Крушение Ту-154 в Норильске

Культурный след

Трагическая и неоднозначная история Виталия Калоева нашла отражение в музыке и кино. Играющая futurepop группа Edge of Dawn из Германии в качестве основы для своего первого релиза использовала историю Калоева. Речь идет о вышедшем в 2005 году EP «The Flight», на котором есть песня «Losing Ground» со словами «Losing ground is what it takes if you really want to fly».

Рокеры Delta Spirit из США записали трек «Ballad of Vitaly», который поставили в конце своего альбома «History from Below» (2010).

В апреле 2021 года на экраны вышел американский фильм «Последствия», сценарий которого написан на основе происходивший с Калоевым событий. Убитого горем отца и мужа играет Арнольд Шварценеггер. Действия фильма перенесены на территорию США, и по сюжету убивший диспетчера строитель отбывает 10-летний срок, после чего его на могиле семьи едва не лишает жизни выросший сын убитого. Фильм получился провальным, как в плане сборов, так и по отзывам критиков.

19 июля 2021 года, то есть через 18 дней после 16-й годовщины трагедии в прокат должен выйти российский фильм «Непрощенный», в котором сохранены имена всех основных участников истории и затронутые событиями локации. Главную роль исполняет Дмитрий Нагиев. Огорчает только то, что режиссером, сценаристом и продюсером картины одновременно выступает Сарик Андреасян. Он вместе с Enjoy Movies каждый год выпускает на российские экраны несколько картин, которые иногда ставят кассовые рекорды, но в основном проваливаются и получают кучу негативных реакций за безвкусицу, пошлость, обилие рекламы, посредственную игру актеров и некачественные сценарии.

Не хотелось бы, чтобы трагическая, сильная и сегодня уже подзабытая история Виталия Калоева стала лишь поводом для очередной попытки заработать немного денег сомнительным киноконвейером. Она скорее достойна хорошей книги, в которой в традициях русской литературы будут описаны чувства и мысли простого человека, в одно мгновение оказавшегося в своем собственном аду, ищущего ответов и выхода.

P.S. В конце 2021 года у Виталия родилась двойня: мальчик и девочка. Новую супругу зовут Ирина.

Расследование[ | код]

По мнению комиссии, у экипажа за 9 секунд до столкновения не было оснований прекращать заход на посадку, а отклонение руля высоты до упора на кабрирование было попыткой снизить вертикальную скорость и задержать самолёт на глиссаде. Лишь при скорости 261—263 км/ч, когда была потеряна продольная управляемость самолёта, а центровка была близка к передней, экипаж принял решение уходить на второй круг. Что до центровки самолёта, то после опросов диспетчеров по центровке и грузчиков красноярского аэропорта, а также бортпроводников, было определено, что она составляла при посадке 20,5-19 % САХ, а по балансировочным характеристикам 16-18% САХ.

По данным следственной комиссии, служба перевозок в аэропорту Красноярска допустила следующие нарушения:

  • Номинальная загрузка рассчитывалась исходя из норматива массы одного взрослого пассажира и ребёнка 75 килограммов, а не 80 и 30 килограммов соответственно, вследствие чего фактический вес был больше указанного в перевозочных документах на 565 килограммов.
  • Четырём пассажирам не выдавались талоны на бесплатную перевозку детей, из-за чего на борту оказались 6 неучтённых маленьких детей, тем самым повысив фактический вес относительно указанного в документах ещё на 120 килограммов.

Конструктивные недостатки самолёта | код

Ещё при лётных испытаниях самолётов Ту-154Б в 1974—1975 годах выявилось значительное уменьшение запаса руля высоты, по сравнению с первым Ту-154 (машина СССР-85001), который прошёл государственные испытания. Это снижение составляло 4—6%, что соответствует смещению центровки вперед на 4-6% САХ, при этом никакого официального объяснения этого факта ОКБ Туполева не представило. По результатам испытаний ограничение передней центровки было изменено с 18 до 16,5% САХ, но это не компенсировало уменьшения запаса продольной управляемости и для безопасной эксплуатации было недостаточным.

Норильская авиакатастрофа привела к необходимости провести испытания, по результатам которых в ГосНИИ ГА было установлено, что минимальный уровень продольной управляемости на установленных режимах может быть обеспечен только при центровке 22% САХ и более или при центровке 20% САХ, но при условии увеличения скорости захода на посадку на 10 км/ч, по сравнению с рекомендованной в РЛЭ. Эти же испытания подтвердили резкое снижение эффективности руля высоты при его отклонении более чем на −20°, тогда как при полётах с центровками менее 20% САХ его балансировочное положение уже находится близко к зоне малой эффективности. При отклонении руля высоты более чем на 18° на пикирование или кабрирование, самолёт медленно на это реагировал, особенно на кабрирование (взятие штурвала «на себя»).

Также испытания показали, что характеристики продольной управляемости самолёта сильно зависят от режима работы двигателей. При этом в кабине отсутствовал сигнализатор предельно допустимых отклонений руля высоты, а в РЛЭ были неправильные рекомендации по использованию широкой зоны (от −3° до −16°) на указателе положения стабилизатора (ИП-33), тем самым затрудняя экипажам определение критического положения руля в полете. Чёткие рекомендации в РЛЭ по использованию прибора ИП-33 при выходе стрелки руля высоты за пределы широкой части зелёного сектора отсутствовали.

Несмотря на результаты летных испытаний 1974—75 и 1979 годов, при которых были выявлены конструктивные недостатки самолётов Ту-154Б, спешка с внедрением и началом эксплуатации новых моделей привела к тому, что в ОКБ Туполева не было принято никаких конструктивных мер по увеличению запаса продольной управляемости авиалайнера, а руководство ГосНИИ ГА попросту не проконтролировало этот момент.

Заключение комиссии | код

Расшифровка переговоров[ | ]

Запись переговоров

Сокращения

  • КВС : Командир воздушного судна — Геннадий Николаевич Шилак
  • : Второй пилот — Александр Иванович Алейников
  • ШТ : Штурман — Андрей Владимирович Карелин
  • БИ : Бортинженер — Юрий Павлович Захаров
  • Д : Авиадиспетчер
  • Внеш. связь : переговоры с диспетчером

Расшифровка

ДДальний привод, 480, на глиссаде, правее 20.
(внеш. связь)480, понял.
ДСнижайтесь. Выше глиссады, 480. Удаление 3, правее 10.
ДВыше глиссады 20 метров, 480, правее 10.
(внеш. связь)480, понял.
ДУдаление 2, правее 20.
ДПравее 10, на глиссаде.
ДРезко не снижайтесь, ниже 10.
ШТОценка-а-а!
КВСДержать по приборам.
ШТРешение!
ДБез снижения! Без снижения следуйте, 480, прекратите снижение!
Пиздец!
КВСВсем взлетный!
БИВзлетный.
ДНа второй круг уходите!
КВСУбрать шасси! Пиздец нам.

Экранизация истории

Жуткая трагедия заставила американских режиссеров снять фильм про катастрофу над Боденским озером. Лента получила название «Последствия». Сюжет и некоторые нюансы истории немного изменены. Действие картины происходит в США. Здесь работает главный герой (праобраз Виталия Калоева) – Роман Мельник. Он с нетерпением ждет, когда к нему прилетит беременная жена и ребенок

Главную роль в фильме сыграл Арнольд Шварценеггер, что еще больше привлекло внимание общественности к этой трагедии

Гибель семьи в автокатастрофе заставляет героя метаться в поисках виновников. Из счастливого человека Роман Мельник в одно мгновение превращается в одинокого загнанного волка. А вместо извинений и соболезнований от компании, виновной в катастрофе, главный герой лишь получает непонятные для него предложения об отступных. Все это еще более усугубляет психическое состояние Романа Мельника, пытающегося найти справедливость, ведь виновник трагедии преспокойно находится на свободе и не понес наказания. Его разум не в состоянии понять, почему так все происходит… В итоге Мельник отправляется с ножом к диспетчеру авиакомпании. В киноленте все происходит в точности так, как это было в реальной жизни. Конечно, некоторые детали и имена были изменены режиссером. Но главная задача, которую он преследовал, была выполнена. Режиссер сумел на экране передать всю глубину человеческой трагедии и внутренних переживаний главного героя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий