Личные отношения с индийцами

Дорога слёз

Но белых поселенцев становилось всё больше, и их начинало раздражать соседство с индейцами, пусть даже «цивилизованными». Сил эффективно противостоять американцам, как в конце XVIII столетия, у индейцев юго-востока уже не оставалось — белых соседей теперь было слишком много.

Верховный суд США в спорах между хозяевами земли и белыми колонизаторами начал принимать одно за другим решения, руководствуясь ещё средневековой «Доктриной открытия», согласно которой земли, на которые прибывали белые поселенцы, принадлежали «первооткрывателям», причём территории, заселённые индейцами, по умолчанию считались «ничейными». Американские судьи утверждали, что Провидение не привело бы англосаксов к берегам Северной Америки, если бы континент не должен был им принадлежать.

Битва при Литтл-Бигхорне Library of Congress

Уже в 1830 году обещания, которые Вашингтон давал «цивилизованным племенам», были забыты окончательно.

Президент Эндрю Джексон цинично заявил: «Я рад объявить конгрессу, что великодушная политика правительства, неуклонно проводившаяся почти 30 лет в отношении переселения индейцев, подходит к своему счастливому завершению».

28 мая 1830 года в силу вступил принятый конгрессом и подписанный президентом закон «О переселении индейцев». Он обещал выдать коренным жителям, которые согласятся обменять «восточные» земельные наделы на «западные», равные по площади участки, а также финансовую компенсацию за неудобство.

На практике всё выглядело совсем иначе. Закон стал прикрытием жёстокой насильственной депортации. Индейцам, желающим сохранить племенную структуру, просто не оставляли права жить на плодородных и освоенных землях в восточной части континента.

На севере попытки отселить за Миссисипи так называемых нецивилизованных индейцев, в частности сауков и фоксов, вылились в войны, по итогам которых законные хозяева американской земли были разгромлены и вынуждены согласиться на переселение.

Индейцы племени чероки Library of Congress

Что же касается «цивилизованных» племён, то из них самое активное сопротивление захватчикам оказывали семинолы. С 1814 по 1858 год они провели три полномасштабные войны с армией США. В конечном итоге большая часть индейцев вынуждены были согласиться на переезд в Оклахому, однако несколько сотен отошли в непроходимые болота центральной Флориды и вели там партизанскую борьбу до тех пор, пока в Вашингтоне не поняли, что воевать с ними гораздо дороже, чем оставить в покое. После окончания Второй мировой войны большая часть флоридских семинолов установили контакты с федеральным правительством.

Чероки хотя и не начали активных боевых действий, но добровольно переселяться отказались. Тогда в 1835 году власти США составили фиктивный договор с группой индейцев, которые не имели никаких прав выступать от имени народа чероки. В ответ племя собрало 13 тыс. подписей под петицией, осуждающей фальсификацию, и отправило её в Вашингтон. Однако президент США всё равно ратифицировал фальшивку, а к чероки отправил войска. Индейцев согнали в концлагеря, а потом заставили уйти на равнины к западу от Миссисипи.

Крики попытались взяться за оружие, но были быстро разбиты американской армией и принуждены к переселению. Чокто и чикасо посчитали сопротивление бесперспективным и покорились воле Вашингтона.

При депортации индейцам не давали даже толком собрать вещи. Большую часть пути они преодолевали пешком и массово гибли от холода и болезней. Так, из 20 тыс. чокто в ходе переселения умерло около четырёх тысяч, из 23 тыс. криков — порядка трёх с половиной тысяч. Из 22 тыс. чероки, по некоторым данным, погибли до восьми тысяч человек. Сам процесс насильственной депортации представителей Пяти цивилизованных племён на запад от Миссисипи получил в исторической литературе название Дорога слёз.

Изначально индейцам отвели практически всю территорию современной Оклахомы (само название было предложено в 1866 году представителями племени чокто и означало «красные люди»). Но в ходе Гражданской войны большая часть индейцев поддержали Конфедерацию (7860 мужчин стали её солдатами и офицерами), и после окончания войны были наказаны за свою позицию: значительная часть территории была у них отторгнута. С 1889 по 1895 год власти провели на бывших индейских землях серию «земельных гонок», когда отведённые ранее коренным американцам территории захватывал тот из белых, кто успевал первым добраться до них на лошади или в повозке.

Первоначально границы индейских земель как «неорганизованной территории США» были установлены в 1834 году. После проведения первых же «земельных гонок» в 1890-м была официально создана отдельная инкорпорированная организованная территория Оклахома.

27- Племя Чиппева или Оджибва

Племя чиппева в Канаде также известно как оджибва. Племя чиппева (обжива) первоначально занимало обширную территорию вокруг озер Гурон и Верхнее, а также южнее в штатах Мичиган, Висконсин и Миннесота. Они были охотниками, рыбаками и земледельцами.

Их бесчеловечная и воинственная репутация и огромное количество сделали чиппева одним из самых страшных племен. Племя Чиппева говорило на родственном диалекте алгонкинского языка. «Чиппева» на их языке означает «изначальный человек».

Мужчины Чиппева были опытными рыбаками и строителями лодок. Чиппева, жившие вокруг Великих озер, строили каноэ для охоты и торговых экспедиций, а также для перевозки своих воинов.

Для чиппева или оджибва в сверхъестественном мире было множество духовных существ и сил. Некоторые из этих существ были Солнцем, Луной, четырьмя Ветрами, Громом и Молнией, которые были добрыми Богами.

Для них сны и видения имели большое значение, и сила, полученная в сновидениях, могла использоваться для управления естественной и сверхъестественной средой и использоваться для хороших или плохих целей.

Индейцы после второй мировой войны

Семейные отношения и семья у индейцев Соединенных Штатов после второй мировой войны претерпели существенные изменения, обусловленные всем ходом социально-политического развития страны и интеграцией коренного населения в американскую экономику. Это особенно проявилось с 60-х годов, когда начались бурный отток индейцев из сельского хозяйства в другие отрасли производства и связанное с ним быстрое увеличение доли городских жителей. Достаточно напомнить следующее: если к началу 60-х годов в сельском хозяйстве было занято свыше 33% коренных американцев, а в городах жило не более 26% их, то в 70-х годах соответственно — 2 и 50%

Наконец, важно подчеркнуть, что упомянутые обстоятельства привели к изменению социального состава индейского населения, которое из преимущественно мелких сельских хозяев превратилось в наемных работников. В 1980-х годах по найму работало более 80% коренных жителей США, тогда как двумя десятилетиями ранее — менее 35%

Наиболее важной проблемой существования современной индейской семьи является устойчивость ее как особого социального института. Статистика показывает, что у коренных американцев в этом отношении ситуация достаточно стабильна: в 60-х годах семьи образовывали свыше 80% официально зарегистрированных индейских хаусхолдов, в 70-х — 82 и в 80-х — более 77%. Эти показатели, заметно превышающие общенациональные, в первую очередь связаны с весьма высоким уровнем брачности индейцев: в 80-х годах в браке состояли более 49% индеанок в возрасте старше 18 лет и почти 50% мужчин

Впрочем, средние данные по брачности варьируются в зависимости от возраста индивидов. В возрастной группе 18—25 лет число женщин, заключавших брак, в 1,5 раза больше, чем мужчин, что объясняется несколько более высоким в среднем возрастном вступлении в брак последних. В группах 26—35 и 36—45 лет показатели брачности у обоих полов почти одинаковы. После 45-летнего возраста доля женщин, состоящих в браке, начинает постепенно превышать аналогичную долю мужчин, причем в группе старше 65 лет довольно значительно — в 1,5 раза. Это объясняется более низкой средней продолжительностью жизни лиц сильного пола и как следствие — довольно большим числом (около 44 тыс.) овдовевших индианок, чья доля среди совершеннолетних женщин составляет почти 10%

Эти показатели, заметно превышающие общенациональные, в первую очередь связаны с весьма высоким уровнем брачности индейцев: в 80-х годах в браке состояли более 49% индеанок в возрасте старше 18 лет и почти 50% мужчин. Впрочем, средние данные по брачности варьируются в зависимости от возраста индивидов. В возрастной группе 18—25 лет число женщин, заключавших брак, в 1,5 раза больше, чем мужчин, что объясняется несколько более высоким в среднем возрастном вступлении в брак последних. В группах 26—35 и 36—45 лет показатели брачности у обоих полов почти одинаковы. После 45-летнего возраста доля женщин, состоящих в браке, начинает постепенно превышать аналогичную долю мужчин, причем в группе старше 65 лет довольно значительно — в 1,5 раза. Это объясняется более низкой средней продолжительностью жизни лиц сильного пола и как следствие — довольно большим числом (около 44 тыс.) овдовевших индианок, чья доля среди совершеннолетних женщин составляет почти 10%.

Падение престижа семьи и брака, затронувшее Соединенные Штаты Америки в истекших десятилетиях, коснулось, правда в меньшей степени, и коренных американцев. В начале 60-х годов доля лиц каждого пола среди индейцев, состоявших в браке, была выше, чем в начале 80-х — соответственно 55 и 61%.

Из факторов, подрывающих устойчивость семьи, следует выделить разводы, число которых постепенно увеличивается. В 1960 г. доля лиц среди коренного населения, состоявших в разводах, равнялась 4,7% у мужчин и 5,2% у женщин. К 1970 г. эти показатели увеличились до 6,3 и 9,3%, а к 1980 г. достигли 10,5 и 14,1%. Конечно, они более низкие; чем у остальных жителей Соединенных Штатов, однако тенденцию к росту количества распавшихся браков у индейского населения отрицать нельзя. Но более серьезная проблема здесь, на наш взгляд, заключается в резком увеличении числа юридически неоформленных разводов среди актов такого рода. Если в 60-х годах подобные случаи носили единичный характер, то в 80-х на их долю пришлась без малого 1/3 всех разводов, причем число женщин, брошенных своими мужьями, превышает аналогичный показатель для мужчин в 2,4 раза.

Любимые игры индейцев

iStock_000019776876Small.jpgИгра в мяч

Запуск воздушных змеев – у индейцев есть даже праздник воздушных Змеев, он проходит одновременно с Днем всех святых (Хеллоуином), это Радостный праздник (!) памяти умерших детей. Индейцы очень позитивно относятся к смерти, дети в неё даже играют, разыгрывая сцены ухода из жизни. Воздушные змеи в этот праздник имеют свои особенности – они круглые, в диаметре достигают до 6,5 метра и парят в воздухе до двух часов.

Чанки – ранее игра с диском и копьем. В небо запускался каменный диск и игроки должны были попасть к него копьем. Теперь это игра колец и шеста: нужно поймать на шест как можно больше колец, брошенных вверх.

Пулук – настольная игра с фишками на очки.
iStock_000015960384Small.jpg Сегодня в Америке индейцем быть модно. Открываются индейские школы, множество сообществ по сохранению культуры и традиций этого «грустного народа», радио, газеты, телевидение на нескольких наречиях. Те, кто уезжает жить в большие города, имеют неразрывную связь с резервациями, возвращаются туда и пытаются изменить сложную ситуацию. Первая задача – это возможность дать образование индейским детям. Все «белые» учителя, работающие в индейских школах, отмечают их сообразительность и особое расположение к точным наукам.

Сиу (дакота, тетон-лакота, накота)

Пожалуй, лучше всех жизнь и обычаи индейцев сиу (точнее – сиу-дакота) описала в своей трилогии «Сыновья Большой Медведицы» Лизелотта Вельскопф-Генрих – немецкая писательница и историк.

Из её произведений вполне можно почерпнуть все основные сведения об этом большом племени, насчитывавшем к началу XIX века около 35 тысяч человек: сиу были типичными кочевниками Великих Равнин, охотились на бизонов, вели войны с соседями (кроу, пауни, шошонами и т.д.), выбирали в каждом роду «мирных» и военных вождей, разграничивавших между собой соответствующие обязанности, и т.д.

Вообще, сиу – это семь родственных племён (оглала, брюле, хункпапа, минниконжу, сансарки, ухенопа и черноногие). На Великих Равнинах они были наиболее могущественными, а также и наиболее «организованными»: каждое лето племена сиу собирались все вместе на Совет Семи Костров, чтобы обновить родственные связи, обсудить общие проблемы, выбрать четырёх главных лидеров и т.д.

Ещё в начале XIX века сиу заключили с белыми договор об отношениях и разграничении земель, который, естественно, вскоре был неоднократно и беспардонно нарушен со стороны «колонизаторов».

Последней каплей терпения сиу стало начало строительства железной дороги через их земли без разрешения хозяев (вследствие чего бизоны ушли в другую часть Великих Равнин, и у индейцев возникли проблемы с пищей).

Начавшаяся в конце 1870-х гг. Великая Война Сиу (к которой присоединились многие соседние племена) стоила как индейцам, так и белым поселенцам и армии США немалых жертв и закончилась, как нетрудно догадаться, поражением сиу и переселением их в резервации.

Сегодня племя сиу насчитывает почти 120 тысяч человек.

Американцы пытались истребить всех бизонов и тем самым уничтожить индейцев

Индейцы издревле вели кочевой образ жизни, который нередко зависел от местонахождения и передвижения диких стад бизонов. Бизон являлся кормовой базой огромного множества племен американских индейцев. Мясо бизона индейцы на проятежении множества веков использовали для пропитания, а шкуры для пошива теплой одежды и разного рода жилищ.

Когда американцы узнали об этом, то решительно постарались истребить всю популяцию бизонов в США, чтобы тем самым yничтожить и средство для пропитания практически 80% всех индейцев.

«Убейтe каждого бизона, которого сможете! Каждый мepтвый американский бизон — это один исчезнувший индеец» (c) Это слова полковника армии США Филиппа Шеридана в 1867 году.

Восемь лет спустя генерал Филип Шеридан пошёл ещё дальше, учредив медали и денежные выплаты для всех, кто принес ему шкуры мepтвыx бизонов.

Пусть убивают, снимают шкуру и продают или приносят мне, пока буйволы не будут истреблены. Это единственный способ установить прочный мир и позволить цивилизации развиваться», — сказал он.

Всего за несколько лет популяция бизонов сократилась до несколько сотен особей, тогда американский конгресс пытался принять закон о защите бизонов в 1875 году, но президент Улисс Грант отказался его подписать.

К 1902 году популяция бизонов сократилась до 23 особей. Это последнее оставшееся дикое стадо находилось в Йеллоустонском национальном парке. Однако, порядочный ковбой Джеймс «Скотти» Филип пошел против правительства и решил спасти это стадо, даже несмотря на существующую огромную денежную награду за иcтepбление последних особей. Он укрыл стадо на своей территории, пообещав пpиcтpeлить каждого, кто решится покуситься на его собственность.

Джеймс Филип скоропостижно скончался 23 июля 1911 года: к тому времени спасенное им стадо выросло примерно до тысячи голов. Он был похоронен на семейном кладбище недалеко от своего бизоньего пастбища, но удивительно то, что когда похоронная процессия прошла, несколько диких бизонов спустились с холмов и длительное время стояли недалеко от мoгилы Джеймса Филиппа. Газеты того времени утверждали, что бизоны таким образом «продемонстрировали свое уважение человеку, который их спас».

К тому моменту уже активно работало Американское общество бизонов в 1905 году, которое активно поддерживалось Теодором Рузвельтом и строило местные заповедники. Эти шаги помогли восстановить популяцию бизонов на территории США и сегодня она составляет свыше 500 тысяч особей.

Жизненные правила

7

Важно слушать и слышать слова и желания других. Дайте человеку возможность говорить от души, никогда даже не старайтесь переделать кого-либо. Даже если вы с чем-то не согласны, можете поговорить об этом после того, как выслушаете

Даже если вы с чем-то не согласны, можете поговорить об этом после того, как выслушаете.

Дайте человеку возможность говорить от души, никогда даже не старайтесь переделать кого-либо. Даже если вы с чем-то не согласны, можете поговорить об этом после того, как выслушаете.

8. Обсуждение человека за его спиной – табу

Пожалуй, не существует такой нации, которая не любит сплетничать, однако, индейцы уверены, что таким образом человек привлекает негативную энергию, которая обязательно вернется в двойном размере.

9. Научитесь прощать

Каждый из нас ошибается

Крайне важно уметь прощать, когда человек совершает наивный или глупый поступок.. 10. Отрицательные мысли наносят вред вашему здоровью

Отрицательные мысли наносят вред вашему здоровью

10. Отрицательные мысли наносят вред вашему здоровью

Индейцы уверены, что плохой настрой отрицательно сказывается на нашем психическом здоровье, духе и физическом теле

Очень важно поддерживать положительный настрой, а также находить хорошее даже в самые сложные времена.. 11. Природа – это наша неотъемлемая часть, но вовсе не наша собственность

Природа – это наша неотъемлемая часть, но вовсе не наша собственность

11. Природа – это наша неотъемлемая часть, но вовсе не наша собственность

Природа – это матушка Земля, которая подарила каждому из нас жизнь, потому она является нашей частью. Это неотъемлемая часть нашей жизни, которая дарит нам пищу, воздух и все остальное. Никто не в праве считать природу своей собственностью.

12. Наши дети – это дорога в будущее, их необходимо уважать

Наши дети вырастают, чтобы быть невероятными умами будущего. Отношение к ним должно быть очень хорошим. Их нужно уважать также, как и взрослого.

«Юридический сумбур»

Оксана Данчевская напомнила, что в 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство всем уроженцам Соединённых Штатов. Она не распространялась на одну-единственную категорию населения — членов индейских племён.

Три года спустя власти США приняли закон, который лишил индейские племена статуса «суверенных народов». Писатель и историк Юрий Стукалин рассказал в беседе с RT, что «ситуация с положением коренных жителей стала с юридической точки зрения сумбурной». По словам эксперта, индейцы находились под юрисдикцией правительства Соединённых Штатов, но при этом были лишены гражданских прав.

Также по теме

Системная изоляция: сможет ли коренное население Северной Америки покинуть резервации

260 лет назад на территории Северной Америки в районе местечка Шамонг была создана первая в истории резервация для индейцев. Так был…

Данчевская придерживается аналогичной точки зрения. Эксперт отметила, что «индейцы имели в этот период двоякий статус». Такое положение дел сохранялось более 50 лет.

«С одной стороны, их всячески притесняли и не считались с их правами, с другой — власти США постепенно развивали связанную с ними нормативную базу. Нужно отметить, что часть индейцев получила за это время гражданство благодаря воинской службе, заключению браков и ассимиляции», — подчеркнула кандидат культурологии. 

По словам Данчевской, мощным катализатором процесса предоставления прав коренным народам стала Первая мировая война.

«Многие индейцы служили в армии, коренное население участвовало во всех войнах, которые вели США», — добавила она. 

В 1924 году американский парламент по предложению конгрессмена Гомера Снайдера принял закон «О гражданстве индейцев». 2 июня его подписал президент Джон Калвин Кулидж — младший.

  • Закон «О гражданстве индейцев», 1924 год

По словам Стукалина, гражданство коренным жителям дали, но до конца было непонятно, что с ним делать.

«Индейцев многие белые по-прежнему не считали за людей», — отметил историк. 

Несмотря на то что формально вместе с гражданством коренные жители должны были получить все полагающиеся белым американцам права, на уровне штатов с этим возникли проблемы. Так, право голоса на всей территории США индейцы получили только в 1948 году, после Второй мировой войны. 

В свою очередь, Данчевская рассказала, что после принятия закона о гражданстве индейцев власти США начали предоставлять коренным американцам некоторые льготы.

Так, индейцы получили социальную помощь от государства и налоговые льготы при осуществлении определённых видов деятельности, в частности в области игорного бизнеса.

«Ими могут пользоваться только члены племён, признанных на федеральном уровне. Но, во-первых, не все племена признаны, а во-вторых, не все индейцы могут доказать, что они являются членами племени», — подчеркнула эксперт. 

Ирокезы

И, наконец, ирокезы – Союз Пяти Наций (сенека, кайюга, онондага, онейда, мохок) под одним общим названием. Кто же не слышал о самых жестоких, бесстрашных и воинственных индейцах в районе будущей границы США и Канады (от реки Гудзон до озера Эри)?

Опять же, в первую очередь скажем за это спасибо Дж. Фенимору Куперу. Союз ирокезов был не просто формальной конфедерацией, – они имели даже официальный устав, «записанный» в виде вампума (ракушек, нанизанных на нитку в определённом порядке).

В этот Союз ирокезы, кстати, позже принимали и неродственные им племена, пожелавшие жить по их законам и традициям (за это, конечно, получая защиту и военную помощь).

Вообще-то, название «ироку», происходящее из языка соседних алгонкинских племён, означает «гадюки». Нда… Ирокезов они явно «недолюбливали», – и было за что: не отличавшиеся кротким нравом и постоянно совершавшие набеги на гуронов, могикан, делаваров, отава, эри и т.д., после прихода европейцев ирокезы принялись расширять владения за счёт территорий соседей с двойным энтузиазмом.

Чем активнее они торговали мехами бобров сначала с голландцами, затем с французами и англичанами, тем быстрее таяла популяция этих животных на их землях, – нужно было «обновлять ресурсы».

В итоге сила и влияние Союза Пяти Наций стала настолько велика, что европейцы (тоже боровшиеся между собой за североамериканские территории) старались почаще использовать её в качестве союзника.

Увы, это, в конце концов, и привело Союз к краху, – в постоянных войнах он истощил свои силы и стал уже не нужен новым хозяевам континента. Ирокезов рассеяли по разным резервациям США и Канады.

Сегодня их насчитывается около 125 тысяч человек.

Гуроны

Гуроны – когда-то одно из самых многочисленных племён Северной Америки (до прихода европейцев их насчитывалось до 40 тысяч человек), были ближайшими родственниками и злейшими врагами ирокезов.

Во многом из-за постоянных войн с ними (а также из-за заразных болезней, привезённых европейцами) к концу XVIII века численность гуронов уменьшилась в несколько раз. Сегодня их осталось (по разным оценкам) всего от 4 до 7 тысяч.

А в своё время именно это племя первым установило торговые отношения с французами в районе Онтарио, поставляя им меха, кукурузу, табак и т.д., а также привлекло к торговле с европейцами и другие соседние племена (за что французы достаточно долго оказывали им поддержку в войне с ирокезами).

Кроме того, гуроны были одной из немногих тогда племенных конфедераций (под общим названием «гуроны» понимались 4 племени со схожей культурой и обычаями).

Но сразу же после Войны за независимость США племя окончательно лишилось своего былого благополучия и всех земель, оказавшись на территории Соединённых Штатов.

Сегодня гуроны забыли даже свой язык.

11- Хопи

Племя хопи было миролюбивым племенем, сохранившим свою культуру в неприкосновенности в значительной степени благодаря тому, что они жили в изолированных районах северо-востока Аризоны.

Имена самых известных вождей хопи включали в себя вождя Дана и главного туба. Племя хопи славится своими верованиями, которые включали кукол Качина и Пророчество хопи.

Хопи были крестьянами и фермерами. Их деревни располагались на высоких плато северной Аризоны. Имя хопи на их уто-ацтекском языке означает «мирные» или «мирные люди».

Религия и верования племени хопи основаны на анимизме, который включает в себя духовную или религиозную идею о том, что вселенная и все природные объекты, животные, растения, деревья, реки, горы, скалы и т. Д. Имеют души.

Племя хопи прочно ассоциируется с куклами качина. Качины представляют собой могущественных духов божеств, животных или природных элементов, которые могут использовать свои магические силы для благополучия племени, принося дождь, исцеление, плодородие и защиту.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий