История Камбоджи
Точное время не определено, когда началась история Камбоджи. Предположительно она началась 15 тыс. лет назад. В это время на её территории уже появились первые поселения. Земледелие было основным делом людей того времени. Медь здесь начали выплавлять 4 тыс. лет до н. э., а в конце 3 тыс. до н. э. появилась бронза.
Когда началась наша эра, поселение Камбоджи наладило торговые отношения с Индией, которая сильно повлияла на формирование культуры и религии Камбоджи. Первые княжества, которые здесь появились назывались одним общим названием – кхмерским. Княжества стали объединяться и образовали одно большое государство со столицей Ангкор.
Период процветания в Камбодже – с 802 по 1431 гг. В середине XV века начинается стремительное её падение. В 1353 г. Ангкор захватывает тайское государство Аюттайя. Затем столица находится в постоянных войнах и переходит из рук в руки другим государствам.
Войны продолжались практически всё время – до середины XIX века. Большая часть территории Камбоджи перешла в Ангкорское королевство и Вьетнам. Страна находилась на грани нищеты. В 1863 году правитель Камбоджи находит поддержку в лице Франции. Французская армия победила сиамские войска. Таким образом, Камбоджа согласно подписанному договору стала французской колонией. Власть короля была ограничена. Без одобрения Франции он не мог принять никаких самостоятельных решений. По этой причине население было недовольным и организовывала частые восстания.
С 30-х годов XX века стали формироваться рабочие партии, которые добились некоторой независимости Камбоджи. Во вторую мировую войну Камбоджа была оккупирована Японией, но после её поражения она вновь стала колонией Франции.
В 1947 году была провозглашена конституция Камбоджи. Полный выход из французского союза состоялся в 1955 году. Затем начинается гражданская война. Затишье наступает в 1956 году, когда Камбоджа налаживает отношения с СССР.
В 1975 году к власти приходят красные кхмеры во главе с Пол Потом. Его основная цель заключалась в построении стопроцентного коммунистического общества. Во время правления Пол Пота отменены товарно-денежные отношения, интеллигенция, квалифицированные рабочие и врачи уничтожались физически. По оценкам было уничтожено до 3 млн. человек. Началась нищета и болезни. Все лекарства были отменены, экономика была полностью истощена. В 1973 году создан единый фронт национального спасения, который освободил страну от диктатора.
Независимость Камбоджа получила в 1993 году, когда провозглашена Конституция, в результате Камбоджа становится конституционной монархией. Коммунизм был окончательно разрушен. Сегодня страна рада видеть туристов и предлагает всем свои исторические и культурные достопримечательности.
Обычаи и традиции Камбоджи
Одежда и манеры поведения камбоджийцев в обществе носят в основном традиции связанные с традициями буддизма, религии, которая является превалирующим верованием большинства жителей Камбоджи. Исходя из этого как повседневная, так и праздничная одежда камбоджийцев носит довольно скромный, если не аскетичный характер. А в манере поведения характерным является сдержанность и отсутствие яркого выражения своих эмоций. При этом, в такой же сдержанной манере протекают и традиционные праздники камбоджийцев, такие, как та же свадьба или празднование рождения ребенка. Так, что обычаи и традиции Камбоджи несколько отличаются от того, что можно видеть в соседних с ней странах.
Исполнительское искусство
Музыка
- Камбоджийская музыка , О камбоджийской музыке
- Камбоджийские музыканты
- Pinpeat
- Традиционные музыкальные инструменты в Камбодже ( фр )
- Камбоджийский рок (1960-1980) ( фр )
Театр
- Театр Камбоджи (en)
- Лакхон Преа Рич Троп , Лакхон Кхол , Лакхон Пол Срей , Лакхон Берк Бат , Лакхон Нанг Сбек
- Yike , Lakhon Бассак , Lakhon phleng Кар , Lakhon обезьяну , Lakhon kamnap , Lakhon mahori
- Лакхон Ниеай
- Камбоджийский театр (секции)
- Камбоджийские режиссеры : Чхенг Фон , Жан-Батист Фу
- Национальный театр Преах Сурамарит (1968, театр басак)
Другое: куклы, пантомима, пантомима, колдовство.
- Kleinkunst , любые второстепенные виды исполнительского искусства
- Уличное искусство , ярмарка искусств , цирк , уличный театр , уличное шоу ,
- Марионетка , Междисциплинарное искусство , Перформанс (искусство) …
- Сбек Том , театр теней
- Сбек Точ , Сбек Паор , Нанг Сбек
Кино
- Камбоджийское кино
- Камбоджийские режиссеры , писатели камбоджийские
- Камбоджийские актеры , Камбоджийские актрисы
- Камбоджийские фильмы , фильмы камбоджийского режиссера
Камбоджийское кино, зародившееся в 1950-х годах , в следующем десятилетии переживало золотой век, в течение которого индустрия производила много классических произведений, а театры были открыты по всей стране. Индустрия оставалась жива до тех пор, пока красные кхмеры не пришли к власти в 1975 году . С конца 1980-х годов , несмотря на окончание войны, он изо всех сил пытался восстановить жизнеспособность.
Рити Панх , франко-кхмерский режиссер, автор “Les Artistes du Théâtre Brlé” и S21, машина смерти красных кхмеров , однако в 1990-х годах снял несколько фильмов о стране своего рождения .
Наука и культура
Образование в Камбодже является ныне одной из приоритетных задач правительства. В стране действует несколько тысяч начальных школ, расположенных как в городах, так и в сельской местности. В этих школах и приравненных к ним т.н. монастырских школах дети получают элементарные знания. В школах средней ступени образование имеет более широкий спектр, во многих изучают иностранные, в первую очередь французский и английский, языки. Значительное число средних учебных заведений, особенно в Пномпене, частные.
Наиболее авторитетное высшее учебное заведение — Пномпеньский университет.
Главный научный центр — Камбоджийская академия наук, в которую входят несколько институтов, в основном гуманитарного профиля.
Камбоджийская культура имеет длительную и богатую историю. Её истоки уходят в период Фунани и Ченлы, она поражает богатством форм в эпоху империи Камбуджадеша.
Храмовый комплекс Ангкора — один из крупнейших в мире. Такие храмы, как Ангкорват — усыпальница короля-воина Сурьвармана II, Байон, который во все стороны света смотрит глазами Джаявармана VII, удивительный Бантей Срей (Цитадель женщин), поражающий высочайшим искусством барельефов и изображений, высеченных в камне, свидетельствуют об уровне культуры в древней Камбоджи.
Современная камбоджийская культура, несмотря на понесённые утраты, развивается довольно быстрыми темпами, сочетая обращение к традиционным кхмерским жанрам с современными формами. В стране публикуются как традиционные бытовые романы, построенные на буддийской этике (Петь Тумкровыл и его роман «Мак Тхынг» — современная обработка средневекового сюжета для традиционного кхмерского театра бике), так и в большом объёме детективная литература и особенно любимые кхмерами комиксы. Популярностью пользуются и включённые в хрестоматии для школьников известные романы 1930 — 40-х гг. «Пка сропын» («Пайлинская роза»), Неак Тхиема, произведения Рым Кина.
Значительным явлением кхмерской культуры стало создание литературных произведений, основанных на сюжетах, возникших на национальной почве или исторических событиях периода Камбуджадеши. Таковы поэма «Тум и Тиеу», рассказы о правлении Джаявармана VII и других великих властителей страны.
Особую роль в культурной жизни страны играет Буддийская библиотека. В ней собрано множество образцов кхмерского народного фольклора — сказки, легенды, пословицы и поговорки.
Праздники в Камбодже
Количество праздников в Камбодже может озадачить многих туристов, что, впрочем, не удивительно, ведь кроме исконно камбоджийских в стране отмечаются буддийские, тайские и китайские праздники, а в последнее время к ним прибавились праздничные дни позаимствованные из европейских стран.
Даже Новый Год в Камбодже празднуется несколько раз, так у китайцев и вьетнамцев, живущих здесь лунный Новый Год отмечается в конце января – начале февраля, кхмеры празднуют это событие (Чнам-Тмай) в середине апреля, а официальный праздник назначен, как и в Европе, на 1 января.
Гонки на быках | Большая королевская регата |
Наиболее красочными праздниками в стране являются Чнам-Тмай (камбоджийский Новый Год) – в это время по всей стране люди сооружают песчаные холмы, ставшие символом ступ – буддийских религиозных строений. Считается, что каждая песчинка в таком холме способствует искуплению грехов.
Следом за Чнам-Тмай, в мае начинается Чат-Пре-Нангкал – королевская пахотная церемония, проходящая в мае около Королевского дворца в Пномпене.
Также большой у местных жителей в Камбодже пользуется праздник Прочум-Бен (Пчам-Бен) – праздник поминовения умерших отмечаемый в сентябре. По легенде, в период убывающей луны, когда небо затянуто облаками, а ночи становятся все темнее, Яма — король мертвых — отпускает души умерших, и они на время живут среди людей. В первую очередь души усопших идут в пагоды, и если не находят в них традиционных подношений, то проклинают родных.
Население Камбоджи
Средняя плотность населения ок. 63 чел. на 1 км2. В густонаселённой центральной части страны она доходит до 90 чел. на 1 км2.
Камбоджа входит в число стран с очень молодым и быстрорастущим населением. За 1875—1975 его численность с 1,1 млн возросла примерно в 6 раз. Несмотря на огромные потери в период правления «красных кхмеров» (от 1 до 2 млн чел.), численность населения продолжала устойчиво расти. Среднегодовой прирост в некоторые годы доходил до 2,1—2,2%, сейчас он несколько снизился — 1,4—1,7%. Возрастные группы: 0—14 лет — 42%, 15—64 года — 55%, 65 лет и старше — 3%.
Этнический состав: камбоджийцы (кхмеры) — 90%, вьетнамцы — 5%, китайцы — 1%, остальные — чамы, тайцы и малые народности, проживающие в труднодоступной горной местности.
Языки населения Камбоджи принадлежат к нескольким языковым семьям: аустроазиатской, тайской, малайско-полинезийской и китайско-тибетской. К первой из них относится кхмерский язык, на котором говорит подавляющее большинство населения страны. Из европейских языков определённое распространение получили французский и за годы независимого развития — английский.
Наиболее распространённой религией в Камбодже является буддизм южной ветви — хинаяны (тхеравады). Сегодня это государственная религия, которую исповедует ок. 94% населения страны. Наряду с тхеравадой распространены буддизм махаяны (вьетнамцы и китайцы), ислам (чамы). Среди национальных меньшинств сохраняется влияние традиционных родоплеменных культов.
Грамотно, по разным оценкам, 32—36% населения старше 15 лет.
Государственное устройство и политическая система Камбоджи
Камбоджа — конституционная монархия с многопартийной либеральной демократией (с 1 сентября 1993).
Административное деление: 19 провинций (кхетов) и 2 города центрального подчинения. Крупнейшие города (тыс. чел.): Пномпень, Баттамбанг (94), Кампонгcаом (быв. Сиануквиль) (33), Кампот (13).
Глава государства — король Нородом Сианук (коронован 24 сентября 1993). Двухпалатный парламент — сенат (61 место) и Национальная ассамблея (122 места); члены обеих палат избираются сроком на 5 лет.
Высший орган законодательной власти — Национальная ассамблея. Высший орган исполнительной власти — правительство Камбоджа, которое формируется по результатам парламентских выборов.
Председатель Национальной ассамблеи — принц Нородом Раннарит. Глава правительства — Хун Сен, лидер НПК.
В Национальной ассамблее после выборов 1999 представлены три политические партии: 64 места — НПК, 43 места — ФУНСИНПЕК (лидер принц Нородом Раннарит) и 15 мест — резко оппозиционная Хун Сену радикально проамериканская Сэм Райнси партии (лидер Сэм Райнси).
Король Нородом Сианук обладает ограниченной официальной властью (царствует, но не правит), но при этом пользуется большим влиянием. В то же время политический режим в стране нельзя в целом назвать демократическим, несмотря на наличие парламента, всеобщих и муниципальных выборов и других атрибутов демократической власти.
В 1990-е гг. Камбоджа удалось добиться определённых успехов в реализации программ экономического и политического развития. Политическая стабильность рассматривалась как основа и гарантия экономического развития, результаты которого, однако, оказались ниже ожидаемых. Несмотря на то что до 60% бюджета Камбоджа формировалось за счёт внешней помощи, 39% населения всё ещё продолжает находиться за чертой бедности. В связи с этим на 2001—05 борьба с бедностью и подъём жизненного уровня объявлены приоритетными задачами правительства.
Во внешней политике страна стремится основываться на принципах нейтралитета. Камбоджа присоединилась к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА), вступила в АСЕАН, активно участвует в региональном форуме АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ)
Основное внимание во внешней политике уделяется развитию отношений с соседними странами АСЕАН, а также с КНР и Японией, которая возглавляет международный комитет по реконструкции Камбоджа и предоставляет наибольший объём помощи, обещанной этой стране мировым сообществом
Из экономически развитых стран основными партнёрами являются США, Франция и в последнее время Австралия.
США и Камбоджа имеют достаточно обширные торговые связи. В 1992 США отменили эмбарго на торговлю с Камбоджа. В 1996 между двумя странами было подписано Соглашение по торговым связям. США активно выступают за организацию международного суда над «красными кхмерами», и нерешённость этого вопроса сильно осложняет положение правительства Хун Сена в отношениях с американской администрацией. До последнего времени правительство Камбоджа отвергало предложения ООН по организации международного суда для рассмотрения преступлений «красных кхмеров», настаивая на суде национальном. В этом вопросе позицию Камбоджи чётко поддерживает КНР.
Королевские камбоджийские Вооружённые силы включают армию, Военно-морской флот и Военно-воздушные силы; созданы в 1993 путём воссоединения Камбоджийской народной армии и двух армий антикоммунистического сопротивления. Призывной возраст — 18 лет. Помимо государственных Вооружённых сил в Камбодже существуют силы сопротивления, включая Народную объединённую армию («красные кхмеры») и сепаратистское роялистское движение.
Камбоджа имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1955).
История Камбоджи
Точное время не определено, когда началась история Камбоджи. Предположительно она началась 15 тыс. лет назад. В это время на её территории уже появились первые поселения. Земледелие было основным делом людей того времени. Медь здесь начали выплавлять 4 тыс. лет до н. э., а в конце 3 тыс. до н. э. появилась бронза.
Когда началась наша эра, поселение Камбоджи наладило торговые отношения с Индией, которая сильно повлияла на формирование культуры и религии Камбоджи. Первые княжества, которые здесь появились назывались одним общим названием – кхмерским. Княжества стали объединяться и образовали одно большое государство со столицей Ангкор.
Период процветания в Камбодже – с 802 по 1431 гг. В середине XV века начинается стремительное её падение. В 1353 г. Ангкор захватывает тайское государство Аюттайя. Затем столица находится в постоянных войнах и переходит из рук в руки другим государствам.
Войны продолжались практически всё время – до середины XIX века. Большая часть территории Камбоджи перешла в Ангкорское королевство и Вьетнам. Страна находилась на грани нищеты. В 1863 году правитель Камбоджи находит поддержку в лице Франции. Французская армия победила сиамские войска. Таким образом, Камбоджа согласно подписанному договору стала французской колонией. Власть короля была ограничена. Без одобрения Франции он не мог принять никаких самостоятельных решений. По этой причине население было недовольным и организовывала частые восстания.
С 30-х годов XX века стали формироваться рабочие партии, которые добились некоторой независимости Камбоджи. Во вторую мировую войну Камбоджа была оккупирована Японией, но после её поражения она вновь стала колонией Франции.
В 1947 году была провозглашена конституция Камбоджи. Полный выход из французского союза состоялся в 1955 году. Затем начинается гражданская война. Затишье наступает в 1956 году, когда Камбоджа налаживает отношения с СССР.
В 1975 году к власти приходят красные кхмеры во главе с Пол Потом. Его основная цель заключалась в построении стопроцентного коммунистического общества. Во время правления Пол Пота отменены товарно-денежные отношения, интеллигенция, квалифицированные рабочие и врачи уничтожались физически. По оценкам было уничтожено до 3 млн. человек. Началась нищета и болезни. Все лекарства были отменены, экономика была полностью истощена. В 1973 году создан единый фронт национального спасения, который освободил страну от диктатора.
Независимость Камбоджа получила в 1993 году, когда провозглашена Конституция, в результате Камбоджа становится конституционной монархией. Коммунизм был окончательно разрушен. Сегодня страна рада видеть туристов и предлагает всем свои исторические и культурные достопримечательности.
Деньги
Денежная единица страны — Риель (KHR), в 1 риеле 100 су. Актуальный курс: 100 KHR = 1,46 RUB (1 USD = 4131,38 KHR, 1 EUR = 4060,49 KHR).
Банки работают с понедельника по пятницу с 8:00 до 15:30. Некоторые из них открыты по субботам до 12:00. Обменные пункты открыты с понедельника по субботу с 7:30 до 11:00 и с 14:30 до 17:00. Банкоматов нет, все операции совершаются в банковских офисах.
Практически везде в стране можно свободно расплатиться долларами США. При этом цены пересчитываются по текущему официальному курсу, о котором прекрасно осведомлены все камбоджийцы.
Кредитные карты принимают к оплате только в банках и в больших отелях столицы и других крупных городов. Обналичить их в провинции — так же, как и дорожные чеки — практически невозможно. Предпочтение отдается кредиткам и чекам в долларах США.
В большинстве гостиниц и ресторанов страны никаких официальных наценок за обслуживание нет. Поэтому, если гость хочет отблагодарить за хорошее отношение и четкий сервис, он может просто округлить сумму в большую сторону. Кроме того, принято оставлять на чай гидам, обслуживающим группу.
Камбоджа — внимание! Мошенники! (начало)
Главный развод в Камбодже, бронирование жилья в Сиануквиле
Приход Казантипа в 2015 в Камбоджу, не остался не замеченным, на ровне с Грузией и ее грузантипом, он во-первых вызвал бурление говн в народных массах, а во-вторых, заставил повыползать эти массы из всех щелей в попытке оказать различного рода помощь и параллельно нажиться на богатых туристах. Поэтому если не хотите быть обманутыми, всегда придерживайтесь здравого смысла: не оплачивайте не оказанные услуги, не ведитесь на бесплатный сыр, не доверяйте первым встречным, да и вторым встречным тоже. Можете не доверять мне, просто следуйте здравому смыслу, и совету старожилов:
Национальные особенности Камбоджи
Национальные особенности Камбоджи – это яркий оптимизм местных жителей, радушие и приветливость. Конечно, одновременно с этим, многие камбоджийцы застенчивы, они «побаиваются» туристов, общение с ними может быть сложным. Впрочем, в туристических местах застенчивых жителей не так много, большинство уже привыкло к туристам, и порой пользуется их незнанием страны, местных правил, цен.
Камбоджийские семьи во многом традиционны, мужчины работают, а женщины и дети или занимаются хозяйственными делами, или продают на рынках рыбу, поделки, еду, одежду. Хотя традиционные семьи в туристических районах уже редки, местные женщины и девушки работают в офисах и магазинах. Есть в Камбодже и проституция, которая во многих городах процветает. Однако подобные знакомства довольно опасны, риск подхватить заболевание или оказаться втянутым в «грязную» историю чрезвычайно высок.
Деревенские мальчишки | Женщина на сборе урожая |
Правила европейского образа жизни в Камбодже пока достаточно формальны, даже офисные менеджеры вне стен могут надевать кхмерскую одежду и жить в традиционных жилищах. Привычные правила дорожного движения, гигиены и многие другие здесь фиктивны, на дорогах творится хаос, а в уличных забегаловках продавцы одной и той же рукой могут готовить еду, брать деньги и одновременно выбрасывать мусор.
Демократическая Кампучия
Пол Пот – это псевдоним командира камбоджийских партизан Салот Сара, организовавшего коммунистическую партию “красных кхмеров”. Свергнув генерала Лон Нола в 1975 году, “красные кхмеры” установили жестокий коммунистический режим, который господствовал в стране до 1979 года.
Оккупировав города, “красные кхмеры” направили всех городских жителей в сельскую местность для выполнения сельскохозяйственных работ. Эта мера свидетельствовала о презрительном отношении “красных кхмеров” к городскому населению, а также отражала их утопическую идею превратить Камбоджу в страну трудолюбивых крестьян. Во главе режима стоял Салот Сар, который использовал псевдоним “Пол Пот”. Управляя режимом тайно, Пол Пот не появлялся на публике. Правительство, называвшее себя “Демократическая Кампучия”, заявляло о стремлении к независимости от иностранных государств, однако принимало экономическую и военную помощь от своих главных союзников – Китая и Северной Кореи.
Бесчинства “красных кхмеров”. На протяжении второй половины 70-х голов “красные кхмеры” под предводительством Пол Пота истребили около 1,7 миллионов человек. На этом фото изображены человеческие кости и черепа в музее Камбоджи, который во время правления Пол Пота служил тюрьмой и местом пыток.
Не причисляя себя к коммунистам, “красные кхмеры” оперативно ввели в действие ряд долгосрочных и зачастую трудноосуществимых социалистических программ. Самые влиятельные члены нового парламента были в большинстве своем безграмотными сельскими жителями, сражавшимися в гражданской войне на стороне “красных кхмеров”. “Демократическая Кампучия” радикально ограничила свободу слова, передвижений и собраний, а также запретила все религиозные обычаи и традиции. Власти контролировали все каналы связи, доступ к пище и информации. Отношение к бывшим городским жителям, которых теперь называли “новые люди”, было особенно пренебрежительным. “Красные кхмеры” истребляли интеллигенцию, торговцев, чиновников, членов религиозных групп и всех, кого подозревали в несогласии с курсом партии. Миллионы камбоджийцев насильно переселялись, лишались пищи, подвергались пыткам и принуждались к работам.
Почти 1,7 миллионов камбоджийцев было
уничтожено красными Кхмерами
(четверть населения страны)
За все время пребывания у власти “красных кхмеров” почти 1,7 миллионов камбоджийцев было уничтожено, умерло от тяжелого труда или голода.
Стремясь вернуть территории, утраченные Камбоджей много столетий назад, “красные кхмеры” организовывали нападения на соседние страны. После того, как во Вьетнаме (в то время объединенным под властью коммунистов) развязался военный конфликт, идеология “Демократической Кампучии” стала носить открыто расистский характер. Проживавшие в Камбодже этнические меньшинства, в том числе китайцы и вьетнамцы, подвергались гонениям, высылались из страны или массово уничтожались. С целью избавления от государственных изменников, в правящей партии стали проводиться чистки. Были убиты сотни тысяч жителей восточной Камбоджи, подозревавшиеся в пособничестве с Вьетнамом. За все время пребывания у власти “красных кхмеров” почти 1,7 миллионов камбоджийцев (более пятой части населения страны) было уничтожено, умерло от тяжелого труда или голода.