Паломничество в священные индийские города

Советы отправляющимся в православное паломничество:

Подготовьтесь к поездке. Соберите действительно нужные вам вещи, побольше узнайте о тех святынях, к которым собираетесь. Делайте все это с молитвенным настроем.
Если есть возможность, поисповедуйтесь и причаститесь перед паломнической поездкой. По возможности и желанию возьмите благословение у духовника, обсудите с ним волнующие вас вопросы.
Наперед напишите записки, чтобы во время посещения храмов и монастырей использовать время для молитвы и богослужений, а не шатания у свечного ящика.
Оставьте мирское бремя. Не берите его с собой в автобус, на поезд или в самолет. Это как раз то, что в первую очередь отвлекает вас от молитвы.
Отключите телефон. Самые родные и так знают, где вы. Не думайте о том, какие проблемы вас ждут дома, что скажет начальник и вообще как честному христианину выжить в этом греховном мире.
Если вы едете с друзьями, то постарайтесь на растратить драгоценное время на пустые разговоры или еще хуже — осуждения. Старайтесь сохранять сердечную чистоту.
Обычно в автобусе паломники вместе молятся, поют псалмы или просматривают полезные видео о посещаемых святынях

Настройтесь на полезное времяпровождение.
Сосредоточьтесь на цели конкретно вашей паломнической поездки.
Во время посещения храмов и монастырей уделите внимание богослужениям и Таинствам. В длительных паломничествах верующих благословляют часто причащаться

Постарайтесь использовать этот момент, а не постоянно отвлекаться на свечки, записки, листовки.
Полученную благодать постарайтесь подольше сохранять в своем сердце. Ваша жизнь после посещения святых мест должна меняться, чтобы не получилось так: в монастыре вы вели себя праведно и благочестиво, а дома вернулись ко всем прежним грехам.
Изменяйте в первую очередь себя, а не родных, других участников паломнической поездки. Ваши поступки будут в сто раз красноречивее, чем слова.
Не превращайте православное паломничество в религиозный туризм. Да, нам далеко до наших предков, преодолевавших сотни километров ради поклонения святыням. Но мы способны вложить в нашу поездку хоть несколько лепт духовного подвига и молитвы.

Об истории и важности паломничества рассказывается и в этом видео:

Что собою представляет и стоит ли сюда ехать?

Гокарна, чье название переводится как «коровье ухо», представляет собой небольшое поселение, расположенное в штате Карнатака (юго-западная часть Индии). Считается, что именно здесь из уха богини Притхии, принявшей образ коровы, появился на свет Шива, один из богов триады. Ему и посвящен храм Махабалешвара, являющийся главной религиозной достопримечательностью этого места и собирающий у своих стен сотни паломников со всего мира.

Кроме того в окрестностях Гокарны можно найти немало других интересных объектов. Одним из них является храм Маха Ганапати, построенный в честь Ганеши, слоновоголового бога мудрости и благополучия. Внутрь может попасть каждый – как местный, так и приезжий. При этом за небольшое пожертвование вам предложат попробовать прасаду (освященную пищу), нанесут на лоб тилаку (специальную метку), вручат цветную гирлянду и даже разрешат позвонить в колокол.

Не менее важной достопримечательностью Гокарны является священное озеро Котитиртха, которое в народе называют Малой Гангой. Говорят, что вода для него была взята именно с этой реки

Местные жители настолько сильно верят в божественное происхождение этого водоема, что используют его не только для ритуальных омовений и прощания с умершими родственниками, но и для стирки белья. На берегу Котитиртхи расставлены небольшие таблички, предупреждающие о наличии здесь крокодилов. Правда, вживую их не видели уже много лет. А вот одна из самых глубоких земных трещин здесь действительно есть – индусы считают, что она символизирует ухо планеты.

Озеро Котитиртха

К числу культовых мест Гокарны в Индии относится и пещера Шива Каве, происхождение которой также связано с именем уже известного вам божества. Иностранцам вход в это небольшое каменное сооружение запрещен, но паспорт никто не смотрит, поэтому при желании можно легко затеряться в толпе индуистских паломников. Согласно давним поверьям на каждого, кто спустится в эту пещеру, снизойдет гармония и благодать. Только не забудьте взять с собой фонарик, иначе вы просто ничего не увидите. К слову, одна из частей Шива Каве так и осталась неизученной. В связи с этим ученые никак не могут определиться, куда именно она выходит —  то ли к Индийскому океану, то ли прямиком к Гималаям.

Миф о Шиве

Если верующие едут в Гокарну, чтобы прикоснуться к святыням, то обычные туристы – чтоб хорошо отдохнуть. Этому способствуют не только хорошие пляжи и расслабленная атмосфера, но и приятные цены (в разы ниже, чем в Гоа). К тому же здесь проводится несколько индуистских праздников и фестивалей, главным из которых является Великая ночь Шивы или Маха-Шиваратри. Накануне этого торжества индусы постятся, моются, одеваются в белые одежды и отправляются в храм – читать мантры, жечь благовония и проводить ритуальные церемонии. Масштаб этого праздника действительно поражает. Помимо паломников, съезжающихся в Гокарну со всей Индии, сюда устремляются и многочисленные туристы, желающие попасть в шиваисткие храмы на вполне законных основаниях (в этот день они открыты для всех желающих). В связи с большим скоплением народа бронировать жилье стоит заранее. В противном случае можно запросто остаться без крыши над головой.

Суть паломничества

Паломничеством называют путешествие верующих людей к местам, которые являются важными и знаковыми для их религии. Места, привлекающие паломников, называют священными.

В качестве объектов паломничества выступают:

  • города, где родился или жил почитаемый в религии деятель;
  • молитвенные сооружения;
  • святые мощи;
  • бытовые предметы, ставшие святынями;
  • иконы и прочие изображения религиозного характера и т.д.

Не только любопытство является причиной подобных путешествий. Люди верят в святость посещаемых мест и надеются таким образом еще больше приблизиться к Богу, ощутить на себе его милость.

Паломничества бывают как коллективные, так и индивидуальные. Индивидуальные часто выполняются отшельниками, аскетами, давшими обет монахами, или людьми, поставившими определенную цель, которую они хотят достигнуть с Божьей помощью.

Река Ганга в роли кладбища

Многим известно, что у индийцев принято кремировать трупы, и развеивать прах над водой.  Ганг в этом случае является самым почетным приютом сожженных тел индусов. Можно, конечно, удивляться тому, что кремацией занимаются не только многочисленные крематории в округе, которые не прекращают свою работу ни на час.

Прямо на берегу у самого известного места в Варанаси, на гхатах, лежат рядами трупы, ожидая своей очереди быть сожженными тут же. Костры пылают здесь день и ночь. Зрелище это не для слабонервных.

А индийцы просто делают свое дело, соблюдая традиции и обряды, как это все происходило многие столетия подряд.

Однако, религия индусов не позволяет сжигать трупы священных коров, монахов, детей и беременных женщин. Их «погребение» происходит по другому способу: привязывается камень и тело умершего погружается в реку. Воды принимают тела умерших в любом виде, так повелевала небесная Ганга.

Паломничество в буддизме

В буддизме паломничество не носит обязательный характер, но оно также широко распространено, как и в других религиях. В Индии и Непале сосредоточены главные центры паломничества буддистов. Присутствуют они также в Китае, Японии и даже в России.

С именем Будды связаны 4 основных значимых места, оказавших на него влияние. Именно их чаще всего и посещают буддисты-паломники.

  • Лумбини. (поселение на границе Индии и Непала, где предположительно родился и воспитывался Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой);
  • Бодх-Гая (место, где Сидхартха достиг просветления);
  • Сарнатх (здесь была произнесена первая проповедь Будды);
  • Кушинагар (именно здесь Будда достиг нирваны).

Сам Будда рекомендовал побывать в этих местах, чтобы пройти по пути просветления и, возможно, повторить его опыт.

Позже к четырем названным центрам паломничества, добавили еще 4 значимых для Будды города: Вайшали, Раджгир, Санкасия, Шравасти.

Основная часть известных центров буддийского паломничества расположена в долине Ганга.

Однако привлекают внимание паломников и центры буддизма в разных странах. В России известным центром буддизма является Иволгинский дацан

Здесь же находится библиотека и образовательное учреждение для будущих монахов. В монастыре покоится Даши-Доржо Итигэлов, который более ста лет назад ушел из жизни, находясь в позе лотоса. При этом его тело осталось не подверженным тлению.

Паломники приходят к его кубическому гробу со своими пожеланиями и верят, что будут услышаны.

Там же, в Бурятии, расположены Ацагатский Дацан и Нилова пустынь, являющиеся центрами духовного просветления.

Единственный буддийский регион в Европе – Калмыкия. Здесь находится Золотая Обитель Будды Шакьямуни, в ней – девятиметровая статуя Будды.

Паломничество буддистов во многом связано с духовными практиками, медитациями и погружением в собственный внутренний мир. Если в иных религиях верующие приходят к святыням, чтобы к ним обратиться и помолиться, то буддисты в подобных местах лишь лучше ощущают собственное единение с просветленным Буддой и стараются приблизиться к нирване.

Как относиться к так называемым «чинам изгнания бесов» в некоторых монастырях?

Бывает, паломник, приезжая в монастырь и желая посетить богослужение, застаёт там не литургию или вечерню, а «чин изгнания бесов». Кто-то думает, что ему не помешает присутствовать на этом чине, и остаётся молиться за таким богослужением. Ведь страсти есть в каждом из нас… Здесь опять-таки неправильное отношение к духовной жизни: человек хочет измениться, ничего сам в себе не меняя.

Что такое беснование? В каждом из нас есть страсти. Когда мы следуем им, мы даём возможность бесам нас поработить. Это может принимать крайние формы — когда человек не может сам распоряжаться своим телом и оно находится во власти злых духов. Не бесноватым людям не полезно и даже духовно опасно посещать такие «чины». От этого даже могут развиться психические заболевания.

Мы избавляемся от греха только когда побеждаем его в себе собственными усилиями и силой Божией и заменяем грех на добродетель. Спаситель сказал, что сей род изгоняется только постом и молитвой (Мк. 9:29). Человек должен сам с помощью домашней и церковной молитвы, таинств Исповеди, Причащения, работы над собой меняться.

Мы не можем просто избавиться от греха — например, от дурных мыслей. Их нужно заменить добрыми помыслами. Если мы этого не сделаем, злые мысли вернутся. В нашей жизни не может быть пустоты. Каждый вытесненный грех мы должны заменить добродетелью. Псалмопевец говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Когда мы хотим совершить что-то плохое, нам нужно понуждать себя на доброе дело, а не ехать куда-то, чтобы над нами произнесли какие-то особые молитвы.

Лумбини

Страна: Непал

Округ: Рупандехи

Как добраться: на самолете или автобусе из Катманду, столицы Непала. В первом случае вам нужно долететь до города Бхайрава и пересесть там на автобус до Лумбини, они ходят каждый час. Не обойдется без пересадок, если вы воспользуетесь и наземным путем – в Катманду вам нужно будет сесть на автобус, который идет в Сунаули, пункт перехода непальско-индийской границы, и тоже выйти в Бхайраве, которая находится за несколько остановок до конечной станции.

Итак, Лумбини. В этом небольшом поселении на границе Индии и Непала находится крупный храмовый комплекс, выстроенный на предполагаемом месте рождения Будды. Этот так называемый «Священный сад» занимает огромную территорию, где паломнику предоставляется уникальная возможность увидеть несколько десятков храмов, монастырей, священных ступ (в буддизме так называется место хранения реликвий).

Все они принадлежат разным религиозным школам, течениям и даже нациям, ведь на территории Лумбини свой храм или реликварий может установить любая страна мира, где часть населения исповедует буддизм.

Таким образом, сегодня в храмовом комплексе можно увидеть храмы и монастыри Тайланда, Китая, Японии, Германии, Франции

Стоит обратить внимание, что религиозные постройки ранней буддисткой школы Тхеравада находятся в восточной части Лумбини, а западную занимают представители более поздних Махаяны и Ваджраяны. Центром же комплекса является храм, который носит имя Майи Деви, матери Будды

Около храма можно увидеть священный пруд Пушкарини, где Майя Деви совершила омовение пред появлением на свет своего сына, которому было суждено стать «учителем, которого не бывало на Земле».

Здесь же находится и одна из древних колонн индийского императора Ашоки, который активно способствовал распространению буддизма и устанавливал памятные строения в местах связанных с именем Будды.

Немного истории

О паломничестве было известно еще задолго до Пришествия Христа. В Ветхом Завете рассказывается о путешествии евреев со Скинией, а позже – к Иерусалимскому Храму. Верующие евреи совершали каждый год паломничество к Храму на праздники. Об этом рассказывает и Евангелие, как Божия Матерь по закону Моисееву пришла в Храм с Иосифом и Младенцем Христом, чтобы совершить искупительную жертву за грех. Позже Она, Иосиф и двенадцатилетний Христос пошли в Храм Соломонов на праздник, где Он потерялся.

Несмотря на смертельную опасность, апостол Павел совершал паломничество к Храму. Там он и был схвачен и заключен под стражу.

История повествует, что первые христиане тоже имели обычай паломничества по святым местам, связанных со Христом. Еще в четвертом веке Нашей эры святой Григорий Нисский свидетельствует об этом, но и предупреждает, чтобы эти путешествия не превращались в праздные времяпровождения.

В средние века православные стали совершать паломничество не только на Святую Землю, но и на гору Афон. У католиков паломничества разделялись на малые (в своей местности) и большие (в Рим, в Дом Богородицы Лорето и т.д.) Католики имели особенные наряды при совершении паломничества, по которым их можно было узнать: серый плащ, широкополую шляпу с большим крестом.

1. Вриндаван и Матхура

Святая Дхама, место, куда устремлены сердца миллионов вайшнавов всего мира, драгоценная обитель Кришны на Земле. Это Вриндаван. Город в 150 км от столицы Индии Дели (штат Уттар-Прадеш)

Именно здесь провел свои детские годы Господь Кришна. По вриндаванской пыли ступали его стопы, во вриндаванских полях обедал он с мальчиками-пастушками и во вриндаванских лесах до сих пор танцует он свой танец-раса с вечными спутницами-гопи

Посетить Вриндаван важно хотя бы раз в жизни – здесь в сердце происходят удивительные вещи. Во Вриндаване все немножко сходят с ума от любви к Кришне, и наше сердце просто плавится от этой любви, которая витает в воздухе, ею пропитаны 5000 храмов, она льется из маленьких проигрывателей на улицах, которые без умолку поют Харе Кришна.

Чтобы попасть во Вриндаван, нужно очень искренне молиться Радхе Кришне. А приехав сюда, нужно посвятить свое время служению: слушанию и воспеванию.

Самое лучшее время для совершения паломничества – это октябрь-ноябрь во время картики, а также март, во время Гаура-Пурнимы

Ганга – грязнейшая река в мире

Факт того, что в  Ганг сливаются все отходы производств и канализационные стоки без прохождения через очистительные фильтры, это, как говорится, еще не беда. Дело в том, что, на самом деле, в реку спускается невероятное количество трупов по множеству причин.

Одной из главных причин является бедность населения Индии. Они влачат настолько нищенское существование, что средств не хватает даже на кремацию трупов на обыкновенных кострах, поскольку сжигание трупов в Индии это настоящий бизнес, а дрова стоят дорого и не каждой семье по карману.

Вот и отправляют вниз по реке тела умерших, которые плывут, пока окажутся съеденными рыбами, либо их выбросит волной на берег. В здешних местах даже есть такая профессия: разгребатель трупов. В узких местах на реке скапливается настолько много мертвых тел, что их скопление образовывает «пробку», а тела все подплывают и подплывают.

Несмотря на проплывающие трупы, на берегу Ганги кипит жизнь. Самое удивительное, что индусы пьют воду прямо из реки. Европейские исследователи взяли анализ воды и просто ужаснулись наличию грязи в ней и вредных веществ. А жители Индии считают: вода в реке Ганг священна, они пьют ее с самого рождения.

Ганг многие столетия мог очищать сам себя. Развитие промышленности добавило проблем и уже несколько десятилетий происходят попытки властей очистить священные воды. Однако добиться успеха  в решении этого вопроса пока не удалось.

Выделяются огромные деньги на работы по очистке воды от пепла, мусора, отходов промышленности, канализации и по уборке трупов с берегов реки Ганг. Деньги выделяются, а грязь и ужасный запах остается. Причиной этому, скорее всего, образ жизни многих миллионов жителей, населяющих страну и желающих предать свое тело водам Ганги, а также коррупция, которая тоже пока непобедима.

 А это получасовый шокирующий фильм о Ганге

Следующая запись Дельфы – одно из красивейших мест в Греции

Паломничество в исламе

Если в других религиях паломничество носит лишь рекомендательный характер, то в исламе оно является одним из столпов веры, святой обязанностью каждого мусульманина. Паломничество мусульман называется «хадж». Оно представляет собой посещение места рождения и проповеди пророка Мухаммеда – Мекку. Въезд в Мекку не мусульманам запрещен законом Саудовской Аравии.

Хадж необходимо совершить хотя бы один раз в жизни. Человек, его совершивший, называется – хаджи. Освобождаются от паломничества люди, не имеющие возможности это сделать по состоянию здоровья или по другим, ограничивающим их свободу передвижения, причинам.

Но даже в таком случае допускается отправить паломником кого-то вместо себя, оплатив все его расходы

Важно, чтобы этот человек ранее уже совершал данный религиозный обряд

Допускается не совершать хадж из-за отсутствия денег. Поскольку средства должны быть заработаны самим верующим, брать в долг нельзя.

Ежегодно Мекка принимает миллионы паломников. Происходит это с 8 по 12 день последнего месяца по исламскому календарю. Из-за разницы с григорианским календарем даты ежегодно смещаются.

Каждый день паломничества подчинен определенным ритуалам, соблюдение которых обязательно, иначе хадж не засчитывается. Среди них:

  • совершение молитвы в мечети Масджид аль Харам;
  • обход Каабы (кубический дом во дворе мечети);
  • бег среди двух холмов;
  • посещение долины Арафат;
  • обрядовое побивание камнями Шайтана.

Завершается все праздником жертвоприношения – Курбан-Байрам и заключительным обходом Каабы.

Паломничество в христианстве

Само слово «паломничество», в первую очередь, связано с христианством. Оно происходит от слова «пальма». Ведь именно с пальмовой ветвью в руках встречали Иисуса Христа люди в Иерусалиме.

Сейчас Иерусалим — главное место паломничества христиан всего мира. Данная территория Израиля носит название «Святая земля» и является священной для последователей трех мировых, авраамических религий.

В программу посещения христианами входят: храм Гроба Господня, Голгофа, Иерусалимский храм, монастырь Марии Магдалины и прочие места, где происходили библейские события, или в честь которых были установлены молитвенные сооружения.

Вторым по популярности местом паломничества христиан является Священная гора Афон, расположенная в Греции. Афонский полуостров представляет собой отдельную административную единицу, монашеское государство. На территории полуострова находятся 20 монастырей, населенных 2000 монахами. Но в этих цифрах не учтены паломники, которые не переводятся круглый год.

Попасть на Афон могут только мужчины, женщинам это строжайше запрещено. Запрет распространяется и на животных женского пола. Несмотря на столь суровые ограничения, Афон всегда заполнен приезжими. Среди них мужчины разных наций и возрастов.

Среди остальных паломнических мест, полюбившихся христианам выделяются:

  • Собор Святого Петра (расположен в Ватикане, построен на месте казни апостола);
  • Итальянский город Бари (в нем находятся мощи Николая Чудотворца);
  • Собор Святой Софии, Турция (долгое время оставался одним из главных христианских соборов, позже стал музеем. В 2021 г. было решено переделать его в мечеть, что вызвало возмущение многих христиан).

Места паломничеств в России

  • Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, Московская обл. (один из самых известных православных монастырей в России);
  • Валаам (остров на Онежском озере и одноименный поселок на нем, паломников привлекает Валаамский Спасо-Преображенский монастырь);
  • Дивеево, Нижегородская обл. (в монастыре хранятся мощи Серафима Саровского, на территории находятся исцеляющие святые источники);
  • Оптина пустынь, Калужская обл. (древнейший монастырь, обитель оптинских старцев, оказавших огромное влияние на русскую культуру).

Дальнейшее чтение [ править ]

  • ан-Накар, Умар. 1972. Традиция паломничества в Западной Африке. Хартум: Издательство Хартумского университета.
  • Коулман, Саймон и Джон Элснер (1995), Паломничество: прошлое и настоящее в мировых религиях. Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
  • Коулман, Саймон и Джон Ид (редакторы) (2005), Паломничество заново.Культуры в движении. Лондон: Рутледж.
  • Дэвидсон, Линда Кей и Дэвид М. Гитлитц (2002), Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.
  • Гитлитц, Дэвид М. и Линда Кей Дэвидсон (2006). Паломничество и евреи. Вестпорт, Коннектикут: Praeger.
  • Яковски, Антони. 1998. Pielgrzymowanie . Вроцлав: Wydawnictwo Dolnoslaskie.
  • Kerschbaum & Gattinger, Via Francigena — DVD — Документация современного паломничества в Рим, ISBN 3-200-00500-9 , Verlag EUROVIA, Вена 2005
  • Маргри, Питер Ян (редактор) (2008), Святыни и паломничество в современном мире. Новые маршруты в сакральное. Амстердам: Издательство Амстердамского университета.
  • Окамото, Рёске (2019). Паломничества в светскую эпоху: от Эль Камино до аниме . Токио: Фонд культуры Японии издательской индустрии.
  • Sumption, Джонатан. 2002. Паломничество: образ средневековой религии. Лондон: Faber and Faber Ltd.
  • Вулф, Майкл (ред.). 1997. Тысячи дорог в Мекку. Нью-Йорк: Grove Press.
  • Зарнецкий, Джордж (1985), Монашеский мир: Вклад Орденов. стр. 36–66, в Evans, Joan (ed.). 1985. Расцвет средневековья. Лондон: Thames and Hudson Ltd.
  • Цвисслер, Лорел (2011). «Языческое паломничество: исследование новых религиозных движений о священных путешествиях в языческих общинах и сообществах Новой Эры» . Религия Компас . Вайли.5 (7): 326–342. DOI : 10.1111 / j.1749-8171.2011.00282.x . ISSN 1749-8171 .

Должно ли паломнику быть трудно?

Не нужно радоваться случившимся в дороге неприятностям, верить, что благодаря им паломничество непременно пойдёт на пользу. Если мы можем воспринимать какие-то трудности с миром в душе — это хорошо. Это и есть смирение. Но это не значит, что мы не имеем права на нормальный сон, отдых, приём пищи и должны радоваться отсутствию этого. А специально превращать свою жизнь или жизнь окружающих людей в какие-то непонятные страдания, например, вычитыванием продолжительных молитв вместо сна, —просто фанатизм.

Некоторые намеренно отправляются в паломничество, чтобы потрудиться — помочь какому-нибудь монастырю. Труд и перенесение тягот ради других — напротив, хорошее и богоугодное дело. Такое паломничество называется трудничеством. Однако не следует делать это в ущерб своей семье и домашним делам. Если вы всё успеваете дома — тогда смело можете ехать на послушания.

Лекарство от духовной депрессии

Последние годы выдались «не очень добрыми», очень мягко говоря.
Ограниченность и несвобода давит изо дня в день. Мы как будто сильнее почувствовали ощущение скованности
бесконечной души в маленьком ограниченном теле.

Хочется вырваться на простор, вдохнуть полной грудью, хочется радости и чувства полета! Но простора
маловато, а радоваться получается все хуже, когда вокруг столько напряженных и раздраженных лиц.

Виртуальное паломничество – это способ вырваться ничего не разрушая. Это возможность пережить чувство
духовного полета не выходя за пределы привычной жизни. Возможность побывать в святых местах и отдохнуть
душой, не лишая близких своей любви и заботы.

Сарнатх

Страна: Индия

Штат: Уттар-Прадеш

Как добраться: на автобусе, такси или велорикше от Варанаси, расстояние между этими городами составляет всего 13 километров.

Сарнатх, место первой проповеди Будды, имеет богатую и довольно драматичную историю.

Сначала здесь был непроходимый лес, считавшийся оленьим заповедником, затем на месте лесной чащи вырос храмовый комплекс, который на протяжении почти 1000 лет был религиозным центром буддизма и прекратил свое существование лишь после вторжения мусульман в Индию. Тогда все религиозные постройки здесь были разрушены, а само место пришло в запустение на долгие 700 лет.

Восстановление Сарнатха началось лишь в конце 19 века и продолжается до сих пор, так как в руинах еще лежит один из самых больших храмов комплекса Мулгандхакути и ступа, построенная на месте встречи Будды и его первых учеников.

Однако не стоит думать, что в Сарнатхе паломники поклоняются только древним развалинам – большинство местных реликвариев все-таки находятся в хорошем состоянии.

Так, например, тут можно лицезреть одну из самых больших ступ в этой местности – ступу Дхамек, здесь также находится еще одна колонна Ашоки – кстати, именно она стала символом Индийской республики и изображена на ее флаге.

Довольно нестандартным строением по форме и содержанию является вихара Мулагандхкути – внешне она похожа на ступу, но в отличие от этих строений, где намертво замурованы те или иные реликвии, внутрь вихары можно вполне свободно зайти, даже несмотря на то, что там хранится одна из главнейших святынь буддизма – кости Будды.

Кстати, эта реликвия выставляется на всеобщее обозрение каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца.

Паломничество в буддизме

В буддизме паломничество не носит обязательный характер, но оно также широко распространено, как и в других религиях. В Индии и Непале сосредоточены главные центры паломничества буддистов. Присутствуют они также в Китае, Японии и даже в России.

С именем Будды связаны 4 основных значимых места, оказавших на него влияние. Именно их чаще всего и посещают буддисты-паломники.

  • Лумбини. (поселение на границе Индии и Непала, где предположительно родился и воспитывался Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой);
  • Бодх-Гая (место, где Сидхартха достиг просветления);
  • Сарнатх (здесь была произнесена первая проповедь Будды);
  • Кушинагар (именно здесь Будда достиг нирваны).

Сам Будда рекомендовал побывать в этих местах, чтобы пройти по пути просветления и, возможно, повторить его опыт.

Позже к четырем названным центрам паломничества, добавили еще 4 значимых для Будды города: Вайшали, Раджгир, Санкасия, Шравасти.

Основная часть известных центров буддийского паломничества расположена в долине Ганга.

Однако привлекают внимание паломников и центры буддизма в разных странах. В России известным центром буддизма является Иволгинский дацан

Здесь же находится библиотека и образовательное учреждение для будущих монахов. В монастыре покоится Даши-Доржо Итигэлов, который более ста лет назад ушел из жизни, находясь в позе лотоса. При этом его тело осталось не подверженным тлению.

Паломники приходят к его кубическому гробу со своими пожеланиями и верят, что будут услышаны.

Там же, в Бурятии, расположены Ацагатский Дацан и Нилова пустынь, являющиеся центрами духовного просветления.

Единственный буддийский регион в Европе – Калмыкия. Здесь находится Золотая Обитель Будды Шакьямуни, в ней – девятиметровая статуя Будды.

Паломничество буддистов во многом связано с духовными практиками, медитациями и погружением в собственный внутренний мир. Если в иных религиях верующие приходят к святыням, чтобы к ним обратиться и помолиться, то буддисты в подобных местах лишь лучше ощущают собственное единение с просветленным Буддой и стараются приблизиться к нирване.

– Но это же не настоящее паломничество!

Есть такая идея, что только вживую побывав в святом месте можно полностью погрузиться в его энергию,
получить осознания и благословения. И никакие рассказы, фотографии или видео этого не заменят.

Если бы мы говорили о физическом теле, то это было бы правда. Когда хочется пить, то фотографии воды или
сказки о воде не помогут.

Паломничество по святым местам – это потребность души. Тело в паломничестве может только страдать: некогда
спать, чужая непривычная еда, очень много физических нагрузок и неудобств. Для души все эти ограничения не
существуют. Ваша душа – это создание из духовного мира, где не существует расстояний, ограничений и
пределов.

Нужен только хороший проводник, который на духовном уровне сможет «транслировать» энергию святых мест для
вашей души

И тогда расстояние уже не важно – душа соединяется с тем, к чему всегда стремится.

Варанаси – город контрастов

Варанаси – центр паломничества. Существует мнение, что город этот появился более 1000 лет до н. э. и развивался как цивилизованный город. За тысячелетия существования города здесь было возведено много религиозных храмов, появлялись университеты и открывались библиотеки.

Мусульмане, нападавшие на город, уничтожили почти все, что было построено. Библиотечные книги сгорели. А самое главное, были уничтожены жители города, которые являлись носителями культуры и знаний. Город восстанавливался долго, но былого величия ему вернуть так и не удалось. Сегодня это город с миллионом жителей живет своей обычной для него жизнью.

Самым знаменитым местом города являются ныне гхаты – ступени набережной Ганги. Именно эти ступени принято считать самым главным местом для индусов, которые мечтают быть сожженными именно здесь, на берегу священной реки.

Не все так печально на гхатах. Кроме сожжения трупов, паломники и жители города, общаются, веселятся, молятся, стирают, умываются, гуляют и даже разговаривают по мобильной связи. Здесь люди просто живут. Они себя считают самыми счастливыми, находясь рядом с водами великой Ганги.

Варанаси – уникальный город, который соединяет жизнь и смерть воедино. Индусы, которые становятся старыми и немощными стремятся приехать сюда отовсюду. Почетно встретить здесь в молитвах последний рассвет и оторваться от суеты земной.

Город Варанаси в индуизме — это центр Вселенной. Здесь проявляются контрасты существования человечества настолько сильно, что понять до конца происходящее вокруг не под силу иностранцу.

Но, как утверждают сами индусы, Варанаси – город вечности.

Паломничество в других религиях

Посещение значимых религиозных мест распространено во всех религиях. В иудаизме обязанность всех мужчин трижды в год посещать храм в Иерусалиме записана в самой Торе. Правда храм был давно разрушен, но обычай совершать паломничества на Святую Землю у иудеев не изменился.

Единственное, что осталось от храма – западная стена или «Стена плача», которая ежегодно собирает десятки тысяч евреев, скорбящих о разрушении Божьего дома.

Последователи индуизма имеют свои пути паломничества. Прежде всего к ним относятся города, окутанные религиозными легендами и поверьями. Например, в городах Нашик, Харидвар, Аллахабад и Харидвар каждые три года проходит фестиваль Кумбха-мела, посвященный пролитому в данных местах эликсиру бессмертия. Это событие привлекает тысячи паломников из разных стран.

Не меньшее значение имеет город Бенарес, расположенный на берегу Ганга. По преданию, именно с него Бог Шива начал создавать вселенную. Ритуальный пеший обход города в чести у многих индуистов.

Что касается мест паломничества последователей сикхизма, то это чаще всего город Амритсар в Индии, где расположен Золотой Храм, главный храм сикхизма.

Один из жителей Ганготри – Свами Сундарананд

В Ганготри живет интересный дедушка. Мы набрели на него случайно (таких дедушек в Ганготри, наверное, не один, просто на других мы не набрели).

Зовут его Свами Сундарананд. Он является автором книги “Himalaya through the lens of a sadhu” (“Гималаи через объектив садху”) со множеством авторских фотографий Гималайских гор.

Англоязычная Википедия пишет про Свами Сундарананда, что родился он в 1926 году в Индии, и что он известный йог, фотограф и альпинист.
Но мы этого тогда не знали. Мы зашли в его калитку, потому что нас привлекло это место: за заборчиком – живописные камни, коряги, алтарь…

…Ганеша возле входа

На стене – большие фото Свами Сундарананда в молодости в разных йогических позах.

Уже дома в интернете я прочитала, что Свами Сундарананд живет в Ганготри с 1948 года, когда стал отшельником.
Около 60 лет назад он принял обет брахмачарьи (воздержание, контроль над желаниями) и ежедневно занимается медитацией в течение трех часов.
В настоящее время его называют “главным защитником истока Ганги и ледника Ганготри”, т.к. он всей душой ратует за экологическую защиту Гималаев и читает об этом лекции.
Активное строительство в Ганготри гостиниц и ашрамов, которые сбрасывают свои отходы в Гангу, а также вырубка леса, – очень серьезная угроза. “Здесь нет любителей окружающей среды, здесь остаются только любители денег”, – говорит он с горечью.
“Раньше от Бходжбасы до Гомука был всего 1 км, а теперь 4 км. Отступление ледника сейчас происходит быстрее, чем когда-либо раньше”, – говорит Свами. Глобальное потепление и таяние ледников он называет “глобальным предупреждением”.
Он просто сказочный натуралист, – пишет о нем Википедия, – он знает тысячи гималайских растений и знает, как использовать их в медицинских целях.
“Бог не проживает в храмах и мечетях, он растворен повсюду в природе”.
Его мечта – строительство фотогалереи и центра медитации, посвященного экологическому просвещению и духовному пробуждению (такой музей охраны окружающей среды). У него даже есть своя страничка в фейсбуке, где он рекламирует этот проект и собирает на него деньги.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий