Буддийский период

Предпосылки возникновения буддизма

(по книге Торчинов «Введение в буддологию»])

Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связаннойс ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой — именно здесь шёл бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного «благородного» сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей

Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V веке

н. э. великий буддийский учитель Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» (Абхидхармакоша) социогенный миф, почти ничего не говорито брахманах,но очень подробно описывает происхождение царской власти.

Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм.А возникновение этих альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмоми формальным благочестием, а такжес определёнными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).

Возрождение Тхеравады XI век

C XI века, когда буддизм Махаяны после исламского завоевания Индии стал приходить в упадок, сократились торговые пути через Индию, но стали развиваться пути из Ближнего Востока в Китай через Шри-Ланку.Это привелок тому, что Юго-восточную Азия приняла буддизм Тхеравады от монаховиз Шри-Ланки, которые распространили палийский канон.

Основатель бирманской империи царь Аноратха (1044—1077) смог объединить страну и принять Тхераваду, после чего тысячи буддийских храмов стали строиться в Пагане,из которых сохранилось более двух тысяч. Бирманцы ослабевали по мере усиления Таиланда и разграбления Пагана монголами в 1287, но буддизм Тхеравады остался основной религий бирманцев по сей день.

Тхеравада была также принята в новом государстве в Таиланде — королевстве Сукхотай около 1260. Потом Тхеравада снова расцвела в королевстве Аюттая с XIV по XVIII век), став неотъемлемой частью таиландского общества.

В XIII веке Тхеравада продолжала распространяться по континенту, попав в Лаоси Камбоджу. Однако с XIV века на побережье Малайзии и на островах влияние ислама усиливалось и охватило Малайзию, Индонезию и южные Филиппины.

Правление царя Ашоки (около 260 до н. э.)

Царь Ашока империи Мауриев (273—232 до н. э.) обратился в буддизм после того, как он учинил кровавую расправу над территорией Калинга (штат Орисса) на востоке Индии. Раскаиваясь в содеянном, царь решил обратиться к вереи построить многочисленные ступы и колонныв знак уважения ко всем живым существам, и чтобы побудить население следовать Дхарме. По всей стране он построил дороги и больницы.

В это время буддизм стал распространяться за пределы Индии. Согласно колоннам и ступамс надписями короля Ашоки, эмиссары были посланы во все страны с целью проповеди буддизма, а такжев греческое царство на западе (соседнюю греческую Бактрию, но, возможно, и далеедо Средиземноморья.

Третий буддийский собор 250 до н. э.

Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шлао примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к томувремени мир.

В это время установился более чётко состав канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.

Третий собор осудил школы сарвастивады и дхармагуптаки, которые потом были влиятельными в северо-западной Индии и Средней Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки считали, что Будда отделён от общиныи находится над ней. Сарвастивадины выдвигали тезис о однородности времени — настоящего, прошедшего и будущего.

Миссии Ашоки в эллинистическом мире

Некоторые из эдиктов короля Ашока описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индиидо Греции.Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуреи организации греческих стран, там присутствовали имена царей, которые обозначены как новопринявшие буддизм — селевкидский царь Антиох II Теос (261—246 до н. э.), Птолемей II Филадельф — египетский фараон (285—247 до н. э.), Антигон Гонат, царь Македонии (276—239 до н. э.), Магас Киренский (288—258 до н. э.) и Александр Эпирский (272—256 до н. э.).

Согласно палийским источникам, многие эмиссары Ашоки были греками, что показывает широкий обмен религиозными идеями между культурами того времени.

Двуязычная надпись короля Ашоки на греческоми арамейскомиз Кандагара.Кабульский музей.

Не совсем ясно, насколько эти связи реально повлияли на Грецию,но ряд авторов отмечают, что в это время вполне могли происходить процессы соединения эллинистических и буддийских способов мышления. Имеются упоминания о буддийских общинах, в первую очередь в Александрии (по упоминанию Клемента Александрийского), и дохристианских монастырях Терапевты — по-видимому, название произошло от трансформации палийского слова Тхеравада.

В Александрии были найдены также и буддийские надгробия эпохи Птолемеев, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактриии Индии»).

Распространение буддизма в Азии

К востоку от Индиина территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ Мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаянуи Хинаяну. Ранние храмы в государствах Мон, такие как Пейтхано в центральной Бирме, были основаны в периодI—V веков.

Буддийское искусство Мон претерпело сильное влияние индийского искусства времён династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился далее по Юго-Восточной Азии в результате экспансий государства Мон в V—VIII века.

Под влиянием Мон учение Тхеравады широко распространилось, пока не было заменено буддизмом Махаяны в VI веке.

Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и его шестью сподвижниками в II веке до н. э.. Буддизм принял король Деванампива Тисса и многие аристократы. В это время был основан монастырь Махавихара, превратившийся в центр традиции сингальцев. Во время правления короля Виттагамани в Шри-Ланка был написан палийский канон (29—17 до н. э.), традиция Тхеравады достигла расцвета, появились такие знаменитые комментаторы, как Буддхагхоса IV—V века. Хотя Махаяна тоже имела хождение, Тхеравада превалировала, и Шри-Ланка осталась последним оплотом Тхеравады, откуда это учение в XI веке снова распространилось по Юго-Восточной Азии.

По легендам, царь Ашока посылал миссионеров через Гималаи в районы Хотана, в бассейн Тарима, и в страну индоевропейцев Тохаристан.

Просветление

Через шесть лет изучения и медитации в этой тогда еще приятной, поросшей лесом низменности Северной Индии у молодого принца созрели обещания из бесчисленных жизней. Он хотел наконец познать суть ума для блага всех существ. Для осуществления задуманного Сиддхартха выбрал место под названием Бодхгая, которое сегодня представляет собой оживленную деревню, полную азиатских храмов, западных туристов, последователей буддизма и индийских нищих, но где до сих пор сохраняется мощное поле силы.

В последнее время окрестности Бодхгаи стали весьма опасными, так что посещать святые места лучше только в светлое время суток и в составе больших групп, поскольку здесь могут убить просто ради вещей и денег. Бодхгая находится на юго-востоке от Дели в двух третях пути до Калькутты в штате Бихар, который в настоящее время безнадежно перенаселен. Придя туда, Сиддхартха сел под большим деревом с пышной кроной, твердо решив оставаться в состоянии самопогружения до тех пор, пока не будет достигнута цель – пока он не станет способным приносить пользу всем существам.

После шести полных самых разных переживаний дней и ночей, на утро седьмых суток принц достиг Просветления. Это майское полнолуние – примерно 2525 лет назад – было его тридцать пятым днем рождения, а через 45 лет стало днем его смерти. В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Сиддхартха стал светящимся осознаванием – знал все и был всем каждой клеткой своего тела.

В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Первые семь недель после окончательного постижения Будда продолжал сидеть под деревом – очевидно, для того, чтобы тело привыкло к огромным потокам силы Просветления.

В этот период к нему приходили боги – получали от него благословение и принимали в нем Прибежище. Как впоследствии и самые одаренные из людей, они видели в нем не человека, но зеркало своей собственной Будда-природы. Благодаря примеру Будды они получили возможность обратиться к ценностям, на которые действительно можно положиться.

История Средних веков

Период владычества мусульман (VII век н.э – XVIII век)

В 7 веке в Индии появляются первые проповедники ислама, и в течение двух столетий становится главной движущей политической силой.

Создается Делийский султанат, на долгие годы вновь объединивший Индию. В 1525 году султан Дели терпит поражение от императора Мугхаль, пришедшего с территории нынешнего Афганистана.

К 17 веку упадок империи Великих Моголов приводит к ее распаду и образованию нескольких государств, в результате страна раздирается на части европейцами, и в первую очередь алчными британцами.

Период владычества англичан (1765—1947)

Индия всегда являлась лакомым кусочком для завоевателей, и не только англичане хозяйничали на этой территории. В Гоа с 1510 года обосновались португальцы, и по сей день этот штат отличается от других, он как бы пропитан португальским духом. Имели свою долю пирога с Индии и французы, голландцы и датчане.

Но уже к 1803 г. почти вся Индия контролировалась Британской Восточно-Индийской Компанией, нещадно эксплуатировавшей людские и земельные ресурсы страны, что приводило к восстаниям. Одно из таких восстаний (восстали сипаи – солдаты-индийцы, состоящие на службе у короны) в 1857 году привело к роспуску Восточно-Индийской Компании, и Индия с этого момента контролируется непосредственно правительством Британии.

Англичане беззастенчиво выкачивали ресурсы из страны. Сознательная политика Британии по разорению ремесленников привела к голоду в Бенгалии, Бенаресе, Бомбее, Мадрасе и других областях в 1769 – 1773, а затем в1780 – 1790 годах, только в результате этого погибло до 10 миллионов человек. Как выразился тогдашний генерал-губернатор: «Равнины Индии белеют костями ткачей». С 1876 по 1900 умирает от голода около 26 млн. человек, что не удивительно, такое происходило везде, где появлялся цивилизованный от подошвы до цилиндра на голове внешне и неумолимый людоед внутри – английский джентльмен..

В 20 веке борьбу за независимость возглавляет Махатма Ганди.

Длительная освободительная борьба индийцев против англичан завершается в 1947 году объявлением независимости и изгнанием грабителей, благодарная Индия объявляет Махатму Ганди отцом нации.

Буддизм. Основные направления

После смерти Будды между его последователями возникли разногласия, которые привели к образованию двух основных направлений буддизма — махаяны и хинаяны.

Процент буддийского населения в странах мира по данным Pew Research Center (2010 год)

Хинаяна

Последователи хинаяны, учения «малой колесницы», верят, что они следуют заповедям Будды точнее, чем сторонники других направлений. Они считают Будду выдающейся личностью и образцом для подражания, но не обожествляют его.

По их мнению, после смерти он утратил способность оказывать помощь живым людям. Поэтому сторонники хинаяны не молятся Будде. Они верят, что человек может сам достигнуть нирваны, следуя наставлениям Трипитаки.

Махаяна

Последователи Махаяны, учения «большой колесницы», не сосредоточивают внимание на одном Будде – Сиддхарте Гаутаме, а рассматривают его как одного из множеств будд прошлого, настоящего и будущего. Они верят в существование ботхисатв (почти будд) – людей, достигших нирваны, но оставшихся в цепи перерождений, чтобы оказывать помощь другим

Помимо Трипитаки, приверженцы махаяны изучают сутры — более поздние тексты, содержащие рассказы и притчи. В них объясняются некоторые положения учения Будды, трудные для понимания. Наиболее известны Алмазная сутра и Сутра лотоса. Махаянисты верят, что достигнуть нирваны может не только монах, но и простой мирянин.

Распространяясь в Азии, махаяна впитывала в себя местные культурные традиции, что привело к возникновению ее многочисленных разновидностей (ваджраяна, амидаизм, дзэн и другие).

Ваджраяна

Ваджраяна — одно из направлений буддизма. Наивысшего расцвета оно достигло в Тибете, поэтому называется иногда тибетским буддизмом. Учителя-наставника последователей ваджраяны называют далай-ламой. В 50-е годы 20 в. в Тибете буддисты подвергались гонениям, и большинство из них были вынуждены бежать. Нынешний далай-лама живет в изгнании на территории Индии.

Вид на дворец Потала из подножия Чагпори (Лхаса, Тибетский автономный район, Китайская Народная Республика)

Дворец-монастырь Потала близ города Ахаса в Тибете — бывшая резиденция далай-памы. Это место паломничества последователей ваджраяны: тибетского буддизма.

Амидаизм

Амидаизм — направление буддизма, широко распространившееся в Японии в 13 в. Центральная фигура амидаизма — будда Амида. По преданиям, он, исполнившись сострадания к людям, обещал, что всякий, кто произнесет его имя, возродится в Земле обетованной — раю, где царит нирвана.

Дзэн-буддизм

Дзэн — направление буддизма, возникшее в Китае и распространившееся в Японии в 13 в. Слово «дзэн» означает «созерцание». Последователи дзэн-буддизма стараются большую часть времени проводить в медитации. Помимо медитации, в дзэн-буддизме есть и другие методы, помогающие концентрироваться: сады камней, занятия живописью, боевыми искусствами (например, каратэ).

В эти методы входит и решение коан — парадоксальных задач такого типа: «Как звучит хлопок одной ладонью?». Цель коан — освободить ум от привычного логического мышления, что способствует Просветлению.

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения

Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Распространение буддизма на запад

После греко-буддийских контактов, зафиксированных в античные времена, встречи буддизма с западным миром происходили эпизодично, в-основномв связис деятельностью посольств, купцов и христианских миссионеров. Одним из первых таких контактов следует считать визит франсисканца Рубрука в Монголию в 1253.

Широкое распространение буддизма в западных странах наступило в XX веке по многим причинам.

Массовая эмиграция китайцев, японцев, корейцев и вьетнамцевв США, Австралию, страны Европы и Америки в XX веке

Повышение интереса к буддизмув США и в европейском обществе в концеXIX — начале XX века по причине открытия Японии для внешнего мира в 1853 и деятельности Теософского Общества, пытавшегося привлечь внимание широкой публики к оккультизму. Основание первых буддийских обществ Дзен и Тхеравадыв западных странах в началеXX века

Активизация деятельности тибетских буддийских школ после оккупации Тибета Китаем и поддержки тибетских беженцев западными странами (вторая половина XX века).В этот период тибетский буддизм открылся для западной публики, практически все школы тибетского буддизма нашли поддержку и основали свои общества во многих странах, в первую очередь в США, Германии, Швейцарии, Италии.

В настоящее время в западных странах существуют практически все буддийские направления, имеющие свои общества, храмы, школы и медитационные центры, которые насчитывают миллионы приверженцев.

Палеолит и неолит

Древнейшими археологическими находками в Азии являются орудия из камня и три коровьи кости с отметинами от ударов этих инструментов. Найдены они были индийско-французскими специалистами в 300 километрах к северу от Нью-Дели в районе холмов Сивалик. Их возраст определяют в 2,6 млн лет.

Череп, близкий, но более прогрессивный чем яванский Homo erectus, был найден в долине реки Нармада в 1985 году. Его датировали в более чем 236 тыс. лет назад и описали как как подвид Homo erectus narmadiensis.

Останки пятимесячного ребенка были обнаружены в месте Одаи в штате Тамиланд. Его относят к Homo erectus или к ранним Homo sapiens.

В регионе Сивалик встречаются в находки, относимые к соанской культуре.

Эпоха неолита (6-7 тыс. до н.э.) связана с развитием производящего хозяйства в долинах Инда и Сарасвати. Человеком были найдены наиболее эффективные для региона способы получения продуктов: земледелие, охотничий промысел, скотоводство. Этот период носит название Мергархской раннеземледельческой культуры. Благодаря этому стало возможно формирование нового культурно-исторического комплекса.

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения

Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Ранний буддизм

Ученики Будды в соответствиис обычаем кремировали тело Учителя. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды. Как описываетсяв Махапариниббана сутте, останки были разделены на восемь равных частей. Эти части останков были помещены в особые реликварии — ступы, культовые строения конусовидной формы, в столицах государств. Одну из частей,в ступе древнего города Капилаваттху, обнаружили в 1898 году вблизи деревни Пипрахва. Сейчас эта часть останков находится в Индийском Национальном музее в Нью-Дели.

Эти ступы стали как бы предшественниками китайских пагод и тибетских чортенов (монгольских субурганов).

Позднее в ступы стали класть тексты сутр, почитавшихся как запись подлинных слов Будды. Поскольку суть Будды есть Дхарма, его Учение, то сутры как бы представляли собой Дхарму как духовное тело Будды

Эта замена (физическое тело — духовное тело; «мощи» — тексты; Будда — Дхарма) оказалась очень важной для последующей истории буддизма, поскольку здесь, видимо, коренятся истоки чрезвычайно важного учения махаянского буддизма о Дхармовом Теле Будды (Дхармакая)

Первый буддийский cобор V век до н. э.

Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошёл первый буддийский «собор», когда собрались все ученики Будды и троеиз них — Ананда, Упали и Махамаудгальяянана память воспроизвели всё, чему учил Будда — нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма). Так возник буддийский Канон — Трипитака (на пали — Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах). Первый из известных нам вариантов Канона — палийская Типитака — долгое время, в соответствиис традицией, передавался устно, и был впервые записан на Ланке около 80 до н. э. в связис угрозой потери Учения. И в наши дни некоторые монахи, которых называют «держателями Типитаки» («типитакадхара»), традиционно заучивают наизусть отдельные части Типитаки или всю её полностью.

Второй буддийский cобор 383 до н. э.

Второй буддийский собор провёл царь Каласока в Вайшали,и былон связанс конфликтом между традиционными школами буддизма и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика.

В соответствии с традиционными школами, Будда был лишь обычным человеком, достигшим просветления, и этот опыт могли повторить монахи, следуя монашеским правилам. Преодолевая страдания, монахи могли стать архатами. Сторонники Махасангхики считали такой взгляд эгоистичным. Они считали, что цель достижения архатства несущественна, а истинная цель — достижение полного состояния Будды. Подобное воззрение в дальнейшем переросло в Махаяну.Они были сторонниками более облегчённого монашеского устава, отчего их поддерживало большинство монахов и сторонников буддизма.

Собор закончился осуждением Махасангхиков, которые покинули собрание. В дальнейшем сторонники Махасангхики обитали в северо-западной Индии и Средней Азии.

Классический период

В классическую эпоху окончательно формируются стабильная религиозная, общинно-кастовая и экономическая системы множества владений различных мелких династий, друг за другом создававших непрочные крупные державы. Во II веке до н. э. — III веке н. э. в Северную Индию вновь вторгаются различные силы с северо-запада.

Первым стало отделившееся от царства Селевкидов Греко-бактрийское царство. Знать греко-бактров образует особое Индо-греческое царство, просуществовавшее до конца II века до н. э.

В I веке до н. э. широкие завоевания из сопредельного с Кашмиром государства кочевников-саков привели к созданию нескольких владений разных размеров, крупнейшим из которых стало Индоскифское царство. Однако уже ко второй четверти I века н. э. оно становится жертвой отколовшегося от Парфии нового мощного государства, захватившего все индоскифские территории, а затем павшего под ударами кушанов Бактрии. Кушанская империя достигла наивысшего могущества при царе Канишке (97-120 гг.), когда оно относилось к четырём великим державам мира. В III веке сасанидский Иран отвоевывает последние территории Кушанского царства.

Еще раз объединить Индию смогла династия Гуптов. Ее представитель, царь Самудрагупта (335—380 гг.), в походах достигал Гималаев и верхнего Инда. При его сыне Чандрагупте II Викрамадитье (380—415 гг.) Индия вошла в «золотой век» своего развития. Однако еще одно вторжение с северо-запада не смогла выдержать даже могущественная держава Гуптов. Ираноязычные кочевники эфталиты в IV—V веках создали государство, включавшее и территорию гуптской Индии. Этим событием принято условно считать окончание древней истории Индии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий