Введение
Сикхское государство — государственное образование сикхов, существовавшее в северо-западной части полуострова Индостан в 1716 – 1849.
В 1716 — 1799 у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, возглавляемые мисальдарами, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тысяч кавалерии).
12 апреля 1801 года Ранджит Сингх коронован как Махараджа, что совпало с праздником Вайсакхи. Церемонией руководил сагиб Сингх Беди, потомок гуру Нанака Дева. С 1799 столицей становится Гуджранвала, в 1802 перенесена в Амритсар и Лахор. Ранджит Сингх возносится к вершинам власти в короткое время, из главы одного из мисалей становясь Махараджей Пенджаба. Уже 1799 года Ранджит Сингх объединяет разрозненные мисали в империю (Сикхская империя), в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.
Появление сикхского государства стала возможно благодаря упадку империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом.
Политическая структура сикхизма проходит три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.
В ожидании масличной ветви
Андрей Кортунов:Индия — Пакистан, Россия — Украина: уместны ли аналогии?
Наводнение 2022 г. стало не просто катастрофой для десятков миллионов граждан Пакистана. Экономические издержки от стихийного бедствия превышают 15 млрд долл., на ликвидацию его последствий потребуется еще 16 млрд долл. Наводнение стало трагичным напоминанием о том, насколько ключевые отрасли экономики Пакистана зависят от водных ресурсов и к каким катастрофическим последствиям может привести несовершенство водохозяйственного комплекса.
При этом региональная динамика не внушает оптимизма. Руководство Пакистана осознает объем издержек от конфронтации с Индией, а потому регулярно выступает с предложением о нормализации отношений. Однако невозможность поступиться главными императивами внешней политики вынуждает Исламабад выдвигать требования (к примеру, о пересмотре статуса Кашмира), на которые индийские политические элиты предпочитают просто не отвечать. Вряд ли стоит ожидать инициативы Нью-Дели о немедленной денонсации Договора о водах Инда 1960 г., но дискуссии о его дальнейшей судьбе в правительственном квартале индийской столицы определенно имеют место.
Пока что проблема водных ресурсов остается бомбой замедленного действия, заложенной под фундаментом пакистанской макроэкономической структуры. Рассчитывать на ее незамедлительное решение не приходится — сначала стране придется справиться с наиболее острыми проблемами. Однако именно от работы над ней будет зависеть не только судьба Пакистана, но и всего регионального комплекса безопасности.
Библиография
- Сури, Сохан Лал (1961). Umdat-ut-Tawarikh, DAFTAR III, PARTS (I — V) 1831–1839 гг. Н. Э. Дели: S. Chand Co.
- Ахмад Шах Баталия, Приложение к Умдат-ут-Таварик Сохана Лала Сури. Дафтар I, Лахор, 1X85, стр. 15; Буте Шахс Таварик-и-Пенджаб, Дафтар IV, (1848), (MS., Личное собрание Ганды Сингха. Патиала), стр. 6; Канаихья Лал, Тарик-и-Пенджаб, Лахор, 1877 г., стр. 88; Али-уд-Дин Муфтий, Ибратнама, Том I, (1854 г.), Лахор, 1961 г., стр. 244. Мухаммад Латиф, История Пенджаба (1891), Дели, 1964, стр. 296.
- Ян Хит, Сикхская армия, 1799–1849 (Бойцы), Оспри ( 2005) ISBN 1-84176-777-8
- Харбанс Сингх, Наследие сикхов, второе издание, Манохар (1994) ISBN 81-7304-064-8
- Хари Рам Гупта, История сикхов: сикхское господство империи Великих Моголов Ир, 1764–1803, второе изд., Мунширам Манохарлал (2000) ISBN 81-215-0213-6
- Хари Рам Гупта, История сикхов: Сикхское содружество или Восстание и падение Misls, ред. изд., Мунширам Манохарлал (2001) ISBN 81-215-0165-2
- Джан Сингх, Таварик Гуру Халса, (изд. 1970), стр. 261.
Территория
Карта Пенджаб регион показывая различные doabs
Два основных подразделения на территории между мислами были между теми, кто находился в Малва региона и тех, кто был в Маджха область, край. В то время как одиннадцать из них находились к северу от Сатледж река, один, Phulkian Misl находился к югу от Сатледжа. Сикхи к северу от реки Сатледж были известны как Маджха Сикхи, в то время как сикхи, жившие к югу от Сатледж река была известна как Малва Сикхи. На меньших территориях находились Дханигеб Сингхи в Синд Сагар Доаб, Гуджрат Сингхи в Jech Doab, Дхарпи Сингхи в Речна Доаб, и Доаба Сингхи в Джаландхар Доаб.
Наследие
Перед лицом оппозиции и преследований именно шестой сикхский гуру Харгобинд (1606-44) первым положил начало традиции вооруженной самообороны, а также традиции политической и духовной солидарности. ПИРИ и МИРИ, два меча, представляющие духовное и материальное царства, стали символом сикхов. Отец Харгобинда посоветовал ему «сесть на трон во всеоружии». В 1710 году, через два года после смерти 10-го Гуру, Гобинд Сингха (1675–1708), могольский император издал указ о смерти всех сикхов, что еще больше укрепило их волю к выживанию. Формирование вооруженного ополчения и создание сикхских государств было ответом как на угрозу выживанию сикхизма, так и на начало краха могольской власти. В 1739 году Надир-шах уволил Дели. За этим последовало господство в регионе Ахмад-шаха Дуррани, который в 1756/57 году оставил на троне могольского императора Аламгира II в качестве своей марионетки. По мере того как контроль Великих Моголов в Пенджабе ослабевает, конфедерация сикхов укрепила свою власть и превратилась в крупную, хотя и недолговечную, державу.
Однако официально сикхская империя была светской. Он не дискриминировал сикхов, мусульман, индуистов или даже атеистов. Он был относительно современным и с большим уважением относился ко всем религиям и нерелигиозным традициям Империи. Махараджа и королевская семья были сикхами, а в армии доминировали сикхские дворяне, хотя многие солдаты были мусульманами. Махарадж никогда не навязывал сикхизм своим подданным. Это резко контрастировало с этническими и религиозными чистками, проводившимися правителями моголов в прошлом. Основанная Империя была основана на сикхских благородных традициях, где все работали вместе, независимо от происхождения, и где гражданам предлагалось сосредоточиться на том, что их объединяет (например, на пенджаби), а не на каких-либо религиозных различиях. Коул и Самбхи говорят, что Ранджит Сингх уважал все религии и «можно сказать, что он представляет индийскую концепцию секуляризма, сообщества, в котором все религии разделяют равное уважение и ни одна из них не пользуется привилегиями».
Однако некоторые сикхи в Индии, которые хотят независимого Пенджаба или Халистана (земли Чистых) и ссылаются на наследие сикхской империи или Конфедерации как исторические претензии на легитимность сикхского государства, хотя империя была светской. Перед разделом Индии некоторые сикхи выступали за создание третьего государства для сикхов наряду с Индией и Пакистаном. Другие выступили против плана раздела, потому что большие сикхские общины останутся по обе стороны индийско-пакистанской границы. Некоторые сикхи заявляют, что сикхи подвергаются дискриминации в Индии. Халистан будет государством с большинством сикхов, где сикхи и люди другой веры смогут процветать без предрассудков или дискриминации. На протяжении большей части своей истории «империя сикхов была мирной и процветающей». Любая политическая система, которая считает себя построенной на этом наследии, также будет стремиться к миру и процветанию.
Битвы сикхов
- Битва при Рохилле
- Битва при Картарпуре
- Битва при Амритсаре (1634 г.)
- Битва при Лахире
- Битва при Бхангани
- Битва при Надауне
- Битва при Басоли
- Первая битва при Анандпуре
- Битва при Нирмохгархе (1702 г.)
- Вторая битва при Анандпуре
- Вторая битва при Чамкауре (1704 г.)
- Мукцарская битва
- Битва при Сонепате
- Битва при Амбале
- Битва при Самане
- Битва при Чаппар-Чири
- Битва при Садхауре
- Битва при Рахоне (1710 г.)
- Битва при Логгархе
- Битва при Джамму
- Капури экспедиция
- Битва при Джелалабаде (1710 г.)
- Осада Гурдаспура или же Битва при Гурдас-Нангале
- Осада Рам Рауни
- Схватка Гохалвара
- Битва при Лахоре (1759 г.)
- Битва при Сиалкоте (1761 г.)
- Битва при Гуджранвале (1761 г.)
- Сикхская оккупация Лахора
- Сикхский холокост 1762 года или же Битва при Купе
- Битва при Харнаулгархе
- Битва при Амритсаре (1762 г.)
- Битва при Сиалкоте (1763 г.)
- Битва при Сирхинде (1764)
- Спасение индуистских девушек (1769)
- Сикхское занятие Дели (1783 г.)
- Битва при Амритсаре (1797)
- Гуркско-сикхская война
- Битва при Аттоке
- Битва при Мултане
- Битва при Шопяне
- Битва при Пешаваре (1834 г.)
- Битва при Джамруде
- Китайско-сикхская война
- Битва при Мудках
- Битва при Ферозешахе
- Битва при Баддоуале
- Битва при Аливале
- Битва при Собраоне
- Битва при Чиллианвале
- Битва при Рамнагаре
- Осада Мултана
- Битва при Гуджрате
Сикхское государство
Надо сказать, что у сикхов в древности существовало свое государство. Оно было единым с 1716 по 1799 год. Это была особая конфедерация с центральными городами Амритсар и Лахор. До появления в этих местах британских колонистов здесь была, по сути, уже целая Сикхская империя.
Ее появление стало возможным, когда в начале 18-го века пришла в упадок Империя Великих Моголов. Сикхская империя включала в себя на тот момент довольно большую территорию:
Далее ее границы простирались уже от Кабула и Кандагара вплоть до Тибета. Однако потом, как это часто происходит с империями, начиная с 1839-го года, государство погрузилось в конфликты и междоусобицы. В результате британцы уничтожили империю в процессе англо-сакских войн.
И тем не менее:
Сикхи до сих пор считают, что сикхизм – это не религия, а нация. В этой связи время от времени возникает тема их автономии, но она, как и многие подобные темы, лишь витает в воздухе.
Сикхи разбрелись сегодня по всему миру. Большое их количество проживает в Великобритании, Канаде, Италии, США и других странах. Есть они даже уже и в России (смотрите видео выше). Ну а в самой Индии многие из них занимают видные места в правительстве и в армии. Так, сикхом является и нынешний индийский премьер-министр. Основная политика современных сикхов — работа по примирению конфликтов.
А главная святыня сикхов — Золотой храм — стоит вот уже много веков в центре Священного озера Бессмертия.
«Умному на веселье, а дураку на драку»
Лев Панин:Ядерный треугольник Индийского субконтинента
Борьба с дефицитом воды и адаптация к ресурсным ограничителям выступает одной из самых острых проблем для развивающихся стран. Рост объемов водозабора на нужды сельского хозяйства или энергетики, а также повышенный спрос со стороны домохозяйств в условиях растущей численности населения ставит вопрос о структурных изменениях в национальном хозяйстве — эффективности водопользования и вкладе водоемких отраслей в ВВП.
Проблема усугубляется в том случае, если странам приходится делить трансграничные водные ресурсы. Хотя в начале XXI в. высказывались алармистские предположения о высокой вероятности конфликтов из-за доступа к водным ресурсам, многочисленные исследования не подтверждают этот тезис ни эмпирическим, ни концептуальным анализом []. При этом существуют обратные примеры сотрудничества перед угрозой водного конфликта — один из примеров такого сотрудничества миру дали Индия и Пакистан.
В 1960 г. Индия и Пакистан по прошествии девяти лет переговоров при посредничестве Всемирного банка подписали Договор о водах Инда. Документ выделял так называемые «западные реки» (Western Rivers) — Инд, Джелум и Чинаб, и «восточные реки» (Eastern Rivers) — Рави, Биас и Сатледж. Стороны обязались создать постоянную комиссию, регулирующую хозяйственную деятельность Индии и Пакистана, а также согласовали процедуру разрешения споров с привлечением третьей стороны. Несмотря на все существующие проблемы между странами (три полноценных войны после подписания документа и сохраняющуюся напряженность в мирное время), Договор продолжал действовать. Однако его будущее кажется все менее определенным.
Сикхизм. Мудрые изречения
Ниже приведены изречения гуру и отрывки из священной книги сикхов, отражающие суть учения.
Бог это рыба и рыбах, вода и сеть, поплавок сети и наживка в ней. Гуру Нанак
Нельзя гордиться своим рождением. Знай, что все мы родились от одной плоти. Гуру Нанак
Тот, кто возносит хвалу Ему и совершает благие дела, соединится с Ним. Гуру Амар Дас
Жизнь, лишенная любви, – это цветок, растущий в пустыне, где некому насладиться благоуханием. Гуру Грантх Сахиб
Что посеешь, то и пожнешь. Твое тело — результат твоих поступков. Гуру Арджан Дев
Женщина нас рождает, женщина нас зачинает. С женщиной мы обручаемся, на женщине женимся. Женщине мы помогаем, благодаря женщине сохраняются цивилизации. Когда женщина умирает, мы ищем другую. Женщина поддерживает порядок. Тогда почему мы считаем её ниже тех великих, кого она родила? Гуру Нанак
Бог един и вечен. Он находится во всем, на нем все зиждется. Он творец и находится в творении. В нам нет страха и вражды. Он вне времени, рождения и смерти. Мы знаем его благодаря божьи милости. Мул-мантра, где изложены основы вероучения сикхов и с которой начинается Гуру Грантх Сахиб
История сикхизма[ | код]
Сикхизм как религиозное течение возник в конце XV века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб).
Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются
- в Бенгалию и Ассам;
- в Андхра-Прадеш и Тамилнад;
- в Кашмир, Ладакх и Тибет;
- в Багдад и Мекку.
После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община. Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.
Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с до ), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).
Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с до ), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.
Сикхское государство[править]
Основная статья: Сикхское государство
В —1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов, Ранджит Сингх, объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.
Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:
- Провинцию Пенджаб, современный Пакистан
- Штат Пенджаб, современная Индия
- Союзную территорию Чандигарха, Индия
- Штат Харьяна, Индия
- Штат Химачал-Прадеш, Индия
- Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
- Дели
- Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
- Зону племён, Пакистан
- Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
- Части северо-восточного Афганистана
После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.
Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.
С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.
После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.
Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.
С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.
В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).
Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.
Ритуалы[править]
Файл:Sikh wedding.jpganand kāraj — церемония сикхского брака
Гуру Нанак Дев учил, что ритуалы, религиозные обряды или идолопоклонство приносит мало пользы, и сикхам они не рекомендуются<ref></ref>. Однако в течение периода позже эпохи гуру, а также вследствие увеличения институционализации религии сикхов, многие обряды и ритуалы возникли.
Каждый сикх проходит процедуру инициации, называемую «Амрит». Утренние и вечерние молитвы занимают около двух часов в день, начиная с самого раннего утра. Благочестивым сикхам рекомендуется начинать день с частными медитациями во имя Бога. Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К):
- Кеш — нетронутые волосы, спрятанные под дастар или Keski
- Kangsha — деревянный гребень, поддерживающий волосы
- Kara — стальной браслет
- Kaccha — трусы до колен
- Кирпан — меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.
Всем мальчикам при рождении даётся отчество Сингх, и всем девочкам дано отчество Каур<ref>{{#invoke:String|replace|source=Loehlin Clinton Herbert|pattern=^(%])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} The Sikhs and Their Scriptures. — Second edition. — Lucknow Publishing House, 1964. — P. 42.</ref>. Сикхи соединяются в браке через церемонию anand kāraj. Сикхи обязаны вступать в брак, когда достигают определенного возраста (детский брак является табу), и без учёта касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам ни мужу, ни жене не разрешается развод.
Погребальная церемония сикхов — кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.
Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное — чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.
География
Бывшая империя сикхов, широко известная как, Сикхский радж или Хальса Радж, был регионом, расположенным на границе между современной Китайской Народной Республикой и Исламской Республикой Афганистан. Название региона «Пенджаб» или «Пенджаб» состоит из двух слов «Пендж / Пандж» и «Аб», что на персидском языке переводится как «пять» и «вода». В совокупности это дает название, переводящееся как «земля пяти рек», образованное из-за пяти рек, протекающих по Пенджабу. Эти «Пять рек» – это Бис]], Рави, Сатледж, Ченаб и Джелум, все притоки реки Инд, являющейся домом для цивилизации долины Инда, которая погибла 3000 лет назад. Пенджаб имеет долгую историю и богатое культурное наследие. Жителей Пенджаба называют пенджабцами, и они говорят на языке, который называется пенджаби. Следующие современные политические подразделения составили историческую Империю сикхов:
- Пенджаб, Пакистан
- Пенджаб, Индия
- Чандигарх, Индия
- Харьяна, Индия
- Химачал-Прадеш, Индия
- Джамму, Индия
- Дели, Индия
- Северо-Западная пограничная провинция, Пакистан
- Столица Исламабад, Пакистан
- Территории племен федерального управления, Пакистан
- Части северо-востока Афганистана
Сикхские женщины в государственных делах
- Май Фатех Каур (ум. 1773) из династии сикхов Патиала
- Май Десан Каур (ум. 1778) Сукерчакия Сикх Мисл
- Биби Раджиндер Каур (1739–1791) из династии сикхов Патиала
- Май Сукхан Каур (годы правления 1802) из Бханги Сикх Мисл
- Май Лачми Каур из Бханги Сикх Мисл
- Рани Сада Каур (1762–1832) из Канхайя Сикх Мисл
- Биби Ротанг Каур из Даллевалии Сикх Мисл
- Биби Сахиб Каур (1771–1801) из династии сикхов Патиала
- Махарани Датар Каур Сикхская империя (девичья фамилия Радж Каур из Накай Мисл) (1782-1838)
- Рани Аус Каур (1772–1821) из династии сикхов Патиала
- Махарани Джинд Каур (1817–1863) Империи сикхов
- Биби Дая Каур (ум. 1823) из Нишанвалиа Сикх Мисл
- Рани Деса Каур Набха из династии Набха-сикхов
- Биби Кхем Каур из сикхской империи
- Махарани Чанд Каур (1802–1842) Сикхской империи