Особенности Джайнизма

Раскол джайнизма

Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.

Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.

Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.

Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.

Шветамбары идут на ритуальную службу

Особенности джайнизма

Определение 1

Джайнизм – это одна из древних дхармических религий, которая сформировалась в Индии около IX-VI веков до н.э. Основатель джайнизма – кшатрий Вардхмана или Джина Махавира. Джайнистская философия и практика, преимущественно, базируются на самосовершенствовании души, для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства.

Любая душа, преодолевшая телесную оболочку, которая осталась от предыдущих жизней и достигшая нирваны, называется джива. Джайнизм в древних текстах часто приравнен к джайн-дхарме и шраман дхарме. На сегодняшний день, в мировом сообществе джайнизм исповедуют небольшая, но влиятельная религиозная община, в которой состоит примерно 5-6 млн приверженцев в Индии, а также растущие сообщества иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и т.д.

Замечание 1

Джайнистские библиотеки – самые старые в Индии.

Основателем Джайнизма как учения считают Махавиру Вардхамана. Он вел проповедническую деятельность. Сначала у него появились ученики и многочисленные последователи в Бихаре, но скоро его учение получило распространение на всей территории Индии. В соответствии с джайнистской традицией, он был лишь одним из 24 учителей, учение которых сформировалось в далеком прошлом. Долгое время джайнистское учение существовало только как устная традиция, и лишь потом был разработан канон.

Джайнистским учением провозглашен дуализм: истинная суть человеческой личности двояка и включает материальность (аджива) и духовность (джива). Связующее звено между ними – карма, рассматриваемая в качестве тонкой материи, образующей тело кармы, и дающая душе возможность соединиться с грубой материей. Слияние неживой материи и души через кармические узы, вызывает возникновение индивида, а карма постоянно сопровождает его душу в бесконечной цепочке перерождений.

Джайнисты уверены, что человек посредством собственной духовной сути способен контролировать материальную суть и управлять ей. Только он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что он встречает в жизни. Бог – это только душа, которая когда-то пребывала в материальном теле и освободилась из оков кармы и цепи перерождений.

Постепенно в джайнизме выделилось два направления, отличающиеся пониманием аскезы.

Определение 2

Аскеза – это методика достижения духовных целей посредством упражнений в самодисциплине, самоограничении и самоотвержении.

Ортодоксы отстаивали дигамбару, сторонники более умеренного подхода проповедовали шветамбару. Влияние джайнизма постепенно падало, несмотря на то, что он и сегодня сохранился в Индии.

Еще одна важная характеристика учения джайны – предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения.

Выделяют пять основных принципов этики – обетов, которые обязательны к выполнению джайнами. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от статуса джайна – монах он или мирянин. Основные обеты:

  • ахимса – не причинение вреда живому;
  • сатья – искренность и благочестивость;
  • астейя – не красть;
  • брахмачарья – не прелюбодействовать;
  • апариграха – не стяжать.

Основные школы и направления древнеиндийской философии

Среди школ можно выделить ортодоксальную. Это, прежде всего, уже охарактеризованные ведизмы. Йога, религиозно-философская система Индии, сформировавшаяся на рубеже IV — III веков до нашей эры, была чрезвычайно популярна на Востоке

Основное внимание в йоге уделяется физическим и умственным упражнениям, которые ведут к освобождению ума от уз материи

Ньяя (санскр.) — одна из шести ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, систем индийской философии. Он был основан Готамой. Самым важным комментарием к его Ньяя-сутре является Ньяя-бхашья Ватсьянны (VI-V вв.). Основным текстом «Новой Ньяи» (12 век) является работа «Таттва-Чинтамани» Гатеши Упадхьяя. В центре внимания ньяи находятся проблемы теории познания и логики. Ньяя разработала пятичленную форму логического умозаключения. Логический реализм Ньяи привел ее к сближению и слиянию с атомистическим учением Вайшья Шики. Ньяя противостояла скептицизму буддийской эпистемологии (Мадхьямика).

Вайшешика — одна из ортодоксальных систем индийской философии. Она основана Канадой. В атомистической концепции Вайшешики все явления и предметы являются соединением вечных материальных атомов. В отличие от древнегреческих атомистов, первичным состоянием атомов признается покой, атомы приводятся в движение невидимой силой, адриштой. Санкхья — одна из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Основателем этой школы считается Капила (VII век до н.э.), чье учение изложено в «Санкхья-карике» и «Санкхья-сутре». Миманса (санскр., буквально — изучение) также является одной из ортодоксальных доктрин индийской философии. Другое название — Пурва Миманса («первая Миманса» — в отличие от собственно Веданты, которая называлась Уттара Миманса). Отталкиваясь от абсолютной ценности ведического ритуала и отрицая безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного уединения, Миманса утверждал идеал сравнительно более активной жизни и помог сформировать социальную систему индуизма.

Среди неортодоксальных направлений индийской философии — буддизм и джайнизм.

Буддизм — одна из мировых религий, которая зародилась в середине I тысячелетия до н.э. в северной Индии и затем распространилась во многих странах Азии. Эта религия основана на проповедях Будды Шакья-Муни, который учил, что жизнь — это страдание, и показал путь избавления от страданий. Характерной особенностью буддизма является его этическая и практическая направленность.

Джайнизм — одна из религий Индии, возникшая в 6 веке до нашей эры. Согласно традиции, основные постулаты джайнизма были переданы из глубины веков 24 пророками, последним из которых был Вардхамана Махавира, получивший эпитет Джайна. Центральное место в джайнизме занимает учение о кармической трансмиграции и путях ее искупления.

Каковы различия между джайнизмом и индуизмом?

1). Количество подписчиков

Последователи джайнизма снижались на протяжении многих лет, поскольку некоторые джайны теперь считают себя индусами. С другой стороны, индуизм считается третьей по величине религией в мире.

2) Вера в создателя

Индусы верят в богов или богов, таких как Брахма, Вишну, Шива. Они считают, что эти боги создали Вселенную, сохраняют Вселенную и наказывают всех, кто поступает неправильно во Вселенной соответственно. С другой стороны, джайны не верят всемогущему богу и что вселенная сама по себе более мощна, чем законы, которыми обладает вселенная.

3) Жертвы животных

Джайны не практикуют жертвоприношения животных, поскольку они ценят все формы жизни посредством ненасилия. С другой стороны, индуисты допускают понятие насилия до тех пор, пока оно может помочь достичь просветления.

4) Концепция чего-либо Мокша

Индусы считают, что мокша или освобождение происходит, когда душа объединяется со своей универсальной душой, приводящей к вечному пребыванию в раю Вишну или в Вайкундхеме, в то время как джайны считают, что мокша это просто бездеятельная и спокойная вселенная, которая, как говорят, происходит в Сиддхабхуми.

5) Концепция чего-либо Карма

Для индусов карма – это невидимая сила, которая случается с людьми во временном мире или самсара и зависит слова, мысли и действия, хорошие или плохие; а для джайнов карма – это физическая сила, которая может существовать повсюду во Вселенной и что ее частицы могут прилипать к душе людей в зависимости от их действий.

6) Концепция Вселенной

В джайнизме вселенная более сильна, чем любой создатель, что противоположно убеждению индусов в том, что вселенная сформирована Брахмой-создателем.

7) Человеческая жизнь

В индуизме человек имеет разные обязанности в жизни, такие как брахман который занимается изучением Веды; кшатриев который защищает людей; вайшья который заботится о деловых проблемах; и шудра который обслуживает три вышеупомянутых рода касты.

С другой стороны, джайнизм преподает индивидуальные поступки и духовную праведность в силу невладения и формирования общества, свободного от эксплуатации; но они не говорят о разделении и обязанностях людей в разных классах.

Древняя религия

Джайнизм одна из наиболее древних религий, которая возникла в Индии. По словам самих джайнов их вера возникла еще тогда, когда человек еще не умел писать и читать, и даже готовить пищу. Ришабха, царь, научил джайнов многому всему, что необходимо человеку в его жизни, и даже основам будущей религии джайнов. Впоследствии эти основы были развиты и дополнены его двадцати тремя последователями – тиртханкара.

Подтверждение существования джайнистских верований, учеными найдено лишь начиная с 8 века до нашей эры. Сравнительно с временем которое указывают сами джайны, это время когда жил 23 последователь царя. Последний 24 последователь джайнизма Вардхамана, внес столь весомый вклад в развитие джайнизма, что его часто называют основателем религии.

Та область, из которой произошел Вардхамана, на то время известна тем, что там собирались ярые противники брахманизма, с его категорическими суждениями.

Читайте далее:

Джайнизм в Индии

Индийская кухня и её особенности

Что такое крийя-йога

Лакшми – богиня процветания в Индии

Треккинг в Непале

Кухня Южной Индии

Ритуалы последователей джайнизма

Что касается культа и символики джайнизма, то не все его секты и школы поклоняются образам или проводят церемонии в храмах. Основная масса джайнов делают некоторые домашние и храмовые ритуалы.

Домашние ритуалы должны происходить два раза в день. Утренний длится около четырех часов, в которое входит обязательное чтение мантр. Ритуал сопровождается специальным омовением. Также в утренний ритуал поклонения входит медитация и чтение текстов.

Вечерняя процедура проходит несколько проще, в нее входит медитация и чтение мантр. На этом их религиозный день не заканчивается.

Монахи и монахини по утрам идут на сбор милостыни – по их убеждениям, они должны питаться исключительно тем, что им пожертвуют.

Буддизм и джайнизм. Основатель джайнизма Джина Махавира

Ключевой фигурой в истории джайнизма был Джина Махавира, живший в Индии. Махавира был современником Будды, и его изображения встречаются среди буддийских скульптур. Некоторые представления джайнов совпадают с идеями буддизма и индуизма. Имя при рождении – Вардхамана.

Интересно, что основатель джайнизма, как и основатель буддизма Сиддхартха Гаутама, тоже родился в княжеской семье. И также начал в своё время вести жизнь аскета. Он раздал своё имущество, когда ему было 31 год. Своё имя Махавира, которое означает «великий воин», он получил за то, что, по легенде, им были укрощены змея и бешенный слон.

Два основателя джайнизма – Рушабха и Махавира

А Джина – это тот, кто достиг всеведения, или совершенства – учитель, мудрец. И при этом он явился, чтобы восстановить законы, которые людьми были нарушены. Если проводить аналогию с авраамическим религиями, такими как христианство или ислам, то там эта функция возложена на сына божьего Иисуса Христа и пророка Мухаммеда. Только в джайнизме нет понятия бога как высшего существа в том представлении, как это принято в авраамических религиях.

Правила джайнов

Если говорить на языке христиан, то это 5 заповедей:

  • не воровать;
  • не стяжать;
  • не причинять вред живому существу;
  • проявлять искренность и благочестие;
  • не совершать прелюбодеяние.

Приверженцы джайнизма считают, что любое живое существо на земле – это бессмертная индивидуальная душа. Именно по этой причине им нельзя заниматься скотоводством, охотой либо ловлей рыбы. Земледелие также считается запрещенной работой, ведь при обработке земли любым способом могут погибнуть маленькие живые существа.

Под выражением “не проявлять насилие” джайны подразумевают следующее: не убивать и не причинять физический вред (это естественно), а также не произносить речи, фразы и отдельные слова, которые смогут кого-то обидеть.

Основные отличия

  1. Джайны не признают богов, признают лишь бессмертные души, которые в данное время находятся в обусловленной оболочке.
  2. Согласно джайнизма, новое воплощение умершего в ту или иную оболочку человеческого тела, связано с тем, насколько праведная была прошедшая жизнь. Это положение относительно перерождения душ, джайнизм полностью позаимствовал от брахманизма.
  3. В джайнизме нет поклонения богам, вместо этого джайны почитают своих пророков, последним из которых был Махавира или Джайна, от имени которого и происходит название религии.
  4. Одно из основных положений Джайнизма, гласит о недозволенности любой формы насилия, «ахимсе», которое было полностью перенято из джайнизма индуизмом. Если вы встретите на улице Индии человека, у которого рот завязан платком, или который разметает перед собой дорогу веничком, чтобы упаси бог не раздавить ни одно живое существо, это последователь джайны.
  5. Существуют две основные секты в джайнизме, дигамбар и шветембар. Первые доводят свой аскетизм настолько, что предпочитают не носить одежде вовсе, а вторые носят белые одежды, последователей которых в наше время в индии большинство.

Если на улице Индийского города вы встретили процессию совершенно голых людей, чьи рты закрыты марлевыми повязками,а в руках которых небольшие метелки, не пугайтесь это не побег умалишенных из клиники, это джайны.

Небольшими веничками они подметают дорогу впереди себя, что бы не дай бог не раздавить какое-нибудь живое существо, будь то комаха или червячек.

Какая совокупность убеждений индуистская правда?

Индусы верят в учение о перевоплощении и переселении души, что означает, что человек может последовательно переродиться в один из пяти классов живых существ, таких как бог, человек, животное, голодный призрак или даже адский житель; и все это зависит от поступков человека.

Индусы верят в идею карма который утверждает, что каждый человек наказывается за то, что они сделали не так, и также благословил за то, что они сделали правильно, если не в существующий период времени, то в их возрождении. При этом они стремятся жить выше в своем существовании, чтобы достичь поглощения в атрибутах Брахмы.

Индуисты также верят в различных деревенских и племенных богов, а именно Брахму (создатель), Вишну (хранитель) и Шиву (разрушитель).

Основы джайнизма

Не причинять вред любому существу на земле и постоянно саморазвитие – это и есть основная идея Джайнизма. Последователи этой религии стараются следовать учениям 24 тиртханкар (“тиртханкара” в переводе означает “тот, кто нашел путь к спасению”).

Джайны должны стремиться к постоянному развитию мудрости и самоконтроля. Основная цель этой религии – это раскрыть настоящую сущность природы души человека.

Философия джайнизма стоит на трех основаниях совершенства: – поведение (почитание предписанных правил); – знание, или как они по-другому это называют, “призыв отбросить неведение”; – восприятие.

В жизни джайнов самым распространенным ремеслом считается торговля, ростовщичество и ювелирное дело. Поклонников джайнизма сегодня не так много в Индии, но, даже несмотря на это, они играют немаловажную роль в жизни страны в плане экономики, политики, религии и культуры.

Самым высоким титулом джайнов считается “джина”. Такой титул присваивают самым почитаемым учителям джайнизма, которые сумели освободиться от сансары и достичь дхармы.

Суть джайнизма заключается в том, что, когда дух получает свободу от сансары (круг перерождений), он приходит в состояние божественного всеведения. Но, чтобы освободиться от сансары, джайны считают, что нужно быть аскетом, поэтому миряне не могут этого достичь. Для достижения мокши душа должна быть свободна от результатов поступков, которые они совершали в предыдущих воплощениях жизни.

Вне зависимости от того, кем является джайн (мирянином или монахом), он должен придерживаться всех предписаний религии по поводу норм поведения.


Палитана – храмовый комплекс джайнов. Индия

Философия древней Индии

Исторические рамки философии древнего Китая — с 6-го — Возникновение течений, критикующих предписания ведической религии, до 1-го тысячелетия нашей эры. До н.э. — с этого времени начинают развиваться монотеистические доктрины, такие как кабирпанти, сикхизм и др. Существует несколько периодов древнеиндийской философии: ведический (1-я половина I тысячелетия до н.э.), эпический (2-я половина I тысячелетия до н.э.) и классический (с I тысячелетия н.э.) История восточной философии. Учебник. МОСКВА: ИФА РАН, 1998. Индийская философия в основном занималась религиозными проблемами, но она также уделяла больше внимания размышлениям о трансцендентальном знании. Веря в вечность циклически обновляющегося мирового процесса, индусы не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве — это особые, отдельные науки.
Давайте более подробно рассмотрим этапы развития индийской философии.
3.2 Ведический период
Именно в это время появились тексты Вед, в которых излагалось мифологическое мировоззрение родового общества. Одним из этапов в развитии Вед считаются Упанишады, которые были переходной формой от мифологии к философии.

Мировоззрение Ригведы (сборник религиозных гимнов), а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях) чрезвычайно плюралистично: боги, люди, животные, растения, стихии, времена года, земли, жертвоприношения, атрибуты, части тела, психические способности и т.д. — все они являются сущностями, наделенными жизнью, которые взаимосвязаны, могут проникать и трансформироваться друг в друга, что достигается посредством магической деятельности. Канаева Н.А. Индийская философия античности и средневековья; Российская академия наук, Институт философии. — МОСКВА: ИФРАН, 2008. мир и его явления рассматриваются как совершенство первичной сущности. В Упанишадах, философских трактатах, говорится, что в основе космоса лежит вечно существующий Брахман, из которого развилось все сущее и который тождественен вечному ядру личности, Атману. Здесь развивается теория переселения, о последовательном действии хороших и плохих поступков — кармы, которая определяет новое существование живого существа, а также страстное желание освободиться от круга повторных рождений — сансары — через аскетизм и достижение высшего знания, решающий фактор всей дальнейшей истории мысли.

3.3 Эпический период
В этот период проявляется интерес к этическим вопросам. Материалисты, агностики и фаталисты противостоят браминам и реформистам. Существует развитие философских школ, называемых — Даршаны. Затем они делятся на ортодоксальные (основанные на учениях Вед) и неортодоксальные.

Ортодоксальные даршаны:

Миманса («разъяснение» ведического текста о жертвоприношении) занимается объяснением ритуала, но по своей методологии может быть классифицирована как атеистическая плюралистическая система. Цель школы — объяснить природу дхармы, понимаемой как обязательное выполнение ряда ритуалов, совершаемых определенным образом. Принципами школы являются ритуализм (ортопраксия), антиаскетизм и антимистицизм. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Веданта (завершение Вед) в «Брахма-сутре», основанная на Упанишадах и «Бхагавад-гите», учит о происхождении мира из Брахмана. Брахман — причина всего сущего. С Брахманом тождественна душа, которая вечна, бесконечна и неразрушима. Душа — это сознание, которое рассматривается как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей природе он чужд всякой активности. На эмпирическом уровне существует множество душ. Пока душа находится в системе тело-разум-чувства, она является лишь разновидностью, образом Брахмана, поэтому она многообразна и не едина с Брахманом.

Санкхья («рациональное взвешивание», или «перечисление»). Санкхья — это дуалистическая философия, которая пытается объяснить всю вселенную и найти спасение от страданий на основе двух изначальных реальностей — Пракрити (материи, природы) и Пуруши (абсолютной души). Правда, только классическая Санкхья является диалектической, а варианты, возникшие на ее основе, либо материалистичны, либо теистичны.

Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:

  1. Ахимса – непричинение вреда живому. Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
  2. Сатья – искренность, открытость, благочестивость. Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
  3. Астейя – исключение любой возможности воровства. Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
  • нельзя присваивать себе чужие вещи;
  • нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
  • всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
  • нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
  1. Брахмачарья – не прелюбодействовать. Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
  2. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира. Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.

Фото надписи на фреске в храме Джайнов “Ненасилие – главный принцип Джайнизма”

Вера джайнов

Одна из металлических джайнских икон 18 века – это вырезанная фигура человека, которая символизирует душу. Душа освободилась от бесконечного круговорота рождений и смертей – то есть достигла мокши. Один из способов достигнуть мокши — великое уважение ко всем формам жизни. Как джайны проявляют его:

  1. Усердно стараясь не нанести вреда живым существам, даже самым маленьким, джайны сметают с дороги насекомых.
  2. Они строго соблюдают вегетарианскую диету, но не едят корнеплоды, потому что если вырвать у растения его корни, оно погибнет.
  3. Чтобы даже случайно не вдохнуть насекомых, джайны носят на лице повязку.

Люди, достигшие мокши при жизни, называются джинами (победителями). От слова джина происходит название религии джайнов. В нынешнем цикле было 24 джины, последним из которых был Махавира. Джины проповедуют свое учение среди людей и почитаются как божества.

Махавира

В джайнизме нет верховного божества, поэтому его сторонникам мир представляется без началаи конца и, соответственно, не нуждается в боге-творце. В счастье и страдании, в радости и горе мы должны уважать всякое существо так же, как уважаем самих себя. Махавира

Сначала – познание, затем – сострадание, — вот способ упорядоченной жизни. Как может невежа различить добро и зло? Дашвайкалик-сутра

Ненасилие – это высшая религия. Махавира

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
Абсолютно все живое обладает душой.
Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других

Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
Аскетизм – условие существования джайнов

Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.

Храм Кхаджурахо

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в шестом веке до нашей эры. Буддист был человеком мира. Он был женат и имел дочь до тридцати лет, но потом ушел из дома и скитался много лет. Через 12 лет аскет достигал «высшего знания» и становился Джиной — «Победителем» (титул, даваемый самым почитаемым религиозным учителям). Еще три десятилетия Джина, которого также называли Махавира («великий герой»), странствовал, проповедуя новую веру, обращая в нее множество учеников и, наконец, достигнув «окончательного освобождения», нирваны. Последователи учения Махавиры считают, что он был двадцать четвертым тиртханкаром (первопроходцем), первый из которых — царь Ришабха, заложивший основы будущей религии, — жил в те времена, когда люди не умели ни считать, ни писать, ни готовить еду.

Первые датированные сведения о джайнах (надписи царя Ашоки) и первая версия письменного канона относятся к третьему веку до нашей эры. Подобная религиозно-философская система джайнизма сложилась в середине первого тысячелетия до нашей эры. В то время в Индии возникло множество неортодоксальных течений и школ, отрицавших авторитет Вед и основанных на них ритуальных и социальных норм. Религиозная система джайнизма сформировалась на основе возникшего комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское содержание ведическо-брахманической традиции. В то же время ритуалы старой религии и традиционные обряды были переняты новыми учениями.

Самые важные тексты джайнского канона, включающие 45 произведений, приписываются самому Махавире. Однако в попытке создать версию письменного канона на основе текстов, передававшихся устно в нескольких поколениях после его смерти, джайнское сообщество раскололось на две части. На Вседжайнском соборе в Паталипутре этот канон был принят Шветамбаром (одетым в белое). Последователи другой ориентации, дигамбары (одетые в космос), более тесно придерживались первоначального джайнизма. Считая древний подлинный канон Ришабхи утраченным, дигамбары имеют собственные священные тексты и отрицают ряд эпизодов и положений из канона Шветамбары. Расхождения различных школ касались в основном вопросов ритуала, условий жизни верующих и общины в целом, в то время как по основным вопросам вероучения наблюдалось единодушие.

Ядром учения джайнизма, охватывающего общую для всех индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения — Нирваны, является самосовершенствование души. Не признавая существования бога-создателя, джайны считают душу вечной субстанцией, а мир — первозданным. Преодолевая физическую оболочку, приобретенную в предыдущих жизнях, душа может достичь всеведения, всемогущества и вечного блаженства через совершенствование. Достигнув Нирваны, только аскет, а не мирянин, может прервать цепь перерождений.

Джайнизм не знает противопоставления материального и духовного. Душа присутствует в каждом растении, в каждой вещи. Концепция универсальной одушевленности природы определяет в джайнской этике главенство принципа ахимсы — не причинять вреда живым существам. С какой бы формой жизни ни столкнулся джайн, он должен воздерживаться от причинения вреда себе и отпугивания других. Поэтому не только охота и рыбалка, но и сельское хозяйство и животноводство, которые связаны со смертью живых существ, являются запретными профессиями для джайнских мирян. Самые ревностные из них пьют только процеженную воду, ходят с повязкой на губах и даже подметают дорогу перед собой, чтобы случайно не проглотить или не раздавить насекомое. Джайны не только не едят мяса, но, заботясь о том, чтобы не причинить ненужного вреда растениям, они также не едят клубни, корни и плоды, которые содержат много семян.

Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит свою главную задачу в разработке норм и предписаний, которые помогут достичь религиозного идеала в поисках «пути освобождения». Джайны определяют этот путь как следование «трем драгоценностям».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий