног. Вот три формы рун.
  • В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;
  • Наиболее значимая книга Авесты — Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;
  • Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.
  • В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.
  • Непроизносимое имя Бога — основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном — треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается — 72.
  • В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.
  • Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;
  • Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками «золотого сечения»

Начало пути: три маленьких храма

Первые три сооружения, с которыми вы столкнетесь, прибыв в этот район, — одни из самых интересных в Кох Кер. Рекомендуем вам ненадолго остановиться и изучить все три храма. 

Прасат Прам

Прасат Прам — это хорошо сохранившийся храм, который соответствует стандартной планировке храмов 10-го века. В нем вы найдете три святилища прасата, выстроенные в ряд, с двумя строениями перед ними, которые известны как «библиотеки». До сих пор точно никто не знает, как использовались библиотеки. Есть две версии: там хранили рукописи и статуи божеств или помещения использовались для особых церемоний в честь бога огня Агни.

Прасат Прам постепенно сливается с джунглевыми зарослями, образуя картину, похожую на кадры из фильма “Лара Крофт: Расхитительница гробниц”.

Прасат Неанг Кхмау

Особенность Прасата Неанг Кхмау заключается в том, что он полностью почернел. Возможно, это результат лесного пожара, который произошел когда-то в прошлом. Но сейчас этот небольшой храм с одним святилищем выглядит очень необычно.

Но есть еще несколько уникальных аспектов этого одиночного прасата. Несмотря на то, что он посвящен богу Шиве, храм обращен на запад, в то время как все другие храмы Шивы, построенные кхмерами, обращены на восток. Кроме того, резьба на притолоке над дверью выполнена в виде редкого изображения божества Брахмы, хотя сейчас это едва ли можно разобрать из-за эрозии.

Прасат Чен

Этот храм имеет ту же планировку, что и Прасат Прам. Но Прасат Чен — единственный храм в городе, посвященный божеству Вишну. Сегодня от прасата остались практически руины, но когда-то именно в этом храме были впервые обнаружены некоторые из лучших шедевров кхмерского скульптурного искусства.

В восточной башне была скульптура сцены из эпоса Рамаяны о Валине, сражающемся с Сугривой. Нашли останки этой скульптуры в 1952 году. А в 2012 году в Прасат Чене было сделано еще одно открытие. Археологи обнаружили группу статуй, изображающих борьбу Дурьодханы с Бхимой, — главную сцену из эпоса Махабхараты.

Но это еще не все. В 2014 году исследователи обнаружили еще три пьедестала, на которых не осталось ничего, кроме ног статуй. Остальные части статуй были украдены в прошлые года. 

Одной из таких статуй оказалась знаменитая скульптура Ханумана, которая долгое время хранилась в Кливлендском музее искусств. Как только связь была установлена, статую немедленно передали  в Камбоджу. Считается, что в Денвере также хранится статуя Рамы, которая, вероятно, стояла рядом со скульптурой Ханумана. На момент написания статьи этот культурный объект до сих пор не был возвращен в Камбоджу.

Пруд Андун Пэн

Приближаясь к главному храму комплекса, вы увидите небольшой прямоугольный пруд. Этот искусственный водоем очень напоминает Королевский пруд рядом с бывшим дворцом в Ангкор-Томе.

Французское правление

Пномпень

Пномпень, как и планировали французы, стал напоминать провинциальный французский городок. Ко второй половине XIX века Франция начала колониальное вторжение на полуостров Индокитай, находящийся между Индией и Китаем. В 1863 году Франция приняла просьбу короля Камбоджи установить протекторат над его крайне ослабленным королевством, таким образом положив конец разделу страны между Таиландом и Вьетнамом. На протяжении последующих 90 лет Камбоджа находилась под управлением Франции. Теоретически управление Камбоджей должно было сводиться к непрямому контролю, однако на самом деле за французскими властями всегда оставалось последнее слово в решении всех важных вопросов, в том числе в избрании камбоджийских королей. Оставив неизмененными организации и институты страны (включая монархическую форму правления), Франция постепенно развивала в Камбодже государственный аппарат по французскому образцу. Не уделяя внимания образованию, французы строили дороги, портовые сооружения и другие объекты общественного пользования. Пномпень, как и планировали французы, стал напоминать провинциальный французский городок.

Экономика Камбоджи получала намного больше французских инвестиций, чем экономика Вьетнама, который тоже находился под контролем Франции. Французы вкладывали средства в выращивание каучука на плантациях в восточной Камбодже, а также способствовали экспорту больших объемов риса. Был восстановлен храмовый комплекс в Ангкоре и расшифрованы ангкорские надписи, пролившие свет на средневековое наследие и пробудившие в камбоджийцах гордость за прошлое своей страны. Так как французы оставили нетронутыми монархическую систему правления и буддизм, а также не вмешивались в сельскую жизнь страны, антифранцузские настроения развивались медленно.

В 1953 году, благодаря мастерски выполненным политическим ходам, королю Сиануку удалось восстановить независимость Камбоджи. Во время Второй мировой войны (1939 – 1945) японские войска вторглись в Индокитай, но не стали свергать компромиссно настроенные французские власти.

В 1945 году, когда поражение в войне было неизбежным, Япония положила конец французскому правлению в Камбодже и создала формально независимое правительство во главе с недавно взошедшим на трон королем Нородомом Сиануком. В начале 1946 года Франция вновь установила протекторат над Камбоджей, однако оставила стране право самостоятельно составлять конституцию и формировать политические партии.

Индокитайская война (1946-1954)

Вскоре после этого беспорядки охватили весь полуостров Индокитай. Националистские группировки (некоторые из них придерживались коммунистических взглядов) вели борьбу за независимость Камбоджи от Франции. Самые крупные сражения произошли во время Первой Индокитайской войны (1946-1954) на территории Вьетнама. В Камбодже придерживающиеся коммунистической идеологии партизаны, объединившись с вьетнамскими коммунистами, взяли под контроль большую часть страны. Однако, благодаря мастерски выполненным политическим ходам, королю Сиануку удалось восстановить независимость Камбоджи в 1953 году (на несколько месяцев раньше, чем во Вьетнаме). По Женевскому соглашению 1954 года, ознаменовавшему окончание Первой Индокитайской войны, правительство Сианука признавалось единственной законной властью в Камбодже.

Стать лесным жителем

Сопхани Тач, менеджер проекта Chi Phat, Wildlife Alliance:

Кардамоновы горы, протянувшиеся на юго-западе Камбоджи­, – отличное направление для ­экотуризма. В этих труднодоступных местах сохранился один из самых крупных в Юго-Восточной Азии участков тропического дождевого леса. Ландшафты Кардамоновых гор разнообразны – от грозных горных пиков (здесь находится и главная вершина страны Пном Ораль высотой 1813 метров) до болот­ и мангровых лесов на побережье. Чтобы познакомиться с богатством этого «затерянного мира», приезжайте в лесную деревушку Чи-Пхат. Её жители сами организуют для гостей ночлег и экскурсии. Многие из них раньше промышляли браконьерством, а теперь служат проводниками. Они отведут вас к водопадам, пещерам, полным летучих мышей, и древним захоронениям в лесной чаще, покажут редкие растения, зверей и птиц. ­Деревенские семьи охотно разделят с вами стол и кров, чтобы вы поближе познакомились с укладом их жизни.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано — «страна Камбу аналогична небу».

Созвездие Дракона и Малой Медведицы в наше время

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма — символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской (связь пирамид Гизы с созвездием Ориона) корреляция неба и земли?

Точная схема расположения основных храмов Ангкора

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная.  Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор — не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Созвездие дракона 10500 лет до н.э.

В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель — Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу. Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сравнения схемы расположения храмов Ангкора и звезд созвездия Дракона

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те. Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона… Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.

Великолепные барельефы на внешних стенах Ангкор-Вата

Апсары — Небесные танцовщицы

Увидеть розовых дельфинов

Самбан Тхенг, директор турагентства Merry Travel:

В небольшой городок Кратьэх, расположенный в центральной части страны, на берегу Меконга, приезжают, чтобы полюбоваться на редчайших иравадийских пресноводных дельфинов. Кратьэх и окрестности (а точнее, деревушка Кампи в двух десятках километров от города) – пожалуй, единственное место в стране, где гарантированно можно увидеть этих животных: после того как выше по течению Меконга, в Лаосе, построили электростанцию, на севере Камбоджи дельфины уже не встречаются. Весьма приятен и сам городок с его сонным ритмом жизни и кварталами колониальных домов. Советую взять велосипед и проехать вдоль Меконга, посещая прибрежные рыбацкие деревни и останавливаясь на ночлег в колоритных хижинах на сваях.

Алексей Терентьев

Главный храм комплекса Прасат Том и семиярусная пирамида Кох Кер

Прасат Том был государственным храмом для Джаявармана IV, как Ангкор-Ват или Байон — для более поздних кхмерских королей. Хотя изюминка храма — это массивная автономная пирамида, называемая «Пранг», к востоку от нее также есть, на что посмотреть.

Первое, что вы увидите — это сооружение крестообразной формы, состоящее из длинных залов. Пройдя на запад, вы увидите большое кирпичное святилище, которое сохранилось до наших дней в очень хорошем состоянии. Дамба, окруженная рвом с обеих сторон, — одна из самых интересных частей Прасат-Тома. Когда-то здесь также были длинные сооружения, поддерживаемые колоннами, но большинство из них разрушено. Многие здания комплекса были сделаны из дерева, давно сгнившего, как и ворота Преа Вихеара. 

В районе храма (перед самой Пирамидой смерти) вы найдете множество других сооружений: святилища, галереи, библиотеки и ворота. Некоторые из них все еще стоят, но многие превратились в руины. Хаотичный вид храма только усиливает драматический эффект, когда огромные пирамиды Кох Кер, или Пранг, наконец,  появляется в поле зрения.

Если до этого вы уже были в комплексе Ангкор Ват, то сразу поймете, что пирамида не похожа ни на одно строение оттуда. Кхмеры любили строить пирамиды. Но другие сооружения, например, Баконг и Бакенг, были построены иначе: их украшали всевозможными статуями и святилищами на каждом уровне.

Пранг же — настоящая пирамида без каких-либо скульптур, сооружений или резьбы, за исключением самой вершины. Ученые считают, что на самом высоком ярусе пирамиды когда-то находилась большая шива-линга и сооружение без крыши, но ничего от них не осталось. Уникальность этой пирамиды, которая больше напоминает мезоамериканскую архитектуру, чем архитектуру Юго-Восточной Азии, породила множество таинственных легенд относительно Пранга и Кох Кера в целом.

Может ли перенос столицы империи в такое отдаленное место, как Кох Кер, иметь какое-то отношение к конкретной точке, на которой возведена Пранг? Мог ли император кхмеров знать о какой-то энергии, которую он хотел направить с помощью странно построенной пирамиды?

Сейчас эти загадки могут звучать наивно, но кхмеры были очень религиозны. Для них храмы были сложными механизмами, функции которых заключались в установлении связей между божественным и земным царствами. И для их построения использовались определенные математические пропорции: почти как компьютерный код, который работает за программным обеспечением, которое вы используете. Без правильно написанного кода ни одна программа не запустится. Кхмеры относились к храмам так же. Поэтому не стали бы выбирать место постройки пирамиды наугад.

В центре пирамиды Кох Кер была проложена каменная лестница, по которой в древности поднимались император и жрецы. Сейчас она почти разрушена. Туристы могут пройти к верхушке по специальным деревянным подмосткам. Поднимаясь, вы увидите всю панораму храмового комплекса и сможете сделать очень красивые фотографии.

В святилище на самом верху есть отверстие, откуда когда-то, по преданиям кхмеров, выходила линга. В древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма этим словом называли символ божественной производящей силы. Предполагается, что отверстие спускалось до самой земли, как в главных храмах Ангкор-Вата и Байона. Так кхмеры хотели соединить не только небу и землю, но и подземный мир.

На верхушке пирамиды Кох Кер есть единственное украшение — голова льва атланта, который держит какой-то объект. Возможно, там кхмеры символизировали небо или лингу. 

Спустившись, вы увидите несколько тропинок: по ним можно обойти пирамиду вокруг и рассмотреть под любым углом. На одной из таких тропинок есть небольшое святилище белого слона. 

Пирамиды Кох Кер внутри украшены десятками разных статуй и очень красивой резьбой, которым насчитывалось более тысячи лет. Сейчас почти все скульптуры перемещены в музей Пномпеня из-за предшествующих грабежей. Но интерьеры Пранга все равно впечатляют. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий