Кто такие хиджры в Индии

Кшатрии — каста воинов

Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров. В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.

Вайшья Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали. Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда. Шудры — низшая каста Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах. Неприкасаемые Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.

Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий. Уникальные особенности каст Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают. В плане владения земельными угодьями шудры могут быть даже более влиятельны, чем вайшья.

Шудры низшего слоя практически не используют денег: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями.Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше — невозможно. Касты и современность Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати. В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад. Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты. В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком. Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление

В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Неприкасаемые

Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.

Индийские касты, видео:

Откуда «родом» кастовая система

Начну с того, что кастовая система — явление, описанное еще в древних священных писаниях, шастрах (Пуранах), сохранившихся на территории Индии. В них говорится, что устройство общества, поделенного на сословия, создано самим Богом и коренится в природе человека. Однако самого термина «кастовая система» в писаниях не встретишь. На санскрите это явление называется «варнашрама-дхарма». «Дхарма» переводится как «долг» или «неотъемлемое качество объекта». Проще говоря, дхарма сахара быть сладким, а дхарма соли, соответственно, быть соленой. Если сахар перестает быть сладким, он не следует своей дхарме. Точно так же каждое живое существо во Вселенной, согласно этой науке, должно следовать своему предписанному долгу. Вообще, понятие дхармы довольно сложное, я сейчас не буду в него углубляться. Вкратце могу сказать, что есть «санатана-дхарма», или «вечный долг» каждого человека — это осознать себя душой и вернуться в духовный мир. А есть временная социальная дхарма, та, которой мы должны следовать в зависимости от тех телесной оболочки, качеств характера и окружения, которые получили в своем нынешнем воплощении.

Система варнашрама-дхармы как раз описывает этот социальный долг человека. Слово «варнашрама» состоит из двух частей — «варна» и «ашрам» — это четыре сословия и четыре ступени духовной жизни. Сразу отмечу, что большая часть из них предназначена для мужчин, о женщинах у нас будет отдельный разговор.

Значение свадьбы для жителей Индии

Индийцы вообще и индуисты, в частности, очень серьезно относятся к свадебным церемониям. Они часто берут взаймы, чтобы подготовить роскошную свадьбу и даже оформляют банковские кредиты в стремлении организовать большой праздник в честь этого события. В жизни многих простых людей, свадьба — центральное событие жизни и самое яркое ее впечатление. На свадьбу приглашают не только родных и друзей, но всех соседей и знакомых. Эта традиция тянется издавна, когда отношения не регистрировались официально, а свидетельством о браке выступали слова жителей деревни, которые отгуляли на свадьбе и хорошо ее помнили. Современные индусы стремятся делать большие свадьбы ради подтверждения своего статуса и положения в обществе. Более рачительная молодежь устраивает праздники поскромнее, направляя сэкономленные средства на медовый месяц или на покупку жилья.

На свадьбу обязательно приглашают фото- и видеооператора, которые потом делают эффектный контент. Например, очень часто индийцы заказывают целую книгу со свадебными фотографиями и уникальным дизайном, которая переходит в ранг семейных святынь и будет передаваться из поколения в поколение.

Особенно большое значение свадьба в Индии приобретает для девушки-невесты, так как для нее это переломный момент судьбы, своеобразная инициация. Девушка уходит из одной семьи и становится частью другой семьи. Отныне ее будут окружать чужие люди, с которыми ей предстоит выстраивать отношения, чаще всего — за счет услужливости, терпения и принятия. Ведь в традиционной индийской семье новая невестка — самый бесправный человек. В зависимости от того, как далеко живет семья мужа, девушка может совсем нескоро увидеть своих близких.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Кастовые ограничения

Более 90% браков в Индии происходит внутри кастовой общности. Как правило, индийцы по кастовому имени определяют, к какой касте принадлежит тот или иной человек. Например, человек может жить в Мумбаи, но он знает, что исторически происходит из Патиалы или Джайпура, тогда его родители ищут жениха или невесту именно оттуда. Это происходит через матримониальные агентства и семейные связи. Конечно, сейчас все бо́льшую роль играет социально-экономическое положение. У завидного жениха должна быть Green Card или American work permit, однако варно-кастовая связь также очень важна.

Существуют две социальные прослойки, представители которых не так строго соблюдают варно-кастовые матримониальные традиции. Это высшая страта общества. Например, семья Ганди-Неру, которая долгое время находилась у власти в Индии. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру был брахманом, чьи предки происходили из Аллахабада, из очень высокой касты в брахманской иерархии. Тем не менее его дочь Индира Ганди вышла замуж за зороастрийца (парса), что вызвало большой скандал. И вторая прослойка, которая может позволить себе нарушить варно-кастовые запреты, — это самые низшие слои населения, неприкасаемые.

Какие подарки дарят на свадьбу в Индии?

Индийская свадьба — уникальное мероприятие. Практически все ее участники получают подарки. Члены семей жениха и невесты, согласно канонам должны обменяться подарками. Зачастую перечень таких даров оговаривается предварительно. Дары вручают и браминам, участвующим в проведении ритуала. Более того, по итогам свадьбы подарки получают не только ее участники, но и гости. Семьи жениха и невесты могут раздавать гостям освященные сладости, новую одежду, памятные монеты с датой свадьбы и другие подарки.

Что касается подарков, которые дарят гости, то строгих правил в отношении презентов для новобрачных в Индии не существует, хотя по умолчанию лучшим подарком считаются деньги. Хорошим тоном считается задать вопрос о том, что нужно паре и купить им необходимое. Если речь идет о мебели и бытовой технике, нести ее на свадьбу не нужно. Стоит отправить подарок доставкой в дом жениха или дом, где новобрачные будут жить после свадьбы.

Зачастую основная масса гостей на свадьбе в Индии дарит влюбленным конверты с деньгами

Причем, очень важно, чтобы внутри конверта была некруглая сумма денег (например, 1000 рупий + 1 рупия). Четные числа считаются неблагоприятными

Класть валюту в конверт за неимением местных денег допускается, особенно, если пара выезжает иногда заграницу.

Среди других подарков, которые можно встретить на свадебных церемониях, присутствуют разнообразные памятные безделушки, символические вещи, статусные подарки. Часто влюбленным дарят что-то в стиле фоторамок и картин с изображением пары. Небольшой презент вполне можно вручить молодоженам собственноручно.

Что запрещено людям из касты далитов

Представителям этой касты и сегодня запрещено прикасаться к «чистым» людям. Они не имеют право владеть земельным наделом, и вынуждены селиться в специальных кварталах, которые, обычно, находятся на окраине городов и поселений. Большинство неприкасаемых (нечистых) являются бездомными и находятся на грани голодной смерти.

Шокирующая правда – во время официальной переписи населения, которая проводилась в Индии в 1992 году, на территории страны было зафиксировано, что 52% ее жителей принадлежат к низшей варне. Из них более половины – это неприкасаемые.

К основным категориям этих представителей общества относятся:

Чамары

Представители этой категории неприкасаемых представляют собой сообщество кожевников, которые за свой тяжелый труд получают сущие копейки и вынуждены голодать.

Дхоби

Их еще называют ваннарами. Люди, которые принадлежат к этой касте, специализируются на ручной стирке для людей более высокого сословия. Этим ремеслом заняты мужчины, поскольку процесс стирки довольно сложный и тяжелый. После замачивания и стирки белье «чистых» граждан подвергается глажке. Неприкасаемые данной касты обитают на окраинах поселений большими семейными союзами (до 600 человек) и ежедневно устраивают шумную стирку.

Услуги ручной стирки очень дешевые и при этом качественные. Даже именитые гостиницы привозят к неприкасаемым белье на стирку. За свой нелегкий труд дхоби получают менее семи долларов в день.

Парии

Это настоящие отщепенцы общества, которые заняты в наиболее грязных профессиях. Им досталась уборка общественных туалетов и улиц, сжигание трупов, сбор мертвых животных на полях и улицах.

Париям запрещено ходить по тротуарам, поскольку они случайно могут прикоснуться к обычным «чистым» людям.

Варны Древней Индии

Вся правда о кастах в Индии

Варны ремесленников и торговцев – вайшьи

Индийский жрец высшей касты – брахман

Махатма Ганди – краткая биография

Богиня Лакшми

Значение свадьбы для жителей Индии

Индийцы вообще и индуисты, в частности, очень серьезно относятся к свадебным церемониям. Они часто берут взаймы, чтобы подготовить роскошную свадьбу и даже оформляют банковские кредиты в стремлении организовать большой праздник в честь этого события. В жизни многих простых людей, свадьба — центральное событие жизни и самое яркое ее впечатление. На свадьбу приглашают не только родных и друзей, но всех соседей и знакомых. Эта традиция тянется издавна, когда отношения не регистрировались официально, а свидетельством о браке выступали слова жителей деревни, которые отгуляли на свадьбе и хорошо ее помнили. Современные индусы стремятся делать большие свадьбы ради подтверждения своего статуса и положения в обществе. Более рачительная молодежь устраивает праздники поскромнее, направляя сэкономленные средства на медовый месяц или на покупку жилья.

На свадьбу обязательно приглашают фото- и видеооператора, которые потом делают эффектный контент. Например, очень часто индийцы заказывают целую книгу со свадебными фотографиями и уникальным дизайном, которая переходит в ранг семейных святынь и будет передаваться из поколения в поколение.

Особенно большое значение свадьба в Индии приобретает для девушки-невесты, так как для нее это переломный момент судьбы, своеобразная инициация. Девушка уходит из одной семьи и становится частью другой семьи. Отныне ее будут окружать чужие люди, с которыми ей предстоит выстраивать отношения, чаще всего — за счет услужливости, терпения и принятия. Ведь в традиционной индийской семье новая невестка — самый бесправный человек. В зависимости от того, как далеко живет семья мужа, девушка может совсем нескоро увидеть своих близких.

История

Термин относится к переселению Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Ясриб (будущая Медина), состоявшемуся в 622 г. Переселение связано с тем, что двенадцатилетняя пророческая миссия Мухаммада не нашла широкой поддержки в его родном городе. Последователи, которых он приобрел, и сам Мухаммад постоянно подвергались насмешкам и гонениям.
В 615 г. две большие группы первых мусульман, спасаясь от нищеты, на которую их обрекли знатные курайшиты, и от издевательств, переселились из Мекки в Абиссинию (Эфиопию), где им дал убежище христианский негус. Это была первая волна хиджры. Мухаммад оставался под защитой своего рода, так как хашимитов в то время возглавлял его дядя, Абу Талиб. Но в 620 г. Абу Талиб умер, и Мухаммад лишился и моральной поддержки, и защиты, так как главой рода стал Абу Лахаб, сторонник злейших врагов Мухаммада, впоследствии упомянутый в Коране среди тех, кто осужден на адские муки. Абу Лахаб отказал Мухаммаду в покровительстве, вынудив его искать убежище от гонений. Поиски укрытия вне Мекки привели Пророка сначала в Таиф, но попытки духовного сближения с жителями этого города были безрезультатными. Тем временем ситуация в Мекке обострилась: Мухаммаду угрожали физической расправой. Его враги из влиятельных курайшитов составили заговор с целью убийства Пророка, а чтобы вина за убийство была равномерно распределена между всеми заговорщиками, они решили, что представители каждого рода, участвующие в заговоре, нанесут Мухаммаду по удару. Помощь к Пророку пришла из Ясриба, города, находившегося в 400 км к северу от Мекки.
Во время тайной встречи (ал-акаба) с представителями Ясриба, совершавшими очередное паломничество, ему предложили переселиться в их земли, где он будет принят как вождь и судья, способный принести мир и положить конец междоусобицам. Мухаммад принял предложение старейшин и посоветовал Своим последователям начать переселение незамедлительно, но тайно от курайшитов и небольшими группами. Сам Пророк оставался в Медине во избежание подозрений и покинул ее вместе со своим ближайшим другом Абу Бакром одним из последних. В доме остался его племянник, Али ибн Абу Талиб, которого заговорщики, явившись за Мухаммедом, не тронули, а кинулись в погоню за беглецами. Согласно сире, Мухаммаду и Абу Бакру удалось спастись от преследователей, укрывшись в пещере, вход в которую чудесным образом заткал паутиной паук. Преследователи увидели паутину и, решив, что пещера необитаема, не стали ее осматривать. Несколько дней беглецы скрывались в пещере, а затем кружным путем через пустыню вышли к южной окраине Ясриба.
Традиция сообщает, что они прибыли в Ясриб в 12-й день раби ал-аввала 622 г. Навстречу Мухаммаду устремились жители города, предлагая ему кров. Пророк был смущен гостеприимством горожан и доверил право выбора своему верблюду. Земля, на которой остановилось животное, тут же была подарена Мухаммаду для возведения дома.

В последующей исламской истории термин хиджра употреблялся и в метафорическом смысле, обозначая религиозное путешествие верующего.

Ганди исключают из касты, а Амбедкар сжигает книги

Первые предпосылки распада традиционной кастовой системы возникли уже к концу XIX века. Под британским владычеством постепенно менялась экономическая структура Индии. В городах появлялись фабрики, сотни тысяч людей из разных каст попадали в армию или уезжали за длинной рупией за море. На ткацких предприятиях в Калькутте, на кораблях, везущих рабочих-кули на Маврикий или в Вест-Индию, соблюдать кастовые ограничения было затруднительно. В последнем случае нарушением традиции считалось само путешествие за пределы страны.

Например, в 1888 году руководители торговой касты бания в Бомбее пытались запретить юноше из своего сообщества уехать на обучение в Лондон, мотивируя это тем, что вояж «за черные воды» обернется осквернением. Тот слушать уговоры отказался, отправился в Англию и был исключен из касты. Всего за сотню лет до этого такое решение старейшин могло бы полностью разрушить жизнь строптивого упрямца. Но уезжавшему из Индии Мохандасу Ганди (а речь идет именно о нем) исключение из касты бания не навредило никак. Случай паренька из Бомбея далеко не единичный: в то время многие индийцы шли против традиций — например, выходцы из брахманских семей начинали изучать хирургию, хотя копание в человеческих внутренностях считалось немыслимым ритуальным осквернением.

Конечно, описанные тенденции почти всегда затрагивали исключительно высшие касты. Абсолютное большинство индийцев, ставших известными на рубеже XIX–XX веков, происходило из привилегированных слоев. В этой среде развивалась национальная наука и культура, были созданы первые политические партии, шли споры о будущем страны. Выходцы из низкокастовых групп в очень немногих случаях получали шанс сделать карьеру и улучшить свой социальный статус — одним из возможных путей была служба в британско-индийской армии. Именно в семье армейского офицера, происходившего из касты махаров, в 1891 году родился Бхимрао Амбедкар.

Будущий лидер низкокастового движения получил блестящее образование: он поступил в Бомбейский университет, став первым неприкасаемым в стенах этого заведения, и продолжил учебу в Соединенных Штатах, а вернувшись на родину, заступил на пост профессора в своей alma mater и параллельно занимался юридической практикой.

В политику Амбедкар пришел в середине 1920-х, когда набирало силу антиколониальное движение. Но его взгляды коренным образом отличались от идей находившегося тогда на пике популярности Ганди, Неру и других выходцев из высших слоев, возглавлявших Индийский национальный конгресс. Амбедкар считал главной проблемой страны не колониальную систему, а кастовое угнетение.

В декабре 1927 года в Индии горели костры из книг — точнее, только из одной книги. Амбедкар и его сподвижники сжигали экземпляры Законов Ману, древнеиндийского сборника двухтысячелетней давности, устанавливавшего жесточайшие кастовые ограничения. Утверждалось, что «свинья губит обнюхиванием, петух — обвеванием крыльями, собака — взглядом, низкорожденный — прикосновением». Амбедкар считал, что сожжение Законов Ману будет первым этапом освобождения неприкасаемых от «брахманского ига».

Лидеры Индийского национального конгресса понимали, что кастовые вопросы могут серьезно помешать борьбе за независимость. Необходимо было делать что-то для эмансипации представителей низших слоев. Ганди начал кампанию за допуск неприкасаемых в храмы. Также он предложил отказаться от самого этого слова, заменив его обозначением «хариджан» — «дети божьи». Амбедкару термин не нравился и казался дискриминирующим: по его мнению, неприкасаемые тем самым отделялись от остальных индийцев. Сам он использовал слово «далиты» («угнетенные»), и именно оно прижилось в современной Индии.

Современная демонстрация далитов. В центре — портрет Амбедкара. Синие шапочки и флаги традиционно ассоциируются с партиями низших каст

После того как Индия стала независимой республикой, Амбедкар вошел в правительство, заняв пост министра юстиции, и создал конституцию, запрещающую дискриминацию по кастовому признаку. Остаток жизни он потратил на то, чтобы как можно дальше увести далитов от индуизма, и решил восстановить в стране буддизм, как учение, провозглашающее всеобщее равенство. В 1956 году более полумиллиона сторонников Амбедкара из его же касты махаров перешли в новую для себя веру, и религия, исчезнувшая в Индии почти тысячу лет назад, теперь вновь обрела последователей.

Современная свадьба в Индии. Как проходит свадьба в Индии

Празднование может занять пару дней, но может и затянуться на неделю. Сегодня большинство индийских свадеб укладываются в 1-2 дня, как и в России.

Первый день свадьбы жених и невеста празднуют раздельно в своих домах. Для каждого из них заготовлена своя церемония. На руки и ноги невесты наносят красивейший узор из хны — это церемония мехенди. У мужчины церемония называется халди. Его тело покрывают пастой из куркумы. Вечером начинаются танцы — сангит. В современной Индии сангит проходит совместно. Невеста и жених могут готовиться к этому заранее, записавшись на курсы к хореографу. К слову, они хорошо здесь зарабатывают, хотя танцы в два шага. Состоятельные семьи могут устроить коктейльную вечеринку. На столах могут быть алкогольные напитки, но это редкость. Как правило, на индийских свадьбах не бывает алкоголя.

В первый же день происходит обмен кольцами. Интересно, но для Индии это чужая традиция, которая пришла из Европы. В прошлом индийцы никогда не обменивались кольцами.

На второй день жених идет в дом невесты. Уже там происходит обряд бракосочетания, и только после него, он может забрать ее в свой дом. Сегодня «дом невесты» может быть заменен на банкетный зал.

Сама свадебная процессия в Индии шумная, с барабанами и музыкой. Жених едет верхом на белом коне, сопровождают его близкие, двигаясь рядом. Иногда они могут остановиться, чтобы потанцевать. Если вы встали в пробку, то возможно причина как раз в свадебной процессии. Она двигается медленно, и часто по проезжей части. Местные жители не ругаются, как-никак свадьба. Остается только любоваться на это музыкальное и яркое шествие.

Когда жених добирается в банкетный зал, то сразу поднимается на сцену. Ее возводят специально для молодоженов, которые восседают на роскошных креслах. Гости могут свободно поднимать к молодоженам, чтобы поздравить с бракосочетанием. Они вручают подарки, фотографируются, говорят пожелания. В общем, этим свадьбы похожи с российскими.

Уже в банкетном зале проходит церемония Вармала. На ней молодожены надевают цветочные венки друг на друга. По поверью, кто успеет первым надеть венок на другого, то и будет в семье главным.

Несмотря на то, что уже прошло несколько церемоний, но молодая пара еще не являются мужем и женой. Все эти обряды только предсвадебные. Только вечером наступает самый волшебный момент — фере. Время для фере назначает священник пандит, для этого он рассчитывает наиболее удачное расположение планет. Поэтому обряд может пройти не только вечером, но и ночью. Поэтому вы можете увидеть, как на индийских свадьбах кто-то укутывается в плед, а кто-то может заснуть.

Церемония проводится под навесом пандапом, который специально пестро украшают. Пандит разводит под ним кастер, а невеста и жених садятся прямо перед огнем. Священник начинает читать молитвы, и следует череда традиционных правил. В заключении пара должна 7 раз обойти священное пламя. Только после этого они становятся мужем и женой.

Муж надевает на свою возлюбленную мангалсутру — ожерелье. Затем наносит на пробор волос красный порошок — синдур. Также он должен надеть ей на лодыжки браслеты паял, а на пальцы ног кольца. Все это считается признаками замужней женщины, как и точка на лбу. Она должна носить их всю жизнь, как в России жены носят кольцо.

Если вам интересно, то прочитайте мою другую статью об эталонах женской красоты в Индии . Ой, как нелегко было раньше девушкам соответствовать идеалу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий