Музей электротранспорта в Санкт-Петербурге

Экскурсии

Экскурсии в музее электрического транспорта проводят только в субботу и воскресенье 4 раза в день. У каждого посетителя будет возможность зайти в любой трамвай, троллейбус, посидеть в них и окунуться в историческую атмосферу, от начала ХХ века до 80-х годов.

Экскурсовод поведает об уникальных особенностях техники определенного временного периода, о том, кто предпочитал пользоваться общественным транспортом, какой внешний был у техники, почему в разное время существовала различная оплата проезда.

Есть возможность заранее заказать экскурсии для группы людей на желаемую дату и время. Но есть один нюанс – группа должна быть не больше 25 человек. Кроме этого, можно договориться и о форме проведения экскурсии, например, будь она для детей или ветеранов.

Угроза расформирования музея

Внешние изображения
Концепция застройки (ОПР) многофункционального общественно-делового комплекса; Дворец Искусств, Телефабрика и ВТРЦ

В 2009 году губернатором Санкт-Петербурга была высказана идея отдать территорию трампарка под застройку. Планировалось построить ряд коммерческих объектов, включая офисы и гостиницы, конгресс-центр, теле-фабрику и концертный зал «Дворец искусств». Участок будет осваиваться дочерними структурами фирмы TriGránit.
18 февраля 2009 года петербургским парламентом был утверждён запрос губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко о судьбе музея

В частности, обращалось внимание на заявления Валентины Матвиенко о сохранении музея и свободного доступа к нему на территории трамвайного парка № 2 при реализации инвестиционных проектов.
27 ноября 2009 года было объявлено о том, что на заседании Градостроительного совета была утверждена концепция застройки территории. Возможность сохранения музея и подвижного состава в нём в качестве экспонатов в опубликованным проекте не предусмотрена: трамваи либо будут оставлены на территории комплекса в статичном состоянии (подъездные пути будут демонтированы), либо музей будет выведен за пределы застраиваемой территории.
Представители общественной организации «Петербуржцы — за общественный транспорт» отнеслись к проекту застройки территории парка скептически, пояснив, что трёх полусараев не хватит для размещения всех экспонатов и что из-за нехватки места фонды музея будут уничтожены и не будет возможности расширения экспозиции.
15 декабря 2010 года в Доме учёных состоялось заседание секции «Проблем транспорта и транспортных сооружений», посвящённое обсуждению «Концепции организации и развития Музея городского транспорта на базе Василеостровского трамвайного парка как интерактивного музейного комплекса и научно-технического центра».
Градозащитники обращались в Прокуратуру Петербурга, в Общественную палату и в Министерство культуры с требованием принять меры в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства

Письма в защиту наследия направили также Михаил Борисович Пиотровский и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), однако ответа не последовало.
Правительство Санкт-Петербурга 11 июля 2011 года подписало соглашение о государственно-частном партнерстве между Санкт-Петербургом и ЗАО «Инвестстрой» (структура TriGránit) о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации общественно-делового центра «Дворец искусств». В рамках соглашения о ГЧП, инвестору из городского бюджета планировалось возвратить до 15 млрд рублей инвестиций. Однако условия соглашения — решить правовые вопросы к 1 декабря 2011 года — выполнены не были.
В конце 2011 года команда нового губернатора Г. С. Полтавченко засомневалась в целесообразности реализации проекта «Дворец искусств». Более того, были высказаны предложения по сохранению исторического комплекса депо и организации на его основе технологического музея. Создать последний, но с сохранением всех ангаров депо вызвался всё тот же TriGránit.

28 апреля 2012 года Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление о прекращении соглашения о строительстве в рамках ГЧП общественно-делового центра «Дворец искусств».

Экспозиция

Основное преимущество экспозиции – абсолютная интерактивность, почти вся техника является настоящим образцом технического прогресса различных эпох. Любой посетитель легко может посмотреть экспонаты, зайти внутрь и прокатиться на электротранспорте, который ездил по разным маршрутам города времен наших бабушек и не только.

Сотрудники музея стараются сберечь и актуализировать исторические памятники транспорта. Также они стремятся повысить культурный уровень использования городским электрическим транспортом с помощью рассказов об истории формирования движения этих видов транспорта в России.

Также музей развивается и благодаря поддержке волонтеров, которые занимаются поиском и доставкой исторической техники. С 2011 года все работы по реставрации и ремонту проводят непосредственно на территории музея.

https://youtube.com/watch?v=aGiZK3ksTvs

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 октября 2012.
  2. . Дата обращения: 24 апреля 2014.
  3. . Дата обращения: 24 мая 2011.
  4. . Дата обращения: 25 мая 2011.
  5. . Дата обращения: 22 ноября 2009.
  6. . Дата обращения: 30 ноября 2009.
  7. . Дата обращения: 3 декабря 2009.
  8. . Дата обращения: 3 декабря 2009.
  9. . Дата обращения: 3 декабря 2009.
  10. . Дата обращения: 10 декабря 2009.
  11. . Дата обращения: 10 декабря 2009.
  12. . Дата обращения: 10 декабря 2009.
  13. . Дата обращения: 13 декабря 2009.
  14. . Дата обращения: 13 декабря 2009.
  15. . Дата обращения: 14 декабря 2009.
  16. . Дата обращения: 14 декабря 2009.
  17. . Дата обращения: 17 декабря 2010.
  18. ↑ . Дата обращения: 28 декабря 2010.
  19. Вагон «Brush» 1028 — репликар на базе МС.
  20. ↑ Данные образцы подвижного состава сохранились в мире в единственном экземпляре.
  21. . Дата обращения: 20 февраля 2009.
  22. . Дата обращения: 20 февраля 2009.
  23. . Дата обращения: 20 февраля 2009.
  24. . Дата обращения: 30 ноября 2009.
  25. . Дата обращения: 28 ноября 2009.
  26. . Дата обращения: 18 декабря 2009.
  27. . Дата обращения: 23 декабря 2010.
  28. . Росбалт (28 декабря 2010). Дата обращения: 1 января 2023.
  29. . Дата обращения: 14 января 2011.
  30. . Дата обращения: 11 июля 2011.
  31. . Дата обращения: 30 марта 2011.
  32. . Дата обращения: 22 января 2011.
  33. Фёдоров, Игорь. . BN.ru (12 декабря 2011). Дата обращения: 1 января 2023.
  34. . Дата обращения: 5 февраля 2012.
  35. Фёдорова, Надежда. . dp.ru (11 апреля 2012). Дата обращения: 1 января 2023.
  36. . Дата обращения: 13 мая 2012.

Современная деятельность музея городского электрического транспорта

На данный момент работники музея занимаются восстановлением практически каждого вида электрического транспорта, который когда-либо использовался на территории Санкт-Петербурга, тем самым восстанавливая историческое наследие страны. Здесь можно найти не только модели общественного, но и грузового использования, что помогает шире ознакомиться с аппаратами, которые активно помогали и в промышленности.

Очень долгое время музей осуществлял собственную деятельность только для сотрудников смежных профессиональных учреждений. Некоторые коллекции были закрыты от глаз обычных посетителей, но на данный момент они доступны для просмотра каждому желающему. Экскурсии организуются в любой день недели, помимо понедельника и вторника. Особенным спросом музей пользуется среди учащихся школ и университетов.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Вам понравится

3. История создания музея

Интерес к городской технике появился в России относительно поздно – в 1970-х годах, когда отдельные энтузиасты стали собирать коллекции. 29 сентября 1967 года в южном депо был открыт музей истории трамвайного парка, первый музей подобного типа в стране. И только в 1990-е годы началась активная работа по восстановлению подвижного ретросостава и организации музея, предназначенного для публичных посещений.

Фактически музейная коллекция ведёт историю с 1997 года. К празднованию 90-летия санкт-петербургского трамвая были отреставрированы почти все основные образцы трамваев, работавших в Санкт-Петербурге. А уже в 2000-м году начинает формироваться центральное музейное предприятие: вагоны были размещены в ангаре трамвайного парка № 2 на Среднем проспекте Васильевского острова.

Восстановленный ЯТБ-1 на Пяти углах

Впоследствии была начата реставрация старых автобусов и троллейбусов. Первым стал троллейбус ЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке — на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.

В музее есть и статичные экспонаты: архивные документы и фотографии, карты, макеты конки и трамваев, образцы форменной одежды работников трамвая, подлинные кассовые аппараты. Часть восстановленного подвижного состава до 2010 года не имела должного ухода или даже хранилась за пределами музея под открытым небом. По состоянию на январь 2011 года все экспонаты размещены в двух корпусах парка.

После появления осенью 2009 года информации о возможном скором закрытии музея начались акции протеста горожан, не согласных с решением чиновников.

Акция протеста у ворот трамвайного парка № 2. 28 ноября 2009 года.

Специальные программы и экскурсии

«Детские дни в Петербурге»

Экспозиционно-выставочный комплекс участвует в ежегодном фестивале «Детские дни в Петербурге» в основной, параллельной программах, программе «Что я тут забыл?» для подростков. В 2017 году в рамках фестиваля в музейном трамвае работала музейная гостиная для подростков. 26 октября 2017 года в Музее ГЭТ торжественно открылся XIII фестиваль «Детские дни в Петербурге».

Ночь музеев

В ночь с 21 на 22 мая 2011 года музей впервые принял участие в акции «Ночь музеев». В рамках этой акции его посетили около 2700 человек. Также в ночь с 21 на 22 мая 2011 года в рамках акции «Ночь музеев» навстречу друг другу от площади Труда и проспекта Бакунина курсировали троллейбусы ЯТБ-1 и МТБ-82Д соответственно. В 2012 году по этому же маршруту ездили троллейбусы МТБ-82Д, ЗиУ-5Г и ЗиУ-682Б, а музей за ночь принял 3 300 посетителей.

Коллекция Экспозиционно-выставочного комплекса

В настоящий момент в Экспозиционно-выставочном комплексе содержится подвижной состав, насчитывающий 46 вагонов трамваев и 18 троллейбусов, которые собраны в двух ангарах. Представлены экземпляры всех трамвайных вагонов, массово использовавшихся в Петербурге и эксплуатация которых была прекращена.

Трамваи

МодельБортовой номерФотографияЗавод-изготовительДата изготовленияЗаводской номерПримечания
Вагон конки114 1980-ерепликар на базе грузовой платформы
«Brush»1028«Brush Electrical Engineering Company»/«Красный Путиловец»репликар на базе МС
МС-11877«Красный Путиловец»
МС-12092«Красный Путиловец»Ожидает реставрации
МС-22135«Красный Путиловец»
МС-22146«Красный Путиловец»Ожидает реставрации
МСП-32384«Красный Путиловец»Сцепка 2424—2384
МС-42424«Красный Путиловец»Сцепка 2424—2384
МС-42492«Красный Путиловец»Ожидает реставрации
МСО-42575«Красный Путиловец»
МС-42642«Красный Путиловец»Ожидает реставрации
ЛМ-334275 Ленинградский вагоноремонтный заводСцепка 4275-4454
ЛМ-334435 Ленинградский вагоноремонтный завод Грузовой, кран, ожидает реставрации
ЛП-334454 Ленинградский вагоноремонтный заводСцепка 4275-4454
ГМу1867 Ленинградский вагоноремонтный заводГрузовой
ГМцГ-70 Ленинградский вагоноремонтный заводПоливомоечный. Ожидает реставрации
ГП-10601930-еПрицеп-цистерна
МВВВ-21910-еВышка контактной сети на раме вагона типа МВ. Ожидает реставрации
ГП-101900-е (?)С барабаном. Ожидает реставрации
ГП-10Г-241925 (?)Ожидает реставрации
ГП-105431956 (?)Ожидает реставрации
Кран Путиловского заводаК-1 Красный ПутиловецВагон — кран
ЛМ-473521 Ленинградский вагоноремонтный заводСцепка 3521-3584
ЛМ-473543 Ленинградский вагоноремонтный заводПесковоз, ожидает реставрации
ЛМ-473802 Ленинградский вагоноремонтный завод1949Крановая платформа, ожидает реставрации
ЛП-473584 Ленинградский вагоноремонтный заводСцепка 3521-3584
ЛМ-493691 Ленинградский вагоноремонтный заводСцепка 3691-3990
ЛП-493990 Ленинградский вагоноремонтный заводСцепка 3691-3990
ЛМ-575148 Ленинградский вагоноремонтный завод
ЛМ-575422 Ленинградский вагоноремонтный заводГолый кузов, ожидает реставрации
ЛМ-575733 Ленинградский вагоноремонтный заводВагон-лаборатория контактной сети
ЛМ-686249 Ленинградский вагоноремонтный завод
ЛМ-68М2423 Ленинградский вагоноремонтный завод405
71-6050944 Усть-Катавский вагоностроительный завод008336(?)
71-6050943 Усть-Катавский вагоностроительный заводОжидает реставрации
РС-78РС-002 Ленинградский вагоноремонтный завод002Рельсосварочный вагон. Ожидает реставрации
ВТК-79М1ПУВ-011996.114Вагон-пылесос. Ожидает реставрации
ГС-4ГС-339Снегоочиститель
ЛВС-86А2200 Ленинградский вагоноремонтный завод1018Ожидает реставрации
ЛВС-893076 Ленинградский вагоноремонтный завод1076
71-88Г2125 Ленинградский вагоноремонтный завод2125Двухкабинный
ЛВС-933280 Петербургский трамвайно-механический завод002

Троллейбусы

МодельБортовой номерФотографияЗавод-изготовительДата изготовленияЗаводской номерПримечания
ЯТБ-144 Ярославский автомобильный заводЕдинственный сохранившийся экземпляр данной модели
ЯТБ-2118 Ярославский автомобильный завод (?)Единственный сохранившийся экземпляр данной модели
МТБ-82Д226 Тушинский авиастроительный завод № 82
МТБ-82Д309Троллейбусный завод ТТУЛаЖдёт реставрации
МТБ-82Д Завод имени УрицкогоС прицепом. Ждёт реставрации
Прицеп к МТБ-82ДТроллейбусный завод ТТУЛаПрицеп. Ждёт реставрации
ЗиУ-5601 Завод имени УрицкогоЖдёт реставрации
ЗиУ-5А2308 Завод имени УрицкогоАгитационный. Ждёт реставрации
ЗиУ-5Г143 Завод имени Урицкого
ЗиУ-5Д2318 Завод имени УрицкогоЖдёт реставрации
ЗиУ-682Б4409 Завод имени УрицкогоПеределан из ЗиУ-682УА №4629
ЗиУ-682УА1673 Завод имени УрицкогоЖдёт реставрации
ЗиУ-682ВООМ6114 Завод имени УрицкогоЖдёт реставрации. Голова троллейбусного поезда
ЗиУ-682ВООП6113 Завод имени УрицкогоЖдёт реставрации. Хвост троллейбусного поезда
ЗиУ-683БОО5102 Завод имени УрицкогоЖдёт реставрации
КТГ-1 Киевский завод электротранспорта Троллейкар. Ждёт реставрации
КТГ-2ГТ-730 Киевский завод электротранспорта Троллейкар
КТГ-1 ЛКСТЛ-1 Киевский завод электротранспорта1976 Троллейкар. Лаборатория контактной сети
КТГ-1 ВКС Киевский завод электротранспорта1984, 2000 Троллейкар. Ждёт реставрации. Вышка контактной сети

Фото и описание

Летом 2008 года в Санкт-Петербурге был открыт музей, посвященный городскому
электротранспорту. Подобные музеи были и раньше, но они не имели официального
статуса, не были самостоятельными и работали в электротранспортных парках
благодаря энтузиазму отдельных работников.

Санкт-Петербургский музей электротранспорта можно условно разделить на три
части. Экспозиции музея, освещающие этапы становления и развития троллейбусного
и трамвайного сообщения; историю парков электротранспорта и факты жизни
сотрудников предприятий составляют первую часть. Ко второй части относятся
троллейбусы и трамваи старых моделей, начиная от самых первых, работающих на
заре зарождения использования электротранспорта для передвижения в городе.
Третья часть музея представлена богатейшим собранием документов и музейных
материалов.

Основная часть экспозиции музея располагается на площади около 200 кв.
метров, большая часть приходится на экспозиционный зал (165 кв. м), остальная
часть отведена для хранения. Эти площади занимают второй этаж депо. Большой
интерес представляют собой стеновые стенды, на которых размещена информация, о
периодах развития электротранспорта, начиная с 1860 г. По этим стендам можно
проследить эволюцию электротранспорта в городе. Фотографии, рисунки, схемы и
графики – все это подлинные исторические архивные документы. В витринах, стоящих
на полу выставлены: водительская форма, сумки кондуктора, компостеры, кассы,
телефоны. В других витринах можно увидеть служебные удостоверения, документы для
проезда, значки, символика и книги на транспортную тематику.

В музее можно ознакомиться и с настоящими трамвайными вагонами разных времен.
Шестнадцать экземпляров отреставрированного подвижного состава занимают
помещение площадью около 1000 кв. м (первое депо). Самое интересное, что все
трамваи можно эксплуатировать. Их используют во время праздников и юбилеев.
Кроме этих случаев вагоны можно взять в аренду для экскурсионных поездок, также
их по договору берут для съемок художественных кинофильмов. Троллейбусные машины
находятся в помещении второго депо. Они тоже отреставрированы и на ходу.

Музейное хранение представлено документами, книгами, фотографиями и
брошюрами, используемыми при подготовке стендов или типографских изданий разных
видов. Кроме этого они широко используются для составления справочных сведений.
В музейном хранении находится около сотни папок, в которых лежат материалы об
известных работниках электротранспорта, внесших значительный вклад в развитие
электротранспорта в Санкт-Петербурге. К музейному хранению относится и
литература из научных конференций по электротранспорту; статьи на эту тему;
материалы, посвященные переписке с подобными музеями и многое другое.

Одним из первых трамвайных музеев был музей, открытый в трамвайном парке,
который носил имя Леонова А.П. Он был открыт к юбилею (60 лет) пуска городских
трамваев. Его создателем был Холдяков С.А., бывший его директором. До этого
момента в других трамвайных парках оформляли только стенды, которые посвящали
интересным моментам и ветеранам. Вскоре маленькие музеи открылись и в некоторых
трамвайных парках (1,5,3,7). Они работают и сейчас.

Мысль о музее электротранспорта появилась в 90 годы ХХ века. Энтузиасты под
руководством А.Ю. Ананьева – это бывший главный инженер парка им. Володарского,
стали восстанавливать старый подвижной состав. Ретро трамваи, которые удалось
восстановить, были переведены в депо на Васильевский остров. Позже эту работу
продолжили под руководством Кромина Н.П.

Как раньше платили за проезд

С момента развития электрического транспорта в их салонах появились кондукторы, и стоимость проезда зависела от расстояния и маршрута. Это весьма осложняло работу кондуктора, но с другой стороны они следили за порядком, предотвращали попытки хулиганства и вандализма.

Во времена застоя уровень жизни и сознательность большей части горожан были на высоте, поэтому было принято решение об отмене кондукторов. После этого в транспортах поставили кассы самообслуживания, куда пассажиры самостоятельно опускали 3 копейки в трамвае и 4 копейки в троллейбусе.


Если у пассажира не хватало денег, то он самостоятельно собирал сдачу с остальных пассажиров. Иногда не совсем честные люди опускали 20 копеек, а на сдачу собирали в два раза больше монет.

Позже вместо касс в салонах электротранспорта поставили компостеры. Талон на проезд приобретался в киоске на остановке, а уже в транспорте сам талон компостировали. Компостер выбивал уникальный узор из дырочек. Но и здесь нашлись «народные умельцы», которые придумали, как бесплатно кататься.

В перестроечные времена властям пришлось вернуть кондукторов в трамваи и троллейбусы, поскольку население обеднело, а сознательность и честность многих людей сошла на нет, и проезд почти перестали оплачивать.

sasha.vishkinsky

sasha.vishkinsky

pavel.normal

dariamalyarova

irinabytenskaya

sempervirens94

malxazfff

Дальнейшее развитие музея городского электрического транспорта

На момент 1982 года на территории заведения начали появляться не только отечественные, но и зарубежные модели электрического транспорта. Конечно, то были лишь репликары известных вагонов, которые активно производились на территории нашей страны. К примеру, одним из самых ярких представителей на данный момент является трамвай типа «Brush», который впервые вышел на постоянные маршруты еще в 1907 году! Данную модель можно увидеть не только в качестве экспоната, но и во многих советских фильмах.

Музей городского электротранспорта в Санкт-Петербурге продолжил свое развитие, и на момент 1986 года было произведено комплектование полномасштабной коллекции известных вагонов. Данная инициатива принадлежала известному инженеру 7 трамвайного парка Андрею Ананьеву. Но оценить подобную работу посетители смогли лишь в 90 годовщину с момента открытия петербуржского трамвая. Помимо этого, круглая дата была ознаменована и самым крупным парадом экспонатов, которые вновь вышли на рельсы и сделали свой праздничный маршрут. В параде участвовали все самые популярные модели, в том числе и вышеупомянутые «Браш» и «Американка». Также участие принимали трамваи, которые стали экспонатами, спустя несколько лет.

История

Открытие этого музея состоялось в 1967 году к 60-му юбилею запуска первого трамвая. Изначально статуса «музей» он не имел, а в роли экспонатов выступали фотографии.


Восстанавливать технику, которую перестали эксплуатировать, стали намного позднее

В 1980-е годы Андрей Ананьев вместе с единомышленниками стал активно предлагать идею о создании настоящей коллекции электротранспорта в депо. Он был победителем конкурса на профессиональное мастерство водителей трамвая. Через два года в коллекции музея появились не только отечественные трамваи, но и зарубежные. Однако это были всего лишь репликары зарубежной техники, которую делали в СССР.

Что касается старых моделей троллейбусов, то они появились в музейном фонде только в 1999 году. Тот вид музея, который мы можем наблюдать сегодня, появился всего лишь в 2008 году. К этому моменту и в трамвайных, и в троллейбусных парках создавали музеи, но им не присваивали официальный статус.

serikovst

valeri_gogoleva

pethead_eugane

ruslanbas

mitrofanovkirillpavlovoch

vk_kasyanov

e.vasich_tkd

e.vasich_tkd

e.vasich_tkd

e.vasich_tkd

Но в 2009, всего год спустя после открытия официального музея, нависла угроза утратить не только музей, но и сам трамвайный парк. На территории, где он находится, хотели построить коммерческие объекты. Но в 2011 году с помощью нового губернатора и активистов историческую значимость получилось отвоевать. А уже в 2014 году Василеостровскому парку был присвоен статус объекта культурного наследия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий