Смольный собор в Санкт-Петербурге

Литература[править | править код]

  • Иван Пушкарёв. Путеводитель по Санкт-Петербургу и окрестностям его. — СПб.: В типографии деп-та внешней торговли, 1843. — 468 (и Приложений 34) с.
  • Опатович С. И. Смоленское кладбище в Петербурге. Исторический очерк // Русская старина : журнал. — СПб.: Типогр. В. С. Балашева, Больш. Садов., № 49-2, 1873. — Т. VIII (август). — С. 168—200.
  • Опатович С. И. Церковь во имя Смоленской Иконы Божией Матери на кладбище. — Историко-Статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — СПб.: С.-Петербургский епархиальный ист.-статистич. комитет, типогр. деп-та уделов, 1875. — Т. IV, второй отдел, ч.II. — С. 76—151.
  • Смоленско-кладбищенская церковь. Смоленское кладбище / Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия, вып. IV, СПб, 1908, с. 174
  • Лесюис А. Р. Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери, СПб, изд. «Нью-Кросс», б. г., 28 с. ISBN 5-88116-040-2
  • И. В. Попов. Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской на Смоленском кладбище // (в формате PDF). — Дата обращения: 28.10.2017. (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, вып. 5, 26.12.1991.)
  • А.П.Павлов. Храмы Санкт-Петербурга (художеств.-историч. очерк). — Научно-художеств. издание. — СПб.: Лениздат, 1995. — С. 89—90. — 336 с. — 15,000 экз. — ISBN 5-289-01769-0.

↑ Архитектура Смольного собора

Комплекс монастыря построен в виде равностороннего греческого креста. Главная особенность внешнего облика – слитное единение порыва кверху с постепенным нарастанием. Сначала низкая каменная ограда с небольшими башнями. Затем здания с кельями, церкви и монументальный, выразительный собор в центре, высотой 93, 7 м. Архитектурный стиль Смольного представлен елизаветинским барокко. Это бело – голубой двухцветный храм с дугообразными фронтонами и люкарнами.

архитектура Смольного собора фото

По стенам обилие лепных позолоченных украшений из цветочных гирлянд, ваз, завитков, головок ангелов. Расположение колонн двумя ярусами и пилястр с вытянутыми овальными окнами и дверями подчёркивает устремление ввысь. Растрелли объединил европейский барокко и православное пятиглавие. К центральному крупному шлемовидному куполу, с луковичной главкой, плотно примыкают 4 боковых малых башни колоколен.

Колокольни двухъярусные, с луковичными куполами. По главному фасаду три ризалита с фронтонами. Вокруг окон и дверей пышный декор. Нижняя часть храма ажурная, больше напоминает дворец, чем храм, придающая лёгкость сооружению.

Смольный собор Санкт-Петербурга

Отзывы

Смольный собор Санкт-Петербурга (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Горящие туры в Россию


Вид на Смольный собор Санкт-Петербурга с воздуха


Смольный собор Санкт-Петербурга


Смольный Воскресения Христова собор Санкт-Петербурга


Ангелы на фасаде Смольного собора Санкт-Петербурга


Внутренняя башня в Смольном соборе Санкт-Петербурга


Вид из Смольного собора на Смольную набережную

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России. Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения.

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны — пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Ансамбль монастыря — это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Полезная информация

Время работы: с 16 сент. по 30 апр. 11:00-19:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00; среда — вых.; звонница с 16 сент. по 30 апр. 11:00-18:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00

Вход: 250 RUB, по ISIC 150 RUB, до 18 лет и пенсионеры 50 RUB; по Карте гостя Санкт-Петербурга — бесплатно; веб-сайт

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1; экскурсии; 577-14-21 автоинформатор.

Цены на странице указаны на ноябрь 2020 г.

Легенды и тайны

При приближении к Смольному собору можно заметить оптическую иллюзию: высокий храм, устремленный в небо,­ будто уходит в землю. Помимо этого собор хранит еще несколько тайн.

«Нечистое» место

Еще до основания Санкт-Петербурга место будущей постройки Смольного считалось «чертовым берегом», а обитавшие здесь жители имели славу общавшихся с нечистью. Интересен тот факт, что Петр I повелел обустроить здесь Смольный двор и хранить смолу, которая ассоциируется с библейским адом.

Призраки

В советские годы здесь встречались призраки девушки-смолянки и монаха, которого не смог убить пистолетными выстрелами сотрудник КГБ, охранявший расположенный здесь архив комитета безопасности. А также некоторые видят призрак аптекаря, жившего неподалеку от собора. При приготовлении своих снадобий он использовал кровь голубей, которых ловил на звоннице Смольного собора. Однажды произошел несчастный случай: аптекарь упал с высоты, разбившись насмерть. С тех пор его призрак, крадущийся за птицами, иногда можно заметить на звоннице.

Подземный бункер

Во время реставрационных работ в Смольном были найдены длинные подземные ходы. Это находка положила началом легенды о том, что от подвалов Смольного выстроили ветку метрополитена для эвакуации представителей власти Ленинграда. Первое в городе бомбоубежище организовали именно под Смольным собором.

«Креста на нем нет»

Во время летнего урагана 2002 года на куполе собора от удара молнии надломился крест, который вонзился в кровлю. Горожане снова вспомнили все мистические истории, связанные с этим историческим местом: ведь крест сорвало только на Смольном соборе, несмотря на их большое количество в городе.

Мистика чисел

История создания и существования Смольного собора по странной случайности связана с одной цифрой:

  • 87 лет его строили
  • 87 лет в нем проходили церковные службы после открытия
  • через 87 лет отслужили первый с момента закрытия молебен

Те, кто верит в магию чисел, отождествляет восьмерку со щитом, а семерку – с мечом, считая, что собор стоит на защите города.

Вот это храм!

Ухожу в монастырь!

Смольный собор — любимое детище Елизаветы Петровны, которой так и не удалось увидеть его законченным. К 35 годам императрица впала в тоску и заявила, что уходит в монахини. Но царской особе обычные монастыри были не по вкусу — она захотела построить собственный, куда поместила бы 120 девиц из благородных семей, а сама бы стала настоятельницей.

Елизавета Петровна хотела быть настоятельницей Смольного монастыря

Расположение императрица выбрала не случайно. На месте будущего Смольного собора раньше находился Смольный дворец, где жила юная Елизавета. Название он получил из-за Смоляного двора, который там когда-то располагался. На нем хранили смолу и варили деготь для работ на Адмиралтейской верфи.

Проект монастыря, а вместе с ним и собора поручили знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли. Он подошел к делу со свойственным итальянцам (пусть и русского происхождения) свежим взглядом — вместо привычных каменных стен и аскетичных келий архитектор предложил построить небольшие изящные здания в светлых тонах, украшенные лепниной. В 1748 заложили первый камень в основание монастыря. По этому поводу устроили настоящий праздник — палили из пушек, и Елизавета лично принимала гостей.

Православие и барокко

Спустя год начались разногласия — Елизавета приказала переделать проект. Ей захотелось выстроить храм, похожий на Успенский собор в Москве. Архитектура в России вновь вернулась к православным канонам, о которых забыли почти на полвека.

Растрелли соединил в архитектуре Смольного православный стиль и барокко

Растрелли нашел необычное решение — четыре малых купола он вплотную придвинул к главному, так что домовые церкви оказались как бы встроенными в стены. К тому же архитектор, большой любитель барокко, отошел от традиций барочных храмов, когда здание украшалось лишь с парадной стороны. Смольный одинаково красив со всех четырех фасадов.

Макет Смольного монастыря

Строительство шло бойко, деньги выделялись регулярно, но в 1757 запасы казны оскудели. Работы пришлось остановить. Семилетняя война охладила пыл императрицы, и она почему-то раздумала идти в монастырь. В 1761 Елизавета Петровна умерла, так и не успев освятить Смольный.

Храм-призрак

Целых пять лет собор стоял с недостроенной часовней и без куполов. Он напоминал призрака. В народе ходила легенда, что один из рабочих покончил с собой внутри храма, а потому в нем нельзя будет вести службы целых сто лет.

Смольный собор строили на протяжении 87 лет

Правда это или нет — сказать трудно, но Смольный и правда еще не скоро достроили и освятили. Когда к власти пришла Екатерина II, она отстранила от дел любимца Елизаветы Петровны и поручила строительство архитектору Юрию Фельтену. В здание Смольного монастыря императрица поселила «благородных девиц», которых сразу же окрестили «смолянками». В начале XIX века они переехали в построенный неподалеку Смольный институт, а в неудавшемся монастыре расположился Вдовий дом.

Смольный монастырь, Иван Айвазовский, 1849

Величественен и щеголеват

Собор достроили лишь к 1835 году (правда, без колокольни, задуманной Растрелли), когда за дело взялся Василий Стасов. Тогда же храм освятили как «Собор всех учебных заведений». Последний архитектор Смольного писал о создателе проекта Растрелли: «Характер зданий, произведенных графом Растрелли, всегда величественен, в общности и частях часто смел, щеголеват… и вообще самобытен, не обременен по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями». По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо Смольного, снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!».

Смольный собор, начало XX века

В XX веке собор не жаловали. В 1923 приняли решение о его закрытии, но почему-то прождали еще 8 лет. Тем не менее, еще в 1922 из храма вынесли все церковное имущество, которое представляло хоть какую-то ценность. Иконостас простоял вплоть до 1972, но, конечно, службы в Смольном уже никто не вел.

Кваренги снимал перед собором шляпу и восклицал: «Вот это храм!»

Несколько десятков лет спустя храм наконец открыли для богослужений — первый молебен в нем отслужил епископ Амвросий. А в 2011 в стенах Смольного провели первую почти за сотню лет Рождественскую службу. Все это время в храме располагался концертно-выставочный зал, но в 2020 году Смольный окончательно перешел к Петербургской епархии. Уникальный орган, созданный специально для здания собора, пришлось демонтировать.

Интересные факты про собор Воскресения Христова

  1. Чтобы соорудить макет храма в месте его возведения пришлось рубить стены в 4-х комнатах. На сооружение деревянного макета были приглашены лучшие мастера плотницкого дела. Макет возводился в той же последовательности что и сам собор.
  2. Если бы пятиярусная колокольня была посторена, главный колокол весил бы 327 тонн. Самый большой «царь-колокол» — 200 тонн.
  3. При реставрации были найдены тайные ходы, ведущие на Чернышевскую улицу.
  4. Бомбоубежище в подвалах Смольного собора было первым в России.
  5. При приближении храма может показаться что он уменьшается в размерах. Такой эффект был создан благодаря мастерству и навыкам архитектора.
  6. Автор проекта Смольного института всю жизнь отдавал честь архитектору Растрелли, каждый раз снимая шляпу перед Смольным собором и одаривая его почтительным поклоном.
  7. Собор вмещает более 6000 человек.
  8. Строительство собора заняло 87 лет. Службы велись 87 лет. После революции прошло также ровно 87 лет до первого молебна в храме. Нумерология трактует число 87 как щит и меч.
  9. Многие очевидцы замечают некий силуэт дамы в белом, которая прогуливается по территории Смольного монастыря.
  10. В путеводителях название пункта указывают как «Смольный собор», а не «Смольный монастырь», связано это с тем, что многие помещения комплекса по-прежнему занимают государственные учреждения.
  11. Считалось, что храм проклят и именно по этой причине его возведение заняло более 80 лет. Во время строительства комплекса один из помощников наложил на себя руки прямо в храме. Рабочие говорили, что еще долго видели его блуждающий призрак. А храму необходимо было очиститься после совершения греха, именно поэтому процесс строительства длился так долго.
  12. Смолянки – девушки, учащиеся в Смольном институте. Говорят, что они часто видели призрак мужчины с деловым портфелем, скорее всего это и есть тот самый помощник архитектора. Призрак просто мог стоять в коридоре, а затем раствориться в стене.

Растрелли создал массу красивейших архитектурных творений в Санкт-Петербурге, помимо Смольного собора. Здания и храмы в виде воздушных пирожных или сказочных замков вполне нормальное явление для людей того времени.

Приезжать в город лучше не менее чем на 5 дней, чтобы успеть насладиться всеми произведениями именитых архитекторов, посетить парки и дворцы былой знати, хоть на минуту почувствовать себя частью чего-то великого.

Каждому необходимо посетить Смольный собор и проникнуться атмосферой былых времен Санкт-Петербурга, когда в городе царила роскошь, и процветала духовная радость.

Оформление статьи: Мила Фридан

Как найти Смольный

Смольный монастырь находится на расстоянии около двух километров от станции метро. Поэтому у желающих его посетить есть выбор – получасовая прогулка пешком или поездка на городском транспорте по маршрутам:

  • Станция метро «Чернышевская», далее автобус №46 или троллейбус №15.
  • Станция метро «Площадь восстания» или «Маяковская», дальше троллейбус №5, 7 или11.
  • Станция метро «Невский проспект» или «Гостиный двор», дальше троллейбус №5, 7 и 11 или автобус 322.

Действительно, прекрасный и неповторимый, Смольный монастырь заслуживает внимания и производит колоссальное впечатление, как образец эстетического совершенства. Его совершенные пропорции и нарядный облик создают атмосферу невероятного душевного подъема и оптимизма.

Звонница Смольного собора. Самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга

В предыдущих статьях мы уже писали про Смольный собор — одно из самых красивых зданий в городе и один из его неофициальных символов. Сегодня же речь пойдет о звоннице собора, на которой расположена самая высокая в городе смотровая площадка. Ее высота — 50 метров, количество ступеней, ведущих наверх, — 278.

Смольный собор

Колокол во дворе

Как добраться

Ближайшая к собору станция метро — «Чернышевская». Путь пешком от нее займет около 30 минут. Вы можете построить свой маршрут от метро до смотровой через Таврический сад — он имеет выходы на любую из четырех своих сторон.

Перейти к карте

Стоимость входа на звонницу Смольного собора (осень 2021 г.) — 150 рублей. Открыта смотровая площадка ежедневно с 7 утра до 20 часов.

Подъем на смотровую площадку

Свою экскурсию вы можете начать, еще не поднимаясь на звонницу. Недалеко от здания собора находятся памятник архитектуры петровского барокко — Кикины палаты и здание Смольного института, сейчас являющееся резиденцией губернатора Санкт-Петербурга. Также можно сделать множество отличных фото на фоне самого собора или в прилегающем к нему саду.

Лестница на звонницу

Служебные помещения собора

Винтовая лестница

И ещё один подъём

Кстати, высота Смольного собора вместе с куполами — 93,7 метра, хотя изначально планировалось сооружение 140-метровой колокольни.

Подъем на смотровую площадку находится в самом соборе. После входа в главный зал поворачивайте налево и после оплаты следуйте по указателям на стенах. Рекомендуем приходить сюда в удобной обуви и одежде: подъем проходит по крутым лестницам, иногда в достаточно узких местах. В течение подъема обстановка будет постоянно меняться. Первая часть проходит по достаточно ухоженной лестнице, дальше путь пролегает по различным переходам и лестницам самых различных форм и предназначений.

Слева от купола — здание правительства Ленинградской области

Внутренний двор собора

Вид на центральную часть Санкт-Петербурга

Купол в левой части фото — Исаакиевский собор

На сегодняшний день открыта только одна часть смотровой площадки, на юго-западной звоннице. Всего же их четыре. Остальные три недоступны для посещения в связи с проводящимися там реставрационными работами.

Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на центральную, южную и восточную части города. В колонках, установленных тут же, транслируется аудиогид, благодаря которому вы с легкостью сориентируетесь в расположении основных достопримечательностей.

Крепёж для колоколов

Бинокль

Большеохтинский мост

Здание Смольного института

Осенние виды со смотровой площадки завораживают

Отсюда видны: заброшенная строительная площадка, на которой должен был быть построен Охта-центр; Большеохтинский мост; здание Смольного института; здание правительства Ленинградской области; панорама исторической части города с самыми известными Петербургскими зданиями — Исаакиевским собором и Петропавловским собором. В северо-западной части города можно увидеть два питерских новостроя: самое большое в Европе здание — Лахта-. Ближе к центру города в этом же направлении видны здания бывшей тюрьмы «Кресты».

На смотровой площадке установлен вращающийся бинокль, с помощью которого можно в деталях разглядеть все интересующие вас постройки.

Если кратко, в целом:

  • это одна из лучших смотровых площадок города,
  • будьте готовы к подъему на высоту 15-этажного дома без лифтов,
  • есть возможность увидеть несколько достопримечательностей одновременно.

Смольный собор

Это один из красивейших церковных комплексов на территории современного Санкт-Петербурга. И только удаленность от исторического центра мешает ему стать «обязательным» для посещения каждым туристом.

Недалеко от места, где начали строить монастырский комплекс помещался смоляной двор, где варили смолу для кораблей, поэтому и название свое монастырь получил Смольный.

Начато строительство было по приказу императрицы Елизаветы, дочери Петра Первого, решившей отойти от дел и постричься в монахини.

Однако…

  • Эта историческая версия имеет право на жизнь не более, чем другие мифы, написанные придворными «историками».
  • Она вызывает сильные сомнения у любого, кто не поленится сопоставить КАК пришла к власти императрица и «решением удалиться от мирской суеты».
  • Дочь царя Петра, взявшая трон силой, на штыках Преображенской роты, и добровольное монашеское затворничество? Ну, ну…
  • Если не достаточно, то напомним, что время царствования Елизаветы считалось современниками, как период роскоши и излишеств.

В царских дворцах регулярно проводили балы-маскарады, и так называемые «метаморфозы». Это, когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины — в дамские.

Такие вольности сегодня называют «нетрадиционной ориентацией», а в те времена подобное могло сойти с рук только царице. О каком постриге идет речь?…

Сама царица была ярой модницей и ее личный гардероб насчитывал почти 15 тысяч платьев.

Это ли образ смиренной прихожанки?…

Зачем устраивать переворот и рисковать головой, если царица вот-вот примет постриг…

  1. Разумеется, для постройки «такого» монастыря, в котором она якобы собиралась стать настоятельницей, Елизавета выбрала самое красивое место.
  2. Кстати, здесь же неподалеку на левом берегу Невы, где ранее стоял дворец, в котором она провела свою юность.
  3. Втянувшись в политическую жинь, интриги двора и войны, свои первоначальные планы уйти в монастырь императрица понемногу подзабыла, и Смольный монастырь стал самым большим долгостроем в Санкт-Петербурге.
  4. Финансирование свернули через 10 лет после начала строительства под благовидным предлогом, что началась война с Пруссией, и денег в казне не стало.
  5. Собор начал работать недостроенным уже после смерти Елизаветы, а окончательно работы были закончены спустя 87 лет.
  6. За это время сменилось шесть правителей на российском престоле!
  7. Строительство началось со Смольного собора, который, согласно проекту архитектора Растрелли, располагался в центре монастырского двора, а рядом должна была быть построена пятиярусная колокольня, самая высокая в России.

Она должна была на 18 метров возвышаться над шпилем Петропавловского собора. Но планы осуществить не удалось, Растрелли скончался, не дожив до окончания возведения своего творения, а его последователи решили, что архитектурный ансамбль города не должна нарушать такая высокая постройка.

В 1748 году собор освятили во имя Воскресения Христова.

Собор, как и весь архитектурный ансамбль Смольного монастыря, оформлен в бело-голубых тонах.

В голубой цвет окрашены стены, оформленные белой лепниной. Это придает всему монастырю красивый праздничный вид.

Проект Растрелли предполагал однокупольный храм, согласно европейским традициям, полюбившимся Петру, но Елизавета настояла на пятиглавом храме. Она придерживалась исконно русских традиций.

Непосредственно храм венчает средний купол, а остальные четыре – колокольни.

Въезд на территорию монастыря оформлен портиками. Отдельного внимания заслуживает ограда.

Это настоящее произведение искусства, созданное по рисунку архитектора Стасова. Тот же Стасов руководил и внутренней отделкой храма.

Внутреннее убранство просто и торжественно.

Центральный зал, в котором помещались три великолепных иконостаса, отделан мрамором. Кафедра – произведение резного искусства.

  • После революции Смольный собор был разграблен, а помещение отдано под склад.
  • Иконостас и реликвии, из которых сохранились две иконы кисти Венецианова, а также все имущество храма передали в музеи.
  • Сейчас здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

Часть зданий продолжает занимать власть города. Именно по этому в городских путеводителях много места уделяется Смольному собору, и почти ничего о полном комплексе Смольного монастыря.

Как добраться:

  1. Ближайшая станция метро Чернышевская.
  2. Пешком идти довольно далеко, а от Чернышевской транспорт ходит не очень надежно и проезжает далеко от собора.
  3. Лучше ехать от метро площадь Восстания.

Выйдя из метро, повернуть налево по Лиговскому проспекту, дойти до БКЗ Октябрьский, где сесть на маршрутное такси К-76. Эта маршрутка доезжает до площади Растрелли и поворачивает на Шпалерную улицу.

Здесь и надо выходить.

Интересные факты:

Смольный монастырь приказала построить императрица Елизавета Петровна. Дело в том, что ее детские годы и юность прошли в этом месте, в те годы здесь стоял небольшой дворец — так называемый Смольный дом при Смольном дворе, где варили смолу для кораблей. Уже в зрелые годы императрица планировала встретить в новом монастыре свою старость. Проектируемый комплекс должен был включать большой собор, все необходимые служебные помещения, а также институт для девушек из дворянских семей.

Монастырь начали активно строить в 1748 году, однако, к 1757 году из-за начавшейся Семилетней войны с Пруссией работы были временно приостановлены. После смерти Елизаветы Петровны Воскресенский девичий Смольный монастырь потерял своего высокого покровителя, а когда умерла последняя из монахинь-основательниц (в 1797 году), обитель была и вовсе ликвидирована.

Главный Смольный собор монастыря, высотой почти 94 метра и вместимостью 6000 человек, был достроен позже всех — его отделку завершили только к 1835 году, когда сам монастырь уже перестал существовать. В советское время собор закрыли, а в конце XX века переоборудовали под выставочный комплекс и концертный зал для исполнения классической музыки. В последние годы в храме были возобновлены православные богослужения.

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из центрального главного собора и четырех домовых церквей по углам, встроенных в стену окружающих жилых строений. Все постройки выдержаны в барочном стиле с обилием архитектурного декора белого цвета, здания покрашены мягким голубым колером, а купола церквей — серым. Смольный собор имеет пять глав (одна на самом соборе, а четыре на обрамляющих его колокольнях), а домовые церкви — по одной. Убранство главного собора отличается скромностью, в его оформлении приняли участие известные русские живописцы, в том числе А. Г. Веницианов, П. В. Басин, Ф. П. Брюллов, А. В. Нотбек и А. В. Тыранов. Ажурная чугунная ограда Смольного собора — одна из самых высокохудожественных в Санкт-Петербурге.

Из задумок прежней императрицы касательно монастыря также воплотилась идея женского образовательного учреждения — в 1764 году Екатерина II учредила здесь Смольный институт благородных девиц.

После закрытия монастыря в его стенах в XIX веке размещались некоторые факультеты Санкт-Петербургского университета, часть из них до сих пор находится в этих зданиях.

Звонница Смольного собора сегодня является самой высокой смотровой площадкой, с высоты 50 метров можно осмотреть панораму окрестностей монастыря в излучине реки Невы.

Комплекс зданий Смольного монастыря включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1.

Смольный монастырь на карте:

Как добраться:
Комплекс зданий на Безымянном острове между площадью Растрелли и Смольной набережной вблизи Большеохтинского моста.

Ближайшая станция метро — «Чернышевская». Наземный транспорт — остановки «Площадь Растрелли», «Улица Смольного».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий