Куда еще можно сходить рядом с Польским садом
Буквально по соседству с усадьбой Державина, в двух шагах по Фонтанке находится маленький уютный со знаменитым памятником «Петербургский ангел». В этом парке находится молодёжный театр на Фонтанке.
В 5 минутах ходьбы на пересечении Измайловского и Троицкого проспектов находится знаменитый Троицкий собор, купол которого виден из центральной беседки Польского парка.
Если перейти Фонтанку по Измайловскому мосту, пройтись до Садовой по Вознесенскому проспекту и повернуть направо, то минут через 15 вы окажетесь в красивом Юсуповском саду.
Таким образом за одну прогулку можно посетить сразу три сада!
Интересные факты
- В западном корпусе музея расположен действующий Медиацентр. Он представляет собой библиотечную систему, с помощью которой каждый год удается оцифровать редкие издания на русском языке начала XIX века. Здесь можно увидеть впервые опубликованное стихотворение Пушкина в журнале Вестник Европы.
- Ежегодно в усадьбе Державина проводят елку. Новогодние представления подойдут любому возрасту – это могут быть утренники для малышей или балы для детей подросткового возраста. Запись на программы начинается за несколько месяцев, поэтому у желающих принять участие есть возможность заранее приобрести билеты и подготовиться к празднику.
- Существует гипотеза, что оранжереи усадьбы были уничтожены в годы революции, но на самом деле они исчезли еще в середине XIX века, когда владельцем дома стала Римско-Католическая коллегия. Когда-то там выращивали ананасы, которые мог позволить себе только состоятельный дворянин, а сейчас эта оранжерея представляет собой кафе и банкетный зал.
Экспозиции музея
На первом этаже центрального корпуса посетители музея могут увидеть планы, схемы и чертежи, картины, которые служили главными ориентирами для реставраторов, когда они буквально из небытия восстанавливали усадьбу. На втором этаже располагаются личные комнаты хозяев усадьбы, приемные залы, в одной из которых можно увидеть первый российский бильярдный стол. В экспозициях центрального корпуса представлено много личных предметов Г.Р. Державина: рукописи как поэтических, так и прозаических произведений, журналы той эпохи, мебель. Можно посетить рабочий кабинет великого поэта и общественного деятеля, и увидеть стол, за которым Державин создал свои лучшие произведения.
Рабочий кабинет поэта
Весьма интересны по оформлению Соломенная гостиная, зал «Диванчик» и зал домашнего театра Державина.
Также смотрите лучшие места для фотосессий по всему миру на портале Top Photo Spots.
Зал домашнего театра Державина
Уникальные интерьеры 18 столетия воссозданы максимально точно, используя картины и иллюстрации, редкие книги той эпохи. В залах очень много уникальных предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики, портретов современников поэта, многие из которых бывали частыми гостями в этом доме. Ряд живописных портретов Державина, которые принадлежат живописцам В.Л. Боровиковскому, С. Тончи, А.А. Васильевскому, создают впечатление, словно сам хозяин усадьбы незримо присутствует в музейных залах, приветливо встречая современных гостей. В экспозициях, расположенных в восточном корпусе музея-усадьбы, можно ознакомиться с экспонатами, которые имеют отношение к друзьям и современникам Державина, а также к А.С. Пушкину, которого Державин лично на экзаменах в Царскосельском лицее объявил своим преемником.
Экзамен в Царскосельском лицее
В экспозициях доминирует тема русской словесности 18 столетия, здесь достаточно обширные литературные экспозиции, объединенные под общим названием: «Владельцы русской лиры. От Г.Р. Державина к А.С. Пушкину». Кроме этого в Восточном корпусе можно ознакомиться с живописью, гравюрами, иконографией, прикладным и медальерным искусством. В портретной галерее представлены наиболее значительные деятели литературы, истории и культуры II половины 18 – начала 19 столетий. В Восточном корпусе также хранятся копии уникальных рукописных текстов той эпохи, выполненных на архивных бумагах, много редких книг, журналов и других реликвий. Также в Восточном корпусе располагается экспозиция, в которой нашла отражение история создания музея.
Музейные экспонаты
Западный корпус музей-усадьба Г.Р. Державина использует для проведения временных выставок, культурных массовых и научно-популярных мероприятий (конференций, литературно-музыкальных вечеров, семинаров, докладов и др.).
Западный корпус музея-усадьбы
Здесь очень часто размещаются экспонаты из богатейшего собрания музея Всероссийского музея А.С. Пушкина, филиалом которого является музей-усадьба Г.Р. Державина. Например, выставка «В белом глянце фарфора» представляет вниманию посетителей великолепные изделия из фарфора конца 18-20 столетий, которые своей нежностью и оригинальным дизайном надолго приковывают взгляды. Более чем столетняя история Всероссийского музея А.С. Пушкина представлена отдельной выставкой, которая носит название «Страницы истории».
3 июля, в день рождения Г.Р. Державина, музей-усадьба проводит уже ставший традиционным Праздник русской поэзии 18 столетия. В честь праздника вход во все корпуса музея-усадьбы и во все музейные экспозиции – бесплатный.
Посетителям
В музее проводятся концерты, новогодние представления, работает гостиница и кафе.
Полезные ссылки для туристов:
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Современность
Дом усадьба Державина, как уже было сказано, стала настоящим пристанищем для творческих людей
Но особенное внимание работники музея уделяют маленьким посетителям, прививая им любовь к прекрасному. Профессиональные педагоги очень часто устраивают научные программы и экскурсии по местам усадьбы
Помимо этого, здесь организуется множество учебных программ и для учащихся школ, студентов. Любители нестандартных проявлений искусства могут посетить кружки хэнд-мэйда, а также фотовыставки.
Неоспоримый факт того, что столь необычное строение не стоит без дела не может не радовать. Жизнь вокруг исторического памятника, буквально, кипит, из-за чего память о великих русских людях будет жить вечно.
Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
Вам понравится
Польский сад и усадьба Державина в период запустения
К сожалению, у Державиных не осталось наследников, и после их смерти усадьба и сад долгое время пустовали. В середине XIX столетия большинство оранжерей были разрушены, а в 1870-73 годах часть территории усадьбы где располагались огороды была выкуплена католической церковью под строительство собора Успения Девы Марии и зданий Римско-Католической архиепархии. Церковь привела в порядок заброшенную территорию.
Слева от прохода к садовым аллеям подступает алтарная часть католического собора Успения Пресвятой Девы Марии.
Собор Успения Пресвятой Девы Марии примыкает к дальней части усадьбы Державина
Поскольку католическая община Петербурга в то время была представлена в основном выходцами из Польши, усадебный сад стали называть Польским. Это наименование сохранилось до сих пор и фигурирует во многих путеводителях по северной столице. Хотя правильно называть усадебный сад при доме Державиных.
В 1935 году засыпали все садовые водоемы, зеленые насаждения не получали надлежащего ухода, израстались, старели и погибали, а новые посадки появлялись редко и бессистемно.
История и архитектура музея
В 1791 году владельцами двухэтажного каменного дома на Фонтанке стали супруги Державины. Здание оставалось недостроенным, и Гавриил Романович попросил своего друга-архитектора Н. А. Львова завершить стройку и провести внутреннюю отделку. Он также оформил территорию приусадебного участка. На нем он поместил огромное количество кустарников и деревьев.
Для того чтобы начать строительные работы, Державин был вынужден отдать под залог несколько своих деревень и установить строгий контроль над всеми расходами. Его супруга усердно занималась обустройством семейной усадьбы, но не успела насладиться теплом своего дома: в 1794 году она скончалась. К моменту ее смерти построили дом и закончили оформление интерьера. На придомовой территории возвели 2 служебных здания – кухню и конюшню. Их автором стал архитектор Пильников.
Дом и усадебный участок не меняли внешний вид вплоть до смерти хозяев. В 1816 году не стало Гавриила Романовича, а через 26 лет умерла его вторая супруга Дарья Алексеевна.
После ее смерти у владений на протяжении нескольких лет не было хозяина. Но в 1846 году дом с участком приобрела Римско-католическая духовная коллегия. Сразу же началась перепланировка участка. Многие постройки отвели под канцелярии, архивы и помещения для служащих.
Руководителями этих работ были архитекторы А. М. Горностаев и В. И. Собольщиков. Согласно их проекту к дому добавили еще один этаж, убрали колоннаду, поменяли внешний облик фасадов. Перестроили служебные корпуса, убрали лестницу, сделали новые перегородки, то есть увеличили количество комнат. В зале Беседы встроили перекрытие, а колонны и хоры вовсе снесли.
С 1918 года для бывших владений Державиных настало трудное время. Новая власть на протяжении нескольких лет не могли прийти к решению о том, как необходимо использовать дом, который к этому году вновь остался без владельца.
А в 1924 году дом покойного поэта стал обычным жилым зданием с квартирами. Были проведены новые перепланировки, практически полностью уничтожили сохранившиеся на тот момент остатки художественной отделки. Через 10 лет ничего не осталось от прудов, а послевоенные посадки деревьев и кустарников проводили хаотично, не придерживаясь никакой системы.
С момента открытия музея Центральный корпус объединили полуциркульными крытыми галереями с Кухонным и Конюшенным корпусами. Постепенно отреставрировали Домашний театр и Центральную оранжерею.
В 2011 году закончились работы над историческим видом владений Гавриила Романовича. Их композиция включает в себя большой луг, который примыкает к небольшой части усадьбы. По периметру участка провели водную систему. Она представляет собой узкий ручей с тремя маленькими прудами.
В музее находится 16 залов. В них можно увидеть предметы мебели и декоративного искусства, живопись и графику эпохи поэта. Отдельную роль играют книги и рукописи современников Гавриила Романовича. Эффект «присутствия» владельца дома создается за счет размещенных портретов Державина. В столовой можно увидеть портрет Дарьи Алексеевны Державиной, второй супруги поэта.
Одной из главных комнат музея является кабинет поэта, который воссоздали с помощью рисунка П. А. Кожевникова. Весь интерьер был создан по идее поэта: шкафы-обманки, которые маскировали входные двери, стол с подъемным механизмом, диван с тумбочками по сторонам. Все это было воссоздано.
История возникновения Польского сада
Говорят, с появлением сада возле противоположной от парадного фасада здания связана вполне обычная история из дворянского быта. Ранним утром Дарья Алексеевна, супруга Гаврилы Романовича, открыла дверь на балкон, чтобы подышать свежим воздухом, загляделась вдаль простирающегося за домом пустыря и промолвила мечтательно – вот бы разбить здесь прекрасный сад!
Семья в то время оказалась несколько ограниченной в средствах, но Державин согласился с пожеланиями супруги и загадочно произнес: «Музы нам помогут». И действительно, вскоре были опубликованы знаменитые «Анакреонтические песни», имевшие необычайный успех у почитателей таланта поэта, а гонорар от них использовали на обустройство сада.
Создание проекта благоустройства территории было поручено Н.А. Львову, одному из ярчайших представителей Русского Просвещения, ботанику, архитектору, переводчику, поэту и музыканту, который занимался и декором здания усадьбы Державиных. Львов считал, что сад, расположенный в самом центре большого города, должен соответствовать требованиям его величия, а также достойно обрамлять великолепный дом.
Он отрицал любую симметричность в оформлении клумб и дорожек, а поэтому избрал стиль типичного нерегулярного английского пейзажного парка. Кроме красоты, от сада ожидалась и польза – значительная территория была отведена огородам, где выращивали огурцы, редис, горох, картошку, морковь, репу и даже шампиньоны.
Огород в усадьбе Державина
Особое внимание уделялось обустройству нескольких оранжерей, в которых выращивали персики, абрикосы, вишни, раннюю клубнику, землянику и экзотические для Санкт-Петербурга ананасы. Для создания тенистых аллей было высажено десятки берез, лип, дубов, акаций, кленов, кустов шиповника, калины и жимолости
В описи сада, составленной в 1846 году садовником Г. Мейселем, перечислено 32 наименования растений. Большая часть из этого перечня – любимые цветы Дарьи Алексеевны: конусовидные лихнисы, дельфиниумы и вероники по соседству с астрами и яркими ирисами, популярные в те времена луковичники – гиацинты, тюльпаны, лилии и нарциссы, а также благоухающие сирени и, конечно же, примадонны сада – розы.