Собор Святого Петра

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Созданная в , она представляет из себя эллипс. С двух сторон окружена колоннадой тосканского ордера. Подчеркнув главную ось композиции, архитектор добился ощущения стремительности движения и высокого накала чувств, чем так знаменито искусство барокко.

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.

План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра. Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира. Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева — «Врата смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр — 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.

В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

Собор Святого Петра: главный собор христиан

Слово гиду Светлане:

«К строительству базилики св. Петра приступили в 324 г., она предназначалась для упокоения останков хранителя христианской веры. В течение столетий это величественное сооружение многократно перестраивалось. Над его созданием трудились великие Браманте, Рафаэль, Перуцци, Микеланджело.

Именно Микеланджело спроектировал по рисунку Браменте, частично изменив его, гигантский барабан купола (1507 г.), вдохновляясь куполом флорентийского собора. В следующем веке Модерно удлинил нёфы собора Святого Петра в Риме, преобразовав планировку в латинский крест и создал величественный фасад в 1614 г.

Собору предшествует портик, под которым находятся 5 дверей, последняя справа – порта Санта (Священные Врата). Её открывают только по случаю Юбилейного года. В центре — порта Филарета с бронзовыми рельефами, последняя слева — порта делла Морте — Врата Смерти.

Войдя в собор, вы удивитесь не только его богатому убранству, но и внутренним размерам: длина св. 210 м, ширина трансепта — 137 м, высота среднего нёфа — 44 м, общая высота купола — 136 м. Внутри вполне может уместиться такое крупное сооружение, как знаменитый Кёльнский собор».

  1. Прежде чем войти в собор Сан Пьетро, договоритесь о месте встречи, если потеряетесь. Например, у статуи Пьеты, она находится справа у входа.
  2. Можете фотографироваться, но без вспышки.
  3. Можно заказать личного гида, если особенно интересуетесь историческими шедеврами.

Само помещение собора Святого Петра так велико, а людей в нём так много, что немудрено потеряться, отстать от группы. Ориентироваться в этом пространстве тоже не у каждого получится. Пользоваться мобильниками не рекомендуется. Потому во время любой экскурсии лучше держаться вместе, не расходиться по сторонам.

  1. При входе в собор соблюдайте дресс-код. Не берите объёмные сумки, не надевайте шорты, короткие юбки, не оголяйте плечи.
  2. Мужчины снимают головные уборы, а женщины покрывают голову шарфом.

Слово гиду Светлане:

«Центральный нёф Сан Пьетро поддерживают 8 огромных пилястр, свод над которыми украшен золочеными кессонами. У последней правой пилястры находится бронзовая скульптура Святого Петра. Её датируют 2-й пол. 13 в. и приписывают работе ди Камбио. В нёфе слева — гробница папы Иннокентия 8, в правом (1-я капелла) — знаменитая Пьета (Оплакивание Христа), созданная 25-летним Микеланджело в 1499 г. Именно об этой статуе великий мастер сказал, что в её создании нет сложностей, надо лишь отсечь от глыбы мрамора всё лишнее.

Другие важнейшие архитектурные объекты собора — папский алтарь с Конфессией работы Модерно, они располагаются прямо под куполом, рядом — гробница Св. Петра. Над алтарной группой — роскошный бронзовый балдахин на спиральных колоннах — шедевр архитектора Бернини».

Посещение площади и базилики Сан Пьетро — бесплатное. Кстати, во все церкви Италии вход бесплатный, т.к. они являются действующими религиозными учреждениями. Часы работы: с 7-ми утра до 18-19. Гуляя по площади легко устать, но скамеек здесь и поблизости вы не увидите. Решение проблемы — зайти в собор, найти скамьи (место для молитвы): на них вполне можно присесть, отдохнуть.

Отзывы из интернета убеждают в том, что побывать на площади и в соборе Св. Петра надо обязательно. Но те, кто были в соборе и поднялись на смотровую площадку купола, пишут:

На крыше собора можно не только с высоты птичьего полёта любоваться обзором, но и заглянуть в сувенирный киоск, и воспользоваться самым высоким в Ватикане таксофоном. Итальянцы шутят, что из него удобно звонить Богу.

Благодаря современным технологиям и веб-камерам, теперь есть возможность совершить видеоэкскурсию не выходя из дома и получить первое впечатление о Риме, Ватикане, площади и базилике Св.Петра. Картинки в реальном времени от всемирно известных достопримечательностей:

  • Вид на собор: http://tvjoy.ru/index.php?page=1364506099
  • Вид на Площадь святого Петра: http://tvjoy.ru/index.php?page=1364505728

Описание

Собор Святого Петра находится в сердце Ватикана – маленьком, карликовом государстве Риме. Рядом с ним можно увидеть огромное количество разнообразных строений, которые несут огромную историческую ценность, как для этого региона, так и для всего мира. С высоты птичьего полета на фоне синего неба видны белые купола собора, а также его прекрасный экстерьер со статуями и лепниной.

Куда съездить на 1 день из Рима? — подробнее на нашем сайте.

Его высота более 135 метров, длина – более 210 метров. На фасаде и в интерьере можно увидеть изобилие статуй Иисуса Христа, а также Иоанна Крестителя. Кроме этого, здесь покоится Иоанн Павел второй, а главным шедевром считают мраморную “Пьету” Микеланджело — надгробие папы.

Прежде чем зайти в собор, можно полюбоваться на статуи святым Петру и Павлу, расположенным прямо возле входных дверей. В руках Петра находится связка ключей, открывающая двери в Царствие Небесное, которые вручил ему сам Бог. В здание можно зайти через несколько дверей, но в разный период времени. Так, к примеру, последнюю дверь, которая находится с правой стороны собора – Святую, открывают исключительно в наступление Святого года.

В древние времена, когда начинался такой год, люди понимали это по звуку трубы из козлиного рога под названием юбиль, от которого год и стали называть юбилейным. Эту Святую дверь замуровали бетонным покрытием, и через каждые четверть века перед Рождеством она розбетонируется.

Все присутствующие должны упасть на колени трижды, такое же количество раз звучат удары молотом, и после этого двери открываются и все заходят в собор. Первым, конечно же заходит папа вместе в крестом в руках. Когда юбилейный год подходит к концу, двери так же бетонируют еще на четверть века.

Центральные двери сделаны из бронзы, их изготовил флорентийский мастер Филерат. Сверху на дверях находится две статуи, на которых изображены Спаситель и Божья мать, посередине два апостола – Петр и Павел, а внизу – изображение судилища у Нерона и казнь апостолов. Вверху, над самой дверью есть барельеф, где Иисус вручает Петру ключи от Небесного Царства.

Створки, которые находятся на двери в центральный портал, изготовили еще в 15 веке. Напротив самого портала можно рассмотреть мозаику Джотто, сотворенную в конце 18 века – Навичеллу. На крайнем левом порте находится творение одного из самых крупных скульпторов истории — Джакомо Манцу – Врата смерти. Еще стоит отметить образ папы Иоанна 23-го, который выглядит невероятно выразительно.

Купол собора является просто невероятным шедевром красоты, высота которого около 120 метров, а диаметр более 40 метров. Опорой его служат 4 мощных столба. В одной из ниш находится статуя Святого Бернины, высота которой около 5 метров.

Бернини в этом соборе играет очень большую роль, он проработал здесь половину века, с 1620 по 1670 год. Практически под самым куполом разместили и творение Бернини – балдахин почти 30 метровой высоты, который закреплен на 4 витых колоннах, а на них находятся статуи ангелов.

В ветвях лавры в верхней части можно увидеть геральдических пчел из семейства Барберини. Бронза для кивория была взята из Пантеона, путем разбора конструкций, поддерживающих крышу портика. Через балдахин очень хорошо виднеется находящаяся в центральной части аспиды, а также созданная Бернини, кафедра Святого Петра. В ней можно увидеть 4 статуи, которые как бы поддерживают кресло, где сидит Петр, а над ним парит Святой Дух, точнее его символ.

Внутри купола есть много украшений, а также образы, где изображены Евангелисты. Они включают Матвея с ангелом, Марка вместе со львом, Луки с волом, а также Иоанна с орлом. Эти три зверя являются тесно связанными с апокалипсисом.

В правой части кафедрального собора можно увидеть надгробие папы Урбана восьмого, над которой работал Бернини; в левой части – место, где покоится папа Павел третий, и его надгробие – работой которого занимался ученик Микеланджело – Гульельмо дела Порте.

Церковный и купольный фриз – это огромное количество мозаичных надписей на греческом и латинском языке, где речь идет о том, как Иисус Христос дает наставления Петру, а также ключи от Царствия Небесного.

Вклад Бернини

Эта идея Микеланджело не осуществилась. В начале XVII века зодчий Карло Модерна, согласно указаниям папы ПавлаV, удлинил здание и придал ему форму латинского креста, чем, конечно, исказил замысел Микеланджело. Передний фасад значительно выдвинулся вперед, в силу чего центральный купол отошел, «завалился» назад и виден полностью лишь издали. Целостность композиции оказалась нарушенной. Позже зодчий Бернини построил перед собором колоннаду, благодаря которой сооружение значительно выиграло.

Организовалась красивая площадь с обелиском и фонтанами, создающая эффектный подход к собору. Одновременно выиграл и масштаб сооружения. Что касается пространственного приема Бернини, следует отметить, что отрезки колоннады, соединяющие полукруглую часть с самим собором, оказываются не параллельными, а слегка расходятся между собой по направлению к собору. Подобная поправка применена художником для того, чтобы получилось впечатление более сокращенного пространства.

Микеланджело, исходя из архитектурного характера сооружения, предполагал организовать вокруг собора обширную площадь, дабы подход к зданию имелся со всех сторон. Подобного рода планировка, конечно, больше выявляла бы пространственные качества здания и, кроме того, соответствовала бы центрально-купольному его типу. При существующем же оформлении утрачивается возможность обозревать сооружение со всех точек зрения, кроме лобовой.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва
Архитектура гражданских и промышленных зданий:
Учебник для вызов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. – М.: Стройиздат, 1975 – Т.I. Гуляницкий Н.Ф.
История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.

Левый Неф

Гробница Папы Римского Александра VII

Гробница Фабио Киджи, Папы Александра VII, — шедевр Бернини. Он установлен в нише над дверным проемом в небольшой ризнице, но Бернини использовал дверной проем в символической манере. Папа Александр находится на его могиле. Гробницу поддерживают четыре женские фигуры, но только две из них полностью видны и воплощают милосердие и истину. Более того, стопа истины находится на глобусе мира, где ее Палец пронзен шипом протестантской Англии. Также здесь находится скелетообразная фигура Смерти, в правой руке которой находятся песочные часы.

Гробница Папы Римского Александра VII.

Баптистерийная Часовня

Баптистерийная часовня была спроектирована Карло Фонтаной. Кроме того, здесь есть главный алтарь, выполненный по оригинальной картине Маратты (1698).

Центр

В центральной части собора находятся четыре колонны, поддерживающие купол.

В проектировании этой части храма участвовал Микеланджело, согласно его проектам были построены многие архитектурные шедевры в числе которых и сам собор.Внутри собор украшен большим количеством мозаичных картин, а в самом сердце базилики стены украшают работы Доменикино.В этой части находится памятник Пию VII, выполненный некатолическим художником-Бертелем Торвальдсеном в 19 веке.В Соборе Святого Петра есть Григорианская Капелла (Gregoriana Cappella), посвященная создателю григорианского календаря, которым мы пользуемся в наши дни.

Гробница Святого Петра

Гробница святого Петра находится под базиликой Святого Петра недалеко от западного конца комплекса мавзолеев, датируемых между 130 и 300 годами нашей эры. Людям с особым разрешением разрешается спускаться к гробнице и молиться как можно ближе к телу Святого Петра.

Статуи святых

В центре собора находятся четыре большие статуи святых, связанные с основными святынями базилики: Святая Елена держит истинный крест и святые гвозди.

Статуя была создана Андреа Больджи. Другая статуя изображает святого Лонгина, который держит копье, пронзившее бок Иисуса.

Это важное произведение искусства было создано Бернини в 1639 году. На противоположной стороне находится святой Андрей с крестом, который был создан Франсуа Дюкесной

На противоположной стороне находится святой Андрей с крестом, который был создан Франсуа Дюкесной.

Наконец, статуя Святой Вероники и ее покрывало с изображением лица Иисуса находятся в центральной части базилики и сделаны Франческо Моти.

Балдахин

В центре базилики, над алтарем, возвышается бронзовый балдахин (балдахин), спроектированный Бернини в эпоху барокко.

Как уже упоминалось выше, когда базилика была закончена, не было никакой связи между главным корпусом, спроектированным Мадерно, и куполом Микеланджело. Так что Бернини пришла в голову идея создать бальдаккино и поместить его прямо над могилой святого Петра.

Под балдахином находится главный алтарь церкви. Кроме того, проект был заказан Папой Урбаном VIII, и работы велись с 1623 года по 1634 год.

Балдахин.

Царские врата

Святая дверь открывается в определенные “юбилейные годы”. Более того, тот, кто проходит через дверь, получает полную индульгенцию.

Не упустите возможность посетить Ватикан, когда он снова откроется в 2025 году!

Папские Мессы

Мессы с участием Папы Римского совершаются в Базилике Святого Петра, на площади Святого Петра или в обоих местах вместе.

Большая часть месс находится внутри базилики, которая имеет огромную вместимость и может вместить более 15.000 человек.

Святой Престол выпускает различные виды билетов: для кардиналов, губернаторов и дипломатов, епископов, священников, специальных гостей и общественных билетов.

Более того, для большинства массовых мероприятий вам нужно будет иметь билет. Вы можете получить его бесплатно прямо из швейцарский гвардеец на площади Святого Петра у “бронзовой двери” с 8 утра до 8 вечера (летнее время) и с 8 утра до 7 вечера (зимнее время).

дресс-код

Дресс-код в Базилике Святого Петра такой же, как и в любой церкви мира.

Вы должны прикрыть колени и плечи.

Кроме того, не приходите пьяными или не приносите алкоголь (вы можете взять с собой бутылку воды) и помните, что в церкви нельзя громко разговаривать.

Тот же дресс-код работает и с музей Ватикана.

Интерьер и внутреннее обустройство

Интерьер собора, куда изящные детали вписываются непринужденно и естественно, поражает красотой и утонченностью. Изображения, представленные в соборе, выполнены мозаикой, живопись отсутствует.

Скульптуры и фрески, иконы и тонкая золотая роспись, стены, отделанные лепниной, серебром, разноцветным мрамором, алтари и надгробья создают неповторимый колорит храма. Интерьер создавал итальянский зодчий Лоренцо Бернини, мастер потратил на украшение храма 50 лет жизни.

В центре собора – символ святого Петра, перевернутый крест, деревянное двухметровое распятие. Арочные своды высотой 23 метра и шириной 13 отделяют 3 нефа – вытянутых внутренних помещений, отделенных колоннами. Между входом и алтарем – галерея длиной 90 метров с ценнейшими произведениями искусства выдающихся мастеров.

Центральный неф

Протяженность центрального нефа 211 м, пол вымощен разноцветным порфиром и мрамором. Над входом в неф – фреска о спасении Иисусом тонущего Петра. В глубине – серебряная статуя апостола Петра работы Арнольфо ди Камбио.

Паломники утверждают, что статуя чудодейственна. Прикоснувшись рукой к ноге святого, можно попросить об исполнении желания. Если желание благое, то обязательно сбудется. Ступни статуи стерлись от прикосновений верующих.

Здесь же, в нише колонны, поддерживающей купол собора, – 5-метровое изваяние святого Лонгина, римского сотника, который пронзил Христа копьем, чтобы убедиться в смерти сына Божия. Кровь Христа брызнула на глаза легионера, который был очень слаб зрением, и он прозрел.

Вскоре Лонгин обратился в христианство, проповедовал учение Христа и почитается как христианский святой. Создатель статуи Лоренцо Бернини работал над скульптурой полвека.

Главный алтарь, окруженный 44 неугасимыми лампадами, изготовлен из цельного куска мрамора. Уникальная работа Бернини – балдахин над центральным алтарем. Роскошный бронзовый навес высотой 30 метров держится на 4 столбах с фигурами ангелов.

Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под навесом – позолоченный голубь, символ Святого Духа. Перед алтарем – лестница, ведущая вниз к гробнице святого Петра, которую можно увидеть и через «окно» в полу у алтаря.

Сквозь балдахин видна кафедра святого Петра – поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло святого Петра. Отцы церкви – почетный титул выдающихся церковных деятелей, обладающих авторитетом в церковной жизни: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий.

Правый неф

  • Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» высотой 1,74 м, выполненная из мрамора. Дева Мария держит на руках мертвого сына, страдая и скорбя. Скульптура хранится в стеклянном пуленепробиваемом ящике после нападения злоумышленника.
  • Деревянное распятие Иисуса Христа.
  • Капелла святого Себастьяна.
  • Дарохранительница из позолоченной бронзы.
  • Надгробие Григория XIII, который ввел новый григорианский календарь.
  • Памятник понтифику Льву XII.
  • Усыпальница маркграфини Матильды Каносской.
  • Часовня святого Причастия.

Левый неф

  • Скульптурный ансамбль гробницы Александра VII, стоящего на коленях, понтифика окружают статуи Милосердия, Истины, Справедливости, Благоразумия.
  • Часовня Крещения, украшенная мозаикой.
  • Усыпальница Марии- Клементины Собески.
  • Мемореал шотландской королевской семьи.
  • Надгробие понтифика Иннокентия VIII, в левой руке папа держит наконечник копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа.
  • Алтарь Преображения Господня работы Рафаэля.

В базилике хранятся христианские реликвии:

  • Частицы распятия креста.
  • Плат Вероники, на котором проявился лик Иисуса Христа.
  • Мощи святого Лонгинуса – легионера, пронзившего копьем тело Иисуса Христа.
  • Мощи святого Андрея, брата святого Петра.

В нишах – статуи:

  • Святая Елена, держащая Истинный Крест.
  • Святой Лонгинус с копьем.
  • Святая Вероника с платком.
  • Святой Андрей с Андреевским крестом. Андреевский крест в виде буквы Х, на таком кресте распяли апостола Андрея, брата святого Петра.

На нижнем ярусе собора – некрополь Ватикана со 100 гробницами, 91 – гробницы пап Римских.

Ансамбль Собора святого Петра: туристический центр, способ добраться

Известно, что проживание вблизи достопримечательностей экономит время, средства, силы на их осмотр. Найти жилье в Риме возможно повсюду и на любой бюджет. Отель в районе Ватикана — продуманное решение, т.к. это — размещение вблизи западной границы центра Рима с большинством интересных объектов. На карте с севера центр ограничен Виллой Боргезе, на востоке — вокзалом Термини, с запада — рекой Тибр, с юга — Колизеем.

От площади Сявтого Петра можно пройти до Замка Ангела, перейдя по мосту Тибр, выйти на главную улицу центра города корсо Виктора Эммануэля. Двигаясь в этом направлении пешком, на метро или туристическом автобусе, вы не пропустите основных достопримечательностей.

Воспользуйтесь красными европейскими экскурсионными автобусами. Билеты продаются на конечных — у вокзала Термини, адрес ул. Marsala, 7 и по адресу Largo Di Villa Peretti, 1. Есть детские билеты — до 15 лет. По маршруту делают остановки, можно выйти, потом сесть на следующий автобус.

Отзывы интернет-пользователей:

А вот мнение искушённого туриста:

Пользоваться городским транспортом в Риме тоже надо уметь. Вот рекомендательный отзыв:

Надеемся, вам понравятся площадь Святого Петра и собор, а наши советы немного помогут в прогулках по Риму.

Вид изнутри Собора Святого Петра

Внутри храм Ватикана обладает богатым убранством. Его внутреннее пространство сделано в форме латинского креста. Огромное количество лепнины в популярном в те времена стиле барокко, изобилуют мозаики и различные скульптуры.

Интерьер собора Святого Петра (Michael Day / flickr.com)

Зайдя в храм, сразу же справа можно увидеть пьету Микеланджело, сотворенную им в 25-летнем возрасте. Она располагается за толстым стеклом в первой часовне. И называется «Оплакивание Христа». Богоматерь держит на руках своего распятого сына.

Это единственная работа, которая имеет подпись своего создателя. Высота свода поражает – она достигает 46 метров.

Еще одно знаменитое произведение искусства, которое находится здесь «Сикстинская капелла», это огромная фреска Микеланджело, чтобы пройтись по ней взглядом потребуется очень много времени. Она изображает сюжеты из Библии.

Знаменитый купол Микеланджело изнутри украшен изображениями и символами 4-х апостолов: Марка и льва, Матвея и ангела, Луки и вола, Иоанна и орла. На стенах написана позолоченная фраза на латинском языке. Под куполом сооружения можно увидеть главный алтарь, под которым похоронен Святой Петр.

Интерьер собора Святого Петра (Randy OHC / flickr.com)

Выше стоит балхадин Бернини с колонами, имеющими витую форму. Всего колонны 4, а высота всего сооружения 29 метров. Венчают его скульптуры ангелов. Алтарь собора Святого Петра отличается от других тем, что он обращен в западном направлении, а не как алтари остальных храмов в восточном.

Также здесь был сделан склеп, по довольно мрачной лестнице можно спуститься в него и увидеть останки святых. Главная достопримечательность – статуя Святого Петра, вырезанная из мрамора. Многие посетители храма считают важным обязательно прикоснуться к этой скульптуре, которая тоже считается святой.

В многочисленных капеллах собора Ватикана стоят статуи, надгробия и гробницы святых и правителей Рима. Здесь хранят важные для Ватикана реликвии, среди которых есть и знаменитое копье, с помощью которого убили Христа.

https://youtube.com/watch?v=14o2qpyjKWM

Портик и двери в храм

К нефу базилики святого Петра пристроен портик, в котором тоже можно найти достопримечательности, привлекающие внимание туристов. Это 2 барочные конные статуи, изображающие Константина Великого и Карла Великого

Над скульптурой Константина работал Джованни Лоренцо Бернини, а Карла изваял Агостино Корнаккини.

У статуи Константина Великого рекомендуем задержаться, чтобы сквозь стеклянные двери увидеть знаменитую Скала Реджа, то есть Царскую лестницу авторства того же Бернини. Она ведет в Апостольский дворец, в апартаменты понтифика. Лестница построена для папы Александра VII во второй половине XVII века. Туристов на лестницу не пускают.

Из портика внутрь базилики ведут 5 дверей, каждая из которых имеет свое название:

  • первый слева портал – Врата смерти, которые открываются лишь во время похорон папы;
  • портал Добра и Зла, датированный второй половиной XX века;
  • главный вход – Филаретова дверь – помнит еще времена Константина Великого (это сохранившаяся деталь первого собора на Ватиканском холме);
  • портал Таинств, доступный для туристов;
  • крайние справа Святые врата, которые открывает лично папа в юбилейный год (он случается каждые 25 лет).

История главного собора Ватикана

Ватиканский холм, где ныне располагаются основные постройки католической церкви, никогда не считался престижным местом для проживания римской знати. Он находился за пределами городских стен и использовался для добычи глины и выращивания винограда. Причем вино с Ватиканского холма сильно горчило, а значит, не годилось для столов патрициев.

Ранее на Ватиканском холме располагался языческий храм Кибелы, к которому от Тибра вела дорога Виа Корнелиа. Вдоль нее хоронили умерших.

Рядом с ватиканским кладбищем находилось поместье Агриппины Старшей – матери императора Калигулы. В садах Агриппины был построен ипподром, где любили устраивать скачки Калигула и Нерон. В 65 году именно тут Нерон устроил казнь христиан, а через 2 года здесь же был распят святой Петр. Похоронили первого епископа Рима на Ватиканском холме, и это место автоматически стало священным.

Место захоронения святого Петра было известно всему Риму. Константин Великий в IV веке построил первую базилику на Ватиканском холме. Здание возвели прямо над гробницей апостола. Строителям того времени было непросто, ведь храм располагался на крутом склоне холма.

В 800 году под Рождество в церкви святого Петра короновался Карл Великий

При входе в собор обратите внимание на округлую площадку из порфира. Именно на ней будущий император Священной Римской империи преклонил колена перед папой Львом III, проводившим церемонию

Круг бережно сохранили и установили в нынешнем соборе.

В XV веке старая базилика Константина разрушалась на глазах, поэтому ее ремонтом занялись вплотную. Папа Николай V поручил реставраторам расширить церковь, а папа Юлий II вообще решил перестроить ее в грандиозный собор, который поражал бы своим величием и размерами любого прихожанина.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий