Александровский парк Санкт-Петербурга

«Петербург в архитектурных моделях»

Под крышей Музея Российской Академии Художеств можно найти удивительную и по-настоящему уникальную экспозицию, аналогов которой нет и никогда не было ни в одном городе мира. Составляют ее точные модели и чертежи самых известных памятников архитектуры города на Неве. В свое время для того, чтобы построить любое здание, архитекторам приходилось представлять вниманию общественности наглядный макет здания. Эта традиция пустила корни в Европе, там же стали появляться и первые мастера. Макет Смольного ансамбля, который в течение долгих 70 лет возводили по проекту знаменитого Барталамео Растрелли; уменьшенная копия Троицкого собора, модель Михайловского замка, а также другие уникальные и точно воспроизведенные макеты петербургских архитектурных шедевров — все это и многое-многое другое стало частью коллекции моделей города Музея Российской Академии Художеств. Отдельного внимания заслуживает один из самых впечатляющих макетов — модель монферановского Исаакиевского собора. Экспозиция миниатюр в Музее Российской Академии Художеств неповторима. Подобной коллекции нет нигде ни на территории России, ни за рубежом.

Адрес: Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Университетская наб., 17Время: среда — воскресенье: 11.00 – 19.00Вход: 150 рублей — взрослый, 50 рублей — льготный

История

Когда-то тут был пустырь, потому что место вокруг главного бастиона города должно быть открытым. Тут специально выкорчевывали деревья, чтобы улучшить видимость из Петропавловской крепости. Но время шло, город рос, и Петропавловка утратила свое основное предназначение. Тогда императором Александром I было принято решение облагородить это неухоженное место. Заняться проектом он поручил А. Менеласу. Однако реализовать его не удалось.

Позже за эту идею взялся министр финансов Е. Ф. Канкрин, по долгу службы часто бывавший в этих местах. И тогда, в 1842 году, он обратился с прошением к Николаю I разбить рядом с Петропавловской крепостью парк, который будет и местом для отдыха людей, и город облагораживать.

Разработка нового проекта была поручена А. М. Куци, при этом сам Егор Францевич принимал в нем непосредственное участие. Более того, министр не стал просить денег на строительство из казны, а решил использовать ведомственные средства.

На регулярной основе Е. Ф. Канкрин посещал стройку, лично выбирал деревья и кустарники к посадке, а так же утвердил меню с ценами ресторана на территории парка. Тенистые аллеи, беседки, продажа минеральной воды, тропа для езды верхом с примыкающей пешеходной дорожкой, детские песочницы – благоустройство места поражало горожан.

Однако денег хватило только на половину проекта. Поэтому Николай I отдал необустроенную часть Главному управлению путей сообщений и публичных зданий с требованием возвести парк и соединить его с Петровским парком. Строительство обоих частей происходило в одно время, но средств Главному управлению не хватало. 

Тогда в 1847 году император утвердил проект дальнейшего строительства парка. Но Крымская война и смерть Николая I помешали полностью осуществиться задумке. И лишь на стыке двух столетий по приказу принца А. П. Ольденбургского по проекту архитектора Г. И. Люцедарского было построено здание Народного дома, которое позднее было увеличено. В 1903 году парк был разделен проспектом, а в 1911 рядом с ним открыли памятник «Стерегущий» в честь русского миноносца. В 1905 году по велению императрицы Александры Федоровны возвели здание Ортопедического клинического института по проекту Р. Ф. Мальцева. В 1923 году Александровский парк переименовывали в парк Ленина, а в 1963 году на территории открыли метро.

Реставрацией парка занялись уже в XXI веке. В начале 2000-х годов обновили пешеходную зону, заменили устаревшее освещение, ограду, засадили новые газоны, деревья и кустарники. Название Александровский было возвращено парку, и сейчас его двери открыты для всех желающих.

Екатерина Великая – любимому внуку

Идея строительства Александровского дворца принадлежит Екатерине Великой. По её замыслу, он должен был быть подобным замку Ферней – жилищу философа Вольтера (1694-1778), друга императрицы. В письме к своему многолетнему корреспонденту барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807), который занимался вопросами покупки вольтеровской библиотеки, она пишет:

Возможно, неосуществленный проект Фернейского дворца в Царском Селе оказал определенное влияние на планировку существующего ныне дворца.

Строительство нового дворца в Царском Селе началось в 1792 году. Архитектором был назначен итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817), самый яркий и плодовитый приверженец палладианства в России. Поэтому от первоначального замысла не осталось и следа. Работы велись под наблюдением архитектора П.В.Неелова, который, вероятно, внес какие-то изменения в проект Кваренги. Кроме того, и сама императрица приложила свою руку к проекту.

Парадный двор перед Александровским дворцом

На постройку нового дворца было затрачено более 690.000 рублей при первоначальной смете в 351.166 рублей, пошло более 6,6 млн. кирпичей. В 1793 году еще недостроенный дворец, получивший название Нового Царскосельского, Екатерина II подарила своему любимому внуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) по случаю его бракосочетания с великой княжной Елизаветой Алексеевной.

В мае 1796 года работы были практически завершены, и 12 июня великий князь с семьей и «малым двором» переехал сюда, где в присутствии императрицы устроили новоселье.

Дворец представляет собой вытянутое двухэтажное здание, по сторонам которого – двойные выступающие флигели. Со стороны северного фасада флигели соединены двойной колоннадой коринфского ордера, которые образуют мощеный мрамором внутренний двор (курдонёр).

Курдонёр

В центральной части паркового фасада выдается вперед полуротонда, перекрытая сферическим куполом. Перед ней расположена терраса, выложенная плитками белого и серого мрамора. Такая планировка характерна для вилл северной Италии и, тем самым, определяет назначение дворца как летней резиденции.

Полуротонда Полукруглого зала

Внутренняя отделка дворца была выполнена также по проекту Дж.Кваренги. Вдоль садового фасада идет Парадная анфилада, залы которой облицованы искусственным мрамором. Первым был Концертный зал, расположенный в правом флигеле. Далее шли Бильярдный зал (впоследствии Угловая гостиная), Предстоловая (Малая библиотека), Парадная столовая (Большая галерея, или Большая библиотека).

В центральной части дворца располагаются наиболее парадные помещения. Открывал их Зал с горкой (Первая парадная гостиная). Далее идут три зала, разделенные широкими арками с колоннами: Портретный зал, Полуциркульный (Полукруглый) в центре и Бильярдный (Мраморная гостиная). Во времена Николая II в Полуциркульном зале устраивали Рождественскую елку для офицеров свиты и охраны. Парадную анфиладу завершала Опочивальня великого князя Александра Павловича.

Парадная анфиладаПолукруглый залПортреты семьи Николая I работы Ф.Крюгера в Портретном залеАнфилада парадных заловБильярдный зал (Мраморная гостиная)

В 1838 году перед колоннадой были установлены две статуи: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С.Пименова и «Юноша, играющий в свайку» по проекту А.В.Логанского, отлитые на Александровском чугунолитейном заводе.

Колоннада Александровского дворца и статуи «Бабочник» и «Сваечник» перед ней

Александровский дворец неоднократно перестраивался, проводились новые коммуникации, менялось функциональное назначение помещений, их отделывали по-новому в соответствии с изменившейся модой. Многие великие архитекторы приложили свои таланты к обустройству дворца: Л.Руска, К.Макер, С.Черфолио, А.А.Тон, В.П.Стасов, Д.Е.Ефимов, А.И.Штакеншнейдер, А.Ф.Видов, С.А.Данини, Р.Ф.Мельцер и другие.

Вплоть до 1800 года фасады дворца оставались неоштукатуренными. Как писала Екатерина начальнику Царскосельской конторы строений А.П.Кашкину, «Когда оное строение будет окончено, то без особого повеления нашего снаружи не штукатурить». При Павле I начались отделочные работы, но завершены они были уже в царствование Александра I.

После того, как Александр взошел на престол, он перебрался в Санкт-Петербург, а во время своих визитов в Царское Село предпочитал Екатерининский дворец. В Александровском дворце на 2-м этаже («Кавалерийском») жили приближенные императора.

Санкт-Петербург. Александровский парк

Фото 10.05.2015:

Александровский парк — парк в Петроградском районе города Санкт-Петербурга. Расположен между Кронверкским проспектом и Кронверкской набережной.

На территории парка расположены:

  • Народный дом Императора Николая II
  • Цветочные часы
  • Памятное кресло Г.М. Опоркова
  • Памятное кресло им. Кама Гинкаса
  • Памятное кресло им. Донатаса Баниониса
  • Памятное кресло им. Римаса Туминаса
  • Памятное кресло им. Т.Л. Пилецкой
  • Архитектурно-познавательный комплекс “Мини-город”
  • Скульптура “Святой Пётр”
  • Скульптура “Зодчие”
  • Наземный вестибюль станции метро “Горьковская”
  • Скульптура “Дети”
  • Памятник “Стерегущему”
  • Скульптура “Сидящая девушка”
  • Скульптура “Девушка с голубем”
  • Скульптура “Девушка повязывающая косынку”
  • Скульптура “Рисующая девушка”
  • Скульптура “Мужчина и женщина”
  • Ортопедический институт
  • Памятный знак в честь 300-летия журналистики, типографского и издательского дела в Санкт-Петербурге

Александровский парк (по материалам книги “Святой Петербург / М.Б. Семёнов. — М.: Издательство ЦЕНТР, 1996. — 159, с.”):

До 1841 года территория эспланады была грязным и пыльным местом — “гульбищем для пеших и конных”. Было принято решение о создании парка общественного пользования. Открыт парк был в 1845 году в день памяти Святого Александра Невского и поэтому получил имя Александровского. Парк площадью около 22 гектаров простирался от Троицкой площади до Мытнинской набережной.

Царским указом 1865 года на территории Александровского парка голландцами Габгард открыт Зоологический сад. После 1918 года зоологический сад стал всеобщим, т.е. ничьим, и по сведениям, получаемых из прессы, его обитатели испытывают постоянные трудности.

В 1876 году на площадях Александровского парка выделено место под питомник декоративных растений. Его сейчас нет, а на этом месте архитектором Р.Ф. Мельцером сооружено здание Ортопедического института.

На границе Александровского парка и Каменноостровского проспекта стоит памятник “Стерегущему” возведенный скульптором К.В. Изенбергом в 1911 году в память о подвиге моряков миноносца “Стерегущий” во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

Значительным событием в жизни города явилась разработка проекта и постройка Народного дома Петербургского попечительства о народной трезвости. По времени событие совпало с строительством Троицкого моста. Построенный в 1897-1903 годах этот мост разрешил важнейшую транспортную проблему города.

Открытие Народного дома имени императора Николая II Петербургского городского попечительства о народной трезвости состоялось в 1900 году. Металлический каркас был привезен из Нижнего Новгорода после закрытия Всероссийской промышленной и художественной выставки. Строительством Народного дома руководил архитектор Г.И. Люцедарский. Центральная часть дома находилась под стеклянным куполом и в ней расположены большое фойе и театральный зал на 1200 мест. Слева располагался Железный зал, к которому в 1910-1911 годах был пристроен Большой оперный зал. В этом здании находился кинотеатр “Великан”, затем Ленинградский Мюзик-холл, рядом работает казино.

Пожар 1932 года практически уничтожил основное здание Народного дома, а с 1933 по 1939 годы велось строительство коробки для Театра им. Ленинского комсомола с максимальным использованием оставшихся стен и фундаментов.

Достопримечательности

С момента зарождения Александровский сад носил статус общедоступной, городской зоны отдыха. На его территории создавались аллеи для прогулок, места для отдыха в виде красивых веранд, скамеек (свыше 150 шт.), беседок. Цветники разной формы, усыпанные необыкновенными цветами, появился знаменитый фонтан, открывшийся в 18798 году (первоначально планировалось создание трёх фонтанов). Знаменитая оранжерея, созданная Бенуа, многочисленные павильоны, теплицы. По решению Государственной думы в саду создана Галерея бюстов видных деятелей страны (Жуковскому, Пржевальскому, Лермонтову, Пушкину, Гоголю).

Первоначально в него вошли 14 фамилий видных деятелей. Памятник Жуковскому, поставленный первым (1880 год), выражает благодарность знаменитому литератору Руси за воспитание Александра II. Простые и сложные скульптурные группы разбросаны по всему саду. У входа со стороны Дворцовой площади с 1833 года гостей приветствует повелительница царства растений, «Флора Фарнезская».

У стороны Адмиралтейского проспекта среди красивых растений, ухоженного газона находится почти незаметная мемориальная плита, поставленная в 2007 году в честь открытия первой трамвайной линии города (1907 год). Вместе с достопримечательностями города, окружающих удивительным кольцом Александровский сад, она вносит элемент благодарности людям, помнящим историю своей Родины.

Восточная часть

Главным архитектурным богатством восточной части сада являлся Адмиралтейский бульвар. Восточная сторона знаменитой крепости (сейчас здания Адмиралтейства) стала местом рождения Дворцовой площади, Александровского сада. В начале XIX столетия сад охватывал все стороны здания Адмиралтейства. В дальнейшем через восточную часть сада прошла новая магистраль города между Зимним дворцом и корпусами Адмиралтейства (Дворцовый проезд).

В процессе реконструкции снесли ветхие постройки, прорубили среди зарослей новые дорожки, аллеи, заложены розарии, цветники. Появилась трамвайная линия, автобусное движение городских маршрутов. На месте защитных сооружений крепости (восточные части гласиса, экспланды) появились знаменитая Дворцовая площадь.

Центральная часть

Главной достопримечательностью центральной части сада считается знаменитый «музыкальный, танцующий» фонтан, созданный в 1880 году по проекту Гешвенда. Планировалось установить три фонтана в направлении трёх лучей (главных улиц). Из — за сложных, дорогих гидротехнических работ был создан только один с высотой струи, меняющейся в такт музыке, звучащей в саду.

Она достигала высоты 28 м, что в те времена было редкостью. Вокруг центральной струи расположены специальные трубки, из которых появляются ещё 40 водных потоков. Они кружатся в бесконечно танцующем вихре над гранитной чашей бассейна фонтана. Диаметр бассейна (большой чаши) составляет 24,5 м. Её дно, борта изготовлены из редкого сорта гранита, привезённого с иностранного острова Янисаари. Копия фонтана стоит на Манежной площади.

Вокруг стоят удобные скамейки, почти всегда занятые отдыхающими. С них можно любоваться зданием Адмиралтейства, наслаждаться брызгами красивого фонтана, разглядывать памятники Гоголю, Лермонтову, композитору Глинке. Бросив в фонтан монетку на память, можно пройти по центральной дорожке сада, увидеть ей скульптуры, ухоженные растения, деревья. Можно даже забраться на спину верблюда, стоящего у памятника Пржевальскому.

Западная часть

Пройдя через весь сад, заканчивая путешествие в его западной части, можно сказать до «Новой встречи» знаменитой скульптуре античности Гераклу (на одноимённой аллее). Ещё раз окинуть взглядом великолепное здание Исаакиевского собора (одно из высоких купольных творений мира или «Музея из цветного камня»), постоять в тени дуба, посаженного Александром II. Обязательным маршрутом является встреча с величественным памятником Петру I Медным всадником, выполненным под руководством скульптура Фальконе. Внимательно послушать историю появления Сенатской площади в западной зоне Александровского сада.

Интересные места и особенности

Сегодня Александровский парк гораздо богаче на достопримечательности, чем в XIX веке. Многие из них появились совсем недавно, но уже стали искренне любимы гостями и жителями Санкт-Петербурга.

Петербург в миниатюре – мини модель Петербурга

В 2012 году на территории парка появилась потрясающая экспозиция города в миниатюре. Из бронзы и гранита на площади в 2 гектара в натуральных пропорциях и масштабе 1:33 представлены основные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Территория Александровского парка с момента основания Петропавловской крепости в 1703 году являлась её гласисом. Даже после окончание Северной войны в 1721 году этот участок долгое время не застраивался.

Впервые устройством здесь парка озаботился император Александр I, поручивший составить такой проект архитектору А. Менеласу. Однако реализован он не был. Следующая инициатива устроить здесь парк принадлежит министру финансов (1823-1844) Егору Францевичу Канкрину. По долгу службы он часто бывал в Петропавловской крепости, где находится Монетный двор.

В январе 1842 года Канкрин во время доклада царю попросил разрешение на устройство парка “как для украшения сего места и дороги на Каменный остров, так и на пользу публики”. В ответ он был ознакомлен с работой Менеласа. Этот проект показался Канкрину дорогим, так как предусматривал срытие Кронверка. Составить новый проект министр поручил архитектору своего ведомства – Антону Матвеевичу Куци, кроме того он сам принял непосредственное участие в этой работе.

Уже на следующем докладе Николаю I были предоставлены рисунки, чертежи и сметы. Для реализации задуманного Канкрин не стал просить у императора денег, в расход должны были пойти сбережения министерства. На переустройство всего гласиса этих средств не хватало, потому проект касался лишь его восточной части. В феврале 1842 года проект императором был утверждён.

Новый парк передавался в ведение Монетного двора. Министр часто навещал стройку, лично с садовником Гусевым составлял список необходимых здесь деревьев, кустарников и трав. Купчихе Отто Канкрин утвердил цены и меню открывающегося здесь ресторана (водка и ликёр по 5-10 копеек рюмка). Здесь также предусматривались заведения минеральных вод. Внутри парка провели круговую дорожку для езды верхом, рядом – пешеходную дорожку. На территории были установлены беседки, домик-кофейня, песочницы для детей. В память о императоре Александре I парк назвали Александровским.

В Александров день в Александровском парке проходили народные гулянья. Первое из них – 30 августа 1845 года.

В августе 1847 года Николаем I был утверждён проект дальнейшего развития Александровского парка, который должен был соединиться с Петровским. Работы успели довести до берега Невы, стала подготавливаться территория за Кронверкским проспектом. Однако после начала русско-турецкой войны и смерти Николая I реализация проекта была остановлена.

В 1963 году в Александровском парке была открыта станция метро “Горьковская”.

В 2002-2003 годах проводилась реконструкция Александровского парка. Здесь была организована пешеходная зона, высажено 283 новых дерева и 1974 кустарника, заменено устаревшее освещение, обновлены ограждения, отремонтированы газоны.

Прекрасный парк, расположившийся на месте гласиса Петропавловской крепости, назван Александровским в честь императора Александра I.

Арсенал

Чтобы дойти до Арсенала придется пройти весь новый сад и еще столько же по пейзажному парку. Проще всего сюда попасть от главного входа в парк, для этого понадобиться просто идти прямо. Дальше этого сооружения мы не заходили. Дело в том, что большинство тропинок Александровского парка гравийные или вовсе протоптанные, а погода в Санкт-Петербурге почти всегда сырая. Поэтому готовясь к продолжительной прогулке по парку, лучше всего одевать непромокаемую удобную обувь. Мы же были обуты в летние кеды, да плюс ко всему возникли трудности с предметным ориентированием, поэтому было принято решение дальше Арсенала не заходить. Построенное в 1834 году здание Арсенала было разрушено в ходе Великой Отечественной войны и восстановлено совсем недавно в 2015 году.

Памятник Зодчим Санкт-Петербурга

Недалеко от миниатюрного Петербурга расположена еще одна композиция, которая напоминает о тех архитекторах и строителях, которые возводили каналы, улицы, площади, соборы и дворцы.

Автор скульптурной композиции – А. Таратынов. За огромным столом можно увидеть А. Воронихина – создавшего Казанский собор. Д.Трезини – построившего Петропавловскую крепость. А.Захарова – создателя Адмиралтейства. В.Баженова – автора проекта Михайловского замка и других знаменитых зодчих. За столом, вокруг которого собрались зодчие, витает творческая мысль о будущем облике Санкт-Петербурга. Имеется один свободный стул и каждый посетитель может присесть за стол, присоединиться к компании великих, чьи образы созданы в натуральную величину.

Памятник Зодчим Санкт-Петербурга

Регулярный парк

Он же Французский парк, он же Новый сад. Геометрически безукоризнен. Газоны выровнены, кустарники посетил местный «барбер». Наполнен изяществом – скульптурами, памятниками и прочей аристократической красотой. Лучшим способ ничего не пропустить – войти в него через главный вход, со стороны Царских ворот Екатерининского дворца.

Созданный в 1740 году, имеет форму квадрата, который в свою очередь разбит на четыре квадрата поменьше. Вдоль «большой квадрат» разбивается центральной аллеей, поперек – просекой, границы «отбиты» Обводным каналом.

Местные достопримечательности:

  • куртина «Грибок»;
  • гора «Парнас» (искусственная);
  • Китайский театр;
  • Драконов мост;
  • Большой китайский мост;
  • Крестовый мост;
  • Малые китайские мосты;
  • Китайская деревня;
  • Большой каприз;
  • Малый каприз.

Китайская деревня

Обсерватория – композиционный центр Китайской деревни

Китайская деревня в Александровском парке представляет из себя ансамбль домов в китайском стиле. Правда, со всех сторон она обнесена вполне русским забором и сообщениями о том, что это частная территория, а значит, посторонним вход воспрещен.

Забор, окружающий Китайскую деревню

Представляете, это самый настоящий жилой комплекс, который расположен на территории настоящего же музейного парка! Где еще такое встретишь?

Впрочем, никакого парадокса здесь нет. Исторически, деревня служила для приема и размещения гостей. А в советское время на этой территории размещались… коммунальные квартиры.

Кое-где ограждения низкие и позволяют разглядеть часть домов и внутреннего пространства. Видны узнаваемые поклонникам китайской культуры крыши и, обязательно, драконы.

Внутренний дворик жилых домов Китайской деревни

Конечно, ощущения визита в Китай не возникает, но выглядит квартал как минимум необычно и интересно. Ворота центрального входа позволяют увидеть павильон-обсерваторию (она на самом первом фото), который является композиционным центром квартала.

Из исторических документов известно, что эти дома строились в конце XVIII века по инициативе императрицы Екатерины II, а в начале XIX превращены в жилые квартиры. Среди «постояльцев» упоминают историка Николая Карамзина. Какая-то часть его труда «История Государства Российского» была написана с видом на Александровский парк.

Территория продолжает выполнять свою историческую функцию и сегодня. Датская компания по контракту с ГМЗ «Царское Село» восстановила Китайскую деревню в 1990-х и превратила постройки в 28 элитных жилых квартир. Мы спросили местного охранника, не знает ли он, кто там поселился: «Знаю, что одно время Шнуров там жил. Еще Вячеслав Бутусов. Бутусов, возможно, до сих пор живет».

Всем желающим сделать фото на фоне китайских достопримечательностей рекомендуем не расстраиваться и пройтись в сторону прудов — здесь вы найдёте несколько китайских мостов.

Один из китайских мостов в Александровском парке

Китайский театр

Так выглядит Китайский театр сейчас

Китайский театр, а точнее то, что от него осталось, располагается в глубине Александровского парка. Когда-то он имел белые стены и был пышно украшен внутри и снаружи.

Со времени постройки в 1778-1779 годах и до XX века сооружение служило по своему прямому предназначению — здесь ставили спектакли.

Китайский театр в Царском Селе в начале XX века. Фото из Wikipedia.org

Мешали этому лишь войны: после Первой мировой Китайский театр возобновил работу лишь в 1930 году, а во время Второй Мировой, 15 сентября 1941 года, постройка серьезно пострадала при обстреле Пушкина. Здание лишилось крыши и выгорело до кирпичного основания.

Сегодня театр представляет собой развалины, обнесенные забором. Они со всех сторон, даже сверху, обросли деревьями. К забору можно подойти вплотную. Через забор видны стрельчатые окна и некоторые детали внутренней планировки.

Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен, хотя кто-то все же пробирается и оставляет свои следы.

Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен

Есть и таблички о реставрационных работах, но признаков самих работ как-то не видно. Музей «Царское Село» в своих новостях сообщал о планах восстановления здания Китайского театра, воссоздания исторического облика и приспособлении под современное использование, указывая, что работы начнутся лишь в 2022 году, да и те при условии финансирования Министерством культуры.

На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное

На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное. Интересно бродить вокруг, заглядывая в окна и представляя, как театр выглядел в свои лучшие годы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий