Троицкий собор в Санкт-Петербурге

Святыни

  • чудотворная икона Казанской Божией Матери, первая святыня Санкт-Петербурга. Была передана из упраздненного Бородице-Рождественского храма в 1727 году , находилась в Харитониевском приделе.
  • образ апостола Андрея Первозванного с мощами.
  • образ прп. Нила Столобенского с мощами.
  • древняя икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 году в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Находилась слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в приделе прп. Нила Столобенского с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 года .
  • образ свт. Митрофана Воронежского и его посох.

Святыни, мощи и иконы храма

После всех исторических перипетий церкви Рождества Христова чудом удалось сохранить древние реликвии, датируемые XVII-XIX веками. Так, здесь находятся святые лики кисти Сергея Рожкова и Дмитрия Емельянова. Помимо «Спаса Всемилостива», в храме на хранении находится еще одна знаменитая святыня – икона Кизических мучеников.

Очень много в измайловском храме копий богородичных образов. Есть тут и Израильская икона Пресвятой Девы Марии, известная своей чудотворной силой. Также можно поклониться Владимирскому лику с мощевиком апостола Фомы. Еще здесь находятся святыни с частичками мощей Иосафа Белгородского и Трифона Апамейского.


Чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская


Икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей


Икона Богородицы Владимирская

История

Как явствует из названия, собор воздвигнут во имя Святой Троицы для отправления религиозных нужд Измайловского полка.

В 27 году XIX века Николай I, некогда командовавший измайловцами, повелел возвести на месте старой деревянной церкви полноценный каменный храм. Монарх так же принимал деятельное участие в проектировании и благоустройстве здания, нередко заставляя архитекторов пересматривать решения в угоду августейшим вкусам. Именно ему собор обязан существованием трёх приделов, вместимостью (до 3 тыс. чел.) и небесно-голубыми куполами

Главным архитектором проекта стал В.П. Стасов, инженером – П. П. Базен. Начало строительства датируется 13 мая 28 г. XIX в. Разразившаяся война с Турцией не позволила императору и двум из трёх батальонов полка посетить церемонию водружения первого камня.

Второй по величине после Исаакиевского собора новострой Петербурга преподнёс несколько неприятных сюрпризов. Огромный центральный купол дважды «замораживал» строительство. В 30 г. XIX в. из-за неправильно распределённой нагрузки треснуло 16 колонн, а спустя 3 года барабан был и вовсе снесён ураганом. Прямое вмешательство императора ускорило работы по исправлению расчетных промахов и возведению основной деревянной главы, простоявшей 170 лет, вплоть до пожара года.

Измайловский собор Святой Троицы был готов к торжественному освящению уже в 1935 г. Среди оформителей можно отметить:

  • И.П. Оловяшников – отлитие колоколов;
  • С. Гальберг, И. Леппе, К. Грейсон – скульптуры и оформление;
  • В. Шебуев, А. Егоров, А. Иванов, Н. Майков – оформление иконостасов.

При Советском Союзе

При власти Советов храм сменил статус полкового собора на роль рядового прихода. Во время изъятия церковной утвари отсюда вывезли более двух кг золотых и 300 кг серебряных изделий. Прихожане выкупали святыни храма, меняя церковные реликвии по весу на столовое серебро.

С 1923 г. Троице-Измайловский собор побывал в руках обновленцев и вновь вернулся в лоно православной церкви. Священнослужители храма подвергались репрессиям и гонениям. Так протоиерея Михаила Чельцова, противостоящего вывозу церковных ценностей, арестовывали в общей сложности 6 раз, 2 раза приговаривали к смерти и казнили в 30-х гг. 15 лет назад священник был причислен к лику святых и назван покровителем петербуржского Измайловского собора.

Помимо изделий из драгоценных металлов из собора вывезли знамёна Измайловского полка, демонтировали колонну Славы, что вызвало порицание даже со стороны рабочих.

До 1938 г. пастве удавалось отстаивать права на владение храмом. Благодаря пожертвованиям велись восстановительные работы, по окончании которых здание Троице-Измайловского собора было передано декоративной мастерской, а впоследствии рассматривался проект о превращении его в крематорий.

Годы ВОВ оставили уродливые шрамы на фасаде здания. Подвалы были переоборудованы под бомбоубежища, а само здание отвели под хранение трупов.

Реставрация, проведённая в 50-х г. XX в., сгладила страшные следы войны, однако архитектурный памятник вплоть до 90-х гг. эксплуатировался как холодный склад и постепенно приходил в упадок.

Наши дни

В течение 10 лет с 1990 г. сообществом интеллигентов северной столицы проводился капитальный ремонт, реставрация и благоустройство здания. Список работ был колоссальным. Предстояло оснастить Троице-Измайловский собор системами водоснабжения и отопления, полностью восстановить ушедшее великолепие помещений и фасада, имея в распоряжении только серые остовы стен, повреждённую лепнину и потускневшую роспись с отбитыми кусками штукатурки.

Помимо реставрационных работ в помещении подвала был отделан «Славянский зал» и создана иконописная мастерская. С началом реставрации вновь начались регулярные богослужения. В 2005 г. городу петербуржцам вернули реконструированную колонну Воинской Славы.

Августовский пожар 2006 г., бушевавший 6 часов, уничтожил основной и один из боковых куполов. Несмотря на опасность, проходившая церковная служба не прервалась. В ходе происшествия пострадавших не было, а все ценности удалось эвакуировать. Пламя уничтожило 170-летний деревянный купол, но он не остановило жизнь храма. На следующее утро священники читали литургию рядом с ещё курящимся дымом храмом. Несчастье не остановило повседневную жизнь собора, службы проходили ежедневно.

К 2021 г. Свято-Троицкий Измайловский собор вернул былое великолепие вопреки несчастьям.

Святыни

В соборе Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это иконаСвятой Живоначальной Троицы. Образу уже более 600 лет, он был написан в 1406 г.  У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie’s и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга  образ был принесен в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным. 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2011 года в нашем соборе постоянно пребывает частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Сотни верующих ежедневно притекают к Матронушке, и как заповедала она сама, рассказывают ей о своих горестях и скорбях. И по горячим молитвам получают ответы на свои вопросы.

Молодые люди, девушки и юноши, которые только хотят создать крепкую и счастливую семью, возносят свои молитвы перед честными мощами покровителей семьи — преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, которые пребывают в нашем храме постоянно. Ежедневно у святых мощей Петра и Февронии совершается молебен.

В нашем соборе также прибывают частицы мощей великих каппадокийцев, трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 

В нашем храме уникальный образ – икона Святой блаженной Ксении Петербургской. Конечно, икона матушки Ксении есть в каждой церкви Северной столицы, однако именно эта работа кисти художника Ростислава Гирвеля стала первой написанной с прижизненного портрета блаженной старицы, хранящегося в запасниках Эрмитажа. До этого российские иконописцы, не знавшие, как выглядела святая Ксения, брали за образец иконы Божией Матери. Теперь же, благодаря Ростиславу Мартыновичу, мы можем узнать, как выглядела святая покровительница нашего любимого города на самом деле.  

Еще один угодник Божий, к которому притекает множество верующих  с молитвой – святитель Николай Чудотворец. В Троицком Измайловском соборе есть два его образа, один из которых – икона святителя Николая с житием, а второй образ — келейная икона святителя Николая, принадлежавшая почитаемому старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Каждый, кто заходит в Троицкий собор, сразу обращает внимание на несколько огромных, многометровых икон, помещенных здесь. Образы эти точно такие же, как в Исаакиевском соборе, только там – мозаика. Действительно, иконы эти самым непосредственным образом связаны с Исаакиевским собором: с них мастера, оформлявшие в середине 19 века внутреннее убранство Исаакия, и выполняли мозаику

А эти полотна художников позднее передали на вечное хранение в Троицкий собор. Среди них – апостолы Петр и Павел, Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, святая Екатерина, святой Александр Невский, а также Исаакий Далматский

Действительно, иконы эти самым непосредственным образом связаны с Исаакиевским собором: с них мастера, оформлявшие в середине 19 века внутреннее убранство Исаакия, и выполняли мозаику. А эти полотна художников позднее передали на вечное хранение в Троицкий собор. Среди них – апостолы Петр и Павел, Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем на руках, святая Екатерина, святой Александр Невский, а также Исаакий Далматский.

В соборе хранится Порт-Артурский образ, который был написан после чудесного явления Царицы Небесной российским морякам во время Русско-Японской войны в 1905 году. Это – напоминание о том, что наш Троицкий собор строился как военный храм, в котором молились офицеры и солдаты лейб-гвардии Измайловского полка. Есть у нас и такой редкий образ Богоматери, как «Поможение в родах», название которого говорит само за себя.

Ну а одной из самых любимых среди прихожан собора является икона «Скоропослушница» – пожалуй, самая скромная по своему оформлению, однако именно с ней связано множество чудес. Многим людям, молящимся именно перед этой иконой, помогла Пресвятая Богородица.   Также в нашем соборе пребывает чудотворный образ Божией Матери, именуемый “Всецарица”.

Родители, которые хотят, чтобы их дети росли послушными и помнили Бога, молятся у тоже достаточно редкого образа – «Христос благословляет детей».

Интересные факты

Одновременно с формированием в 1730 году по указанию Анны Иоанновны третьего пехотного полка императорской гвардии при нем создается походная церковь-палатка с иконостасом, выполненным москвичом Иваном Адальским. Дополнительно для служения приобрели оловянную и медную утварь. По решению императрицы, полковая церковь освящалась близ Фонтанки 12 июля 1733-го во имя Троицы.

В начале 40-х годов того же века переносной храм обретает постоянное место прописки в Санкт-Петербурге – первоначально на Адмиралтейском острове, а потом на Измайловском проспекте, о чем свидетельствует генеральный городской план 1755 года. Тогда же возникает необходимость в строительстве капитального сооружения, рассчитанного на несколько тысяч прихожан.

Царствовавшая Елизавета Петровна возжелала увидеть проект «такого фасону, как прежнею в России архитектурою церкви строились». За образец был взят план сооружения в селе Керстове Ямбургского уезда. Церковь, по решению обер-архитектора Растрелли, возводилась в дереве на каменном фундаменте с расчетом будущего строительства такого же здания, и была украшена иконами в греческой стилистике. 1 июня 1756 года архиепископ Силивестр освятил главный придел во имя святой Троицы, второй — во имя святого Иоанна Воина.

Время и разрушительное наводнение 1824 года привели храм в плачевное состояние: по этой причине он был разобран в 1828 году.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

История[ | ]

Воздвигнут в 1422—1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому. 5 июля 1422 года, во время строительства собора, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет.

Борис Огнев высказал предположение, что собор строили балканские (вероятно, сербские) мастера, перебравшиеся на Русь после вторжения турок, в одно время с Пахомием Логофетом.

С Троицкого собора началось формирование архитектурного ансамбля монастыря. Со стороны западного фасада в XVI веке пристроили паперть, а с юго-восточной в 1548 году над гробом игумена Никона — бесстолпный одноапсидный Никоновский придел. В 1623 году верхняя часть придела была перестроена.

Храм-часовня Святой Троицы

Рубрика: Санкт-Петербург

Часовня – историческое напоминание потомкам о том, что на этом месте когда-то стояла первая в городе православная церковь (храм Святой Живоначальной Троицы). Именно здесь проходили праздничные богослужения, в том числе, и после победы над шведами. В стенах храма Петр Первый был коронован на царство после подписания Ништадского мира. Часовня украшает собой Троицкую площадь, внутри нее находится только один зал – маленький, но уютно оформленный. Здесь хранятся мощи святых Харлампия, Петра и Февроньи. С Петроградской набережной, на которой располагается храм-часовня Святой Троицы, открывается красивая панорама Невы.

Из истории часовни

Местом для ее строительства была выбрана Троицкая площадь, где по приказу государя был возведен первый православный храм. Произошло это менее чем через полгода после основания Санкт-Петербурга. По православному календарю на первый день октября 1703 года выпал религиозный праздник – день покрова Пресвятой Богородицы. Площадь в итоге была названа в его честь.

История храма полна невзгод и печальных событий. Неоднократно он страдал от пожаров, но его заботливо восстанавливали, т. к. по рангу он следовал сразу за Исаакиевским собором. В 30-х годах прошлого века по приказу советской власти храм был разрушен, а на его месте через два десятилетия построили другое здание.

К 300-летию основания Санкт-Петербурга «Балтийская строительная компания» планировала возвести на Троицкой площади монументальный 70-метровый храм, но планам не суждено было осуществиться из-за запрета, исходившего от Научного совета по охране культурных памятников. В итоге местом для строительства часовни стала юго-западная часть сквера на Троицкой площади.

Закладка краеугольного камня происходила в мае 2002 года в торжественной обстановке, в присутствии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Авторство проекта, выбранного на конкурсной основе, принадлежит архитектурному бюро «ЯК». Храм-часовня построен на средства «Балтийской строительной компании» и является подарком городу.

Адрес: Троицкая площадь 2а, Петроградский район, город Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

Соловецкий камень

  Михайловский сад

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Далее события развиваются трагически и предсказуемо.

1924 год: закрыта часовня и передана под кафе, затем — пивной ларёк, в годы войны и после — под склад.

1925 год — из собора вывозят все военные трофеи;

1932 год — Президиум Ленсовета постановляет взорвать храм, чтобы на его месте и из его останков построить театр для рабочих — после обращения прихожан во ВЦИК храм оставляют;

1938 год — собор официально закрыт;

1940 год — из собора планируют сделать крематорий, но храм спасают учёные, доказавшие губительность крематория в центре города — только таким аргументом можно было пронять новые власти; в блокаду в соборе хранят трупы умерших от голода;

после войны настроения властей существенно изменились: в 1952 – 1967 годах проведён ряд работ по восстановлению купола и фасадов;

собор до 90-х годов служит неотапливаемым складом и разрушается;

1990 год — возвращён РПЦ;

2004 год — возобновлена реставрация собора.

Последнее, верим в это, испытание собор пережил в августе 2006 года. Загорелись строительные леса, превратив в считанные минуты купол в огромный пылающий над городом факел. В 17:10 большой купол обрушился на внутренний свод — сгорели деревянные конструкции 170-летнего возраста.

Следствие не установило причины пожара. А в 2007 году правительство Петербурга выделяет 58 миллионов на малые купола. Последующие расходы также впечатляют: на реставрацию фасадов — от 1 миллиарда рублей, на восстановление большого купола — 120 миллионов рублей.

В 2008 году открыты малые купола и установлен крест на главный купол.

В 2010 году отделаны фасады собора и завершено восстановление главного алтаря.

В 2011 году собору навеки передана частица мощей св. Матроны Московской.

Теперь храм восстановлен, ведутся лишь мелкие работы. Из всех испытаний — временем, огнём, стихией и безверием — он вышел чистым, белоснежным, словно облако на синем июльском небе. Сияют звёзды, плывёт увенчанный ими, словно воинскими наградами, многострадальный храм — над дворами, улицами, рекой…

Адрес: Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7а.

Ближайшее метро: метро Технологический институт-1; метро Технологический институт-2; метро Балтийская.

Сайт: www.izmsobor.ru

Карта расположения:

Православный приход храма Великомученика и Целителя Пантелеймона

  Петропавловский собор

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий