Мраморный дворец Санкт-Петербург

Архитектура

Памятник императору Александру III перед восточным фасадом дворца

Королевский дворец в Мадриде. Восточный фасад. Проект Ф. Юварры. 1735

Мраморный дворец — шедевр архитектуры раннего екатерининского классицизма. Построен в 1768—1785 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. До конца XIX в. автором дворца считался Дж. Кваренги. Впервые имя истинного автора проекта с обнаружением авторских чертежей парадной лестницы было названо только в 1885 году протодьяконом церкви Мраморного дворца В. Орловым.

Это первое здание в Санкт-Петербурге, фасады которого, в отличие от большинства зданий города, облицованы естественным камнем — гранитом и мрамором. Отсюда изначальное название: «Мраморный дом». Кроме того, Мраморный дворец — самое итальянское здание города, в нём ощущается и дух флорентийских ренессансных палаццо, и воспоминание о дворце в Казерте, где Ринальди работал под началом Л. Ванвителли до приезда в Россию.

Здание Мраморного дворца являет собой пример не только своеобразно трактованной композиции итальянского палаццо, но и, по определению В. Г. Власова, «обобщённый образ классицистических дворцов всей западноевропейской архитектуры». Помимо дворца в Казерте, исследователь называет Палаццо Вальмарана в Виченце (проект Андреа Палладио, 1565), Паласио Реаль (Королевский дворец) в Мадриде (проект Ф. Юварры, 1735), Палаццо Киджи-Одескальки в Риме на площади Санти Апостоли (фасад Дж. Л. Бернини, 1664—1666), дворец Шёнбрунн в Вене (Фишер фон Эрлах Старший, проект 1693 г.) и многие другие здания.

Ринальди проявил себя в этой постройке как истинный живописец архитектуры, используя вместо красок палитру цветных мраморов. Нижний этаж здания облицован суровым гранитом, два верхних этажа высотой 12,5 м (при общей высоте здания 22 м), объединённых большим коринфским ордером, оформлены пилястрами из розоватого тивдийского мрамора из Карелии, контрастирующего с голубовато-серым рускеальским мрамором из каменоломен в Финляндии. Такая нежная перламутровая гамма, прекрасная и в яркий солнечный день, и в пасмурную погоду, несколько потускнела по причине эрозии поверхности от времени и агрессивной городской среды. Но в дождь, когда влажный мрамор становится неожиданно насыщенным по цвету, на фоне серого неба и свинцовой невской воды, замысел Ринальди предстаёт во всей красе.

Гармония светлых тонов умело дополнена немногими вызолоченными деталями: балясинами балкона южного фасада и деталями кованой ограды «собственного сада» с восточной стороны, а также филёнками с лепными гирляндами, вазонами на парапетах кровли, создающими аллюзии стиля рококо. Однако композиция выстроена согласно «французской схеме»: замкнутый объём с двором — курдонёром — в восточной части. Известно, что императрица Екатерина II не любила пышное «растреллиевское барокко» предыдущей эпохи. Однако общий архитектурный стиль сохраняет барочные черты, в частности в выступающих ризалитах, надстроенном аттике и башней с часами восточного фасада. Центральная часть восточного фасада с лёгкой раскреповкой антаблемента и аттика оформлена полуколоннами. Две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов выполнены Ф. И. Шубиным. По всему периметру парапета кровли установлены 86 декоративных вазонов из светлого доломитового известняка.

«Итальянизмы» Мраморного дворца сочетаются с необычным для парадной дворцовой архитектуры камерным настроением. А в интерьерах, как отмечают исследователи, «заложен принцип рококо, где каждая группа помещений… существовала как бы замкнуто», что является продолжением растреллиевского принципа «моторности» рокайльной организации пространства интерьеров”.

Памятник Александру Третьему

Памятник был разработан скульптором Паоло Трубецким, который почти сразу после начала работ над этим памятником начал испытывать давление и недовольство со стороны императорской семьи, которым категорически не нравился образ, каким был показан император. Но, вдовствующая императрица, отметив портретное сходство, поощряла работы мастера. Однако, очень многие высказывались по поводу «не царственного» вида памятника, и были против его установки в Санкт-Петербурге. Отмечали разные стороны этого проекта, как положительные, так и отрицательные разные известные люди той эпохи, такие как:

  • Император Николай Второй, который говорил о том, что этот памятник нужно сослать в Иркутск, чтобы он не оскорблял его глаз.
  • Сергей Юльевич Витте, который отмечал, «неуживчивый характер скульптора».
  • Александр Николаевич Бенуа, которому казалось чрезвычайной удачей и мастерством для скульптора так вникнуть в задачу, передав образ таковым, какой он был.


Памятник Александру Третьему

Отливался памятник по частям, в разных мастерских, и, несмотря ни на что, был установлен и освящен. С приходом большевиков, он много как использовался и менялся, например, на его постаменте было выбито стихотворение «Пугало», а также, в 1927 году, он был использован для праздничного оформления площади. Пройдя много изменений, кощунственных действий, и передвижения, он был установлен во дворе Мраморного дворца, где сейчас и находится.

Лайфхак 1 – Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене – и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) –

Лайфхак 2 – Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на

Лайфхак 3 – Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .

Лайфхак 4 – Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.

Достопримечательности рядом

Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:

  • Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий;
  • Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом;
  • Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей;
  • Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Мраморный дворецпережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.

Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 2 939 times, 1 visits today)

Этапы реставрации

Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.

В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.

Фото и описание

Когда-то, еще в самом начале существования города, на том месте, где сейчас
располагается Мраморный (Константиновский) дворец, был Питейный двор, в 1714
году переделанный в Почтовый двор с пристанью. История дворца началась в 1768
году, когда по заказу императрицы Екатерины II началось его строительство для её
фаворита графа Григория Орлова. Автором проекта был итальянский архитектор
Антонио Ринальди. Строительство дворца продолжалось 17 лет, вплоть до 1785 года,
поэтому потенциальный его хозяин, умерший в 1783 году, так и не смог стать его
реальным владельцем. Императрица выкупила это великолепное сооружение у
наследников графа, а в 1796 году преподнесла его в дар своему внуку – великому
князю Константину Павловичу ко дню его бракосочетания.

Мраморным дворец называется потому, что в отделке его фасада впервые в
истории градостроительства Петербурга была использована облицовка естественным
камнем. Гранит и более тридцати сортов мрамора различных цветов и оттенков
украсили не только внешние стены дворца, но были применены для отделки
внутренних его интерьеров. К примеру, стены одного из самых красивых залов —
Мраморного, который в мае 2010 года был открыт после реставрации, облицованы
прибайкальским лазуритом, карельским, уральским, итальянским, греческим
мрамором.

А парадная лестница выполнена по задумке Ринальди из мрамора серо-серебристых
оттенков. Лестницу украшают мраморные скульптуры «Осеннее равноденствие» и
«Весеннее равноденствие», «Вечер», «Ночь», «Утро», «День», исполненные
скульптором Федором Шубиным. Он же выполнил из белого греческого мрамора и
остальное убранство лестницы, в том числе барельеф с портретом Антонио Ринальди.

В строительстве дворца Ринальди успешно реализовал два его назначения:
городского дома и дворянской загородной усадьбы – северный, западный и южный
фасады прекрасно вписались в городскую застройку, а со стороны двора перед нами
предстаёт дворянская усадьба с парадным двором, садом и оградой, представляющей
собой кованую решетку на гранитных столбах с мраморными вазами.

Над украшением интерьеров дворца трудились живописец Торелли, скульпторы
Козловский и Шубин, художник-миниатюрист Данилов , столяр Мейер. А с 1803-1811
гг. интерьеры дворца оформлялись под руководством знаменитого архитектора
Воронихина.

В главном помещении дворца – Мраморном зале расположены барельефы
«Жертвоприношение», выполненные Антонио Ринальди для Исаакиевского собора. Рядом
находятся Орловский и Екатерининский залы, призванные прославлять деятельность
императрицы Екатерины II и братьев Орловых, далее были покои Григория Орлова. В
юго-восточной части здания находилась картинная галерея, в которой насчитывалось
более двухсот шедевров живописи, в том числе Рафаэля, Рембрандта, Тициана и т.д.
В противоположной, юго-западной части размещались Греческая и Турецкая бани.
Одним из последних владельцев дворца был великий князь Константин Константинович
Романов, президент Академии наук и известный поэт, писавший под псевдонимом
“К.Р.” Сейчас в бывших покоях великого князя в сохранившихся интерьерах того
времени действует мемориальная экспозиция “Константин Романов – поэт Серебряного
века”.

В 1919-1936 годах в здании располагалась Российская Академия истории
материальной культуры, позднее – филиал Центрального музея Ленина.
С 1997 года перед дворцом на постаменте, освобожденном от ранее стоявшего тут
бронеавтомобиля «Остин-Путиловец» – аналога того, с которого выступал Ленин в
Петрограде апреля 1917 года, занял памятник – конная статуя императора
Александру III работы Паоло Трубецкого
В залах Мраморного дворца размещены постоянные экспозиции музея – “Иностранные
художники в России XVIII-XIX веков”, “Коллекция петербургских собирателей
братьев Ржевских”, “Музей Людвига в Русском музее”, единственная в России
постоянная экспозиция русского искусства XX века, благодаря которой у нас есть
возможность изучить развитие русского искусства и её место в мировой
художественной культуры. Во дворце регулярно проводятся выставки работ
современных зарубежных и российских художников.

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы сердобольским гранитом серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

Башня с часами и статуи

Парадная лестница, по замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

Парадная лестница

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле шинуазри и выполнял функции парадной столовой.

Мраморный зал – самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Мраморный зал, фото из интернета

Другие, не менее интересные залы дворца — Белый зал, Греческая галерея, Дубовая галерея, Зимний сад. Кроме того, на втором этаже располагались жилые покои и служебные помещения, в числе которых были ванная, парная, зал для игры в мяч.

Парадная лестница

История

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. Литография по акварели И. И. Шарлеманя. 1860

При Петре I на месте, где сейчас находится Мраморный дворец, располагался построенный в 1714 году Почтовый двор с пристанью. 24 марта 1716 года именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли. Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон, подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона 23 мая 1717 года из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру.

Пожар 1737 года уничтожил Почтовый двор и находящееся перед ним здание слоновника. Выжженное место расчистили, а этот участок назвали «Верхней набережной площадью». Площадка, ставшая продолжением Марсова поля, довольно долго пустовала и лишь в 1768 году по велению Екатерины II на её территории приступили к строительству дворца, предназначавшегося в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову за помощь в возведении Екатерины на трон. На фасаде здания императрица намеревалась поместить надпись золочёными буквами: «Здание благодарности».

Дворец построен в 1768—1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди. Григорий Орлов умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, внезапно умерший здесь же в 1798 году.

После смерти Константина Павловича в 1831 году император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, генерал-адмиралу и одному из будущих организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу. Здание, бывшее уже в аварийном состоянии, в 1840-х годах реставрировал и оформлял его интерьеры архитектор Александр Брюллов.

Серебряная памятная монета Банка России номиналом 25 рублей (2015)

После смерти Константина Николаевича дворцом владела его вдова великая княгиня Александра Иосифовна. В 1911 г. дворец унаследовал их сын великий князь Константин Константинович. После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича, князь Иоанн Константинович. Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце».

После Февральской революции дворец был продан Временному правительству для размещения в нём Министерства труда. После Октябрьской революции, в 1919—36 годах в здании находилась Академия истории материальной культуры, а после её упразднения — филиал Центрального музея В. И. Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н. Е. Лансере и Д. А. Васильевым.

С 1950-х до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Владимира Ильича Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград 3 (16) апреля 1917 года. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а освободившийся постамент в 1994 году занял памятник Александру III работы Паоло Трубецкого.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. В залах Мраморного дворца разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века», регулярно проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. В настоящее время дворец также используется для проведения различных конгрессов.

Музей Людвига в Русском музее

Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году передали в дар Русскому музею коллекцию из 118-и произведений современных художников Европы, Америки и России, из которых и сложилась настоящая экспозиция.

Во второй половине XX века в советском искусстве доминировало художественное направление социалистический реализм. Произведения советского неофициального и западного искусства практически увидеть было невозможно, что и стало причиной дара супругов Людвиг Русскому музею.

Это единственное собрание интернационального современного искусства с постоянной экспозицией в России. Впервые посетители могут увидеть в Мраморном дворце подлинники произведений классиков поп-арта.

Собрание включает картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна и Джеймса Розенквиста.

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол «Без названия»

Микеланджело Пистолетто «Стена», 1967

Бернард Шульце «Два трупа», 1970

Американский гиперреализм выражен в работах Роберта Бехтле, Ральфа Гоингса и Джеффа Кунса. Немецкое искусство второй половины XX века отражено в коллекции работ Йозефа Бейса, неоэкспрессионистов Георга Базелица, Маркуса Люпертца и Ансельма Кифера.

Ральф Гоингс «Закусочная Унадилла», 1977

Джефф Кунс «Херувимы», 1991

Георг Базелиц диптих «Бутылка и орёл», 1977-1978

Один из ценных даров Петера и Ирэне Людвиг — картина Пабло Пикассо, написанная в 1969 году, «Большие головы». Это единственное в Санкт-Петербурге произведение позднего периода мастера (после 1917 года).

Один из разделов музея Людвига — искусство советских и восточноевропейских неофициальных художников, произведения которых не выставлялись в российских музеях. Картина «Сад» — работа лидера московского концептуализма Ильи Кабакова.

Интерьеры и залы Мраморного дворца

Внутренний интерьер помещений дворца поражает богатством и роскошью. Яркой особенностью внутренней отделки является использование ценного камня агата. По проекту А. Ринальди интерьеры залов по стилю исполнения должны были повторять оформление внешних фасадов здания. На трех этажах Мраморного дворца расположено много объектов и помещений, отделанных различными ценными материалами:

  • парадная лестница;
  • мраморный зал;
  • зимний сад;
  • белый зал;
  • лаковый зал;
  • Орловский зал;
  • Екатерининский зал;
  • «Собранный зал»;
  • китайский зал;
  • греческая галерея;
  • дубовая комната;
  • княжеский кабинет.

Парадная лестница

Парадная лестница, ведущая на второй этаж, оформлена разносортным мрамором серых тонов. Ее украшением служат статуи мастера Ф. Шубина, размещенные в проемах. Между первым и вторым этажами стоят 4 изваяния, отождествляющих периоды жизни человека: «Утро» в виде Авроры – это детство, «Полдень» – юность, «Вечер» в виде богини Дианы – зрелость, «Ночь» – старость.

В пролете второго и третьего этажей есть еще пара скульптур «Осеннее и Весеннее равноденствие». На потолке над лестницей висит золотистая люстра «Суд Париса».

Скульптура Весеннего (женская фигура) и Осеннего (мужская фигура) равноденствия

Стены третьего этажа украшают объемные изображения четырех человеческих добродетелей:

  • Умеренность;
  • Справедливость;
  • Сила духа;
  • Благоразумие.

Мраморный зал, находящийся на втором этаже уникален и является изюминкой дворца. Зал отделан разными сортами русского и итальянского мрамора с добавлением лазурита.

Мраморный зал

Вдоль двух стен стоят колонны, поддерживающие верхние своды зала.По периметру стен размещено несколько округлых барельефов с изображениями на тему «Жертвоприношение».

На восточной стене находятся два двуглавых орла. Рамы окон и балконных дверей покрыты позолотой. Яркими элементами зала являются позолоченные люстры с хрустальным убранством.

Плафона С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи», 1775 г.

На потолке зала, высота которого составляет 11,5 метра, расположен плафон Стефано Торелли «Свадьба Купидона и Психеи», написанный маслом на холсте.

Зимний сад размещен на террасе двух верхних этажей. Он создан А. П. Брюлловым в помещении, где ранее находился Висячий сад. Потолочные арки поддерживают чугунные колонны. Металлический потолок сада поделен на многочисленные четырехугольники с кессонами посередине. С восточной стороны находится балкон с кованой решеткой. В середине зала расположен трехуровневый фонтан из светлого мрамора. В цветочную оранжерею ведет трехстворчатая дверь со стеклянными вставками. Среди изобилия цветов можно рассмотреть мраморный камин и зеркало.

Белый зал является самым большим парадным помещением дворца, он отличается лепным орнаментом в готическом стиле. Мраморные колонны разделяют помещение на три части. Свое современное оформление зал получил в середине XIX века после масштабной реконструкции, проведенной архитектором А. П. Брюлловым.

Белый зал

Интерьер Лакового зала был оформлен полированным деревом, на стенах находились панно с изображением подвигов Александра Великого.

Оформление Орловского и Екатерининского залов прославляет императрицу Екатерину II и ее фаворита. В Орловском зале стояли бюсты братьев Орловых, а на стенах находились белые барельефы с изображением их достижений. Авторство этих работ принадлежит русскому скульптору М.Козловскому.

«Собранный зал» посвящен Екатерине II, его стены отделаны бархатом, на котором нанесены императорские вензеля. На западной стене под пышной занавеской висит портрет императрицы. Напротив него стоял вазон с военными трофеями.

Китайский зал играл роль главной столовой, здесь кормили гостей во время торжественных приемов. В Греческой картинной галерее находилась коллекция портретов всех членов семьи Романовых. Названием помещение обязано отделкой из греческого мрамора. Всего в галерее было более 200 полотен известных художников: Рафаэля, Рембранта, Тициана и других.

На первом этаже сохранился кабинет князя Константина Константиновича Романова конца XIX века. Интерьер выполнен в стиле жакоб, отделкой служит красивое красное дерево. Рядом находится Дубовая галерея, стены которой обшиты плитами из настоящего дуба.

Легенды и интересные факты

Как и многие другие исторические здания Санкт-Петербурга, Мраморный дворец окутан тайнами и легендами. Одна из них гласит, что во время закладки дворца в 1769 году в его фундамент был замурован сундук с монетами. Екатерина II самолично следила за ходом строительства и награждала отличившихся строителей.

Архитектор А. Ринальди – тот, кто построил Мраморный дворец, во время отделки интерьера получил серьезную травму ноги. Он увидел в этом дурной знак и уехал лечиться домой в Италию.

Одна из легенд гласит, что Екатерина II сама сделала набросок проекта будущего Мраморного дворца и показала его А. Ринальди. Идея ему очень понравилась и вскоре он начал строительство.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий