Памятники в Дубне: танк-паровоз, Ленин, памятный камень

Дубна: географическое положение и транспорт

Итак, где находится Дубна? Город расположен на берегах Волги, у восточных берегов Иваньковского водохранилища. К слову, именно здесь берет начало Канал имени Москвы (сокращенно – КиМ), соединяющий Волгу с Москвой-рекой. Город находится в 120 километрах к северу от Москвы, у самой границы с Тверской областью.

Как доехать до Дубны из столицы? На автомобиле нужно двигаться по трассе А 104 (Дмитровское шоссе). Расстояние – 118 км. Если ехать из Твери, придется преодолевать канал – зимой по понтонному мосту, летом – через паромную переправу. Оба варианта – платные.

По маршруту Москва – Дубна курсируют автобусы № 415 и 966. Оба отправляются от станции метро «Савеловская». Доехать в наукоград можно и по железной дороге. Так, ежедневно с Савеловского вокзала столицы отправляется 2-3 пары экспрессов Москва – Дубна и 7-8 пар обычных электричек. Время в пути – 2-3 часа, в зависимости от вида поезда.

В самом городе можно передвигаться на муниципальных автобусах, «маршрутках» и такси. Популярным транспортным средством также является велосипед. Почти у каждого магазина или госучреждения есть своя велопарковка. В советское время Дубна и вовсе имела негласный статус велосипедной столицы СССР.

Мы выяснили, где находится Дубна. Но стоит ли ехать туда туристу? Что интересного можно увидеть в одном из главных российских наукоградов?

Транссиб №512

Возле железнодорожной станции “Большая Волга”, есть “инсталляция” под названием “Транссиб №512”. Её главным и единственным элементом является танк-паровоз 9п-742. Памятник установили в 2001 году и приурочили сразу к трём датам:

  • 150 лет открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург Москва
  • 100 лет Транссиба
  • 45 лет г. Дубна

Название вида “танк—паровоз” не означает, что паровоз имел башню или орудие для стрельбы. Такие паровозы не имели специального вагона “тендера”, в котором размещались вода и топливо. У танка-паровоза были собственные баки, которые назывались “танками” (от английского “tank” – большая ёмкость для жидкости). Из-за этого подобные паровозы преодолевали меньшие расстояния, чем паровозы с тендерами.

9П – тип паровоза — маневровый промышленный паровоз. Такие паровозы использовались для работы на железнодорожных узлах и крупных предприятиях. Например на сталелитейных заводах, угольных карьерах и т.д. Или для перевозок на небольшие расстояния между станциями где танк-паровоз мог “подзаправиться.”

  • Запас воды — 5м³ (позже 6,5 м³)
  • Запас угля — 2м³
  • Мощность — 320 л.с.
  • Конструкционная скорость (максимальная безопасная) — 35 км/ч

На средней паре колёс отсутствует гребень, для повышения манёвренности. Подобная конструктивная деталь позволяет эксплуатировать паровоз на рельсах с меньшим радиусом поворота, нежели на линиях для перевозок пассажиров и многосоставных товарняках.

Также на памятник установлены фальшивые буфера. С обеих сторон, установлены механизмы автосцепки.

Памятник является примером варварского отношения к истории. На нем размещён двуглавый орёл, которого там не могло быть изначально, поскольку этот паровоз выпускался с 1935 года.

Поручни, которые можем наблюдать по периметру котла, являются фантазией “реставраторов”. На местах “прогулочных площадок” должны находиться танки для воды, облачённые в обшивку.

Защитой подобного вандализма может служить название памятника “Транссиб №512”. Возможно авторы вкладывали некий смысл в подобную трансформацию. Строительство Великой Сибирской Магистрали началось в 1891 году, в период царской России. Возможно отсюда и двуглавый орёл на памятнике. Но Дубна не имеет отношения к Транссибу. И чем объяснить остальные “ошибки”? Иных объяснений издевательству над паровозом найти не удалось.

Есть информация, что раньше можно было залезать в кабину. Но сейчас она заперта. Внутри следы подросткового отдыха. Очень жалко, что некогда действующего трудягу так изуродовали ради неизвестных целей.

“Холуи всегда бегут впереди паровоза — у них на лбу барометр”(с)Евгений Ройзман

Музеи города

Брестский краеведческий музей, расположенный по ул. К. Маркса 60, успел собрать немалую нумизматическую и археологическую коллекции. Также тут можно ознакомиться с выставками живописи и графики, а еще со старопечатными книгами.

В состав краеведческого музея входят 4 филиала:

  • Археологический музей «Берестье» (Брестская крепость);
  • Художественный музей (Брестская крепость);
  • Музей «Спасенные художественные ценности» (ул. Ленина, 39);
  • Каменецкая башня (ул. Ленина, 3а).

Брестский железнодорожный музей Помимо краеведческого музея и его филиалов, есть еще много музеев, куда можно сходить в Бресте. Среди них:

  • Пятый Форт (ул. Колхозная);
  • Брестский железнодорожный музей (пр. Машерова, 2);
  • Музей обороны Брестской крепости (ул. Героев обороны Брестской крепости).

Следующее заведение нельзя назвать музеем, но оно точно заслуживает вашего внимания. Это Зимний сад – крытая оранжерея, в которой имеется более 250 растений, которые обычно встречаются в тропиках, субтропиках и пустыне. Среди них есть очень редкие и уникальные виды.

Оранжерею вы найдете по ул. Мицкевича, 28.

Памятник Ленину и уничтоженный памятник Сталину в Дубне

Дубна — наукоград, расположенный на самом севере Московской области. Здесь Волга перекрыта плотиной Иваньковской ГЭС и расположен шлюз №1 канала имени Москвы.

По теме: Канал имени Москвы — ударная стройка XX века

На рукотворном острове напротив плотины и недалеко от входа в шлюз №1 высится огромный памятник Ленину работы скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова. Он был установлен 18 августа 1937 года.

Это второй по величине (после волгоградского, расположенного у входа в Волго-Донской канал) памятник вождю мирового пролетариата. Его высота составляет 25 метров, вместе с постаментом — 37 метров, вес — 540 тонн.

На противоположной стороне аванпорта (место ожидания шлюзования судов) можно увидеть ступени к воде и пустой полуразрушенный постамент. Некогда здесь стоял памятник Сталину, также работы Сергея Меркурова.

Два памятника были установлены в один день. Как и у статуи Ленина, его высота составляла 25 метров, 37 метров вместе с постаментом. По словам Меркурова,

В феврале 1962 года памятник Сталину был сброшен и позднее взорван. Взорван и постамент, на котором он стоял, в результате чего получил повреждения автомобильный туннель под камерой шлюза №1.

В наши дни уменьшенную авторскую копию этой статуи Сталина можно увидеть в московском парке искусств Музеон.

В 2021 году инициативная группа жителей Дубны выступила с предложением восстановить памятник Сталину. На месте снесенного памятника они установили табличку с надписью: «Здесь стоял памятник И. В. Сталину с 1937 г. по 1962 г.»

***

Согласно официальным данным, в Дмитлаге работали 200 тысяч заключенных, однако некоторые исследователи полагают, что в действительности через него прошло 600-700 тысяч и более человек. По данным НКВД, с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938 года на строительстве канала Москва-Волга погибло 22.842 человека. По неофициальным данным — гораздо больше.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Ротонда

Памятники Дубны имеют несколько направлений. Это памятники по событиям связанными с Великой Отечественной Войной. В городе есть предприятия работавшие в те годы. Памятники посвящённые учёным (не просто так город имеет статус наукограда). И местечковые “инсталляции-вывески”. Ротонда поставленная в честь воинов-афганцев слегка выбивается из общей тематической базы, но всё же посвящена памяти погибшим.

Википедия: Рото́нда — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

Советско-афганская война началась в 1979 году и продлилась немногим менее десяти лет. Двадцать лет прошло с момента вывода советских войск из Афганистана. Официальные потери СССР – 15 031 человек, не считая раненых, покалеченных, контуженных. На берегу реки Волга, в 2000 году, поставлена Ротонда, во имя памяти погибших бойцов

По окружности купола надпись “Город помнит своих сынов — воинов. Героям живым и со славою павшим посвящается”. Рядом стоит покосившийся камень. Обычно на нем табличка с именами жителей Дубны, погибшими на этой войне. На момент посещения висел венок. Вероятно табличку унесли на реконструкцию.

Погибшие были перечислены на фотографии в рамке, которую положили на звезду в ротонде. Учитывая недавние майские праздники, состояние мемориала средненькое. Облупленная краска, провалившаяся плитка…

Установлена в нескольких минутах ходьбы от Ил-2. На улице Строителей, практически через дорогу от гостиницы “Дубна”.
Координаты: 56.745101, 37.172637

Если Золотая гиря стоит как привлекательный элемент спортивного комплекса, то остальные памятники заставляют задуматься. Стоя у ротонды, глядя на волны Волги, невольно задумываешься, а так ли было необходимо отправлять своих солдат в чужую страну, защищать чужие интересы? Ведь те, кто принял такое решение, сами не поехали выполнять “интернациональный долг”.

Другие части обзора памятников в Дубне: часть 1, часть 2, часть 3.

Х-22

Памятник “Ракета Х-22” установлен недалеко от Машиностроительного Конструкторского Бюро “Радуга”. Ранее предприятие называлось Отдельное Конструкторское Бюро 155. Постановлением совета министров СССР, № 426—201, в 1958 году ОКБ-155 было поручено заняться разработкой нового оружия для ракетного комплекса на базе сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. Уже в 1962 году, завод № 256 ГКАТ выпустил первые образцы ракет.

Во время нескольких испытательных пусков скорость ракеты превысила 3600 км/ч.

Х-22 “Буря” – крылатая, сверхзвуковая, противокорабельная ракета большой дальности. Основными целями были определены либо корабельные группы (авианосцы и группы сопровождения), либо непосредственно отдельные корабли с радиолокационным оборудованием. Для отдельных кораблей использовалась фугасно-кумулятивная боеголовка. Для групп кораблей предназначалась ядерная боеголовка (наносился удар по площади).

Вес ракеты: до 5780 кг, в зависимости от оснащения
Длина: 11,6 метров
Диаметр: 0,94 метра

На сегодняшний день, ракета имеет около семи модификаций. Некоторые и сейчас числятся на вооружении, но боевой потенциал сильно ограничен.

В 1966 году ОКБ-155 переименовано в Московский машиностроительный завод «Зенит», а филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию — Машиностроительное КБ «Радуга». АО «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка» — предприятие, специализирующееся на разработке и производстве крылатых ракет различного назначения.

Явная визуальная часть говорит нам о ракете. Однако на памятнике размещены элементы посвящённые создателям этого оружия. Если точнее, конструкторам и непосредственно работникам участвующим в сборке аппаратов. Надпись под ракетой “слава создателям авиационной техники” написана так, что конструкция напоминает микрометр, штангенциркуль и логарифмическую линейку одновременно.

Под звездой имеется треугольная призма. На фронтальной плоскости изображены: логотип какого-то филиала, подшипник, швеллер, перфолента. Вероятно это больше относится к заводским работникам. Правда перфолента кажется лишней. Но возможно я недооцениваю оснащённость заводов оборонки.

На боковой плоскости изображены: стилизация ордена Октябрьской революции на логотипе, линейка-лекало, карандаш, рейсфедер, угловая головка (подвижная деталь кульмана) и снова перфолента. Похоже, что эта сторона посвящена проектировщикам, чертёжникам.

В 1952г. на предприятии установлена машиносчетная станция (МСС). Год спустя построено отдельное здание для БЭСМ-6 (Большая электронно-счётная машина).

На тыльной стороне призмы изображён старый герб Дубны, который был утверждён в 1976 году. Стилизация ГЭС (вероятно имеется в виду Иваньковская ГЭС), часть яхты, дерево, волны, многоэтажный дом, часть корабля (похоже носовая часть баржи), на фоне солнца. Возможно это дань жителям самого города.

Памятник установлен на повороте с ул. Жуковского на ул. Макаренко.
Координаты: 56.750839, 37.127025

Интересная инсталляция, мощная штука, любопытно разглядывать отдельные элементы. На память приходит современное слово “пасхалки”.

Мемориалы

  • Аллея СлавыМосковская обл., г. Дубна (правый берег), ул. Сахарова, школа №9
  • Мемориал павшим воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Московская обл., г. Дубна (правый берег), Большая Волга, ул. 9 Мая
  • Мемориальное сооружение «ДОТ»Московская обл., г. Дубна (на дамбе Иваньковского водохранилища)
  • Сквер Победы: АллеяМосковская обл., г. Дубна (правый берег), пересечение набережной р. Волги и ул. Ленинградской
  • Мемориальное сооружение «Противотанковые пушки Д-44»Московская обл., г.Дубна (правый берег), Большая Волга, ул. 9 Мая, территория Мемориала павшим воинам ВОВ в 1941-1945 гг.
  • Мемориальное сооружение «Самолет МИГ-25»Московская обл., г. Дубна (левый берег), перекресток ул. Центральной и ул. Октябрьской
  • Мемориальное сооружение «Штурмовик ИЛ-2»Московская обл., г.Дубна (правый берег), перекресток ул. Молодежной и ул. Строителей
  • Мемориальная колонна «Создателям города Дубны»Московская обл., г. Дубна (правый берег), площадь Мира
  • Мемориальное сооружение «Самолет БИ-1»Московская обл., г. Дубна (левый берег), территория ГосМКБ «Радуга»
  • Мемориальное сооружение «Ракета Х-22»Московская обл., г. Дубна (левый берег), перекресток ул. Жуковского и ул. Макаренко
  • Мемориальное сооружение «Почетные граждане города Дубны»Московская обл., г. Дубна (правый берег), площадь Мира
  • Мемориал жертвам политических репрессийМосковская обл., г. Дубна (правый берег), Большеволжское муниципальное кладбище

Строителям канала “Москва — Волга”

Если Ленин и Сталин поставлены в честь достижений СССР. То в начале аллеи установлен камень, в память строителей канала “Москва — Волга”.

Строительство канала имеет медийную историю — стройка века, 200 экскаваторов и т.д. И земную историю — строительство канала было поручено НКВД СССР. Что оставило свойственный организации отпечаток — приказом ОГПУ № 889с от 14 сентября 1932 года был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. Самое крупное отделение ГУЛАГа. В нем содержалось до двухсот тысяч заключённых, которых назвали “каналармейцы”. Официально в Дмитлаге умерло более двух десятков тысяч человек.

«Выгрузились мы из вагонов и строем, под конвоем отправились в лагерь, — вспоминает инженер Григорий Александрович Анапов. — Все было огорожено колючей проволокой, но по бокам стояли стрелки на вышках; потом нас загнали в какой-то барак, дали баланду с хлебом, которую невозможно было есть. И на следующий день подняли ни свет ни заря, построили, дали нам тачки, лопаты и отправили на работу. По окончании работы смотрели, сколько ты сделал, и давали тебе пайку хлеба».

На табличке надпись: “Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь“. Это из Библии, “Книга Екклесиаста”.

Памятный камень и памятник Ленину находятся недалеко от Иваньковской ГЭС. Конкретный адрес не присвоен, ориентируйтесь по ГЭС или координатам: 56.731014, 37.124577

Так получилось, что номенклатурщики ставят памятники, они же их уродуют и уничтожают. Памятник “Транссиб-512” исковеркан в угоду непонятной задумке, а памятник Сталину уничтожен в стремлении угодить духу времени.

Грустный обзор, задумчивая история, внушительные габариты — итог посещений этих памятных мест. Приезжайте поразмышлять.

Усадьба Мысово

Согласно легенде, в 1890 году Н.П. Малютин проиграл в карты промышленному купцу А.Г. Кузнецову селение Мысово. Именно его семье и принадлежало село до революции 1917 года.

Дом помещика светло — зеленого цвета с винтовыми чугунными лестницами является на сегодня единственным строением усадьбы, которое не разрушило время.

Особый интерес вызывает ажурный балкон, изготовленный из чугуна. Из окон дома открывается красивый вид на Котовский залив. Сейчас здание находится в собственности Долгопрудненского краеведческого музея. В 2021 году оно было полностью отреставрировано. В будущем в Мысово планируется открыть музей.

Культурные и развлекательные центры набережной

На территории набережной располагаются культурно-развлекательные центры:

  1. Морской культурный центр (Набережная адм. Серебрякова, 9) – площадка, на которой реализуются современные креативные проекты и раскрываются таланты творческой молодежи; проходят концерты, развлекательные мероприятия; работают творческие объединения.
  2. Аквапарк (Набережная адм. Серебрякова, 29) – находится между парком имени М. В. Фрунзе и набережной; один из крупнейших комплексов аттракционов на воде в Краснодарском крае.
  3. Кинотеатр «Нептун» (Набережная адм. Серебрякова, 53).

В разных точках набережной находятся рестораны, кафе, пиццерии. Для детей построена большая детская площадка с горками, качелями.

На Набережной расположен Морской вокзал, от которого теплоходы отправляются на прогулки по Цемесской бухте. Часто во время прогулок отдыхающие встречают дельфинов. Они подплывают к судну, реагируют на радостные возгласы людей. За Морвокзалом начинаются городские пляжи.

Куда сходить с ребенком?

Если ребенок совсем маленький, вряд ли стоит идти с ним на мемориалы Брестской крепости, посвященные Великой Отечественной Войне – внушительные монументы и торжественная атмосфера могут его напугать. А вот со школьником не только можно, но и нужно посетить этот мемориальный комплекс.

Детям всех возрастов понравится музей “Берестье”, в котором можно посмотреть на настоящие археологические раскопки и зайти внутрь деревянного домика, где воспроизведена домашняя обстановка наших далеких предков.

Хорошо прогуляться с детьми и по аллее кованых фонарей, порассматривать причудливые фигурки и сфотографироваться с персонажами Гоголя.

Почти наверняка детям, особенно мальчикам, понравится железнодорожный музей, в котором можно забраться внутрь действующих паровозов.

И, конечно, если есть время, обязательно съездите в Беловежскую Пущу посмотреть зубров, покататься на велосипеде и искупаться в озере или навестить Деда Мороза зимой.

Город в годы ВОВ

«Население во время оккупации жило в подвалах, в сараях да в землянках, в оставшихся от боев блиндажах и окопах, кто у соседей, у которых не стояли немцы. Некоторые прятались на болоте, в лесу. В нескольких деревнях население пряталось под церковью. Под церковью ходы, там мы и скрывались. В другой деревне всех мирных жителей фашисты согнали из домов в подвал — хранилище, и из этого подвала никуда никого не выпускали. Жили впроголодь. Хлеба мы не видели. Все продовольствие поступало на стол немецких захватчиков. Многие смогли хоть что-то спрятать, но и этого не хватало. Еды никакой не было, в основном, кипяток и картошка.

Фашисты вели себя с населением бесцеремонно, издевались, обращались, как со скотом.»

Парки и памятники, улицы

Аллея фонарей

Адрес: ул. Гоголя

Аллея кованых фонарей в Бресте была открыта в 2013 году в честь одной из годовщин освобождения города от немецких оккупантов.

Инициатором проекта выступил мэр Александр Палышенков, а средства собрали крупные предприятия-спонсоры. Автором фонарей стал известный брестский скульптор и кузнец Александр Чумаков.

Каждый из фонарей представляет отдельный арт-объект со своей тематикой (скульптуры представителей разных профессий, фонарь-глобус, светильник с натюрмортом и т.д.). Так как аллея располагается на улице Гоголя, на ней есть фонари, посвященные творчеству писателя.

Счастливый сапог

Адрес: ул. Советская, рядом с магазином «ТОПО»

Памятник «Счастливый сапог» был установлен в честь открытия одного из обувных магазинов.

С ним связана легенда о женщине Анне Александровне Левицкой, проживавшей во Львове, которая владела волшебными сапогами, приносящими финансовое благополучие. Она передала их по наследству одному из сыновей, а тот – своим потомкам, благодаря чему, вся семья была зажиточной и удачливой.

Объект представляет собой сапог, который, если верить слухам, точно скопирован с «волшебной» обуви.

Зимний сад

Адрес: ул. Мицкевича, 28/1 Телефон: +37 Режим работы: ср.-вс. 11:00-18:00 Стоимость: 2 бел. рубля, экскурсии оплачиваются отдельно

Зимний сад – учебный комплекс у здания старого университета им. Пушкина. Он состоит из отделов, посвященных нескольким климатическим зонам (тропики, субтропики, пустыня), в каждой из которых представлены характерные растения. Помимо экспозиций флоры, в «Зимнем саду» есть ихтиологический и орнитологический компоненты с редкими видами рыб и птиц.

Монумент «Мужество»

Адрес: Мемориальный комплекс Брестская крепость-герой

Монумент входит в состав ансамбля «Брестская крепость-герой», был создан в 1971 году московским скульптором Кибальниковым. Он представляет собой фигуру бойца на фоне знамени высотой 36 метров.

На обратной стороне выгравированы композиции, связанные с событиями 1941 года: «Атака», «Собрание», «Последняя граната» и т.д. Перед монументом зажжен Вечный огонь и стоит почетный караул.

Монумент «Жажда»

Адрес: Мемориальный комплекс Брестская крепость-герой

Скульптурная композиция «Жажда» представляет собой часть ансамбля Брестской крепости и находится на левом берегу реки Мухавец. Она освещает одну из наиболее печальных страниц героической обороны – нехватку воды.

События происходили знойным летом, а водопровод защитников был выведен из строя в первые дни атаки. Множество бойцов погибло, пытаясь принести воду из реки для детей, женщин и раненых, так как берега Мухавца простреливались со всех сторон. В память о погибших здесь был установлен монумент в виде фигуры солдата с каской в руке, ползущего к воде.

Дмитров: история города

Дмитров — город, расположенный в 65 км от Москвы и являющийся частью Московской области. Общее число людей, проживающих в городе, — 68 тыс. человек. Площадь поселения составляет 26 квадратных километров.

Город начал строиться по указу Юрия Долгорукого в 1154 году как крепость-укрепление на границе Ростово-Суздальского княжества. Дмитров был назван в честь сына князя — Всеволода Большое Гнездо (в крещении — Дмитрия), родившегося в этот год. Кремль и земляной вал являются первыми сооружениями, положившими начало существованию города. Дмитров быстро рос и прогрессировал: возводились деревянные церкви, купеческие дома, развивалась торговля с соседними городами через речной путь. В 1364 году город был введён в состав Московского княжества как важный стратегический и экономический объект. В конце XIV века он подвергался нападкам татаро-монголов, от которых пострадали и внешняя крепость, и внутренние сооружения поселения. В 1610 году при обороне от интервентов полностью сгорел деревянный Кремль. С 1665 года город относился к землям Земщины, а позже Опричнины. 1787 год ознаменовался для Дмитрова получением своего герба и нового статуса уездного центра. Весь XIX век город находился в упадке, связанном с бесполезностью торгового пути, ранее проходящего через него. Дмитров возродился с началом строительства железной дороги из Савёлово в Москву: начался рост промышленности в связи с быстрой поставкой материалов по путям.

Дмитров — древний город, который младше Москвы всего на семь лет

Ярким событием для города и прилежащих к нему территорий явилось глобальное строительство канала Москва — Волга, который должен был снабжать столицу Советского Союза пресной водой. По приказу Сталина строительство велось заключёнными и продлилось 5 лет. Реализованный проект водного канала развил инфраструктуру Дмитрова: появился речной порт, открылись экскаваторный и фрезерный заводы, заработали 7 гидроэлектростанций, обеспечивающих электричеством не только город, но и рядом стоящие поселения. Во время Великой Отечественной войны построенный канал служил линией фронта, не пропускавшей фашистов ближе к Москве. В 2008 году за отвагу и героизм Дмитров удостоился звания «Города воинской славы». В настоящее время он является не только важным промышленным центром, но и красивым, благоустроенным городом Золотого кольца России.

Перемиловская высота — место, находящееся в полутора километрах от Дмитрова, в котором велись бои во время Великой Отечественной войны

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий