Аничков мост в Санкт-Петербурге

Аничков мост. XX век и наше время

Реконструкция Аничкова моста, 1906-1908 гг.

При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.

Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка «Аничкин мост». Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.

Предложения по «улучшению» Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.

В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:

«1) Снять четыре скульптурные группы с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой.
2) Поручить производство работ управлению «Дормост» с привлечением специалистов по бронзе, по рекомендации отдела охраны памятников…»

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.

После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму «Лентрублит». Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. Ленинградский поэт Николай Браун писал:

Скульптура Аничкова моста

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня…

Но мышцы юношей могучих
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.

В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. Очередной капитальный ремонт Аничкова моста был проведён в 2008 году.

Длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — 37,9 метров.

Елисеевский магазин

Невском проспекте, напротив сквера с памятником императрице Екатерины II, находится знаменитый Елисеевский магазин (Невский пр., 56). Здание необычного внешнего вида с фасадами в стиле модерн построено в 1902–1903 гг. для торгового товарищества братьев Елисеевых – знаменитой купеческой семьи виноторговцев.

Кроме торговых и складских помещений зодчий Г.В. Барановский разместил в здании театральный зал и даже частные квартиры. Склады товарищества архитектор спрятал в подвальной части строения.

Роскошное по отделке фасадов и интерьеров здание было призвано не только показать могущество торгового дома Елисеевых, но и привлекать внимание покупателей, рекламируя таким образом фешенебельный магазин

Скульптурное убранство фасадов дома Елисеевых выполнил мастер А.Г. Адамсон. Со стороны Невского проспекта на консоли установлена фигура древнеримского бога Меркурия – покровителя торговли, с характерными для него атрибутами: жезлом кадуцеем, крылатым шлемом и сандалиями. У правой ноги Меркурия – якорь и фрукты, левая стоит на тюке, перевязываемом путти. На постаменте в гирляндах славы обозначен год открытия магазина: «1903». Эта скульптура в аллегорической форме представляет торговлю и напрямую связана с деятельностью торгового дома братьев Елисеевых.

Тут же, на фасаде, с другой стороны окна-витрины, находится вторая аллегорическая фигура, олицетворяющая промышленность. Мастер в фартуке держит модель судна, в ногах у него путти. Эта скульптура также связана с деятельностью Елисеевых, занимавшихся морскими и речными перевозками товаров и их складированием.

Вторая скульптура, с палитрой в руках и с путти, высекающим из камня скульптурное произведение искусства, более удалена от Невского проспекта.

Завершается здание сложным фасадом и металлической кровлей, возвышающейся над театральным залом. Три её угла увенчаны металлическими вазами на высоких сложных постаментах с декором из львиных масок. Ряды оконных проёмов верхних этажей немного теряются на фоне огромных застеклённых пространств, одновременно визуально увеличивая высоту строения.

Театральный зал Елисеевского магазина первое время сдавался различным труппам, а в 1929 г. нашёл своего постоянного хозяина – Театр сатиры, ныне Государственный академический театр комедии имени Н.П. Акимова.

Интересные факты:

Название моста, как и близлежащего от него дворца, связано с подполковником Михаилом Аничковым, чей инженерный батальон во времена правления Петра Великого располагался в этом месте за рекой Фонтанкой — в так называемой «Аничковой слободе». Этот батальон и построил первый деревянный Аничков мост, давший названия всем последующим. А возникшие позже «народные легенды» о некоей Ане (Аничке), жертве несчастной любви, являются не более, чем городскими легендами.

Когда в начале XIX века Невский проспект расширился настолько, что стал превышать полотно старого Аничкова моста, здесь стали часто образовываться заторы. К тому же, деревянный разводной пролет не выдерживал возросшего движения карет, повозок и телег. Поэтому Николаем I было принято решение построить новый мост, что и было реализовано в 1841-1842 годах.

Главное украшение и достопримечательность Аничкова моста — скульптуры «Укротители коней» работы П. К. Клодта, расположенные на гранитных пьедесталах с четырех сторон, по два у каждого края моста. Эти бронзовые скульптуры отражают четыре разных стадии покорения коня человеком, и сегодня они являются одним из популярных символов Санкт-Петербурга. Интересно, что фигуры юношей и коней на восточном берегу моста имеют более позднее происхождение — оригиналы (и последующие копии) несколько раз снимались и дарились императором Николаем I его гостям, в результате чего копии клодтовских коней сейчас имеются в Берлине, Неаполе, Петергофе, Стрельне и подмосковных Кузьминках.

Интересно, что кони, которые направлены в сторону Адмиралтейства, подкованы, а статуи, смотрящие в сторону площади Восстания — нет. Есть мнение, что это связано с прежним расположением кузниц на Литейном проспекте: подкованные лошади идут от кузниц к началу проспекта, а неподкованные лошади — в сторону Литейного.

Восемь фигур мужского рода (юноши и кони) возле Аничкова моста породили несколько фривольное народное название этой переправы — «мост шестнадцати яиц».

Кроме скульптур Аничков мост декорирован гранитной облицовкой и чугунными перилами, рисунок которых выполнен из парных изображений морских коньков и русалок. Аналогичные перила имеются в Берлине на Дворцовом мосту, поскольку автор эскизов решеток обоих мостов один и тот же человек — Карл Шинкель.

Во время Ленинградской блокады скульптуры с Аничкова моста были сняты и зарыты в саду Аничкова дворца. И не зря — сам мост сильно пострадал от авиаударов, некоторые постаменты до сих пор сохранили следы от немецких снарядов, эти выбоины решили не реставрировать, а сохранить в качестве памятника блокаде.

Длина моста — 54,6 м, ширина — 37,9 м.

Аничков мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 66-68.

Аничков мост на карте:

Как добраться:
Соединение Спасского и Безымянного островов на пути следования Невского проспекта через реку Фонтанку.

Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Дворец творчества юных», «Литейный проспект».

Окружающий ансамбль Аничкова моста

Аничков мост является одним из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта.

Изначально на месте дома (1720-е годы) находилась деревянная гауптвахта, охраняющая разводной Аничков мост – в то время здесь проходила граница города.

Трёхэтажный каменный дом с классическим фасадом был построен на данном участке в 1799-1806 годах для купца П.И. Шарова.

В 1877-1878 годах новый домовладелец П.И. Лихачёв перестроил дом по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова, в результате чего дом стал пятиэтажным и предназначенным для сдачи внаём меблированных комнат. После перестройки здание приобрело современный эклектичный вид.

В архитектуре фасадов дома присутствуют: рустика, лопатки и пилястры, разнообразные наличники, пышный фриз и множество лепных деталей, а также эркеры, балконы и шатровые крыши.

Сегодня в доме находятся коммерческие помещения, салон-магазин «Книжная лавка писателей», открывшийся в доме ещё в 1934 году и жилые помещения.

Дворец был воздвигнут, начиная с 1741 года по указу императрицы Елизаветы Петровны.

За время истории, в результате переделок и реставраций, облик дворца менялся, он становился более строгим, и, в конечном итоге, стал представлять собой ансамбль, стиль которого сложился под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей и аристократических владельцев. Так, в разное время Аничков дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи и выступал в качестве подарков.

Сегодня дворец представляет собой комплекс строений с прилегающим садом с павильонами.

В стенах дворца находятся: театрально-концертный комплекс «Карнавал», Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, библиотека и Аничков лицей.

Для всех желающих во дворце проводят обзорные экскурсии. Также проходят концерты, вечера и праздники. Подробнее об Аничковом дворце и саде…

Первые каменные постройки на этом месте появились во второй половине 18 века. В начале 19 века на месте нынешнего участка находилось два четырёхэтажных здания.

С 1820-х годов здание перешло к купцу Ф.И. Лопатину, при котором в 1839-1840 годах, по проекту архитектора Василия Егоровича Моргана, был пристроен четырёхэтажный корпус по набережной Фонтанки. После возведения здание стало одним из самых больших доходных домов в столице – в неё сдавали в наём квартиры.

После здание меняло хозяев. В 19 веке в доме проживали известные литераторы того времени, что и дало зданию второе название – «Литературный дом».

Во время Великой Отечественной войны часть здания была разрушена. После реконструирована.

В 2011 году, из-за аварийности, здание было снесено, а затем (2015 год) воссоздано с добавлением одного этажа и повторением советского фасада середины 20 века.

Сегодня в здании находятся коммерческие помещения и располагаются организации.

– с юго-восточной стороны моста, на углу Невского проспекта 41 и набережной реки Фонтанки 42, находится одно из самых прекрасных зданий на Невском проспекте – дворец Белосельских-Белозерских – бывший особняк и памятник архитектуры в стиле нового барокко.

Дворец был построен в 1847-1848 годах по заказу князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского.

С 1884 года дворцом владел великий князь Сергей Александрович – младший брат Александра III. Отсюда и второе название дворца – «Сергиевский».

В последующем дворец менял хозяев и его интерьеры изменялись.

Сегодня дворец Белосельских-Белозерских привлекает внимание ярким цветом, колоннами с капителями, архитектурными украшениями оконных проемов и большими фигурами на уровне первого этажа. Дворец является местом культуры – в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии

Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…

Дворец является местом культуры – в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии. Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…

Памятник Екатерине II

В створе Малой Садовой улицы высится знаменитый на всю Россию памятник императрице Екатерине II работы скульпторов М.А. Чижова, исполнившего саму статую императрицы, и А.М. Опекушина, создавшего скульптурное убранство пьедестала. Им в работе помогал художник М.О. Микешин.

Сложный по своей композиции памятник покоится на пьедестале из разных сортов гранита с каменоломен Карельского перешейка. Центральная часть монумента – фигура императрицы Екатерины высотой 4,35 метра, со скипетром и лавровым венком в руках, в царской горностаевой мантии, с высшим орденом Империи (Святого Андрея Первозванного).

Вокруг пьедестала располагаются фигуры государственных деятелей второй половины XVIII столетия: фельдмаршал граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин, генералиссимус князь Александр Васильевич Суворов, поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин, директор Петербургской Академии наук Екатерина Романовна Дашкова, знаменитый дипломат князь Александр Андреевич Безбородко, президент Императорской Академии художеств Иван Иванович Бецкой, адмирал и мореплаватель Василий Яковлевич Чичагов и генерал-аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.

Открытие памятника состоялось в 1873 г., причём его сооружение на протяжении более чем десяти лет обошлось казне в 316 тыс. руб. Сквер, первоначально созданный Росси в 1832 г., перепланировали и впоследствии обнесли невысокой металлической оградой, изготовленной на петербургском заводе Сан-Галли. В настоящее время восстановлена планировка 1878 г., состоящая из трёх круглых площадок по одной оси и двух пар дуговых дорожек.

Примечания

  1. Агеенко Ф. Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — С. 23. — 376 с.
  2. В путеводителе 1903 года встречается написание Аничкин мост (Путеводитель по С.-Петербургу СП «ИКАР», 1991. Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1, стр. 184)
  3. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  4. [http://www.webneva.ru/bridge/842-anichkov-most.html Аничков мост] // Достопримечательности. Культура и история Петербурга.
  5. Андрей Лисянский. [http://russights.ru/post_1274295155.html Аничков мост и кони Клодта] // Достопримечательности России
  6. Бунин, М. С.. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда.. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — 280 с., Строительство Петербурга
  7. Фролов, А. И. Аничков мост // Реки, каналы, острова, набережные, мосты. — СПб.: Глагол, 2002. — С. 78-80. — 176 с. — ISBN 5-88729-063-3.
  8. Мосты и набережные Ленинграда / фот. В. П. Мельников, сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 10. — 319 с. — 22 000 экз. — ISBN 5-289-00690-7.
  9. И. А. Краснов. [http://vodokanal.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=2806262063 БАУЭР Федор Вилимович (Фридрих-Вильгельм) (1734–1783, СПб.), военный инженер, гидротехник, картограф]. Водоканал Санкт-Петербурга (2008). — «Возглавлял Комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала (ныне – Грибоедова канал) – под руководством Б. началось сооружение их гранитных набережных и спусков»  Проверено 26 февраля 2011. [http://www.webcitation.org/61BovyOSj Архивировано из первоисточника 25 августа 2011].
  10. В. И. Шестериков (ГП «РосДорНИИ»). Каменные мосты Европы // [http://www.complexdoc.ru/ntdtext/534597#_Toc248922719 Каменные мосты России]. — Обзорная Иинформация. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам», 2004. — Т. Выпуск 7.
  11. Газета «Северная пчела» 5 ноября 1841 года сообщала, что чугунная решётка отлита «по образцу рисунка берлинского архитектора Шинкеля». В. Я. Курбатов в книге «Петербург» приписывает рисунок перил Монферану.
  12. [http://moscowwalks.ru/2008/11/12/moskovskii-ippodrom/ Московский ипподром] на сайте «Прогулки по Москве»
  13. [http://www.kac3.ru/index/?node_id=1610 Клодт Константин Александрович (1867—1928)] на сайте Каслинского завода архитектурно-художественного литья
  14. [http://www.gazeta.spb.ru/40452-0/ Аничков мост закрыли. На очереди Невский проспект] // Газета. СПб, 22 апреля 2008.
  15. [http://www.dp.ru/spb/news/citynews/2007/06/20/224511/ Виктория Шахова, «Деловой Петербург», 20 июня 2007]
  16. [http://www.spbvedomosti.ru/_Articles Юрий Иванов. Соль под копытами. // Санкт-Петербургские Ведомости, вып. № 146 от 09.08.2007]

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Так вот.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту За то, что на Анúчковом мосту На удивленье всей Европы Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Эксплуатация моста

При блокаде Ленинграда конные группы закопали на территории Дворца пионеров. Гранитные постаменты были заставлены ящиками с засеянной травой. В результате прямых попаданий взрывных устройств Аничков мост был сильно разрушен. В 1942-м году, 6 ноября, на переправу прилетела бомба весом 250 кг, отчего в Фонтанку упали гранитная тумба и 30 метров решетки, сделанной из чугуна. Тем не менее, на следующий день возобновили трамвайное движение по мосту, а еще через 5 дней завершили работы по восстановлению ограды. Новые части решетки отличаются только клеймом «Лентрублит». Скульптуры животных вернули на мост к 1 мая 1945-го года.

Аничков мост

В небольшой книжечке Т.А.Славиной «Константин Тон», Лениздат, 1982, конечно же, поругивают Николая I:

Умный советский петербуржец, погулявший среди красот Ленинграда, сразу понимает, что император Николай I – настоящий и глубокий эстет, лично вникающий во все красоты города, монументально-декоративной скульптуры и прочего искусства, работяга. Кстати, то же относится и к умным москвичам.

До того Невский проспект сужался и мост над Фонтанкой был узким. Перед установкой коней его расширили, и он стал таким, каким мы видим его сейчас. Новый мост был сделан за полгода (!).

И.И.Шарлемань, Ж.А.Дюрои. Аничков мост. 1850. Год установки последней группы

В книге праправнука скульптора Г.Клодта «Лепил и отливал Петр Клодт», 1989, много фантазий, стандартных советских оскорблений и панибратства в адрес царя, но и в ней умный читатель прочитает между строк про все достоинства царя, в частности, его способность соглашаться с мнением других. Оказывается, по мнению праправнука, это Клодт внушил царю поставить коней на Аничковом мосту, тогда еще непригодному для этого, а потому получается, что благодаря Клодту мост и был расширен. Праправнук пишет:

Забавно читать  фантазии о том, что подумал давно умерший царь. Но в этих рассуждениях видится некоторое отсутствие у скульптора логики, поскольку на момент разговора речь шла о двух конных группах, тогда как у моста четыре угла. Кроме того, изначально для установки этих двух групп планировались места просто замечательные: либо на пристани около Академии художеств, либо около Адмиралтейского бульвара.

Клодта это должно было вполне устраивать, но версия праправнука тоже правдоподобная, и попутно подтверждающая прекрасные качества царя. В итоге на пристани около Академии художеств вместо коней установлены сфинксы.

Здание Академии художеств со стороны Невы

Пристань у Академии художеств по проекту Тона с конями Клодта. Первый вариант

Гривами кони напоминают коней Марли, то есть царь и архитектор уже задумывались о конных группах.

Довольно некрасивые по части коней Диоскуры с Монте Кавалло в Риме в качестве прототипов царем сразу были отвергнуты, так как царю громкость имени была безразлична. Таким образом, именно Николай I был тем локомотивом, который вел за собой как конкретные проекты, так и выбирал исполнителей, которых он всегда поощрял, и это особенно относится к Клодту.

В любом случае, царь, очевидно доверял молодому скульптору после создания им конной шестерки на Нарвских триумфальных воротах. Праправнук пишет о желании царя создать коней именно русскими мастерами.

Он также описывает, как в личное пользование Клодта в академическую конюшню были переданы два чистокровных арабских жеребца. Так что не римско-французские реминисценции двигали воображение Клодта, а натуральные арабские жеребцы по кличке Амалтабек и Серко.

Описание Аничкова моста

Аничков мост, основными несущими конструкциями которого являются своды, представляет собой как пешеходную, так и автомобильную переправу через Фонтанку. Длина трёхпролётного моста составляет 54,6 м, в то время как длина среднего, основного, пролёта — 12,6 м. Переправа в ширину почти достигает 38 метров, вмещая в себе восемь полос для движения, общая ширина которых — около 32 м.

По Аничкову мосту проходит Невский проспект. Три кирпичных свода моста и каменные опоры облицованы гранитом, а перильное ограждение выполнено из чугуна и декорировано литыми изображениями морских жителей. Оба въезда украшают установленные на постаментах четыре двухфигурные скульптурные композиции. Они являются элементами полиптиха, отражающего этапы укрощения человеком коня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий